Направление на мазок из зева. Правила доставки анализов в баклабораторию

26.03.2013 Comments are closed.

Анна Парфенова , детский отоларинголог клиники «Нева»

— Нужны ли антибиотики при ангине и зачем берётся мазок на BL?

Все бактериальные ангины лечатся антибиотиками,- вирусные, возможно нет. Большую роль в принятии решения играет точная диагностика.

Мазок на BL- забор содержимого сухим ватным тампоном с поверхности поражённых миндалин для обнаружения бациллы Леффлера- возбудителя дифтерии. Дифтерия- достаточно редкое в настоящее время (благодаря вакцинации) заболевание, крайне опасное своими осложнениями.

Настороженность профильных специалистов на выявление BL- постоянная.

— Лечение гайморита. Можно- ли обойтись без пункций пазух?

Благодаря современным методикам и эффективным антибиотикам в 70% случаев – да.

— Преимущества видеоотоскопа в диагностике ЛОР- болезней для врача и пациента.

Отличная визуализация патологии уха, горла или носа при многократном увеличении в естественном цвете на экране монитора. Появляется прекрасная возможность врачу и пациенту наблюдать эффективность назначенного лечения. При необходимости картинка архивируется для сравнения состояния проблемной зоны при повторных обращениях.

— Скрининговая аудиометрия- что это и зачем.

Импедансный аудиометр- современный изящный диагностический инструмент.

Его применение позволяет в течении нескольких минут безболезненно выявить ряд проблем из-за которых снижен слух:

— накопление жидкости в барабанной полости

— нарушение проходимости Евстахиевой трубы

— разрыв в цепи слуховых косточек или их тугоподвижность

— возможность определения бессимпомного(без жалоб) снижения слуха у детей до 3-х лет.

— Носовые сосудосуживающие капли- будем осторожны.

При частом и длительном применении,- велика вероятность возникновение хронического вазомоторного ринита, корок на фоне сухости слизистых, снижения обоняния.

Особое внимание с грудными детьми. В этом возрасте, при нарушении мамочками дозировки носовых сосудосуживающих капель быстро наступает общее отравление вплоть до госпитализации в реанимационное отделение.

— Ушные серные пробки- проявления и лечение.

Обтурация серой слухового прохода проявляется внезапной или постепенной заложенностью уха, снижением слуха, дискомфортом. Часто это происходит после контакта с водой(серная пробка разбухает), или на фоне попытки по чистить в ухе ватной палачкой(серная пробка утрамбовывается).

Существуют различные ушные капли для разрешения данной проблемы. На приёме у специалиста серную пробку можно просто вымыть или убрать механически.

— Что такое парацентез ?

Парацентез- это разрез барабанной перепонки в безопасном участке специальным инструментом- парацентезной иглой, под местной анестезией. Цель- получить отток жидкости(гноя) из барабанной полости.

Чаще всего причины две: простуда или значительная голосовая нагрузка,- механизм- умеренный отёк голосовых связок.

Лечение- покой поражённому органу- разговаривать мало и шёпотом. Осиплость без видимой причины, тем более, если она выраженная- повод к безотлагательной встрече с ЛОР- врачом.

— Продуть Евстахиевы трубы- можно- ли это делать самостоятельно.

Нет. При воспалении возможен занос инфекции в уши. При необходимости – это сделает специалист.

— Носовое кровотечение- первая помощь.

В большинстве случаев кровят сосуды слизистой передних отделов носа. Соответственно для остановки кровотечения их необходимо прижать. Оптимально- тампонада с гемостатической губкой или турунда из чистого подручного материала(марля, кусок бинта) с перекисью водорода. Можно просто прижать крылья носа к перегородке и держать 10- 15мин. Холод на переносицу. Положение сидя с наклоном вперёд, голову не запрокидывать, не паниковать. Необходимо помнить, если с кровотечением не удаётся справиться более 20мин.- нужна помощь врача.

Внимание, если имеют место рецидивирующие(повторные) носовые кровотечения- это может быть симптомом многих серьёзных заболеваний- необходимо обследоваться.

— Фурункул в ухе- что делать?.

Это воспаление волосяного мешочка или сальной железы наружного слухового прохода. Возбудитель- стафилококк. Сопровождается болью, покраснением, отёком.

Руками не трогать, лечиться у специалиста. Первая фаза- инфильтрационная- лечение консервативное(местное, антибиотики). Вторая- абсцедирование(фурункул созрел)- вскрываем, получаем гной- облегчение состояния пациента уже к концу процедуры.

— Что такое «кукушка»?

Это достаточно эффективная (при правильном исполнении) методика промывания носовых ходов и пазух при гайморите. Суть- принудительное перемещения промывной жидкости(тёплый физиологический расвор, фурацилин) из носового хода в пазуху и обратно.

Необходимые составляющие: опытная медицинская сестра, нацеленная на результат, достаточно мощный отсос с обтурирующей ноздрю оливой, активно сотрудничающий пациент,- его задача в течение всей процедуры громко говорить «ку-ку»(это нужно для предотвращения случайного попадания жидкости в дыхательные пути).

В одну ноздрю под умеренным давлением вводится промывающий раствор, из другой, благодаря вакууму эвакуируются гной, густое, вязкое слизистое отделяемое.

— Постоянно с наушниками- «затычками»- вредно или нет?

Имеется обоснованное беспокойство, в случае длительной эксплуатации вакуумных наушников «на полную громкость». У них, в отличие от «капелек» или накладных, создаётся максимальное давление на барабанную перепонку, что чревато баротравмой слухового нерва и снижением слуха.

Оснащение:

    Резиновые перчатки, маска.

    Стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.).

    Штатив для пробирок (2 шт.).

    Стерильный шпатель в лотке.

    Бланк-направление в лабораторию.

    Стеклограф.

Подготовка к процедуре.

    Выписать направление в лабораторию, указать №.

    Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки.

    Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку; слева – штатив для пробирок с забранным материалом).

    Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «З», № совпадающий с номером на бланке-направлении.

    Усадить ребенка лицом к источнику света.

Выполнение процедуры.

    Взять в левую руку пробирку, маркированную знаком «Н».

    Извлечь ватный тампон из пробирки, не касаясь краев пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован.

    Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка.

    Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам.

    Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

    Пробирку поместить в штатив, находящийся по правую руку.

    Взять одновременно в левую руку шпатель как писчее перо и пробирку, маркированную знаком «З».

    Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.

    Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку в которую он вмонтирован.

    Осторожно не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта.

    Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина.

Примечание: при наличии пленке в зеве – материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани.

    Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев.

    Пробирку помести в штатив, предназначенный для пробирок с забранным материалом.

Завершение процедуры.

    Вымыть и обработать руки антисептическим материалом руки в перчатках.

    Снять маску, перчатки.

    Вымыть и осушить руки.

    Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике).

    1. Взятие материала на патогенную кишечную флору Взять анализ кала для бактериологического исследования на кишечную группу.

Оснащение:

    Стерильная пробирка с металлической петлей и консервантом.

    Штатив для пробирок.

    Перчатки.

    Бланк-направление, стеклограф.

Подготовка к процедуре.

    Подготовить необходимое оснащение.

    Выписать направление в баклабораторию.

    Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

    Вымыть и осушить руки надеть перчатки.

Выполнение процедуры.

    Уложить ребенка на левый бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами.

    Взять пробирку в левую руку.

    Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.

    Правой рукой взять из пробирки металлическую петлю и осторожно вращательными движениями ввести ее в прямую кишку и собрать содержимое со стенок.

Примечание: глубина введения петли у детей раннего возраста 3 – 4 см., у старших детей – 6 – 8 см.; петлю продвигают вначале по направлению к пупку, затем параллельно позвоночнику.

    Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в пробирку с консервантом, не касаясь краев пробирки.

Примечание: не брать кал с явными примесями крови, т.к. кровь имеет бактерицидные свойства.

    Установить пробирку в штатив.

Завершение процедуры.

    Снять перчатки, поместить в дезраствор.

    Вымыть и осушить руки.

    Отправить материал в баклабораторию в сопровождении направления (допускается хранение пробирки с консервантом в холодильнике при температуре +3 - +4 0 С).

Как делается мазок из горла при ангине? Толкование результатов мазка из горла и носа всегда тесно привязано к причине, которая вызвала необходимость провести этот анализ. Мазок из горла при ангине берется в соответствии с определенными правилами. Мазок из горла берется сухим и стерильным ватным тампоном, который укреплен на специальной проволочной палочке, помещенной в стерильную пробирку.

Эти заболевания вызывает тот же возбудитель, что и скарлатину. Кожа у ребенка сухая и шершавая. В 1-2 сутки болезни у ребенка с диагнозом скарлатина берется мазок на бета гемолитический стрептококк группы А, если в зеве имеются налеты- дополнительно – мазок на дифтерию. Взятие мазка после начала лечения антибиотиками не имеет смысла, т.к. стрептококк быстро теряет способность к размножению и погибает при правильно подобранном лечении.

Мазок на bl бланк заполненный

Поэтому при скарлатине, при наличии налетов, у ребенка в первые сутки после обращения к врачу (в идеале), берется мазок на BL для исключения дифтерии. Скарлатина с ее клиническими проявлениями длится в среднем 10 дней, в случае своевременного и правильного лечения. В этот период для ребенка опасно заболевание ОРЗ и, особенно, повторная встреча со стрептококковой инфекцией.

Мазок на скарлатину

На 22-й день от начала болезни, при условии полного клинического выздоровления и нормальных результатов анализов, больной скарлатиной допускается в детский коллектив. Вот и у нас по второму заходу скарлатина! А выписали по полной программе все препараты, все в рот и в нос всё с антибиотиком!

Такой тип анализа часто используется для выявления в горле бета-гемолитического стрептококка из группы А, который как мы уже говорили выше, может вызывать серьезные осложнения у детей и подростков. Посев – заключается в переносе частичек слизи из горла или носа на специальную питательную среду в который микробы из слизи начинают быстро размножаться, образуя колонии. Нет никакой необходимости проводить профилактическое лечение, с целью устранить из горла всех потенциально опасных микробов.

В большинстве случаев в проведении мазка у здоровых членов семьи нет необходимости. Если в горле отсутствует гной и наложения, то собирают слизь с поверхности миндалин, дужек и язычка. Ватный тампон с забранным материалом вновь помещают в стерильную пробирку и закрывают плотно подогнанной пробкой. Точно так же забирается мазок при ангине на бациллу Леффлера (BL). Однако забранный материал высевается на кровяную теллуритовую среду Клауберга.

Мазок на BL- забор содержимого сухим ватным тампоном с поверхности поражённых миндалин для обнаружения бациллы Леффлера- возбудителя дифтерии. Преимущества видеоотоскопа в диагностике ЛОР- болезней для врача и пациента. Отличная визуализация патологии уха, горла или носа при многократном увеличении в естественном цвете на экране монитора.

мазок на бл. как берется?

Болезнь передается воздушно-капельным путем либо контактно-бытовым: через посуду, игрушки и т.д. В течение этого времени в группу не принимаются дети, которые не были в контакте с заболевшими. В 1-2 классах школы, в случае заболевания скарлатиной, карантин не накладывается, но в классе проводятся ежедневные осмотры.

Что такое мазок из горла и носа и в каких случаях необходим этот анализ?

При скарлатине, обычно, все ограничивается единичными случаями заболевания. После курса антибиотиков (7-10 дней), больной скарлатиной не заразен и опасности для окружающих не представляет. Заболеть скарлатиной можно после контакта с больным ангиной, фарингитом, отитом, пневмонией, стрептодермией, рожистым воспалением. Если антитоксический иммунитет есть, человек при контакте даже с больным скарлатиной может заболеть ангиной или фарингитом или не заболеть совсем.


Чаще всего скарлатиной болеют дети от двух до семи лет, до 1 года у ребенка сохраняются антитела, полученные от матери, в том числе с грудным молоком. До 2х лет у детей меньше контактов с другими детьми и взрослыми. Обычно отмечаются сильные боли в горле. Кроме этого, можно увидеть сильное покраснение горла (пылающий зев). Как правило, на миндалинах бывают гнойные налеты.

Причина в том, что антибиотики, назначенные с первого дня болезни, очень быстро убивают микробы и иммунитет к ним и их токсинам не успевает выработаться. Лечение для устранения того или микроба из полости носа или горла (зева) выбирается в зависимости от того какой именно это микроб был выявлен и какую проблему он вызывает. Существуют СП 3.1.2.1108-02 о профилактике дифтерии, в соответствии с которыми у всех больных с ангиной (при наличии налетов на миндалинах) берется мазок на коринебактерию дифтерии.

Мазок для исследования клеточного состава на слизистой оболочке ротоглотки позволяет подтвердить наличие болезнетворных микроорганизмов. На основании результатов анализа врач диагностирует заболевание, назначает лекарственные средства для борьбы с возбудителем.

Одним из наиболее часто проводимых исследований является мазок из зева на стафилококк.

Анализ назначается:

  • с профилактической целью перед трудоустройством в пищевую промышленность, учебные и лечебные учреждения. На основании результатов определяется, здоров ли человек, можно ли начинать работу.
  • беременным женщинам для установления риска развития тяжелых инфекционных заболеваний, которые могут осложнить течение беременности и оказать негативное воздействие на плод.
  • для профилактического обследования ребенка перед посещением учебного учреждения во избежание развития эпидемии инфекционной болезни в детском коллективе.
  • обследование пациента перед госпитализацией, а также перед операцией, так как патогенные микроорганизмы могут существенно осложнить течение послеоперационного периода и замедлить процесс выздоровления.
  • установления риска развития заболевания после контакта с больным человеком, что позволяет предупредить дальнейшее распространение инфекции.
  • для диагностики ЛОР-заболеваний, определения вида микрофлоры, на основании чего удается правильно подобрать лекарственные средства.

Подготовка к диагностике

Достоверные результаты исследования можно получить лишь при соблюдении определенных правил. Пациенту необходимо начинать подготовку к анализу за несколько дней. Мазок из горла покажет истинный качественный и количественный состав микроорганизмов при некоторых условиях:

Особенности процедуры

Пациент располагается на кушетке в положении сидя. Рот необходимо максимально раскрыть для четкой визуализации структур полости. Для улучшения положения рекомендуется несколько запрокинуть голову назад.

Специалист фиксирует язык с помощью шпателя (металлический, деревянный), опуская его ко дну ротовой полости. Стерильным ватным тампоном на удлиненной металлической петле следует провести по поверхности слизистой оболочки зева.

Тампон не должен соприкасаться с другими поверхностями при введении и выведении его из полости рта во избежание получения недостоверных данных.

Процесс сбора материала не доставляет болезненных ощущений пациенту, возможен лишь небольшой дискомфорт. У людей с выраженным рвотным рефлексом могут наблюдаться неприятные ощущения при прикосновении к задней глоточной стенке.

Собранный материал на тампоне помещается в стерильную колбу со средой, которая обеспечивает максимально благоприятные условия для сохранения патогенных микробов. Это дает возможность транспортировать материал в лабораторию без погибших микроорганизмов.

В условиях лаборатории материал помещается в питательные среды различного состава для активации процессов размножения и роста инфекционных возбудителей. В зависимости от реакции, которую следует оценить через определенный период времени.

Результаты анализа

Чтобы специалист правильно расшифровал полученные результаты, он используется таблицы показателей нормального количественного и качественного состава микрофлоры слизистой оболочки ротоглотки. На бланке указывается вид микроорганизмов, их количество, которое указывается в колониеобразующих единицах.

Для определения КОЕ используется специальная питательная среда, благодаря которым наблюдается рост определенного вида патогенных возбудителей. Колонии микробов вырастают в форме пятен. При необходимости из колонии можно вырастить новых инфекционных возбудителей.

На следующем этапе осуществляется подсчет микроорганизмов с помощью специальных методик. В случае серийного разведения набранный материал подвергается 10-кратному разведению, после чего он помещается во вторую пробирку. Далее разведенный материал объемом 10 мл снова разбавляется в 10 раз, помещается в третью пробирку. Специалист повторяет манипуляцию около 10 раз.

Из каждой пробирки часть материала высеивается на питательную среду. Этого необходимо для облегчения процесса роста микробов. При максимальной концентрации возбудителей рост практически отсутствует. Расшифровка подобного анализа не считается достоверной.

В таблице указывается вид инфекционных микроорганизмов, их количество. При нормальных условиях на слизистой оболочке ротоглотки можно обнаружить эпидермальные, зеленящиеся стафилококковые, пневмококковые микробы, небольшая часть грибков Кандида, непатогенные нейссерии.

Из болезнетворных микробов в мазках могут выявляться стрептококки, грибки, бацилла Леффлера, возбудитель коклюша и другие.

Стрептококки являются причиной множества заболеваний, например, ангины, пневмонии, ревматизма, скарлатины. Подробнее остановимся на стафилококковой и дифтерийной палочках, так как они чаще всего обнаруживаются в материале.

Стафилококковый возбудитель

Зачастую стафилококк в мазках из ротоглотки обнаруживается после сильного переохлаждения, иммунодефиците на фоне авитаминоза, простуды. Стафилококк относится к возбудителям, которые в норме присутствуют в микрофлоре, однако они не вызывают болезни. Однако при воздействии благоприятных для них факторов, они активизируются. Стафилококки передаются через зараженные предметы обихода, а также попадают в организм посредством респираторной системы при вдыхании инфекции. В редких случаях регистрируется алиментарное заражение.

Не стоит пугаться, если у новорожденного будет обнаружен стафилококк, ведь младенец обладает слабой иммунной защитой, поэтому имеет высокий риск заражения.

В диагностический комплекс входит обязательный посев или баканализ. В зависимости от количественного состава высеянного возбудителя врач принимает решение о назначении лекарственных препаратов. Стафилококки провоцирует развитие:

  • воспаления носо-/ротоглотки;
  • пищевой токсикоинфекции;
  • остеомиелита;
  • пневмонии;
  • пиодермии.

Стафилококк может приводить к сепсису, что критически отягощает течение хронических заболеваний.

Стафилококк в мазке из зева может выявляться с помощью микроскопического метода путем окрашивания материала по Грамму. При диагностике обнаруживаются кокки (шаровидной формы) поодиночке или скоплениями. Стафилококк окрашивается в синий цвет. Для него характерна неподвижность и сферическая форма. Микроскопия проводится для предварительной диагностики.

Чтобы точно установить состав флоры, используется культуральный метод. Посев материала помогает вывести чистую культуру, что подтверждает диагноз и помогает установить ответную реакцию на антибиотики. Оптимальная температура для роста бактерий составляет 30-36 градусов. Стафилококки не прихотливы к питательным средам, поєтому рост их колоний возможен на различных средах:

  • мясопептидный агар, на котором микробы растут гладкими и блестящими колониями округлой формы, возвышающие над средой. Золотистый стафилококк имеет золотистую окраску колоний, что обусловлено присутствием пигмента. Он выделяется при росте бактерий, отчего получил свое название.
  • мясопептидный бульон. Стафилококк приводит к его помутнению и формированию осадка на дне.
  • солевой агар содержит до 10% хлорида натрия. На данной среде растет исключительно стафилококковый возбудитель, так как другие микроорганизмы не выдерживают такую высокую концентрацию солей.
  • кровяной агар. Вокруг стафилококковых колоний наблюдается зона гемолиза, где располагаются разрушенные эритроциты под действием гемолизина.

Для определения чувствительности микробов к антибактериальным препаратам требуется антибиотикограмма. Для этого необходимо произвести посев бактерий на твердую среду, после чего на ее поверхность располагаются диски, пропитанные разными антибактериальными средствами.


Если рост патогенных микроорганизмов угнетается под определенным диском с антибиотиком, подтверждается его эффективность в борьбе с возбудителем. В результате этого врач выбирает данный препарат для лечения заболевания. В большинстве случаев для гибели стафилококков назначаются пенициллины или ванкомицин.

Вследствие длительного использования пенициллинов для лечения стафилококковых болезней, у микробов выработалась устойчивость. Защита от антибиотика обеспечивается пенициллиназой, которая его расщепляет.

Бацилла Леффлера

Подозрение на активацию дифтерийной бактерии появляется при наличии:

  • синдрома интоксикации;
  • воспалительного очага в ротоглотке;
  • нарушения дыхания, одышки, приступов удушья;
  • дисфункции почек;
  • пленочного налета на миндалинах, носу;
  • кардиальной патологии.

Дифтерия – серьезное заболевание, при отсутствии лечения которого возможен летальный исход. В связи с высоким риском развития тяжелых осложнений, специально была разработана вакцина. Первая прививка проводится в 3-месячном возрасте, после дважды требуется повторное введение через 6 недель. Ревакцинация выполняется в 1,5 года, 6-летнем возрасте, после этого спустя 8 и 4 года.

Если контакт ребенка с больным дифтерией человеком произошел до момента окончания полной вакцинации, ему выполняется реакцию Шика. Если у ребенка, выполнив, мазок из зева на дифтерию bl, результат положительный, его необходимо изолировать от других детей до полного выздоровления.

Кроме того, в учебной группе, где находился больно ребенок, следует с профилактической целью обследовать всех детей. Им также берется мазок из ротоглотки для выявления возбудителя. Все предметы мебели, игрушки подвергаются дезинфекции.

Специалисты выделяют несколько видов палочки Леффлера. Так, различают mitis, gravis, а также intermedius. Они передаются при разговоре, дыхании, оседая на слизистые оболочки респираторных органов, или распространяются через предметы.

Благодаря анализу, при котором исследуется материал из ротоглотки, специалист обнаруживает возбудителя и устанавливает его штамм. От этого зависит агрессивность инфекции и соответственно, тяжесть заболевания. Классифицируются бактериальные агенты на основании ферментативных, культуральных и структурных особенностей.

Микроскопический анализ необходим для предварительного исследования материала. Морфологические признаки микроба настолько разнообразны, что требуется дальнейший бакпосев. Для окраски используются несколько методик (Грамма, Нейссера, а также Леффлера):

  • метод Грамма дает возможность установить способность бактерии взаимодействовать с генцианвиолетом. Несмотря на то, что дифтерийный возбудитель относится к грамположительным микроорганизмам, это свойство взаимодействия непостоянно. Свойства микроба резко изменяются при отсутствии питания и при контакте с антибактериальными средствами.
  • метод Нейссера – наиболее информативный, однако трудоемкий. Для окраски используется уксуснокислая синька, растворы Люголя и хризоидина. После нанесения синьки и Люголя препарат ополаскивается дистиллированной водой, после чего материал окрашивается хризоидином.
  • Метод Леффлера используется чаще всего. Для окрашивания применяется синька (метиленовая щелочная).

В процессе диагностики важно отличить истинные дифтерийные бациллы с палочками Гофмана и Ксероза. В мазках после окраски дифтерийные микробы располагаются в виде римской цифры 5.

Для проведения бактериологического метода необходимо тщательно подбирать питательную среду, так как бациллы очень прихотливые. Для посева используются такие питательные среды:

  • свернутая сыворотка Ру, на котрой бациллы вырастают шероховатыми, R-формой;
  • теллуритовые дифсреды;
  • сывороточно-/кровяно-теллуритовые агары;
  • среда Клаубера;
  • хинозольная среда Бучина.

Благодаря теллуритовым средам удается не только выявить возбудителя, но и провести дифференцировку между штаммов:

  • дифтерийная палочка серая, розеткообразная;
  • mitis – черной окраски, неблестящие, с гладкой поверхностью;
  • gravis – с радиальностью;
  • intermedius – серо-черного оттенка, с гладкой поверхностью;
  • ложнодифтерийные микробы Гофмана – серой окраски, с блестящей поверхностью, конусовидные, возвышающиеся над средой;
  • дифтероиды Ксероза – серо-черные, отличить их удается с помощью хинозольной среды, где они вырастают бесцветными.

Диагноз инфекционного заболевания подтверждается на основании результатов лабораторной и инструментальной диагностики. Кроме того, необходимо обращать внимание на выраженность клинических симптомов. Помимо бакпосева и микроскопии целесообразно проведение серологического исследования. Благодаря комплексному обследованию врачу удается максимально точно установить вид инфекционного возбудителя. Это дает возможность точно подобрать лекарственные препараты и предупредит развитие тяжелых осложнений.



gastroguru © 2017