Конспект урока "биология - наука о живой природе". Биология - наука о живой природе 1 биология наука о живой природе

Биология как наука о живой природе зародилась еще в античные времена, то есть до начала нашей эры. Само название «биология» в переводе с древнегреческого означает «наука о жизни» (от греч. биос – жизнь и логос – слово, учение). Биология изучает строение, химический состав, процессы жизнедеятельности живых организмов, их сообщества, связи с окружающей средой, то есть исследует различные проявления жизни.

Отличия живого от неживого. Мы постоянно сталкиваемся с разнообразным миром живых существ, которых объединяют в отдельные царства: Растения, Грибы, Животные, Бактерии, Цианобактерии, Вирусы, а также с объектами неживой природы – камнями, льдом, песком и т. д. Всем известно, что живые существа растут, питаются, дышат, размножаются, воспринимают воздействия окружающей среды и определенным образом на них реагируют. Поэтому на первый взгляд отличить живое от неживого вроде бы и не сложно, но это не совсем так. Например, есть живые организмы, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя (в частности, семена или пыльца растений), когда проявления их жизнедеятельности незаметны, и напоминать тем самым неживые предметы.

Что же объединяет все живое и отличает его от неживой природы? Каждый живой организм состоит из отдельных частиц – клеток – подобно тому, как дома построены из множества кирпичей. Тела неживой природы (за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие только из одной клетки (например, бактерии, одноклеточные животные, некоторые водоросли и грибы), другие образованы большим количеством клеток (например, цветковые растения, многоклеточные животные). Только вирусы, вызывающие разнообразные заболевания человека (СПИД, грипп, желтуху), животных и растений, не имеют клеточного строения. О них вы узнаете в старших классах.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть построены из одних и тех же химических соединений (органических – белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот – и неорганических – воды, различных минеральных солей).

Ни один живой организм не может длительное время существовать без поступления энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Солнечную энергию способны улавливать зеленые растения и преобразовывать ее в форму, доступную для использования другими живыми организмами. Создавая органические соединения из неорганических (воды и углекислого газа), они преобразуют поглощенную энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Другие организмы, поедая зеленые растения, одновременно получают и запасенную ими энергию.

Все живые организмы зависят от условий среды обитания. Из окружающей среды они получают необходимые им вещества, то есть питаются. Соединения, поступающие в живые организмы с пищей, претерпевают в них изменения. Часть их используется для собственных потребностей организма в энергии, которая выделяется в результате расщепления сложных соединений до более простых в процессе дыхания.

Питание является характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивает их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности. Итак, необходимое условие существования живых организмов – обмен веществ с окружающей средой и преобразование в них энергии.

Живые организмы способны воспринимать влияния окружающей среды и определенным образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Например, при малейшем прикосновении первых капель дождя к листьям мимозы стыдливой они сразу же складываются и провисают.

Характерной особенностью живых организмов является также способность к движению. О том, что двигаться способны животные, известно всем. Но могут ли двигаться растения? Ведь они в основном ведут прикрепленный образ жизни и на первый взгляд к движению не способны. Но это не так. Многие из вас знают, что подсолнечник изменяет положение побега с соцветием соответственно движению Солнца по небосводу. В зависимости от направления падения лучей света растения могут изменять положение листьев. Чтобы убедиться в этом, понаблюдайте за комнатными растениями (традесканцией, бегонией, фикусом).

Все живые организмы растут и развиваются, увеличивая свои размеры и массу. При этом одни из них (например, деревья, кусты, рыбы) могут расти на протяжении всей жизни, тогда как другие – только определенное время.

Совокупность живых организмов на Земле составляет органический мир, или живую природу. Изучением всех проявлений жизни занимается наука биология (от греч. биос - жизнь, логос - учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Они живут на суше, в воде, в почве, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли - биосферу (от греч. биос и сфера - шар) (рис. 1).

Рис. 1. Границы биосферы

Значение биологии . В наше время перед человечеством особенно остро встают такие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека - сельским хозяйством, медициной, различными отраслями промышленности (пищевой, легкой и т. д.).

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, создающих новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания.

Благодаря достижениям биологической науки в промышленности широко применяют современные биотехнологии. С их помощью предприятия выпускают высокоэффективные лекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

Активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, водоемов. На нашей планете практически уже не осталось уголков с нетронутой природой. Перед человечеством встала грандиозная задача - сохранить природную среду, чтобы поддержать условия существования и развития цивилизации. Решить ее могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете, составляет неотъемлемую часть культуры каждого жителя.

Ответьте на вопросы

  1. Что изучает биология?
  2. Что называют биосферой?
  3. Какое значение имеет изучение биологии для человека?

Новые понятия

Биология. Биосфера.

Подумайте!

Почему биологию считают наукой будущего?

Тема урока : Биология - наука о живой природе.

Основные цели и задачи : Дать ученикам 5-ого класса начальные представления о том, что такое биология и чем она занимается.

Особое внимание уделяется многообразию биологически исследований и формированию отличий живой природы от неживой.

План урока :

  1. Что изучает биология?
  2. Подразделы биологии
  3. Где используются достижения биологии?
  4. Представители живого мира
  5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Ход урока

1. Что изучает биология?

Биология как наука о живой природе занимается изучением все ее проявлений. В ее названии присутствуют два греческих слова: «биос», что означает жизнь, и «логос», что значит наука.

В биологии важны все без исключения живые организмы, от самых больших до самых крошечных. Биологи (а именно так называются ученые, которые занимаются биологией) исследуют жизнь во всех ее проявлениях. Чем же именно они занимаются:

  • Изучают строение организмов;
  • Исследуют процесс размножения;
  • Прослеживают происхождение и взаимосвязи между отдельными группами;
  • Изучают связи между объектами живой и неживой природы.

Практическое задание:

Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы:

  • Ботаника - наука о растениях;
  • Зоология - наука о животных;
  • Генетика - наука о наследственности и генах;
  • Физиология - наука о жизнедеятельности целостного организма;
  • Цитология - наука о клетках, изучается их строение, функционирование, размножение;
  • Анатомия - наука о внутреннем строении живых организмов, расположении и взаимодействии внутренних органов;
  • Морфология - наука о форме и строении организмов;
  • Микробиология - наука о микроскопических веществах (микробах);

Практическое задание:

Подумайте, на чем сосредоточены следующие науки: эмбриология (наука о развитии зародышей), биогеография (наука, изучающая географическое распределение и размещение животных на планете), бионика (наука о том, как применять в технических устройствах и системах принципы, работающие в живых и неживых организмах), молекулярная биология (наука о хранении и передаче генетической информации, на уровне белков и нуклеиновых кислот), радиобиология (посвящена изучения действия излучений на биологические объекты), космическая биология (изучает возможности жизни организмов в условиях полетов на космических аппаратах и обеспечение жизнедеятельности на космических станциях), фитопатология (наука о болезнях растений), биохимия (изучает состав живых клеток и организмов).

3. Где используются достижения биологии?

Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?

  • Сельское хозяйство - с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.
  • Медицина - изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать новые лекарственные средства.
  • Охрана окружающей среды - биология показывает, в каких направлениях человек разрушает существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.

4. Представители живого мира

В живом мире сегодня, как и 4 млрд. лет назад, выделяют:

  • Доклеточные организмы - вирусы. Они становятся живыми только тогда, когда имеют возможность проявиться в клетках живых организмов.
  • Прокариоты. У них есть клетка, у клетки нет ядра. Другое название бактерий - бактерии.
  • Эукариоты. Сюда относят грибы, растения и животных. У них в клетках есть сформированные ядра.

Бактерии, грибы, растения и животные образуют 4 царства живых организмов.

Практическое задание:

Какие вирусы Вы знаете? (вирус, вызывающий ОРВИ, различные виды гриппа и т.д.).

5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Если об объектах живой природы мы уже говорили, то вопросов о том, что представляют собой объекты неживой природы, пока еще не касались. К ним, прежде всего, относятся камни, лед, песок и прочее. Каковы же отличительные свойства живых существ?

  • Они дышат.
  • Они питаются. Ни один живой организм не может существовать без того, чтобы черпать энергию извне. А вот что он будет потреблять и перерабатывать - мясо, молоко, крупу или морковь - уже и не столь важно.
  • Они размножаются, то есть воспроизводят себе подобных. Каждый Без этого жизнь на планете давно бы уже иссякла и закончилась. Именно в этом свойстве проявляется бесконечность жизни на планете Земля.
  • Они реагируют на воздействия окружающей среды и зависят от тех условий, в которых живут. Вот почему медведи на зиму залегают в спячку, а зайцы меняют свой окрас.
  • У живых организмов есть клеточная структура. Они могут состоять из одной клетки (есть специальный класс одноклеточных), а могут из многих (например, животные или человек). Клеток нет только у вирусов, поэтому они могут жить исключительно в организмах других животных, растений или человека.
  • Живые существа сходны по химическому составу - в их строении присутствуют органические соединения (белки. Жиры, углеводы), а также неорганические (самый распространенный из них - вода).
  • В большинстве своем живые организмы способны к передвижению. О такой возможности животных знают все, а вот что с растениями? Наличие корней и нахождение в почте делает их неспособными к проявлению такого свойства. Однако это не совсем так. Подсолнечник, к примеру, меняет свое положение в зависимости от движения Солнца. Точно также листья многих растений реагируют на солнечный свет.

По этим признакам их можно различить, однако в состоянии покоя некоторые живые объекты не проявляют признаков жизнедеятельности (например, семена растений, пыльца цветков).

Оценивание : Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

  • Что такое биология?
  • Что изучает биология?
  • Какие подразделы биологии Вы знаете?
  • Какие царства живых организмов Вы знаете?
  • Каковы главные отличия живого организма от объектов неживой природы.

6. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • С тем, что такое биология, какие вопросы она изучает, на что направлено ее основное внимание.
  • Какие есть разделы биологии и чем они занимаются.
  • В каких сферах используются достижения биологии.
  • Чем отличаются живые организмы от неживых.

Домашнее задание:

В качестве домашнего задания следует дать ученикам возможность написать творческую работу «Где используются достижения биологии», поскольку данный вопрос в рамках урока был рассмотрен очень поверхностно.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

БЛОК1

БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ

ПРИРОДЕ

Контроль уровня подготовки

Блок 1.БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ Задание А

1.Наука цитология изучает:


  1. строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

  2. строение органов и систем органов многоклеточных организмов

  3. фенотипы организмов разных царств

  4. морфологию растений и особенности их развития.
2.Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царств живой природы, используют метод:

  1. микроскопирования,

  2. прогнозирования,

  3. сравнения,

  4. моделирования.
3,Увеличение численности особей в популяции, преемственность между поколениями обеспечивается:

  1. эволюцией,

  2. развитием,

  3. размножением,

  4. митозом.
4.Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды называют:

  1. воспроизведением,

  2. эволюцией,

  3. раздражимостью,

  4. нормой реакции.
5.Обмен веществ отсутствует у:

  1. бактерий,

  2. водорослей,

  3. грибов,

  4. вирусов.
б.Гомеостаз - это:

  1. обмен веществ и превращение энергии,

  2. регулярное снабжение организма пищей,

  3. поддержание относительного постоянства внутренней среды организма,

  4. поддержание изменчивости во внутренней среде организма
7 .Клеточное строение имеют:

  1. бактериофаги,

  2. вирусы,

  3. кристаллы,

  4. бактерии.
8.Закономерности возникновения приспособлений у организмов к среде обитания исследует:

  1. цитология,

  2. эволюционное учение,

  3. экология,

  4. систематика.
9.Предмет «Общая биология» изучает:

  1. строение и функции организма,

  2. закономерности развития и функционирования живых систем,

  3. природные явления,

  4. строение и функции растений и животных.
10.Появление электронной микроскопии позволило в клетке увидеть:

  1. ядро,

  2. клеточную стенку,

  3. цитоплазму.
11.Термин «адаптация» означает:

  1. способность к возбуждению,

  2. приспособленность,

  3. развитие,

  4. самовоспроизведение,
12.Креационизм - это теория, признающая:

  1. сотворение мира,

  2. биохимическую эволюцию,

  3. самозарождение

  4. занесение жизни из космоса в виде спор.
13.Основной задачей систематики является изучение:

  1. этапов развития организмов,

  2. отношений организмов и окружающей среды,

  3. приспособленность организмов к условиям обитания,

  4. организмов и объединение их в группы на основе родства.
14.На каком уровне организации возникают хромосомные мутации:

  1. видовом,

  2. клеточном,

  3. организменном,

  4. популяционном.
15.Классификацией организмов на основе из родства занимается наука:

  1. экология,

  2. систематика,

  3. эмбриология,

  4. цитология.
16.При скрещивании организмов закономерности наследования признаков у потомства изучает наука:

  1. цитология,

  2. эмбриология,

  3. физиология,

  4. генетика.
17.В клетке перекомбинация наследственной информации лежит в основе:

  1. филогенеза,

  2. эмбриогенеза,

  3. генной инженерии,

  4. клеточной инженерии,
3

18.Метод позволяющий изучить хромосомные наборы здоровых и больных людей, -


  1. близнецовый,

  2. цитогенетический,

  3. генеалогический,

  4. гибридологический.
19.Размножение, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и превращение энергии - это основные признаки

  1. вида,

  2. организма,

  3. популяции,

  4. биогеоценоза.
2О.Всем живым организмам свойственно:

  1. синтез органических веществ из неорганических,

  2. поглощение из почвы растворов минеральных солей,

  3. активное передвижение в пространстве,

  4. дыхание, питание, размножение.
21.Изучением воспроизведения новых особей из одной или нескольких клеток занимается наука:

  1. клеточная инженерия,

  2. генная инженерия,

  3. микробиология,

  4. физиология.
22.Для тел живой и неживой природы характерен сходный набор

  1. белков,

  2. нуклеиновых кислот,

  3. химический элементов,
4. ферментов.

23.Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:


  1. экспериментального,

  2. наблюдения,

  3. проведения опытов,

  4. палеонтологического.
24.Генеалогический метод исследования использует наука:

  1. систематика,

  2. генетика,

  3. цитология,

  4. физиология.
25.Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

  1. генетика,

  2. физиология,

  3. морфология,

  4. эмбриология.
26.Для выявления общих признаков царств живой природы используются методы

  1. моделирования,

  2. центрифугирования,

  3. сравнения,
4

4. генной инженерии.

27.0тличительным признаком живого от неживого является:


  1. изменение свойств объекта под воздействием среды,

  2. участие в круговороте веществ,

  3. воспроизведение себе подобных,

  4. изменение размеров объекта под воздействием среды.
28.0бмен веществ и превращение энергии - это признак:

  1. характерный для тел живой и неживой природы,

  2. по которому живое можно отличить от неживого,

  3. по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных,

  4. по которому животные отличаются от человека.
29.Непрерывность жизни на Земле обеспечивается свойством живого:

  1. раздражимость,

  2. приспособленность,

  3. развитие,

  4. самовоспроизведение,
ЗО.Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне организации живой природы:

  1. биогеоценотическом,

  2. популяционно-видовом,

  3. организменном,

  4. биосферном.
31.В процессе окисления органических веществ и синтеза молекул АТФ в митохондриях исследователи изучают на уровне организации живой природы:

  1. биогеоценотическом,

  2. популяционно-видовом,

  3. клеточном,

  4. организменном,
32.Выведение нового сорта растения происходит на уровне организации живого:

  1. молекулярном,

  2. биосферном,

  3. популяционно-видовом,

  4. биогеоценотическом,
33.Генные мутации происходят на уровне организации живого:

  1. организменном,

  2. клеточном,

  3. видовом,

  4. молекулярном.
34.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого:

  1. организменном,

  2. клеточном,

  3. тканевом,

  4. популяционном.
35.Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого:

  1. организменном,

  2. тканевом,
5

  1. молекулярном.

  2. популяционном.
36.ДНК - это уровень организации живой природы:

  1. клеточный

  2. молекулярный

  3. организменный

  4. популяционный
37.Уровень организации живой природы обозначен цифрой:

  1. биохимический,

  2. функциональный,

  3. клеточный,

  4. прокариотический.
38.Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ и энергии, информации, является:

  1. биосферный,

  2. молекулярный,

  3. организменный,

  4. клеточный
39.Межвидовые отношения начинают проявляться на следующем уровне организации жизни:

  1. биогеоценотическом,

  2. популяционно-видовом,

  3. организменном,

  4. биосферном.
40.На молекулярном уровне организации жизни источником информации служат молекулы:

  1. липидов,

  2. углеводов,

  3. белков,

  4. нуклеиновых кислот.
41 .На каком уровне организации возникают хромосомные мутации:

  1. видовом,

  2. клеточном,

  3. организменном,

  4. популяционном.
42.Высшим уровнем организации живой природы является:

  1. биосферный,

  2. биогеоценотический,

  3. популяционно-видовой,

  4. организменный.
43.Основным научным методом исследования в ранний период развития биологии был:

  1. экспериментальный,

  2. микроскопия,

  3. сравнительно-исторический,

  4. наблюдения и описания объектов.
44.Живые системы считаются открытыми потому, что они:

1. построены из тех же химических элементов, что и неживые системы.


  1. обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой,

  2. обладают способностью к адаптации,

  3. способны размножаться.
45 .Уровень жизни, на котором начинаются эволюционные процессы:

  1. биосферный,

  2. организменный,

  3. популяционно-видовой,

  4. биогеоценотическом.
46.Первым надорганизменном уровнем жизни считается:

  1. биосферный,

  2. организменный,

  3. популяционно-видовой,

  4. биогеоценотическом.
47.Факт сезонной линьки у животных установлен методом:

  1. экспериментальным,

  2. наблюдения,

  3. сравнительно-историческим

  4. моделирования
48.Изучение закономерностей появления и развития видов выясняется с помощью метода:

  1. наблюдения,

  2. экспериментального,

  3. моделирования,

  4. исторического.
49.Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется

  1. наследственностью,

  2. онтогенезом,

  3. изменчивостью,

  4. филогенезом.
5О.Наука о строении и форме организма, его органов и их систем называется:

  1. гигиеной,

  2. анатомией,

  3. физиологией,

  4. валеологией
51.К какому уровню организации живой материи относится хлоропласт?

  1. молекулярному,

  2. субклеточному,

  3. клеточному,

  4. органно-тканевому.
52.Наука о тканях живых организмов называется:

  1. цитология,

  2. эмбриология,

  3. физиология,

  4. гистология.
53.Примером биогеоценотического уровня организации жизни является: 1. берёзовая роща,

  1. стадо коров,

  2. амеба обыкновенная,

  3. биосфера.
54.На каком уровне организации жизни происходит «запись» наследственной информации:

  1. молекулярном,

  2. клеточном,

  3. органном,

  4. организменном.
55.Какая наука изучает строение и жизнедеятельность грибов:

  1. гистология,

  2. микология,

  3. ботаника,

  4. цитология.
56.Какая наука изучает строение и жизнедеятельность водорослей:

  1. микробиология,

  2. альгология,

  3. ботаника,

  4. систематика.
57.На каком уровне организации происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов:

  1. молекулярном,

  2. клеточном,

  3. биосферном,

  4. организменном.
58.Как называется способность организмов реагировать на определенные воздействия окружающей среды той или иной активной реакцией, позволяющей им выжить:

  1. гомеостаз,

  2. раздражимость,

  3. обмен веществ,

  4. питание.
59.С помощью какого метода изучают влияние различных факторов на живой организм:

  1. сравнительного,

  2. описательного,

  3. исторического,

  4. экспериментального.
бО.Впервые использовали микроскоп в своих исследованиях

  1. Р.Гук и АЛевенгук

  2. М. Шлейден и Т.Шванн

  3. Л.Пастер и И.И Мечников

  4. Ч.Дарвин и А.Р.Уоллес
8

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

БЛОК 2

КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ

Контроль уровня подготовки

Блок 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Задание А

1. В состав изображённого на рисунке
гемоглобина входят молекулы

1)белка 2) ДНК 3)РНК 4) углевода

2. Липиды в плазматической мембране выполняют функцию


  1. энергетическую

  2. запасающую
    3)структурную
4) каталитическую

3. При образовании первичной структуры белка аминокислоты
взаимодействуют между собой с образованием связей

1)водородных


  1. ионных

  2. пептидных

  3. нуклеотидных
4. В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 40% от общего
числа. Какой процент нуклеотидов с аденином имеется в этой молекуле?5. Какую роль выполняет вода в жизни клетки?

  1. растворителя

  2. строительную

  3. энергетическую

  4. защитную
6. Связи, поддерживающие вторичную структуру белка, -

1) гидрофобные 2)водородные


  1. ионные

  2. ковалентные
7. Молекулы ДНК, в отличие от РНК, состоят из

  1. аминокислот

  2. двух полинуклеотидных цепей

  3. углеводов рибозы и глюкозы

  4. одной полипептидной нити
8. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от
общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?3

9. Разрушение структуры молекулы белка под действием различных
факторов называют


  1. раздражимостью

  2. сократимостью

  3. денатурацией

  4. пиноцитозом
10. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20 % от
общего числа. Доля нуклеотидов с тимином в этой молекуле составляет11. Наиболее богаты энергией молекулы
1)липидов

2)белков


  1. аминокислот

  2. нуклеиновых кислот
12. Какую роль выполняет вода в жизни клетки?

  1. растворителя

  2. строительную

  3. энергетическую

  4. защитную
13. Прокариотическая клетка, в отличие от эукариотической, содержит

  1. цитоплазму

  2. плазматическую мембрану

  3. рибосомы

  4. одну кольцевую хромосому
14. В животной клетке отсутствуют

  1. пластиды

  2. лизосомы

  3. элементы комплекса Гольджи

  4. центриоли клеточного центра
15. К эукариотам относятся
1)вирусы

  1. стрептококки

  2. бактерии-сапротрофы

  3. одноклеточные животные
16. Бактериальная клетка не имеет

  1. цитоплазмы

  2. оформленного ядра
    3)оболочки
4) цитоплазматической мембраны

17. Эукариоты произошли от общего предка, и поэтому их клетки


  1. размножаются делением

  2. имеют сходное строение

  3. способны к фотосинтезу

Тема: Биология – наука о живой природе

Цель: познакомиться с биологией как комплексной наукой о живой природе, значением биологических знаний в современной жизни, профессиями, связанными с биологией.

Актуализация знаний

Вопросы:

1. Что изучает биология?

2. Какие биологические науки вам известны?

3. Каких ученых-биологов вы знаете?

Биология – наука о жизни. Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.

Биология – одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология» для ее обозначения был предложен лишь в 1797 году немецким профессором Т.Рузом (1771-1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 году начали употреблять в своих работах Ж. Б. Ламарк (1744-1829), Л.К. Тревиранус (1779-1864).

Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.

В наши дни биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции различных научных дисциплин.

Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.

Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику , генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.

В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.

Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.

Так, связи биологических знаний с медициной и сельских хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.

Благодаря достижениям биологии промышленным путем получают медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.

Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости ученые-селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка и фотосинтеза. Ученые надеются, что в будущем это позволит решить проблему промышленного получения ценных органических веществ.

Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.

Благодаря достижениям биологии все большее значение приобретает новое направление материального производства – биотехнология . Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.

До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что это не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжелым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее планеты, вот почему значение биологических знаний возрастает с каждым годом. Биологическая грамотность необходима каждому человеку – так же, как умение читать, писать и считать.

Закрепление

Вопросы:

1. Что изучает биология?

2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?

3. Какова роль биологии в современном обществе?

Домашнее задание:

1. Параграф 1, на страницах 4-5 учебника.

2. Вопросы 1-3 на странице 5 учебника.

3. Словарь: биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, генетика, биофизика, биохимия, микробиология, радиобиология, космическая биология.

4. Подготовить презентацию о профессии, связанной с биологией, используя компьютерные технологии.



gastroguru © 2017