Мазок из зева на бациллу леффлера. Анализ мазка на стафилококк

Оснащение:

    Резиновые перчатки, маска.

    Стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.).

    Штатив для пробирок (2 шт.).

    Стерильный шпатель в лотке.

    Бланк-направление в лабораторию.

    Стеклограф.

Подготовка к процедуре.

    Выписать направление в лабораторию, указать №.

    Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки.

    Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку; слева – штатив для пробирок с забранным материалом).

    Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «З», № совпадающий с номером на бланке-направлении.

    Усадить ребенка лицом к источнику света.

Выполнение процедуры.

    Взять в левую руку пробирку, маркированную знаком «Н».

    Извлечь ватный тампон из пробирки, не касаясь краев пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован.

    Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка.

    Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам.

    Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

    Пробирку поместить в штатив, находящийся по правую руку.

    Взять одновременно в левую руку шпатель как писчее перо и пробирку, маркированную знаком «З».

    Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.

    Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку в которую он вмонтирован.

    Осторожно не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта.

    Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина.

Примечание: при наличии пленке в зеве – материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани.

    Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев.

    Пробирку помести в штатив, предназначенный для пробирок с забранным материалом.

Завершение процедуры.

    Вымыть и обработать руки антисептическим материалом руки в перчатках.

    Снять маску, перчатки.

    Вымыть и осушить руки.

    Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике).

    1. Взятие материала на патогенную кишечную флору Взять анализ кала для бактериологического исследования на кишечную группу.

Оснащение:

    Стерильная пробирка с металлической петлей и консервантом.

    Штатив для пробирок.

    Перчатки.

    Бланк-направление, стеклограф.

Подготовка к процедуре.

    Подготовить необходимое оснащение.

    Выписать направление в баклабораторию.

    Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

    Вымыть и осушить руки надеть перчатки.

Выполнение процедуры.

    Уложить ребенка на левый бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами.

    Взять пробирку в левую руку.

    Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.

    Правой рукой взять из пробирки металлическую петлю и осторожно вращательными движениями ввести ее в прямую кишку и собрать содержимое со стенок.

Примечание: глубина введения петли у детей раннего возраста 3 – 4 см., у старших детей – 6 – 8 см.; петлю продвигают вначале по направлению к пупку, затем параллельно позвоночнику.

    Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в пробирку с консервантом, не касаясь краев пробирки.

Примечание: не брать кал с явными примесями крови, т.к. кровь имеет бактерицидные свойства.

    Установить пробирку в штатив.

Завершение процедуры.

    Снять перчатки, поместить в дезраствор.

    Вымыть и осушить руки.

    Отправить материал в баклабораторию в сопровождении направления (допускается хранение пробирки с консервантом в холодильнике при температуре +3 - +4 0 С).

Мазок для исследования клеточного состава на слизистой оболочке ротоглотки позволяет подтвердить наличие болезнетворных микроорганизмов. На основании результатов анализа врач диагностирует заболевание, назначает лекарственные средства для борьбы с возбудителем.

Одним из наиболее часто проводимых исследований является мазок из зева на стафилококк.

Анализ назначается:

  • с профилактической целью перед трудоустройством в пищевую промышленность, учебные и лечебные учреждения. На основании результатов определяется, здоров ли человек, можно ли начинать работу.
  • беременным женщинам для установления риска развития тяжелых инфекционных заболеваний, которые могут осложнить течение беременности и оказать негативное воздействие на плод.
  • для профилактического обследования ребенка перед посещением учебного учреждения во избежание развития эпидемии инфекционной болезни в детском коллективе.
  • обследование пациента перед госпитализацией, а также перед операцией, так как патогенные микроорганизмы могут существенно осложнить течение послеоперационного периода и замедлить процесс выздоровления.
  • установления риска развития заболевания после контакта с больным человеком, что позволяет предупредить дальнейшее распространение инфекции.
  • для диагностики ЛОР-заболеваний, определения вида микрофлоры, на основании чего удается правильно подобрать лекарственные средства.

Подготовка к диагностике

Достоверные результаты исследования можно получить лишь при соблюдении определенных правил. Пациенту необходимо начинать подготовку к анализу за несколько дней. Мазок из горла покажет истинный качественный и количественный состав микроорганизмов при некоторых условиях:

Особенности процедуры

Пациент располагается на кушетке в положении сидя. Рот необходимо максимально раскрыть для четкой визуализации структур полости. Для улучшения положения рекомендуется несколько запрокинуть голову назад.

Специалист фиксирует язык с помощью шпателя (металлический, деревянный), опуская его ко дну ротовой полости. Стерильным ватным тампоном на удлиненной металлической петле следует провести по поверхности слизистой оболочки зева.

Тампон не должен соприкасаться с другими поверхностями при введении и выведении его из полости рта во избежание получения недостоверных данных.

Процесс сбора материала не доставляет болезненных ощущений пациенту, возможен лишь небольшой дискомфорт. У людей с выраженным рвотным рефлексом могут наблюдаться неприятные ощущения при прикосновении к задней глоточной стенке.

Собранный материал на тампоне помещается в стерильную колбу со средой, которая обеспечивает максимально благоприятные условия для сохранения патогенных микробов. Это дает возможность транспортировать материал в лабораторию без погибших микроорганизмов.

В условиях лаборатории материал помещается в питательные среды различного состава для активации процессов размножения и роста инфекционных возбудителей. В зависимости от реакции, которую следует оценить через определенный период времени.

Результаты анализа

Чтобы специалист правильно расшифровал полученные результаты, он используется таблицы показателей нормального количественного и качественного состава микрофлоры слизистой оболочки ротоглотки. На бланке указывается вид микроорганизмов, их количество, которое указывается в колониеобразующих единицах.

Для определения КОЕ используется специальная питательная среда, благодаря которым наблюдается рост определенного вида патогенных возбудителей. Колонии микробов вырастают в форме пятен. При необходимости из колонии можно вырастить новых инфекционных возбудителей.

На следующем этапе осуществляется подсчет микроорганизмов с помощью специальных методик. В случае серийного разведения набранный материал подвергается 10-кратному разведению, после чего он помещается во вторую пробирку. Далее разведенный материал объемом 10 мл снова разбавляется в 10 раз, помещается в третью пробирку. Специалист повторяет манипуляцию около 10 раз.

Из каждой пробирки часть материала высеивается на питательную среду. Этого необходимо для облегчения процесса роста микробов. При максимальной концентрации возбудителей рост практически отсутствует. Расшифровка подобного анализа не считается достоверной.

В таблице указывается вид инфекционных микроорганизмов, их количество. При нормальных условиях на слизистой оболочке ротоглотки можно обнаружить эпидермальные, зеленящиеся стафилококковые, пневмококковые микробы, небольшая часть грибков Кандида, непатогенные нейссерии.

Из болезнетворных микробов в мазках могут выявляться стрептококки, грибки, бацилла Леффлера, возбудитель коклюша и другие.

Стрептококки являются причиной множества заболеваний, например, ангины, пневмонии, ревматизма, скарлатины. Подробнее остановимся на стафилококковой и дифтерийной палочках, так как они чаще всего обнаруживаются в материале.

Стафилококковый возбудитель

Зачастую стафилококк в мазках из ротоглотки обнаруживается после сильного переохлаждения, иммунодефиците на фоне авитаминоза, простуды. Стафилококк относится к возбудителям, которые в норме присутствуют в микрофлоре, однако они не вызывают болезни. Однако при воздействии благоприятных для них факторов, они активизируются. Стафилококки передаются через зараженные предметы обихода, а также попадают в организм посредством респираторной системы при вдыхании инфекции. В редких случаях регистрируется алиментарное заражение.

Не стоит пугаться, если у новорожденного будет обнаружен стафилококк, ведь младенец обладает слабой иммунной защитой, поэтому имеет высокий риск заражения.

В диагностический комплекс входит обязательный посев или баканализ. В зависимости от количественного состава высеянного возбудителя врач принимает решение о назначении лекарственных препаратов. Стафилококки провоцирует развитие:

  • воспаления носо-/ротоглотки;
  • пищевой токсикоинфекции;
  • остеомиелита;
  • пневмонии;
  • пиодермии.

Стафилококк может приводить к сепсису, что критически отягощает течение хронических заболеваний.

Стафилококк в мазке из зева может выявляться с помощью микроскопического метода путем окрашивания материала по Грамму. При диагностике обнаруживаются кокки (шаровидной формы) поодиночке или скоплениями. Стафилококк окрашивается в синий цвет. Для него характерна неподвижность и сферическая форма. Микроскопия проводится для предварительной диагностики.

Чтобы точно установить состав флоры, используется культуральный метод. Посев материала помогает вывести чистую культуру, что подтверждает диагноз и помогает установить ответную реакцию на антибиотики. Оптимальная температура для роста бактерий составляет 30-36 градусов. Стафилококки не прихотливы к питательным средам, поєтому рост их колоний возможен на различных средах:

  • мясопептидный агар, на котором микробы растут гладкими и блестящими колониями округлой формы, возвышающие над средой. Золотистый стафилококк имеет золотистую окраску колоний, что обусловлено присутствием пигмента. Он выделяется при росте бактерий, отчего получил свое название.
  • мясопептидный бульон. Стафилококк приводит к его помутнению и формированию осадка на дне.
  • солевой агар содержит до 10% хлорида натрия. На данной среде растет исключительно стафилококковый возбудитель, так как другие микроорганизмы не выдерживают такую высокую концентрацию солей.
  • кровяной агар. Вокруг стафилококковых колоний наблюдается зона гемолиза, где располагаются разрушенные эритроциты под действием гемолизина.

Для определения чувствительности микробов к антибактериальным препаратам требуется антибиотикограмма. Для этого необходимо произвести посев бактерий на твердую среду, после чего на ее поверхность располагаются диски, пропитанные разными антибактериальными средствами.


Если рост патогенных микроорганизмов угнетается под определенным диском с антибиотиком, подтверждается его эффективность в борьбе с возбудителем. В результате этого врач выбирает данный препарат для лечения заболевания. В большинстве случаев для гибели стафилококков назначаются пенициллины или ванкомицин.

Вследствие длительного использования пенициллинов для лечения стафилококковых болезней, у микробов выработалась устойчивость. Защита от антибиотика обеспечивается пенициллиназой, которая его расщепляет.

Бацилла Леффлера

Подозрение на активацию дифтерийной бактерии появляется при наличии:

  • синдрома интоксикации;
  • воспалительного очага в ротоглотке;
  • нарушения дыхания, одышки, приступов удушья;
  • дисфункции почек;
  • пленочного налета на миндалинах, носу;
  • кардиальной патологии.

Дифтерия – серьезное заболевание, при отсутствии лечения которого возможен летальный исход. В связи с высоким риском развития тяжелых осложнений, специально была разработана вакцина. Первая прививка проводится в 3-месячном возрасте, после дважды требуется повторное введение через 6 недель. Ревакцинация выполняется в 1,5 года, 6-летнем возрасте, после этого спустя 8 и 4 года.

Если контакт ребенка с больным дифтерией человеком произошел до момента окончания полной вакцинации, ему выполняется реакцию Шика. Если у ребенка, выполнив, мазок из зева на дифтерию bl, результат положительный, его необходимо изолировать от других детей до полного выздоровления.

Кроме того, в учебной группе, где находился больно ребенок, следует с профилактической целью обследовать всех детей. Им также берется мазок из ротоглотки для выявления возбудителя. Все предметы мебели, игрушки подвергаются дезинфекции.

Специалисты выделяют несколько видов палочки Леффлера. Так, различают mitis, gravis, а также intermedius. Они передаются при разговоре, дыхании, оседая на слизистые оболочки респираторных органов, или распространяются через предметы.

Благодаря анализу, при котором исследуется материал из ротоглотки, специалист обнаруживает возбудителя и устанавливает его штамм. От этого зависит агрессивность инфекции и соответственно, тяжесть заболевания. Классифицируются бактериальные агенты на основании ферментативных, культуральных и структурных особенностей.

Микроскопический анализ необходим для предварительного исследования материала. Морфологические признаки микроба настолько разнообразны, что требуется дальнейший бакпосев. Для окраски используются несколько методик (Грамма, Нейссера, а также Леффлера):

  • метод Грамма дает возможность установить способность бактерии взаимодействовать с генцианвиолетом. Несмотря на то, что дифтерийный возбудитель относится к грамположительным микроорганизмам, это свойство взаимодействия непостоянно. Свойства микроба резко изменяются при отсутствии питания и при контакте с антибактериальными средствами.
  • метод Нейссера – наиболее информативный, однако трудоемкий. Для окраски используется уксуснокислая синька, растворы Люголя и хризоидина. После нанесения синьки и Люголя препарат ополаскивается дистиллированной водой, после чего материал окрашивается хризоидином.
  • Метод Леффлера используется чаще всего. Для окрашивания применяется синька (метиленовая щелочная).

В процессе диагностики важно отличить истинные дифтерийные бациллы с палочками Гофмана и Ксероза. В мазках после окраски дифтерийные микробы располагаются в виде римской цифры 5.

Для проведения бактериологического метода необходимо тщательно подбирать питательную среду, так как бациллы очень прихотливые. Для посева используются такие питательные среды:

  • свернутая сыворотка Ру, на котрой бациллы вырастают шероховатыми, R-формой;
  • теллуритовые дифсреды;
  • сывороточно-/кровяно-теллуритовые агары;
  • среда Клаубера;
  • хинозольная среда Бучина.

Благодаря теллуритовым средам удается не только выявить возбудителя, но и провести дифференцировку между штаммов:

  • дифтерийная палочка серая, розеткообразная;
  • mitis – черной окраски, неблестящие, с гладкой поверхностью;
  • gravis – с радиальностью;
  • intermedius – серо-черного оттенка, с гладкой поверхностью;
  • ложнодифтерийные микробы Гофмана – серой окраски, с блестящей поверхностью, конусовидные, возвышающиеся над средой;
  • дифтероиды Ксероза – серо-черные, отличить их удается с помощью хинозольной среды, где они вырастают бесцветными.

Диагноз инфекционного заболевания подтверждается на основании результатов лабораторной и инструментальной диагностики. Кроме того, необходимо обращать внимание на выраженность клинических симптомов. Помимо бакпосева и микроскопии целесообразно проведение серологического исследования. Благодаря комплексному обследованию врачу удается максимально точно установить вид инфекционного возбудителя. Это дает возможность точно подобрать лекарственные препараты и предупредит развитие тяжелых осложнений.

26.03.2013 Comments are closed.

Анна Парфенова , детский отоларинголог клиники «Нева»

— Нужны ли антибиотики при ангине и зачем берётся мазок на BL?

Все бактериальные ангины лечатся антибиотиками,- вирусные, возможно нет. Большую роль в принятии решения играет точная диагностика.

Мазок на BL- забор содержимого сухим ватным тампоном с поверхности поражённых миндалин для обнаружения бациллы Леффлера- возбудителя дифтерии. Дифтерия- достаточно редкое в настоящее время (благодаря вакцинации) заболевание, крайне опасное своими осложнениями.

Настороженность профильных специалистов на выявление BL- постоянная.

— Лечение гайморита. Можно- ли обойтись без пункций пазух?

Благодаря современным методикам и эффективным антибиотикам в 70% случаев – да.

— Преимущества видеоотоскопа в диагностике ЛОР- болезней для врача и пациента.

Отличная визуализация патологии уха, горла или носа при многократном увеличении в естественном цвете на экране монитора. Появляется прекрасная возможность врачу и пациенту наблюдать эффективность назначенного лечения. При необходимости картинка архивируется для сравнения состояния проблемной зоны при повторных обращениях.

— Скрининговая аудиометрия- что это и зачем.

Импедансный аудиометр- современный изящный диагностический инструмент.

Его применение позволяет в течении нескольких минут безболезненно выявить ряд проблем из-за которых снижен слух:

— накопление жидкости в барабанной полости

— нарушение проходимости Евстахиевой трубы

— разрыв в цепи слуховых косточек или их тугоподвижность

— возможность определения бессимпомного(без жалоб) снижения слуха у детей до 3-х лет.

— Носовые сосудосуживающие капли- будем осторожны.

При частом и длительном применении,- велика вероятность возникновение хронического вазомоторного ринита, корок на фоне сухости слизистых, снижения обоняния.

Особое внимание с грудными детьми. В этом возрасте, при нарушении мамочками дозировки носовых сосудосуживающих капель быстро наступает общее отравление вплоть до госпитализации в реанимационное отделение.

— Ушные серные пробки- проявления и лечение.

Обтурация серой слухового прохода проявляется внезапной или постепенной заложенностью уха, снижением слуха, дискомфортом. Часто это происходит после контакта с водой(серная пробка разбухает), или на фоне попытки по чистить в ухе ватной палачкой(серная пробка утрамбовывается).

Существуют различные ушные капли для разрешения данной проблемы. На приёме у специалиста серную пробку можно просто вымыть или убрать механически.

— Что такое парацентез ?

Парацентез- это разрез барабанной перепонки в безопасном участке специальным инструментом- парацентезной иглой, под местной анестезией. Цель- получить отток жидкости(гноя) из барабанной полости.

Чаще всего причины две: простуда или значительная голосовая нагрузка,- механизм- умеренный отёк голосовых связок.

Лечение- покой поражённому органу- разговаривать мало и шёпотом. Осиплость без видимой причины, тем более, если она выраженная- повод к безотлагательной встрече с ЛОР- врачом.

— Продуть Евстахиевы трубы- можно- ли это делать самостоятельно.

Нет. При воспалении возможен занос инфекции в уши. При необходимости – это сделает специалист.

— Носовое кровотечение- первая помощь.

В большинстве случаев кровят сосуды слизистой передних отделов носа. Соответственно для остановки кровотечения их необходимо прижать. Оптимально- тампонада с гемостатической губкой или турунда из чистого подручного материала(марля, кусок бинта) с перекисью водорода. Можно просто прижать крылья носа к перегородке и держать 10- 15мин. Холод на переносицу. Положение сидя с наклоном вперёд, голову не запрокидывать, не паниковать. Необходимо помнить, если с кровотечением не удаётся справиться более 20мин.- нужна помощь врача.

Внимание, если имеют место рецидивирующие(повторные) носовые кровотечения- это может быть симптомом многих серьёзных заболеваний- необходимо обследоваться.

— Фурункул в ухе- что делать?.

Это воспаление волосяного мешочка или сальной железы наружного слухового прохода. Возбудитель- стафилококк. Сопровождается болью, покраснением, отёком.

Руками не трогать, лечиться у специалиста. Первая фаза- инфильтрационная- лечение консервативное(местное, антибиотики). Вторая- абсцедирование(фурункул созрел)- вскрываем, получаем гной- облегчение состояния пациента уже к концу процедуры.

— Что такое «кукушка»?

Это достаточно эффективная (при правильном исполнении) методика промывания носовых ходов и пазух при гайморите. Суть- принудительное перемещения промывной жидкости(тёплый физиологический расвор, фурацилин) из носового хода в пазуху и обратно.

Необходимые составляющие: опытная медицинская сестра, нацеленная на результат, достаточно мощный отсос с обтурирующей ноздрю оливой, активно сотрудничающий пациент,- его задача в течение всей процедуры громко говорить «ку-ку»(это нужно для предотвращения случайного попадания жидкости в дыхательные пути).

В одну ноздрю под умеренным давлением вводится промывающий раствор, из другой, благодаря вакууму эвакуируются гной, густое, вязкое слизистое отделяемое.

— Постоянно с наушниками- «затычками»- вредно или нет?

Имеется обоснованное беспокойство, в случае длительной эксплуатации вакуумных наушников «на полную громкость». У них, в отличие от «капелек» или накладных, создаётся максимальное давление на барабанную перепонку, что чревато баротравмой слухового нерва и снижением слуха.

ПОКАЗАНИЯ: ангина, паратонзиллярный абсцесс, острый стенозирующий ларингит, контакт по дифтерии.

ПРИГОТОВИТЬ:

1. Штатив с двумя стерильными пробирками с сухими ватными тампонами на стержнях.

2. Стерильный шпатель.

3. Карандаш по стеклу.

4. Сумку – термос.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

1. Старшего ребёнка усадить лицом к источнику света.

Младшего ребёнка усадить на колени к помощнику, который фиксирует ноги ребёнка между своими ногами, одной рукой, положив её на лоб, фиксирует голову, другой, обхватив ребёнка, – туловище и руки.

2. Голову ребёнка необходимо наклонить назад.

3. Встать напротив ребёнка и взять в левую руку пробирку и шпатель.

4. Предложить ребёнку открыть рот.

5. Нажать шпателем на корень языка и удерживать в таком положении в течение взятия мазка.

6. Взять в правую руку стержень с тампоном из пробирки.

7. Ввести стержень в полость рта, не касаясь губ, языка, слизистой щёк, зубов.

8. Произвести забор материала:

a) С диагностической целью: (если в зеве есть налёты) по границе поражённой и здоровой ткани.

b) С профилактической целью: (изменений в зеве нет) с разных участков, то есть с миндалин, дужек, язычка, задней стенки глотки, слегка нажимая на них.

9. Бережно извлечь тампон и поместить в пробирку, не касаясь краёв.

10. Написать на пробирке специальным карандашом букву «З» (т.е. зев).

11. Очистить носовые ходы.

12. Взять в левую руку вторую пробирку.

13. Левой рукой слегка приподнять кончик носа.

14. Правой рукой взять стержень из пробирки.

15. Ввести тампон в нижний носовой ход, не касаясь наружных поверхностей носа.

16. Продвинуть тампон вращательным движением на глубину 1-1,5 см и снять слизь со слизистой перегородки носа.

17. Аккуратно вынуть тампон.

18. Этим же тампоном таким же образом взять материал из другого носового хода.

· Если патологические изменения наблюдаются только в одном носовом ходе, сначала забор производят из здорового хода, затем из поражённого.

19. Ввести тампон в пробирку, не задевая её краёв.

20. Написать на пробирке специальным карандашом букву «Н» (т.е. нос).

21. Доставить в баклабораторию в сумке-термосе в течение 2-х часов от забора материала, сопроводив направлением, в котором обязательно надо указать время взятия.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Взятие мазка нужно проводить до еды или через 2 часа после еды.

2. Перед проведением этой манипуляции ребёнок не должен чистить зубы, полоскать рот.

3. При необходимости лечения антибиотиками мазок необходимо взять до начала лечения, а с целью контроля – не ранее, чем через 3 дня после окончания лечения.

4. При невозможности доставить материал в баклабораторию в течение 3-х часов необходимо использовать пробирки с транспортной средой.

5. Если ребёнок не открывает рот, можно:

a) Нажать первым и вторым пальцами на щёки в области смыкания челюстей;

b) Или, наложив указательный палец поперёк подбородка снизу, а большой палец на подбородок, оттянуть его вниз;

c) Или шпатель, обёрнутый салфеткой, ввести в рот ребёнка между щекой и зубами (шпатель должен быть расположен широкой плоскостью к зубам), подвести его к последним коренным зубам, повернуть на 90º, ввести между зубами, нажать вниз до открытия рта;

d) Первым и вторым пальцами раздвинуть губы ребёнка, шпатель, обёрнутый салфеткой, ввести широкой плоскостью между резцами верхней и нижней челюстей, наружный конец шпателя поднять вверх до открытия рта.

3. На флакон, прикрепить этикетку

4. Накануне исследования принести пациенту флакон и в конфиденциальной обстановке информировать о предстоящем исследовании.

5. Объяснить цель исследования:

· Определение возбудителей патологического процесса

· подбор антибиотиков, эффективных при данном возбудителе.

6. Получить его согласие

7. Научить пациента сбору мокроты на анализ:

· Перед сном почистить зубы, прополоскать полость рта, приготовить ½ стакана кипяченой воды

· утром, после сна, почистить зубы и тщательно прополоскать рот и горло 10-15 раз кипяченой водой

· откашлять мокроту (мокрота собирается во время кашля!)

· открыть крышку, не касаясь руками ее внутренней поверхности,

· сплюнуть мокроту во флакон, не касаясь губами флакона

· Закрыть крышкой

· предупредить пациента, что нельзя долго держать флакон открытым

· объяснить пациенту, где он должен оставить флакон с мокротой

6. Попросить пациента повторить всю информацию

8. Утром доставить флакон с направлением в бактериологическую лабораторию в специальном термостате или в контейнере (в зимнее время в контейнере должна быть грелка t˚ 37˚с)

9. Сдать лично лаборанту

В амбулаторных условиях пациент должен накануне с бак. лаборатории взять флакон. В течении 2 часов после сбора анализа принести анализ в лабораторию, в холодное время года обернуть грелкой.

МАЗОК ИЗ ЗЕВА

Алгоритм действия м/с при взятии мазка из зева:

2. Написать направление:

3. Информировать пациента о предстоящем исследовании

· мазок берется при подозрении на дифтерию, коклюш

· для диагностики менингококковой инфекции,

· при язвенно-некротических изменениях миндалин,

· при поступлении в хирургический стационар для профилактики ВБИ)

5. Получить согласие пациента

6. Предупредить пациента о проведении исследования натощак (за 2 часа до исследования не есть, не пить, не полоскать горло, не жевать жвачку)

7. Вымыть руки, надеть перчатки и маску

8. Взять в левую руку стерильный шпатель

9. Правой рукой извлечь из пробирки стержень

10. Попросить пациента открыть рот

11. Шпателем нажать на корень языка

12. Тампоном сделать мазок:

· Мазок на микрофлору - с миндалин

· Мазок на ВL (бактерии Лефлера – на дифтерию) – снять налет на границе пораженного и здорового участков миндалин (пленки с миндалин не срывать!!!)

· Мазок на менингококковую инфекцию: тампон завести за мягкое небо концом вверх

· Мазок на коклюш и паракоклюш: завести тампон за корень языка концом вниз, произвести мазок по задней стенке глотки

· НЕ КАСАТЬСЯ ЯЗЫКА И ЩЕК!!!

13. Ввести тампон в пробирку

14. Положить шпатель в накопитель

15. Отнести штатив с пробирками и направлением в бактериологическую лабораторию в специальном контейнере или термостате

16. Сдать лично лаборанту

МАЗОК ИЗ ЗЕВА НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К АНТИБИОТИКАМ БЕРЕТСЯ ДО АНТИБИОТИКОТЕРАПИИ!

МАЗОК ИЗ НОСА

(на стафилококк, на BL)

1. С бактериологической лаборатории взять стерильные пробирки с металлическим стержнем, на одном конце которых ватный тампон, а в середине - притертая к пробирке пробка

2. Написать направление:

3. Информировать пациента о предстоящем исследовании и получить его согласие

4. Сообщить цель исследования:

Обнаружение на слизистой носа стафилококка

Возбудителя дифтерии

5. Вымыть руки, надеть перчатки и маску

6. Попросить пациента высморкаться.

7. Правой рукой извлечь из пробирки металлический стержень, левой = придерживать кончик носа пациента

8. Ввести тампон в одну половинку носа на 2-3 см, и вращательным движением снять слизь с носовой перегородки, затем так же в другую половинку носа (если не назначено брать мазки в разные пробирки)

9. Ввести тампон в пробирку, не касаясь стенок

10. Отнести штатив с пробирками И НАПРАВЛЕНИЯМИ в бактериологическую лабораторию в специальном контейнере или термостате

11. Сдать лично лаборанту

ПРАВИЛА ДОСТАВКИ АНАЛИЗОВ В БАКЛАБОРАТОРИЮ



gastroguru © 2017