Выбор читателей
Популярные статьи
Детские страхи - нормальное явление, ведь так ребёнок проявляет эмоции, привыкает к окружающему миру и социализируется. Некоторые психологи считают, что малышам незнакомо это чувство, но по мере взросления в дошкольном и школьном возрасте наблюдается бояться разных вещей. Появление тревожности имеет свои причины. Их необходимо выяснить, ведь со временем любой страх может перерасти в настоящую фобию, которая останется и во взрослой жизни человека. Коррекция поведения крохи осуществляется разными способами, большинство из которых доступно родителям в домашних условиях.
Многие взрослые часто задаются вопросом: почему малыши ничего не боятся, ведь они могут сделать то, от чего у мужчины или женщины замирает сердце и возникает паника. Это происходит по одной простой причине - у младенцев не развит инстинкт самосохранения так, как у мамы, папы и детей старшего возраста. Однако по мере взросления происходит большой скачок психоэмоционального развития ребёнка, и именно на этом этапе у него начинают формироваться страхи .
Страх - это сильная эмоция человеческого организма, которая формируется вследствие работы инстинкта самосохранения.
Многие психологи и педагоги занимаются изучением формирования тревоги, чувства опасности и боязни чего-либо у детей. Они обращают внимание родителей, что сами по себе эти эмоции не является патологией, поэтому не стоит считать их бредовыми. Это совершенно нормальное явление, которое свойственно многим малышам вследствие их богатой фантазии. Но взрослые должны следить, чтобы небольшой страх не перерос в фобию. Вот это состояние - уже не норма, оно требует консультации со специалистами и длительной коррекции.
Некоторые специалисты отрицают возможность логических суждений со стороны маленьких детей, объясняя это тем, что малыши всерьёз воспринимают любую информацию. Например, родители сказали: «Не трогай собаку, она тебя укусит!». Сын или дочь не понимают, что животное не обязательно будет вести себя агрессивно, это возможно, но не всегда так происходит. Однако в сознании крохи уже сформировался стереотип: все собаки кусаются, если их трогать, поэтому их надо бояться, они опасны. И таких примеров множество. Ребёнок ещё не может связать логические цепочки и усвоить, что не все слова взрослых нужно понимать буквально, это всего лишь предостережение.
Во многих случаях дети боятся не чего-то конкретно, а наказания, которое может последовать от родителей или других взрослых. Именно поэтому мама и папа должны спокойно объяснять крохе, почему нельзя делать что-то, а не сразу ругать ребёнка.
Существуют и другие факторы появления детских страхов:
Бояться начинают не все дети. Некоторые, упав с велосипеда, сразу же садятся на него снова. Появление страха во многом зависит от характера: стеснительные, мнительные и замкнутые в себе малыши опасаются чаще других.
Медики также выделяют состояние под названием синдром детских патологических страхов. Оно характеризуется боязнью различных предметов, действий и явлений и возникает необоснованно, без какой бы то ни было причины. Приступ начинается с плача, недовольства и перерастает в сильнейшую истерику и панику. Длится он долго, в некоторых случаях дети могут сутками испытывать необъяснимую тревогу. Этот синдром считается патологией, и психологи связывают его с психическими отклонениями в развитии ребёнка, которые берут начало ещё в раннем возрасте, но заметно проявляются к шести-семи годам.
Возникновение боязни медики рассматривают как своеобразную защитную функцию организма, которая может дать о себе знать в определённом возрасте, а затем со временем проходит. Иногда достаточно недолгого разговора, чтобы объяснить, чего не стоит опасаться, и дети тут же забывают о своих проблемах. Однако существуют и патологические страхи, проявляющиеся в виде состояния ужаса и шока. Они негативно влияют на скорость развития ребёнка. Специалист поможет понять, считается ли появление тревоги у малыша нормой или нет.
Чтобы вникнуть в состояние ребёнка, нужно провести диагностику его страхов. Это поможет выяснить причину развития боязни и затем помочь крохе преодолеть тревогу. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который подберёт метод оценки поведения малыша, разработает программу лечения и даст рекомендации родителям, что делать в дальнейшем.
Специалисты обращают внимание, что формирование страха - совершенно нормальное явление. Таким образов организм ребёнка проходит адаптацию к окружающему миру, ведь многое ему ещё незнакомо и непонятно.
Детские психологи используют разные методики для диагностики боязни у детей:
Диагностировать детей очень сложно: они боятся говорить о своей тревоге. Поэтому один неосторожный вопрос или не та интонация в голосе могут испортить взаимоотношения со специалистом, кроха замкнётся в себе и не станет больше идти на контакт.
Многие психологи разработали различные тесты, с помощью которых можно определить наличие боязни и степень её проявления. Большой популярностью пользуется методика Александра Захарова и Марины Панфиловой «Страхи в домиках» для детей старше трёхлетнего возраста.
Все страхи в этом тесте можно разделить на определённые группы:
В зависимости от полученного результата, медики диагностирую состояние малыша и определяют схему действий, чтобы научить ребёнка как справиться с тревожностью и боязнью.
Помимо различных тестов, сказок и других методик, существуют анкеты, которые содержат определённое количество вопросов. На основании ответов родителей, психолог оценивает какова ситуация и даёт рекомендации маме и папе, как вести себя в создавшейся ситуации. Приведённый ниже опросник подходит для детей в возрасте от 4 до 10 лет.
На все вопросы можно дать один из трёх вариантов ответов:
Количество баллов | Характеристика |
0 — 5 | Ребёнок в порядке. Такой результат - норма для детей этого возраста. |
5 — 9 | Проблемы малыша находятся на начальной стадии. В первую очередь, ребёнку не хватает родительского внимания. |
10 — 14 | Определяется повышенная тревожность, некоторые страхи, но их легко скорректировать без помощи психолога. Главное, чтобы мама и папа уделили этому достаточно внимания. |
15 — 19 | Малыш боится многого, находится в состоянии постоянной тревожности. Если не повлиять на ситуацию сейчас, возможно развитие неврозов. |
20 — 30 | Критическое значение. У ребёнка наблюдаются фобии, возможно развитие синдрома патологических детских страхов. Требуется длительная коррекционная терапия. |
Все боязни ребёнка можно разделить на несколько типов:
К этому виду также относятся навязчивые страхи. Они возникают как следствие определённых случаев, произошедших с ребёнком. Например, кроха чуть не утонул в ванне, поэтому он стал бояться воды, и купание превращается в истерику. Если вовремя не помочь малышу, такая проблема может перейти в аквафобию, с которой в состоянии справиться только психолог.
Психологи приводят такой пример: маленькие дети неразлучны с матерью. Но по мере взросления они должны быть готовы на некоторое время остаться с другим взрослым, которого они знают, например, с папой или бабушкой. При это ребёнок ведёт себя нормально, как всегда. Если же в сознании крохи доминирует сверхценный страх, у него начинается истерика, т. к. мамы нет рядом. Это не просто капризы, в мыслях малыша уже есть определённая установка: вдали от самого родного человека опасно, что-то плохое может случиться в любой момент.
Иногда мама и папа сами виноваты в развитии страхов у своих отпрысков. Когда они постоянно находятся в состоянии тревожности, малыш перенимает такое поведение на себя. То же самое касается и чрезмерной опеки взрослых над ребёнком. Если присутствует слишком много запретов, ограничен выбор, нет возможности самореализоваться, тогда дети замыкаются в себе и бояться сделать что-то не так. Поэтому специалисты настоятельно советуют родителям следить за своим поведением по отношению к крохе.
Особенности проявления боязни различаются в зависимости от возраста ребёнка. По мере взросления страхи могут меняться: одни проходят, а другие появляются. И такое положение вещей считается абсолютно нормальным, ведь так малыш готовится в самостоятельности и жизни в социуме.
Возраст | Проявление боязни |
С рождения до полугода | Малыш тревожится не из-за конкретных вещей, а звуков и действий, например, громкого стука, неожиданного движения в свою сторону. Боится остаться без мамы, т. к. привык, что она постоянно рядом. |
7 — 12 месяцев | Ребёнок так и продолжает пугаться громкого звука и других неожиданных явлений. Но в этом возрасте начинает проявляться боязнь незнакомых людей и обстановки. |
1 — 2 года | Около года кроха начинает осваивать самостоятельное хождение, поэтому может появиться страх получить травму во время падения. Некоторые малыши опасаются других детей и ни в какую не хотят играть с ними. |
2 — 3 года | Дети начинают боятся потерять родителей, остаться одни. Причиной стресса и невроза может послужить недовольство мамы или папы по отношению к ребёнку, их развод или частые скандалы. |
3 — 5 лет | Впервые появляется страх смерти. Ребёнок боится не только умереть сам, но и потерять родителей в буквальном смысле, поэтому страшится всего, что может привести к гибели человека: пожар, наводнение, гроза, авария и другие явления. |
5 — 7 лет | Малыш понимает всё больше, но ещё не различает, где вымысел, а где реальность. Поэтому объектами боязни становятся герои мультфильмов и рассказов. Некоторые ребята боятся идти в школу. |
7 — 8 лет | Больше всего дети подвержены школьным страхам: получение плохой оценки, неодобрение учителя и родителей, отсутствие друзей. Многие ученики начальных классов опасаются темноты и закрытых помещений. Также появляется боязнь физического насилия. |
8 — 9 лет | Остаётся страх перед физическим наказанием. Ещё мальчики и девочки опасаются остаться последними в классе и ничего не добиться. |
9 — 11 лет | Дети начинают страшиться незнакомых людей определённой категории: неряшливого вида, в состоянии алкогольного опьянения и т. д. Также появляется чувство лидерства, и ученики боятся проиграть в соревнованиях. |
К коррекции детских страхов психологи подходят постепенно: сначала проводится диагностика, а только потом профессионал разрабатывает стратегию и план действий, определяет метод, с помощью которого можно будет перебороть боязнь у малышей. Современная психология предлагает множество разнообразных способов, которые применяются одновременно, отдельно друг от друга или последовательно .
Следует обратить внимание, что метод, выбранный психологом, должен нравиться ребёнку. Если малыш капризничает, начинает плакать или отказывается выполнять задания, нужно подобрать другой способ. Заставлять или ругать кроху категорически запрещается.
Арт-терапия очень распространена, т. к. дети любят рисовать. Её суть заключается в изображении страха ребёнка. Психолог предлагает малышу воспроизвести на бумаге то, чего он боится больше всего, а затем вместе с автором анализирует получившуюся картинку. Например, чудовище можно запереть навсегда, посадив его клетку, из которой оно не выберется. Во многих случаях отличное решение - дополнение рисунка смешными элементами, тогда кроха визуально понимает, что бояться нечего.
Родители могут быть рядом с ребёнком, но не помогают ему рисовать объект тревоги. Также взрослые не должны принимать решение по поводу того, что делать с рисунком: если малыш захочет порвать его, пусть сделает это, но не стоит настаивать и заставлять кроху избавляться от изображения.
Это отличный способ помочь ребёнку написать положительный сценарий развития событий. В игровой форме вместе с психологом малыш рассказывает о своих опасениях. Специалист задаёт наводящие вопросы, аккуратно подводя разговор к позитивным моментам. Например, чудовище сидит в шкафу. Можно представить, что монстр сам боится темноты и плачет, хочет к маме. Теперь он не такой страшный.
Многие ребята раскрывают настоящие таланты, вживаясь в роль и преодолевая стеснительность. По окончании терапии психолог может посоветовать записать ребёнка в театральную студию.
Дети любят сказки, ведь в них добро всегда побеждает зло. Для того чтобы помочь малышу побороть страх, нужно выбирать такие рассказы, которые не только заинтересуют ребёнка, но и помогут почувствовать себя самым смелым и сильным, способным помочь друзьям и родителям. Можно сочинить свою историю и обсуждать её с крохой.
Сегодня взрослые могут заказать специальную книгу сказок, в которой главным героем будет сын или дочь. На страницах этого издания печатают фото малыша.
Беседа об объекте страха подойдёт для детей младшего школьного возраста. Они уже умеют чётко формулировать свои мысли и понимают, что истерики и паника не доставляют удовольствия и сильно выматывают, просто самостоятельно ничего не могут поделать со своим состоянием. Специалист ведёт диалог в уютной обстановке, не пугает ребёнка, а предоставляет свободу выбора: не заставляет его рассказывать всё и сразу. Наводящие вопросы, чёткие разъяснения и аргументы психолога помогут мальчику или девочке понять свой страх и разобраться с ним.
Аффирмация представляет собой специальный способ, с помощью которого в сознание ребёнка устанавливается определённый образ. Добиться такого эффекта можно с помощью фразы, которую психолог многократно повторяет, работая с малышом. Например, если кроха будет часто слышать, что кошка хорошая, со временем он в это поверит и перестанет её бояться.
Аффирмация - это обязательно короткая фраза, которая состоит из одного-двух предложений без усложнения. Ребёнок должен слышать только понятные слова и словосочетания.
Сегодня работа с песком набирает огромную популярность. Даже дети, которые не любят или ещё не умеют рисовать, с удовольствием окунаются в это занятие. Этот вид творчества не только развивает мелкую моторику, но и помогает снять напряжение, малыш расслабляется, поэтому специалист более глубоко прорабатывает страхи крохи.
Суть методики заключается в подборе специальных мелодий, которые обладают успокаивающим действие, расслабляюще влияют на нервную систему ребёнка и настраивают на контакт со специалистом. Данный вид терапии часто совмещается с другими: малыш может слушать музыку и рисовать в одно и то же время. А вот танцевать любят не все дети, поэтому мастер своего дела тщательно изучает, подходит ли этот способ для того, чтобы убрать страх.
Этот способ используют не все детские психологи. Для того чтобы заниматься с ребёнком медитацией, у специалиста должны быть определённые знания и навыки. Суть метода - выполнять с малышом ряд психологических упражнений, которые позволяют проникнуть глубже в себя, понять причину своих страхов и на уровне мышления побороть их.
Медитация не подходит малышам, ведь они не поймут принципа её действия. Эффективнее всего заниматься со школьниками.
Если у ребёнка проявляются признаки психоза, паники и неврозов, медитация может не подойти в качестве способа коррекции страхов. Дело в том, что для выполнения упражнений необходимо полностью сосредоточиться, но не все дети могут это сделать.
Занятия с психотерапевтом включают в себя совместную работу не только с ребёнком, но и тренинги с родителями. В зависимости от степени проявления боязни (начальная стадия или фобия) врач выбирает способ коррекции и приступает к работе. Психотерапия представляет собой систему воздействия на психику малыша, чтобы избавить его от ощущения страха, тревожности и неврозов .
Психотерапевты отмечают, что родителям необходимо изменить своё поведение и прислушиваться к ряду советов:
Психоэмоциональное развитие ребёнка предусматривает формирование различных страхов как проявление инстинкта самосохранения. Если кроха не будет понимать, что можно, а что нельзя, он станет беспомощным перед действиями других людей или различными явлениями. Поэтому появление боязни является нормальным состоянием, а вот если малыш ничего не боится, тогда стоит задуматься.
Как только организм распознаёт критическую ситуацию, в кровь поступает доза адреналина. Вследствие этого мозг начинает мыслить быстрее и ярче, что способствует принятию решения. Если бы ребёнок не испытывал страх, добиться такого состояния не получилось бы.
Социальная адаптация детей также невозможна без опасений и проявления страха. Эмоции ребёнка напрямую зависят от восприятия ровесников: малыш хочет познакомиться с другими детьми и обрести новых друзей. Многие мальчики и девочки боятся потерять друга или подругу, поэтому стараются анализировать ситуации, самостоятельно принимать решения и готовятся жить в мире, где мама не будет рядом постоянно.
Чтобы лучше понять природу детских страхов, родители могут изучить литературу психологов и медиков, в которой подробно рассказывается о причинах и способах решения различных ситуаций.
Появление страхов в детском возрасте - обычное явление. Но взрослые не должны пропустить момент, когда небольшая боязнь начнёт постепенно перерастать в патологическое состояние. В дошкольных учреждениях и школах с детьми работают психологи, они проводят диагностику несколько раз в год. Если в развитии малыша наблюдаются отклонения, специалист обязательно информирует родителей и даст некоторые советы. Мамы и папы обязаны прислушиваться к этим рекомендациям, чтобы не усугубить ситуацию и помочь крохе побороть свои проблемы.
Страх – это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. (А. Спиваковская).
Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями ВНД, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока. (А.И.Захаров).
Различают возрастные и невротические страхи.
Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.
Причины возникновения:
Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов.
Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности ребенка. Для них свойственны эмоциональная интенсивность и напряженность, длительное течение, постоянство, избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов.
Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности ритуалы, нередко шокирующие окружающих . Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз.
Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный.
Ситуативный страх.Возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого и ребенка обстановке (при нападении собаки). Часто проявляется в результате психического “заражения” паникой группы людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно-обусловленный страх. Появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен особенностями характера (повышенной мнительностью).
Такие страхи можно условно разделить на врожденные или приобретенные.
Врожденные (или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легковнушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если взрослому кажется, что ребенок благополучно пережил какую-либо пугающую его ситуацию, можно ожидать, что, спустя несколько дней, или даже недель у него все же появятся страхи.
Дети 6-7 лет начинают бояться смерти – своей или своих близких. Ребенок, осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия – грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования.
Одна из причин приобретенных страхов – реально происшедшее событие. Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что он раньше застревал в нем, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами, лицами – возникает боязнь отрицательных персонажей и “нехороших” людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, а если неприятные события не повторяются, то нередко они уходят сами собой.
Еще одна причина – запугивание.
У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, заболеваний, смерти встречается чаще, чем у их сверстников из благополучных семей, им чаще снятся кошмары.
Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.
Страхи также можно делить на реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические – особенностями личности.
Говоря о детских страхах и их проявлениях, необходимо понять, что считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 16-18 лет. Что же можно считать нормой детских страхов?
В приложении № 1 “Детские страхи” приведены данные исследований М.Кузьминой для каждой половозрастной группы.
Особо сложным – “кризисным” периодом, как можно увидеть из таблицы, является 7-летний возраст.
Следует также обратить внимание на другие “кризисные” возрасты: 3-4 года (общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек – возрастает), 11-12 лет.
Навязчивые страхи:
Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти не удается. Например, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указываю на серьезные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах.
Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с идефиксациями), первоначально соответствуют какой-либо жизненной ситуацией, а потом становится столь значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь выступать у доски, заикание.
Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто “застревают”, и вытащить их из них подчас бывает очень сложно. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты, в которое детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков; страх сказочных персонажей, а также страхи потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Выявить наличие страхов у ребенка старше трех лет можно с помощью беседы: вопрос – ответ (Приложение №2) . Вопросы должны быть доступными для детского понимания. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа “да - нет” или “боюсь - не боюсь”. Повторять основной вопрос (боишься или не боишься) следует только время от времени, тем самым, избегая непроизвольного внушения страхов.
При стереотипном отрицании всех страхов нужно добиваться развернутых ответов типа “Не боюсь темноты”. Взрослый, задающий вопросы должен сидеть рядом с ребенком, а не напротив, не забывая периодически подбадривать его и хвалить за то, что он говорит правду. Лучше задавать вопросы по памяти, только иногда заглядывая в список.
Излишне тревожным, замкнутым, стеснительным детям вопросы можно задавать выборочно (иногда сложно задавать 5 вопрос).
За решение проблемы нужно браться осторожно. Очень многие трусишки, не желая представать перед окружающими в невыгодном свете, наотрез отказываются признаваться в том, что им бывает страшно.
“Лобовая атака” тут ничего не даст. Лучше “зайти с тыла”: затеять игру, наделив её главного персонажа нужным качеством. Пусть это будет Зайчишка-Трусишка. В русских сказках заяц почти всегда бывает боязливым, так что ваш ребенок сочтет это вполне естественным и не заподозрит подвоха. В игре ребенок предстает гораздо большим смельчаком, чем в жизни. Если он поверит в себя и хотя бы в игре победит свои страхи, перекинуть мостик от вымысла к реальности будет гораздо легче, ведь игра - это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность, а признание окружающих окрыляет ребенка.
Большинство детей охотно включится в игру. Но будут и такие, которые под разными предлогами отказываются (не хочу, не интересно). Обычно так реагируют дети, у которых имеются фобии – патологические страхи, либо гордые, закрытые дети.
Разумеется, и на этом этапе следует избегать излишнего давления на ребенка. Не превращайте игру в унылую обязанность, пусть ребенок с нетерпение ждет следующей игры. Не торопитесь проиграть все сразу. Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок осмыслит и поймет происходящее.
Пусть ребенок изображает того или иного персонажа не при помощи куклы, а сам. К играм можно привлекать и других детей, но только в том случае, если ваш ребенок не будет стесняться показывать им свой страх.
Один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Да и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколько из нас, входя в темную комнату, немедленно включает свет или даже оставляет его включенным, уходя из дома.
Если ребенок боится темноты, то ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Среди родителей бытует мнение, что сон с включенной люстрой вредит психике ребенка, чем ежевечерний стресс. Многие это и стрессом не считают (пусть привыкает!). Хотя потом при беседе с психологом ребенок рассказывает какими чудовищами населена для него темнота – даже взрослого прошибает холодный пот.
Ни в коем случает, не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.
В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещённом помещении, а некоторые – в тёмном (днём – в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером – при включённом ночнике). За игрушку, найденную в темноте, даётся больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребёнку, оставляйте игрушки на видном месте
Можно играть в компании, а можно вдвоём со взрослыми. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развёрнутую игру в войну, чтобы всё получилось естественнее и интересней. В какой-то момент ребёнок (называемый, своим именем) получает задание сходить ночью в разведку. В затемнённом помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребёнок должен сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.
Многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают ночные кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно забудет о них.
На самом деле, таким образом, подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто совершенно от них независящее, а потому грозное и могущественное
В дошкольном возрасте дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон, и даже заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают его на очень серьезные страдания. Многих детей страшные образы, привидевшиеся во сне, преследуют долгие годы.
Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий: побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать их в сценках.
Очень важно, чтобы вы, с одной стороны, активно сопереживали малышу, с другой стороны – не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игру, вызвать у ребенка улыбку и смех.
Подмечайте смешные детали в его рисунках, придумывайте смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что во снах много нелепого, абсурдного, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту (во сне не смог убежать от чудовища, проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску и чудовище покатится кубарем, визжа как поросенок).
Поскольку сны у каждого человека свои, выдать единый рецепт их обыгрывания невозможно.
Пример: 5-летний Антон боялся некой “тёти королевы”, которая не раз являлась к нему во сне. Рассказывать про нее он не мог. Рисовать тоже поначалу отказывался. Тогда мама, по совету психолога, предложила ему: “Давай я нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я представляю”. Антоша согласился и понемногу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если вдруг он затруднялся, не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила придумать или предлагала свой вариант. Естественно, “тетя королева” получилась на рисунке не очень-то страшной. Потом ему было предложено нарисовать ее во дворце, и он с удовольствием раскрашивал ее трон.
Один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает тяжелые формы. Ничего удивительного здесь нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек и задумчивых осликов, то можно лишь поразиться такой нагрузке на психику.
Поэтому даже к такому вроде безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков сейчас следует относиться очень осторожно. Если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров – даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха, не могут оторваться от экрана, когда там показывают ужасы).
Не стоит забывать и о том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. В этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет. Попробуйте посмотреть на себя со стороны
Литература:
Трудно встретить человека, который бы никогда ничего не боялся. Страх — это врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в . Сначала ребенок около 6 месяцев боится потерять мать, при ее исчезновении начинает плакать или тревожиться. Позже, в 7-8 месяцев, возникает страх одиночества. В раннем возрасте, около 2 лет, к имеющимся страхам добавляется страх разлуки, который усугубляется, если ребенок идет в детский сад. Разрыв с мамой в это время — непосильное испытание для психики малыша.
В детстве человек испытывает множество страхов, многие из которых проходят с возрастом. Но страхи, которые подкрепляются не верным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. И чем старше человек, тем труднее ему будет избавиться от страхов. Поэтому очень важно постараться помочь ребенку, научить его бороться со страхами, преодолевать их.
Причин страхов может быть множество. Во-первых, страхи бывают возрастные, во-вторых, сами родители становятся причиной страхов у детей. Сами страхи также бывают самыми , порой непредсказуемыми.
Есть дети, которые более подвержены страхам. Такому ребенку достаточно один раз сказать: «Не ходи туда — упадешь, утонешь, заберет злой дядя и пр.» — чтобы ребенок вцепился в маму и не отпускал ее. Для другого ребенка такие слова ничего не значат и не влияют на его поведение и эмоциональное состояние. Зависит это от особенностей нервной системы ребенка.
Обычно дети испытывают различные типы страхов в разные возрастные периоды. То есть в каждом возрасте есть свой «набор» страхов.
С рождения и до 6 месяцев дети боятся любых громких и неожиданных звуков, резких движений со стороны взрослого, потери опоры и поддержки (например, падение).
С 6-7 месяцев до 1 года преобладает страх определенных громких звуков (например, шум пылесоса), боязнь незнакомых людей, страх раздевания, переодевания и смены обстановки, страх высоты.
От 1 года до 2 лет эмоциональную жизнь ребенка определяют страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания. травмы.
К концу 2-го — началу 3-го года жизни появляются такие страхи, как отвержение со стороны родителей. незнакомых сверстников, сказочных персонажей, природных явлений (гроза, молния и пр.), страх одиночества и боязнь темноты.
Со второго года жизни, когда ребенок становится особенно активным и появляются первые запреты, растет страх наказания со стороны родителей. В это же время появляется страх перед животными и страх разлуки с мамой. Страх разлуки и боязнь остаться одному больше характерны для в семье.
Для дошкольного возраста свойственны три ярких страха: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Причиной замкнутого пространства также могут служит запреты взрослых, формирующее в сознании малыша своего рода замкнутое психологическое пространство вокруг него.
С 6 до 7 лет дети чаще всего боятся потери родителей, физического насилия, смерти. Страх смерти занимает центральное место в мыслях и фантазиях детей на седьмом году жизни. Также усиливаются страхи животных, сказочных персонажей, героев фильмов. Изменение характера страхов связано с развитием новых форм мышления и общего развития психики ребенка: дети боятся того, что не может в действительности принести вреда, но при этом игнорируют реальную угрозу.
Возрастные страхи естественны и носят проходящий характер. Обычно возрастные страхи существуют в течение 3-4 недель после возникновения. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе . Как правило, у боящегося ребенка можно обнаружить не один, а целый комплекс страхов, выявить которые бывает порой сложно. Тут важно обратить внимание на поведение ребенка. Если страхи связаны с определенной ситуацией, не нарушают качество общения ребенка с окружающими, то достаточно спокойно вести себя с ребенком, терпеливо ждать, когда страхи сами изживут себя по мере взросления. Но если ребенок становится робким, пугливым, вздрагивающим от любого шороха, избегает общения со сверстниками, если у него начинаются панические атаки (неадекватное эмоциональное состояние), тогда необходимо работать со страхами. И лучше, если эту работу будет проводить психолог.
Когда мы имеем дело с детскими страхами, необходимо иметь в виду, что ребенок живет настоящим моментом. Его эмоции сменяют достаточно быстро, но при этом они очень глубоки. Потеря любимой игрушки или рисунка в детском саду может стать для него настоящей трагедией.
Еще одна история от И.Б.Широковой.
Хрупкая, восприимчивая, чувствительная, тревожная девочка 4,5 лет при виде нарисованных цветов закрывает глаза руками и начинает тяжко вздыхать. Мама сначала думала, что девочку просто пугают картинки в книжках. Прошло много времени, прежде чем мамины наблюдения сложились в отчетливую картину: девочка не хочет видеть в книжках именно цветы, и именно нарисованные. Фотографии и живые цветы рассматривает с удовольствием.
В работе психолога с девочкой выясняется, что в детском саду дети на 8 марта мамам и бабушкам готовили аппликацию — открытка с букетом цветов. Девочка очень старалась, чтобы ее цветы получились красивыми. Но педагог не успела подписать некоторые работы, в результате чего они перепутались. Когда пришло время дарить подарки, девочка вынуждена была поздравить маме и бабушке чужие кривые и некрасивые с ее точки зрения цветы. Девочка, по воспоминаниям бабушки, устроила на празднике скандал. Она рыдала и кричала:
— Это не я делала, это не мои цветы, бабуля любит колокольчики, где мои колокольчики?Она пыталась отнять у чьей-то мамы свои красивые тюльпаны. Она умоляла бабушку не брать с собой аппликации, на которых стояла ее фамилия. Всю дорогу до дома девочка плкала о том, что мама и бабушка остались без ее подарка. Она, не раздеваясь, побежала к своему столику с карандашами и альбомами срочно рисовать в подарок маме тюльпаны и бабушке колокольчики. Нарисовала и спрятала, чтобы был сюрприз. А вечером не смогла найти, куда спрятала…
Если ребенок находит способы отреагировать свои чувства, то страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же нет — ребенок «обрастает » страхами», которые начинают управлять его поведением. Чтобы помочь ребенку, нужно видеть мучающие его страхи его глазами, а не глазами взрослого. Нельзя запрещать ему бояться, тем более ругать и наказывать за это. Страх нельзя игнорировать, нужно понять его возникновения. Но и бессмысленно оберегать ребенка от всех опасностей.
Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, в данном случае родители, уверены в себе, а в семье спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро перерастает свои страхи.
Обычно боящийся ребенок отличается от других детей по поведению и характеру. Он напряжен, тревожен, робок, не уверен в себе, может проявлять беспокойство по самому незначительному поводу. Иногда дети говорят о своих страхах прямо или косвенно — в игре. Но чаще ребенок просто старается избегать ситуаций, которые травмируют его. Например, если ребенок боится каких-либо сказочных героев, то будет требовать выключить мультфильм, не читать книгу, где встречаются пугающие персонажи.
Лучше всего определяются те страхи, которые присутствовали у самих родителей в детстве. Эмоционально чувствительные родители легко распознают их у своего ребенка. К таким страхам, «передающимся по наследству», относятся: страх темноты, высоты, глубины, страх потери близких, страх наказания, страх перед врачами. Также считается, что у матерей преобладают социальные страхи, например, сделать что-либо неправильно либо не успеть что-либо, а у отцов — чаще страх высоты.
Страх - нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей. Это чувство является не только нормой, но и необходимостью, так как помогает нам избежать ошибок или даже опасности.
Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста - одна из наиболее обсуждаемых тем среди психологов и родителей. Важно понимать, что чувство страха хоть и является нормой, оно всегда заслуживает внимания и необходимости помочь ребенку с ними справиться.
Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи - неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.
Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет - боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет - страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет - страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.
Опасения вашего ребенка могут показаться вам глупыми и нерациональными, но для него все очень серьезно и реально. Не улыбайтесь и не посмеивайтесь, когда малыш рассказывает о том, что он боится соседского пуделя или монстра под кроватью. Он должно знать, что вы понимаете его и готовы прийти на помощь в любую минуту. Страхи не будут уходить, если их игнорировать. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные детские страхи у детей дошкольного возраста и способы борьбы с ними.
«Я не вижу, что там, поэтому чувствую себя незащищенным». Большинство детей боятся темноты (да и не только детей) - это страх перед неизвестным. Попробуйте научить ребенка дружить с темнотой. Оставляйте включенным на ночь свет во дворе (если живете в частном доме), зажигайте ночник в спальне, позволяя таким образом малышу самому контролировать количество света в ночное время. Постепенно его можно уменьшать. Помогите ребенку понять тьму - выбирайтесь на ночные прогулки, рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте: луна, светлячки, пение сверчков и т.д.
«Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы причинить мне боль». Даже есть вы точно знаете, что монстров не существует, нет смысла доказывать это ребенку, потому что его воображение гораздо сильнее вашей логики. Загляните перед сном во все «опасные» уголки комнаты, убедитесь, что в данный момент никого нет и можно спокойно спать. Можно придумать «отгонялку чудовищ». Например, наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый раз перед сном. И не забудьте повесить над кроватью значок «Монстров нет!».
«Вой ветра и гром - это страшно, поэтому мне нужны мама и папа, чтобы защитить меня». Расскажите ребенку на доступном языке, что такое погода, постарайтесь заинтересовать этой темой - это хороший способ побороть страх. Играйте на улице в ветреную погоду и при легком дожде, составьте простенький календарь природы, чтобы ребенок мог морально подготовиться к завтрашней погоде. Если вы живете в регионе с частыми стихийными явлениями природы, разработайте план поведения в случае опасности. Так у ребенка будет ощущение большего контроля над ситуацией.
«Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны». Нередко дети боятся засыпать из-за ночных кошмаров. Даже если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих снах, вы всегда сможете узнать это по его поведению: плач перед сном и после пробуждения, беспокойный сон, нежелание спать одному. Сны часто отражают наше самочувствие - душевное и физическое. Если ребенок здоров, значит вам необходимо пересмотреть эмоциональную атмосферу в семье. Частые упреки в адрес ребенка, постоянная ругань взрослых, просмотр явно недетских телепередач в присутствии малыша - все это может повлиять на незрелую психику ребенка и лишить его спокойного сна.
Исследования 2008 года (доктор Валери Симард, Канада) подтверждают, что дети, спящие рядом с мамой до 2 лет, гораздо реже страдают ночными кошмарами в последующие годы, чем дети, спящие отдельно.
Наиболее частым персонажем детских кошмаров является Волк, который может отражать боязнь взрослого мужского пола, который слишком строг с ним: папа, дедушка, старший брат. Таким же образом излишне строгая и раздражительная женщина (мама, воспитательница) приходит в детские сны в образе Бабы Яги.
Чаще хвалите своего малыша, увеличьте количество подвижных игр на свежем воздухе, оградите его от скандалов, неподходящих видео и разговоров о катастрофах и преступности. Будьте с ним рядом, пока он не заснет, а потом постепенно замените себя на любимую игрушку. Проветривайте детскую и не перекармливайте малыша на ночь. Но если вы видите, что кошмары становятся постоянными, а эмоциональное состояние малыша явно не в норме (агрессивность, пугливость, плаксивость и т.п.), необходима консультация специалиста.
Большинство детских сказок (и старых классических, и новых) содержат сцены насилия, запугивания, угроз, страшных превращений героев), что может напугать очень впечатлительного ребенка, и появляется боязнь какого-либо персонажа - он может мерещиться в темноте, приходить во сне и т. д. Коррекция детских страхов с помощью сказок - хороший метод для борьбы со страхами, даже вызванными самими сказками. Придумайте вместе с малышом свой рассказ с участием страшного героя. В этой сказке должно быть хорошее начало и хороший конец.
«Я не знаю, кто вы и что от вас можно ожидать, поэтому я лучше буду рядом с мамой». Страх перед близким контактом с незнакомцами или родственниками, с которыми он видится редко - абсолютно нормальная реакция любого ребенка, инстинкт самосохранения. Чтобы снизить волнение малыша при общении с чужими людьми, попросите взрослых не контактировать слишком настойчиво (проще говоря - не лезть к ребенку), проявить терпение. Подскажите им несколько любимых игр малыша, которые помогут найти контакт.
«Почему вы оставляете меня? А что, если вы не вернетесь?». Боязнь разлуки с родителями является нормальным этапом формирования психики любого ребенка. Если у вас есть необходимость регулярно оставлять ребенка на попечение другого человека, то пусть он будет хорошо знаком вам и малышу (бабушка, тетя, старшие дети, няня, к которой он привык). Перед уходом поиграйте с ребенком, обязательно попрощайтесь с ним (а не тихо улизните), и постарайтесь не задерживаться. Такой ежедневный ритуал даст понять малышу, что мама всегда возвращается.
«Я чувствую себя в безопасности только тогда, когда вы находитесь рядом со мной в комнате». Когда ваш малыш начинает играть самостоятельно, постепенно приучайте его к уединению. Сначала отходите от него в другой конец комнаты и наблюдайте за ним оттуда. Затем постепенно переходите в другую комнату, но так, чтобы быть в поле зрения ребенка. Находитесь в отдалении не более 30 секунд, а затем снова возвращайтесь. Постепенно можно будет приучить малыша к полному уединению в комнате. Но помните, что нахождение ребенка без присмотра может быть опасно для него.
«Я боюсь масок, потому что они выглядят неестественными, и я не знаю, что за ними». Маскарадные костюмы и ростовые куклы на празднике могут доставить детям радость, а могут и напугать. Дело в том, что они, как правило, выглядят неестественными (не похожими на реальных людей и животных, бывают слишком большими или непропорциональными), а это очень часто пугает детей дошкольного возраста. На празднике не подходите к актерам в масках слишком близко - пусть малыш сначала издалека изучит героев, а потом попросите актера снять маску и улыбнуться малышу.
«Я боюсь врача, потому что он делает мне больно». Страх перед медицинскими процедурами настигает ребенка уже в коридоре больницы во время ожидания (или даже дома), и здесь важно правильно его подготовить. Поговорите заранее о ходе процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение (сладость, поход в парк и т.п.), во время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение. По возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный.
«Я боюсь чужих животных, потому что не знаю, чего от них ждать». Не смейтесь над ребенком, если он боится кошек, собак или насекомых. Не говорите: «не выдумывай, тут нечего бояться». Вместо этого скажите: «Я понимаю, что собака тебя пугает. Давай ходить мимо нее вместе - я буду держать тебя за руку». Познакомьте малыша с безопасными насекомыми, держа их в своих руках, не настаивая, чтобы малыш их брал в руки сам.
Рано или поздно ребенок начинает замечать мертвых голубей и насекомых на улице, обращать внимание на понятие «смерть» в разговорах взрослых. Страх смерти нередко встречается у детей дошкольного возраста (64% девочек, 36% мальчиков), потому что они начинают понимать, что когда-нибудь (или даже внезапно) не станет его родителей и его самого. Его пугает, что однажды он закроет глаза, «и всё». Ваша задача в такой ситуации - не прятать глаз и не убегать от ответа. И уж тем более, не упрекать за подобные мысли. Просто спокойно объясняйте малышу, что все умирают, и это нормально. Дайте ему понять, что это естественно и не страшно.
Никогда не смейтесь над страхами своего ребенка, не принижайте их значения, не игнорируйте и, тем более, не наказывайте за них. Только ваше понимание, уважение, чуткое отношение и содействие помогут малышу преодолеть свои страхи и прийти к душевному равновесию.
Кроме вышеперечисленного, коррекция фантазийных страхов у детей дошкольного возраста может проводиться методом рисования и лепки из пластилина. Попросите малыша нарисовать его страх - это может быть монстр из-под кровати, образы из кошмарного сна и т.д. Придумайте вместе с ребенком, чего это страх может бояться: например, смеха. Тогда вам нужно вместе посмеяться над этим страхом, подрисовать ему что-нибудь смешное и т.д. А можно сжечь листочек с рисунком и распрощаться с этим страхом навсегда. Помните, что здесь нельзя давить на ребенка и заставлять его рисовать. Иначе он закроется в себе, и страх может усилиться.
Если ребенок боится врача или животных (ситуативные страхи), то здесь хорошо подойдет метод игры. Позвольте малышу самому побыть в роли доктора - обычно детям это нравится. Возможно, вам придется проигрывать одни и те же ситуации снова и снова, но при мягком и ненавязчивом подходе страх будет постепенно уходить.
Если вы видите, что страхи ребенка мешают его повседневной жизни (наотрез отказывается спать, стал агрессивным или замкнутым, не отпускает маму ни на шаг от себя), значит, необходима консультация врача. Помните, что страхи детей дошкольного возраста легко корректируются специалистами, если к ним вовремя обратиться.
Распечатать
Детские страхи относятся одним из самых глубоких детских переживаний и могут проявиться даже во взрослой жизни. Ситуация, когда мама в раннем возрасте оставляет ребенка засыпать в одиночестве и не подходит, если он зовет ее и плачет, чрезвычайно распространена. Разумеется, это не говорит о ее жестокости, просто она желает, чтобы ребенок засыпал сам. Однако очень часто это приводит к невротическим страхам, которые могут аукнуться в дальнейшей жизни малыша. Конечно, рано или поздно он уснет, но чувство тревоги останется.
Детские страхи присущи определенному возрасту. Для нормально развивающегося, здорового малыша страх и испуг – естественная реакция помогающая познавать окружающий мир. А вот если ребенок совершенно ничего не боится и не подвластен даже возрастным страхам, проверьте, не задерживается ли его психическое развитие. Как правило, в дошкольном возрасте детские страхи возникают значительно чаще и ослабевают по мере взросления. Причем для каждого возрастного этапа присущи свои страхи.
Новорожденные часто пугаются приближения больших предметов, резких звуков.
В 7 месяцев малыш беспокоится при длительном отсутствии матери.
В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых людей, особенно женщин, которые не похожи на его мать. Как правило, к середине 2-го года страх проходит.
Два года сопровождаются боязнью одиночества, незнакомых резких звуков, высоты, боли, может появиться страх животных, движущегося транспорта, темноты.
Страх перед наказанием появляется в 3 года. Если отец участвует в воспитании малыша, ребенку позволяется выражать свои переживания, эмоции страх выражен намного меньше.
В 3-5 лет дети пугаются сказочных персонажей (Деда Мороза, Бабу Ягу, Снегурочку, Кощея, придуманных «чудовищ»), неожиданных звуков, боли, воды, одиночества, транспорта, темноты, замкнутого пространства. Последние страхи в большей степени присущи детям, чьи родители излишне принципиальны и тревожны.
В 6 лет может появиться страх смерти (родителей или своей), обычно он проявляется не напрямую, а как боязнь стихии, пожаров, нападений.
Дошкольники очень болезненно реагируют на семейные конфликты, это усиливает тревожность.
В возрасте семь-восемь лет прежние страхи, смягчаются, но на их место приходят новые: боязнь получить плохую отметку, быть неуспешным, опоздать в школу.
Подростковый возраст, как правило, свободен от страхов, но может присутствовать состояние тревожности.
Все вышеперечисленные страхи носят преходящий, временный, возрастной характер, поэтому нет необходимости с ними бороться. Однако встречаются и другие страхи, которые называют «невротические». Их может вызвать – некое психическое потрясение, жестокость в отношениях, травма, высокая тревожность родителей, конфликты в семье. Эти страхи просто так не проходят, поэтому ребенку необходима помощь специалистов (психотерапевта, психолога), а так же изменение стиля воспитания.
По данным исследований, каждый второй ребенок испытывает страхи. Но наиболее часто им подвержены дети от 2 до 9 лет, поскольку в этом возрасте дети уже многое знают и видят, однако понимают еще не все, поэтому необузданная детская фантазия реальными представлениями об окружающей действительности не сдерживается. Страхи в этом возрасте, говорят скорее о некотором превышении нормы развития, а не о патологии. Большую часть информации ребёнок воспринимает невербально, больше ориентируясь на «язык» тела и органов чувств.
Как можно понять, что ребенок боится?
Если у Вашего ребенка:
— беспокойный сон, сопровождающийся кошмарами;
— боязнь темноты;
— трудности при засыпании;
— заниженная самооценка.
Чтобы избежать закрепления и возникновения страхов не следует:
— позволять ребенку ложиться спать обиженным или в плохом настроении. Перед сном он должен быть радостным и спокойным;
— позволять ему кушать перед сном;
— запирать ребенка в незнакомом темном помещении;
— пугать малыша (придет: Баба Яга, милиционер, чужой дядя и … утащит, съест и так далее);
— перегружать детскую фантазию: приобретайте игрушки соответствующие возрасту, запретите смотреть агрессивные мультфильмы, читать книги.
Имейте ввиду, что впечатлительные и эмоционально-чувствительные дети в большей степени подвержены страхам.
Как помочь ребенку не бояться
— соблюдайте режим. Дети не любят перемен, поэтому соблюдайте придуманный ребенком «ритуал», к примеру, читайте знакомую уже книгу, включайте ночник, укладывать игрушки спать;
— превращайте злых персонажей в добрых. Сами придумывайте сказки — как Кощей стал добрым, паучок или волк вывел девочку из леса …;
— заранее готовьте ребенка к поступлению в школу или детский сад;
— повышайте его самооценку;
— «разберитесь» со своими страхами, дабы не «заразить» ими малыша (боязнь насекомых, собак, самолета, транспорта, страх смерти);
— выясните причину страхов;
— ребятишки очень любят фантазировать, пусть ребенок сочиняет сказки, где он смелый и сильный герой, или рисует свои страхи.
— если ребенок боится замкнутого пространства или темноты – откройте дверь, зажгите лампу, положите в кровать самую любимую игрушку или дайте ему игрушечное оружие. Положите его на ночь возле кровати, чтобы у него была возможность «защититься»;
— учитесь преодолевать страх посредством рисования, игр, проигрывания ситуаций. Поиграйте в доктора, если малыш боится больницы; в разведчиков, если боится темноты.
— поощряйте развитие самостоятельности. Ребенок должен чувствовать, что он многое знает и умеет;
— не стыдите ребенка за страхи. Их устранение требует поддержки и терпения. Не наказывайте его за страхи и не ругайте;
— не запугивайте ребенка;
Будьте терпимы и не забывайте, что Вы можете помочь малышу перестать бояться.
Статьи по теме: | |
Шампиньоны, жареные с добавлением лука
Почему-то многие хозяйки незаслуженно обходят вниманием такую вкусность,... Мощи святых, почему хранятся и что значит для православия
Сведения о святых мощах, чтимых иконах и других святынях, хранящихся в... Заклинания ведьм: настоящие древние ритуалы
В мире вокруг нас очень много такого, что невозможно объяснить с точки... |