Символ космополитизма. Кто такой космополит и что означает космополитизм

Наверное, многие из нас когда-нибудь слышали такие слова, как «космополитизм», «космополит», но все ли правильно понимают их значение? В некоторых странах понятие данных терминов несколько искажено, в разное время по-разному воспринимался и истолковывался смысл этого мировоззрения. Что такое космополитизм? Об этом необходимо рассказать подробнее.

Значение термина

Значение слова "космополитизм" следует искать в греческом языке, где kosmopolites - это гражданин мира. То есть космополит - это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом. Помимо этого, космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Приверженцы космополитизма являются сторонниками идеи создания мирового государства, в котором будут стерты все границы, а национальные традиции и культура должны будут смешаться и раствориться в этом общем котле. Эти люди ставят интересы всего человечества выше выгод и интересов отдельных государств и наций, суверенитет которых они отрицают, а такие понятия, как патриотизм или национализм, и вовсе чужды космополиту.

Краткая история

Космополитизм - это мировоззрение, зародившееся еще в древности, когда политическая жизнь городов-государств того времени постепенно приходила в упадок, а философская мысль развивалась и предлагала новый взгляд на мир. Люди той эпохи, ранее бывшие гражданами городов, впоследствии утративших свою независимость, начинали осознавать себя частью империи и даже всего мира.

Некоторые историки считают отцом-основателем космополитического мировоззрения древнегреческого философа Диогена, который на вопрос о его происхождении отвечал: «Я - гражданин мира». В дальнейшем идеи космополитизма в той или иной степени воплощались в попытках создания всемирной монархии и даже в политике папской теократии. А множество мыслителей развивали и дополняли идею мирового гражданства своими взглядами и рассуждениями.

Борьба с космополитизмом в СССР

На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада». И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм - это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу. Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа. Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.

В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.

Космополитизм - это идеология будущего

Что бы там ни говорили, но космополитизм необязательно должен восприниматься в таких негативных оттенках, когда ему приписывают чуть ли не ненависть национальности, традициям, культуре и прочим проявлениям самобытности. Просто космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных. А в условиях сегодняшней глобализации и интеграционных процессов, которые неизбежны в современном мире, идеи космополитизма становятся все более актуальными.

Космополитизм - это когда человек переживает и думает не только за свою страну и народ. Космополит беспокоится за всю планету, ведь сколько бы народов ее ни населяло, какое количество границ ни было бы проведено, Земля является нашим общим домом.

КОСМОПОЛИТИЗМ

КОСМОПОЛИТИЗМ

(от греч. kosmopolitus - гражданин мира) - 1) т.н. мирового гражданства, отрицающая государственный и национальный суверенитет; 2) взглядов, основанная на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед традициями и культурой др. стран и народов, исходящая из единых интересов и ценностей всего человечества, относящая различные проявления патриотизма к примитивным формам человеческого сознания, и т.д. Идейные сторонники К. часто строят систему своих взглядов не на принципиальном признании всепланетарного единства, не на осознании себя гражданами планеты Земля, а в первую очередь на отрицании собственной национально-государственной идентичности. Превратно трактуемые общечеловеческие интересы, иногда соотносимые или отождествляемые с политикой конкретных гос-в мира, противопоставляются государственным интересам собственной страны. В основе К. может лежать не столько отсутствие патриотизма, пренебрежение национальными ценностями или нежелание следовать , сколько стремление избежать государственно-политических ограничений, напр., свободно выбирать страну проживания. Хотя К. сохраняет идеологию мирового гражданства и характеризуется отсутствием особой привязанности к родине, он тем не менее существенно отличается от негативистского К.
К. как возник в антич. мире. Он был тесно связан с социальными концепциями антич. философов и фактически являл собой попытку преодолеть политический партикуляризм полисной системы организации общества. Таков был К.Диогена Синопского, по свидетельству некоторых более поздних авторов, первым употребившего само «космополит». По Эпиктету, космополитом себя называл также Сократ. Основатель филос. школы стоиков Зенон из Китиона рассматривал космополитический как общественную форму, которая сделала бы возможной каждого человека по единому всемирному закону. Идея К. встречается также у софистов (Антифонт , Гиппий). К. филос. школы киренаиков выражался формулой «Ubi bene, ibi patrio» («Где хорошо, там и отечество»). Распространение получили также космополитические идеи, связанные с расширением сферы политического господства и влияния, напр., с созданием империи Александра Македонского. В эпоху Средневековья носителем космополитических идей была католическая , претендовавшая на роль объединительницы всего христианского мира. В условиях разделенной на владений феодальной Европы комплексы космополитических представлений формировались также у отдельных социально-профессиональных групп, ведущих подвижный , не испытывающих привязанности к к.-л. одному месту, - странствующие монахи, рыцари, студенты, торговцы, комедианты, художники, профессиональные воины-наемники. Идеи общественного устройства, принадлежавшие ряду европейских мыслителей эпохи Возрождения (Данте , Т. Кампанеяла), также были проникнуты духом К. Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства развивался в эпоху Просвещения. Его носителями были Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И.Г. Фихте и др. Особое для развития космополитических идей приобретало признание естественных прав и свобод человека. Гуманистические идеалы, исходившие из единства человеческой природы, требовали признания свободы человека от государственных оков.
В буржуазном обществе К. отражает природу капитала, стремящегося туда, где для него созданы лучшие и есть получить наибольшую прибыль. В истории индустриально развитых стран прослеживается сложное К. с идеей национального гос-ва. Элементы К. присутствовали также в коммунистической идеологии. Именно в контексте К. можно трактовать ее базовый о построении бесклассового и безгосударственного общества во всемирном масштабе. В СССР, где за первое десятилетие советской власти ожидание мировой революции сменилось преобладанием державных начал в политике, понятие К. приобрело стойко негативное значение и воспринималось как буржуазная идеология. После Второй мировой войны гос-во периодически разворачивало кампании борьбы с «безродным космополитизмом» и низкопоклонством перед научными и культурными достижениями Запада.
К. не образует самостоятельного направления в современной зап. политологии, социологии, философии, правоведении. Он зачастую неосознанно присутствует на государственно-политическом, международном, общественном и даже бытовом уровне, реализуясь в достаточно расплывчатых научных концепциях или стереотипах сознания. Усиление космополитических настроений в современном мире связано с тенденциями к мировой и региональной политической интеграции, экономической глобализации, развитию международных правовых ин-тов и утверждению концепций международной правосубъектности личности. К. в мировой экономике получил развитие с усилением влияния транснациональных корпораций. В политической сфере к К. тяготеют также разного рода мондиалистские концепции, требующие объединения мира на федеративной основе и создания всемирного правительства. Еще более заметно современный К. проявился в культурной сфере, когда значительная часть населения земного шара, особенно молодое , усваивает общие формы материальной и духовной культуры. В разных странах и на разных континентах люди носят одну и ту же одежду, смотрят одни и те же фильмы, слушают одну и ту же музыку, пользуются одними и теми же предметами быта. Повсеместно распространены единые стандарты и коммуникативные средства. Особое значение имеет всемирная компьютерная сеть, доступ к которой уже сейчас рассматривают как аналог мирового гражданства. Зачастую все это ведет к стандартизации сознания. Люди в разных уголках мира воспринимают единые культурные нормы и ценности, мыслят одинаковыми понятиями. В то же элементы культуры отдельных стран и цивилизаций достаточно легко проникают в чуждую им социокультурную среду и усваиваются ею.
Во многом космополитичное характерно также для научных и творческих кругов, которые хотя и разделены границами гос-в, но по сути существуют в своем особом интернациональном пространстве. В современном К. нужно особо выделить различные гуманистические направления, в первую очередь пацифистские и экологические.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КОСМОПОЛИТИЗМ

(от греч. - космополит, гражданин мира) , идеология т. н. мирового гражданства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац. суверенитет, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена Лаэртия, «космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63) . Плутарх приписывал приоритет Зенону из Кити-она (Plutarchi Мог. 329 А-В) . По Эпиктету, Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на о родине должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1) . Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. По мнению некоторых исследователей, К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста (см. Das Weltburgertum in der Antike, «Die Antike», B.-Lpz., 1926 , Bd 2, H. 3, S. 178) .

Кризис антич. полиса и создание разноплеменного государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий) . К. киников Антисфена и Диогена Синопс-кого выражал отрицат. к полису. Стоики, гл. обр. Зенон из Кптиона, в космополитич. идеале искали обществ. форму, которая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество») .

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод. раздробленности (Данте , Кампанелла) . Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте , Петрарка, Пико делла Мирандола , Вивес, Рабле, Мон-тень, Эразм Роттердамский) .

Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в феодальнопартикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивали Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями, отражая стремление к национальному единству.

Позднее бурж. К. приобретает реакц. , он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 427) . К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а возникает на его почве.

Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В борьбе против нац.освободит. движения империалистич. буржуазии усиливают «устарелости» нац. суверенитета. Объективная капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию национальных государств, вызывает попытки «обосновать» создания наднациональных сообществ.

К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии, он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, над-нац. блоков и межгос. монополистич. организаций) ; эконо-мич. теории (реакционноутопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики) ; права (теории междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета) . Космополитич. идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., о превращении ООН в мировое ) . Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за сохранение нац. суверенитета, за нац. освобождение.

К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису, стремление бежать от суровой действительности в прошлое – "золотой век". Стоики, гл. обр. Зенон из Китиона, в космополитич. идеале искали общественную форму, к-рая бы сделала возможной жизнь каждого человека по всемирному закону, общему для всех. В абстрактной, утопич. форме в этой концепции снимались классовые различия и границы между народами и содержались идеи единства мира. Объективно они оправдывали равнодушие к судьбе своей родины. Космополитич. идеи киренаиков выражены в словах: "ubi bene, ibi patria" ("где хорошо, там и отечество").

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь, что было связано с ее стремлением к главенству над светской властью. В эпоху Возрождения идеи мирового гражданства были направлены и против феод. раздробленности стран (Данте , Т. Кампанелла). Выдвинув лозунг "Моим отечеством является весь мир", идею мировой монархии, Данте не отрицал любви к отечеству (см. "De monarchia", в кн.: Opere minori, v. 2, Firenze, 1861, p. 290). П. Дюбуа был противником мирового гос-ва ср.-век. феод. типа во главе с папой или монархом и отстаивал идею федерации государств.

Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства получил дальнейшее развитие в эпоху Просвещения. Его основой служили идеи освобождения индивида от феод. оков, связанные с развитием капиталистич. произ-ва и "открытием" антич. культуры, прежде всего философии (Данте , Петрарка, Пико делла Мирандола – в Италии; Вивес – в Испании, Рабле, Монтень – во Франции, Эразм Роттердамский и т.д.).

Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выступали как представители прогрессивных идей. Вместо нац. ограниченности и шовинизма перед их взором витал гуманистич. идеал человечества.

В Германии, в противоположность феод.-патрикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивались у Лессинга, Гёте, Шиллера, Канта, Фихте в своеобразном единстве с патриотич. идеями и отражали стремление к нац. единству. Они считали, что идея мирового гражданства заложена в человеч. природе и осуществится на основе науки и морального усовершенствования; это свидетельствовало об их неспособности выйти за рамки бурж. мировоззрения (см., напр., Fichte, Der Patriotismus und sein Gegenteil, Lpz., 1918, S. 11). Характеризуя позицию Лессинга, Φ. Меринг писал: "Мы не хотим вовсе защищать Лессинга от "позора" обвинений ревностных патриотов, в особенности таких, которые желали бы, чтобы он ради патриотизма забыл, что он гражданин мира. Можно представить себе без содрогания такую возможность – к счастью немыслимую, – чтобы Лессинги, Шиллеры, Гёте были не "гражданами мира", а "патриотами", вроде Глейма и Рамлера? Но, во всяком случае, необходимо как в интересах исторической справедливости, так и в целях опровержения политической клеветы, установить , что представители нашей классической литературы, как передовые бойцы буржуазных классов, исходили всегда из национально- немецкой точки зрения, и только после того, как эти доказали свою неспособность сломить княжеский , должны были в интересах самой буржуазии сделаться "мировыми гражданами" вместе с Лессингом или же "современниками всех времен", вместе с Шиллером, а не габсбургскими или гогенцоллернскими, вальденскими или веттинскими квасными патриотами" ("Легенда о Лессинге", М., 1924, с. 267).

С утверждением капитализма бурж. К. приобретает реакц. характер. Он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. "Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма угнетающих наций, а возникает на его почве. Бурж. националисты национальное считают достойным универсального применения.

Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В связи с процессом распада колониальной системы и ростом нац.-освободит. движения, империалистич. буржуазии усиливают проповедь "устарелости" нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к "интернационализации", действующая наряду с тенденцией к образованию нац. гос-в и неотделимая от империалистич. форм, в к-рых она развивается, вызывает попытки "обосновать" необходимость создания наднац. сообществ. Среди совр. сторонников космополитич. взглядов есть люди, искренне желающие мира между народами, однако выдвигаемые ими практич. предложения, вроде создания региональных наднац. орг-ций и мирового гос-ва, объективно выгодны империалистич. реакции.

К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии. Он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма и, в первую очередь, бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций), к-рая оказывает то или влияние и на все другие области бурж. идеологии. Космополитич. идеи находят и в сфере экономич. теории (реакционно-утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики), и в области права (теории междунар. правосубъектности личности и т.н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета), и в области эстетики ( формализма, абстрактного наднац. иск-ва).

В теоретич. отношении К. опирается на антинауч. концепцию абстрактного человека; на идеалистич. теории нации; на позитивистские теории сторонников т.н. технологич. детерминизма, идеалистически фальсифици-рующих роль техники в обществ. развитии и делающих о неизбежном расширении "политич. единиц" в связи с развитием средств транспорта и связи; на антинауч. аналогии обществ. развития с биологич. процессами. Отрицание нац. суверенитета находит себе опору и в реакц. воззрениях идеологов политики "с позиции силы". Обоснованием космополитич. идей занимаются и теоретики совр., реформизма, пытающиеся отождествить К. с пролет. интернационализмом. В действительности пролет. интернационализм противоположен бурж. К. В вопросе о слиянии наций космополитизм и пролет. интернационализм стоят на диаметрально противоположных позициях. К. призывает к слиянию наций путем насильственной ассимиляции, требуя фактически закабаления народов мира империализмом. Марксисты же рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что слияние наций – это длительный процесс, наступающий в результате освобождения наций и расцвета национальных культур и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 135–36).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М., 1961; их жe, Святое семейство..., Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Соч., 4 изд., т. 20; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 23; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Францев Ю., Национализм – оружие империалистич. реакции, "Большевик", 1948, No 15; Модржинская Е. Д., К. – империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958.

Осн. труды совр. идеологов К.: Hаrtwig T., Der kosmopolitische Gedanke, Wiesbaden, 1924; Adler M. J., How to think about war and peace, N. Y., ; Johnson F. E., (ed.), World order. Its intellectual and cultural foundations, N. Y., 1945; Reves E., The anatomy of peace, N. Y. – L., ; Вurnham J., The struggle for the world, N. Y., ; Hutсhins R. Μ., Βorgese G. Α., , Preliminary draft of a world constitution, Chi., 1948; Вrinton С. С., From many one, Camb. , 1948; Laski H. J., Socialism as internationalism, L., 1949; Hawtrey R. G., Western European Union, L.–N. Y., ; Roberts О. J., Schmidt J. F., Streit C. К., The new federalist, Ν. Υ., 1950; Fischer J., Master plan USA..., N. Y., ; Barr S., Citizens of the world, N. Y., 1952; Feller A. H., United Nations and world community, Boston, ; Northrop F. S. C., The taming of the nations, N. Y., 1952; Cousins N., Who speaks for man?, N. Y., 1953; Coudenhove-Kalergi R.N. von, An idea conquers the world, L., 1953 ]; его же, Die Europäische Nation, Stuttg., ; Bowle J., Minos or Minotaur? The dilemma of political power, L., ; Friedmann W., An introduction to world politics, , L.–N. Y., 1956; Del Vecchio G., Das Naturrecht als Basis für eine Theorie der Weltgesellschaft, "Arch. Rechts – und Sozialphilos.", 1962, v. 48, H. 3; Εtzioni Α., The dialectics of supernational unification, "Amer. Political Sci. Rev.", 1962, v. 56, No 4; его жe, The epigenesis of political communities at the international level, "Amer. J. Sociology", 1963, v. 68, Jan., No 4; Kitzinger U., Die neue europäische Revolution, "Dokumente", Köln., 1963, Jg. 19, H. 1, Febr.

Е. Модржинская. Й. Элез. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


кто такой космополит?

  1. Космополиты
    (биол.), виды, роды, семейства или более крупные группы животных или растений, обитающие по всему (или почти по всему) земному шару. Строго космополитических видов животных или растений, по-видимому, не существует. Примеры К. высшего ранга - семейства злаков, отряд воробьиных птиц. К. противопоставляются эндемики - растения или животные, встречающиеся только на ограниченной территории.
  2. Противоположность патриота - космополит ощущает себя человеком- гражданином Земли, без национальной и государственнойпринадлежности.
  3. КОСМОПОЛИТИЗМ (ОТ ГРЕЧ. KOSMOPOLITES - КОСМОПОЛИТ
    =======

    гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства - Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

  4. Космополит свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).
  5. Наиболее часто этим словом называют людей, считающих, что западные ценности - самые правильные, а западное общество - наиболее свободным. Заблуждение - противовес ура-патриотизму, национализму.
  6. Гражданин мира

от греч.космополит, гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац. суверенитет, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена Лаэртия, слово «космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона (Plutarchi Мог. 329 А-В). По Эпиктету, Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. По мнению нек-рых исследователей, идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста.

Кризис антич. полиса и создание разноплеменного гос-ва Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису. Стоики, гл. обр. Зенон из Кптиона, в космополитич. идеале искали обществ. форму, к-рая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод. раздробленности (Данте, Кампанелла). Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола, Вивес, Рабле, Монтень, Эразм Роттердамский).

Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность феодальнопартикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивали Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями, отражая стремление к национальному единству.

Позднее бурж. К. приобретает реакц. характер, он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а возникает на его почве.

Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В борьбе против нац.-освободит.движения идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости» нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию национальных гос-в, вызывает попытки «обосновать» необходимость создания наднациональных сообществ.

К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии, он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций); экономич. теории (реакционноутопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики); права (теории междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета). Космополитич. идеи создания мирового гос-ва или мировой федерации выдвигаются в совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., предложение о превращении ООН в мировое гос-во). Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не учитывают существования гос-в с различным социальным строем, а также борьбы народов за сохранение нац. суверенитета, за нац. освобождение.

Пролет. интернационализм противоположен бурж. К., призывающему к слиянию наций путем насильств. ассимиляции и закабаления народов мира империализмом. Марксисты рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций ст. зр. объективного хода обществ. развития, свидетельствующего о том,что слияние наций - это длит. процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 22, с. 136).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОСМОПОЛИТИЗМ

от греч. ?????? – мир, вселенная и???????? – гражданство) – идеология т.н. "мирового гражданства", реакц. бурж. идеология, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма, отрицающая нац. суверенитет. Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-историч. условиями. По свидетельству Диогена Лаэртского, слово "космополит" (греч. ????????????) было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI, 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона. (Plutarchi Моr. 329 А–В). Нек-рые считают, что уже Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина. Это основано на высказывании Эпиктета: "Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит..." (Disc. I, 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. Нем. исследователь Мевальдт утверждал, что идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия, а позже частично у Теофраста (см. "Das Weltb?rgertum in der Antike", см. вжурн.: "Die Antike", В.– Lpz., 1926, Bd 2, ?. 3, S. 178). Кризис антич. полиса и создание гос-ва Александра Македонского явились причиной возникновения космополитич. воззрений различного социально-классового содержания. Мировая империя Александра служила в известной мере образцом для космополитич. построений. Экспансионистские интересы рабовладельцев явились одним из источников космополитич. концепций, обосновывавших расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису, стремление бежать от суровой действительности в прошлое – "золотой век". Стоики, гл. обр. Зенон из Китиона, в космополитич. идеале искали общественную форму, к-рая бы сделала возможной жизнь каждого человека по всемирному закону, общему для всех. В абстрактной, утопич. форме в этой концепции снимались классовые различия и границы между народами и содержались идеи единства мира. Объективно они оправдывали равнодушие к судьбе своей родины. Космополитич. идеи киренаиков выражены в словах: "ubi bene, ibi patria" ("где хорошо, там и отечество"). В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь, что было связано с ее стремлением к главенству над светской властью. В эпоху Возрождения идеи мирового гражданства были направлены и против феод. раздробленности стран (Данте, Т. Кампанелла). Выдвинув лозунг "Моим отечеством является весь мир", идею мировой монархии, Данте не отрицал любви к отечеству (см. "De monarchia", в кн.: Opere minori, v. 2, Firenze, 1861, p. 290). П. Дюбуа был противником мирового гос-ва ср.-век. феод. типа во главе с папой или монархом и отстаивал идею федерации государств. Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства получил дальнейшее развитие в эпоху Просвещения. Его основой служили идеи освобождения индивида от феод. оков, связанные с развитием капиталистич. произ-ва и "открытием" антич. культуры, прежде всего философии (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола – в Италии; Вивес – в Испании, Рабле, Монтень – во Франции, Эразм Роттердамский и т.д.). Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выступали как представители прогрессивных идей. Вместо нац. ограниченности и шовинизма перед их взором витал гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность феод.-патрикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивались у Лессинга, Гете, Шиллера, Канта, Фихте в своеобразном единстве с патриотич. идеями и отражали стремление к нац. единству. Они считали, что идея мирового гражданства заложена в человеч. природе и осуществится на основе науки и морального усовершенствования; это свидетельствовало об их неспособности выйти за рамки бурж. мировоззрения (см., напр., Fichte, Der Patriotismus und sein Gegenteil, Lpz., 1918, S. 11). Характеризуя позицию Лессинга, ?. Меринг писал: "Мы не хотим вовсе защищать Лессинга от "позора" обвинений ревностных патриотов, в особенности таких, которые желали бы, чтобы он ради патриотизма забыл, что он гражданин мира. Можно ли представить себе без содрогания такую возможность – к счастью немыслимую, – чтобы Лессинги, Шиллеры, Гете были не "гражданами мира", а "патриотами", вроде Глейма и Рамлера? Но, во всяком случае, необходимо как в интересах исторической справедливости, так и в целях опровержения политической клеветы, установить факт, что представители нашей классической литературы, как передовые бойцы буржуазных классов, исходили всегда из национально- немецкой точки зрения, и только после того, как эти классы доказали свою неспособность сломить княжеский деспотизм, должны были в интересах самой буржуазии сделаться "мировыми гражданами" вместе с Лессингом или же "современниками всех времен", вместе с Шиллером, а не габсбургскими или гогенцоллернскими, вальденскими или веттинскими квасными патриотами" ("Легенда о Лессинге", М., 1924, с. 267). С утверждением капитализма бурж. К. приобретает реакц. характер. Он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. "Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма угнетающих наций, а возникает на его почве. Бурж. националисты национальное считают достойным универсального применения. Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В связи с процессом распада колониальной системы и ростом нац.-освободит. движения, идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь "устарелости" нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к "интернационализации", действующая наряду с тенденцией к образованию нац. гос-в и неотделимая от империалистич. форм, в к-рых она развивается, вызывает попытки "обосновать" необходимость создания наднац. сообществ. Среди совр. сторонников космополитич. взглядов есть люди, искренне желающие мира между народами, однако выдвигаемые ими практич. предложения, вроде создания региональных наднац. орг-ций и мирового гос-ва, объективно выгодны империалистич. реакции. К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии. Он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма и, в первую очередь, бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций), к-рая оказывает то или иное влияние и на все другие области бурж. идеологии. Космополитич. идеи находят выражение и в сфере экономич. теории (реакционно-утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики), и в области права (теории междунар. правосубъектности личности и т.н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета), и в области эстетики (апология формализма, абстрактного наднац. иск-ва). В теоретич. отношении К. опирается на антинауч. концепцию абстрактного человека; на идеалистич. теории нации; на позитивистские теории сторонников т.н. технологич. детерминизма, идеалистически фальсифици-рующих роль техники в обществ. развитии и делающих вывод о неизбежном расширении "политич. единиц" в связи с развитием средств транспорта и связи; на антинауч. аналогии обществ. развития с биологич. процессами. Отрицание нац. суверенитета находит себе опору и в реакц. воззрениях идеологов политики "с позиции силы". Обоснованием космополитич. идей занимаются и теоретики совр., реформизма, пытающиеся отождествить К. с пролет. интернационализмом. В действительности пролет. интернационализм противоположен бурж. К. В вопросе о слиянии наций космополитизм и пролет. интернационализм стоят на диаметрально противоположных позициях. К. призывает к слиянию наций путем насильственной ассимиляции, требуя фактически закабаления народов мира империализмом. Марксисты же рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что слияние наций – это длительный процесс, наступающий в результате освобождения наций и расцвета национальных культур и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 135–36). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М., 1961; их жe, Святое семейство..., Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Соч., 4 изд., т. 20; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 23; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Францев Ю., Национализм – оружие империалистич. реакции, "Большевик", 1948, No 15; Модржинская Е. Д., К. – империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958. Осн. труды совр. идеологов К.: Hаrtwig T., Der kosmopolitische Gedanke, Wiesbaden, 1924; Adler M. J., How to think about war and peace, N. Y., ; Johnson F. E., (ed.), World order. Its intellectual and cultural foundations, N. Y., 1945; Reves E., The anatomy of peace, N. Y. – L., ; Вurnham J., The struggle for the world, N. Y., ; Hutсhins R. ?., ?orgese G. ?., , Preliminary draft of a world constitution, Chi., 1948; Вrinton С. С., From many one, Camb. , 1948; Laski H. J., Socialism as internationalism, L., 1949; Hawtrey R. G., Western European Union, L.–N. Y., ; Roberts О. J., Schmidt J. F., Streit C. К., The new federalist, ?. ?., 1950; Fischer J., Master plan USA..., N. Y., ; Barr S., Citizens of the world, N. Y., 1952; Feller A. H., United Nations and world community, Boston, ; Northrop F. S. C., The taming of the nations, N. Y., 1952; Cousins N., Who speaks for man?, N. Y., 1953; Coudenhove-Kalergi R.N. von, An idea conquers the world, L., 1953 ]; его же, Die Europ?ische Nation, Stuttg., ; Bowle J., Minos or Minotaur? The dilemma of political power, L., ; Friedmann W., An introduction to world politics, , L.–N. Y., 1956; Del Vecchio G., Das Naturrecht als Basis f?r eine Theorie der Weltgesellschaft, "Arch. Rechts – und Sozialphilos.", 1962, v. 48, H. 3; ?tzioni ?., The dialectics of supernational unification, "Amer. Political Sci. Rev.", 1962, v. 56, No 4; его жe, The epigenesis of political communities at the international level, "Amer. J. Sociology", 1963, v. 68, Jan., No 4; Kitzinger U., Die neue europ?ische Revolution, "Dokumente", K?ln., 1963, Jg. 19, H. 1, Febr. Е. Модржинская. Й. Элез. Москва.

Наверное, многие из нас когда-нибудь слышали такие слова, как «космополитизм», «космополит», но все ли правильно понимают их значение? В некоторых странах понятие данных терминов несколько искажено, в разное время по-разному воспринимался и истолковывался смысл этого мировоззрения. Что такое космополитизм? Об этом необходимо рассказать подробнее.

Значение термина

Значение слова "космополитизм" следует искать в греческом языке, где kosmopolites - это гражданин мира. То есть космополит - это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом. Помимо этого, космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Приверженцы космополитизма являются сторонниками идеи создания мирового государства, в котором будут стерты все границы, а национальные традиции и культура должны будут смешаться и раствориться в этом общем котле. Эти люди ставят интересы всего человечества выше выгод и интересов отдельных государств и наций, суверенитет которых они отрицают, а такие понятия, как патриотизм или национализм, и вовсе чужды космополиту.

Краткая история

Космополитизм - это мировоззрение, зародившееся еще в древности, когда политическая жизнь городов-государств того времени постепенно приходила в упадок, а философская мысль развивалась и предлагала новый взгляд на мир. Люди той эпохи, ранее бывшие гражданами городов, впоследствии утративших свою независимость, начинали осознавать себя частью империи и даже всего мира.

Некоторые историки считают отцом-основателем космополитического мировоззрения древнегреческого философа Диогена, который на вопрос о его происхождении отвечал: «Я - гражданин мира». В дальнейшем идеи космополитизма в той или иной степени воплощались в попытках создания всемирной монархии и даже в политике папской теократии. А множество мыслителей развивали и дополняли идею мирового гражданства своими взглядами и рассуждениями.

Борьба с космополитизмом в СССР

На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада». И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм - это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу. Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа. Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.

В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.

Космополитизм - это идеология будущего

Что бы там ни говорили, но космополитизм необязательно должен восприниматься в таких негативных оттенках, когда ему приписывают чуть ли не ненависть национальности, традициям, культуре и прочим проявлениям самобытности. Просто космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных. А в условиях сегодняшней глобализации и интеграционных процессов, которые неизбежны в современном мире, идеи космополитизма становятся все более актуальными.

Космополитизм - это когда человек переживает и думает не только за свою страну и народ. Космополит беспокоится за всю планету, ведь сколько бы народов ее ни населяло, какое количество границ ни было бы проведено, Земля является нашим общим домом.



gastroguru © 2017