Делать ли прививки ребенку. Почему смертельно опасно делать прививки ребенку

Как вы относитесь к прививкам? Делали ли ребёнку прививки?

У меня дочь 1992. До 7 месяцев нормальное развитие, поползла. Все хорошо. До прививки . Через полгода диагноз ДЦП с предродовым развитием. КАКОГО ХРЕНА. Сейчас даже не ползает. Шлите лесом эту НЕнародную медицину. Надеюсь не опоздал с предрассудками.

Моя позиция по прививкам такова:

"Большинство прививок в большинстве случаев могут быть неоправданно опасны и нежелательны для ребёнка, и есть серьезнейшие причины, чтобы от них отказаться ".

Вот так, не более но и не менее. Ребёнку я прививок не делал, и не буду делать.

Человеку, отказывающемуся от прививок, обязательно сразу же навешивают клеймо оголтелого сектанта, безумца, рискующего жизнью детей; параноика, верящего в теорию заговора злых врачей... Знаете, я безумно устал по этому поводу. Устал общаться с тупыми и неграмотными людьми, вы только не обижайтесь. Я по образованию биолог, и у нас был курс иммунологии; плюс к этому уже позднее я прочитал немало книг по иммунологии, и специальных материалов, и продолжаю их читать поныне. Как ни крути, а я худо-бедно разбираюсь в вопросе, уж на уровне основных понятий и специальной терминологии – несомненно. И должен вам сказать, что иммунология – это один из интереснейших, и в то же время, сложнейших разделов биологии. Люди же, с которыми иногда приходится вступать в дискуссию по вопросам прививок – в 99% случаев "разбираются" в вопросе на уровне нескольких постулатов:

  1. Прививки – это единственное средство спасти детей от страшных болезней; привитому ребёнку болезни не страшны; непривитый ребёнок от болезней умрет;
  2. Непривитый ребёнок – опасен для привитых детей; его нельзя пускать с привитыми детьми в коллектив; (пытаетесь понять, как этот пункт согласуется с предыдущим? где тут логика? не пытайтесь, бесполезно).
  3. Все прививки полностью безопасны для детей, не несут им ни малейшей угрозы;
  4. Все врачи и фармацевты полностью компетентны, безукоризненно правдивы, абсолютно благонамеренны по отношению к детям;
  5. (как вывод из предыдущих): Тот, кто отказывается от прививок – а) параноик, согласно п.3 и 4; б) враг собственным детям, согласно п.1; в) враг и всем окружающим детям тоже, согласно п.2 (этот пункт особенно интересен, так как выводит вопрос за рамки "его личного дела").

Постулаты эти, как и любые догматические утверждения, совершенно не подвергаются никакому сомнению, не нуждаются в проверке, не поколебимы никакими фактами и рассуждениями. Разговаривать с такими людьми о прививках – совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, если у вас знания о прививках – в рамках вышеприведенных постулатов – прошу вас, закройте этот материал, не читайте его дальше. Он предназначен для людей, которые ещё не утеряли полностью способности к разумному, логическому, и непредвзятому мышлению, и которым интересно выяснить, как дела обстоят в реальности, на самом деле, а не защитить свои мнения, без разницы правильные они или нет.

Когда у нас замаячило рождение ребёнка, я очень тщательно стал готовиться к этому по множеству вопросов, в том числе и по вопросу прививок. Перелопатив и подвергнув детальному анализу множество материалов, и антипрививочных, и пропрививочных, и нейтрально-академических, я пришел к определенным выводам. Вот они:

  1. Вопрос о необходимости и полезности прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы против того, что они вообще нужны; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки, которые делаются – нужны и полезны";
  2. Вопрос о безвредности и отсутствии угроз от прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы, говорящие о реальной, неиллюзорной опасности для здоровья прививаемого ребёнка; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки которые делаются – вполне безопасны для ребёнка".
  3. Официальная медицина настаивает на безоговорочной нужности и полной безопасности всех прививок; при этом, вступая в противоречие с информацией, приводящей к выводам в пунктах 1 и 2 – она демонстрирует отсутствие всякой серьезной аргументации в пользу своих утверждений; напротив, она однозначно демонстрирует широкое использование психологических манипуляций, давления, запугивания, заведомой прямой лжи, замалчивания реальных фактов.
  4. Подобное поведение официальной медицины отнюдь не носит характер "теории заговора", а является полностью объяснимым с позиций, во-первых, тотальной коррумпированности медицинских работников и чиновников, создавших условия сильной материальной заинтересованности в результатах вакцинации и полной безответственности за любые последствия вакцинации; во-вторых – общей деградации общественного института медицины как с научно-практической, так и с морально-нравственной стороны, и фактического отношения людей и медиков к медицинским вопросам, как к вопросам религиозным – т.е. не нуждающимся в подтверждениях или доказательствах. Вообще, вопросы нынешнего положения в медицине – нуждаются в отдельном рассмотрении; дело там плохо глобально, а не только в педиатрии.
  5. Для того, чтобы прийти к вышеприведенным выводам, полностью достаточно беспристрастного анализа открытой информации, включая про-прививочную и официальную; при этом специалистом по иммунологии быть не обязательно, достаточно общей образованности, общего здравого смысла и владения логикой. Более же детальный анализ информации, с углублением в узко-специальные биологические и иммунологические вопросы, обычно показывает, что аргументация в пользу воздержания от прививок – ещё более основательна и сильна. В частности, практически неоспорима аргументация того тезиса, что прививка – это грубое вмешательство в иммунную систему, хоть и дающее, возможно, устойчивость к конкретной болезни, но наносящее сильный удар по иммунитету в целом.

(На этом месте ещё одно маленькое отступление в сторону от медицины к политике и психологии. У людей принято верить, что власти и вообще любые вышестоящие инстанции изначально относятся к ним благожелательно, несут, так сказать, добро, заботятся обо всем народе в целом. И, несмотря на мелкие поводы быть недовольным властью, людям трудно даже теоретически воспринять концепцию, что власть может быть враждебна народу. Чисто психологически проще эту концепцию отвергать, так как она очень неприятна. Власти иногда приходится так или иначе подчиняться; ну а одно дело подчиняться отцу семейства, пусть и очень суровому – чувствуешь себя угнетаемым, но защищенным; другое дело подчиняться однозначному врагу: чувствуешь себя рабом, которому грозит смерть. Поэтому люди часто склонны отвергать без рассуждений какие-либо утверждения о том, что власти делают какие-то вещи, заведомо враждебные к народу и лично к тебе. Хотя в настоящее время простейший анализ действительности показывает, что ничем иным происходящее объяснить нельзя.

В наших странах власти представляют из себя по сути оккупационную администрацию, которая действует во благо не народа, а зарубежных оккупантов. В интересы которых входит, помимо прочего, и планомерное сокращение населения "мирным путем". Простейшие, невооруженным глазом видимые мощные направления влияния в этом ключе – это стимулирование алкоголизма, курения, наркомании, и информационное воздействие, направленное на снижение рождаемости. Помимо этих крупных, есть и десятки более мелких, приносящих свои плоды, действий власти против народа (разрушение образования, общественной морали, семейных ценностей, нормального здравоохранения, и т.д.), но это не тема данной статьи. Так вот, исходя из этого, я считаю крайне важным правильное психологическое отношения по отношению к любым действиям, любым инициативам власти. Мы не знаем и не можем знать всех их тайных мыслей и желаний. Однако, если мы считаем, что власти в принципе благожелательны к народу – то тогда следует всем их инициативам доверять. А если мы считаем что власти в принципе враждебны народу – то следует все их инициативы изначально воспринимать скептически, относиться к ним как к враждебным, пока не доказано обратное. Как я уже говорил, психологически это непросто. Однако нужна же и какая-то ответственность перед своими детьми. Считать, что свой психологический комфорт важнее чем их жизнь и здоровье – это как-то не вполне по-взрослому.

Так вот, зная и видя как наплевательски относятся власти к здоровью народа, и злонамеренно его разрушают – мне что-то никак не верится, что давление, которое они постоянно оказывают в сторону прививок – расширение списка прививок, увеличение поголовности охвата прививаемых, возникающие неизвестно откуда прививки от птичьего гриппа, свиного кашля, атипичной диареи и прочей неведомой японской хреновины – что всё это давление власти осуществляют в порыве заботы о благе народа. А противоположные предположения приходят легко)

(заканчивая о прививках, хочу сказать, что я намеренно не касался обсуждения конкретных вопросов аргументации против прививок. Потому что это уже давно сделали до меня, неоднократно, качественно и в полном объеме; зачем делать реферат, если можно почитать первоисточники.)

Виктор Сергиенко

Каждая из вакцин отличается по антигенному составу, интенсивности реакций, которые она вызывает в организме и продолжительности действия. Поэтому вопрос о том, каковы дальнейшие сроки вакцинации, решается всегда индивидуально, учитывая состояние иммунной системы ребенка, перенесенные им заболевания и разновидность вакцин. В качестве ориентира для построения дальнейшего графика прививок, можно привести следующие общие рекомендации, которые рассматривают нарушение сроков прививок отдельно для каждой категории вакцин.

Если пропущена прививка от гепатита В

  • Если от гепатита В, то есть она не была выполнена в первые 12 часов после рождения малыша, то можно начать вакцинацию в любой последующий день и далее следовать стандартной схеме – вторую прививку делают через месяц, а третью еще через 5 месяцев.
  • Если пропущена прививка от гепатита В, которую выполняют, согласно календарю прививок, через месяц после рождения, то можно выполнить ее спустя максимум 4 месяца после первой. Причем чем меньше интервал, тем более надежный иммунитет будет сформирован. Если со времени выполнения первой прививки прошло больше 4 месяцев, то обычно продолжают введение вакцин так, как если бы до этого не сбился график прививок, но в этом случае велик шанс недостаточной иммунизации. Если врач сомневается в эффективности дальнейшей вакцинации, то может потребоваться определение антител к вирусу гепатита В в крови ребенка, с обязательным количественным исследованием.
  • Если пропущена третья прививка от гепатита В, то вы можете не беспокоиться об уменьшении эффективности вакцинации на протяжении 18 месяцев после выполнения первой прививки. Это максимальный промежуток времени, после которого для завершения курса, скорее всего, потребуется анализ на концентрацию антител против гепатита В. В некоторых случаях, когда достаточный иммунитет не сформирован даже после окончания курса вакцинации, может потребоваться дополнительная прививка.

Если нарушены сроки вакцинации БЦЖ

Если нарушены сроки вакцинации БЦЖ, то прививку от туберкулеза делают на четвертом месяце жизни. Перед прививкой обязательно выполняют пробу «Манту» и вакцинацию проводят только при получении отрицательного результата. Положительная проба может означать, что ребенок уже столкнулся с возбудителем туберкулеза и, возможно, инфицирован. Это показание к дальнейшему, более подробному обследованию. Сроки проведения прививки обусловлены тем, что первые 3 месяца жизни иммунитет еще не сформирован настолько, чтобы дать адекватную реакцию на введение туберкулина, который используется при проведении пробы «Манту», и реакция может быть ложноотрицательной. Если вы еще не делали прививку, но известно, что ребенок контактировал с больным туберкулезом или носителем палочки Коха, то назначают низкие дозы противотуберкулезных препаратов и после завершения курса превентивного лечения исследуют реакцию «Манту». При положительной пробе продолжают лечение, а при отрицательной выполняют вакцинацию с последующей изоляцией ребенка в течение недели. Для нормального формирования послепрививочного иммунитета между прививкой БЦЖ и другими прививками должно пройти не менее месяца.

Если пропустили прививку АКДС

  • Если вы пропустили прививку АКДС, которую согласно календарю прививок выполняют в 3 месяца, то начать курс вакцинации можно в любой момент в возрасте до 4 лет. После 4-летнего возраста не разрешено введение вакцин отечественного производства с коклюшным компонентом, но можно применять французский аналог Тетракок (с компонентом против полиомиелита в составе). С 4 до 6 лет прививку делают вакциной АДС, а после достижения 6-летнего возраста используют АДС-М. Это вакцины без коклюшных компонентов, последняя содержит пониженные дозировки. Если ребенок переболел коклюшем, а вы еще не сделали ни одной прививки АКДС, то далее проводится вакцинация АДС-анатоксином (две вакцинации с месячным перерывом и одна ревакцинация через год).
  • Нарушение сроков вакцинации второй прививки АКДС не влечет за собой повтор всего цикла – введение вакцин продолжают так, как если бы график не сбивался, выдерживая интервал между прививками от 30 суток. Если к этому моменту ребенок переболел коклюшем, то прививок АКДС ему больше не делают, вместо этого применяют АДС, а спустя 9-12 месяцев АДС повторяют
  • Если , то ее выполняют, невзирая на пропуск. Если ребенок уже дважды привитый АКДС переболел коклюшем, ему не продолжают курс вакцинации и считают его завершенным. Ревакцинацию проводят АДС, спустя 9-12 месяцев. Как уже указывалось, с 4-летнего возраста вводят вакцины без коклюшного компонента. Для того чтобы успеть полностью привить ребенка от коклюша, иногда имеет смысл выполнить первую ревакцинацию АКДС, выдержав лишь минимальный допустимый интервал – 6 мес.

Если пропущены сроки прививки от полиомиелита

  • Если пропущены сроки первой прививки против полиомиелита, то детям до 6 лет вакцинирование делают двукратно, с промежутком 30 суток. Детям старше 6 лет вакцину вводят однократно.
  • Если пропущена вторая прививка от полиомиелита, то вакцинацию снова не начинают, а продолжают, несмотря на увеличенный интервал. Действующий календарь прививок построен с учетом применения ОПВ (живой вакцины против полиомиелита), но допустима замена ее на ИПВ (инактивированную вакцину, более эффективную).
  • Если пропущены третья или четвертая прививки против полиомиелита, то тактика та же, что и при пропуске второй прививки. Важно, чтобы до достижения 2-летнего возраста ребенок был привит 5 раз ОПВ или 4 раза ИПВ. При совместном применении вакцин общее количество прививок не должно быть меньше 4.

Если пропустили вакцинацию против кори, краснухи или паротита

  • В том случае, если ваш график прививок сбивался, и вы пропустили первую вакцинацию против кори, краснухи или паротита, лучше всего будет выполнить ее сразу же, как только появится возможность. Согласно календарю прививок, вакцинация против этих инфекций проводится одновременно, в разные участки тела ребенка, отдельными шприцами или путем применения комбинированных вакцин, содержащих компоненты против нескольких инфекций. К раздельному введению вакцин рекомендуется прибегать в том случае, если ребенок уже переболел какой-либо из перечисленных инфекций, против которой больше не требуется создания специфического иммунитета. Даже если сроки прививок были существенно смещены, последующая ревакцинация проводится в том возрасте, который обозначен в национальном календаре прививок.
  • Если пропущена ревакцинация от кори, краснухи или паротита, то прививку делают в любое подходящее время, стараясь создать иммунитет до поступления ребенка в школу. Если по каким-либо причинам прививки против краснухи, паротита и кори выполняются в виде однокомпонентных моновакцин, то рекомендуемый интервал между их введением не должен быть менее месяца. В противном случае существует риск инактивации второй вакцины иммунными клетками, выработанными в ответ на введение первой вакцины.
  • Если пропущена вакцинация против краснухи, которая выполняется девочкам в подростковом возрасте, то ее делают сразу же, как только позволит состояние здоровья. Прививку можно делать в любом возрасте при исключении беременности.

Прививка, или вакцинация – искусственный метод повышения иммунитета, предполагающий введение в организм антигенов возбудителей болезни, с целью увеличения его устойчивости к инфицированию. Применение этого метода стимулирует производство антител самим организмом. Более эффективны препараты, произведенные на основе ослабленных, но живых микроорганизмов, чем изготовленные из инактивированного материала. Первые две прививки новорожденным ставят еще в роддоме.

Несмотря на очевидную пользу, растет количество отказов от прививок. Сегодня, как никогда, актуален вопрос: «Делать ли в роддоме прививки новорожденным?». Доступность информации позволяет родителям узнать не только о положительных результатах вакцинации, но и возможных осложнениях.

Перечень прививок для детей периода новорожденности (28 дней), как и для всех последующих возрастов, регулируется федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и федеральным законом «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Все эти документы не запрещают родителям (либо опекунам) выступать против вакцинации и отказываться от прививок.

Для того чтобы новорожденному ребенку не ставили прививку в роддоме, необходимо до приезда в роддом подготовить 2 экземпляра заявления об отказе от биологических проб и вакцин. Оно заполняется по форме, внизу обязательна дата и подпись заявителя. При поступлении в роддом документ предъявляется главному врачу. Важно проследить за тем, чтобы на оба экземпляра были поставлены печати и подписи, факт из приема был отображен в журнале входящей документации.

Затем одно заявление прикрепляется в медицинскую карту, второе – остается на руках у роженицы. Чтобы избежать проблем, стоит в устной форме предупредить медицинский персонал об отказе и наличии заявления, которое по случайности может быть не замечено.

В действующем законодательстве не отмечено никаких последствий для родителей при отказе делать вакцинацию. Поэтому заявление будущей матери не может послужить причиной для более длительного, чем рекомендовано врачами, пребывания в роддоме. Требование дополнительных справок и документов, помимо заявления об отказе, незаконно. Нет необходимости пояснять и аргументировать свое решение.

Если не удается решить проблему мирным путем, права матери и ребенка нарушаются, следует написать заявление на имя руководителя медицинского учреждения, второй его экземпляр – в прокуратуру района, третий – оставить на руках.

В этом документе должно быть полное описание ситуации: давление со стороны персонала, отказ в выписке и т. п., а также указанны контактные данные заявителя. В прокуратуру заявление направляется заказным письмом с уведомлением о получении. Если главврач выступает против официального оформления жалобы и отказывается подписывать документ, нужно тоже отправить почтой.

После выписки из роддома аналогичную процедуру отказа делают в детской поликлинике по месту жительства. После подачи заявления ответственность за здоровье ребенка в отношении заболеваний, против которых проводится вакцинация, несут родители. Исходя из нормативных актов ребенка, не получившего прививку, могут ограничить в посещении детского учреждения в период эпидемий или при объявлении карантина.

Перечень прививок для новорожденных

Какие прививки в роддоме делают новорожденным? Этот список небольшой:

Вакцина изготовлена из ослабленных бактерий, ее делают внутрикожно. При отсутствии противопоказаний первая прививка ставится с 3 по 7 день жизни ребенка, как правило, это происходит в роддоме. Ее действие направлено на развитие иммунитета, защиту организма от перехода «спящей» инфекции в заболевание, а также против развития тяжелых форм туберкулеза.


Прививка впервые ставится в течение 12 часов после рождения, ее делают внутримышечно. По стандартной схеме ревакцинация производится дважды: через 1 месяц и через полгода. Вакцина представляет собой «дрожжевой» рекомбинантный препарат.

В основе технологии производства – вживление гена синтезирующего часть вируса гепатита B в пекарские дрожжи. Размножение дрожжей приводит к размножению антигена, который потом отчищается и тестируется на стерильность. Введенная вакцина против гепатита B провоцирует выработку антител, обеспечивающих невосприимчивость к заболеванию.

Общие противопоказания для вакцинации новорожденных

К общим противопоказаниям относятся:

  1. Недоношенность. Вакцины не вводятся, если масса тела ребенка меньше 2300 гр.
  2. Гнойно-септические кожные воспаления. Прививка может быть поставлена через месяц после полного выздоровления.
  3. Внутриутробное инфекционное заражение, сепсис. Вакцинация – через полгода после выздоровления.
  4. Острые заболевания. Прививание возможно через месяц после выздоровления.
  5. Гемолитическая болезнь . Вакцина вводится через полгода, при условии, что отсутствует анемия.
  6. ППЦНС с выраженными проявлениями. Вакцинация – через полгода после выздоровления по разрешению невропатолога.
  7. Ферментопатии. Полное противопоказание.
  8. Иммунодефицитные состояния. Полное противопоказание.
  9. Генерализованная инфекция БЦЖ, обнаруженная у сиблингов.

Количество противопоказаний постоянно изменяется, чаще – в сторону уменьшения, так как вакцины становятся более совершенными. Вакцинация – достаточно надежный метод защиты ребенка от инфекций. Все препараты на территории РФ делают под строгим контролем, они проходят клинические испытания для подтверждения эффективности и безопасности.

Общие реакции на прививку: нормальные и ненормальные

Несмотря на надежность вакцинации, побочные эффекты часто неизбежны, потому что ребенок болеет облегченной формой заболевания. Но далеко не все реакции на прививку представляют опасность. Формирование стойкого иммунитета – положительная реакция, которая больше всего ожидаема. Она защищает организм от инфекций и их последствий.


Негативные реакции на вакцинацию представлены осложнениями и прививочными реакциями. Риск осложнения после прививки такой же, как и после первичного приема любого лекарства. Кроме того, последствия инфекционных заболеваний, такие как смерть и инвалидность, более опасны и возникают чаще, чем осложнения после введения вакцины.

Общие реакции на прививку представлены следующими симптомами:

  • повышение температуры тела. Слабые реакции – до 37,5 ºС; средние — 37,6-38,5ºС, сильные – от 38,5ºС;
  • фебрильные судороги – подергивания конечностей в связи с реакцией ЦНС на повышение температуры. Появляются в течение 24 часов после процедуры;
  • афебрильные судороги – подергивания конечностей при нормальной температуре тела. Указывают на наличие неврологического заболевания, необходим осмотр невропатолога;
  • нарушения сна и аппетита;
  • ухудшение общего самочувствия;
  • головная боль;
  • боль в животе, в суставах и мышцах;
  • тошнота и рвота.

Все эти симптомы длятся максимум первые 3 суток после прививки. Выраженность общих реакций зависит от того, какие именно вакцины были введены и от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Первая помощь при проявлении общих прививочных реакций сводится к устранению симптомов. При повышенной температуре тела (более 38 ºС) необходимо делать обтирания влажным полотенцем, дать ребенку жаропонижающие средства: парацетамол, панадол, нурофен. После нормализации температуры общее состояние сразу улучшается: проходят болевые ощущения, тошнота и рвота. Если жаропонижающие лекарства не помогают нужно вызвать бригаду скорой помощи.

Профилактика осложнений

При тщательной подготовке к вакцинации, а также при правильном поведении во время процедуры и после нее, можно минимизировать риск развития осложнений и нежелательных реакций.


Перед тем как поставить прививку необходимо:

  • сдать анализы мочи и крови для общей оценки состояния здоровья;
  • проконсультироваться с невропатологом и аллергологом, получить их заключение;
  • проверить наличие в домашней аптечке детских жаропонижающих средств;
  • не давать ребенку незнакомую пищу перед процедурой;
  • в течение двух дней до вакцинации принимать противоаллергические препараты;
  • на процедуру взять с собой прививочный сертификат, пеленку и любимую игрушку ребенка;
  • выходя из дома измерить температуру тела ребенка, недопустимо ее повышение более 37 o С.

При проведении вакцинации:

  • проверить название вакцины, производителя, срок годности;
  • пройти осмотр и консультацию у педиатра перед тем, как зайти в прививочный кабинет. Он должен оценить общее состояние ребенка, измерить температуру, прослушать легкие, осмотреть горло;
  • не волноваться, не суетиться – эти состояния быстро передадутся ребенку, настроят его против процедуры;
  • позволить ребенку проплакаться, затем прижать к себе, покачать – делать то, что его успокаивает.

Когда «самое страшное» позади:

  • остаться в поликлинике на полчаса после прививки, даже если вас забыли об этом предупредить;
  • при повышении температуры – снять с ребенка одежду, обтереть мокрой пеленкой комнатной температуры;
  • не злоупотреблять жаропонижающими препаратами, следить за дозировкой;
  • не использовать аспирин до 5 лет;
  • не купать ребенка и не гулять в день вакцинации;
  • менять рацион можно только через 3 суток после прививки.

Для того чтобы решить, делать ли прививки новорожденным нужно взвесить все «за» и «против». В любом случае выбор остается за родителями. Но нужно помнить, что в случае отказа от вакцинации вся ответственность будет лежать на них.

На сегодняшний день доступ к информации позволяет всесторонне изучить проблему и принять правильное решение. Задача врача в этой ситуации – рассказать как о возможных последствиях отказа, о том, какие могут быть осложнения после процедуры, не оказывая при этом давления и не склоняя к определенному решению.

Полезное видео о прививках для новорожденных

Мне нравится!



gastroguru © 2017