Исследования слуха. Исследования слуха Лаборатория слуха и речи ниц первого меда

Заведующая лабораторией Бобошко Мария Юрьевна , д.м.н.
Тел.: (812) 338 60 34
e-mail: [email protected]

Контактная информация

Тел.: (812) 338 60 34

e-mail: [email protected]

Лаборатория слуха и речи НИЦ с сурдологопедическим кабинетом располагаются в здании поликлиники (ул. Льва Толстого, д.ж 6-8, корп. №5), центральный вход, левая лестница, 3-й этаж.

История

Лаборатория по восстановлению слуха и речи была организована в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике в 1971 году, первоначально была самостоятельным структурным подразделением 1 ЛМИ, с 1991 г. входит в состав научно-исследовательского центра (директор НИЦ – проф. В.В.Томсон). В 1971-1991 гг. лабораторией заведовал профессор И.М. Белов, в 1991-2007 – профессор А.И. Лопотко, с 2007 – д.м.н. М.Ю. Бобошко. Наряду с научной работой, сотрудниками лаборатории осуществляется клиническая и педагогическая деятельность. В рамках последипломного образования в лаборатории регулярно проводятся курсы профессиональной переподготовки и общего усовершенствования по специальности 040111.01 – «Сурдология-оториноларингология». Научно-практической базой лаборатории является сурдологопедический кабинет, основной задачей которого является осуществление консультативной помощи взрослым лицам СПб с нарушениями слуха. Врачи сурдологи-оториноларингологии работают совместно с неврологом, сурдопедагогами, логопедами, физиологами, инженерами-акустиками.

Приоритетные направления деятельности:

  • разработка прогностических, диагностических методов, лечебных и реабилитационных воздействий при нарушениях слуховой и речевой функций;
  • клинико-морфо-генетическое обоснование новых принципов профилактики детской доречевой и вторичной приобретенной сенсоневральной тугоухости и глухоты;
  • использование не только традиционных методов оценки слуховой функции, но и уникальных, разработанных в лаборатории, способов речевой аудиометрии, настройки слуховых аппаратов, объективной диагностики нарушений слуха.

Клиническая работа

Научно-практической базой лаборатории является сурдологопедический кабинет, основной задачей которого является осуществление консультативной помощи взрослым лицам СПб с нарушениями слуха. Врачи сурдологи-оториноларингологии работают совместно с неврологом, сурдопедагогами, логопедами, физиологами, инженерами-акустиками. Основные направления:

  • Аудиологическая диагностика при нарушениях слуха, ушных шумах с установлением степени, места и причины нарушения слуха, определением тактики лечения. Используются следующие методики: тональная пороговая и надпороговая аудиометрия в стандартном и расширенном диапазоне частот, речевая аудиометрия, импедансная аудиометрия, объективная и психоакустическая шумометрия, регистрация слуховых вызванных потенциалов и отоакустической эмиссии
  • Консультации сурдологов-оториноларингологов, логопедов, специалистов по слухопротезированию
  • Исследование слуха у детей любого возраста, начиная с рождения
  • Диагностика наследственных форм тугоухости, генетическое обследование
  • Сурдопедагогическая реабилитация, в том числе, после операции кохлеарной имплантации, сурдопедагогические занятия по адаптации к слуховому аппарату
  • Занятия по коррекции речи с использованием компьютерных тренажеров
  • Индивидуальный подбор и регулировка слухового аппарата, компьютерная настройка слухового аппарата
  • Формирование речи у пациентов после экстирпации гортани, обучение пищеводной речи и использованию голосообразующих аппаратов

Наряду с научной и клинической работой, сотрудниками лаборатории осуществляется педагогическая деятельность.

В рамках последипломного образования в лаборатории регулярно проводятся курсы профессиональной переподготовки и общего усовершенствования по специальности 040111.01 – «Сурдология-оториноларингология».

Ведущие сотрудники:

Бобошко Мария Юрьевна – зав. лабораторией слуха и речи, д.м.н., врач сурдолог-оториноларинголог высшей квалификационной категории, член Международной Академии оториноларингологии – Хирургии Головы и Шеи, вице-президент Российского общества аудиологов, член международного общества аудиологов ISA, член редколлегии журналов: “Folia otorhinolaryngologica”, Российская оториноларингология, Оториноларингология (Казахстан). Стаж работы по оториноларингологии – более 30 лет. Автор более 130 опубликованных научных трудов, в том числе 10 монографий. Сфера научных интересов: патология слуховой трубы, возрастная тугоухость, субъективный шум в ушах, вопросы слухопротезирования. В 2011 получила звание «Женщина года» в номинации «Наука» по Санкт-Петербургу.

Журавский Сергей Григорьевич – ведущий научный сотрудник лаборатории слуха и речи, д.м.н., врач сурдолог-оториноларинголог. Автор более 50 научных публикаций, в том числе 4-х монографий. Научные исследования в области клинической генетики доречевой глухоты неоднократно имели поддержку грантов Администрации Санкт-Петербурга, гранта Президента РФ. Сфера научных интересов: механизмы возникновения заболеваний слуховой системы, прогнозирование эффективности профилактики и лечения слуховых расстройств, история медицины.

Савенко Ирина Владимировна – старший научный сотрудник лаборатории слуха и речи, к.м.н., врач сурдолог-оториноларинголог высшей квалификационной категории. Закончила аспирантуру в Педиатрическом медицинском институте. Стаж работы по оториноларингологии – более 30 лет. Автор более 40 опубликованных научных работ, в том числе 3-х монографий. Сфера интересов – детская оториноларингология, сурдология-оториноларингология, электрофизиология слухового анализатора. Тема научной работы – диагностика и лечение нарушений слуха у детей, родившихся недоношенными.

Мальцева Наталия Васильевна – старший научный сотрудник лаборатории слуха и речи с 1974 года, к.б.н. Окончила Ленинградский Государственный Университет по специальности биофизика органов чувств. Дипломная работа и тема кандидатской диссертации посвящены вопросам физиологии слуха. Имеет более 100 печатных работ. В настоящее время занимается проблемой повышения эффективности реабилитации больных с нарушениями слуха с использованием слуховых аппаратов.

Бердникова Ирина Петровна – старший научный сотрудник лаборатории слуха и речи, к.б.н. Тема диссертации: “Индивидуальная физиологическая коррекция нарушений слуховой функции человека”. Автор более 30 научных работ. Владеет уникальной методикой подбора и настройки слуховых аппаратов.

Квасова Татьяна Валентиновна – зав. сурдологопедическим кабинетом, врач сурдолог-оториноларинголог высшей квалификационной категории. Работает в сурдологопедическом кабинете с 1985 года, имеет большой клинический опыт, в совершенстве владеет методами углубленной аудиологической диагностики и современными лечебно-реабилитационными мероприятиями при нарушениях слуха.

Ломоватская Лидия Гавриловна – сурдопедагог, логопед высшей квалификационной категории. Окончила ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1967. Проводит индивидуальные занятия по коррекции речи и развитию слухового восприятия с детьми и с носителями кохлеарного импланта, используя компьютерные программы. С целью улучшения слухового внимания и распознавания речи в условиях нового слушания занимается с пациентами, использующими слуховые аппараты. Организует методическую помощь родителям глухих детей в условиях семьи.

Слесаренко Наталья Павловна – сурдопедагог, логопед высшей квалификационной категории. Проводит индивидуальные занятия с детьми от 2,5 лет (нормально слышащими и имеющими снижение слуха); для глухих детей – занятия по югославской методике П. Губерины (в течение 4-х месяцев обучалась в Загребе). Выполняет исследования по оценке слуха у детей от 4-х лет. Владеет различными методиками формирования речи у больных после экстирпации гортани.

Наиболее частыми причинами, ведущими к тугоухости и глухоте, являются:

Причиной нарушений слуха может быть травма:
  • механическая (производственная, бытовая, спортивная и т. д.);
  • шумовая;
  • вибрационная;
  • химико-токсическая;
  • лучевая;
  • акустическая;
  • баротравма;
  • медикаментозная;
  • родовая;
  • психическая.
Одной из отличительных черт тугоухости является тесная связь её с возникновением речевых расстройств, поскольку слух и речь представляют собой единый процесс в речевом общении людей. В настоящее время особое внимание уделяется профилактике и лечению тугоухости у детей, так как у ребёнка, не воспринимающего с рождения речь окружающих, впоследствии развивается немота, а восстановленный слух формирует только эмоциональные звуковые образы.

При тугоухости, возникающей у человека, умеющего говорить, в дальнейшем развиваются расстройства речи в виде монотонности, неритмичности и т. д., так как тугоухость препятствуют контролю больного над собственным голосом.

Диагностика тугоухости

Уточнение функции слухового анализатора предусматривает главным образом осуществление топической диагностики. Основной вопрос топической диагностики - различение поражений системы звукопроведения от поражения системы звукового восприятия. В дифференциальной диагностике поражений слухового анализатора особое значение приобретает распознавание центральных форм тугоухости.

Лечение тугоухости

Особое внимание в лечении заслуживает слухопротезирование. Оно предусматривает подбор слухового аппарата, усиливающего звук, лицам, не поддающимся консервативным или хирургическим методам лечения тугоухости. Аппарат считается тем более совершенным, чем меньше искажается передаваемый звук или речь.

Наибольший положительный эффект сурдопротезирования бывает у лиц с поражением звукопроводящего аппарата, меньше при перцептивной форме. Известно, что пользование слуховыми аппаратами ни в коей мере не усугубляет патологический процесс во внутреннем ухе, однако аппарат, улучшая слух, позволяет больному корригировать свою речь.

Слухопротезирование детей способствует нормальному развитию речи, когнитивной сферы и психики.

Лаборатория слуха и речи в Санкт-Петербургском Государственном медицинском университете им. И. П. Павлова обладает всем спектром необходимого оборудования для проведения исследований с целью диагностики нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и взрослых.

Мы сотрудничаем с ведущими мировыми производителями слуховых аппаратов, что позволяет нам подбирать аппараты, основываясь на индивидуальных особенностях болезни конкретного пациента.

Вопрос:
Хотим записать ребенка (возраст - 1,5 годика) на комплексное исследование слуха. Что с собой нужно привезти? Сколько будет стоит услуга? Ответ:
Длительность обследования от 1 часа, только в состоянии сна ребенка, поэтому время записи зависит от того когда ребенок спит. Стоимость комплексного обследования слуха 7000 рублей. С собой возьмите пеленку и домашнюю мед.карту ребенка. При записи указывайте заснет ли ребенок сам или потребуется анестезия.

Если ребенок не спит в незнакомых местах исследование проводится в состоянии медикаментозного сна в присутствии анестезиолога. Стоимость анестезии 5600 рублей, подготовку к анестезии необходимо согласовать с врачом-анестезиологом перед обследованием. В случае обследования с анестезией ребенка нельзя с утра кормить и поить около 6 часов (нельзя давать ни конфет, ни глоточка воды, в ином случае у ребенка возможна тошнота и рвота во время наркоза).

Электрофизиологическая лаборатория
отдела физиологии и патологии слуха.

ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА

Стоимость приема взрослого сурдолога включает проведение тональной аудиограммы и импедансометрии.

БЕЗ записи

По будням с 9.20-15.00 в порядке живой очереди и после оплаты в регистратуре.

Подготовка

Для исследований, проводимых БЕЗ записи

Снять слуховой аппрат за 1 час до исследования

При себе желательно иметь результат предыдущего исследования

ПО записи



gastroguru © 2017