Значение эмоций и чувств в жизни человека. Эмоции в межличностном общении

Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение .

Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него внимания или уходит по своим делам - громко и обиженно плачет. Самое обидное для младенца, у которого уже есть потребность в общении, - когда взрослые не обращают на него внимания, просто не замечают. Даже недовольство взрослого, его гнев они воспринимают радостно, потому что в этом - внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь.

Эмоционально-личностное общение

Потребность в общении у младенца возникает под воздействием определенных условий. Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек - его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.

В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.

Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками.

Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (оторванность от матери, занятость родителей), это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными.

Что касается средств общения, то они на данном этапе носят исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, - внимание и доброжелательность.

К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону речи:

· улыбается;

· вокализирует;

· активно реагирует на происходящее вокруг него.

Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:



· разговаривает с ним;

· ищет ответные знаки на свое обращение;

· удовлетворяет его потребности;

· оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.

Дж. Брунер отмечает, что уже в доречевой период у ребенка формируется несколько способов общения. Первоначально это «требующий способ» - врожденные реакции дискомфорта, требования без пауз, предполагающих ответ. Затем - «просящий способ», при котором крики менее настоятельны и появляются паузы во время ожидания ответа. Затем - «обменивающий способ», когда вокализация используется, чтобы привлечь внимание матери к объекту. Наконец, «взаимодействующий» способ, при котором в совместной деятельности наблюдается разделение позиций.

Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным

Итак, первой в онтогенезе возникает ситуативно-личностная форма общения, которая остается главной и единственной от одного до шести месяцев жизни.

В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно-личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения.

Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым.

Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Сколько радости у родных вызывает улыбка на лице маленького человека. Она появляется у младенца во сне и в минуты бодрствования. Улыбающийся после кормления малыш выглядит таким умиротворенным, что кажется, будто его улыбка действительно обращена окружающим. Но это еще только так кажется, так как глаза младенца еще недостаточно координированы и не обладают достаточной чувствительностью, мальчик может пустить себе струйку прямо в глаз и даже не зажмурится.

Малыш не только умеет улыбаться, у новорожденного уже множество всяких выражений лица: хмурит бровки и морщит лобик, сосредоточивается, словно прислушивается к себе или к окружающему, смешно чихает и покряхтывает. Может удивить взрослых неожиданно громким - мужским - храпом во сне. Головка ребенка еще не совсем крепко держится, надо поддерживать рукой, но если положить его хотя бы на несколько секунд на животик, он пробует приподнять головку, а в вертикальном положении уже в первые дни после рождения - пусть мгновение - но может сам подержать ее. Даже самое маленькое самостоятельное действие ребенка вызывает радость у родителей, а тем самым, естественно, создается атмосфера любви внимания, уважения и понимания растущего человека.

Хочется, чтобы скорее стал держать голову, сидеть, стоять, ходить... Мысленно родители не раз подгоняли события... Но не надо торопиться - любовь, внимание, терпеливый уход незаметно, постепенно делают свое доброе дело.

В начале второго месяца у нормально развивающегося ребенка появляется настоящая улыбка. Улыбка, обращенная взрослому, словно награда за ожидание и труд, словно добрый вестник - все хорошо, я рад, что живу среди людей. О беззубой улыбке младенца написано уже немало: суть серьезных исследований и лирических описаний сводится тому, что улыбка - это серьезный предмет для изучения, т.к. именно через улыбку ребенок впервые обращается к окружающим его взрослым. Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка - это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни. Улыбка чуткий барометр, по которому можно определить не только самочувствие ребенка, но и уровень его психического развита Появление улыбки в указанные сроки - показатель нормального психического развития в младенческом возрасте.

Улыбка младенца - это не только мимика, но и движения, гуление, обращенное ко взрослому; это целый комплекс проявления радости, который так и называют - «комплекс» оживления. «Комплекс оживления» многие авторы называют уже поведением. Именно в это время происходит выделение человеческого лица как объекта, на который будет направлено поведение, и появляются движения, которые реализуют эту направленность. Из аморфной ситуации ребенок выделяет лицо матери, он буквально расцветает в своей направленности на общение с ней. Ребенок обращается ко взрослому всем свои существом: взрослый становится центром понимания мира, центром понимания себя и других людей.

Ситуация развития в младенческом возрасте будет определяться тем, насколько взрослый сумеет ответить на поведение ребенка, который буквально требует взаимодействия. В первом поведенческом движении малыша, в первом гулении - воздействие на взрос-лого, именно воздействие, а не физиологический акт. Беззубая радостная улыбка младенца вызывает ответную радость матери. Улыбка, слова, движения - все направлено на другого человека: у взрослого на ребенка, у ребенка на взрослого. Они сами по себе становятся целью друг для друга. Такое взаимодействие людей называется общением: важно не только то, что делают, важен человек, который делает.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

· 1 месяц - Поднимает подбородок

· 2 месяца - Поднимает грудь

· 3 месяца - Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

· 4 месяца - Сидит с поддержкой

· 5-6 месяц - Хватает рукой предметы

· 7 месяцев - Сидит без поддержки

· 8 месяцев - Садится без посторонней помощи

· 9 месяцев - Стоит с поддержкой: ползает на животе

· 10 месяцев - Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

· 11 месяцев - Стоит без поддержки

· Год - Ходит, держась одной рукой.

1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

2 месяца - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.

3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.

4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев - противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.

6-7 месяцев - ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи:

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации

Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что человек ощущает, воображает, мыслит). Эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных составляющих эмоционального состояния. Еще Дарвин заметил связь между эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи (речедвигательная активность). Эмоция способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов.эмоция лежит в основе форм реауирования: а) выразительные движения; б) эмоциональные действия; в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях; г) форма определенного отношения к окружающим.

Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось. Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию). Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию (неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Шкала Шлосберга: основные категории: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Шкала имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты: удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается эмоция. Новая ось: сон-напряжение. Первая ось – знак эмоции; вторая ось – готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось – степень возбуждения.

Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис – жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции (характерную для большинства людей). Но было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Тогда попросили изобразить некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции. Таким образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и непроизвольная мимика).Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих схем).

Три фактора формирования мимического выражения: врожденные видотипичные мимические схемы; приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные эксперессивные особенности.

Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как и при определении эмоционального выражения лица. Речь – эмоциональное состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр. Врожденные и приобретенные компоненты выражения эмоций голосом. Врожденные: изменение силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц, актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях). Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.

Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения эмоций, а есть специфические. Слезы – универсальный признак печали. Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать. Смех – радость и удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть отрицательную эмоцию. Радость – причинение себе боли. Взаимозависимость эмоций и их выражение.

Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях – организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые мышцы отказываются действовать. Благодаря научению выражения эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Выразительные движения – язык при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, переживания.

Измерения.

Физиологические показатели (изменение вегетативной системы). Изменение типового привычного реагирования (той или иной активности организма: дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо блокирована, либо изменена. КГР – ключевой признак эмоции (индикация эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул.

Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения: эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр. Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях потенциалов. Тремор пальцев рук.

Вегетативные показатели напряженности : частота сердечных сокращений (увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, .повышенного внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание, настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи). ЭЭГ – увеличение амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности.

Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина. Наенко, Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в крови, колебания содержания эозинофилов в крови.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.

Возможны дефектные (ошибочные) применения эмпатии. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие тех чувств партнера по общению, которых индивид избегает в самом себе), неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, в крайних случаях принимающее патологические формы, манипулятивное применение эмпатии (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Лицевая экспрессия как средство невербального общения

Некоторые «недоразумения» в работах исследователей лицевой экспрессии заключаются в том, что описывается только какая-либо часть функций лицевой экспрессии, т.е. очень часто не разделяются выражение эмоций и изображение эмоций. И хотя оба этих процесса являются средствами невербального общения, в мимических реакциях они проявляются по-разному.

Исследования мимического выражения эмоций начались еще более 100 лет назад. Одной из первых была работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и у животного» (1872). Гипотеза Дарвина заключалась в том, что мимические движения образовались из полезных действий, т.е. то, что сейчас является мимическим выражением эмоций ранее являлось реакцией с определенным приспособительным значением. Непосредственно мимические движения

представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при страхе – остаточное явление оборонительной реакции).

Как пишет С.Г. Геллерштейн, разницы между мимикой взрослого человека и ребенка нет никакой, за исключением ее большего разнообразия у взрослых. У всех людей при выражении одних и тех же эмоций задействованы одни и те же группы мышц, следовательно мимические реакции являются врожденными. Если у ребенка нет каких-либо мимических реакций, то причиной этого является лишь то, что он не испытывает таких эмоций.

Но если считать, что мимические реакции являются полностью врожденными, то из этого следует, что каждый человек должен безошибочно «считывать» эмоции по мимике другого человека. Это утверждение было опровергнуто экспериментами Боринга и Титченера, в которых испытуемым предъявлялись карточки со схемами мимических отображений эмоций. Испытуемые испытывали большие затруднения в классификации этих схем, мнения оценивающих обнаружили довольно большие расхождения. К таким

экспериментальными исследованиями, направленным на проявление у испытуемого спонтанных эмоциональных реакций, относятся эксперименты Лэндиса. Чтобы вызвать спонтанные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел или экспериментатор приказывал испытуемому отрезать голову живой крысе. Затем по фотографиям, сделанным во время эксперимента, анализировались смещения групп лицевых мышц. В результате выяснилось, что найти «типичную» для всех людей мимику страха, гнева и других эмоций невозможно. Но также было установлено, что у каждого испытуемого есть

некоторый характерный для него набор мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Результаты данного исследования противоречат данным, полученным в других экспериментах. Последующие эксперименты Лендиса были направлены на то, чтобы объяснить эти противоречия. Лендис просил испытуемых изобразить некоторые эмоции, которые они ранее испытывали в эксперименте. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствует общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадает с естественными проявлениями тех же самых эмоций, испытанных в эксперименте. Я. Рейковский называет такую мимику конвенционной. Исследования Лендиса доказывают необходимость различения непроизвольных мимических реакций, которые по определению И.М.Сеченова, данному в «Физиологии нервной системы», являются «концом соответствующего рефлекса, осложненного психическими явлениями», и «произвольных выразительных действий, возникающих в результате намеренного сокращения мышц лица». В доказательство этого Рейковский приводит результаты эксперимента Гудинаф, которая обнаружила у слепоглухой девочки десяти лет хорошо сформированные «непроизвольные» мимические схемы почти всех видов. По наблюдениям других авторов у таких детей плохо формируются произвольные мимические реакции.

К. Изард разработал систему объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. Изучив анатомию человеческого лица, он определил, какие именно мышцы и каким образом участвуют в определенных экспрессивных изменениях лица. Далее регистрировались начало и конец изменений в отдельных частях лица (область бровей, область глаз, область носа и щек, область рта), вызванные конкретным стимулом, и по определенной формуле устанавливалась эмоция, о которой свидетельствует данное мимическое изображение. Но эта методика навряд ли валидна в естественных условиях. Очевидно, что очень малое количество людей, которые имеют постоянный опыт общения (как вербального, так и невербального) знакомы с этой методикой. «Ни в каком другом возрасте коммуникационное значение эмоциональной экспрессии не выступает с большей очевидностью, чем в детстве». Особенно хорошо оно проявляется в момент общения новорожденного с матерью, когда выражение эмоции интереса свидетельствует об удержании ребенком внимания (на матери).

К. Изард постоянно подчеркивает, что в процессе научения и социализации человека прототипические выражения базовых эмоций модифицируются, и поэтому мы их наблюдаем довольно редко. Только в условиях очень интенсивной стимуляции (см. эксперименты Лендиса) мы демонстрируем развернутые мимические выражения.

П. Экман установил, что существуют семь основных лицевых выражений - конфигураций (схем) мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение (презрение) и интерес. Было показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Так, в исследовании Тайера и Шиффа испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировалось только положение губ и бровей.

Согласованность испытуемых была очень велика – опознание эмоций было почти стопроцентным. Если предъявлялись картинки, где были только брови, то и в этом случае одна «деталь» лица давала испытуемым возможность довольно точно определять эмоции. Например, «до предела» поднятые брови оценивались как выражение сильного недоверия; наполовину поднятые – удивления; слегка нахмуренные – задумчивости; сильно нахмуренные – гнева.

Восприятие конвенциональной мимической экспрессии настолько точно, что японскими психологами был предложено довольно интересное применение данной особенности человеческого восприятия – схематические изображения лица человека при переживании определенных эмоций в работе АЭС для скорейшей передачи информации оператору о состоянии системы (выяснилось, что такой способ более надежный, чем все цифровые, графические и цветовые способы).

Овладение таким средством невербального общения, как лицевая экспрессия, требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций тех людей, с которыми человек живет и работает. Казалось бы, невысокая степень однообразия классификации эмоций по фотографиям свидетельствует об обратном, но необходимо учитывать, что в естественных условиях наши

суждения об эмоциональном состоянии других людей основываются не только на мимических изменениях их лиц, но и на пантомимике, вокализации. Одно и то же мимическое выражение в различных ситуациях может идентифицироваться наблюдателем по-разному, т.е. когда мы говорим, что данный человек испытывает гнев, то в определенной степени это объясняется тем, что мы знаем контекст возникновения эмоции и, следовательно, можем ожидать от

него именно эмоции гнева.

При распознавании эмоций оказывается задействованной вся наличествующая информация о поведении наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится. Это подтверждают эксперименты, проведенные П. Экманом. Испытуемым предъявлялись фотографии одного и того же человека в двух эмоциональных состояниях: 1) в состоянии стресса; 2) в состоянии разрядки, когда этому человеку объясняли причины его стресса. Испытуемые должны были соотнести фотографии с этими двумя фазами. Оказалось, что если

на фотографии 2) также запечатлен психолог, проводящий беседу, то идентификация проходила более успешно. В противном случае правильность суждений не превышала уровня случайности.

Трудности и ошибки при оценке выражения эмоций объясняются несколькими причинами. На оценку оказывает влияние прежде всего собственное состояние наблюдателя. Например, при использовании в эксперименте Экмана мимической схемы «страдание», испытуемый (предварительно разгневанный экспериментатором), классифицировал предъявленную конфигурацию лица как гнев.

«Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему. Далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни чрезмерно сосредоточенны на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание

к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затруднения в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с эмоциями других людей (если в прошлом опыте данного лица они были по преимуществу отрицательными), или тревога, связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции; вследствие этого человек не

замечает проявления эмоций у других людей».

Не только понимание эмоционального состояния другого человека, но и выражение своего собственного может вызывать проблемы. Это может быть связано с тем, что человек не усвоил принятых в обществе форм выражения эмоций, или со страхом перед утратой самоконтроля (в основном у слишком эмоциональных людей), или с боязнью общественного порицания.

Существует ошибочное мнение, что степень эмоциональной экспрессивности (как врожденный фактор зависит от этнической принадлежности человека), но кросс-культурные исследования например, М. Коула (1998)) опровергают это утверждение. Например, китайцы или японцы, которых считают очень сдержанными в проявлении чувств, могут испытывать и проявлять очень сильные эмоции, «оплакивая смерть жены или ребенка». Бедность их лицевой экспрессии обусловлена скорее социальными нормами, принятыми в данных обществах, чем врожденными факторами.

Степень эмоциональной экспрессивности является одним из основных факторов организации межличностных отношений. Негативную реакцию окружающих может вызывать как чрезмерная экспрессивность, так и неумение показать собственное эмоциональное состояние. Я. Рейковский утверждает, что овладение своей эмоциональной экспрессией посредством научения является одной из основных задач и проблем в процессе социализации человека.

Эмоциональный интеллект

Впервые обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любую книгу Гоулмана и посмотреть, сколько страниц в конце занимают ссылки на проведенные исследования.

Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект . Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды» . Дэниэл Гоулман - как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими» . Поскольку тренер является скорее практиком, а не ученым, мы предпочитаем более короткое определение, с которым проще работать во время тренинга и которое, на наш взгляд, передает суть этого научного понятия. С нашей точки зрения, эмоциональный интеллект - это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие.
Освещая тему с прикладной точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.
Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их . Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации .
- Осознание своих эмоций
- Осознание эмоций других
- Управление своими эмоциями
- Управление эмоциями других людей

Искусство является единственным выработанным историей культуры способом моделирования самого общества. О формах человеческого общения искусство в целом дает нам узнать больше, чем может дать наука. Искусство имеет способность завязывать общение между воспринимаемыми художественными образами и слушателем, зрителем. Слушая и изучая музыкальные произведения, ребенок воспринимает художественные образы и сам становится участником этого общения. Тем самым искусство выступает способом воспитания духовного мира личности. Часто приводят слова Антуана де Сент-Экзюпери о “ роскоши человеческого общения”. Но общение на уроке между педагогом и учеником это не только роскошь, но и непреложная необходимость.

Вербальное общение – общение при помощи речи.

Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития. Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации.

В исследованиях А.А Горелова, Е.А Петровой и др. были разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения.

1. Основные компоненты невербального общения.

1.1. Пространственная структура общения.

Одним из первых описал нормы приближения человека к человеку американский антрополог Э. Холл:

– интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей
– персональное (от 45 до 120 см) – партнерские отношения людей равного социального статуса
– социальное (от 120 до 400 см) – формальное общение. Например, начальник и подчиненный
– публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиторией

1.2. Взаиморасположение собеседников.

– позиция лицом к лицу, напротив друг друга – указывает на напряженные и обостренные отношения
– позиция “собеседники сидят бок о бок” – указывает на сотрудничество, дружеское отношение

1.3. Мимика.

Мимика играет особую роль в передаче информации. Лицо – главный источник информации о психологическом состоянии человека, так как мимические выражения контролируются сознательно во много раз лучше, чем тело. Известным фактом является то, что при неподвижном лице учителя теряется до 10-15 % информации.

Существует шесть основных эмоциональных состояния – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. В мимическом выражении этих состояний все движения мышц лица скоординированы. Основную нагрузку несут брови, области вокруг глаз и сам взгляд. Психологи отмечают, что направление взгляда в процессе общения зависит от индивидуальных различий, содержания общения и от предшествующего развития этих взаимоотношений. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова – на собеседника.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Вы обратили внимание, что ученики внимательно смотрят на вас – показатель интереса к уроку, хорошего отношения к вам и к тому, что выговорите и делаете. И наоборот. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Например: ученик заинтересован, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

1.4. Поза.

– “Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика.
– “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.

1.5. Жесты.

(Прощания, приветствия, привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия, растерянности)

При усилении переживаний увеличивается количество жестов, возникает общая суетливость.

1.6. Голос.

– Высокий голос – энтузиазм, радость.
– Мягкий, приглушенный голос – горе, печаль, усталость.
– Медленная речь – угнетенное состояние, горе или высокомерие.
– Быстрая речь – взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем.

Итак, учителю нужно уметь не только слушать, но и слышать интонацию ребенка, силу и тон голоса, скорость речи. Это поможет понять чувства, мысли, устремления учеников.

1.7. Тактильные воздействия.

К ним относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д. Они больше чем другие невербальные средства выполняют функцию индикатора ролевых отношений. Трудно представить общение учителя и учеников только при помощи слов. Жест, мимика, взгляд, поза порой оказывает более сильное впечатление, чем слова. Американский психолог Ф. Селже считал, что при разговоре значимость слов составляет лишь 7%, интонация – 38%, а жесты и мимика – 55%.

Проблема невербального общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для современной школы и является частью педагогического общения. Анализа литературы показывает, что невербальное поведение:

– усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

– является показателем ролевых отношений;

– создает образ учителя и ученика;

– поддерживает оптимальный психологический климат на уроке.

2. Педагогическое общение.

Ш.А. Амонашвили называл педагогическое общение – “китом”, на котором держится все воспитание. Таким образом, именно понятие педагогическое общение позволяет более многогранно характеризовать структуру, функции, задачи и т.д.

На сегодняшний день под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебного процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение предполагает наличие определенных умений педагога:

– правильно и оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке урока;

– правильно осуществлять речевое воздействие;

– быстро находить коммуникативные средства соответствующие индивидуальным особенностям ученика;

Один из авторов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к первичным человеческим потребностям. Потребность в эмоциональной поддержке и личном самоутверждении испытывают не только ученики. Учителю тоже необходимо одобрение детей, наглядное признание авторитета со стороны учащихся. По словам Ш. Амонашвили педагог нуждается в защите своих воспитанников даже боле чем они – в его покровительстве.

Показателем успешного общения учителя и учеников на уроке является благоприятный морально-психологический климат в классе, атмосфера творчества и взаимного сотрудничества.

Базовым компонентом педагогического общения выступает профессиональная мораль, которая проявляется в уважении достоинства каждого ребенка, его личностной уникальности. Культура общения учителя музыки, его артистичность, творческая самобытность стимулируют у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного.

Несомненно, что успех педагогического общения на уроке музыки обусловлен владением индивидуальными экспрессивными возможностями учителя: мимическими, жестикуляционными, пантомимическими, речевыми, вокальными. На необходимость владения своим голосом еще указывал А.С. Макаренко: “Педагогом можешь стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить “подойди сюда”.

И.А. Рыданова в своей книге “Основы педагогики общения” отмечает, что всех учителей по характеру их речи можно разделить на три группы. Речь одних обыденная и ее, как говорят, можно слушать. Речь других настолько неприятна в голосовом отношении, что ее слушать нельзя. Речь третьих так мелодична, выразительна, что ее нельзя не слушать. Исходя из характеристик речевой деятельности учителя, она зависит от звучности, скорости, интонирования и тембра голоса.

Для учителя музыки важной характеристикой являются правильно поставленный певческий голос обладающий приятной окраской, полетностью, объемностью звучания, достаточным диапазоном. Ведь главным методом обучения вокальному искусству является показ. Неправильное вокальное исполнение, зажатым звуком, неполным объемом с носовым призвуком недопустимо. Умение учителя музыки исполнить песню поставленным голосом, льющимся звуком, ярко окрашенным тембром активизирует внимание учеников, привлекает их к вокально-хоровой деятельности на уроке. Действительно, опыт показывает, что на уроке музыки, кроме оценки личности и знаний учителя, большую роль играет оценка детей певческого голоса учителя. Если голос чист, красив, богат обертонами, обладает широким диапазоном, звучание такого голоса притягивает учащихся, активизирует желание повторять за учителем. Вот почему учителям – обладателям хорошего певческого голоса в принципе легче работать в школе.

Звучание речи педагога зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и от эмоционального состояния. Печаль придает голосу приглушенное звучание, радость – звонкость. Учитель музыки как никто другой должен уметь управлять звуковысотностью своего голоса, создавать мелодический рисунок речи, ее “музыку”. Звучание голоса также зависит и от его выразительности в пределах одного слова и в пределах фразы.

Учитель рассказывая о музыке и свою речь уподобляет ей, применяя паузы, лексические акценты, ритм и темп, разделяя смысловые куски, привлекая внимание к главному. Исследователи выделяют аллегро – речь, престо – речь, ритенуто – речь. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. При выборе скорости речи учителю необходимо учитывать возрастные особенности детей: младший школьник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов, подросток 60 – 100, старшеклассник 80 -120.

Важным средством в педагогическом общении является динамика голоса. Например, повышая и усиливая голос в начале каждой фразы, мы удерживаем инициативу в общении, меняем интонационную палитру воздействия так, как монотонное изложение материала снижает восприятие ребенка.

Учитель общается с учащимися не только когда говорит или поет на уроке музыки, но и когда выразительно молчит. Часто затянувшееся молчание педагога может стать хорошим дисциплинарным средством для расшумевшегося класса. Как невербальный сигнал молчание может означать:

– отсутствие взаимопонимания;
– согласие или несогласие совершать действие;
– привлечение внимания;
– придание весомости последующему высказыванию.

Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное.Именно на выразительные средства опираются художественные языки – актерский,музыкальный, хореографический. Всю моторику лица, рук и тела объединяют понятием “жесты”. Их значение в педагогике трудно переоценить. Являясь физическим выражением усилий учителя, жесты дают ему некоторую внутреннюю удовлетворенность процессом труда. Артистизм учителя музыки, как элемент мастерства имеет важное профессиональное значение. Без этого вряд ли музыкальное занятие приобретет эстетический характер в сфере творчества.

К невербальным средствам общения также относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу и др. Такие способы выражения эмоций требуют такта и особой культуры. Не всякое прикосновение учителя может быть приятно ученику. Особенно необходима осторожность в подростковый период.

Лицо учителя также играет немаловажную коммуникативную роль на уроке. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию.

Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд учителя. Взглядом можно оповестить о вокальном вступлении, выделить акценты, продемонстрировать расположение, осуждение, иронию или недоумение. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, а тяжелый – настораживает и отталкивает. Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с учителем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.

Л.Н. Толстой описывал около ста разновидностей улыбки. Учителю необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая экспрессия отталкивает детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает.

Внешний вид учителя играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение. В структуру невербального поведения входят и запахи – естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к курению, злоупотреблению духами.

Итак, среди средств невербального общения можно выделить следующие основные компоненты:

– интонация (однообразная – монотонная, изменчивая – подвижная);
– дикция – (четкая, неразборчивая);
– темп речи (медленный, умеренный, быстрый);
– тембр певческого голоса (чистый, объемный, красивый, глухой, плоский);
– тембр речевой (благозвучный, глухой, звонкий);
– мимика (статичная, подвижная, выразительная);
– контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
– жестикуляция (умеренная, сдержанная, избыточная);
– позы (расслабленные, скованные, свободные);
– внешний облик (эстетичный, неэстетичный).

Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению.

Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства учителя. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Наблюдая работу учителей-мастеров, мы замечаем отточенность приемов педагогического воздействия. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям мобилизовать учащихся на познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с отдельным учеником и всем классом, вести наблюдение, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Педагогическая техника это совокупность приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения.

Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.; Гуманит. Изд. – центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – / Б-ка учителя музыки /.
  2. Амонашвили Ш.А. Педагогическое общение. – М., 1989.
  3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1984. – 111с.
  4. Горелов И.Н. Невербальные коммуникации. – М., 1980. – 104 с.
  5. Миккин Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении. Автореф. Дисс. … к. псих. н. – М., 1979. – 172с.
  6. Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Минск: Беларус. навука,1998. – 319с. – Библиогр.: с. 317.


Вступление …………………………………………………………………...….2

1. Эмоционально – чувственное взаимодействие в межличностном общении ……………………………………………………………………. 3

1.1 Основные характеристики чувств и эмоций........................................... 4

1.2 Функции чувств и эмоций………………………………………….……. 6

1.3 Значение чувств и эмоций в системе межличностной коммуникации...

………………………………………………………………………...……. 9

2. Способы управления чувствами и эмоциями ……………………….…16

Выводы …………………………………………………..……………………...19

Список использованных источников …………..………………………...… 20

Практическая часть …………………………………………….………...….. 22

Вступление

«Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. ..» - отмечает Ф. Энгельс.

Актуальность данной темы: заключается, в том, что собственно челове­ческие эмоции и чувства представляют собой специфические спо­собы реагирования людей на изменения, происходящие во внут­ренней или внешней среде, а также эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми. В результате чего предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тому или ином человеку.

Предметом курсовой работы: является определение места чувств и эмоций в структуре межличностного взаимодействия и взаимодействия людей.

Объектом данного исследования: выступает эмоционально – чувственное взаимодействие в межличностном общении.

Целью: является дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей.

Задачи курсовой работы:

    как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека, его отношения с другими людьми;

    проявления чувства в межличностной коммуникации;

    функции чувств и эмоций в общении;

    значение чувств и эмоций в системе межличностной коммуникации;

    способы управления чувствами и эмоциями в межличностной коммуникации.

    Эмоционально – чувственное взаимодействие в межличностном общении

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств, служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Существуют следующие характеристики чувств и эмоций, рассмотренные ниже.

      Основные характеристики чувств и эмоций

Эмоции - особый класс психических процессов и состоя связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворен радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувства - устойчивое эмоциональное отношение человека явлениям действительности, отражающее значение этих явлений связи с его потребностями и мотивами. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют явления, имеющие для человека стабильную потребностно - мотивационную значимость.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии, процессе развития конкретного человека (в онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, возникают как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

Определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

Знак (какое значение - положительное или отрицательное - имеет для субъекта событие, предмет, человек);

Предметность (направленность на что-то или кого-то, ад­ресность отношения);

Модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т.д.).

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую сре­ду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, со­ответствующей его актуальным потребностям, а в межличност­ных отношениях - выбор партнеров, способы и средства взаимодей­ствия с ними.

Эмоции и чувства как действия обычно выделяют следующие формы, в которых проявляет­ся организующая функция эмоций:

выразительные движения, или реакции - следствие эмоционального возбуждения (т.е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается фи­зическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в це­лом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас;

эмоциональные действия - совершаются для того, разить или редуцировать эмоциональное состояние;

высказывания об испытываемых эмоциональных состоя­ниях - выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией.

На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает степень интенсивности переживаемых эмоций и чувств.

Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций:

нейтральное состояние - отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на других дифферен­цированно, в зависимости от их значимости;

умеренный уровень эмоции - эмоция уже достаточно от­четлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляются выразительные реак­ции;

высокий уровень интенсивности - эмоция направляет дей­ствия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость, нежность, тревогу.

Кроме перечисленных характеристик чувств и эмоций определяют их функции.

1.2 Основные функции чувств и эмоций

Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В не меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.

Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления-тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.

В далеком прошлом у животных - предков человека,- указывал Дарвин, выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение - они являются одной из форм общения. По ним мы узнаем о переживаемых чувствах. Нередко учитель пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие, определенным образом повлиять на учащихся.

Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек и тоньше, богаче его переживания, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек очень искусно научается управлять своими переживаниями и проявлениями. Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.

В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности. В воспоминаниях часто говорят о Ф. И. Шаляпине как о великом мастере мимики и жестов, который, пользуясь ими, создавал яркие сцены. Совершая первую поездку за границу и не зная английского языка, вспоминал В. Римский-Корсаков, Федор Иванович однажды обратился к англичанам - соседям по столику в ресторане-с небольшим спичем, подражая интонациям английского языка. Конечно, этот спич не имел ни малейшего смысла и содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане поняли его и, едва не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь.



gastroguru © 2017