Пещерный город Чуфут Кале — фотографии, как добраться. Чуфут-Кале

Место, где сейчас расположено село Староселье (бывший Салачик), издавна привлекало людей - скрытостью, уютом, тишиной, животворной силой долинной земли, наличием воды и спасительных скал с плато (в виде большой рыбины, как бы выплывающей из зарослей горного леса), словно предназначенным для укрытия сельчан от непрошеных гостей.

Вид на гору

Пещерный город Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Первыми освоили обрывистое плато, как полагают, в IV веке алано-сарматы, основав здесь город-крепость, впоследствии названный Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

Но есть и еще одна версия появления этого города, а точнее трех пещерных городов. В конец правления византийского императора Юстиниана, это примерно в 550 годах, Юстиниан занялся задачами другого типа, а именно защитой подступов к .

Для этого византийские инженеры по приказу императора разработали крепости Эски-Кермен, Мангуп (Мангуп-Кале) и Чуфут-Кале. Крепости были воздвигнуты и заселены аланами и готами. Однако эти данные не попали в трактат “О постройках”, а иных трактатов не писалось, и сведения об этих событиях определила только археология.

Крепость надёжно укрывала на протяжении веков мирное население окрестных долин в опасные дни очередных нашествий всё новых волн воинствующих кочевников - гуннов, мадьяр, хазар, печенегов, половцев…

Оценив по достоинству крепость и долину у её подножия, первый крымский хан Хаджи-Гирей в середине XV века устроил в старой части города свою укреплённую резиденцию, а в низу, в Салачике, построил дворец.

Постоянно проживая во дворце, хан мог надёжно укрыться в крепости в опасные моменты периода упорной борьбы за независимость Крыма от Золотой Орды. С середины XVII века, когда хан покинул крепость, цитадель предоставляется караимам, она получает название Кале, а потом Чуфут-Кале, что в переводе с татарского означает Иудейская крепость.

В 1731 году на территории Чуфут-Кале была устроена первая в Крыму типография. Книги, печатавшиеся в ней на древнееврейском и караимском языках, были в основном религиозного содержания.
Получив некоторые привилегии после включения Крыма в состав России, караимы покинули каменистое плато, (последние обитатели ушли с Чуфут-Кале в 1852 году), где условия жизни были суровы, и переселились в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. Город опустел…

Знакомство с городом лучше начинать с Восточных ворот, одолев подъём к верховью Иософатовой долины. Это библейское название дано караимами в честь Иософатовой долины в Иерусалиме, колыбели иудейской религии. Справа от ворот перед крепостной стеной виден вырубленный в скале большой бассейн. В нём собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скота.

Правее на холме стояла ветряная мельница. Сзади, за дорогой, скрывается в зарослях горного леса древнее караимское кладбище. Над прямоугольным проёмом ворот укреплена мраморная плита с грубо высеченными знаками, смысл которых пока не разгадан. Ворота - дубовые, обитые кованым железом. Проём в надвратной башне с внутренней стороны перекрыт полуциркульной перемычкой из клинчатых тесаных камней.

Пройдя ворота, посетитель попадает в новую, караимскую часть города, ограниченную восточной и средней оборонительными стенами и неприступными скальными обрывами с севера и юга.
В городе одна главная продольная улица с сетью примыкающих к ней с севера поперечных. На южной стороне главной улицы сохранился большой каменный дом под черепичной кровлей. Здесь жил до конца своих дней А.С. Фиркович (1786-1874 гг.), известный караимский учёный, путешественник, знаток древностей, собравший много старинных караимских и еврейских книг, рукописей и надгробных надписей.

Ввиду небольшой территории города и значительного по численности населения (к концу XVI века в Чуфут-Кале проживало до 4-5 тысяч человек и было свыше 400 домов), дома строились почти впритык, в основном двухэтажные, часто с подвалами - с жильём наверху и хозяйственными помещениями внизу. Окна выходили во двор, огороженный высоким забором с пристроенным вовнутрь сараями и стойлами для скота. Следы былой застройки частично сохранились в развалинах городских кварталов.

Пересекающая плато поперёк десятиметровая стена при толщине 5 метров, с воротами в средней части, на флангах была усилена башнями и дополнительно защищена с напольной восточной стороны вырубленным в скале рвом шириной 4 и глубиной до 2 метров. Ров наполнялся дождевой и талой водой, стекавшей по каменным желобкам, держал воду до уровня перемычек, сильно затрудняя подкат стенобитных орудий.
У северного края скалы, куда большой ров не доведен, была устроена в изгибе стены вылазная калитка, тщательно замаскированная двумя малыми рвами. Из калитки можно было скрытно проникнуть в малый ров и пещеру с башней, вероятно, стоявшей над ней. Отсюда защитники могли нанести внезапные удары осаждающим с фланга и обстреливать врага, не подпуская к стене.
В старом городе за средними воротами открывается общественная площадь неправильных очертаний.

Слева на ней сохранился каменный колодец, справа остатки мечети, возведённой в 1346 году на развалинах христианского храма, а далее виден мавзолей Ненекеджан-Ханым. Отсюда, с площади, берут начало три главных продольных улицы: Бурунчакская (северная), Средняя и Кенасская, с сетью кривых переулков между ними. Названия улиц условные. Наименование Кенасской дали два затенённых аркадами караимских храма - Большая и Малая кенассы.

Они построены в разное время (в XIV и XVIII веках) у Южного обрыва, к улице входами. Эта улица ведёт к Малым воротам, искусно устроенным в Южной оборонительной стене, зигзагообразной в плане, сложенной из бутового камня, с тщательно затёртыми швами. Ворота не видны с долины.

За южной стеной высятся скалы с боевыми пещерами, вырубленными в четыре яруса и соединёнными между собой. По этим пещерам, которые в более поздние времена использовались для хозяйственных нужд, но ошибочно считались в XVIII-XIX веках основным жильём древних горцев, Чуфут-Кале был причислен путешественниками к пещерным городам.

С общим фоном руин и развалин старого города броско контрастирует хорошо сохранившийся мавзолей Джанике-Ханум. Его монументальный объём господствует на высоте у северного обрыва Чуфут-Кале. Дюрбе имеет в плане восьмигранник, к южной стороне которого пристроен портал, перекрытый полуциркульной аркой, со щипцовым (двускатным) завершением над ней. В массивных щековых стенах портала имеются сельджукские ниши с круглыми трёхчетвёртными колонками и арабесковым полукуполом.

Карниз пилонов на уровне пят свода украшен такими же арабесками с резными стилизованными лепестками. Лицевые плоскости пилонов украшены бордюром из геометрически переплетённых валиков. Портал поставлен на высокий постамент, опоясанный карнизом.

Каменная лестница из семи ступеней по ширине арки ведёт к входу, лучковый проём которого приподнят на высоту кладочного ряда, образуя высокий порог, и украшен прямоугольной профилированной рамкой с резными надписями арабской вязью.

Внутри дюрбе установлено надгробие с надписью на арабском языке: «Это гробница государыни Джанике-Ханум, дочери Золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся месяца рамазана 841 года». Имя ханской дочери окружено легендами. Согласно одной из них, дочь, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с возлюбленным, бросилась в пропасть. Потому и похоронена у обрыва…

Севернее дюрбе Джанике-Ханум плато круто обрывается. Отсюда, с головокружительной высоты, открывается величественная панорама Крымских гор. В августе 1988 года на территории Чуфут-Кале произошло сенсационное открытие. Несмотря на отсутствие в крепости естественных выходов подземной воды город жил сотни лет.

Питьевую воду доставляли из находившихся неподалеку источников. Для хозяйственных нужд использовали атмосферные осадки. Однако из легенд, преданий и книг было известно, что в периоды осады воду брали из скрытой гидросистемы, сведения о которой являлись военной тайной.

Даже когда крепость утратила оборонительное значение, эту тайну караимы передавали из поколения в поколение. В нее посвящали только избранных. Опираясь на сведения письменных и устных источников, спелеологи начали поиски. Теоретически воду следовало искать на пути геологического разлома в районе Пенджере-Исар (стены с окном).

Здесь и были сосредоточены работы. Незначительное углубление с растущим на его краю деревом оказалось засыпанным устьем колодца, вскрытого в августе 1988 г. Глыбы породы и грунт из колодца вынимали сначала вручную, а затем с помощью механизмов на протяжении 3 лет. На 25-метровой глубине спелеологи обнаружили заваленный камнями боковой вход, полого поднимающийся вверх.

Соединение хода с колодцем образовало обширное помещение. На его стенах, кроме следа от некогда стоявшей здесь воды, оказались надписи из копоти, выполненные караимским курсивом, реже - латынью и арамейским квадратным шрифтом. Топографическая съемка показала, что верхний конец галереи находится под дном слабо выраженной с поверхности воронки.

После расчистки воронки удалось проникнуть в подземелье с противоположного восточного конца. Оказалось, что галерея начинается из подвального помещения боевой башни, которая, вероятно, входила в первую линию обороны города-крепости. Ранее об этой линии археологи не подозревали. После расчистки перед спелеологами предстала грандиозная 108-метровая ступенчатая галерея высотой до 2 и шириной до 2,5 метров.

Отдельные участки свода были покрыты мелкими сталактитами. На стенах обнаружили высеченные план подземелья и фигурки людей. Место соединения вертикального ствола и галереи еще не являлось дном колодца. На глубине 27 метров колодец расширился и показался винтообразный каменный спуск, который по мере расчистки привел к обширным резервуарам на глубине 40 метров от поверхности.

Когда-то вода из крупных трещин в стенах сооружения поступала сначала в одну из ванн, затем через сливной порожек переливалась в другую каменную емкость, расположенную прямо под входным колодцем, и уже оттуда бралась для использования. Ныне трещины заилены, и вода из них практически не поступает. На стенах нижнего зала были обнаружены ниши для светильников и пока непонятные вырубленные на стене знаки.

У внутреннего края винтового хода сохранились фрагменты ограждения. После расчистки нижней части системы от глины и ила общая глубина колодца составила 45 метров (ноябрь 2002 г.). Предположительно, подземная гидросистема могла быть создана хазарами или византийцами в начале нашей эры. Данная система могла иметь и культовое значение, а также служить укрытием.

На это указывают масштабы сооружения и фольклорные сюжеты крымских караимов. При расчистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею, на глубине 40 см. от поверхности был обнаружен клад в кухонном керамическом горшке. По данным предварительной экспертизы, проведенной сотрудниками Крымского филиала института археологии АН Украины, в нем находились:

– золотые венецианские дукаты - 29 штук (1425-1430 гг.);
– золотой динар египетских султанов - 1 штука (1425-1430 гг.);
– серебрянные монеты - 4259 штук (XIV-XV вв.);
– монеты генуэзско-крымской чеканки г.Кафы;
– монеты чеканки «хан» (золотоордынский хан Узбек);
– джучидские дирхемы;
– монеты Крымского ханства чеканки города Кырк-Ер (Джуфт-Кале).

Это самый богатый обнаруженный клад подобных монет на территории не только Крымского полуострова, но и Восточной Европы и мира в целом. Симферопольским ЦСТ «Оникс-Тур» клад передан Симферопольскому Краеведческому Музею.

Условные обозначения:
1.Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
2.Северный склон плато.
3.Кенасская улица.
4.Средняя улица.
5.Бурунчакская улица.
6.Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в 7.дотатарский период тут был пещерный монастырь.
8.Малые Южные ворота Кучук-Капу.
9.Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
10.Малая и Большая кенасы – молитвенные дома караимов.
11.Южный склон плато.
12.Ворота средней оборонительной стены – Орта-Капу.
13.Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
14.Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы (“пещера начальника”).
15.Остатки бани.
16.Большие (Восточные) ворота – Биюк-Капу.
17.Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
18.Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
19.Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
20.Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
21.Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

Город-крепость Чуфут-Кале был построен в 6 веке (по другим источникам в 9), расположен в 2.5 км от Бахчисарая в тихом укромном месте, затерявшись в лесном массиве.
Уникальность этой постройки в том, что, в отличие от других крепостей, например, как Генуэзская, Чуфут-Кале не стояла грозно на виду у всех, наводя страх на врагов. Чуфут-Кале так надежно прятала в каменной толще обитателей, что неприятель, подойдя к ней, либо оказывался на виду перед неприступными скалами и попадал под удары ее защитников, либо пропадал в ловушках лабиринтов при попытке проникнуть внутрь пещерного города.

В 16 веке население укрепленного города составляло около 4 тысяч человек и состояло, в основном, из аланов и готов.

За свою историю Чуфут-Кале никогда не была взята штурмом и избежала захвата и разрушения от набегов кочевников в отличие от других городов-крепостей Крыма.

Несмотря на это, крепость поменяла много хозяев, которые постоянно ее достраивали и совершенствовали. В разное время город принадлежал аланам, хазарам, Золотой Орде, крымским татарам и, наконец, России. Практическая неприступность города обеспечила ему самую долгую жизнь на полуострове: с 6 века до 19 века. В целом Чуфут-Кале представляет собой самый настоящий пещерный город со сложной системой коммуникаций.

Количество пещер насчитывает больше полутора сотен, но точное количество никто не знает. Пещеры переходят одна в другую, часто пересекаясь на разных уровнях. Здесь есть жилые пещеры, есть для скота и хранения разнообразных запасов.

Наверху, на плато, был построен еще город, в котором хорошо сохранились каменные улицы с выбитыми глубокими колеями от повозок и разнообразные постройки из известняка. Здесь мы видим дома с подвалами, мавзолей, крепостные сооружения. Все вместе это составляло превосходно укрепленный, неприступный для врагов, комплекс.

Авиабилеты Москва — Симферополь ищите на этой странице.

В этом городе, как в историческом фокусе, сплелись различные культуры и цивилизации. В период Татарского Ханства город был заселен караимами, народностью, исповедующей иудаизм. Поэтому и сам город был назван «Чуфут-Кале», что в переводе означает «Иудейский город». Это название вошло в обиход и упоминается в литературных источниках с конца 19 в.

Раньше пещерный город назывался «Кырк-Ерк», что на русском звучит как «Сорок братьев». Следует отметить еще оду небольшую народность, населявшую крепость - крымчаки, чьей религией являлся ортодоксальный иудаизм. После того, как в 17 в. был построен город Бахчисарай с прекрасным ханским дворцом, Хаджи-Гирей, первый крымский хан, покидает Чуфут-Кале и больше туда не возвращается. А в городе продолжают жить караимы вплоть до 1852, когда исчезла из колодцев пресная вода, что заставило их переселиться в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию.

Хорошо сохранившийся город продолжает привлекать туристов, поражая их воображение первобытной красотой крепости, строительным мастерством и трудолюбием, населявших его людей. Человек вместе с природой создал уникальное творение, полное загадок и тайн, из которых и сейчас складываются легенды.

Чуфут-Кале на карте Крыма:

Как добраться до пещерного города.

Если вы передвигаетесь по Крыму не на собственном автомобиле, из ближайших городов, Ялты, Евпатории и Севастополя, доехать до крепости можно только через Бахчисарай.

Эти города соединены с Бахчисараем автобусным сообщением.
Автобус до Чуфут-Кале отправляется от Железнодорожного вокзала. Маршрут №2. Вам надо выйти на остановке «Старолесье» и пройти пешком еще около 1,5 километров.

Расстояние до пещерного города от Бахчисарая – 4,7 километров, от Севастополя – 58.
Для тех, кто едет в крепость на автомобиле с навигатором, координаты GPS: 44.741028, 33.924467

Часы работы:

С октября по апрель сооружения доступны для посещения с четверга по понедельник с 9.00 до 19.00
С мая по сентябрь график работы иной: среда-понедельник с 9.00 до 19.00

Один из самых известных пещерных городов Крыма. Находится на окраине Бахчисарая, в районе “Староселье” или, как его еще называют, “Салачик”. Чуфут-Кале – это крепость, в которой больше никто не живет.

Чуфут-Кале на карте:

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

История

Город Чуфут-Кале появился, по разным оценкам, в V-VI веках нашей эры. Историческое название этого поселения не сохранилось. Исследователи полагают, что на месте Чуфут-Кале раньше мог находиться город Фуллы, который был построен для укрепления византийского влияния в Крыму во времена Юстениана I. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Если все же Фуллы находились здесь, то были построены еще в 576 году. Тогда население города состояло в основном из алан.

Во времена господства в Крыму кыпчаков (в русских источниках – половцы) город стал называться Кырк-Ер. В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и разграблен войсками Золотой Орды. С этих пор город становится центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от монголо-татар. Начиная с XIV века в городе начинают селиться караимы – малочисленный народ, который и по сей день проживает в Крыму. Караимы – это одна из изюминок Крыма, во всем мире их осталось около двух тысяч, и больше всего караимов сейчас проживает в Крыму. В XIV они стали переселяться в пещерный город в том числе и потому, что испытывали гонения в других городах Крымского ханства, которое начало образовываться в эти годы.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Его потомки основали новый город на месте района Салачик в Бахчисарае. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним “Кырк-Ер” сменяется на “Чуфут-Кале”, что с крымско-татарского можно перевести как “еврейская крепость”. Сами караимы до сих пор предпочитают использовать другой топоним – “Джуфт-Кале”, что можно перевести, как “двойная крепость”. Несмотря на то, что на территории крепости давно никто не живет, караимы до сих пор почитают ее, как колыбель своего народа. На территории Джуфут-Кале есть действующая караимская кенасса – духовное учреждение караимов.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями.

Экскурсия по крепости

Южные ворота

Также встречаются такие варианты названия: Малые ворота, Потайные ворота, Тайные ворота, ворота Кичик-Капу. Именно через эти ворота туристы попадают в крепость.

Пещеры в Чуфут-Кале

Мавзолей Джаныке-ханум

Дочь хана Тохтамыша – потомка Чингисхана. Была весьма влиятельной особой в Крыму. После того, как муж Джаныке Едигей предал ее отца, Тохтамыш отправил войско, чтоб усмирить зятя. В 1420 году состоялась битва Кадыр-Берды хана с Едигеем, в которой оба погибли – таким образом Джанике лишилась мужа и единственного брата. С этого момента она – старшая по роду Тохтамыша, а значит первая, кто может претендовать на реальную власть в Крыму. Так Джаныке стала правительницей Кырк-Ер. Она умерла в 1437 году.

Смотровые площадки

Караимская кенасса

Ворота Орта-Капу

Ворота Биюк-Капу (Большие ворота)

Главная улица

Инфраструктура

  • На территории крепости есть туалет.
  • Мест отдыха – беседок, лавочек и пр. нету.
  • Еду и воду берите с собой, в крепости их купить не удастся.
  • По дороге к Чуфут-Кале много палаток с сувенирами, а в жаркую погоду продают холодный квас.

Как добраться


Пешеходная тропа к Чуфут-Кале начинается от Свято-Успенского пещерного монастыря. Широкая бетонированная дорога уводит вглубь леса по дну долины Марьям-Дере. Постепенно дорога превращается в тропу, которая ведет мимо кладбища Газы-Мансур и постепенно уводит наверх, к скалам, в которых и вырублена крепость.

Стоимость и время посещения

Кассы открыты ежедневно с 9.00 до 17.30.
Экспозиции открыты для посещения до 18.00.
Обзорная экскурсия по Чуфут-Кале. Взрослые – 200 руб. , учащиеся – 100 руб .

Льготы:

  • ветеранам Великой Отечественной войны;
  • детям до 7 лет;
  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
  • являющимся воспитанниками детских домов и школ-интернатов;
  • инвалидам 1 и 2 группы;
  • лицу, сопровождающему инвалида 1 и 2 группы;
  • Героям Советского Союза;
  • Героям Российской Федерации и лицам, приравненным к ним;
  • полным кавалерам ордена Славы;
  • военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
  • бывшим узникам концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны;
  • сотрудникам музеев;
  • руководителю группы детей в возрасте от 7 до 14 лет – на 10 несовершеннолетних туристов, в возрасте от 14 до 18 лет – на 15 несовершеннолетних туристов;
  • экскурсоводу (гиду), гиду-переводчику, прошедшему аттестацию в установленном Министерством курортов и туризма Республики Крым порядке, сопровождающему организованную группу туристов (экскурсантов);
  • членам официальных делегаций субъектов Российской Федерации идругих стран, участникам значимых международных и республиканских мероприятий по согласованию с Министерством культуры Республики Крым.

В Крыму есть несколько пещерных городов, но лучше всего сохранился Чуфут-Кале. По популярности у туристов его можно сравнить с ялтинским «Ласточкиным гнездом» и Ханским дворцом в Бахчисарае. Прогуливаясь по руинам города-призрака, путешественники погружаются в историю Крыма, словно попадая в иное измерение. Сотни лет скала была надежной защитой и пристанищем для людей. Аланы, караимы, крымские татары — каждый народ давал название городу на свой лад. Но главный объединяющий все эти наименования смысл концентрируется в слове «Крепость».

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом. Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Ворота Кучук-Капу

Если вы решили отправиться на экскурсию в город-призрак, вам просто необходима удобная спортивная обувь, поскольку ходить придется и немало по горам - по долам. Чтобы попасть на Чуфут-Кале, нужно в первую очередь приехать в Бахчисарай, затем сесть на маршрутное такси, которое движется в Староселье. Выйдя на конечной остановке, придется преодолеть километровый подъем до прекрасного скального Успенского Монастыря, а там и до Чуфут-Кале рукой подать!

Поднявшись по крутому зигзагу древней мощеной дороги, вы, наконец, попадете в «мертвый город»… Представление открывают южные Малые ворота — Кучук-Капу. Их прозвали «потайными», так как ворота не видны издалека. Массивные дубовые створки врат обиты железом; к ним примыкает южная оборонительная стена, сложенная из необработанного камня толщиной до 1 метра и высотой до 5 метров. Верхняя часть стены снабжена бойницами для стрельбы из ружей.

Когда-то Кучук-Капу были настоящей ловушкой. Тараном выбить ворота было практически невозможно. Неудобный крутой спуск и пологая тропа у самого входа, которая резко сворачивает, делали любые маневры весьма затруднительными. Даже если штурмующие все-таки врывались на территорию крепости, они попадали в узкий коридор, специально вырубленный в скале. С деревянного настила на них сыпались камни, лился кипяток, а в оборонительных пещерах, несчастных поджидали лучники, стреляющие без промаха.

Пещерный комплекс

Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы.

В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных.

Караимские кенассы

«Кенасская» улица проходит по южной стороне плато. Слева видны руины многочисленных домов, справа за высокой оградой два здания храмов. Большая или Соборная кенасса была построена в XIV веке. Малую кенассу возвели в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда «стройматериал».

Оба храма находятся во дворике за каменными стенами. Во двор ведет калитка, а порогом служит беломраморная плита, взятая из более древней постройки. Перед Большой кенассой у ограды находится высеченный из камня резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Скорее всего, это остатки миквы — фонтана для ритуальных омовений перед посещением храма. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. В незапамятные времена на этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Малая кенасса предназначалась для повседневных служб и собраний, поскольку текущие и судебные дела караимской общины решались духовными властями.

Большая Соборная кенаса представляет собой здание базиликального типа, снаружи обнесенное галереей с десятью колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Здесь устраивались торжественные праздничные службы.

Типография

На Главной улице сохранилось здание самой древней типографии в Крыму, основанной в 1731 году. Здесь печаталась в основном литература религиозного содержания. Первая книга датируется 1734 годом, последняя — 1805 годом. Позже типографию перевели в Евпаторию. Кстати, в библиотеке Бахчисарайского музея можно увидеть книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в чуфут-калинской типографии.

Гробница Джанике-ханым

На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.

Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года.

На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице... Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп.

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден...».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода...

Осадный колодец

В период с1998-2001 годы в древней крепости было сделано сенсационное открытие. Исследователи обнаружили осадный колодец Чуфут-Кале.

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.

Скальный мыс, возвышающееся над долиной, напоминает гигантское морское судно — это легендарное городище Чуфат-Кале. Мистический пещерный город привлекает множество туристов со всего мира. Историки и археологи не одно столетие ищут разгадку на тайны, которые скрывают могучие стены крепости.

Фото с Чуфут-Кале



Полезная информация:
Чуфут-Кале находится почти в трех километрах от Бахчисарая, вздымаясь на высоту 558 метров от уровня моря на неприступном плато, которое с трех сторон окружают глубокие долины. Чуфут-Кале в дословном переводе означает «Иудейская крепость».

Историческое прошлое Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие. Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века. Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности.

Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.


После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи. Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

Описание пещерного города

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.


Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.


Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Видео обзор:

Караимское кладбище

Долина к юго-востоку от Чуфут-Кале носит название Иосафатова, как и в окрестностях Иерусалима, а в ее верховьях расположено крупнейшее караимское кладбище. Там находятся отдельные надгробные плиты. Сотни надгробий самых разнообразных форм и размеров, сдвинутые и перевернутые, увитые корнями деревьев в беспорядке расположены на огромной территории. Погребальный обряд был единым и для богатых и для бедных, а вот форма и размер надгробий, наверное, варьировались. На многих памятниках сохранились древние эпитафии.


Колодец Тик-Кую

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями.


К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Сокровища поднебесной крепости

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город.

По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения.


Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

Нельзя обойти вниманием еще одну достопримечательность, которая находится в километре от Чуфут-Кале — это Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в урочище Мариам-Дере. За годы существования святые места пережили много невзгод, но его белокаменные стены по-прежнему приманивают туристов своей первозданностью. Успенский монастырь работает ежедневно с 9.00 до 19.00.

Как добраться

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

Чуфут-Кале на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 44′ 25.44″ N 33° 55′ 19.85″ E Широта/Долгота


gastroguru © 2017