Беседа про микробы подготовительная группа. Беседа с детьми подготовительной группы «Что такое микробы? « что такое микробы «

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Продолжать формировать представления о микроорганизмах.
Задачи:

Образовательные. Сформировать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);

Развивающие . Развивать память, внимание, логическое мышление. Обогащать словарь детей.

Воспитательные . Воспитывать культурно - гигиенические навыки, интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы и оборудование.
Кусочки хлеба, покрытые плесенью; молоко, картинки - схемы с изображением путей попадания микробов в организм человека; пластилин, стеки, доски для лепки по количеству детей; продукты для выставки, микроскопы.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам в лабораторию «Детских открытий».

В лаборатории должна соблюдаться абсолютная чистота, поэтому все там работают в белых халатах. Вот и мы стали лаборантами.

Основная часть.

Воспитатель. Ребята, вы готовы к научным открытиям?

Ответ детей.

Воспитатель . Исследовать мы сегодня будем самых первых жителей Земли, самых маленьких её обитателей – микроорганизмы, или еще их называют - микробы.

Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух слов «микрос», что означает «малый», «биос» – «жизнь».

Ученые доказали, что причинами наших болезней являются микробы.

Давайте в нашей лаборатории проведем свое исследование и определим пользу и вред микробов для нашего организма.

Вы когда-нибудь видели микробов?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Так как микроб очень маленький, его можно рассмотреть только под микроскопом. Для этого в нашей лаборатории есть микроскопы.

Для чего изобрели микроскоп?

Ответы детей. (С помощью его мы сможем рассмотреть мелкие предметы в увеличенном виде.)

Практическая часть

1. Воспитатель . Рассмотрите микроб в микроскоп и ответьте, есть ли у него тело, голова, лапы, хвост, рот?

Рассматривание микроба.

Ответы детей.

Воспитатель. Какой формы тело у нашего микроба?

- Ответы детей.

2. Воспитатель. Мы с вами установили, что микробы не имеют лап, головы, рта, ушей, они состоят из одного тела. Но они живые, едят, растут, двигаются и размножаются.

Давайте с помощью пластилина вырастим своих микробов.

Возьмите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Это «микроб», попавший в человека или на предметы. Через некоторое время он начинает питаться и расти. Когда микроб достигает нужного размера, он просто делится пополам. (Разделите шарик на две части.)

Сколько «микробов» стало? Эти маленькие микробы питаются и растут (дети катают шарики по доске с мелко нарубленным пластилином). Микробы становятся большими и опять делятся надвое. И так это может продолжаться бесконечно.

Рассмотрим, как и чем питаются микроорганизмы.

Так как у микробов нет рта, пища проникает в них через оболочку (тельце).

3. Давайте проведём с вами эксперимент с дрожжами (микроорганизмы).

В стакан с дрожжами добавим теплой воды, сахар и оставим на некоторое время.

4. Вчера мы с вами пробовали получить кефир в группе.

Что мы для этого делали?

Ответы детей - Налили в стакан молока, добавили молочные бактерии, оставили в теплом месте.

Воспитатель . Посмотрим, что у нас получилось.

Помешайте ложечкой молоко, каким оно стало?

Ответы детей (Густым)

Воспитатель . Какой запах у продукта?

Ответы детей (кислый).

Воспитатель. Какой продукт получился из молока и молочнокислых бактерий?

Ответы детей . Кефир.

Воспитатель. Ребята, вернемся к нашему 1 опыту. Что произошло с дрожжами?

Воспитатель. Почему, они увеличились в объёме.

Ответы детей.

Воспитатель. Что им в этом помогло?

Ответы детей (тёплая вода и сахар).

Воспитатель . Обратите внимание на стенд, где выставлены продукты питания, которые изготовлены из микроорганизмов.

Кефир, сметана, сыр, йогурт, хлеб, булки, квас.

Воспитатель. Ребята, полезны ли эти продукты для нас?

Ответы детей.

Воспитатель . Значит, эти микроорганизмы – полезные.

А если микробы вредят человеку? То как их называют.

Ответы детей (вредные) .

Воспитатель. Полезные микробы могут принести вред человеку, если нарушить хранение продуктов.

Мы с вами оставили продукты в группе на окне в открытом виде и сейчас посмотрим, что с ними произошло.

Какие это продукты?

Ответы детей (это хлеб, молоко).

Воспитатель. Что вы видите?

Ответы детей (хлеб с плесенью, молоко скисло).

Воспитатель . Почему они испортились?

Ответы детей. (Продукты долго стояли открытыми в теплом месте. Продукты испортились, так как в них поселились вредные микробы.)

Воспитатель. Можно ли употреблять эти продукты в пищу?

Ответы детей.

Воспитатель. Вредные микроорганизмы портят не только продукты питания, но и вызывают болезни у человека.

Давайте, исследуем, как микробы попадают в нас?

Мы с вами определили, что микробы питаются и растут. Как же они передвигаются?

(ответы детей).

Воспитатель. Чаще всего микробы переносим мы сами и наши животные.

На стенде размещены картинки с изображением следующих ситуаций:

Первый путь попадания микроба в человека расскажу я, а дальше продолжите вы.

грязное яблоко – руки - рот – болезнь (мыть фрукты)

Ответы детей

Собака, кошка, – руки - рот (глаза) (мыть рук)

Стакан - вода из-под крана – болезнь (пить кипяченую воду)

Чихающий человек – нос или рот (не общаться с больным человеком)

Как исправить схемы и предотвратить заболевания?

Ответы детей. Добавить картинки (мытые фрукты, мыло, кипяченая вода, мед. маска)

Воспитатель. Микроорганизмы не опасны, если мы будем выполнять несложные правила.

1. Мыть руки

2. Есть мытые продукты

3. Пить кипяченую воду

4. Не общаться с больными людьми

Мы закончили работу в нашей лаборатории «Детских открытий». Скажите, понравилось ли вам работать в лаборатории?

Используемая литература:

«Здоровей-ка в гостях у малышей», изд. Пермь, 2005г.;

А.И.Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду», М., СФЕРА, 2005г.;

Г.К.Зайцев «Уроки Айболита», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.;

Р.Ротенберг «Расти здоровым», М., Физкультура и спорт, 1993г.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Откуда берутся болезни»

Описание работы: предлагаю к Вашему вниманию свой конспект непосредственно-образовательной деятельности, предназначенной для подготовительной группы детей (6-7 лет) по теме «Откуда берутся болезни». Этот конспект будет весьма полезным для воспитателей детских садов подготовительной группы. Данный материал имеет познавательный характер и направлен на воспитание интереса детей к здоровому образу жизни.

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе на тему: «Откуда берутся болезни»

Цель: продолжать формирование у детей представлений о здоровье, микроорганизмах, которые могут вызвать инфекции.
Задачи:
Образовательная область «Здоровье»: развивать элементарные представления детей представления детей об инфекционных болезнях и микробах-возбудителях. Воспитывать положительное отношение к выполнению правил гигиены.
Образовательная область «Безопасность»: формировать целостное отношение к здоровому образу жизни: желание закаляться, заниматься физкультурой, есть полезную пищу, знать правила первой помощи.
Образовательная область «Физическая культура»: развивать двигательные способности, моторику разных частей тела, координацию движений.
Образовательная область «Познание»: расширять знания детей о болезнях, и их предупреждения.
Образовательная область «Коммуникация»: содействовать налаживанию диалогического отношения общения детей со сверстниками. Активизировать речь детей.
Атрибуты: письмо, микроскоп, иллюстрации.
Словарная работа: микроб, микроскоп, инфекционные болезни.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Здоровый малыш», «Аскорбинка и её друзья».
Чтение книги «Тайны окружающего мира» А. И. Шапиро.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит письмо с иллюстрациями микробов, просит помочь ему.
Воспитатель: Посмотрите, что вы здесь видите? (Ответы детей).
Действительно, похожи и на черточки, звездочки, червячки.
Незнайка: Что это такое, о чем вы говорите? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, это микробы - мельчайшие живые существа. И слово «микроб» переводится как «маленькая жизнь».
Незнайка: Где можно встретить такие существа? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, микробы встречаются везде: в воздухе, в воде, на земле, и даже на нашем теле.
Незнайка: Везде? А почему я их не вижу?
Воспитатель: Почему Незнайка их не видит? Как можно увидеть микробов? (Ответы детей).
Для этого необходим специальный прибор - микроскоп. Микробов очень много на свете, все они очень разные - есть крупные, а есть совсем маленькие. Микробы очень вредные. Попав в организм, микробы начинают расти, размножаться, выделять ядовитые вещества. От ядов могут возникнуть инфекционные (заразные) болезни, поэтому микробов называют болезнетворными.
Незнайка: Как это понимать - «заразные болезни?» (Ответы детей).
Как могут болезнетворные микробы попасть в организм?
Воспитатель: Дети, давайте по карточкам-иллюстрациям объясним Незнайке, как можно заразиться.
Воспитатель вместе с детьми: Микробы могут попасть в наш организм если:
- чихать и не прикрывать рот и нос платком или рукой.
- передавать друзьям личные вещи (расческу, зубную щётку, платок)
- не мыть овощи и фрукты.
- грызть ногти.
- обращаться с животными, подносить их к лицу.
- ковырять в носу и этот палец брать в рот.
- ранить кожу и не обработать её зелёнкой, йодом.
- есть не свежие продукты.
- пить грязную воду.
- жить в грязной квартире, носить грязную одежду, не принимать душ.
- ходить по лужам, брать в рот снег, сосульки.
Незнайка: да, причин болезни очень много. Теперь я понял, почему болел. Из-за микробов я чувствовал боль.
Воспитатель: Боль - это один из признаков болезни. Боль предупреждает, что организм не в порядке и его нужно лечить.
Незнайка: Теперь я буду стараться, что бы в мой организм не попали микробы.
Воспитатель: Незнайка, тебе полезно будет знать, что есть много и других болезней, которые возникают не из-за микробов.
Незнайка: А как я о них узнаю?
Воспитатель: Ребята, вы поможете объяснить Незнайке, как можно заболеть, если не соблюдать определённые правила?
Воспитатель вместе с детьми: Заболеть можно, если:
- есть все подряд (ожирение)
- не соблюдать режим дня (переутомление, недосыпание)
- ничего не есть (исхудание)
- читать лёжа или близко смотреть телевизор (можно испортить зрение)
- слушать громкую музыку (можно испортить слух)
- курить (можно отравиться, испортить легкие)
- одеваться не по сезону, кутаться в тёплою одежду (простуда).
Незнайка: Спасибо, ребята! Я очень много узнал. Я расскажу об этих правилах своим друзьям.
Воспитатель: Незнайка, не забудь рассказать своим друзьям, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Незнайка: Ребята, а что нужно делать, что бы избежать болезни?
Воспитатель вместе с детьми: Чтобы быть всегда здоровым, нужно делать ежедневно утреннюю гимнастику.
Воспитатель: Давайте покажем Незнайке, как мы это делаем:

Нужно спортом заниматься,
Каждый день тренироваться. (Дети держат спину прямо, плечи отводят назад)
И начнём без промедленья
И ногами дружно топать, (Ходят на месте, хлопают руками)
И руками громко хлопать.
Повороты влево – вправо (Поворачивают туловище влево – вправо)
Выполняем мы на славу.
Ну - ка дружно, ну – ка вместе. (Прыгают)
Будем мы здоровыми, (Напряженными руками касаются плеч)
Будем все мы сильными. (Тянуться вверх на носочках)
Будем от гимнастики
Самыми красивыми.

Нужно:
- чистить зубы утром и вечером
- соблюдать режим дня
- обтираться влажным полотенцем или обливаться водой (закаляться)
- заниматься спортом
- менять каждый день нижнее бельё
- мыть руки перед едой, после туалета, прогулки, ухода за животными
- проветривать помещение
- больше гулять на свежем воздухе
- приводить в порядок вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовольствие.

Воспитатель: Кто соблюдает эти правила, тот, я надеюсь, всегда будет здоров!
Незнайка: И вашем Цветочном городе никто никогда не заболеет!

Конспект на тему:

Нам микробы не страшны:

с чистотой мы все дружны.

Воспитатель: Матвеева Ольга Александровна

Задачи: формировать представления о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; дать разъяснения, что каждый человек в состоянии сам уберечь себя от болезней; воспитывать желание быть здоровыми.

Ресурсы: картинки с изображением микробов, игрушечная кошка.

Организационный момент:

Знаете ли вы, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово-приветствие, но и слово-пожелание, пожелание здоровья. Я желаю вам здоровья! Здравствуйте! Будьте здоровы! А здоровье нам сейчас очень понадобиться, ведь на улице осень. Холодно. В осенний период люди часто болеют.

Беседа о микробах.

Педагог берёт игрушечную кошку.

Кошка: Мяу-мяу, помогите.

Со мной приключилась большая беда,

Сметану холодную ела всегда,

И вот такая картина:

Ко мне привязалась ангина.

Педагог: кошечка, да на тебя просто напали микробы!

Дети, а вы видели микроба? (ответы детей.)

Я вам сейчас его покажу и расскажу, а вы слушайте внимательно:

Не будь он так вертляв и мал,

Я бы для вас его поймал.

И вы бы увидали сами

Микроба мордочку с усами,

Шесть быстрых ног и три хвоста.

Ужас или красота?

Ответы детей.

Педагог показывает картинку с изображением микробов.

Педагог. Ребята микробы-существа могущественные. Стоит только им пробраться в тело человека, сразу же начинают безобразничать и размножаться внутри. Человеку становиться плохо, он заболевает. У него начинается озноб, он кашляет и чихает. А вы случайно не знаете, микробы могут попасть к нам в организм? А как? (Если есть немытые овощи и фрукты, человек рядом с нами кашляет и рот не прикрывает рукой, если ребёнок сосёт палец….)

Кошка: Мне не нравится болеть.

Если так случилось,

Буду горло себе греть,

В носочки класть горчицу.

Врач придёт ко мне домой,

Выпишет лекарства.

Не хочу болеть-

Кашлять и сморкаться.

Педагог: Дети, нужно обязательно помочь кошечке избавиться от микробов. Со многими микробами помогает справиться обыкновенное мыло. Мы с вами сейчас узнаем, что нужно делать. Поможет нам синяя ленточка. Это цвет свежести и чистоты. Вставайте в круг, и ты, кошечка, с нами.

Физкультминутка: «Умывалочка»

Надо, надо нам помыться. Хлопают в ладоши.

Где тут чистая водица? Ладони вверх.

Кран откроем -ш-ш-ш. Показывают как открывают кран.

Ручки моем –ш-ш-ш Имитируют мытьё рук.

Щёчки, шейку мы потрём, Сверху в низ поглаживают щёки и шею.

Их водичкой обольём Показывают обливание.

И на стульчики пройдём.

Педагог: (пока дети проходят на стульчики.)

Не зря в народе говорят: «Чистота- залог здоровья». А ещё, кошечка, мы с ребятами можем научить тебя делать специальный оздоровительный массаж для профилактики простудных заболеваний. Ты будешь его выполнять и перестанешь болеть. Это ещё один путь к спасению от микробов.

Оздоровительный массаж:

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

(гладят)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

(растирают крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку ставим козырьком.

(рука ладошкой вниз приставляется ко лбу.)

«Вилку» пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело.

(растирают пальцами мочки ушей)

Знаем, знаем, да-да-да!

Нам простуда не страшна.

(хлопают в ладоши)

Педагог: От простуды и ангины нам помогут витамины. И к ним нас поведёт зелёная ленточка, лента цвета сочной зелени.

(Педагог вместе с детьми подходит к столику, на котором стоит закрытая корзина с овощами и фруктами.)

Чтобы наши органы хорошо работали, кости, и мышцы нормально росли и развивались, необходимы витамины. Эти витамины находятся…как вы думаете, в каких продуктах?(в овощах и фруктах.)

Педагог открывает корзину и по очереди достаёт фрукты или овощи. Дети называют его.

Это вам подарок от доктора Айболита, чтобы вы не болели! Мы возьмём корзину и вернёмся на стульчики.

А сейчас проверим, хорошо ли вы, ребята, и ты кошечка, запомнили, что же нам помогает бороться с микробами? Если то, что я скажу, правильно, вы хлопаете в ладоши один раз, а если я скажу что-то неверно, вы машите головой.

Игра: «Правда или нет.»

Чтоб с микробами не знаться, надо, дети, закаляться.(правда)

И от гриппа и ангины нас спасают витамины.(правда)

Никогда чтоб не хворать, нужно целый день проспать.(неправда)

Будешь кушать лук, чеснок – тебя простуда не найдёт.(правда)

Педагог: Ну что ж, пора прощаться!

Кошечка: А горлышко моё уже почти не болит. Оно разогрелось! Спасибо ребята. Мне пора уходить. Досвидание.

Цель:

  • дать некоторые представления о микроорганизмах, познакомить с простыми способами борьбы с микробами;
  • учить давать развернутый ответ на вопрос воспитателя, активизировать речь детей, развивать коммуникативные способности.

Ход НОД.

1. Оргмомент.

Дорогие ребята, мы сегодня проведем занятие вместе с нашими гостями и будем говорить об очень важном, о нашем здоровье.

Ребята, а что при встрече говорят друг другу люди? (Здравствуйте.)

Скажите, пожалуйста, а что значит это слово «здравствуйте»? (Желаем здоровья.)

Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья. Как мы можем к ним обратиться? (Уважаемые гости, здравствуйте.)

2. Игра с мячом «Что полезно для здоровья, что вредно для здоровья». Я предлагаю поиграть в игру « Что полезно для здоровья, что вредно для здоровья». Кому брошу мяч, тот отвечает

Полина, скажи, пожалуйста, что полезно для здоровья?-Аня, как ты думаешь, что вредно для здоровья? И т.д

Ребята, чтобы гости наши не скучали, давайте эту игру продолжим вместе с ними; спрашивать будете вы сами.

3. Беседа о микробах. (Презентация.)

Ой, ой, ой, ой, ой!!! (Воспитатель достает носовой платок). Апчхи!!! (Дети говорят: «Будьте здоровы, Татьяна Михайловна».)

Спасибо, ребята. А знаете ли вы, почему при кашле и чихании надо прикрывать нос и рот носовым платком или рукой?
(Слайд 1.) (Ответы детей.)

Да, действительно, при чихании разбрасывается множество капелек слюны (до 40 тысяч), а в них могут быть опасные микробы и
вирусы. Эти капельки разлетаются на большое расстояние (более трех метров) и могут долго находиться в воздухе, и этот воздух вдыхают окружающие. Капельки
опускаются на различные предметы, пищу, которую мы едим. И поэтому мы можем заболеть.

Ребята, а что же такое микробы, и как люди узнали о вирусах и микробах? (Ответы детей.)

Давайте поинтересуемся у наших гостей, может быть они что-то знают об этом?

Оказывается, первым человеком, увидевшим микробы, был голландец Антони Ван Левенгук. (Слайд2.)
С помощью собственного микроскопа (а это была сильная лупа, увеличивающая все в 300 раз) учёный с удивлением обнаружил огромное количество неведомых живых микроорганизмов в капле воды. Он установил, что микробы есть практически во всем, что нас окружает. Микробы - это очень маленькие живые существа. Они невидны простым глазом.

Давайте посмотрим,как выглядят разные микробы, вирусы и бактерии под микроскопом. (Слайды 3-6.) У них нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца и легких. Это простые шарики или палочки, но они так же, как и мы, едят, дышат, передвигаются.
Стихотворение о микробах:

Там, где грязь, живут микробы,

Мелкие - не увидать.

Их, микробов, очень много,

Мельче комаров и мошек

В много-много тысяч раз.

Тьма невидимых зверушек

Жить предпочитает в нас.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот,

Непременно от микробов

Сильно заболит живот.

Как же передвигаются микробы? (Дети фантазируют.)

У некоторых есть хвостики, которые крутятся, как пропеллеры. Другие прыгают, как мячики, а третьи переносятся людьми и животными. Например, прилипли микробы к рукам, а человек взял яблоко грязными руками и начал есть. Или собака гуляла по улице, к ней прилипли микробы, ребенок погладил собаку, а руки не помыл, взял печенье и начал есть. Вот и попали микробы в организм. А теперь я начну, а вы продолжите: ребенок развернул конфету, она упала на пол… как микробы попали в организм?

4. Физкультминутка.

Ребята, давайте немного отдохнем.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Оздоровительная гимнастика.

А теперь выполним упражнения для оздоровления нашего организма.

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело.

(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

(Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны.)

Вилку пальчиками сделай, (Разжать указательные и средние пальцы.)

Массируй ушки ты умело. (Растирать пальцами точки за ушами и перед ними.)

Знаем, знаем - да-да-да!

Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга.)

5. Правила защиты от микробов.

Ребята, я сейчас задам немного странный вопрос. Как вы думаете, микробы продаются в магазине? (Ответы детей.)
- Да, сами микробы не продаются в магазине, но я обнаружила такие игрушки.
(Слайды 7-12.)
(Слайд 13.)
- Игрушки игрушками, а болеть неприятно. Как же нам бороться с вирусами и микробами? Давайте определим правила защиты от микробов. (Слайды 14-21.)

6. Игра«Загадки-описания о фруктах» (яблоко, апельсин, банан, лимон и т.д.).
- Все мы знаем, что фрукты очень полезны, в них много витаминов. И я предлагаю вам составить загадки-описания о фруктах по плану:
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Какой на вкус?
- Где растет?
- Что можно из него приготовить?
Этот фрукт зеленого цвета. Он круглый, сладкий, растет в саду на дереве.Его можно есть сырым, из него можно варить варенье, делать сок. (Это - яблоко.)

7. Итог. - Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?
- Пообещайте мне, что вы будете соблюдать правила гигиены и защищаться от микробов.
- А мне остается пожелать вам, чтобы вы были здоровы! Пожелайте здоровья и нашим гостям. (Слайд 22.)



gastroguru © 2017