Вопросы егэ по селекции. Селекция

Чтобы решить задачи по геометрии, надо знать формулы - такие, как площадь треугольника или площадь параллелограмма - а также простые приёмы, о которых мы расскажем.

Для начала выучим формулы площадей фигур. Мы специально собрали их в удобную таблицу. Распечатайте, выучите и применяйте!

Конечно, не все формулы по геометрии есть в нашей таблице. Например, для решения задач по геометрии и стереометрии во второй части профильного ЕГЭ по математике применяются и другие формулы площади треугольника. О них мы обязательно расскажем.

А что делать, если надо найти не площадь трапеции или треугольника, а площадь какой-либо сложной фигуры? Есть универсальные способы! Покажем их на примерах из банка заданий ФИПИ.

1. Как найти площадь нестандартной фигуры? Например, произвольного четырёхугольника? Простой приём - разобьём эту фигуру на такие, о которых мы всё знаем, и найдем её площадь - как сумму площадей этих фигур.

Разделим этот четырёхугольник горизонтальной линией на два треугольника с общим основанием, равным . Высоты этих треугольников равны и . Тогда площадь четырёхугольника равна сумме площадей двух треугольников: .

Ответ: .

2. В некоторых случаях площадь фигуры можно представить как разность каких-либо площадей.

Не так-то просто посчитать, чему равны основание и высота в этом треугольнике! Зато мы можем сказать, что его площадь равна разности площадей квадрата со стороной и трёх прямоугольных треугольников. Видите их на рисунке? Получаем: .

Ответ: .

3. Иногда в задании надо найти площадь не всей фигуры, а её части. Обычно речь здесь идет о площади сектора - части круга.Найдите площадь сектора круга радиуса , длина дуги которого равна .

На этом рисунке мы видим часть круга. Площадь всего круга равна , так как . Остается узнать, какая часть круга изображена. Поскольку длина всей окружности равна (так как ), а длина дуги данного сектора равна , следовательно, длина дуги в раз меньше, чем длина всей окружности. Угол, на который опирается эта дуга, также в раз меньше, чем полный круг (то есть градусов). Значит, и площадь сектора будет в раз меньше, чем площадь всего круга.

это наука о методах создания высокопродуктивных сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Современная селекция

это обширная область человеческой деятельности, которая представляет собой сплав различных отраслей науки, производства сельскохозяйственной продукции и ее комплексной переработки.

В ходе селекции происходят устойчивые наследственные преобразования различных групп организмов. По словам Н.И. Вавилова , «…селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Известно, что достижения селекции широко использовал Ч. Дарвин при обосновании основных положений эволюционной теории.

Современная селекция базируется на достижениях генетики и является основой эффективного высокопродуктивного сельского хозяйства и биотехнологии.

Задачи современной селекции

Создание новых и совершенствование старых сортов, пород и штаммов с хозяйственно-полезными признаками.

Создание технологичных высокопродуктивных биологических систем, максимально использующих сырьевые и энергетические ресурсы планеты.

Повышение продуктивности пород, сортов и штаммов с единицы площади за единицу времени.

Повышение потребительских качеств продукции.

Уменьшение доли побочных продуктов и их комплексная переработка.

Уменьшение доли потерь от вредителей и болезней.

Учение о современной селекции было создано Николаем Ивановичем Вавиловым (1887–1943).

Многие хозяйственно-полезные признаки являются генотипически сложными, обусловленными совместным действием многих генов и генных комплексов. Необходимо выявить эти гены, установить характер взаимодействия между ними, иначе селекция может вестись вслепую. Поэтому Н.И. Вавилов утверждал, что именно генетика является теоретической основой селекции .

Н.И. Вавилов выделил следующие разделы селекции :

1) учение об исходном сортовом, видовом и родовом потенциалах;

2) учение о наследственной изменчивости (закономер­ности в изменчивости, учение о мутациях);

3) учение о роли среды в выявлении сортовых призна­ков (влияние отдельных факторов среды, учение о стадиях в развитии растений применитель­но к селекции);

4) теория гибридизации как в пределах близких форм, так и отдаленных видов;

5) теория селекционного процесса (самоопылители, перекрестноопылители, вегетативно и апогамно раз­множающиеся растения);

6) учение об основных направлениях в селекционной работе, таких, как селекция на иммунитет, на физиологические свойства (холодостой­кость, засухоустойчивость, фотопериодизм), селекция на технические качества, химический состав;

7) частная селекция растений, животных и микроорганизмов.

Учение об исходном материале является основой современной селекции. Исходный материал служит источником наследственной изменчивости – основы для искусственного отбора. Н.И. Вавилов установил, что на Земле существуют районы с особенно высоким уровнем генетического разнообразия культурных растений, и выделил основные центры происхождения культурных растений (первоначально Н.И. Вавилов выделил 8 центров, но затем сократил их число до 7). Для каждого центра установлены характерные для него важнейшие сельскохозяйственные культуры.

1. Тропический центр – включает территории тропической Индии, Индокитая, Южного Китая и островов Юго-Восточной Азии. Это родина таких растений, как рис, сахарный тростник, чай, лимон, апельсин, банан, баклажан, а также большого количества тропических плодовых и овощных культур.

2. Восточноазиатский центр – включает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, Корею, Япо­нию и большую часть о. Тайвань. Это родина таких растений, как соя, просо, хурма, многих других овощных и плодовых культур.

3. Юго-западноазиатский центр – включает территории внутренней нагорной Малой Азии (Анатолии), Ирана, Афганистана, Средней Азии и Северо-Западной Индии. Сюда же примыкает Кавказ, культурная флора кото­рого, как показали исследования, генетически связана с Передней Азией. Родина мягких пшениц, ржи, овса, ячменя, гороха, дыни.

Этот центр может быть подразделен на следующие очаги:

а) Кавказский со множеством оригинальных видов пшеницы, ржи и плодовых;

б) Переднеазиатский, включающий Малую Азию, Внутреннюю Сирию и Палестину, Транс­иорданию, Иран, Северный Афганистан и Среднюю Азию вместе с Китайским Туркеста­ном;

в) Северо-западноиндийский, включающий, помимо Пенджаба и примыкающих провинций Северной Индии и Кашмира, также Белуджистан и Южный Афганистан. В исключительном видовом разно­образии здесь сосредоточены дикие родичи пше­ницы, ржи и различных европейских плодовых.

4. Средиземноморский центр – включает страны, расположенные по берегам Средиземного моря. Дал начало твердой пшенице, капусте, свекле, моркови, винограду, маслине, множеству других овощных и кормовых культур.

5. Абиссинский центр – харак­теризуется рядом эндемичных видов и даже родов культурных растений: кофейное дерево, арбуз, хлебный злак тэфф, масличное растение нуг, особый вид банана.

6. Центральноамериканский центр , охватывающий обширную территорию Северной Америки, включая Южную Мексику – три очага:

а) Горный южномексиканский,

б) Центральноамериканский,

в) Вест-Индский островной.

Кукуруза, подсолнечник, американские длинноволокнистые хлопчатники, какао (шоколадное дерево), ряд видов фасоли, тыквенных, многих плодовых (гвайява, аноны и авокадо).

7. Андийский центр , в пределах Южной Америки, приуроченный к Андийскому хребту. Это родина картофеля, томата. Отсюда ведут начало хинное дерево и кокаиновый куст.

Таким образом, начальное введение в культуру подавля­ющего числа возделываемых растений связано не только с флористическими областями , отли­чающимися богатой флорой, но и с древнейшими цивилизациями .

Н.И. Вавилов выделил группу вторичных культур , которые произошли от сорняков: рожь, овес и др.

Н.И. Вавилов установил, что «важным моментом при оценке материала для селекции является наличие в нем разнообразия наследственных форм». Н.И. Вавилов различал следующие группы исходных сортов : местные сорта, иноземные и инорайонные сорта. При разработке теории интродукции (внедрения) инорайонных и иноземных сортов «необходимо отличать первичные очаги формообразования от вторичных». Например, в Испании обнаружено «исключительно большое число разновидностей и видов пшениц», однако это объясняется «привлечением сюда многих видов из разных очагов».

Н.И. Вавилов придавал большое значение новым гибридным формам. Разнообразие генов и генотипов в исходном материале Н.И. Вавилов назвал генетическим потенциалом исходного материала.

Воспроизведение организмов. Селекция (множественный выбор)

Задание относится к базовому уровню сложности. За правильное выполнение получишь 2 балла .

На решение примерно отводится до 5 минут .

Для выполнения задания 7 по биологии необходимо:

  1. знать :
    • методы научного познания; , правила, гипотезы
    • сущность биологических процессов и явлений
    • современную и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
    • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
  2. уметь объяснять, решать, выявлять и сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)

Задачи для тренировки

  1. Все при­ведённые ниже тер­ми­ны, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния по­ло­во­го раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов. Опре­де­ли­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры , под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

    1. го­на­да
    2. спора
    3. опло­до­тво­ре­ние
    4. ово­ге­нез
    5. поч­ко­ва­ние

    Решение
  2. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны. Семенами размножаются представители:

    1. орляк обыкновенный
    2. пихта сибирская
    3. клевер луговой
    4. баклажан
    5. мухомор красный

    Решение
  3. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса овогенеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. развитие женских половых клеток
    2. образование четырёх половых клеток из одной
    3. образуется одна половая клетка
    4. специальные клетки в яичниках делятся митозом
    5. формирование специализированных клеток из сперматид происходит в центральных рядах сперматогенного эпителия.

    Решение
  4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания комбинативной изменчивости. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. возникает стихийно в рамках популяции при скрещивании
    2. возникает под действием влияния факторов окружающей среды
    3. распространение в популяции новых наследственных изменений
    4. может возникнуть под действием ионизирующего излучения
    5. возникает в результате обмена гомологичными участками гомологичных хромосом в процессе мейоза

    Решение
  5. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, относятся к методам селекции животных. Определите два признака «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. массовый искусственный отбор не применяется
    2. большинство делятся на автоплоиды и аллоплоиды
    3. при инбридинге – скрещивание между близкими родственными организмами для получения гомозиготных чистых линий; часто снижается жизнеспособность
    4. при аутбридинге – скрещивание различных сортов, ведущее к гетерозису, используется при повышении популяций и повышения продуктивности
    5. при полиплоидии происходит кратное увеличение набора хромосом, используется крайне редко

Тест по теме:

Вариант 4.

1. Научная и практическая деятельность человека по улучшению старых и выведению новых пород сортов и штаммов микроорганизмов.

а) генетика; б) эволюция; в) селекция.

а) снижение жизнестойкости и продуктивности;

б) увеличение жизнестойкости и продуктивности;

в) увеличение плодовитости.

а) да; б) нет; в) иногда.

а) порода; б) сорт; в) штамм.

а) биотехнология; б) генная инженерия; в) клонирование

А. селекция растений

Б. в сельском хозяйстве

В. селекция бактерий

Г. селекция грибов

Д. в пищевой промышленности

Е. в легкой промышленности

Закончите фразы:

1. Главная движущая сила в образовании новых пород животных и сортов растений, приспособленных к интересам человека - …....

Тест по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Тест 1-2 уровня. Тип контроля: текущий. Время выполнения: 15 мин. Критерии оценки: «5» - 14 баллов.

«4» - 13 баллов. «3» - 10-12 баллов.

Вариант №1.

Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

    Какие способы размножения свойственны жи­вотным?

а) половое, б) бесполое, в) вегетативное.

    Какие способы размножения свойственны растениям?

а) половое, б) бесполое, в) вегетативное. г) верны все ответы

    Какие формы искусственного отбора применяют в, селекции животных?

а) массовый, б) индивидуальный.

    При каком скрещивании возникает инбредная депрессия?

а) близкородственное, б) неродственное.

    Для каких целей осуществляют, близкородствен­ное скрещивание?

а) усиление жизненной силы, б) усиление доминантности признака, в) получение чистой линии.

    В чем выражается гетерозис?

а) повышение продуктивности гибрида, б) усиление плодовитости гибрида,

в) получение новой породы или сорта.

    Как размножаются гетерозисные гибриды у рас­тений?

    Как размножаются гетерозисные гибриды у животных?

а) вегетативно, б) половым путем, в) не размножают­ся.

    У каких организмов встречается полиплоидия?

а) растения, б) животные, в) человек.

    Применяют ли в селекции животных метод ментора?

а) да, б) нет.

А. полиплоидия

Б. гетерозис

В. отдаленная гибридизация

Г. мутагенез

Д. массовый отбор

Е. индивидуальный отбор

Закончите фразы:

Тест по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Тест 1-2 уровня. Тип контроля: текущий. Время выполнения: 15 мин. Критерии оценки: «5» - 14 баллов.

«4» - 13 баллов. «3» - 10-12 баллов.

Вариант №2

Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

    Родиной многих клубненосных растений, в том числе кар­тофеля, является центр...

а) Южноазиатский в) Южноамериканский тропический.

б) Средиземноморский. г) Центральноамериканский.

    Использование методов биотехнологии в селекции позволяет...

а) Ускорить размножение нового сорта. б) Создать гибрид растения и животного.

в) Ускорить размножение новых пород. г) Выявить наследственные заболевания у человека.

    Метод выделения отдельных особей среди сельскохозяйст­венных культур и получения от них потомства называется...

а) Массовым отбором. б) Межлинейной гибридизацией.

в) Отдаленной гибридизацией. г) Индивидуальным отбором.

    В селекционной работе с микроорганизмами используют...

а) Близкородственное разведение. б) Методы получения гетерозиса.

в) Отдаленную гибридизацию. г) Экспериментальное получение мутаций.

    Около 90 видов культурных растений, в том числе кукуруза,

происходят из центра...

а) Восточноазиатского. в). Центральноамериканского.

б)Южноазиатского г) Абиссинского тропического.

    Бесплодие межвидовых растительных гибридов возможно

преодолевать с помощью...

а). Гетерозиса. в) Индивидуального отбора.

б) Массового отбора. г) Полиплоидии.

    В селекционной работе с растениями не используют...

а) Отдаленную гибридизацию. б) Массовый отбор. в) Испытание производителей по потомству. г) Индивидуальный отбор.

    В селекционной работе с животными не используют...

а) Родственное скрещивание. б)Полиплоидию. в) Межлинейную гибридизацию. г) Неродственное скрещивание.

    Искусственный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой вид, часто далекий по своему происхожде­нию, относится к методам...

а) Клеточной инженерии. б)Хромосомной инженерии. в) Отдаленной гибридизации. г)Генной инженерии.

    Первым этапом селекции животных является….

а) Бессознательный отбор. б) Гибридизация. в) Одомашнивание. г) Методический отбор.

А. встраиваются гены

Б. встраиваются группы генов

В. выращиваются клетки

Г. выращиваются ткани

Д. переносятся гены

Закончите фразы:

1. Наука о выведении новых групп живых организмов …….

Тест по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Тест 1-2 уровня. Тип контроля: текущий. Время выполнения: 15 мин. Критерии оценки: «5» - 14 баллов.

«4» - 13 баллов. «3» - 10-12 баллов.

Вариант №3

Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

1. Выберите наиболее точное определение понятия «селекция» как науки:

а) селекция – отбор наиболее ценных для человека сортов растений и пород животных;

б) селекция – род практической деятельности людей, связанный с выведением новых сортов растений и пород животных;

в) селекция – это наука о культурных сортах растений и породах животных;

г) селекция – это часть генетики, изучающая породы животных и сорта растений.

2. Главным фактором одомашнивания растений и животных служит:

а) искусственный отбор б) естественный отбор

в) приручение г) бессознательный отбор

3. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости создан:

а) Н.И.Вавилов б) Т.Морган в) И.В.Мичурин г) С.С.Четвериков

4. Знание закона гомологических рядов наследственной изменчивости позволяет:

а) разрабатывать методы получения новых мутаций;

б) предсказывать появление определённых мутаций у близких видов и родов;

в) предсказывать места появления новых форм растений или животных;

г) создавать благоприятные условия для роста и развития растений.

5. Основным критерием для установления родства между видами является:

а) внешнее сходство б) генетическое сходство

в) общие центры происхождения г) общий ареал распространения

6. Практическое значение учения Н.И.Вавилова заключается в том, что его учение позволило:

а) разработать методы искусственного получения мутаций;

б) целенаправленно выводить новые виды животных;

в) одомашнивать новые виды животных;

г) сделать всё ранее перечисленное

7. В настоящее время в селекции для выведения новых пород и сортов применяется:

а) естественный отбор; б) бессознательный искусственный отбор;

в) сознательный искусственный отбор; г) все формы отбора

8. К положительным эффектам от родственного скрещивания можно отнести:

а) появление в потомстве разнообразных генотипов;

б) получение разнообразных генотипов;

в) повышение гомозиготности особей с полезными свойствами;

г) получение эффекта гетерозиса в первом поколении.

9. В растениеводстве чистая линия – это:

а) потомство, полученное в результате перекрёстного опыления;

б) потомство одной самоопыляющейся особи;

в) гетерозисное потомство; г) гетерозиготное потомство.

10. Одним из эффектов, сопровождающих получение чистых линий, является:

а) повышение плодовитости потомства; б) бесплодие потомства;

в) снижение жизнеспособности; г) повышение жизнеспособности организма.

В1. Выберите 3 правильных утверждений. Эти способы селекции используются селекционерами в селекции растений

А. полиплоидия

Б. гетерозис

В. отдаленная гибридизация

Г. мутагенез

Д. массовый отбор

Е. индивидуальный отбор

Закончите фразы:

Тест по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Тест 1-2 уровня. Тип контроля: текущий. Время выполнения: 15 мин. Критерии оценки: «5» - 14 баллов.

«4» - 13 баллов. «3» - 10-12 баллов.

Вариант №5

Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

1. Тип размножения, приводящий к повышению гетерозиготности популяции, - это:

а) перекрёстное опыление; б) самоопыление;

в) вегетативное размножение; г) партеногенез.

2. В семеноводстве создают большое число самоопыляемых линий для того, чтобы уже в первом поколении:

а) повысить жизнеспособность растений; б) получить разнообразие исходных форм для дальнейшей работы; в) повысить гетерозиготность потомства; г) преодолеть явление гетерозиса.

3. Явление гетерозиса затухает в последующих поколениях потому, что повышается:

а) гетерозиготность потомства; б) гомозиготность потомства; в)полиплоидность потомства; г) мутационный процесс.

4. Преимущество полиплоидных форм заключается в том, что они:

а) гомозиготны по большинству требуемых признаков; б) более устойчивы к влиянию внешней среды;в) наиболее удобны в селекционной работе; г) являются чистыми линиями.

5. Тритикале – это гибрид:

а) ржи и ячменя; б) пшеницы и овса; в) ржи и пшеницы; г) ржи, пшеницы, овса.

6. Причиной бесплодия потомства, полученного путём отдаленной гибридизации, является:

а) отсутствие у гибридов коньюгации хромосом в мейозе; б) нарушения мейоза;

в) гаплоидность зиготы, из которой развиваются гибриды; г) все названные причины.

7. При выведении новой породы животных основным методом контроля должен быть:

а) метод испытания по потомству; б) отдалённая гибридизация; в)инбридинг (близкородственное скрещивание)

8. К искусственным мутагенам относятся:

а) рентгеновские лучи б) антибиотики; в) антитела г) гормоны.

9. Примером искусственного мутагенеза может служить:

а) повышение удойности коров при улучшении условий содержания;

б) выведение нового сорта гладиолусов путем скрещивания разных линий;

в) возникновение полиплоидных форм картофеля под влиянием колхицина;

г) появление гетерозиготных форм от скрещивания чистых линий кукурузы.

10. Полиплоидия – это мутация:

а) геномная б) хромосомная; в) генная рецессивная; г) генная доминантная.

В1. Выберите 3 правильных утверждений на поставленный вопрос. Чем занимается и где применяется биотехнология?

А. селекция растений

Б. в сельском хозяйстве

В. селекция бактерий

Г. селекция грибов

Д. в пищевой промышленности

Е. в легкой промышленности

Закончите фразы:

1. Искусственно созданная человеком совокупность особей животных одного вида, характеризующаяся определенными наследственными особенностями -…....

Тест по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Тест 1-2 уровня. Тип контроля: текущий. Время выполнения: 15 мин. Критерии оценки: «5» - 14 баллов.

«4» - 13 баллов. «3» - 10-12 баллов.

Вариант №6

Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

1. Существенным признаком искусственного отбора является:

а) направленность на пользу популяции;

б) действие отбора с момента рождения;

в) отбор любых жизненно важных признаков;

г) возникновение новой породы или сорта.

2. Какую форму искусственного отбора применяют в селекции животных?

а) массовый; б) индивидуальный.

3. При какой гибридизации возникает инбредная депрессия?

а) близкородственное; б) не родственное.

4. Для чего производят инбридинг?

а) получение гетерозисных гибридов; б) получение чистых линий;

в) усиление доминантности признака.

5. В чем выражается эффект гетерозиса?

а) снижение жизнестойкости и продуктивности; б) увеличение жизнестойкости и продуктивности; в) увеличение плодовитости.

6. Сохраняется ли эффект гетерозиса при дальнейшем размножении гибридов?

а) да; б) нет; в) иногда.

7. У каких организмов встречается полиплоидия?

а) растения; б) животные; в) микробы.

8. Совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся наследственно стойкими особенностями строения и продуктивности.

а) порода; б) сорт; в) штамм.

9. Использование живых организмов и биологических процессов в производстве.

а) биотехнология; б) генная инженерия; в) клонирование.

10. Изменение генотипа методом встраивания гена одного организма в геном другого организма.

а) биотехнология; б) генная инженерия; в) клонирование.

В1. Выберите 3 правильных утверждений. Чем характеризуется генная инженерия?

А. встраиваются гены

Б. встраиваются группы генов

В. выращиваются клетки

Г. выращиваются ткани

Д. переносятся гены

Е. выращиваются культуры клеток

Закончите фразы:

1. Явление, при котором происходит многократное увели­чение количества хромосом в геноме, называется …...

Тест по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Тест 1-2 уровня. Тип контроля: текущий. Время выполнения: 15 мин. Критерии оценки: «5» - 14 баллов.

«4» - 13 баллов. «3» - 10-12 баллов.

Вариант №7

Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

1. Центром происхождения культурных растений Н. И. Вавилов считал районы, где:

а) обнаружено наибольшее генетическое разнообразие по данному виду растений б) обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида в) впервые выращен данный вид растений человеком г) ни один ответ не верен

2. Близкородственное скрещивание применяют с целью:

а) усиления гомозиготности признака б) усиления жизненной силы в) получения полиплоидных организмов г) ни один ответ не верен

3. Самооплодотворение у культурных растений в ряду поколений приводит к:

а) повышению продуктивности б) понижению продуктивности в) повышению изменчивости

г) понижению изменчивости

4. Метод ментора в селекции растений применяют с целью:

а) закаливания б) акклиматизации в) усиления доминантности признака г) верны все ответы

5. Переносчиками "чужих" генов в генной инженерии являются:

а) вирусы б) плазмиды в) бактерии г) верны все ответы

6. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений разработал

а) Ч.Дарвин б) Г.Мендель в) Н.И.Вавилов г) И.В.Мичурин

7. В селекции растений самоопыление в основном применяют для

а) перевода у гибридов генов в гомозиготное состояние б) повышения жизнеспособности у гибридов в) перевода у гибридов генов в гетерозиготное состояние г) появления у гибридов новых наследственных признаков

8. В селекции растений бесплодие межвидовых гибридов преодолевают при помощи

а) самопыления б) полиплоидии в) отдаленной гибридизации г) межлинейной гибридизации

9. Полиплоидию активно применяют в селекции:

а) растений б) животных в) бактерий г) вирусов

10. В селекции микроорганизмов для получения высокопродуктивных рас бактерий и грибов в основном применяют

а) близкородственное скрещивание б) искусственный мутагенез и отбор в) отбор и отдаленную гибридизацию г) отбор и межлинейную гибридизацию

В1. Выберите 3 правильных утверждений. Эти способы селекции используются селекционерами в селекции растений

А. полиплоидия

Б. гетерозис

В. отдаленная гибридизация

Г. мутагенез

Д. массовый отбор

Е. индивидуальный отбор

Закончите фразы:

1. Искусственно созданная человеком совокупность особей животных одного вида, характеризующаяся определенными наследственными особенностями -…....

Тест по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Тест 1-2 уровня. Тип контроля: текущий. Время выполнения: 15 мин. Критерии оценки: «5» - 14 баллов.

«4» - 13 баллов. «3» - 10-12 баллов.

Вариант №8

Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

1. В селекции растений много высокопродуктивных сортов плодовых деревьев и кустарников вывел

а) В.Н.Ремесло б) Н.И.Вавилов в) И.В.Мичурин г) П.П.Лукьяненко

2. В селекции животных отдаленную гибридизацию в основном применяют для

а) получения плодовитых межвидовых гибридов б) преодоления бесплодия у межвидовых гибридов в) повышения плодовитости у существующих пород г) получения эффекта гетерозиса у бесплодных гибридов

3. Центр происхождения кофе:

а) Средиземноморский; б) Эфиопский (Африканский); в) Центральноамериканский;

г) Южноамериканский (Андийский).

4. Родина винограда, оливкового дерева, льна находится в:

а) Передней Азии; б) Средней Азии; в) Средиземноморье; г) Африке.

5. Европейско-Сибирское происхождение имеет:

а) пшеница; б) томат; в) табак; г) крыжовник.

6. Гибрид пшеницы с рожью - тритикале был получен методом:

а) близкородственного скрещивания; б) искусственного мутагенеза;

в) отдаленной гибридизации; г) межсортового скрещивания.

7. Однородная группа животных, обладающих наслед­ственно закрепленными, хозяйственно значимыми при­знаками, называется:

а) сортом; б) видом; в) штаммом; г) породой.

8. Биотехнология основана:

а) на изменении генетического аппарата клеток б) воздействие на клетки мутагена

в) создание искусственных моделей клеток г) клонирование клеток

9. Близкородственное скрещивание животных можно отнести к:

а) массовому отбору б) индивидуальному отбору в) полиплоидии г) искусственному мутагенезу

10. Великий селекционер И.В. Мичурин занимался выведением:

а) пород б) сортов в) грибов г) штампов

В1. Выберите 3 правильных утверждений. Чем характеризуется генная инженерия?

А. встраиваются гены

Б. встраиваются группы генов

В. выращиваются клетки

Г. выращиваются ткани

Д. переносятся гены

Е. выращиваются культуры клеток

Закончите фразы:

С 1. Контролируемый человеком процесс возникновения мутаций, успешно применяемый в селекции растений и микроорганизмов ……

Тест по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Тест 1-2 уровня. Тип контроля: текущий. Время выполнения: 15 мин. Критерии оценки: «5» - 14 баллов.

«4» - 13 баллов. «3» - 10-12 баллов.

Вариант №9

Выполните задания с выбором одного правильного ответа.

1.Основными методами селекции являются:

а) Искусственный мутагенез и отбор б) Гибридизация и искусственный мутагенез

в) Отбор и гибридизация г) Искусственный отбор и мутагенез

2.Центры происхождения культурных растений, тесно связанные с районами одомашнивания животных, получили название:

а) Центров мистификации б) Центров дисификации в) Центров доместикации

г) Центров доместификации

3.Примером геномной изменчивости является:

а) Альбинизм б) Дальтонизм в) Серповидно-клеточная анемия г) Полиплоидная форма картофеля

4.Породой или сортом (чистой линией) называют популяцию организмов, искусственно созданную человеком, которая характеризуется:

а) Особыми генофондом, морфологическими, физиологическими признаками, нормой реакции б) Определенным количеством, фенотипом, приспособлением к условиям среды

в) Определенным уровнем изменчивости, нормой реакции, особыми морфологическими характеристиками г) Определенным циклом изменчивости и набором морфологических признаков

5.Впервые удались опыты по преодолению бесплодия межвидовых гибридов:

а) Н.И. Вавилову б) Г.Д. Карпеченко в) Н.В. Цицину г) И.В. Мичурину

6.В результате полиплоидии:

а)Сохраняется чистая линия б) Угнетается жизнеспособность гибридов в) Исчезает плодовитость у межвидовых гибридов г) Возникает плодовитость у межвидовых гибридов

7.Инбридинг в селекции используют для:

а)Усиления гибридных свойств б) Выведения чистых линий в) Увеличения плодовитости потомства г) Повышения гетерозиготности организмов

8.Согласно закону гомологических рядов Н.И. Вавилова, генетически близкие роды и виды:

а)Характеризуются сходным фенотипом б) Требуют сходных условий жизни

в)Характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости г) Не скрещиваются друг с другом

9.Инбридинг увеличивает:

а)Гетерозиготность популяции б) Частоту доминантных мутаций

в) Гомозиготность популяции г) Частоту рецессивных мутаций

10.Способы внедрения в бактериальную клетку определенных генов для получения запрограммированного белка получили название:

а) Биотехнологии б) Генной инженерии в) Генной технологии г) Биоинженерии

В1. Выберите 3 правильных утверждений. Микроорганизмы используются в промышленном производстве:

а)Витаминов.

в)Минеральных солей.

г)Кефира.

д)Лекарственных препаратов.

е)Гормонов

Закончите фразы:

С 1. Процесс создания гибридов в результате объединения генетического материала половых клеток в одной клетке - ……………………………..

Ключ ответов к тестам по «Основы селекции и биотехнологии».

№ задания

Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант № 3

Вариант № 4

Вариант № 5

Вариант № 6

Вариант № 7

Вариант № 8

Вариант № 9

селекция

полиплоидия

искусственный отбор

полиплоидия

мутагенез



gastroguru © 2017