Когда это Илья в воду писает и зачем? Запрет на купание. Обычаи на Ильин день

Каждый из нас с детства знает, что после Ильина дня нельзя купаться, потому как по народному поверью "Илья воду остудил" или даже "Илья в воду написял".

Давайте разберемся, кто же такой этот Илья и почему после 2 августа нельзя купаться в реках, озерах и других водоемах.

История праздника

Илья пророк - самый популярный среди простого народа Святой. И поэтому естественно, что Ильин день богат на традиции, обычаи, и приметы.

В народных традициях Илья-пророк предстает в виде могучего седого старца, который на своей колеснице ездит по безбрежному небу, и его карающая рука посылает огненные стрелы, поражая бесов и людей, которые не соблюдают закон Божий. Где ни появится Илья пророк, он всюду несет с собою огонь, ужас, смерть и разрушение. Он олицетворяет собой гнев божий и по всей Руси Илью пророка называли не иначе как грозным.

Купаться на Ильин день запрещалось, потому как из-за частых гроз в этот день люди погибали от удара молнии во время купания. Также, согласно народной мудрости, купающиеся в Ильин день часто заболевают или даже могут утонуть.

Традиции

Традиции Ильина дня имеют в своей основе языческие корни - в этот день древние славяне почитали бога-громовержца Перуна. И только после крещения Руси под влиянием православной церкви образ языческого божества постепенно заменился в народном сознании Ильей-пророком, который принял на себя все функции Громовержца.

Во всех преданиях описывалось, что Илья-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. По верованию людей, вся нечистая сила спасается от его молниеносных стрел, превращаясь не только в диких зверей (зайцев, лисиц) и пресмыкающихся, но и в домашних: собак, кошек и прочих.

Потому-то 2 августа появился обычай не выпускать на улицу собак и кошек и не впускать домашних любимцев, чтобы духи тьмы, нашедшие укрытие в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилище, и в дом не попала молния, предназначенная для них. Крестьяне доставали ружья, чтобы дать отпор нечистой силе вселившейся в волков, лис и других зверей. Рыболовы в этот день выбрасывали пойманную во время грозы рыбу с красными глазами, веря, что в ней нашли временное пристанище черти

Что нельзя делать

Во время грозы запрещается находиться в воде, под деревом, под сосной с двумя верхушками, бегать по улице, громко говорить, петь, кричать, стрелять.

Бабушки учили внуков при грозе плотно закрывать двери, занавешивать окна, перед иконой зажигать или лампадку, или свечу (крещенскую или четверговую); перекрестить себя и все вокруг, умоляя Илью-пророка избавить их семью от трясучего грома, от летучей стрелы. На голове при этом охранительном обряде обязательно должен был быть платок.

Приметы на День Ильи

Так как Илья Пророк считается властителем грома, молнии, ветров и дождевых туч, то связано с Ильиным днем множество народных примет.

С Ильина дня купаться нельзя - Илья в воду написял.

С Ильина дня вода холодна.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

Гром гремит - то Илья в своей колеснице по небу едет.

Илья жатву начинает, а лето заканчивает.

Нельзя работать на Ильин день в поле - небесным огнем пожжет

До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветра.

До Ильи поп дождя не умолит - после Ильи баба фартуком нагонит.

После Ильина дня в поле сива коня не увидишь - вот до чего темны ночи.

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.

С Ильина дня вода стынет.

Традиционно, в начале августа принято отмечать один из праздников народно-православной традиции - День памяти пророка Илии, а в народе его называют просто - Ильин день.

Если опираться на христианскую традицию, то День памяти пророка Илии приходится н 20 июля, что по современному летоисчислению значит 2 августа. Несмотря на то, что Русская православная церковь чтит данного пророка именно 20 июля, по современной традиции Ильин день отмечается второго августа. 2016 год не стал исключением из многовековых правил.

История праздника: кто такой Илия пророк

Углубляясь в историю праздника следует отметить, что пророк Илия жил в Израильском царстве в девятом веке до нашей эры. В Библии прописано, что он был невероятно благочестив и сурово обличал тех, кто нарушал заветы Божьи. В это время в Израиле царствовал слабохарактерный правитель Ахав, у которого жена - финикиянка по имени Иезавель - не только позволяла себе распущенное поведение, но еще и являлась язычницей. Она имела настолько большое влияние на мужа, что смогла его убедить в надобности установления в стране культа языческого Ваала.

На ее пути встал тот самый пророк Илия, который за попрание святынь и все прегрешения царя и его семьи, наслал на страну трехлетний голод. Однако Ахаву не хватило смелости, дабы раскаяться в своих поступках. После этого на горе Кармель прошло соревнование между Илией и язычниками, коих к тому моменту уже было достаточно в Израиле. Суть его заключалась в том, что чей жертвенник более угоден небесам - Ваала или единого Бога. Победу, естественно, по всем статьям одержал Илия, после чего пророк собственноручно казнил жрецов Ваала. После этого взбешенная Иезавель поклялась уничтожить Илию, и пророку пришлось довольно долго скрываться от ее гнева в пустыне.

Только после того, как Илия побывал в различных местах и совершил много чудесных поступков, тогдашний израильский правил сознался в неправильном поведении и вновь пришел к иудаизму. В свою очередь Иезавель настигла суровая мука: ее выбросили из окна, а затем всадники растоптали, к коим подключились собаки.

Иудаизм и христианство пересекаются в этой плоскости и считается, что Илия был взят на небо живым. "Вдруг явилась колесница огненная, и кони огненные, и понесся Илия в вихре на небо", - говорится в Четвертой книге царств. Из-за образа огненных коней, которые вознесли пророка на небо, Илия получил в народе прозвище Громовержец. Илью-пророка считают повелителем грома и молний, при помощи которых он, возносясь на огненной колеснице, проносится по небу, поражая нечистую силу.

Ильин день: традиции

На Руси с древних времени Ильи день представляет из себя один из самых почитаемых праздников, так как Илия-пророк по популярности может конкурировать, если так можно выразиться, только с Николаем-чудотворцем.

Как это принято, к Ильину дню приручено большое количество суеверий, традиций, запретов, верований и примет.

Основные праздничные мероприятия стартуют накануне, когда в домах начинают печь обрядовое печенье, прекращать заниматься полевыми работами и начинать разнообразные ритуальные действия, дабы защитить свой дом от молнии, града, сглаза и болезней. В сам же Ильин день раньше была запрещена любая работа, так как подобное поведение может навести гнев у грозного святого, который может даже принести неудачи тому человеку, который решился нарушить запрет.

Пророк Илия ничего плохого не высказывал о совместных трапезах с молитвой, а также гуляний молодежи. Также в Ильин день на Руси было принято устраивать крестные ходы и молить о подходящей для полевых работ погоде, об урожае, о защите от сглаза и болезней. К Ильину дню было принято выпекать первые караваи из зерна нового урожая, которые ели всей деревней.

Из народного поверья следует, что Ильин день является определенного рода границей. Именно 2 августа по нынешнему стилю можно в природе наблюдать первые зачатки осени. Именно с этого дня принято отказываться от купаний, потому что оно может быть небезопасным. Впрочем, в наше время данный запрет почти не соблюдается.

Приметы на Ильин день:

Кто умоется дождевой водой, собранной в Ильин день - избавится от сглаза.

Если на Ильин день гроза - закрывай зеркала.

До Ильи мужик купается, а с Ильей с рекой прощается.

В Ильин день никто не работает - Илья-пророк работников молниями сожжет.

До Ильина дня одежда и под кустом сохнет, а после - и на кусту не сохнет.

На Ильин день комары перестают кусаться.

Если на Илью сухо - жди лесных пожаров.

У славян считалось, что в Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных молний грозного пророка, превращается в различных зверей - зайцев, лис, волков, кошек, собак и др., поэтому в этот день животных в дом старались не пускать.

ИЛИЯ ПРОРОК Россия, последняя треть XIX в.
Дерево, темпера, сусальное золото, масло.
54х45 см. Частное собрание

Посыпалось мне в этот день 2 августа День пророка Ильи, множество вопросов, и главные почему пророк Илья в воду написял? Откуда взялось это выражение и что оно означает?

Давайте по порядку, кто такой Илья на самом деле? Пророк из ветхого завета или все же наш славянский бог Перун, во времена христианства переквалифицирован в пророка?

По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда - в вихре и пламени он живым вознесся на небо. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества - Перуна-громовика.

Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели - четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: "После дождичка в четверг".

В Ильин день нельзя купаться. Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого.. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: "Илья-пророк в реках воду мутит".

Так зачем же пророк Илья в воду пописал?

Или вот так говорят: "Илья в воду написал (насцял), купаться нельзя!". Или вот так еще говорят «Илья в воду налья». Мне вот такое постоянно родители и бабушка твердили, аж до истерики меня доводили, так мне в августе купаться охота было. Ан нет, Илья в воду пописал и баста! Нельзя. Причем, я как ребенок, воспринимала это как должное, ну написал в воду такой уважаемый человек, значит так надо, со всем уважением, ну купаться то дайте!!!

Надо сказать, купались мы, но действительно, вода уже не та, уже прохладней. А зачем же Илюша совершил сей подвиг необычный, интересно мне стало уже будучи взрослой. 🙂

А вот тут то и самое главное кроется. Илья Перун ж у нас больно строгий и жаркий, но справедливый. Нечисти и людям нечестивым стрелу - молнию засадить - это в его стиле. И крестьяне всегда переживали, ежели все же нечисть в дом хитростью прокралась в виде зверюшки какой то (читай ниже), то Илья тут мелочиться не будет, долбанет молнией по хате, будь здоров, поэтому крестьяне готовы были, даже заговоры читать, чтоб Илюша у их домов и огородов и сараев не охотился, а сгорит все нажитой в прах, по миру пойдут (). Готовы были мириться с нечистью, или сами ее потом изганять, лишь бы без дома не остаться погорельцами. Вот такая проза жизни.

Так почему же Он все таки того...

Итак, во многих белорусских и прибалтийских сказках наш пророк Илюша (он же Пярун / Перкунас) вступает в противоборство с нечистым (змеем). Змей скрывается от бога грома под человека, под лошадь, под корову, под дерево, под камень, но везде бог находит. Тогда змей наконец прячется под воду, и только тогда «громовержец» успокаивается: «Ну, там и сиди!». Вода становится прибежищем Перунового антипода. Отсюда - и враждебно-партизанские по воде действия Ильи, наследника бога грома. Он в воду помочился, змею не выплыть. Надо понимать это конечно как легенду, даже нет, как иносказание, 2 авгута (2о-е по старому календарю) во временном плане соответствует повороту солнца на зиму - дежурному так сказать, переходу от жизни к смерти в годовом исчислении, к смене сезонов, от теплого буйства к зимнему сну и холоду. От жизни к смерти, ведь не все живые организмы переживут зиму, многие растения и животные погибнут, что бы следующей весной возродиться снова. И так по кругу, вечный круг рождения и смерти, сансара.

Ну и немножечко напоследок...

Пророк Илия , заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его "обязанности", став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Илья-пророк сделался одним из самых популярных в простом народе святых. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он - распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной четверкой (или двойкой)), вот такой казус в иконописи) белых коней; от стука ее колес происходит гром. А "быстрее коней Ильи только ветер", - гласит пословица.

Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.

Илья развозит по небу, - поведал землепашец, - воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.

А почему ж зимой дождей не бывает? - поинтересовался ученый.

А зимою, - нимало не смутился вопросом собеседник, - святые без воды сидят.

В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров. Записала для вас ведьмочка с сайта . Но не только ими повелевает Илья: ему молились и о защите от ружейных ран, и об удаче на охоте, и даже об излечении от сибирской язвы. Множество всевозможных заговоров связано с его грозным и всемогущим именем.

"Встану я, раб Божий, пойду на восточную сторону, к морю океану. На том океане - море стоит Божий остров, на том острове лежит белгорюч камень-алатырь, а на камне сидит святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луками и стрелами, чтобы отбивали они от раба твоего все беды и напасти, все недуги и болезни".

Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Спасаясь от Ильи, нечистая сила превращается в различных зверей - зайцев, лисиц, кошек, собак и т. п. Поэтому в Ильин день установился обычай не пускать собак и кошек в дом: того и гляди, наведешь ненароком на избу грозу и молнию. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.

Нельзя выгонять скот на пастбище , а то загрызут его волки: существовало поверье, что в Ильин день "весь дикий зверь бродит на свободе". Но, даже и избежав встречи с хищниками, пастух-ослушник будет наказан: разгневанный непослушанием пророк может наслать молнию и на скот, и на пастуха.

Еще нельзя на Ильин день работать. Сено возить - грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут - спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела - "божья пташка", собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.. Пользуйтесь на здоровье и во благо. Ссылка обязательна.

Пророк Илья жил в IХ веке до н.э. В момент рождения его отцу было видение: младенца пеленали в огонь и кормили языками пламени сияющие мужчины. Священник растолковал отцу увиденное им так: «Твой сын - божественный сосуд, и Бог одарил его словами, подобными огню, - сильными и действенными». Илья рос среди священников, с малых лет ревностно чтил Единого Бога, проводил много времени в уединении, посте и молитве.

Состязание Ильи со жрецами Ваала

Жил пророк во времена правления царя Ахавы и его жены Иезавель, которая уговорила мужа принять языческую религию и поклоняться Ваалу. Для того чтобы вразумить царя и израильский народ, пророк наслал на землю трехлетнюю засуху. Бог, переживая за мучения израильтян, несколько раз показывает Илье, что вера в Бога не основана на жесткости и наказании, а заключается в сочувствии, понимании и целостном видении происходящего. Но в то же время Господь не вмешивается в ход событий, чтобы не нарушать слова пророка.

На третий год засухи Илья приходит к царю Ахавес предложением состязаться с 450 жрецами Ваала, вызывая огонь с небес, чтобы определить, чей бог истинный. Служение жрецов длиться несколько часов, но не приносит никакого результата. Жертвоприношение Ильи, облитое несколькими ведрами воды, возгорается сразу после молитвы пророка. Народ Израиля признает Единого Бога, а по велению Ильи жрецов Ваала убивают. После молитвы Ильи, Господь посылает на землю обильный дождь, который является вестником того, что засуха окончена.

Откровения Ильи и уход на Небо

Это событие сильно разозлило жену Ахавы, и Илья, преследуемый царицей, сбегает в пустыню. Он разочарован и подавлен. Ему кажется, что его действия не приносят никакого результата и ни на что не влияют. Когда он уже практически теряет почву под ногами, в легком дуновении ветра к нему приходит Бог и рассказывает о семи тысячах людей, которые не поклоняются идолам, а верят в Единого Бога. Только после этого общения Илья осознает, что Бог - не карающий судья. Он милосерден и старается помочь людям, живущим на земле.

Согласно Библии, Илья был взят на небо живым. За ним явилась огненная колесница с огненными конями. В Новом Завете Илья вместе с пророком Моисеем появляются во время Преображения Господнего на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом. По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечей второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Народные традиции и поверья, связанные с Ильей

Праздник Ильи был связан с хозяйством, поэтому гуляния, песни и пляски на него не проводились. В некоторых селениях даже не разрешалось громко смеяться, петь и ругаться. На Илью не принято было работать, чтобы не прогневить грозного святого и не навлечь его гнев - в виде молний. Но до Ильи старались высушить все сено и убрать его в стога.

С Ильина дня, по народным поверьям, начиналась ненастная погода. Ночные раскаты грома, молнии и зарницы, которые часто случались в дни праздника святого, объясняли как охоту грозного пророка на нечистую силу. Скачет Илья по небу на своей колеснице и пускает в бесов огненные стрелы, поэтому и раздаются гром и молния. Верили, что нечистая сила может спрятаться в доме, поэтому во время грозы плотно закрывали двери и окна, а перед иконой зажигали освященную свечу. Если на Илью в дом попадала молния, то считали, что этот пожар погасить невозможно: «Як Бог запалив, то чоловік не погасить!».

По народной примете, этот день должен быть дождливым. В праздник Ильи-пророка нужно обязательно умыться родниковой водой или каплями дождя - эта вода считалась целебной и укрепляющей здоровье.

Молитвы святому Илье

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Народные приметы

Петр-Павел - час убавил, Илья-пророк - два уволок.

Придет Илья - принесет гнилья (дожди).

До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит.

Если в Ильин день сухо, то еще шесть недель будет сухо.

В Ильин день глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню, гром беспрерывен - будет град.

Илья жатву начинает, а лето кончает.

До Ильи дождь ходит против ветра - как пророк скажет, а после - только по ветру.

На Илью до обеда , после обеда - осень.

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.

До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет.

На Илью камень утром прозябает.

Православная церковь отмечает 2 августа день памяти пророка Илии. Для большинства из нас Ильин день связан с неблаговидными поступками какого-то условного оленя, который портит воду, после чего в ней купаться нельзя. А вот наши предки относили Илью Пророка к числу наиболее чтимых святых. В Ветхом Завете его образ связывается с небесным огнем и животворным дождем. Придя из Византии на Русь, культ пророка Илии соединился здесь с дохристианскими верованиями и слился с образом славянского бога грозы, дождя и молнии Перуна. В народной традиции Ильин день знаменовал собой конец косьбы, начало жатвы, а также переход от лета к осени.

Церковь Ильи Пророка в Суздале. Фото: lubovbezusl.ru

  • Илья грозы держит

    Услышав гром, в народе обычно говорили: «Илья-пророк по небу на колеснице едет». Крестьяне верили также, что молнии возникают оттого, что Илья бросает стрелы в дьявола, в нечистую силу, которые прячутся от него в земле, под деревьями. Чтобы скрыться от его преследований в Ильин день, нечистая сила прячется под деревьями и на межах, оборачивается в гадов, в рыбу в воде. Отсюда широко распространенные в народе запреты во время грозы и в Ильин день купаться в водоемах или находиться под деревьями, на межах и перекрестках дорог.

  • Илья жито зачинает

    Ильин день был важной вехой в земледельческих занятиях крестьян. К этому дню во многих местах поспевала рожь и начиналась жатва. Освящали огородные растения - огурцы и горох, которые традиционно не разрешалось собирать до этого срока. Народная рекомендация в области огородничества гласит: «С Ильина дня защипывай горох - а репу с Ивана Постного». В некоторых местностях в день Ильи Пророка было принято разговляться свежими огурцами, а кое-где грехом считалось есть до этого дня и морковь, которую тоже приносили для освещения в церковь, а св. Илью в связи с этим называли «морковником».

    Картина Н. Пимоненко “Жатва”. Фото: 900igr.net

  • Илья-пророк - косьбе срок

    Почти повсеместно к Ильину дню завершался сенокос. Собранное до этого дня сено считалось самым хорошим. Как правило, сушка сена после Ильина дня из-за возможных дождей и убывания солнечного тепла становилась проблематичной. Народная мудрость гласила: «Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить». Крестьяне категорично подмечали: «До Ильина дня сено сметать - пуд меду в него накласть, после Ильина дня - пуд навозу».

    Картина Н. Пимоненко “Сенокос”. Фото: artchive.ru

  • Кто робит в Илью, того гром убьет

    Один из основных запретов Ильина дня - выполнять какую-либо работу. Крестьяне верили, что если в этот праздник даже просто зайти в огород, то огурцы сгниют на корню, а капуста станет мягкой. При нарушении запрета и непочтительное отношение к своему празднику Илья может сурово покарать: наслать проливные дожди на не убранные еще поля, поджечь молнией и сено, и хлеб, и дом, убить громом. Не случайно Ильин день называли «страшным» праздником.

  • На Илью-пророка улья заламывают

    Единственная работа, которая допускалась в Ильин день, это осматривание и подчищение ульев, перегонка пчел и первое подрезывание сотов. Исключительное отношение к пчеловодческим работам объясняется представлениями о пчеле как «божьей работнице», что и защищает ее от гнева Ильи Пророка. По поверьям, даже нечистую силу грозный святой не сможет настигнуть «громовыми стрелами», если она проникнет в пчелу или спрячется в улье.

    Картина Н. Богатова “Пасечник”. Фото: m.fonwall.ru

  • Илья пришел – лето увел

    В народе говорили, что на Илью конец лета: «Зима с летом борются, до обеда - лето, после обеда - осень». Восприятие Ильина дня как рубежа между летом и осенью нашло отражение в многочисленных народных приметах, касающихся изменений, происходящих в природе. Так, издавна было замечено, что жизнь растений переходила в стадию увядания: «Придет Петрок - отщипнет листок, придет Илья - отщипнет и два». С Ильина дня становилось особенно заметно, что темнеть начинало раньше: «Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк - два уволок», «С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются».

    Заметно становилось и холоднее, что отразилось в поговорках и приметах: «На Ильин день и камень прозябнет». Ильин день приносил с собой ненастную погоду и дожди, по поводу чего в народе говорили: «Придет Илья, принесет гнилья», «До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит», «До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет».

    Картина Е. Молева “Ильин день”. Фото: artchive.ru

  • Илья-пророк пустил в воду ледок

    Крестьяне считали, что с Ильина дня вода в водоемах становится холодной. Поэтому повсеместно существовал запрет купаться в водоемах. В этой связи показательна поговорка: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается». Нарушение запрета грозило, по народным поверьям, тем, что человек может заболеть, утонуть, на него может напасть нечистая сила. Вместе с тем в некоторых местностях именно в Ильин день старались последний раз в сезоне окунуться двенадцать раз в реке. Между заутреней и обедней они спешили к реке, чтобы очиститься от своего греха.

    Татьяна Лысова

    Главное фото: cf.ppt-online.org



  • gastroguru © 2017