Как научить собаку идти по следу зайца. Выборка (отыскание) вещей с человека и человека по вещам

7. Работа по следу: обучение собаки

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СЛЕДОВОЙ ДРЕССИРОВКИ в шутцхунде - научить собаку прорабатывать след нижним чутьем. Только собака, вынюхивающая каждый отпечаток ноги, работающая внимательно и целеустремленно, может получить на соревнованиях максимальные 100 баллов. Следовательно, мы должны научить собаку ориентироваться на запах следов, а не на запах тела или запаховое облако. Для этого мы создаем связь между отпечатками ног прокладчика и маленькими кусочками лакомства.

Тщательная проработка короткого прямого следа

Сначала надо научить собаку прорабатывать прямой след. Мы разбиваем этот навык на ряд простых элементов.

В шутцхунде большинство собак начинают свои занятия по следовой работе в очень юном возрасте, порой в 10-12 недель, поэтому большая часть приведенной далее информации подается как щенячья дрессировка. Практически те же приемы мы используем и при начальной дрессировке щенков постарше и взрослых собак.

Основные этапы обучения:

1. Поиск по команде

2. Правильное взятие запаха на старте

3. Вынюхивание каждого отпечатка подошвы на следу

4. Возращение собаки на след

7. Поиск по команде

Первое занятие по следовой работе можно провести и дома, поначалу в помещении, а затем во дворе. Проводнику понадобятся 5-6 кусочков лакомства, которое любит щенок (сыр и / или маленькие кусочки сосисок). На глазах у щенка (обычно его придерживает помощник) хозяин раскладывает кусочки в случайном порядке на площади примерно 50 на 50 см и дает сигнал помощнику, чтобы тот отпустил щенка и не резко, но с воодушевлением, подав команду «Ищи!», указывает щенку на лакомство, побуждая щенка найти и съесть лакомство. Такое упражнение обычно повторяют трижды в течение одного занятия.

Как только щенок свяжет команду «Ищи! » с лакомством, станет, услышав ее, опускать мордочку и жадно искать еду в том направлении, которое указывает хозяин, следует усложнить

игру: переместиться во двор и выбрать участок с короткой густой травой, так чтобы щенок не мог увидеть кусочки лакомства. Ему придется искать их, вынюхивая среди стеблей травы.

Как только щенок будет уверено отыскивать все кусочки, нужно начинать увеличивать площадь участка, на котором спрятано лакомство, заставляя щенка обыскивать большую территорию и обучая его предельной настойчивости в поисках пищи. Хозяин должен удостовериться, что щенок нашел все лакомство, направляя его движения в зоне поиска жестами и командами «Ищи! Ищи! »

Всякий раз, когда щенок находит кусочек, хозяин подкрепляет его похвалой и поглаживанием.

2. Правильное взятие запаха на старте

Не стоит недооценивать роль правильного старта. Зачастую, по тому, как собака стартует, в шутцхунде удается определить, как она будет выполнять упражнение в целом. Если собака начинает работать медленно, уверенно и очень сосредоточенно, велика вероятность того, что будет показана прекрасная проработка следа. С другой стороны, если она или рвется вперед с места ухода следа, не взяв как следует запах, или не демонстрирует в достаточной мере мотивацию к энергичному поиску стартовой площадки, можно предположить, что собака сумеет проработать след до конца, только если ей очень повезет.

После недели-другой тщательной работы дома у щенка сформировалось четкое понимание, что по команде «Ищи! » надо опустить голову и обследовать место, на которое указывают, а за этим последует поощрение. Приступая к поиску следового пятна, мы лишь слегка расширяем ту задачу, которую щенок уже выполняет с энтузиазмом.

В поле зрения щенка, который сидит в клетке или на руках у помощника, придерживающего его, хозяин натаптывает пятно (примерно 1 м кв.) на поле для следовой работы. Он раскладывает 5-6 маленьких кусочков на следовом пятне и слева от него на расстоянии вытянутой руки втыкает в землю флажок или вешку. Натаптывая пятно, проводник разговаривает со щенком, подбадривая и поддразнивая, чтобы привести его в состояние возбуждения.

Затем, когда все готово, проводник возвращается к щенку, подводит его на поводке к следовому пятну, дает команду «Ищи! » и указывает рукой в сторону пятна. Пока щенок отыскивает и ест лакомство, проводник его сдержанно хвалит.

Эта процедура повторяется 3-4 раза на протяжении занятия, при этом количество лакомства на пятне от занятия к занятию уменьшается, пока не остается всего три кусочка по углам треугольной площадки. На данном этапе дрессировки у щенка формируется дополнительная, полезная связь между поиском справа от флажка и поощрением.

3. Вынюхивание каждого отпечатка подошвы на следу Как только щенок обучается тщательно «подчищать» следовое пятно по команде, пора переходить собственно к следовой работе.

Вся начальная дрессировка, проводится в наиболее благоприятных условиях. След прокладывают на ровной поверхности, равномерно покрытой невысокой травой (максимум - до щиколотки). Давность следа не превышает времени, необходимого для его прокладки и подготовки собаки к старту. Проводник не заставляет неопытное животное работать в слишком ветреную или ненастную погоду.

После натаптывания треугольного следового пятна с лакомством в каждом углу, проводник начинает движение от угла - медленно, очень мелкими шагами - и проходит 3-4 м. По мере движения он оставляет маленькие кусочки на середине каждого отпечатка ноги, а в конце следа - целую пригоршню лакомства.

Затем он возвращается к щенку, подводит его к следовому пятну и дает команду «Ищи!», как делал это ранее. Проводник пальцем показывает щенку на все пятно, а затем, прежде чем тот успеет поднять голову, на первый отпечаток ноги на следу. Медленно и осторожно он проводит малыша по всей длине короткого следа. Он держит его на очень коротком поводке, чтобы щенок шел точно по следу и не рвался вперед. Мягко придерживая собаку, проводник замедляет ее движение. Он идет рядом со щенком, наклонившись, его палец движется в траве прямо перед щенячьим носом, так что малыш прорабатывает след от начала до конца, не поднимая головы. Когда животное находит пищу и начинает есть, проводник воодушевленно хвалит его.

Тем временем помощник подходит к щенку и забирает поводок, когда малыш поднимает глаза, съев последний кусочек лакомства, он обнаруживает, что хозяин уже прокладывает новый короткий след, в стороне, на расстоянии нескольких метров. Проводник последовательно проводит щенка по трем таким следам, а затем в конце занятия играет со щенком. Очень важно, чтобы животное понимало, что конец следа означает игру с хозяином и веселье.

При режиме занятий 4-5 раз в неделю, щенок продолжает работать на короткой дистанции в течение примерно двух недель. Конечно, у каждой собаки своя скорость обучения. Самое главное, чтобы до перехода к следующим упражнениям щенок полностью овладел навыками взятия следа и прохождения короткого отрезка.

Далее проводник начинает увеличивать длину следа и перестает сокращать длину шага, так что теперь отпечатки подошв находятся на обычном расстоянии друг от друга, а не ложатся цепочкой: пятка к носку. Длина следа увеличивается очень постепенно, а лакомство по-прежнему кладется на каждый отпечаток ноги. Только когда малыш облучается неотрывно и крайне сосредоточено прорабатывать 5-метровый след, проводник начинает уменьшать количество лакомства.

Возможно, до сих пор щенок почти не обращал внимания ни на нижний запах следа, ни на верхний запах, оставленные прокладчиком. Вместо этого все его устремления были сосредоточены на вынюхивании и поиске лакомства. Теперь задача объяснить ему, что еда больше не будет распределена по всей длине следа, но чтобы все-таки ее получить, придется двигаться по запаху следа.

На первых порах при прокладке просто кладут кусочек не на каждый отпечаток, и щенку попадаются отпечатки подошв без лакомства. Постепенно - все чаще и чаще - проводник оставляет отпечатки подошв пустыми, без лакомства, и щенок начинает использовать их как указатели, ведущие от одного кусочка лакомства к другому. Теперь щенок приступает к усвоению одного из важнейших уроков следовой работы: он должен отыскивать след и идти по нему.

Постепенно мы увеличиваем дистанцию между кусочками лакомства. Тем не менее -и это очень важно - распределение лакомства по следу должно быть случайным, чтобы щенок никогда не мог предугадать, как далеко ему надо идти, чтобы найти следующий кусок. Например, вначале пища расположена на первом, третьем, четвертом, девятом, одиннадцатом, двенадцатом, пятнадцатом отпечатке и т. д. А потом, на более продвинутом этапе - на первом, двенадцатом, двадцать первом, двадцать втором, тридцать пятом, тридцать девятом и т. д. Поскольку щенок не знает, будет ли лакомство через три шага или через шестнадцать, он держит нос внизу и внимательно ищет.

Через несколько недель длина следа и расстояние между кусочками увеличивают, пока щенок не начнет прорабатывать след длиной около 75 шагов, находя только два-три кусочка.

По-прежнему целесообразно прорабатывать по три следа за занятие, но только один из них должен быть длиной в 75 шагов. Два других - очень короткие, служат в основном для отработки правильного старта и очень интенсивной проработки дистанции в несколько метров. Длинный и короткий следы чередуются случайным образом, так что на старте щенок никогда не знает, какой длины след - 3- или 50-метровый - его ждет.

Каждый след заканчивается солидной порцией лакомства и поощрением щенка. Поскольку при работе с малышом мы используем пищевую мотивацию, на поле для следовой работы его приводят в достаточной степени голодным. Если в какой-то из дней он не слишком заинтересован в следовой работе, занятие тут же прекращают. В этот день его уже не кормят (но у него обязательно должен быть доступ к воде) и повторяют занятие на следующее утро. В конце следа нужно оставить больше еды, чем обычно, и если щенок работает хорошо, его кормят как следует.

На этом этапе дрессировки не применяется никакой коррекции. Щенка не ругают, не наказывают физически и даже не говорят «Нет!». Напротив, проводник помогает щенку и подбадривает его любым возможным способом. В общем - на стадии обучения мы предупреждаем ошибки, а корректируем их.

4. Возращение собаки на след

К тому времени, когда собака овладевает навыком прохождения прямого следа длиной около 75 шагов и обучается прорабатывать его сосредоточенно от отпечатка к отпечатку, она, как правило, становится достаточно взрослой (шесть-семь месяцев) и приобретает хорошую мотивацию, так что легкая коррекция не окажет вредного воздействия ни на ее темперамент, ни на удовольствие от следовой работы.

Теперь проводник начинает работать на более длинном поводке. Вместо того чтобы идти, согнувшись, рядом со щенком и методично направлять его по следу, с готовностью указывая на отпечаток ноги, как только тот чуть отклонится по ветру, проводник идет прямо позади щенка, держа его на коротком поводке.

Если собака отклонятся от следа, проводник говорит «Фу! » и слегка подергивает поводок. (Мы не используем слово «Нет!», поскольку это слишком сильная запрещающая команда для следовой работы.) В тот же момент проводник подходит к животному и указывает ему рукой на след. Когда собака возвращается на след и начинает двигаться вперед строго в правильно направлении, проводник тихонько хвалит ее и возвращается за собаку.

Собака должна четко проходить углы без отклонений или кружения

Теперь собаку надо научить тому, что след может менять направление, и ей придется повернуть и продолжить движение по следу в новом направлении. Этот момент сложен как для собаки (она уже вполне уверена в том, что след всегда походит четко по прямой), так и для проводника (который должен владеть некоторыми приемами, чтобы помочь собаке разобраться с проблемой самостоятельно, не позволяя ей при этом ошибаться). Собака должна сразу обнаружить отсутствие запаха - чтобы не проскочить поворот и не потерять след. А проводник, со своей стороны, должен научиться читать сигналы, подаваемые собакой в случае, если она встречает изменения на следу.

Многие дрессировщики обучают собаку прохождению углов постепенно, начиная со столь незначительно скривленной линии, что собака практически не замечает отклонения, и продолжая до тех пор, пока собака не будет делать четкие повороты более чем на 90°.

Однако прохождению углов можно научить и через «потерю следа» при проработке каждого отпечатка. В этом случае собаку учат делать повороты под прямым углом сразу же. Мы предпочитаем этот способ, поскольку для четкого выполнения поворотов собака должна научиться останавливаться, если она больше не может учуять отпечаток ноги прямо перед собой, и проверять носом пространство слева и справа от себя пока не разберется, закачивается след или только меняет направление. Очень важно, чтобы

Через один-два шага собака понимала, что потеряла след

Она четко и однозначно обозначала потерю следа

Проводник умел понимать по поведению животного, что оно потеряло след, и побуждать его к проверке окружающего пространства и поиску направления следа

В противном случае собака зачастую будет проскакивать поворот, не останавливаясь в нужный момент. Она перестанет четко обозначать потерю следа и приобретет привычку проходить мимо поворота и кружить, возвращаясь назад, чтобы вновь отыскать след.

Конечно, если мы до сих пор не научили собаку медленно и методично прорабатывать след нижним чутьем, она проскочит свой первый поворот и лишь через несколько метров выкажет замешательство в результате потери следа. В этом случае проводник всегда может остановить собаку при помощи поводка, намереваясь предупредить проскакивание угла, но тогда это проводник укажет собаке, что след меняет направление, а не наоборот.

Следовательно, не стоит начинать работать над углами прежде, чем собака научится четко и уверенно ходить по прямому следу.

Основные этапы обучения:

1. Раскладывание лакомства по всему углу

2. Раскладывание лакомства после угла

3. Повторное прохождение угла

1 . Раскладывание лакомства по всему углу

Наша первая задача - добиться того, чтобы собака поняла, что след часто меняет направление. Но при этом нельзя давать ей возможности кружить или двигаться в неверном направлении.

Проводник прокладывает три коротких следа по 50-75 шагов каждый. У всех трех следов стандартное, хорошо натоптанное начало следа, на котором разложено лакомство. Два следа имеют одинаковый угол - например, правый, а у третьего другой угол - левый. Проводник раскладывает лакомство на каждый отпечаток ноги, начиная

Спустя несколько недель увеличивают как длину следа, так и расстояние между кусочками лакомства. Помощник удерживает собаку, пока хозяин прокладывает след. Обратите внимание, как проводник прокладывает след рядом с разделительной линией на футбольном поле, - местоположение следа можно определить безошибочно

К тому моменту, как собака начинает безупречно проходить прямой след длиной примерно 75 шагов, она, как правило, уже достаточно взрослая, а ее мотивация достаточно сильна, так что легкая коррекция может вводиться без вреда для темперамента животного и желания работать по следу.

(Анна Вейкерт и ее Blitz v. Haus Barwig.)

76 с полуметра до и заканчивая через полметра после поворота. Каждый след завершается порцией еды, а после прохождения последнего следа проводник некоторое время возится с собакой и играет с ней в мячик.

Проводник пускает собаку по первому следу на очень коротком поводке, сле дя за тем, чтобы она, обнаружив кусочки пищи, лежащие перед поворотом, двигалась медленно и осторожно . По мере того, как собака проходит от одного отпечатка к другому, поедая лакомство, проводник следует вплотную за ней по внутренней стороне угла. Если собака была хорошо подготовлена и обучена проработке след в след, она легко пройдет угол. Но если она проскочит поворот или пойдет в неправильном направлении, проводник, находящийся тут же рядом, поможет ей - остановив поводком и указав рукой новое направление следа.

Проводник таким же способом проводит собаку по двум другим следам, затем играет с ней, и они отправляются домой.

На следующий день он меняет углы на следах, так что теперь два из них - левые, а один правый. И как всегда, проводник готов помочь собаке прежде, чем она столкнется с трудностями.

В дальнейшем на занятиях продолжают проработку серии коротких следов с лакомством, раскладываемым на каждый отпечаток на углах, пока собака не будет проходить их четко и стабильно. Но при этом постоянно меняют длину прямых отрезков и постепенно увеличивают длину следа в целом, в итоге животное не может предугадать, будет ли поворот в трех или тридцати метрах от начала следа. Иногда - чтобы увеличить длину прорабатываемого следа и внести разнообразие в дрессировку, -забывают о привычной серии из трех коротких следов с поворотами и один из дней посвящают работе по длинному прямому следу длиной в 150-200 шагов.

3. Повторное прохождение угла

Через несколько недель собака должна уже четко проходить левые и правые повороты. Но на самом деле она еще не овладела навыком прохождения углов, на то есть две причины.

Во-первых, проводник по-прежнему подсказывает и то, что будет поворот, и новое направление движения, следуя рядом вплотную по внутренней стороне угла.

Во-вторых, он вмешивается так быстро, что собака даже на мгновение не теряет след. В результате собака не обозначает потерю следа и не останавливается самостоятельно. Вместо этого она поворачивает по подсказке проводника.

У нас нет другого выхода, кроме как позволить собаке потерять след. Мы должны перестать предупреждать ее, что след меняет направление, а вместо этого позволить ей предупреждать об этом нас.

Проводник, как и прежде, прокладывает три коротких следа с углами и оставляет лакомство на шестом отпечатке после каждого из углов. На подходе к первому повороту проводник не подает собаке никаких сигналов. Возможен один из трех вариантов развития событий:

1. Собака пройдет угол чисто, как по рельсам

2. Собака остановится спустя шаг-другой после того, как проскочит поворот, обозначит потерю следа, затем внимательно обследует пространство вокруг, найдет следующий отрезок следа и пойдет по нему

З. Она проскочит поворот и отойдет на расстояние 1-1,5 метра, никоим образом не обозначая потерю следа. Затем она даже может сделать вид, что продолжает движение по следу вперед, или начнет метаться из стороны в сторону, пытаясь поймать запах.

В идеале, конечно, собака проходит угол чисто. Нам останется только пожелать ей всегда прорабатывать след таким же образом. Однако независимо от того, насколько хороша собака, рано или поздно она след потеряет. Зная, что это так, и признавая тот факт, что собака возможно на некоторые мгновения теряла отпечатки подошв на любом следе, который когда-либо прорабатывала, тем не менее, мы должны быть уверены в одном: собака никогда не «врет». Если она не может четко взять след, мы должны побудить ее:

1. Четко обозначить потерю следа

2. Остановиться, прежде чем она отойдет от следа далеко в сторону, и затем внимательно обследовать пространство вокруг, чтобы найти его.

Если собака проходит угол чисто - замечательно! Проводник поощряет ее, позволяет найти лакомство, кормит, играет с ней в конце следа и на этом заканчивает занятие. Это лучший вариант.

Если собака обозначит потерю следа сразу после того, как проскочит поворот, остановится и начнет внимательно выискивать новый отрезок следа - это тоже великолепно! Проводник мягко хвалит ее за обозначение потери следа и сдержанно побуждает ее к тому, чтобы отыскать след. На втором или третьем следу животное, возможно, пройдет угол чище.

Если же собака проскакивает поворот и продолжает движение - без четкого обозначения потери следа и без остановки - проводник резко произносит «Фу-у!», а затем зовет ее по кличке. Он отступает на несколько шагов назад по следу, подзывая животное к себе. Когда собака подходит, проводник тут же снова ставит ее на след - на расстоянии пары метров до угла. Если она вновь проскакивает поворот, проводник снова говорит «Фу-у!», подзывает собаку назад и вновь ставит ее на след.

Он не позволяет собаке двигаться дальше после поворота до тех пор, пока оно не начнет так или иначе справляться с проблемой смены направления - будь то чистое прохождение угла, как по рельсам, или же немедленная остановка после потери следа и затем тщательный поиск следующего отрезка.

Возможно, понадобится несколько попыток, но в итоге собака начнет прорабатывать углы правильно. Проводник должен сдержанно хвалить ее за обозначение потери следа и воодушевленно подкреплять оглаживанием, когда она находит лакомство после поворота.

Второй и третий углы в этот день собака пройдет лучше, а спустя несколько недель она, возможно, будет проходить чисто большинство углов. Теперь проводнику имеет смысл прокладывать вместо трех следов за день всего один, с двумя-тремя углами.

Проводник ни словом, ни жестом не должен выдать собаке, что предстоит поворот, и не следует использовать слишком заметные маркеры или вешки при прокладке следа. Кроме того, надо варьировать длину следа и расстояние между углами, дабы животное не могло предугадать, где будет следующий поворот. Это заставит собаку ориентироваться на чутье, а не поворачивать тогда, когда, по ее мнению, наступит подходящий момент.

3. Предметы

Собака должна обозначать укладкой найденные на следу предметы

В шутцхунде I и II прокладчик оставляет на следу два предмета. В шутцхунде III предметов три, за них может быть начислен 21 балл (максимальный общий балл на этапе следовой работы - 100). Необходимо, чтобы собака обнаружила все три предмета и обозначила их четко. Для тех животных, которые работают хорошо и четко, обозначение предмета, как правило, проблемы не составляет. Поскольку они прорабатывают след нижним чутьем, двигаясь от одного отпечатка к другому, они подойдут прямо к предметам.

Если собака прорабатывает след нечетко, очень важно создать у нее мотивацию к поиску предметов, чтобы она захотела их найти. Тогда, если собака отклонилась от отпечатков подошв, находясь недалеко от предмета, близость предмета и запах, который доносится от него, могут побудить животное вернуться на след. Таким образом, предметы в шутцхунде скорее своеобразная помощь, чем проблема. Они зачастую упрощают прохождение следа: если собака всегда находит предметы, то по крайней мере в трех местах на поле проводник будет точно знать, что здесь проходил прокладчик. В этом случае предметы становятся важными контрольными точками.

Собака может обозначать предмет любым из трех возможных способов: сесть, лечь, встать возле него, она может даже поднять предмет и поднести его проводнику. Единственное ограничение: она должна обозначать все предметы одним и тем же способом. Однако почти все считают, что лучше научить животное обозначать предметы укладкой, собаки, использующие иной способ обозначения, на соревнованиях встречаются редко.

Навык обнаружения предметов несколько отличается от навыка следовой работы. Возможно, он больше напоминает упражнение по выборке, поскольку в процессе проработки следа собака часто проходит мимо вещей, которые могли бы быть предметами, и, соответственно, она должна определить, прикасался ли прокладчик к этой вещи или нет. В принципе можно обучать поиску предметов отдельно от собственно следовой работы. На самом деле даже желательно поступить именно так, поскольку ради надежной работы на предметах, нам придется использовать принуждение.

Основные этапы обучения:

1. Укладка перед предметом

2. Обозначение предмета на следу

3. Возобновление проработки следа после обозначения предмета

1 . Укладка перед предметом

Поскольку при работе с предметами будет использоваться принуждение, мы не вводим навык на поле, где отрабатываем след. Мы начинаем обучение работе с предметами как упражнение по курсу послушания, и занимаемся этим чаще всего во дворе, в спокойной обстановке.

Проводник укладывает собаку, отходит от нее вперед и раскладывает на земле несколько кожаных предметов, пропитавшихся его запахом, поскольку они в течение пары минут находились у него за пазухой или подмышкой.

Проводник возвращается к собаке и подводит ее на поводке по очереди к каждому из предметов. Он указывает на предметы рукой, с тем, чтобы собака их обнюхала, а затем дает команду «Лежать!». Как только собака укладывается, проводник наклоняется к ней и, подняв предмет, устраивает целое представление: показывает предмет собаке и хвалит ее в связи с этим. В то же время он достает из кармана лакомство и скармливает собаке.

В течение нескольких недель проводник повторяет эту процедуру снова и снова, подводит собаку к предмету, пропитавшемуся его запахом, укладывает ее, а затем кормит и хвалит. Его цель - связать обнаружение предмета с пищей и лаской.

Может показаться, что намного проще использовать в качестве кожаного предмета перчатку с помещенным внутрь лакомством. Разумеется, так собака охотнее будет искать предметы и быстрее начнет ложиться рядом. Однако, действуя подобным образом, мы рискуем создать две проблемы.

Во-первых, собака не научится находить и обозначать предметы с запахом прокладчика. Она будет просто искать пищу, подобно тому, как делала это в течение множества предыдущих занятий. Это означает, что в последствии проводнику будет сложно заставить ее искать предметы, которые используются в шутцхунде III, - маленькие, плоские и совсем не пахнущие едой. В итоге собака может неожиданно в неподходящий момент проскочить предмет или два (например, прекрасно отработать очень сложный след, пропустив при этом предметы), и проводнику придется ее корректировать.

Во-вторых, если собаку учат обозначать предметы, используя перчатку с лакомством, животное всегда берет ее и жует. Часто это приводит к формированию привычки брать предметы в пасть. Даже если собака замечательно прорабатывает след, набирая больше 90 баллов, ее оценка будет значительно снижена из-за того, что она берет предметы в пасть, особенно на соревнованиях высокого уровня, где судейство очень строгое.

После нескольких занятий животное само будет с радостью ложиться, обнаружив предмет. Но на этом этапе дрессировки, необходимо, чтобы собака почувствовала, что обнаружение предмета к чему-то обязывает. Поэтому, если она ложится недостаточно быстро, проводник либо слегка давит ей на спину, либо ограничивается легким шлепком поводком (мы предполагаем, что речь идет о взрослом животном, уже обученном основам послушания). Намного лучше закрепить укладку на данном этапе, чем столкнуться с необходимостью корректировать собаку уже в процессе работы по следу, - если она будет неохотно укладываться рядом с предметом.

Когда собака ложится у предмета, проводник в течение минуты ласково хвалит и дает ей лакомство, в итоге место обнаружения предмета становится для нее местом, где можно отдохнуть от стресса, расслабиться. Кроме того, проводник берет предмет и поднимает его над головой, как будто бы показывая его судье, при этом ходит вокруг собаки, поправляет на ней ошейник и т. д., а она остается лежать.

2. Обозначение предметов на следу

Только тогда, когда укладка у предмета полностью освоена, проводник приступает к объединению этого навыка с собственно следовой работой. Он прокладывает длинный прямой след со, скажем, тремя предметами. В конце следа собаку ждет еда - на расстоянии примерно пятнадцати-двадцати шагов от последнего предмета. Прокладчику следует позаботиться о том, чтобы след был очень простым, а трава не скрывала предметы.

У каждого предмета собака должна лечь самостоятельно, затем проводник в течение минуты хвалит ее, гладит и время от времени дает лакомство.

Ранее собака работала по следу только для того, чтобы найти еду в конце и все кусочки по дороге. Теперь она будет работать также и для того, чтобы найти предметы, потому что обнаружение предметов связано с передышкой, удовольствием и подбадриванием.

3. Возобновление проработки следа после обозначения предмета

Очевидно, что всякий раз после того, как собака остановилась и обозначила

предмет, она должна возобновить проработку следа. Мы считаем, что каждый такой момент не менее важен, чем первоначальный старт со следового пятна. Необходимо, чтобы собака опустила нос к земле и внимательно пошла по следу от одного отпечатка к другому.

На соревнованиях довольно часто приходится наблюдать, как собака, обнаружив предмет, настолько возбуждается, что буквально срывается вперед, и ей требуется пройти от одного до пяти метров, прежде чем она действительно вновь включится в работу. Если непосредственно после предмета встречаются какие-то сложности с покрытием, эта привычка может привести к провалу.

Следовательно, перед тем как дать команду к возобновлению проработки следа, проводник должен убедиться, что собака спокойна, а не возбуждена, и услышав команду, тут же опустит нос к земле. При прокладке следа имеет смысл положить один или два кусочка на первых двадцати-тридцати шагах после предмета. В результате у собаки сформируется привычка очень внимательно работать после предмета.

Когда животное уже научилось стабильно находить и обозначать предметы, а также правильно возобновлять проработку следа после их обнаружения, проводник начинает сочетать предметы и углы на одном и том же следу.

4. Давность и протяженность

Собака должна без проблем проходить след длиной около 900 метров и давностью не менее часа

До сих пор проводник планировал схему следа исключительно в соответствии с учебными нуждами. След, как правило, был довольно коротким и простым, а давность его редко превышала 10 минут. Но не стоит забывать о нормативах испытаний.

Задача в том, чтобы увеличить длину и давность следа в соответствии с нормативами шутцхунда III. (Честолюбивые дрессировщики не готовятся к шутцхунду I или II,

82 они стремятся к шутцхунду III и «подбирают» шутцхунд I и II по дороге.) Но это надо сделать так, чтобы не потерять четкости выполнения.

Основные этапы обучения:

1. Увеличение длины следа

2. Увеличение давности следа

1. Увеличение длины следа

Мы увеличиваем длину следа постепенно. Кроме того - это очень важно - мы увеличиваем ее непредсказуемо. Например, в один из дней собака работает короткий след с одним углом, на следующий день - очень длинный след с тремя углами, а на третий - короткий сложный с четырьмя углами. Месяц за месяцем средняя дистанция, которую проходит собака, увеличивается, причем животное не имеет возможности предугадать, где в данный конкретный день ей встретится предмет или еда: на расстоянии ста или тысячи шагов от старта. В результате мы получим очень плотный, метр за метром, поиск на протяжении всей длины следа.

Принимая решение о том, какой будет длина следа, следует также учитывать особенности погоды и покрытия. Например, трехсотметровый след по легкому мелкому снегу это одно, а трехсотметровый след на пшеничном поле в жаркий июньский день - нечто совсем иное.

2. Увеличение давности следа

Когда мы в первый раз увеличиваем давность следа с десяти минут до пятнадцати, это должно быть единственным усложнением. Мы не экспериментируем с длиной, покрытием и погодными условиями, когда учим собаку работать по более старому запаху. Напротив, мы прокладываем вполне стандартный след длиной и сложностью соответствующий нормативам шутцхунда I.

Давность следа увеличивается постепенно, каждый раз на пять минут. После каждого увеличения давность (двадцать пять минут, тридцать, тридцать пять и т. д.) сохраняется неизменной по крайней мере несколько дней. В зависимости от погодных условий «перелом» - момент, когда нижний запах начинает преобладать над верхним, - происходит где-то через двадцать-сорок минут после прокладки, и проводник должен учитывать, что из-за этого его собака может столкнуться с определенными затруднениями. Находясь рядом, он управляет собакой и помогает ей решить возникшие проблемы.

5. Покрытие

Научить собаку уверенно работать несмотря на встречающиеся трудности

Поскольку участники испытаний, как правило, жаждут получить высокие оценки, организаторы прилагают все возможные усилия для того, чтобы обеспечить наилучшие условия в день соревнований. Наш клуб неизменно проводит испытания на коротко стриженом лугу. Но иногда не удается найти достаточно большой участок, покрытый подходящей травой. В засушливых регионах США дрессировщики зачастую работают на соревнованиях в таких условиях, которые ужасают приглашенных германских судей. Иногда клуб-организатор специально усложняет условия для того, чтобы определить, чья же собака «действительно работает по следу». Так было в Колорадо на отборочных испытаниях GSDCAWDA на кубок Европы в 1984 г., когда организаторы

Занятие в благоприятных условиях, «Бэн» Эйприл Сандерс (SchH III) работает нижним чутьем на распаханном поле. На земле четко видны отпечатки ног

хотели быть абсолютно уверены в том, что каждая собака, выступающая за WDA, хорошо покажет себя в следовом разделе на Чемпионате Европы.

Случайно могут возникнуть и другие сложности, как это произошло однажды со спортсменом из Нью-Мексико на соревнованиях по шутцхунду III, когда - после того, как он отработал половину следа, - обнаружилось, что зрители в течение четверти часа стояли на последнем участке следа.

Происшествия такого рода напоминают о том, что в шутцхунде определенную роль играет и удача. Мы никоим образом не можем повлиять на удачу, но мы можем научить собаку справляться с неожиданностями.

До сих пор подавляющее большинство занятий проводились в благоприятных условиях. Наши собаки овладевали основными навыками на поле с невысокой, равномерно растущей зеленой травой при слабом ветре. Сейчас пришло время усложнить задания, приучая собаку преодолевать разнообразные трудности, такие, как резкое изменение грунта и растительности, дороги, канавы и посторонний след, пересекающие прорабатываемый, потерю следа. Но трудности должны дозироваться таким образом, чтобы повысить мастерство собаки и ее уверенность в своих способностях, а не наоборот.

Усложняя задачу, мы шлифуем навыки собаки, одновременно увеличивая интенсивность ее работы и сконцентрированность. Именно с помощью трудностей, мы систематически приучаем собаку решать проблемы спокойно.

Основные этапы обучения:

1. Работа со сменой покрытия

2. Преодоление препятствий с последующим повторным взятием следа

3. Повторное взятие следа после его потери

4. Уверенная работа при неблагоприятных погодных условиях и на сложном покрытии

5. Игнорирование пересекающего следа

7. Работа со сменой покрытия

Несколько лет назад одна из лучших и самых стабильных следовых собак США подвела американскую команду на чемпионате мира. При прохождении следового раздела проводник пришел в смятение из-за того, что его чудесная собака прекратила работу в том месте, где трава на поле сменилось стерней. Казалось, собака наткнулась на кирпичную стену. Она просто не перешла с одного участка на другой. Несмотря на выдающиеся результаты в двух других разделах соревнований, проводник вернулся домой глубоко разочарованным.

В процессе дрессировки собака четко усвоила, что не надо идти туда, где следа нет. Когда свойства покрытия резко изменились, то соответственно изменился и запах следа, собака этого не знала - из-за недостатка опыта - и сделала вывод, что след закончился на границе участка, покрытого травой.

Чтобы избежать подобных происшествий, проводник должен систематически приучать собаку уверенно работать при любой смене покрытия - от слякоти к короткой траве, с пшеничной стерни к полю люцерны и т. д.

Всякий раз, когда предоставляется возможность поработать на разных покрытиях, проводник прокладывает относительно простой след, всегда оставляя какое-либо поощрение (предмет или лакомство) на следу через десять-двадцать шагов после перехода на сложный участок. На первых порах он осторожно помогает собаке при переходе границы между двумя участками, двигаясь вплотную к ней и указывая на след, если собака проявит неуверенность. Затем проводник начинает слегка отставать и выпускать поводок на большую длину, давая собаке возможность справиться с изменением следа самостоятельно.

Несколько методичных занятий - и собака приобретет замечательный навык и уверенность при работе на сменяющих друг друга участках с весьма непохожими свойствами

2. Преодоление преград с последующим повторным взятием следа

Авторам этой книги часто доводилось сталкиваться с необычными препятствиями во время следовой работы. Одному из нас пришлось как-то - работая по следу FH - перескакивать через огромное упавшее дерево. Собака перепрыгнула через ствол, тут же вновь отыскала след и пошла по нему. Именно в шутцхунде III собаке нередко приходится пересечь то дорогу, то канаву, то крутой склон. Лучше научить животное справляться с этими мелкими трудностями до того, как оно столкнется с ними на испытаниях.

Проводник тщательно прокладывает след через препятствие (например, грязную дорогу), оставляет четкие отпечатки по всей длине следа, интенсивный запах на самой дороге, может быть, даже лакомство посередине. По другую сторону дороги, неподалеку, кладется предмет.

В первые несколько раз проводник помогает собаке преодолеть препятствие и найти предмет. Как только становится ясно, что собака поняла свою задачу, проводник просто выпускает поводок подлиннее. Он позволяет собаке перейти дорогу - при необходимости - отыскать и взять след на другой стороне дороги, а затем идет за ней до предмета.

Вскоре собака вырабатывает полезную стратегию спокойно преодолевать препятствия, даже если запах в какой-то момент теряется.

3. Повторное взятие следа после его потери

Когда-нибудь неизбежно случится так, что собака полностью потеряет след. Если это случается на соревнованиях, проводник испытывает весьма неприятные ощущения, глядя, как его собака мечется в поисках следа, и ожидая свистка судьи, означающего, что на сегодня соревнования для него закончились. Волнений из-за того, что собака пошла мимо следа, будет меньшее, если она умеет его отыскивать.

Потеря следа влечет за собой большой штраф, особенно когда собака мечется по обширному участку, пытаясь вновь отыскать его. Но если она действительно сможет найти след и пройдет по нему до конца, судья отметит ее настойчивость и при обсуждении итогов положительно выскажется о способности собаки к самостоятельной работе.

Начинаем обучение с прямого следа с большим количеством лакомства. Где-то по ходу прокладчик просто делает широкий шаг вправо или влево и продолжает движение параллельно исходной прямой, вновь раскладывая лакомство на каждый отпечаток.

Когда собака подходит к глухому концу первого отрезка следа, она обозначает потерю следа, а затем начинает метаться вокруг. Лакомство на втором, параллельном отрезке поможет собаке быстро отыскать след. Кроме того, проводник находится рядом с животным, чтобы предотвратить кружение, забегание слишком далеко вперед и отходы далеко назад. В идеале собака будет искать след внимательно и неторопливо, тщательно обследует весь участок, не делая лишних движений, за которые могут снять больше баллов, чем за факт потери следа.

После того как собака научится рационально отыскивать след, проводник посте пенно уменьшает количество лакомства на обоих отрезках. Очень важно, чтобы проводник четко помнил, где начинаются и заканчиваются оба отрезка. Поэтому такой след всегда лучше прокладывать самому, не прибегая к помощи прокладчика.

Главная польза от этих упражнений состоит, пожалуй, в том, что собака не впадет в стресс или панику, если потеряет след на соревнованиях, не будет ожидать наказания за эту ошибку - она знает, как ее исправить

4. Уверенная работа при неблагоприятных погодных условиях и на сложном покрытии

Работать при плохой погоде и на плохой местности - означает выходить на след при неблагоприятных погодных условиях, таких, как сильный ветер, дождь, очень высокие или очень низкие температуры, а также работу по следу, проложенному на песчаниках, жестком или утоптанном грунте, на сухой или свежескошенной траве.

На первых порах очень важно помогать собаке при работе в таких условиях, чтобы она научилась успешно справляться с проблемами, сохраняя спокойствие.

В Венгрии в 1985 году участникам соревнований пообещали, что они будут работать на поле, так что все беспокоились лишь по поводу послушания и защитного раздела. Никто не ожидал, что в Венгрии в конце сентября температура воздуха будет больше 30 °С. Никто не ожидал кукурузного поля, выжженного солнцем. В этот год собаки работали при невыносимой жаре, среди сухих кукурузных стеблей. Те участники соревнований, которым удалось набрать проходной балл, вздыхали с облегчением, несомненно, они прошли испытания потому, что хорошо подготовили собак к трудностям такого рода.

5. Игнорирование пересекающего следа

Немногие из нас имеют возможность поработать на поле, которое было бы абсолютно чистым. В подавляющем большинстве мест, доступных для следовой работы бегают мыши, другие собаки, кролики, спортсмены или школьники, срезающие дорогу. Поэтому важно приучить собаку к посторонним следам: она должна их игнорировать и продолжать идти по следу прокладчика.

И вновь проводник прокладывает для собаки прямой след, а затем делает так чтобы след был пересечен различными другими следами - велосипедными, человеческими, автомобильными и т. д. На первых порах будет лучше, если эти следы буду сильно отличаться по давности от следа прокладчика. Через несколько метров после каждой точки пересечения прокладчик оставляет поощрение для собаки: предмет или лакомство.

Всякий раз, когда собака проходит через точку пересечения следов, можно и даже нужно похвалить ее. Если она хоть как-то заинтересуется посторонним следом проводник аккуратно останавливает ее и возвращает на исходный след, не ругая и не наказывая. Когда собака возвращается на исходный след, он подбадривает ее и побуждает к дальнейшей работе.

Как только станет ясно, что собака поняла задачу, проводник может начать корректировать ее, если она заинтересуется посторонним следом. Для этого достаточно спокойного «Фу!» и легкого шлепка поводком по спине.

Багрянцев Борис Иванович

3. Первоначальное обучение гребцов Весла должны быть подогнаны так, чтобы сидящие на одной банке гребцы не мешали друг другу (расстояние между рукоятями весел следует иметь около 15 см). При гребле одна рука гребца лежит на вальке, а вторая держит весло за рукоять. Чтобы

Из книги Подъемники, ловушки, кастинговые сети автора Шаганов Антон

С сетью какого размера начинать обучение забросам? Вопрос, не имеющий однозначного ответа. С одной стороны, чем меньше радиус сети, тем легче ее забрасывать, и этап обучения проходит значительно быстрее.Однако в совершенстве освоив заброс трехфутовой сети (в основном

Из книги Охота с лайкой автора Вахрушев Иван Иванович

Из книги Ох, охота! автора Алексеев Сергей Трофимович

Собаки Собаки-охотники Это первые живые существа, прирученные человеком с единственной целью - совместной охоты. Все остальные функции, как то: охрана жилья, пастьба домашнего скота, криминальный розыск и прочее, появились позже. Поэтому, какой бы породы и каких

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

Собаки-охотники Это первые живые существа, прирученные человеком с единственной целью - совместной охоты. Все остальные функции, как то: охрана жилья, пастьба домашнего скота, криминальный розыск и прочее, появились позже. Поэтому, какой бы породы и каких размеров не

Из книги Разведение и выращивание собак автора Мельников Илья

Из книги Шутцхунд. Теория и методы дрессировки автора Барвиг Сьюзен

Комнатные собаки

Из книги Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества автора Тюхменёва Анна

Охотничьи собаки Охотничьи собаки представляют большую группу собак, которых в основном используют для различных видов охоты. Самым важным их общим признаком является сильно развитый охотничий инстинкт. Формирование пород происходило под влиянием возникновения

Из книги Как сделать деревенский дом уютным и комфортным автора Кашкаров Андрей Петрович

Служебные собаки Служебные собаки представляют собой группу пород, которые используются для выполнения какой-либо работы. Как правило, служебные собаки обладают определенными характеристиками, которые считаются основными для выполнения ими своей работы, например,

Из книги Бывший горожанин в деревне. Полезные советы и готовые решения автора Кашкаров Андрей

4. Работа по следу: нормативные требования ПРОВЕРКА ТЕМПЕРАМЕНТАПри прохождении испытаний по шутцхунду I, II и III, перед началом следовой работы судья оценивает собак на непринужденность. Непринужденность это отсутствие враждебности или страха по отношению к незнакомым

Из книги автора

5. Работа по следу: общие положения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБАЧЬЕГО ЧУТЬЯ на пользу человеку имеет долгую историю. Известно, что древние греки применяли собак для выслеживания беглецов и преступников. Некоторые приключения таких собак описаны в сатирическом произведении

Из книги автора

6. Работа по следу: действия проводника и прокладчика В СРАВНЕНИИ С ДРЕССИРОВКОЙ по послушанию и защите, следовая дрессировка относительно проста. При обучении следовой работе хороший дрессировщик добивается успеха не потому, что применяет какие-то сложные или

Из книги автора

10. Послушание: начальное обучение ПО СТАРОЙ ГЕРМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ подготовки собак для шутцхунда над послушанием не начинают работать раньше, чем собака достигнет как минимум годовалого возраста и ее хватка не станет крепкой, а проработка следа - уверенной.В отличие от

Нужна ли постановка на след в обычной собачьей жизни? Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Всякое бывает, вдруг пригодится эта наука.

Статья расскажет об том, что такое следовая работа, и как научить питомца работать по следу.

От малого к большему

Это золотое правило дрессировки. От простого к сложному, и постановка на след - не исключение.

    Все начинается с длины следа. 15-20 метров для первых тренировок вполне хватит.

    Давность закладки. Чем свежее след, тем легче собаке работать.

    Мотивация. В нашем случае это корм. Его должно быть много в первое время, чтобы у собаки возникло желание работать.

Факторы, влияющие на работу собаки

К ним относятся мотивационные:

    Корм и любимые собакой предметы (её игрушки, к примеру).

Существует ещё третий фактор, но его нельзя отнести к мотивационным. Это принуждение.

И основные:

    Давность следа.

  • Длительность рабочего сезона.

    Раздражители на следе.

Метод постановки собаки на след

Собаку начинают обучать следовой работе не позже, чем по достижении ей 10 - месячного возраста.

Первый этап

Прокладывается прямой след, его длина составляет 15-20 сантиметров. След прокладывает проводник собаки так, чтобы питомец этого не видел. Обе ноги находятся на одной линии. Шаги такие же, как в детстве по бордюру ходили. В каждый след закладывается собачий корм.

Важно помнить, что след не должен быть давнишним. Идеальный вариант - проложить его непосредственно перед тем, как привести собаку для работы.

После того, как привели собаку, проводник берет ее на поводок. Длина поводка 1 –1,5 метра. Собаку подводят к началу следа и дают команду "нюхай". Проводник следит за тем, чтобы животное шло по следу с опущенной головой и сосредоточенно обнюхивало.

Маленькая хитрость: в начало следа можно сбрызнуть несколькими каплями молока. Молоко возбуждает у собак аппетит. И питомец начнет активнее работать, пытаясь найти корм. Каждое правильное действие работяги подкрепляется похвалой.

Второй этап. Постепенно след усложняется. Ввод новшеств начинается с угла. Если раньше собака ходила по прямой прокладке, то теперь ей предстоит правильно пройти угол.

На этом этапе часто возникают проблемы. Питомец игнорирует угол и продолжает идти привычным маршрутом - по прямой. В этом случае задача проводника - позволить собаке самостоятельно стать на след.

Если питомица начинает искать след и кружит по углу, пусть находит его сама. Если же "ученик" продолжает движение по прямой, игнорируя угол, то здесь применятся принуждение.

К этому методу стоит прибегать только в крайнем случае. Проводник воздействует на питомца механикой, то есть, рывком поводка заставляет животное вернуться на первичный след. Как только собака справилась с задачей, её хвалят за это.

Третий этап. После того, как подопечный освоил две предыдущие задачи, можно переходить к третьему этапу. Это обнаружение предметов на следе.

Каким образом происходит тренировка? Прокладывается короткий след (0 метров, не более). Через каждые пару метров закладывается мотивационный предмет.

На первых этапах тренировок предметы закладываются только прямо, то есть - в следы. Собаке дается команда “нюхай”, движением руки проводник направляет её. Животное упирается носом в проложенный след, активно работая. После того, как собака обнаружила первый предмет, ее хвалят. И так - после каждого обнаруженного мотивационного предмета.

После 5-8 таких занятий поставленную задачу усложняют. Теперь предметы закладываются не в следы, а в рядом. Это необходимо, если собака готовится к служебной деятельности. После обнаружения всех предметов, питомицу хвалят и оглаживают. Похвала мотивирует её к дальнейшей работе.

Дело в том, что, работая по следу, собака испытывает стресс. Поощрение после каждого найденного предмета - способ расслабления для животного, выход из стресса.

Работа по следу в иных условиях

Простые тренировки закончены, задача усложняется. Теперь питомец учится ходить по следу против ветра.

До этого след прокладывался только в направлении ветра. Это связано с тем, что:

    Во - первых, молодую собаку легко сбить с толка. Ветер донесет до нее запах корма или предмета, который служит мотивацией. Животное начнет суетиться, пытаться работать с поднятой головой. Ученик в данном случае не заинтересован в том, чтобы найти “низким” чутьем корм или предмет. Собака стремится скорее добежать до него, о каком сосредоточенном поиске может идти речь.

Начинать работу по следу против ветра можно только тогда, когда у собаки сформирован навык следовой работы.

Как ставят питомца на след по встречному ветру? Начинают с прокладки 2 линий следа по ветру, и 1 - против него. Постепенно задача усложняется, прокладываются углы, убирается проложенные по ветру следы.

Давность следа. Это еще один очень интересный момент, который требует отдельного внимания. Для первоначальных тренировок со щенком след должен быть свежим. Постепенно давность следа увеличивают до получаса. Спустя некоторое время срок давности его составляет уже час.

Для тех собак, у которых навык хождения по следу отработан идеально, можно протестировать на следе 12 - часовой давности.

Основные выводы

Какие выводы можно сделать?

    Собака должна работать только низким чутьем.

CЛЕДОВАЯ РАБОТА.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Как нет рецептов на все случаи жизни, так и в обучении следовой нет единого способа для 100- бальной работы. Существует не мало методов и каждый из них достоин уважения и внимания, если он приводит к положительному результату. В этой статье рассказывается том, как именно мы готовим собак к соревнованиям в следовом разделе. К этой системе мы пришли за много лет тренировок своих собак, а также собак проходивших у нас обучения. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом и стараемся постоянно совершенствоваться, перенимая опыт у других успешных дрессировщиков. Мы пробуем новые методы на своих четвероногих учениках и если это даёт положительные результаты, то внедряем новые методики в свою систему. Однако общая схема работы остаётся неизменной. Хотим сразу предупредить начинающих дрессировщиков, которые будут читать эту статью, если вы хотите достичь результата в работе, пользуясь описанной здесь системой работы, то не стоит пытаться взять что-то частями. Методика работает только если пройти все этапы от начала до конца. Однако мы не призываем бездумно повторять всё от А до Я, не исключено, что наш метод не подойдёт какой-то конкретной собаке, либо на каком-то этапе именно с вашей собакой придётся действовать по-другому и «изобрести новый велосипед». Кроме того, в рамках статьи невозможно было описать все нюансы и варианты тренинга, существует ещё много всяких «но…», решить которые можно только на практике, наблюдая за собакой и подбирая ключи именно к ней.

ПЕРВЫЙ СЛЕД. СЛЕДОВОЙ КВАДРАТ.


Всё, что нужно на первых занятиях по обучению щенка науке следовой работы, это объяснить щенку, что нужно искать корм на земле и найти его можно только там, где есть след хозяина. Многие, в том числе и мы, используем для достижения этой цели работу на следовом квадрате или пятне. В качестве лакомства на начальных занятиях мы используем варёное подсушенное мясо, а для щенков с очень хорошим аппетитом сухой корм. Нельзя использовать в качестве лакомства сыр, колбасу, сосиски, так как они имеют слишком сильный запах, который будет мешать щенку сосредоточить внимание не только на поиске еды, но и на следе. К тому же такое лакомство будет выделяться по цвету, в результате щенок не будет нюхать, а привыкнет искать лакомство глазами. Итак, выберите участок с невысокой травой или негрубой пашней. Привяжите щенка неподалёку, покажите щенку лакомство и уйдите на прокладку следа так,чтобы он видел. Поставьте флажок слева от себя и плотно вытопчите квадрат примерно 1,5 на 1.5 метра. Затем разложите по всему квадрату лакомство. Выйдите из квадрата возле флажка, там же где и входили. Теперь возьмите щенка и приведите его к флажку, постарайтесь успокоить его перед работой; если щенок сильно возбуждён, то просто подождите. Если щенок сразу сам не нюхает лакомство на земле, то бросьте в квадрат несколько кусочков лакомства у него на глазах. Если щенок имеет хороший аппетит, то он начнёт собирать лакомство и с интересом искать его ещё и ещё. Не переживайте, если щенок по началу будет выходить из квадрата, не ограничивайте его, позвольте ему ошибаться. Таким образом он учится и открывает для себя правило: там где нет следа - там нет еды! Очень скоро он перестанет выходить за пределы квадрата. При интенсивной работе подбрасывайте в квадрат ещё лакомство так, чтобы щенок не видел. Произносите команду на поиск «Нюхай» или «След» именно тогда, когда собака хорошо нюхает. В момент пока щенок ещё не наелся окончательно и не потерял интерес к работе заберите его, подняв на руки или же подсуньте ему под нос лакомство в руке и уведите из квадрата. Главное при работе в квадрате: никогда не показывать лакомство рукой и не ограничивать щенка поводком. Работая в квадрате, щенок должен сделать вывод: надо искать след,чтобы найти еду. Сколько потребуется таких занятий? Мы переходим к следующему этапу только тогда, когда собака научится интенсивно нюхать в квадрате не менее 5 минут и перестанет выходить за пределы квадрата. В зависимости от способностей собаки это может быть от 3 до 10 занятий

ВТОРОЙ ЭТАП. РАБОТА ПО ОКРУЖНОСТИ.

Цель следующего этапа продолжить обучать щенка самостоятельной работе, научить его двигаться вперёд, заложить базу для спокойной работы на следу. Прокладка следа. Оставив флажок слева от себя, плотно вытаптываем окружность (не круг) диаметром 3-4 метра. По всему следу оставляем много лакомства, также как мы делали это в квадрате. Выходим из
окружности также через флажок. Выждите 10-15 минут и приведите щенка к флажку. Работа по следу всегда начинается от флажка или таблички. Остановитесь недалеко от флажка и ждите, пока щенок полностью не успокоится. Он может тянуть в сторону флажка, но не должен суетиться, прыгать и ли лаять. Никогда не начинайте работу, пока щенок полностью не успокоится, даже если ждать придётся очень долго. Спокойный старт-залог успешной работы на следу в будущем, поэтому этому нужно уделять особое внимание. Если, несмотря на длительное ожидание, щенок продолжает бесноваться, уведите его от флажка и просто походите вдоль поля, потом снова вернитесь к флажку. Повторяйте так, пока не добьётесь нужного состояния. Первый раз попадя на окружность, щенок может начать терять след, не мешайте ему разобраться в ситуации и найти правильный выход. Если вы добились правильной работы в квадрате, то щенок очень быстро поймёт в чём дело и начнёт двигаться по окружности, собирая лакомство. Не беда, если он будет сначала менять направление, позвольте ему пока это делать. Проведите 4-5 таких занятий. Вывод щенка из окружности в конце работы такой же, как и из квадрата. Теперь пришло время воспользоваться поводком и научить щенка двигаться вперёд. Продолжаем работать по окружности, но теперь вы двигаетесь сразу за щенком, держите его за поводок и перекрываете ему собой движение в обратную сторону. Таким образом, вы можете пройти по окружности несколько раз. Не заставляйте щенка съедать всё лакомство на первом витке, но если он добросовестно съедает всё, то это очень хорошо. Вы же, идя позади него, подбрасывайте на окружность ещё лакомство для повторного прохождения. На этом этапе не ограничивайте скорость щенка поводком. Позвольте ему пройти столько раз по окружности, сколько ему потребуется, чтобы он пошёл в нужном вам темпе. Вы увидите, что с каждым занятием щенок будет идти спокойнее и медленнее. Постепенно уменьшайте количество лакомства. В конечном итоге, вы должны прийти к тому, что лакомство будет располагаться в шахматном порядке на расстоянии 20 см друг от друга. Если щенок научиться двигаться, съедая практически каждый кусок при таком расположении, можно переходить к следующему этапу.

ТРЕТИЙ ЭТАП. ВОЛНООБРАЗНЫЙ СЛЕД. ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТАМИ.

Если щенок научен работать в окружности, то для него не составит труда пройти волнообразный след. На этом этапе мы вводим усложнение в прокладке следа. Теперь это уже не плотная тропа, а след из отдельных отпечатков, хотя пока ещё плотно расположенных друг к другу. Прокладываем след около 30-40 шагов, лакомство кладём в каждый отпечаток. На этом
этапе мы также знакомим щенка с предметом, который оставляем в конце следа, непосредственно перед предметом нужно положить несколько кусочков лакомства. Используем предмет размером больше стандартного, примерно 8 на 10см.Как только мы познакомили щенка с предметом, мы всегда теперь заканчиваем след предметом на котором собака получает порцию еды. После выдержки 15-20 минут начинаем работу так же, как мы делали это при работе по окружности. Позволяйте собаке ошибаться и самостоятельно находить верное решение. Дойдя до предмета, щенок начнёт есть лакомство, оставленное перед ним, в этот момент мягко уложите (или усадите) его, возьмите предмет в руки и покажите щенку, снова положите перед ним и щедро насыпьте на него вкусного лакомства. Покажите щенку, что вы рады найденной вещи, не скупитесь на похвалу и эмоции. Важно, чтобы лакомство, которым вы поощряете щенка на предмете, было более привлекательным, чем те кусочки, которые разложены непосредственно на следу. Если щенок идёт слишком быстро, пропускает много еды, суетится, то вернитесь ко второму этапу. В том случае, если собака показывает нужное поведение, идёт уверенно, не отклоняется от следа, значит можно вводить усложнения. Плавно увеличивайте длину следа, вводите большее количество предметов и, наконец, постепенно увеличивайте расстояние между отпечатками. След никогда не должен быть прямым, всегда прокладывайте след в виде волн разной амплитуды. Особое внимание уделяйте работе с предметами.
По нашей методике мы не учим обозначению предметов отдельно. Сначала предмет служит финишем. Потом предметов становится два и больше и они становятся подтверждением правильного пути. Собака всегда получает много вкусного лакомства на предмете, а также возможность отдохнуть и успокоиться. Благодаря тому, что на первых этапах немного лакомства мы кладём перед предметом, у собаки входит в привычку при нахождении предмета обнюхать почву перед ним и лечь, чтобы получить заслуженное лакомство. В итоге, собака практически никогда не проходит мимо предмета и не ложится на него сверху или криво, важно не спешить убирать лакомство перед предметом до тех пор, пока собака не станет обозначать предметы уверенно, и вы не увидите, что она ищет их уверенно. Мы никогда не используем принуждение при обучении обозначению предметов. Можно делать отдельные тренировочные следа «на предметы». Для этого на следу раскладывают много предметов (через 10-15 шагов) и при уверенной работе собаки постепенно убирают перед некоторыми предметами лакомство. Не работайте долго на больших предметах, переходите к стандартным и меньше, чем стандартным, как только собака начнёт обращать внимание на предметы и ложиться. Сразу используйте предметы из различных материалов. Не кладите лакомство под предмет или в него, собака не должна сдвигать предмет с места в поисках лакомства под ним или в нём.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОРМА.

Чтобы увеличить длину следа и начать работу над углами, необходимо сократить количество корма на следу. На этом этапе мы обычно полностью переходим на прокладку следа с сухим кормом (корм должен быть крупным), но на предметах собака
всегда поощряется более вкусной едой (мясо, сыр, колбаса). Начните с того, что кладите корм в каждый третий отпечаток. Если собака будет пронюхивать пустые отпечатки также интенсивно, значит можно продолжать уменьшать количество корма на каждом занятии, постепенно придя к хаотичному его расположению. Некоторым собака хорошо подходит вариант раскладки лакомства блоками: например, 20-30 шагов пусто, затем 10-15 шагов с лакомством на каждый третий шаг. После пустого отрезка собака иногда должна найти предмет, который будет служить подтверждением её правильной работы. Так постепенно вы должны прийти к минимальному количеству лакомства на самом следу и поиску предметов, на которых собака и будет получать похвалу и еду . След всегда заканчивается предметом. Мы никогда не кладём в конце следа игрушку или миску с кормом, поскольку смысл работы собаки на следу это тщательная проработка следа,а не стремление к конечной точке. Кроме того, работая с предметами, проводник во время тренинга может остановить работу собаки на любом предмете, если посчитает нужным. И последнее усложнение: на этом этапе вы постепенно должны полностью перейти к прокладке следа отдельными шагами, а не плотной тропой.

Поиски предметов и людей по команде хозяина, это далеко не основной навык собаки. Мало того, розыскные работы на профессиональном уровне, доступны далеко не всем породам. Чтобы понять как научить собаку команде “Ищи” в каждом конкретном случае, требуется внимательное наблюдение за поведением питомца, его предпочтениями и основными психологическими реакциями.

Как и щенок легавой, становящийся в стойку при виде голубя, «нюхач» проявляет наклонности к поиску с раннего возраста. Обычно, перед тем как «встать на след», собака поднимает голову и несколько раз втягивает воздух ноздрями – настраивается, ощущает гамму запахов. Явление можно наблюдать, когда питомец готовится искать хозяина, спрятавшегося в кустах неподалеку.

Выбор навыков для развития зависит от породной предрасположенности собаки, ведь всем известно, что одни ищут людей, другие предметы или вещества, третьи могут быть универсалами. Однако, насколько бы способным ни был ваш подопечный, стоит избрать один профиль и совершенствовать его. Из известных розыскных пород можно выделить:

  • Универсалы: Немецкая и .
  • Поиск людей: Сенбернар, Лабрадор.
  • Поиск предметов и веществ: Доберман, Ротвейлер, Кокер-спаниель, многие охотничьи породы.

Перед началом занятий, посоветуйтесь с кинологом нужного профиля, часто, отличные навыки показывают даже беспородные питомцы, но талант нужно разглядеть вовремя. Наследственность также немаловажна.

Читайте также: Корма холистики для собак: список кормов и их характеристика

Подзываем питомца к себе в игровой форме, вертим перед носом кусочком колбасы, не давая схватить лакомство, подаем команду «Нюхай». Отдаем лакомство. Привязываем собаку так, чтобы она хорошо вас видела. Берем еще один кусочек колбасы, подаем команду «Нюхай» и прячем лакомство под полотенцем, недалеко от собаки. Далее, снимается карабин поводка и одновременно подается команда “Ищи” собаке. Естественно, питомец утыкается носом в полотенце и получает награду.

При безукоризненном выполнении команды “Ищи” на уровне «новичка», усложняем работу. Пристегнули собаку, отдали команду Место и спрятали лакомство в другой комнате. Подошли к питомцу, дали понюхать лакомство или руки, отстегнули карабин, махом в нужную сторону и командой “Ищи”, отправили «сыщика» работать. Усложняем упражнение, поместив угощение в резиновую игрушку или теннисный мяч, после, отправляем питомца на поиски членов семьи (собака должна четко знать, кто в доме папа, мама, сын или кот Мурзик). За каждую находку, подопечный получает щедрое вознаграждение и шквал позитивных эмоций хозяина.

Важно! Работайте в домашних условиях так часто, как позволяет время. Для собаки, поиск колбаски – очень приятная игра, которая укрепляет взаимоотношения с хозяином и помогает в развитии логического мышления.

Обучение в «полевых» условиях

После того как все «домашние углы» изучены, переходим к занятиям на улице. Вот тут-то и начнется настоящая «школа», каждый день новые запахи и звуки, которые отвлекают. Кроме того, вы, как тренер, вводите новые условия игры:

  • Найти предмет (человека) и сесть рядом.
  • Найти, сесть рядом и подать голос.
  • Найти и съесть – самый приятный, но не рекомендованный методы. Подбирание пищи с земли – негативная привычка, даже если это вкусняшка из ваших рук.

Подобрав пригодную для дрессировки собаку, кинолог в течение нескольких дней основное время должен уделить установлению с ней первоначального контакта и только после этого приступать к отработке навыков общего послушания. Если же приобретенная (закрепленная) собака ранее дрессировалась, нужно проверить качество выполнения всех известных ей приемов и при необходимости наметить конкретный план работы по проведению навыков общего курса в соответствии с требованиями нормативов, изложенных в приказе МВД СССР № 370–1981 года.

С «сырой» собакой, вообще не дрессировавшейся ранее, вначале целесообразно на тренировочной площадке питомника хотя бы в неполном объеме выработать такие навыки, как переход в свободное состояние, движение рядом, подход к дрессировщику, посадка (с небольшой выдержкой), а также развить злобу. Затем основное внимание следует уделить воспитанию у собаки спокойного отношения к реальной обстановке поселка, города, одновременно продолжая дрессировку по общему курсу. Прогулки должны быть ежедневными и длиться в пределах 1,5–2 часов, причем в разное время суток. Когда собака окончательно привыкнет к обстановке города, следует приступать к работе по следу. В это же время продолжается обучение собак другим навыкам общедисциплинарного и специального назначения.

Как известно, особенно трудоемким является период постановки собаки на запаховый след, от которого практически и будет зависеть вся последующая работа. Здесь, как никогда, требуется освоение и закрепление такого стереотипа поиска, который бы в будущем постоянно гарантировал стабильную проработку следов со всеми последующими усложнениями.

Первые же занятия по приучению собак к работе по следу рекомендуется проводить в черте города. Специально подбирать пустынные места с почвенно‑растительным покровом не следует. Прокладка следов может осуществляться как по уплотненному грунту, так и по асфальту или бетону. Причем, до тех пор, пока у собаки не будет выработан навык вести поиск с тщательным принюхиванием и приближением мочки носа непосредственно к запаховой дорожке на грунте или искусственном покрытии, след должен прокладывать сам кинолог.

Рассмотрим подробнее последовательность действий кинолога. Кинолог, выгуляв собаку, привязывает ее и отходит на 3–5 м. Затем слегка притаптывает ногами, поверхность земли, площадью примерно 1 м 2 , формируя таким образом исходную точку следа. После этого он поворачивается лицом к собаке, приседает, называет ее кличку, похлопывает ладонями перед собой грунт (покрытие), не выходя из указанной площади (т. е. добивается от собаки такого поведения, при котором она бы все внимание сосредоточила именно на действиях своего хозяина). Добившись от животного желаемой ответной реакции, кинолог быстро достает из подсумка кусочек вареного мяса размером с 1/2 спичечного коробка и кладет его на виду у собаки в центре квадрата (круга), в котором он непосредственно находится. Затем из подсумка извлекается мешочек, сшитый из брезентовой ткани и заполненный вареным мясом (желательно еще не остывшим, чтобы лучше пропитать материю). К мешочку должна быть привязана бечевка длиной не менее 1‑го метра.

Положив первый кусочек мяса, кинолог одной ногой наступает на мешочек и, слегка придавливая к поверхности грунта (покрытия), проволакивает его 3–4 метра по направлению выбранного маршрута. Конец бечевки держит свободной рукой. При движении бечевка должна быть натянута. Другой ногой кинолог слегка шаркает о поверхность земли. Обувь на этой ноге не должна иметь контакта с мясом. Пройдя таким способом 3–4 метра, необходимо вновь положить перед собой еще один кусочек мяса. После этого 10–15 м кинолог проходит, шаркая о поверхность земли поочередно двумя ногами. Мешочек держится над землей на веревке. На середине этого отрезка кладется третий кусочек мяса. Дальнейшая трасса следа (на удалении более 15–20 м от собаки) должна прокладываться вне поля зрения животного. Для чего заранее необходимо определить место поворота за какое‑либо строение, препятствие и т. п.

За преградой кинологу вновь необходимо повторить те же манипуляции, что и на исходной точке: притаптыванием и трением подошв обуви создать на поверхности в радиусе 0,5 м зону с повышенной концентрацией комплексного запаха (запаха человека и запаха мяса). В этом же месте оставляется кусочек мяса. Затем все повторяется вновь по вышеизложенной схеме: вначале 3–5 метров проволакивается мешочек с мясом, а последующие 10–15 метров кинолог двигается почти не отрывая ног от земли. Мясо раскладывается примерно через 5–7 метров пути. Для того, чтобы помочь собаке правильно выбрать направление движения на углах, перед поворотом кинолог должен увеличить длину шага и тем самым ослабить комплексный запах на следу, а после поворота, наоборот – укоротить шаг трением ног и мешочка о поверхность грунта или покрытия, т. е. усилить запах. На первых занятиях протяженность следа не должна превышать 100–150 м.

При прокладке запаховой дорожки кинолог может помечать линию следа на асфальте мелом, а на грунте – острой палкой. Это позволит ему во время проработки следа с большой точностью и без напряжения контролировать действия собаки.

Дойдя до конечной точки, кинолог, используя естественные укрытия, маскирует дрессировочный рукав или свернутый кусочек материи из какой‑либо плотной ткани. Собака к этому времени уже должна быть научена производить удержание рукава, находящегося непосредственно у хозяина. Причем необходимо добиться, чтобы она всегда проявляла интерес к тряпке и по первой команде отдавала рукав кинологу. Не нужно при упражнениях доводить животное до перевозбуждения и тем более усталости. Основное назначение этого подготовительного упражнения (трепка рукава) – дать собаке разрядку, поощрить ее после определенной работы.

Итак, спрятав рукав, кинолог кладет сверху 2–3 кусочка мяса, затем тщательно вытирает подошвы обуви о поверхность грунта или покрытия (чтобы снять с них остатки запаха мяса) и после этого длинными прыжками удаляется от конечной точки, придерживаясь при этом направления последнего отрезка следа, примерно на 15–20 метров, и, в зависимости от местности, направления и силы ветра, выбирает маршрут возвращения к тому месту, где привязана собака. При возвращении необходимо соблюдать следующие основные требования.

Обратный путь кинолога всегда должен быть удален от основной линии следа как минимум на 50–70 метров. Все подручные средства (мешочек, полиэтиленовый пакет или бачок, в которых находились либо остались неизрасходованные кусочки мяса) отдаются второму лицу или маскируются в удобном для этого месте. Как правило, маршрут линии следа и возвращения к собаке желательно определить заранее путем изучения необходимых дворов и улиц за 10–18 часов до прокладки следа.

С первых же занятий особое внимание необходимо обратить на правильность выполнения жестов, движений, а также манипуляций с поводком самим кинологом, поскольку зачастую плохая подготовка собак является следствием небрежного подхода дрессировщика к тем или иным, казалось бы, элементарным действиям.

Подойдя к собаке, кинолог пристегивает за кольцо ошейника длинный поводок, затем подходит с левой стороны к исходной точке и за 1,5–2 метра от нее усаживает собаку. Затем сразу поворачивается в пол‑оборота к собаке и одновременно выставляет правую ногу несколько вперед. Зафиксировав это положение, кинолог, после небольшой паузы в 2–3 секунды, наклоняет корпус и вытягивает правую руку ладонью вниз в направлении исходной точки и тотчас подает команду «след». Левая же рука в это время начинает регулировать необходимые натяжение и длину поводка.

Как показала экспериментальная дрессировка, собаки уже при первом пуске начинают интенсивно обнюхивать участок исходной точки и уже через 3–4 секунды обнаруживают кусочек мяса.

Кинологу обязательно нужно следить за действиями животного, и как только собака начнет поедать мясо, необходимо сразу придержать ее поводком и тем самым не дать возможность двигаться дальше. Разложенное на следу мясо – временная мера и поэтому в момент поедания его собакой поощрительная команда «Хорошо» ни в коем случае не произносится. Движение собаки сдерживается по той причине, что после проглатывания мяса она зачастую отвлекается и некоторое время идет, не принюхиваясь к линии следа.

Если собака после поедания первого кусочка мяса вновь начнет интенсивно принюхиваться к следу, тотчас необходимо ослабить натяжение поводка и произнести в поощрительной интонации «Хорошо, след». В дальнейшем животное поощряется лишь только на отрезках между кусочками мяса и при условии тщательного принюхивания к следу. Если же собака пропустит и не обнаружит следующий кусочек мяса, но продолжает идти по следу, то, естественно, возвращать ее к нему не следует, поскольку впереди имеются другие кусочки.

Не доходя угла, т. е. поворота следа, кинологу вновь необходимо ослабить поводок и дать собаке возможность самостоятельно проработать угол. Трудностей при этом, как правило, не бывает, поскольку за поворотом следует отрезок следа с усиленным запахом и лежит мясо, запах которого сдерживает собаку в диапазоне допустимого отклонения от линии следа на углу. Аналогичным должно быть управление собакой и на последующих углах следа.

Не исключено, что некоторые собаки, особенно те, которые ранее дрессировались с использованием метода дразнения, во время поиска будут пытаться двигаться без принюхивания с поднятой головой. В этом случае кинологу нужно тотчас придержать животное поводком и жестом (ладонь руки приближают к линии следа), а также командой «След» заставить животное вновь опустить голову и принюхиваться к запаху на поверхности земли.

Дойдя до конечной точки, необходимо также несколько ослабить поводок и дать возможность собаке самостоятельно обнаружить рукав с кусочками мяса. Как показала дрессировка экспериментальных собак, не все животные одинаково ведут себя на конце следа.

Рассмотрим два наиболее типичных варианта поведения собак на конечной точке следа.

Первый. На мясо не обращают особого внимания, сразу завладевают рукавом. Кинологу в подобной ситуации надо тотчас взяться обеими руками за концы рукава, добиться его натяжения и в таком положении оттащить собаку на 3–4 метра в сторону от разбросанного на земле мяса.

Второй. Он наблюдается чаще. Собаки жадно поедают мясо, а на рукав не реагируют. Интенсивно обнюхивают почву вблизи, т. е. продолжают искать мясо. Кинологу в подобном случае необходимо своими действиями отвлечь животное от поиска мяса. Для этого он должен взять рукав, несколько раз взмахнуть им перед мордой собаки и добиться от нее ответного действия, т. е. завладения. Вначале хватка, как правило, будет слабой, однако по мере нарастания возбуждения, связанного с двигательной и защитной реакциями, завладение становится более сильным.

При выполнении упражнения собака, также как и в первом случае, отводится в сторону от конечной точки следа. Трепка не должна превышать 30–40 сек. После трепки собака усаживается у левой ноги в положении «рядом», оглаживается несколько раз и поощряется лакомством. Затем собака уводится с этого места по заранее намеченному маршруту. Возвращаться следует с таким расчетом, чтобы нигде не пресечь линию уже проработанного следа. Кроме того, нежелательно отпускать собаку с поводка и тем более терять ее из поля зрения. При возвращении она должна находиться строго в положении «рядом». И, наконец, дрессировщику ни в коем случае нельзя забирать подручные средства (мешочек с мясом, которым подтиралась поверхность грунта, полиэтиленовый пакет или бачок с неиспользованным мясом), оставленные в условном месте. Вначале уводится собака и уже после этого забираются все подручные средства. Затем, не откладывая, кинолог должен подвести итог занятия, проанализировать свои действия и работу собаки. В его рассуждениях не должны быть упущены следующие моменты: как собака обнюхала исходную точку, если проскочила, то почему, есть ли в этом его вина и что нужно предпринять на очередном занятии. Далее надо вспомнить с детальной подробностью все места на следу, где собака работала плохо: не принюхивалась, а просто стремилась бежать в направлении дорожки следа, отвлекаясь на транспорт или прохожих, теряла интерес в работе, проскакивала углы и долгое время не находила направление следа и т. д. Основная задача анализа – предотвратить ошибки на последующих занятиях, найти в каждом случае правильное решение. Только при таком отношении к подготовке собаки можно рассчитывать на успех. Указанную работу нужно проводить после каждой проработки следа, основные ее моменты подлежат фиксации в соответствующих графах журнала ежедневного учета работы младшего инспектора‑кинолога.

Нужно также отметить, что описанное выше упражнение по постановке на след, кроме его прямого назначения, является своеобразным тестом на определение пригодности собак к розыскной службе. Если животное на первых 2–3 занятиях плохо справляется с первоначальным заданием, то оно не имеет выраженных задатков к следовой работе. По этой причине продолжать обучение таких собак для розыскной службы нецелесообразно.

Теперь рассмотрим причины, которые заставляют отказаться от общепринятых способов постановки на след и прибегнуть к вышеописанной методике дрессировки.

Основная трудность заключается, прежде всего, в том, чтобы заставить собаку с первых пусков принюхиваться непосредственно к поверхности земли. Эта задача не из легких даже для опытных специалистов, не говоря уже о начинающих кинологах. Зачастую кинологи просто‑напросто не справлялись с этим основным требованием, а рассуждали так: если собака находит помощника, но при этом быстро бежит, тщательно не принюхиваясь к следу, значит у нее такое врожденное поведение при проработке следа. Суть же заключается в том, что такой стереотип поведения создается и закрепляется самими специалистами.

Начальный период обучения во всех руководствах рекомендуется проводить в облегченных условиях (в поле или в лесу). В лесу, на поле практически отсутствуют основные помехи, встречающиеся в условиях города, и, по существу, имеется один единственный сильный запах – запах помощника, проложившего след. Собака в облегченных условиях не везде тщательно принюхивается к грунту, поскольку в этом нет необходимости, т. е. запаховых частиц в воздухе почти всегда достаточно, чтобы двигаться по следу «верхним» чутьем. Таким образом, использование облегченных условий не создает предпосылки для обучения собаки скрупулезно пронюхивать каждый метр трассы. Наличие на конечной точке следа помощника, которого собаке позволяют трепать, в совокупности с проработкой облегченного следа перевозбуждают большинство животных и уже с первых пусков нацеливают их не на принюхивание к запаховым следам, а к быстрому преодолению расстояния от исходной точки до места укрытия помощника. Ни сдерживание собак для замедления темпа их движения, ни подмазка перед прокладкой следа подошв обуви мясом обычно здесь не помогают. Предварительное дразнение собак перед пуском еще более возбуждает собак и соответственно усугубляет вышеописанную ситуацию.

В связи с изложенным, в первоначальных упражнениях по натаскиванию собак запаховые следы должен прокладывать сам кинолог. Это дает следующие преимущества: во‑первых, собака по следу хозяина идет спокойно (даже если она ранее ставилась на след с предварительным дразнением); во‑вторых, кинологу, хорошо знающему все особенности прокладки трассы и ее конфигурацию, легче ориентироваться в поведении животного во время поиска (неопытные помощники зачастую неправильно выполняют требования дрессировщика).

Кроме того, как уже говорилось ранее, след необходимо прокладывать не в облегченных условиях, а непосредственно на территории населенных пунктов.

На первый взгляд, след, проложенный в городе, будет чересчур сложным для неподготовленного животного. Однако это не так, и вот почему. Во‑первых, как было отмечено выше, собака до постановки на след должна быть приучена к безразличному отношению ко всем внешним отвлекающим раздражителям. Во‑вторых, запаховый след кинолога, усиленный мясом, а также кусочки мяса, разложенные на нем, заставляют собаку без особого труда тщательно принюхиваться к поверхности грунта. Темп движения при этом вырабатывается медленный, что и нужно для работы в условиях города. С помощью запаха мяса на первых этапах работы вырабатывается и закрепляется нужный для города стереотип работы по следу. В‑третьих, запах мяса способствует быстрой выработке индифферентного отношения к любым запаховым раздражителям, встречающимся на поверхности грунта в период проработки следов.

Основанием для выдвижения указанных суждений и выводов послужила экспериментальная работа, проводившаяся в школе в течение шести последних лет.



gastroguru © 2017