Эго-состояния. Эго-состояния по Эрику Берну

Наше триединое царство

Каждый из нас – это нечто целое, в тоже время, разделенное на некие части.

Возникают вопросы: что собой представляют эти части, насколько они отделены друг от друга, дифференцированы, как взаимодействуют друг с другом, как на них влиять?

Речь пойдёт о модели жизни человека по Э. Берну, трансактном анализе.

Я уже писал раньше об этом.

А в этом посте я намерен более подробно остановиться на основных признаках каждой из этих 3-х ролей или эго — состояний.

Зная эти признаки, можно будет легко обнаруживать, кто доминирует в данный момент: родитель, или взрослый.

Итак, родитель.

По сути это консерватор и догматик. Но цель его благая: благополучие и самосохранение!

Родитель – это оплот и строгий цензор, наставник и главный свидетель.

Слова: надо, должно, необходимо, принято, хорошо – плохо, правильно – неправильно, верно – неверно.

Родитель постоянно поучает, контролирует, вмешивается, осуждает, поощряет, критикует, хвалит и т. д.

Мы видим и отрицательные, и положительные оценки и реакции. А что преобладает?

Грубо родителя можно разделить на два типа: 1.осуждаюший и критикующий, 2.поощряющий и поддерживающий.

Этот момент самый важный. А какой родитель у вас?

Говоря о родителе, мы, конечно, имеем в виду внутреннего родителя, живущего внутри нашего я. Но предтечей, прототипом был наверняка наш реальный родитель или другой человек, который нас опекал и воспитывал, возможно, два человека. Это истоки, которые имеют много общего с нашим нынешним эго – состоянием «родитель».

Если выражаться языком Берна, «каждый носит в себе своих родителей».

Ребёнок. Ребёнок – это самое начало, это выживание слабого ещё росточка, рост и становление неокрепшего ещё жизненного создания, тяга к солнцу и боязнь ненастья.

Самая ранняя наша часть, искренняя и наивная, беззащитная и зависимая, самая импульсивная и безрассудная.

Это эго-состояние оперирует словами (если уже умеет говорить): хочу, не буду, дай, моё, мне. И эти слова не только и не столько следствие эгоизма (хотя эгоизм есть, и он здоров и оправдан), сколько следствие неспособности самому удовлетворить свои потребности, отсутствие тех ресурсов, которые имеет взрослый. Если сравнивать с реально живущим ребёнком (не эго – состоянием), то это возраст примерно до пяти лет.

Обычно эго — состояние «ребёнок» делят на три типа: 1. естественный, 2. адаптированный, 3. бунтующий.

Если грубо дать определения, то примерно так: естественный – веди себя, как хочешь, адаптированный – ты то, что надо и должно, бунтующий – ты не то и не так.

Счастливы те, в ком живёт ребёнок первого типа. К сожалению таких людей очень мало.

Неплохо живёт и второй тип, но «надо» и «должно» их напрягает, а порой и мучает.

Третий тип неудовлетворённый и ущемлённый, порой это бывает и опасно. Лично мне представляется, что алкоголики и наркоманы, зачастую «бунтующие дети». Лично моё предположение.

И наконец, взрослый! Взрослый – это реалист и практик, прагматичный деятель, трезво, взвешенно, хладнокровно смотрящий на жизнь.

Можно сказать, что это наиболее реальная часть нашего сознания. Если родитель и ребёнок это архаичные пласты нашего сознания, то, что во многом досталось нам от прошлого в наследство, то взрослый является актуальным действующим лицом, живущим «здесь и сейчас».

Он не робот – автомат, а самая приближённая к действительности и адекватно её воспринимающая часть нас. Его эмоции не импульсивны и экспрессивны, а глубоки и устойчивы. Взрослый обладает ресурсами и возможностями и решает, как действовать, исходя из ситуации. Для него нет «хочу» ребёнка и нет «надо и положено» родителя, для него есть то, что есть на самом деле.

«Ведь как в действительности чувствует себя человек, который на уровне привычки становится НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩИМ Ребёнком, когда он учится пребывать во Взрослом? Он чувствует, как постепенно раскрываются его сильные стороны, потенциал и ресурсы - те ресурсы, которых, как он считал, находясь в Ребёнке, ему недостаёт. Постоянно учась пребывать во Взрослом, он попросту учится раскрывать и действовать в соответствии с собственными потенциалами, а не отчуждать их, впадая в архаические петли НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩЕГО, нересурсного и беспомощного Ребёнка.»

Вот и описаны все три типа эго – состояний по Берну. О сложном и непростом их взаимодействии я хочу поговорить в следующей статье.

А сейчас вспомнил, что меня подвигло на написание этой.

Ездил я как-то на днях много на общественном транспорте. И оказалось, что общественный транспорт даёт огромные возможности для психологических наблюдений.

Вначале мне повстречались бабушка с внуком. Так приятно мне было смотреть на них. Внук что-то лопочет, а бабушка таким любящим взглядом на него смотрит. Лучезарным.

Ненароком и меня своим взором одарила. Поощряющий, одобряющий, поддерживающий родитель? Естественный ребёнок? Не знаю.

Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим. Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве. Многие слова родителей закладывают стереотипное это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое - трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия - это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом "Как дела?" и ответом "Все хорошо!" произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос "Где мои часы?" и ответ "Где бросил, там и доставай!" - трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется "поглаживанием". Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. "Поглаживания" бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки). Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком "+" или "-".

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные "поглаживания" также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть "хорошим", то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик. Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее. В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также "нечестно" манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются "честными", так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры - это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель - человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный - человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. "Не-победитель" - лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, - "Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди") мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве. Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение. Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.

Большинство теорий, описывающих механизмы полоролевой идентичности личности, связывают их в первую очередь с семьей. В процессе полоролевой идентификации ребенка наблюдаемое поведение его родителей служит образцом для подражания и усвоения своей гендерной роли.

Задача, которая решается с помощью данной методики - определение полоролевых моделей, усвоенных испытуемыми в семье и проявляющихся в виде составляющих личности определенного пола и выбранных когнитивно.

Для решения данной задачи была выбрана структурная модель Э.Берна (1992), описывающая личность в виде эго-состояний, под которыми он понимает согласованный тип чувствования и переживания, непосредственно связанный с соответствующим поведением.

Берн четко различает внешний или социальный план и внутренний, психологический план, который касается внутреннего мира человека и его индивидуального восприятия событий.

Социальный план в концепции Берна представлен трансакциями в процессе общения, а внутренний эго-состояниями, которые он называет Родитель , Взрослый и Ребенок . Внутренний план в процессе общения проявляется во внешнем плане в обращении какой-либо ипостаси одного человека к другому и ответная реакция этой ипостаси.

Выделенные Берном три эго состояния можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1) Родитель - функции контроля над соблюдением норм и предписаний, а также покровительства и заботы. Это актуализация моральной сферы личности. Родитель находится над ситуацией. При обращении к ипостаси Родителя это апелляция к этической системе человека, к устоям, к чувству долга при неизвестной и неконтролируемой реакции. Отношение к Родителю с максимальным почтением.

2) Взрослый - рассудок, переработка информации и вероятностная оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; это актуализация рациональной сферы личности. Взрослый частично внутри и вне ситуации. При обращении к Взрослому - это воздействие, которое имеет в виду прямую реакцию, возможно, несколько отсроченную и в какой-то степени оставляемую на усмотрение партнера, как сознающего, имеющего определенную свободу и возможности человека. Отношение к Взрослому уважительное.

3) Ребенок - часть личности, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это актуализация эмоциональной сферы личности. Ребенок полностью внутри ситуации. Воздействие происходит непосредственно, результат ожидается сиюминутный и обычно вполне предсказуемый. Ребенка мы не уважаем совсем.

Поскольку эго-состояния Берна являются активизированными ипостасями человека, посмотрим, что они представляют собой с точки зрения Я-концепции Р.Бернса (2003). Я-концепция это совокупность установок на себя, имеющая когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие, которая по отношению к человеку выполняет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, интерпретирует опыт и является источником ожиданий что проявляется в виде различных эго-состояниях в жизненных ситуациях. Согласно Бернсу существуют три основные модальности установок на себя: Я- реальное установки, связанные с представлением о том, какой я на самом деле, Я- зеркальное (социальное) установки, связанные с представлениями о том, как меня видят другие, Я- идеальное установки, связанные с представлениям о том, каким я должен быть, и Я- рефлексивное как Я- осознающее.

Поскольку Родитель представляет собой некоторую надситуативную фигуру, которая отражает моральные общественные нормы, его можно рассматривать как некоторое Я- идеальное , т.е. понимание индивидом того, каким должен стать, опираясь на моральные нормы. С другой стороны, поскольку по Берну ипостась Родителя содержит подипостась Ребенка , т.е. представления о том, каким должен быть Ребенок , то и в этом случае на Я- идеальное оказывает влияние Родитель .

Взгляды на то, как надо вести себя взрослому человеку соответствует Взрослая модальность его Родителя . Таким образом, Родитель оказывает влияние на формирование Взрослого и Ребенка.

Таким образом, Родитель это, с одной стороны, Я-идеальное , а с другой усвоенная ролевая модель Родителя .

Взрослый находится частично внутри и вне ситуации, т.е. его можно рассматривать как совокупность Я- реального и Я-рефлексивного , при этом Я-реальное находится внутри ситуации, а Я-рефлексивное вне ее.

Берн не рассматривает эго-состояния личности с точки зрения принадлежности к какому-либо полу. Для целей нашего исследования этот вопрос требует уточнения. Заметим, что когда мы говорим о способе поведения, свойственном мужчине или женщине, мы имеем в виду общие представления о поведении, наиболее характерном для мужчины или женщины в нашей культуре. Таким образом, Родитель и Взрослый как представители определенного пола демонстрируют поведение, наиболее характерное для представителей обоих гендеров в нашей культуре.

Ребенок- актуализация эмоциональной сферы личности, отражает в соответствии с Я-концепцией отношение к самому себе как эмоциональный аспект трех основных модальностей, является следами детства человека и воспроизводит его поведение и психическое состояние в какой-то конкретной ситуации, используя возможности взрослого человека.

Исследования, проведенные Ситниковым В.Л. (2001, с.60), показывают, что образ Ребенка , несмотря на его вариативность, зависит не столько от объекта (ребенка), "сколько от субъекта, осознающего этот образВариативность образа Ребенка зависит от многих объективных и субъективных параметров субъекта". Под объективными параметрами субъекта Ситников В.Л понимает социальное положение по отношению к детям, а под субъективными индивидуально-психические особенности носителя образов. При этом субъективные факторы, сформированные в детстве, определяют взрослый период и позволяют утверждать, что образ Ребенка отражает испытуемого и его детский опыт.

Применение модели личности Э.Берна (Родитель, Взрослый, Ребенок ) совместно с методом символдрамы (Обухов, 1999) в клиентской практике показало, что в состоянии кататимного переживания образов человек представляет Родителя, Взрослого и Ребенка лицом определенного пола, который определяется особенностями детско-родительских отношений, и соответствует результатам Ситникова (2001). Анализ 80 случаев из клиентской практики показал, что пол, определяющий Родителя, Взрослого и Ребенка , устойчиво сохраняется и начинает изменяться только по мере продвижения в психотерапии. Этот подход коррелирует с данными анамнеза, проективной рисуночной методикой и результатами работы с образами идеальных мужчины и женщины

На практике были установлены устойчивые инварианты проявления эго-состояний в поведении клиентов, которые соответствовали поведению лица определенного пола, родительским установкам и ожиданиям наиболее значимого родителя.

Для целей исследования больших выборок испытуемых нужно было использовать более простой прием, основанный на модели Э.Берна. Сравнение результатов, полученных с помощью упрощенного приема и с помощью символдрамы, показало их соответствие, что позволило для большой выборки испытуемых заменить символдраму простой таблицей, в которой указаны три составляющие: Родитель, Взрослый и Ребенок , а в инструкции испытуемым предлагается представить типичного Родителя, Взрослого и Ребенка и указать их пол: мужской или женский. Выбор пола Родителя, Взрослого и Ребенка , таким образом, осуществляется когнитивно.

Данная методика позволяет определить наиболее значимого Родителя , образ Я (Взрослого) и представление испытуемого о себе как Ребенке определенного пола. Заметим, что сделанный когнитивно выбор, тем не менее до конца не осознается.

Объектом анализа результатов, полученных для каждого испытуемого, являются гендеры всех трех составляющих, представленных в модели Берна.

По соотношению мужского и женского гендеров можно получить следующие данные: 1) о наиболее значимом родителе (пол Родителя ) (Я - идеальное); 2) о преобладающем типе поведения Взрослого(Я-реальное) (инструментальный как мужской или экспрессивный как женский); 3) вероятный психологический пол испытуемого в детстве (Ребенок ) (эмоциональное восприятие себя как ребенка определенного пола).

При исследовании на большой выборке испытуемых различного возраста и пола анализ проводится для каждой гендерной и возрастной группы. Анализируются соотношения между 1) полом значимого родителя и представлениями о Я- взрослом; 2) полом значимого родителя и представлением испытуемого о себе как Ребенке определенного пола; 3) представлением о Я- взрослом определенного пола и представлением испытуемого о себе как о Ребенке определенного пола.

Для этого из полученных значений для каждой возрастной и гендерной группы испытуемых составляется матрица, размерностью 3хn, где 3 три компоненты модели личности, в которой сделанным выборам пола присваиваются значения, n количество испытуемых в выборке.

Затем определяется нормальность распределения полученной выборки, достоверность полученных различий по группам и корреляции между парами трех компонентов Родитель Ребенок, Родитель Взрослый. Взрослый Ребенок .

Коэффициенты корреляции между парами показывают тип корреляционной связи между составляющими структуры личности: слабая, умеренная или сильная при заданной степени достоверности.

Полученные результаты показывают соотношения между 1) выбором значимого родителя и предпочитаемым полом взрослого; 2) выбором значимого родителя и поведением ребенка как представителя определенного пола; 3) полом идеального взрослого и поведением ребенка как представителя определенного пола.

С помощью данного подхода были исследованы 362 человека в возрасте от 16 до 60 лет. Было установлено, что во всех возрастных группах обоих гендеров выбирается преимущественно Родитель своего пола, кроме женских групп 27-32 и 40-45 лет, где выбран преимущественно Родитель -мужчина. У всех мужчин и женщин Взрослый мужчина и Ребенок -мужчина преобладают, кроме женских старших групп: в группе 40-45 лет выбор распределился поровну, в группе 46-40 лет Ребенок -женщина.

Наиболее сильные корреляции у женщин младших групп (16-19 и 20-26 лет) соответствуют соотношению Взрослый Ребенок, а для остальных Родитель Ребенок. Для младших мужских групп - Родитель Ребенок, а для остальных - Родитель Взрослый.

Литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.: Пер. с англ.//Общ. ред. М.С.Маковецкого СПб.: Лениздат,1992

Бернс Р. Что такое Я- концепция, с.333-393// в кн.Психология самосознания, Самара 2003, Изд дом Бахрах-М

Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001

Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ // Сб. статей. Харьков: Регион-информ, 1999

В 60-х гг. XX в. американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Согласно этой модели «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью легкости могут переходить из одного состояния в другое».

Состояние Родителя. Когда человек начинает думать, говорить, действовать, чувствовать, как это делали его родители или другие люди, пользовавшиеся у него авторитетом в детстве, он попадает в состояние Родителя.

Состояние Родителя может проявляться двояким образом:

1. Критическое состояние Родителя. В общении реализуется через выражение заповедей, запретов, норм и правил.

Руководитель своему референту: «Когда Вы, наконец, начнете готовить нормальные справки?»

Менеджер турфирмы своему коллеге (раздраженно): «Я не могу все время делать за тебя твою работу».

2. Кормяще-заботливое состояние Родителя. В общении проявляется через выражение одобрения, готовности оказать помощь, навязчивой заботливости.

Преподаватель на экзамене – студенту: «Не волнуйтесь, вы сейчас обязательно вспомните».

Опытная делопроизводитель – молодой сотруднице (заботливо): «Давайте я это сделаю за вас».

Состояние Взрослого. Когда человек трезво и по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует накопленный опыт, он попадает в состояние Взрослого.

Состояние Взрослого полезно при решении различных проблем, выражении деловых отношений, участии в дискуссиях, когда необходимо анализировать различные точки зрения.

Консультант фирмы – клиенту: «Вас устраивает такое решение вопроса?»

Администратор гостиницы – директору: «Я готова предоставить вам сведения по оборудованию номеров к четвергу».

Состояние Ребенка. Когда человек действует, говорит и чувствует, как он это делал в детстве, он попадает в состояние Ребенка. Это состояние может проявлять себя двумя способами:

1. Приспосабливающийся Ребенок. Проявляется в повиновении, чувстве вины, замкнутости, «уходе в себя». Такое поведение ориентировано на то, чтобы поступить так, как ожидают другие.

Референт – руководителю (робко): «А как я должен был составить справку?»

Администратор гостиницы – директору (подчеркнуто покорно): «Я полностью согласна с вами».

2. Естественный Ребенок. Проявление чувств (радость, обида, грусть и т. д.) человека в состоянии естественного Ребенка не зависит от того, что хотят от него другие.

Коллега – коллеге: «Ну, старик, ты гений!»

Менеджер турфирмы – клиенту: «Это будет прекраснейшая поездка!»

Для распознания эго-состояний большое значение имеет знание интонаций, формулировок, невербальных элементов (выражение лица, жесты, поза). Таблица, составленная на основе рекомендаций немецкого специалиста Р. Шмидта, приведенных в книге «Искусство общения», помогает это сделать.

Характеристика эго-состояний

Состояние родителя

Состояние взрослого

Состояние Ребенка

Эго-состояния проявляются через трансакты – любое вербальное и невербальное общение как минимум двух людей.

Э. Берн различает три формы трансакта: параллельный, перекрестный и скрытый.

Коммуникация может быть особенно эффективной в том случае, если она ведется в рамках параллельного трансакта, т. е.когда Ребенок разговаривает с Ребенком, Родитель с Родителем, а Взрослый со Взрослым. В других вариантах возможны сложности и непонимание.

Например, если чиновник говорит на языке Родителя, а посетитель – на языке Взрослого, то вполне вероятно, что возникнет непонимание. Оно может быть разрешено двумя способами: либо Родитель поймет, что язык стереотипов устарел, и попытается приблизить свое мышление и высказывания к реальности, либо Взрослый во избежание конфликта сумеет найти в себе Родителя и постарается на родительском языке закончить беседу, для того чтобы благополучно выйти из этой ситуации.

В жизни людей, особенно в семейной сфере, часто бывают столкновения Ребенка и Взрослого, Ребенка и Родителя. Вместе с тем перекрестные трансакты, если они используются сознательно и конструктивно, могут быть полезными.

Наибольшую сложность представляют скрытые трансакты.

Допустим, имеется следующая схема:

Она реализуется в микродиалоге:

Продавец. Эта модель получше, но она вам не по карману. Покупательница. Вот ее-то я и возьму.

Продавец в состоянии Взрослого констатирует, что «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне эти слова кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том и в другом». Однако на психологическом уровне продавец стремится пробудить в ней Ребенка и добивается этого. Покупательница начинает думать: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Вместе с тем продавец как бы принимает ответ покупательницы за ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Следует отметить, что не бывает ни плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. Для успешной коммуникации необходимо стремиться свободно владеть всеми состояниями.



gastroguru © 2017