Режим дня и питания ребенка 2 лет. Двухлетний малыш и его распорядок дня

Давайте поговорим о режиме дня ребенка от 6 мес до 2,5 лет. Важно знать, что уже с возраста 6 месяцев вы можете потихоньку формировать режим дня у малыша.

Многих родителей пугает слово “режим”. Но дети любят распорядок и быстро привыкают к режиму. Дети вообще любят предсказуемость в распрядке дня, это их успокаивает, дает чувство безопасности. Детский сон будет спокойнее, если он организован в привычное время и в привычном порядке.

Примерно до 3-х месяцев режима у детей практически нет, и до 6-ти месяцев наблюдается небольшой хаос. Но с полугода мы рекомендуем определить оптимальный режим малыша и стараться максимально придерживаться его. Это залог спокойного и качественного сна вашего ребенка.

Что такое режим?

Под режимом мы понимаем смену сна и бодрствования в течение суток. Режим малышей от 6 месяцев привязан к часам, режим более младших малышей формируется по

В распорядке дня должно быть зафиксировано:

  • время подъема утром
  • время активного и спокойного бодрствования
  • дневной сон
  • прогулки
  • приемы пищи
  • подготовку ко сну
  • ночной сон

Очень важно найти комфортный режим для вашего малыша. Обратите внимание, что все нормы и рекомендованные режимы даны для ориентира. Они не могут учитывать индивидуальные особенности ребенка, нагрузку и темперамент.

Очень важно корректировать режим вместе с ростом ребенка. Малыш взрослеет - он может выдерживать более длительные промежутки активности (время бодрствования), а сна становиться все меньше. Задача мамы - наблюдать изменения и вовремя корректировать распорядок дня.

Как подобрать оптимальный режим для ребенка?

Для того, чтобы подобрать оптимальный режим важно вести наблюдения за ребенком и дневник сна, проанализировать ситуацию и сравнить ее с нормами. Все важные шаги для анализа и корректировки режима вы найдете в нашей статье.

1. Проанализируйте, как проходит ваш день с ребенком

Проверьте, чтобы малыш не испытывал недостатка сна, а режим сна и бодрствования ему подходил. Если распорядок дня не комфортен малышу, даже при правильных действиях вы увидите долгое засыпание или протесты при попытке уснуть самому.

Мы подготовили чек-бокс из 8 пунктов, по которым вы легко проверите, подходит ли режим ребенку:

  1. Малыш высыпает норму ночного сна? ДА/НЕТ
  2. Количество дневных снов соответствует возрасту? ДА/НЕТ
  3. Длительность одного дневного сна не менее 40 минут (для малышей старше 3-х месяцев) ДА/НЕТ
  4. Малыш выдерживает время бодрствования (ВБ) в соответствии со средними значениями для этого возраста ДА/НЕТ
  5. Вечернее засыпание попадает на «окно сна» малыша ДА/НЕТ
  6. У малыша ровное настроение в течение дня, он не капризничает без видимой причины ДА/НЕТ
  7. Малышу нужно на засыпание в среднем 15-20 минут ДА/НЕТ
  8. В режим включены:
  • активное бодрствование ДА/НЕТ
  • спокойное бодрствование ДА/НЕТ
  • ритуалы перед сном ДА/НЕТ

Проанализируйте ситуацию. Если хотя бы по одному пункту вы ответили НЕТ, стоит поработать над распорядком. Если нужны будут подсказки, как это сделать, присоединяйтесь к , или возьмите Этого хватит, чтобы обсудить проблемы режима или, например, перейти на меньшее количество снов без ущерба для самочувствия малыша.

2. Обязательные элементы режима дня ребенка от 6 мес до 2,5 лет

Если вы пришли к выводу, что некоторые признаки неподходящего режима дня присутствуют, то пора начать трансформацию уже сложившихся привычек и приблизиться к рекомендованному распорядку дня.

Какие общие черты мы видим в режиме всех детей в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет?

  • все дети должны иметь полноценный ночной сон, средняя продолжительность которого составляет
  • так называемые биологические часы детей настроены на начало дня и активного бодрствования с 7:00-7:30 утра
  • суммарное в среднем должно составлять от трех с половиной часов в шесть месяцев до двух часов в два года.

Таким образом, мы приходим к достаточно легкой арифметической задаче: «Если дети должны вставать в семь часов утра, а спать они должны одиннадцать - двенадцать часов ночью, то когда же вечером стоит укладывать наших малышей?»

Ответ прост: “наиболее подходящее время для начала ночного сна находится в промежутке от 19:00 до 20:00, в это время ребенок уже должен спать.

Итак, время пробуждения 7:00-7:30, отбой в 19:00-20:00.



3. Дневной сон в режиме

Качество и количество дневного сна влияет на ночной сон. Поэтому дневной сон - очень важная составляющая режима малыша.

  • У 6-ти месячного ребёнка в распорядке дня присутствуют 2 полноценных или 3 коротких дневных сна
  • Начиная с 7 - 8 месяцев третий сон плавно уходит. Плавность заключается в том, что в зависимости от продолжительности и качества первых 2-х снов иногда нужен и 3-ий сон, чтобы ребенок имел возможность дотянуть до ночного сна, а в какой-то день этот дополнительный сон не требуется.
  • После 15 месяцев уходит 2-ой дневной сон . Не торопитесь раньше избавиться от второго сна, он необходим большинству детей до указанного возраста, чтобы нервная система могла отдыхать. При соблюдении распорядка дня с двумя снами дети чувствуют себя гораздо лучше.
  • Самое главное правило состоит в том, что никогда не стоит организовывать 3-ий сон позже 16:30 . Если ребенок капризничает, то лучше его раньше уложить на ночной сон, примерно в 18:30.

Не забывайте, что с взрослением ребенка между первым и вторым сном немного увеличивается. Утренний сон при этом остается примерно на неизменном месте.

В целом, старайтесь придерживаться рамок:

  • утренний сон начинается в 8.00-10.00,
  • дневной сон 12.30-15.00
  • временные отрезки бодрствования между дневными снами не должны быть равны друг другу.



4. Приемы пищи в режиме дня

Важным пунктом в составлении оптимального распорядка дня является гармоничное распределение приёмов пищи во время бодрствования.

Мы рекомендуем, как правило, кормить ребенка после пробуждения или в середине бодрствования, чтобы разделить в сознании ребенка процессы кормления и засыпания. При этом существует бабушкино правило, которое не лишено здравого смысла: «Хорошо спит только сытый ребёнок». Есть риск, что подрастающий ребенок, который бодрствует все больше, будет успевать проголодаться до следующего сна.

С 6-ти месяцев, по мере введения прикорма (который к 8-ми месяцам уже носит энергетический, а не ознакомительный, характер) становится важно ежедневно соблюдать режим, чтобы организм ребенка настроился на определенную последовательность действий.

Кроме времени снов желательно , их пять: завтрак, обед, ужин, полдник и второй завтрак (последние два являются перекусами). При этом завтрак и обед логично организовывать перед дневными снами, второй завтрак и полдник - после пробуждения с дневных снов. Ужин мы рекомендуем устраивать достаточно рано - за 1,5 -2 часа до сна, т.е. примерно в 17-18 часов. Кроме ужина большинству детей первого года жизни требуется кормление непосредственно перед укладыванием в кровать.

После года уходит прямая зависимость между качеством сна и количеством съеденного непосредственно перед сном, поэтому стоит начать организовывать паузу между последним приемом пищи и сном, чтобы с гордостью отмечать, что вы с ребенком делаете первые шаги к здоровому образу жизни.

Корректировка режима

Если вы начали корректировку распорядка дня - то не делайте резких скачков, меняйте режим постепенно, начиная с вечернего укладывания, с шагом по 15-20 минут. И наблюдайте за рекацией ребенка на изменения в течение 3-х дней. Зафиксируйте время утреннего пробуждения - не продлевайте сон после 7.30 утра или будите малыша, если он спит слишком долго. Сон после 7:30 утра сбивает весь распорядок дня. Помните, что ранние пробуждения - это подъемы до 6 утра. Их желательно продлевать. А комфортное время подъема по биоритмам ребенка с 6 до 7:30 утра.

Пример, ребенок засыпает в 22:00, а просыпается в 9:00. В течение первых 3-х дней подъем начинайте на 15-30 минут раньше, чем обычно. Если будите малыша утром в 8.30-8.45, то организуйте дневные сны в соответствии с комфортным ВБ для ребенка в этом возрасте, ориентируясь на признаки усталости. И ночной сон в таком случае планируйте в 21:30-21:45. Следующие 3 дня: подъем 8:00-8:15, вечернее укладывание около 21:00-21:15. И т.д. В идеале двигаемся к подъему в 7-7:30 и укладыванию на ночь в 19:30-20:30.

Режим дня - самое главное:

  1. ДЕТИ ЛЮБЯТ РЕЖИМ , их успокаивает предсказуемость
  2. До 6 месяцев о режиме говорить нельзя, но 6-ти месяцев важно определить оптимальный режим
  3. Ранний режим - самый идеальный режим для детей: подъем в 7:30; отбой 19-20.30
  4. Режим питания включается с введением прикорма
  5. Важно соблюдать время бодрствования
  6. Режим должен корректироваться по мере взросления малыша!

Осталось только посмотреть в глаза своему ребенку, поцеловать его пахнущую молоком щеку, набраться уверенности, повесить на видное место часы, составить и распечатать детали расписания дня малыша, чтобы в суете дел не пропустить тот момент, который подарит ребенку здоровье, крепкий сон и отличное настроение!

Иногда родители жалуются, что их дети много капризничают, страдают отсутствием аппетита, не хотят идти в детский сад, не успевают в школе, и не видят, что часть этих проблем объясняются неправильным режимом дня или его отсутствием. Если ребенок не высыпается, не привык есть в определенное время, то это ведет к ослаблению его здоровья, нервной системы, быстрой утомляемости. Приучать же ребенка к оптимальному режиму сна и бодрствования нужно с самого раннего возраста.

Некоторые мамы не признают необходимость составить распорядок дня годовалого крохи, считая, что и время сна, и время вскармливания должны быть по желанию ребенка. Но то, что вы не составляете индивидуальный режим дня вашего годовалого крохи, не значит, что его нет. Просто в таком случае время сна и бодрствования, кормления и игры у малыша складываются произвольно и если не совпадают с тем, что удобно родителям, то приводят к тому, что страдают все. Недосыпающий ребенок капризничает и от переутомления плохо засыпает, не высыпающиеся родители тоже теряют силы и здоровье.

Поэтому каждая семья должна составить режим дня ребенка в соответствии с его физиологическими особенностями и своим стилем жизни, убеждает доктор Комаровский. Время пробуждения желательно чтобы было общим для всех в доме. Основные приемы пищи также должны проходить приблизительно в одно время для всех членов семьи, а дополнительные, необходимые для крохи, в удобное для мамы и малыша время. От времени приема пищи будет зависеть время дневного сна крохи.

Если вы будете придерживаться одного и того же часа для утреннего пробуждения, вечернего укладывания и кормления в течение суток, выбирая распорядок, удобный для всей семьи, то малыш легко привыкнет к режиму, что укрепит его здоровье и облегчит жизнь родителям. Но для того, чтобы малыш привык к соблюдению режима сна и бодрствования, питания и гигиены, нужно, чтобы одного и того же распорядка мама придерживалась и в выходные, и в будни.

Примерный распорядок дня малыша в год и месяц рекомендуют такой :

Режим дня для детей от 1 года до 1,5 лет:

Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7-10, 12-15.30, 16.30-20.30

Сон : первый 10-12, второй 15.30-16.30, ночной сон 20.30-7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня. Ребенку 1 год 2 месяца

Меню ребенка в 1 год

Первое день рождение малыша, которое с радостью отмечают близкие, не значит, что сразу после того, как малыш стал годовалым, сразу резко меняются его сон и питание. У ребенка в год остается пятиразовое питание, в которое он получает от 1000 до 1200 грамм пищи. Еда должна быть перетертой, но уже включать в себя и маленькие кусочки, чтобы приучать кроху жевать пищу. Еда по-прежнему должна быть только варёной, запечённой или тушенной, ничего жаренного или копченного.

Основу питания по-прежнему составляют молоко и молочные продукты. Если малыш остается на грудном вскармливании, то с года можно постепенно заменять его обычным детским питанием. Если малыш находится на искусственном вскармливании, то к составлению меню надо подходить ещё тщательнее, так как только из него он получает все необходимые микроэлементы, витамины и т.д. Вместе с тем, именно малыша на искусственном вскармливании легче «перекормить», что также требует от мамы более тщательного составления меню.

Для роста и развития ребенка, прежде всего, нужен белок, поэтому в меню малыша в год обязательно включают мясо и рыбу. Так как белок долго усваивается, то рекомендации гласят, что мясные или рыбные блюда дают малышам не позднее обеда.

  • Из мяса выбирают постные виды – телятину, говядину, курицу. Оно должно быть тщательно приготовлено – долго вариться или тушиться. Подается в виде пюре или паштетов. Котлеты и тефтели предлагают диетологи давать малышам пореже.
  • Рыбу дают нежирные сорта, такие как минтай, треска и т.п. не менее ста грамм в неделю.

Второй обязательный пункт в меню ребенка после года – это каши. Лидеры по пользе для здоровья среди них овсянка и гречка, но и от рисовой, манной, перловой отказываться не стоит. Кашу для крох готовят на молоке и обычно дают на завтрак, добавляя немного сливочного масла (12 гм суточная норма).

Кстати о масле: в сутки ребенок должен получать не более 1 чайной ложки растительного масла. Оно должно обязательно входить в рацион крохи, так как содержит необходимые для развития полезные вещества. Его можно добавлять в салат или минимально использовать при приготовлении блюд.

Обязательно в меню малыша включаются овощи и фрукты. В год это обычно пюре, но уже можно понемногу приучать к салатам – мелконарезанным или натертым на крупной тёрке моркови, отварных картофеля и свеклы, тыквы или яблока. Салаты из овощей предпочтительно сделать не более, чем из двух составляющих, во фруктовые можно включать чуть больше компонентов.

После первого дня рождения пора приучать малышей к первым блюдам: супам и бульонам. Мясные бульоны для детей в этом возрасте должны быть лёгкими, не жирными. Для этого их готовят так: мясо варится 10-15 мин., после чего бульон сливается, и из него готовят супчик для детей, а мясо готовится дальше

Дети очень любят сладости и можно предлагать в качестве десерта сладкие фрукты, печенье, мармелад или пастилу. В ограниченном количестве и безопасные сладости будут радовать малыша.

Физическое развитие

Малыш после года становится всё активнее, он быстрее наращивает свои двигательные навыки. Всё увереннее ходит, может поднимать с пола заинтересовавшие его предметы, самостоятельно садиться на корточки и встает, перешагивает через препятствия и начинает бегать. Чтобы помочь ему закрепить успехи и освоить новые возможности, пора приучать ребенка к утренней гимнастике, на которую отводится не более 10 минут. Упражнения проводятся в игровой форме и только если малыш этого хочет.

Сон

В год происходит плавный переход в режиме сна и бодрствования к более активному времяпровождению, чем у младенцев до года. В этом возрасте малыш должен спать 14 – 16 часов в сутки, из которых на дневной сон отводится три – четыре часа. Доктор Комаровский называет чуть меньшую цифру в 13,5 часов, но это всё в рамках индивидуальных различий. Даже у одного ребенка потребность во сне день ото дня может меняться.

Поэтому режим не должен быть догмой. Вполне допустимо в один день дневной недосып компенсировать более ранним укладыванием на ночь, а в другой из-за плохого сна ночью позволить подольше поспать днем. Но это всё же должно быть скорее исключением, надо стремиться ко сну в одно и то же время. В год, когда активность ребенка растет, особенно важно приучать его к удобному для семьи времени сна и пробуждения.

В год ещё ребенок спит два раза в день, один из которых более длителен. Но после года происходит постепенный переход к однократному сну. Не стоит торопиться отменять одно из укладываний, нужно просто наблюдать за малышом. Второй дневной сон будет зависеть от потребности ребенка: если он устал или не доспал, то он уснет сам, а если он активен, то не стоит настаивать, а лучше положить спать раньше вечером, уже на ночь.

Продолжайте сохранять ваш вечерний ритуал укладывания на ночь. Это успокаивает ребенка и помогает ему легко засыпать. В один год уже стоит приучать ребенка засыпать без мамы – без кормления грудью и укачивания.

Правила детского сна, детский сон, сон ребенка

Примерный режим дня для детей от 1,1 до 2 лет

После года с каждым месяцем двигательная активность малыша днем нарастает, а ночной сон становится крепче. Но в первые 6 месяцев ребенок ещё быстро устает, периоды гиперактивного поведения сменяются вялостью и отдыхать два раза в день ему по-прежнему необходимо. Если даже малыш уже не засыпает во второй раз, нужно, чтоб он спокойно полежал какое-то время, иначе малыш может переутомиться.

К году и шести месяцам ребенок улучшает свои физические и интеллектуальные возможности, а потому расширяются его умения и навыки. Он уже бегает, пользуется ложкой, может держать чашку, знает слова «можно» и «нельзя», и т.д. Выросшие физические силы и укрепление нервной системы позволяют ему перейти к однократному дневному сну. Рекомендуют приблизительно следующий режим дня.

Режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Ребенок после двух лет уже активно осваивает речь, говорит предложениями и активно расширяет свой словарный запас. Он хорошо по сравнению с годовалым малышом владеет своим телом, может аккуратно кушать, сам одевать и снимать футболку и трусики. Днем ребенок просится на горшок, ночью это ему ещё не даётся. Кормление должно быть четырехразовым, дневной сон однократным.

Ребенок в период от двух до трех лет уже может на недолго сдерживать свои желания и заниматься каким-либо делом. Но он по-прежнему гиперактивен, не может долго заниматься однообразными действиями и легко возбуждается. Чем-то одним малыш может заниматься не более получаса, поэтому долгие периоды бодрствования должны быть заполнены сменяющимися видами деятельности.

Режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Дети после года очень любят купаться, но уже можно мыть его два – три раза в неделю. Если есть необходимость и желание, то можно и чаще, но в этом случае кожу обязательно смазывают детским кремом или маслом. После года уже пора регулярно ухаживать за зубками. Пока это конечно забота родителей, как и приучать его самому умываться и мыть ручки.

После года постепенно ребенка начинают учить пользоваться ложкой, приучать к горшку.

Прогулки на свежем воздухе

Независимо от погоды после года дети должны обязательно гулять на улице и в будни, и в выходные. Даже в мороз малыш должен быть на свежем воздухе не менее 20 минут в день, а в хорошую погоду – чем дольше, тем лучше.

Специалисты считают, что если погода и возможности родителей позволяют, то гулять надо два раза в день от полутора до двух часов. Теперь, когда ребенок уже гуляет не только в коляске, а ходит своими ногами, прогулка дает ребенку и двигательную активность, и познание мира. Длительное пребывание на свежем воздухе способствует хорошему аппетиту и крепкому сну ребенка.

Ребёнок и режим – Школа доктора Комаровского

Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить на тему: нужен ли режим дня ребенку дома? Рассмотрим в статье: зачем нужен режим дня, как составить правильный режим дня ребенка, как организовать режим дня с двумя детьми 2 лет и 5 лет (на собственном примере).

С одной стороны может показаться зачем режим дня ребенку? Пусть малыш спит, кушает, играет, когда захочет. Впереди вся жизнь успеет еще вставать в 7 утра, умываться, кушать и идти в садик/на работу/в школу/институт. А пока детство – пусть отдыхает. Так-то оно так, но при таком без режимной жизни возникает ряд проблем. О них сейчас и расскажу.

Ребенку, как и молодой маме, очень важно соблюдение определенного распорядка дня. А зачем нужен режим дня, читайте далее.

  1. Нормализация аппетита малыша. Есть режим кормления с определенным интервалом, в течение которого ребенок успевает проголодаться и ко времени следующего приема пищи готов с аппетитом пообедать/поужинать. Ведь если завтрак малыша был в 10 часов, а в 12 уже обед вряд ли он настолько проголодается, что будет способен скушать первое-второе и компот. Что не скажешь о ребенке, который позавтракал в 8-9 утра, а потом еще и активно поиграл.
  2. Благодаря созданному режиму дня дома, ребенку легче адаптироваться к распорядку дня, существующему в .
  3. Ребенок, который живет по определенному распорядку дня, более спокоен. Он привыкает к последовательности действий и уже знает, что зачем следует. Ему намного спокойнее, когда он знает, что после просыпания он будет мыть глазки, потом кушать, играть-заниматься с мамой, а после обеда его ждет дневной сон. Он намного спокойнее будет относиться к отходу ко сну, потому что по режиму будет уже знать, что после следует сказка, поцелуй мамы и отход ко сну.
  4. Малыш легче засыпает, потому что привыкает к тому, что, например, вечером после ужина он всегда купается, слушает сказку, после чего следует поцелуй мамы и отход ко сну.
  5. Для мамы в режиме тоже есть свои плюсы – она может хоть примерно представлять, что ее ожидает в течение дня. Приблизительное время, когда ребенок будет кушать/спать. И ориентируясь на режим дня, сможет запланировать на время сна ребенка какие-то свои дела, которые сложно выполнить с малышом. Либо просто посвятить свободные минуты хобби, работе, либо просто прилечь .

Своих детей я с самого рождения приучаю к определенному распорядку дня. Это не строгий режим, где каждая минута отведена под конкретное действие. А просто чередование наших занятий с детьми в течение дня в определенной последовательности и с определенным интервалом.

Режим дня ребенка в 2 года, 5 лет

Приведу пример нашего режима дня — Лене 5 лет и Настёнке 2 года. У моих детей уже сформирован режим дня и у обоих он совпадает, что облегчает жизнь и мне и детям. Для наглядности я режим дня напечатала на листике, вставила картинки для наглядности и указала время. Теперь сын может сам ориентироваться, когда и что у нас идет по времени (на кухне висят электронные часы) и даже сам мне подсказывает.)) Пример нашего режима дня вы можете видеть в этой статье.

7.00-8.00 подъем и утренние процедуры
9.00 завтрак
10.00 мы занимаемся с детьми и играем
12.00-12.30 обед
13.00-16.00 дневной сон
16.00 полдник
17.00 мы выходим на прогулку (если сын в садике, идем с дочкой в садик за сыном, после чего отправляемся на прогулку)
19.00 ужин
20.30 купание,
21.00 второй ужин (дети пьют кефир, снежок)
21.30 чтение сказки перед сном, поцелуй на ночь
22.00 спим

Конечно, у нас бывают отступления от режима. Дети могут проснуться не в 8, а в 7 утра. На дневной сон лечь не в 13 ровно, а на полчасика позже. Они же не роботы, а живые люди! :) Но последовательность действий мы соблюдаем. И детям спокойнее живется и мне))

Такой режим дня у нас был не всегда. Когда родилась малышка, сыну было почти 3 годика и 1 дневной сон, у малышки несколько дневных снов в день. Режимы не совпадали, и было достаточно сложно все сгруппировать. Но мы и тогда пытались создать режим дня с двумя детьми таким образом, чтобы обоим было комфортно.

Конечно, у нас бывают и отклонения от режима, к примеру, во время болезни (орви, и прочее). На новогодних праздниках у нас тоже сбивался режим — всей семьей отдыхали от работы/садика и высыпались))

Режим дня с двумя детьми

Режим дня моих детей на тот момент, когда сыну было 3 года, а дочке меньше годика.

8.00 подъем
9.00 завтрак (у сына, дочка была на ГВ+прикорм, так что у нее был другой режим)
10.00 у дочки первый дневной сон. Занимаемся с сыном, либо берем коляску и идем гулять.
12.00 обед
13.00-16.00 дневной сон сына (занимаюсь с дочкой)
16.00 полдник
16.00 у сына , а у дочки второй сон
19.00 ужин
20.30 купание
21.00 второй ужин
21.30 сказка перед сном, поцелуй
22.00 сон

Как составить правильный режим дня ребенка

Для того чтобы составить режим дня ребенку необходимо несколько дней понаблюдать за ним. Можно даже на листике записывать, время, в которое просыпается, в какое хочет кушать, и во сколько начинает зевать и готовиться к дневному сну. На основе этого можно составить картину дня, которая присуща именно вашему ребенку и лишь слегка ее подкорректировать.

Ведь все дети разные. Одни просыпаются в 7 утра, а в 9 вечера уже готовы уснуть. Другие же спят до 8-9 утра, соответственно, и вечером укладываются позже. Не стоит ориентироваться на книжки, в которых указано, сколько должен спать ребенок в таком-то возрасте. Все дети разные, как и взрослые, одни любители поспать, другие, наоборот, активные. Так же касается и про еду – один малыш может выдержать 4 часа без еды, другой через 2.5-3 часа уже готов перекусить.

Мне в составлении режима дня помогло то, что ежедневно в одно и тоже время мы совершали прогулки, кушали с определенным интервалом. А вечером в одно и тоже время начинали убирать игрушки, купаться и читать сказку. Эта последовательность действий, на которую могла влиять я. И в это время, наблюдая за тем, во сколько малыши изъявляют желание перекусить и поспать уже сформировала режим дня, которому и следуем по сей день.

Так что режим дня ребенка дома можно создать таким, какой будет комфортным ребенку и маме. Не забывайте прислушиваться к малышу и тогда все получится! А как вы считаете, нужен ли распорядок дня ребенку? Есть ли режим дня у вашего малыша и если есть напишите, пожалуйста, какой, мне очень интересно!

Видео режим дня ребенка

Для того чтобы узнать о новый статьях на блоге «Семья и мама» подписывайтесь на обновления внизу странички.

В возрасте 2 лет ребёнок имеет свои предпочтения и вкусы. Это уже совсем не беспомощный малыш, которого родители видели ещё год назад. Он вырос и многому научился. Детские психологи отмечают, что это время возрастного кризиса, из которого кроха выйдет более повзрослевшим и эмоционально устоявшимся. Маме и папе важно постоянно оценивать его текущее состояние, вовремя приходить на помощь и создавать условия, которые будут максимально способствовать полноценному и всестороннему развитию. Распорядок дня - одно из них. Сколько должен спать двухлетний малыш? Как правильно организовать часы его бодрствования и график питания?

Сон ребёнка в 2 года

Во время сна ребёнок восстанавливает не только физические, но и психологические силы, справляется с эмоциями, которых так много у маленького исследователя. Достаточное количество отдыха - это одно из главнейших условий своевременного развития малыша. Есть педиатрические нормы, по которым в этом возрасте карапуз должен спать 12–13 часов в сутки. Из них 10–11 часов приходится на ночной сон и 1,5–2,5 - на дневной .

Изучая нормы, родителям важно помнить о том, что все дети разные. Одни восстанавливают силы быстрее, другим на это нужно больше времени. Продолжительность сна может зависеть от активности ребёнка, его эмоционального состояния, насыщенности часов бодрствования. Если отклонение от приведённых выше цифр находится в пределах 1–1,5 часов, нужно принять это как физиологическую особенность.

Критерием достаточного времени отдыха является хорошее самочувствие малыша, его жизнерадостность и желание играть. Если сна не хватает, это обязательно проявится через несколько дней или недель.

Если ребёнок здоров и его ничто не беспокоит, то ночной сон не должен прерываться. Если всё же малыш просыпается по ночам, причиной этому могут быть неправильно созданные условия для отдыха.

По мнению известного украинского педиатра Комаровского Е. О., самой частой ошибкой является слишком высокая температура и низкий уровень влажности в комнате, где спит кроха. Когда в помещении жарко и сухо, у него пересыхают слизистые оболочки носа и рта, и он просыпается попросту от жажды. Если вовремя не создать оптимальные условия, то желание пить ночью превращается в рефлекс.

Главное, применительно к детской комнате, - ответ на вопрос «чем дышать?». Нет ничего более вредного для ребёнка, особенно первых месяцев жизни, чем сухой и тёплый воздух:
- оптимальная температура - 18–20 °С;
- лучше 16 °С, чем 22 °С;
- лучше лишняя распашонка, чем наимоднейший обогреватель;
- в детской комнате нежелательны никакие накопители пыли - ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.

Педиатр Е. О. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/son.html

Большинство педиатров сходятся на том, что улучшить ночной сон поможет выполнение следующих рекомендаций:

  • создание спокойной обстановки в семье;
  • планирование активных мероприятий в первой половине дня, если ребёнок очень эмоционален;
  • соблюдение режима и укладывание малыша спать в одни и те же часы;
  • проведение большого количества времени на свежем воздухе.

Что делать, если кроха отказался от дневного сна?

Возраст двух лет является переломным. Это проявляется буквально во всём: малыш начинает капризничать, пытаться противостоять воле родителей, драться. Иногда он вовсе отказывается от дневного сна. Этому может быть несколько причин.

Если ребёнок не хочет ложиться спать вечером

Кроха может не хотеть идти в кровать вечером по разным причинам. Американский психолог Алан Фромм их классифицировал.

  1. Укладывание в постель воспринимается как расставание с любимым занятием или родителями.
  2. Ребёнок видит, что взрослые ещё не ложатся и недоумевает, почему так происходит.
  3. У малыша попросту не было возможности устать.
  4. Имеет место страх темноты.
  5. Отказ от сна - попытка манипулирования взрослыми.

Для того чтобы вовремя переключить внимание ребёнка и не допустить перевозбуждения перед отдыхом, маме и папе нужно научиться замечать первые признаки усталости. Среди них:

  • беспричинный плач;
  • зевота;
  • сосание пальца или игрушки;
  • замедленные движения;
  • агрессивные действия;
  • чрезмерная активность.

Как только некоторые из этих моментов начинают проявляться, самое время настроить кроху на сонный лад. Можно лечь рядом с малышом и почитать ему книгу, погладить головку или сделать массаж спины. Ребёнку будет приятно самостоятельно выбрать пижаму, сказку или игрушку, с которой он пойдёт в постель.

Многие родители ещё с более раннего возраста заводят определённый вечерний ритуал - действия, повторяющиеся каждый день в одной и той же последовательности. Это может быть тихая игра, собирание игрушек, колыбельная, пожелание спокойной ночи всем домашним, разглядывание в окно тёмной улицы с рассказом о том, что все деревья и собачки уже спят.

Если, несмотря на все старания, малыш упорно не засыпает в установленное время, можно немного изменить режим: сделать подъём более ранним и наполнить время бодрствования бо́льшим количеством активных игр.

Чем заняться с двухлетним карапузом во время бодрствования?

В двухлетнем возрасте основным занятием для ребёнка становится изучение окружающего мира. Это наблюдение за природой, участие в домашних делах, слушание сказок, рассматривание картинок, складывание пазлов, собирание конструктора и многое-многое другое, на чём взрослые могут даже не заострять внимание. Важно постоянно разговаривать с крохой и всё ему объяснять, поддерживать и стимулировать его любознательность. Наблюдая за тем, что интересно малышу, можно добавлять тематические игрушки и пособия, и наоборот, откладывать те, которые вызывают неприятные эмоции.

Важное место в жизни ребёнка занимают прогулки. Свежий воздух очень полезен для физического состояния. А разнообразить гуляние можно посещением детских площадок, рисованием мелками, собиранием цветов, листьев, каштанов, желудей, камешков.

Важным правилом некоторые врачи считают то, что при плохой погоде длительность нахождения на свежем воздухе следует сократить, но не отменять прогулку вовсе.

Выходить на улицу первый раз лучше перед обедом - кроха нагуляет хороший аппетит и сон, а во второй - незадолго до ночного отдыха. Эту прогулку можно сделать менее активной, чтобы перед укладыванием в постель нервная система успокоилась и не было эмоционального напряжения.

Все процессы, которые возбуждают ребёнка, такие как активные игры, развивающие занятия или плавание в бассейне, лучше проводить утром. Во-первых, карапуз ещё не устал за день, а во-вторых, до ночного сна эмоциональное равновесие успеет нормализоваться. А вот время купания зависит от того, какой эффект оно оказывает на малыша. Большинство детей эта процедура успокаивает, поэтому является частью ритуала перед уходом на отдых вечером. Но иногда она действует наоборот: ребёнок активно играет в ванной и сильно возбуждается. Таких деток можно купать после дневного сна.

Режим питания в 2 года

Сколько раз должен есть ребёнок в 2 года? Некоторые врачи считают, что четырёхразового питания достаточно: завтрак, обед, полдник и ужин. Другие рекомендуют добавлять к этим приёмам пищи ещё и второй завтрак. Ориентир должен быть таким: если кроха с аппетитом кушает в обед, то второй завтрак не помешает.

Начиная примерно с двух лет для детей характерна бо́льшая избирательность в вопросах еды: формируются пищевые пристрастия, любимые продукты могут перейти в разряд ненавистных, а меню составляется только из определённого набора блюд. Если малыш активен и весел, ему хватает энергии, такая ситуация не должна вызывать опасений. Но если есть какие-то тревожные звоночки или спорные моменты, лучше обсудить это с врачом. Педиатры говорят, что такое отношение к пище - явление временное, и если не заострять на этом много внимания и не заставлять ребёнка силой есть «нужные» для родителей продукты, это проходит.

Привить правильные пищевые привычки поможет несколько хитростей:

  • выбирайте продукты в магазине вместе с ребёнком;
  • позволяйте малышу «помочь» вам приготовить еду: перемешать салат или добавить в него нужные ингредиенты;
  • предоставляйте крохе «выбор без выбора»: вместо вопроса «Будешь ли ты есть кабачок?» спросите «Ты будешь кабачок или брокколи?»;
  • красиво оформляйте блюда, ведь интереснее съесть, например, грибочек из яйца, чем просто яйцо;
  • исключайте небольшие перекусы яблоком, печеньем, соком, йогуртом и т. д. между основными приёмами пищи.

В ежедневный рацион ребёнка нужно включать мясо, фрукты, овощи, крупы, молочные продукты. Оптимальным считается такое соотношение: на каждые 4 грамма углеводов должно приходиться по 1 грамму белков и жиров.

  1. Углеводы - каши, овощи, фрукты, хлеб.
  2. Белки - мясо (в том числе птица и субпродукты), молочные продукты, рыба, яйца.
  3. Жиры - сливочное и растительное масла, жир из продуктов животного происхождения.

Придерживаться таких рекомендаций важно, но без фанатизма. Нужно помнить, что малыш примерно в 2 года вступает в первый возрастной кризис. Он начинает осознавать себя как личность и проверять границы своих возможностей. Поэтому «Не хочу!» и «Не буду!» большинство родителей слышит очень часто. Важно отвлекать ребёнка от таких проявлений «взрослости», мягко настаивая на своём, ведь соблюдать режим питания очень важно. Во-первых, это позволяет крохе проголодаться к нужному времени. А во-вторых, от графика кормления зависит основной режим дня и такая важная его составляющая, как дневной сон.

Примерный распорядок дня для двухлетнего ребёнка

Распорядок дня двухлетнего малыша заметно отличается от более раннего возраста. Увеличивается время бодрствования: примерно 5,5 часов между ночным и дневным снами, около 6 часов после дневного отдыха до ночного укладывания. Если родители планируют в скором времени отдавать ребёнка в детский сад, то есть смысл составлять режим таким образом, чтобы малышу было легче адаптироваться к новому ритму.

За месяц-два до начала посещения детского сада узнайте как организован день в дошкольном учебном заведении и постепенно адаптируйте дневной распорядок под него.

Если родители разделяют мнение некоторых современных психологов и не собираются отдавать малыша в детский сад рано, режим можно немного сместить так, как это будет удобно со «взрослой» точки зрения. Главное, соблюдать основные составляющие: время сна и бодрствования, прогулки.

Примерный распорядок дня ребёнка в зависимости от посещения детского сада - таблица

Если ребёнок посещает детский сад Если ребёнок не посещает детский сад Распорядок дня
7:30–8:00 8:30–9:00 Подъём, умывание
8:00–8:30 9:00 Завтрак
8:30–11:00 9:30–12:00 Активные игры, развивающие занятия, прогулка на улице
11:00–12:00 12:00–13:30 Спокойные игры, чтение книг
12:00 13:30 Обед
12:30–15:00 14:00–16:00 Дневной сон
15:30 16:30–17:00 Полдник
16:00–19:30 17:00–21:00 Игры, прогулка на улице
19:30 21:00 Ужин
20:00–21:00 21:30–22:00 Купание, ритуал перед сном
21:00 22:00 Сон

Как помочь малышу научиться соблюдать распорядок дня

В первую очередь режим предполагает подъём и отход ко сну в одно и то же время. Ложиться спать вечером нужно не позже 22 часов - это позволит полностью восстановиться, что имеет важное значение для нервной системы. Активные игры помогут ребёнку выплеснуть энергию, а недолгие развивающие занятия начнут понемногу готовить кроху к умственным нагрузкам. Сильно влияют на качество отдыха прогулки на свежем воздухе, поэтому нужно стараться выходить на улицу даже в не очень хорошую погоду.

При составлении режима дня нужно обязательно учитывать темперамент малыша. У более активных детей период бодрствования может длиться меньше, чем у спокойных. Если при корректировке времени отхода ко сну родителям приходится будить ребёнка, делать это нужно аккуратно, учитывая фазы сна.

Учёные выделяют две основные фазы сна: медленную и быструю. Первая - это плавный переход от засыпания к глубокому сну, в котором малыш не проснётся, даже если взять его на руки. А во второй карапуз активен - глазные яблоки двигаются, ручки и ножки могут подёргиваться, пульс и дыхание нестабильны. Когда ребёнок находится в этой фазе, будить его нельзя - это слишком резкий скачок, из-за которого он может быть капризным и не выспавшимся.

Непосредственно перед ночным сном активные игры проводить не нужно. После вечерней прогулки можно уделить время чтению книг, рассматриванию картинок, рисованию или лепке. Важно следить за тем, достаточно ли в рационе малыша продуктов, богатых кальцием. Дело в том, что в это время идёт активный процесс роста костей, а у некоторых ещё и зубов. На это требуется много минерала, недостаток которого может проявляться в повышенной нервной возбудимости.

Во время установления режима обстановка в доме должна быть максимально спокойной: лучше какое-то время не приглашать гостей, а также избегать конфликтов. Если активные мероприятия неизбежны, следует планировать их в первой половине дня.

В результате правильно организованного режима дня иммунная система малыша становится менее восприимчивой, адаптация к новым условиям проходит легче, закладывается понятие самодисциплины.

Комаровский о режиме дня ребёнка - видео

В 2 года развитие ребёнка происходит ускоренными темпами. Он меняется практически каждый день. Это может сопровождаться перепадами настроения, сбоями сна, капризами. Родителям нужно запастись большим терпением и беззаветной любовью, и тогда малыш успешно преодолеет этот этап взросления.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет.



gastroguru © 2017