Обучение собак ходить по следу. Следовая работа

На следующий день дрессировщик, подобрав группу людей в количестве 5-6 человек и нового опытного помощника, повторяет занятия, проделанные накануне.

«Выгуляв» собаку, дрессировщик привязывает ее к дереву или к другому какому-нибудь предмету. В это время группа людей, находящихся в стороне или на отдельной поляне, укладывает свои вещи (носовые платки, фуражки и т. д.). Острые и металлические предметы в первое время обучения класть не разрешается, чтоб не причинить боли собаке. Отойдя в сторону метров на 40-50, группа людей выстраивается в шеренгу, лицом к предполагаемому движению собаки. Помощник со своей вещью становится метрах в 10 от расположенных на земле вещей.

Дрессировщик, проверив готовность группы людей, идет к собаке, отвязывает ее и подходит с нею к помощнику. Усадив возле себя собаку, дрессировщик левой рукой сжимает пасть собаки и протяжно произносит «фу-у». Помощник же в это время, зайдя к дрессировщику с правой стороны, передает ему вещь, которую дрессировщик протягивает так, чтобы она касалась мочки носа собаки, одновременно произнося «нюхай», нюхай». Как только собака начнет обнюхивать вещь, дрессировщик подает поощрительную команду «хорошо, нюхай». Потом эту вещь помощник кладет между вещами, уложенными на земле, и быстро возвращается к дрессировщику. После этого помощник протягивает дрессировщику руку, встав позади него с правой стороны, которую последний дает собаке обнюхать, одновременно поощряя «нюхай, хорошо, нюхай». Далее помощник быстро уходит и становится в шеренгу (каждый раз на новом месте).

В это время дрессировщик берет собаку на длинный поводок, подводит ее к расположенным на земле вещам и командует «нюхай, аппорта. Как только собака возьмет вещь, дрессировщик немедленно произносит одобряющую команду «хорошо, аппорт, хорошо», затем - «дай» и берет вещь из пасти собаки, а последнюю ласкает, оглаживает и дает лакомство.

Может случиться, что собака не возьмет вещь, тогда надо помочь ей взять ее, указав на нее рукою.

Взяв вещь (аппорт), дрессировщик идет вместе с собакой к группе людей, среди которых находится и помощник. Зайдя с конца шеренги, он движется вдоль нее, произнося команду «нюхай».

Если собака, обнюхав помощника, залает на него и будет стремиться схватить его зубами, то дрессировщик немедленно подает команду «хорошо» и предоставляет возможность собаке слегка схватить помощника. (В дальнейшей работе при нахождении искомого человека хватка собаки без команды воспрещается, допускается лишь обнюхивание).

После этого дрессировщик ставит собаку в сторону от шеренги так, чтобы она не видела ее, а помощник в это время меняет свое место в шеренге.

Дрессировщик вновь подводит собаку к шеренге и, подав команду «нюхай», снова ведет ее вдоль шеренги. При том условии, если она опять выбрала из группы помощника правильно, то дрессировщик вместе с собакой конвоирует его, как было указано выше.

Допустим, что собака не обратила внимания на помощника, тогда дрессировщик дает ей перед строем обнюхать аппорт, выбранный ею из группы предметов. Когда и это не подействует, тогда помощник имитацией испуга старается обратить на себя внимание собаки, и как только последняя дойдет до помощника, дрессировщик немедленно произносит команду «хорошо, нюхай, нюхай». Это делается очень осторожно, с учетом высшей нервной деятельности собаки, чтоб не привить последней нежелательной связи - находить нужного человека при виде его испуга, движений и т. п.

При усложнении всех этих приемов занятия проводятся один раз в сутки, т. е. без повторения одних и тех же приемов.

Чтобы закрепить у собаки вырабатываемые условные рефлексы на команды «нюхай, след», «нюхай, аппорт», «ищи», «нюхай», с целью выборки человека со следа, выборки вещей со следа, выборки вещей с человека и выборки человека по вещам необходимо комбинировать, разнообразить и усложнять приемы дрессировки, чередуя: обыск местности с отысканием следа, выборку вещей с выборкой человека, задержание с конвоированием, привлекая новых помощников, проводя занятия в различное время суток и в разное время года, меняя места занятий, с малым и большим количеством разнообразных раздражителей.

Проведя ряд занятий с удлинением следа по прямой линии до 3000 м, необходимо переходить к дрессировке с отходом вправо и влево, с овальными и острыми углами, петлями, кругами и т. д.

Дрессировщик должен помнить основное условие - применять в день один-два приема, не утомляя собаку, не допуская повторения в один и тот же день несколько раз одного и того же приема, ибо это ведет к переутомлению собаки и даже отказу от следовой работы.

Как только собака хорошо пошла по следу с наличием узлов, зигзагов, петель, необходимо проверить правильность ее работы, оставляя на этих местах помощников.

Если собака все вещи подберет, то цель дрессировки надо считать достигнутой, т. е. собака не сбивается со следа и точно идет по нему.

Может случиться, что собака во время следовой работы отвлечется на более сильный раздражитель и бросится в сторону. В таких случаях не надо бояться, что она потеряет след. Спокойно, не нервируя себя и собаку, необходимо отвлечь ее от постороннего раздражителя, пустить на полный поводок и дать возможность самой отыскать след, произнося при этом команду «ищи след».

Потом, незаметно отступая до того места, где был утерян след, зорко следить за ее поведением. Как только собака изменит направление движения, напав на след, дрессировщик немедленно произносит команду «нюхай, след, хорошо».

Горячность, окрик на собаку может повести к выходу собаки из строя, т. е. отказу от следовой работы. Это особенно надо помнить дрессировщику, так как дрессировке на след поддается не всякая собака.

Для отшлифовки работы по следу необходимо проделать следующее: помощник в определенном месте оставляет свою вещь и уходит метров за 1500. Вскоре появляется дрессировщик с предварительно «выгулянной» собакой, подводит ее к вещи помощника и произносит команду «нюхай».

После того как собака обнюхает вещь, дрессировщик берет последнюю себе и произносит команду «ищи, след».

При отыскании следа дрессировщик строго следит за поведением собаки, и если заметит изменение в ее поведении, немедленно подает команду «нюхай, след».

Если же собака свободно пойдет по следу и отыщет помощника, то надо считать, что она готова к ближнему розыску и можно ее использовать для обходно-дозорной и сторожевой службы.

Нужна ли постановка на след в обычной собачьей жизни? Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Всякое бывает, вдруг пригодится эта наука.

Статья расскажет об том, что такое следовая работа, и как научить питомца работать по следу.

От малого к большему

Это золотое правило дрессировки. От простого к сложному, и постановка на след - не исключение.

    Все начинается с длины следа. 15-20 метров для первых тренировок вполне хватит.

    Давность закладки. Чем свежее след, тем легче собаке работать.

    Мотивация. В нашем случае это корм. Его должно быть много в первое время, чтобы у собаки возникло желание работать.

Факторы, влияющие на работу собаки

К ним относятся мотивационные:

    Корм и любимые собакой предметы (её игрушки, к примеру).

Существует ещё третий фактор, но его нельзя отнести к мотивационным. Это принуждение.

И основные:

    Давность следа.

  • Длительность рабочего сезона.

    Раздражители на следе.

Метод постановки собаки на след

Собаку начинают обучать следовой работе не позже, чем по достижении ей 10 - месячного возраста.

Первый этап

Прокладывается прямой след, его длина составляет 15-20 сантиметров. След прокладывает проводник собаки так, чтобы питомец этого не видел. Обе ноги находятся на одной линии. Шаги такие же, как в детстве по бордюру ходили. В каждый след закладывается собачий корм.

Важно помнить, что след не должен быть давнишним. Идеальный вариант - проложить его непосредственно перед тем, как привести собаку для работы.

После того, как привели собаку, проводник берет ее на поводок. Длина поводка 1 –1,5 метра. Собаку подводят к началу следа и дают команду "нюхай". Проводник следит за тем, чтобы животное шло по следу с опущенной головой и сосредоточенно обнюхивало.

Маленькая хитрость: в начало следа можно сбрызнуть несколькими каплями молока. Молоко возбуждает у собак аппетит. И питомец начнет активнее работать, пытаясь найти корм. Каждое правильное действие работяги подкрепляется похвалой.

Второй этап. Постепенно след усложняется. Ввод новшеств начинается с угла. Если раньше собака ходила по прямой прокладке, то теперь ей предстоит правильно пройти угол.

На этом этапе часто возникают проблемы. Питомец игнорирует угол и продолжает идти привычным маршрутом - по прямой. В этом случае задача проводника - позволить собаке самостоятельно стать на след.

Если питомица начинает искать след и кружит по углу, пусть находит его сама. Если же "ученик" продолжает движение по прямой, игнорируя угол, то здесь применятся принуждение.

К этому методу стоит прибегать только в крайнем случае. Проводник воздействует на питомца механикой, то есть, рывком поводка заставляет животное вернуться на первичный след. Как только собака справилась с задачей, её хвалят за это.

Третий этап. После того, как подопечный освоил две предыдущие задачи, можно переходить к третьему этапу. Это обнаружение предметов на следе.

Каким образом происходит тренировка? Прокладывается короткий след (0 метров, не более). Через каждые пару метров закладывается мотивационный предмет.

На первых этапах тренировок предметы закладываются только прямо, то есть - в следы. Собаке дается команда “нюхай”, движением руки проводник направляет её. Животное упирается носом в проложенный след, активно работая. После того, как собака обнаружила первый предмет, ее хвалят. И так - после каждого обнаруженного мотивационного предмета.

После 5-8 таких занятий поставленную задачу усложняют. Теперь предметы закладываются не в следы, а в рядом. Это необходимо, если собака готовится к служебной деятельности. После обнаружения всех предметов, питомицу хвалят и оглаживают. Похвала мотивирует её к дальнейшей работе.

Дело в том, что, работая по следу, собака испытывает стресс. Поощрение после каждого найденного предмета - способ расслабления для животного, выход из стресса.

Работа по следу в иных условиях

Простые тренировки закончены, задача усложняется. Теперь питомец учится ходить по следу против ветра.

До этого след прокладывался только в направлении ветра. Это связано с тем, что:

    Во - первых, молодую собаку легко сбить с толка. Ветер донесет до нее запах корма или предмета, который служит мотивацией. Животное начнет суетиться, пытаться работать с поднятой головой. Ученик в данном случае не заинтересован в том, чтобы найти “низким” чутьем корм или предмет. Собака стремится скорее добежать до него, о каком сосредоточенном поиске может идти речь.

Начинать работу по следу против ветра можно только тогда, когда у собаки сформирован навык следовой работы.

Как ставят питомца на след по встречному ветру? Начинают с прокладки 2 линий следа по ветру, и 1 - против него. Постепенно задача усложняется, прокладываются углы, убирается проложенные по ветру следы.

Давность следа. Это еще один очень интересный момент, который требует отдельного внимания. Для первоначальных тренировок со щенком след должен быть свежим. Постепенно давность следа увеличивают до получаса. Спустя некоторое время срок давности его составляет уже час.

Для тех собак, у которых навык хождения по следу отработан идеально, можно протестировать на следе 12 - часовой давности.

Основные выводы

Какие выводы можно сделать?

    Собака должна работать только низким чутьем.

CЛЕДОВАЯ РАБОТА.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Как нет рецептов на все случаи жизни, так и в обучении следовой нет единого способа для 100- бальной работы. Существует не мало методов и каждый из них достоин уважения и внимания, если он приводит к положительному результату. В этой статье рассказывается том, как именно мы готовим собак к соревнованиям в следовом разделе. К этой системе мы пришли за много лет тренировок своих собак, а также собак проходивших у нас обучения. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом и стараемся постоянно совершенствоваться, перенимая опыт у других успешных дрессировщиков. Мы пробуем новые методы на своих четвероногих учениках и если это даёт положительные результаты, то внедряем новые методики в свою систему. Однако общая схема работы остаётся неизменной. Хотим сразу предупредить начинающих дрессировщиков, которые будут читать эту статью, если вы хотите достичь результата в работе, пользуясь описанной здесь системой работы, то не стоит пытаться взять что-то частями. Методика работает только если пройти все этапы от начала до конца. Однако мы не призываем бездумно повторять всё от А до Я, не исключено, что наш метод не подойдёт какой-то конкретной собаке, либо на каком-то этапе именно с вашей собакой придётся действовать по-другому и «изобрести новый велосипед». Кроме того, в рамках статьи невозможно было описать все нюансы и варианты тренинга, существует ещё много всяких «но…», решить которые можно только на практике, наблюдая за собакой и подбирая ключи именно к ней.

ПЕРВЫЙ СЛЕД. СЛЕДОВОЙ КВАДРАТ.


Всё, что нужно на первых занятиях по обучению щенка науке следовой работы, это объяснить щенку, что нужно искать корм на земле и найти его можно только там, где есть след хозяина. Многие, в том числе и мы, используем для достижения этой цели работу на следовом квадрате или пятне. В качестве лакомства на начальных занятиях мы используем варёное подсушенное мясо, а для щенков с очень хорошим аппетитом сухой корм. Нельзя использовать в качестве лакомства сыр, колбасу, сосиски, так как они имеют слишком сильный запах, который будет мешать щенку сосредоточить внимание не только на поиске еды, но и на следе. К тому же такое лакомство будет выделяться по цвету, в результате щенок не будет нюхать, а привыкнет искать лакомство глазами. Итак, выберите участок с невысокой травой или негрубой пашней. Привяжите щенка неподалёку, покажите щенку лакомство и уйдите на прокладку следа так,чтобы он видел. Поставьте флажок слева от себя и плотно вытопчите квадрат примерно 1,5 на 1.5 метра. Затем разложите по всему квадрату лакомство. Выйдите из квадрата возле флажка, там же где и входили. Теперь возьмите щенка и приведите его к флажку, постарайтесь успокоить его перед работой; если щенок сильно возбуждён, то просто подождите. Если щенок сразу сам не нюхает лакомство на земле, то бросьте в квадрат несколько кусочков лакомства у него на глазах. Если щенок имеет хороший аппетит, то он начнёт собирать лакомство и с интересом искать его ещё и ещё. Не переживайте, если щенок по началу будет выходить из квадрата, не ограничивайте его, позвольте ему ошибаться. Таким образом он учится и открывает для себя правило: там где нет следа - там нет еды! Очень скоро он перестанет выходить за пределы квадрата. При интенсивной работе подбрасывайте в квадрат ещё лакомство так, чтобы щенок не видел. Произносите команду на поиск «Нюхай» или «След» именно тогда, когда собака хорошо нюхает. В момент пока щенок ещё не наелся окончательно и не потерял интерес к работе заберите его, подняв на руки или же подсуньте ему под нос лакомство в руке и уведите из квадрата. Главное при работе в квадрате: никогда не показывать лакомство рукой и не ограничивать щенка поводком. Работая в квадрате, щенок должен сделать вывод: надо искать след,чтобы найти еду. Сколько потребуется таких занятий? Мы переходим к следующему этапу только тогда, когда собака научится интенсивно нюхать в квадрате не менее 5 минут и перестанет выходить за пределы квадрата. В зависимости от способностей собаки это может быть от 3 до 10 занятий

ВТОРОЙ ЭТАП. РАБОТА ПО ОКРУЖНОСТИ.

Цель следующего этапа продолжить обучать щенка самостоятельной работе, научить его двигаться вперёд, заложить базу для спокойной работы на следу. Прокладка следа. Оставив флажок слева от себя, плотно вытаптываем окружность (не круг) диаметром 3-4 метра. По всему следу оставляем много лакомства, также как мы делали это в квадрате. Выходим из
окружности также через флажок. Выждите 10-15 минут и приведите щенка к флажку. Работа по следу всегда начинается от флажка или таблички. Остановитесь недалеко от флажка и ждите, пока щенок полностью не успокоится. Он может тянуть в сторону флажка, но не должен суетиться, прыгать и ли лаять. Никогда не начинайте работу, пока щенок полностью не успокоится, даже если ждать придётся очень долго. Спокойный старт-залог успешной работы на следу в будущем, поэтому этому нужно уделять особое внимание. Если, несмотря на длительное ожидание, щенок продолжает бесноваться, уведите его от флажка и просто походите вдоль поля, потом снова вернитесь к флажку. Повторяйте так, пока не добьётесь нужного состояния. Первый раз попадя на окружность, щенок может начать терять след, не мешайте ему разобраться в ситуации и найти правильный выход. Если вы добились правильной работы в квадрате, то щенок очень быстро поймёт в чём дело и начнёт двигаться по окружности, собирая лакомство. Не беда, если он будет сначала менять направление, позвольте ему пока это делать. Проведите 4-5 таких занятий. Вывод щенка из окружности в конце работы такой же, как и из квадрата. Теперь пришло время воспользоваться поводком и научить щенка двигаться вперёд. Продолжаем работать по окружности, но теперь вы двигаетесь сразу за щенком, держите его за поводок и перекрываете ему собой движение в обратную сторону. Таким образом, вы можете пройти по окружности несколько раз. Не заставляйте щенка съедать всё лакомство на первом витке, но если он добросовестно съедает всё, то это очень хорошо. Вы же, идя позади него, подбрасывайте на окружность ещё лакомство для повторного прохождения. На этом этапе не ограничивайте скорость щенка поводком. Позвольте ему пройти столько раз по окружности, сколько ему потребуется, чтобы он пошёл в нужном вам темпе. Вы увидите, что с каждым занятием щенок будет идти спокойнее и медленнее. Постепенно уменьшайте количество лакомства. В конечном итоге, вы должны прийти к тому, что лакомство будет располагаться в шахматном порядке на расстоянии 20 см друг от друга. Если щенок научиться двигаться, съедая практически каждый кусок при таком расположении, можно переходить к следующему этапу.

ТРЕТИЙ ЭТАП. ВОЛНООБРАЗНЫЙ СЛЕД. ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТАМИ.

Если щенок научен работать в окружности, то для него не составит труда пройти волнообразный след. На этом этапе мы вводим усложнение в прокладке следа. Теперь это уже не плотная тропа, а след из отдельных отпечатков, хотя пока ещё плотно расположенных друг к другу. Прокладываем след около 30-40 шагов, лакомство кладём в каждый отпечаток. На этом
этапе мы также знакомим щенка с предметом, который оставляем в конце следа, непосредственно перед предметом нужно положить несколько кусочков лакомства. Используем предмет размером больше стандартного, примерно 8 на 10см.Как только мы познакомили щенка с предметом, мы всегда теперь заканчиваем след предметом на котором собака получает порцию еды. После выдержки 15-20 минут начинаем работу так же, как мы делали это при работе по окружности. Позволяйте собаке ошибаться и самостоятельно находить верное решение. Дойдя до предмета, щенок начнёт есть лакомство, оставленное перед ним, в этот момент мягко уложите (или усадите) его, возьмите предмет в руки и покажите щенку, снова положите перед ним и щедро насыпьте на него вкусного лакомства. Покажите щенку, что вы рады найденной вещи, не скупитесь на похвалу и эмоции. Важно, чтобы лакомство, которым вы поощряете щенка на предмете, было более привлекательным, чем те кусочки, которые разложены непосредственно на следу. Если щенок идёт слишком быстро, пропускает много еды, суетится, то вернитесь ко второму этапу. В том случае, если собака показывает нужное поведение, идёт уверенно, не отклоняется от следа, значит можно вводить усложнения. Плавно увеличивайте длину следа, вводите большее количество предметов и, наконец, постепенно увеличивайте расстояние между отпечатками. След никогда не должен быть прямым, всегда прокладывайте след в виде волн разной амплитуды. Особое внимание уделяйте работе с предметами.
По нашей методике мы не учим обозначению предметов отдельно. Сначала предмет служит финишем. Потом предметов становится два и больше и они становятся подтверждением правильного пути. Собака всегда получает много вкусного лакомства на предмете, а также возможность отдохнуть и успокоиться. Благодаря тому, что на первых этапах немного лакомства мы кладём перед предметом, у собаки входит в привычку при нахождении предмета обнюхать почву перед ним и лечь, чтобы получить заслуженное лакомство. В итоге, собака практически никогда не проходит мимо предмета и не ложится на него сверху или криво, важно не спешить убирать лакомство перед предметом до тех пор, пока собака не станет обозначать предметы уверенно, и вы не увидите, что она ищет их уверенно. Мы никогда не используем принуждение при обучении обозначению предметов. Можно делать отдельные тренировочные следа «на предметы». Для этого на следу раскладывают много предметов (через 10-15 шагов) и при уверенной работе собаки постепенно убирают перед некоторыми предметами лакомство. Не работайте долго на больших предметах, переходите к стандартным и меньше, чем стандартным, как только собака начнёт обращать внимание на предметы и ложиться. Сразу используйте предметы из различных материалов. Не кладите лакомство под предмет или в него, собака не должна сдвигать предмет с места в поисках лакомства под ним или в нём.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОРМА.

Чтобы увеличить длину следа и начать работу над углами, необходимо сократить количество корма на следу. На этом этапе мы обычно полностью переходим на прокладку следа с сухим кормом (корм должен быть крупным), но на предметах собака
всегда поощряется более вкусной едой (мясо, сыр, колбаса). Начните с того, что кладите корм в каждый третий отпечаток. Если собака будет пронюхивать пустые отпечатки также интенсивно, значит можно продолжать уменьшать количество корма на каждом занятии, постепенно придя к хаотичному его расположению. Некоторым собака хорошо подходит вариант раскладки лакомства блоками: например, 20-30 шагов пусто, затем 10-15 шагов с лакомством на каждый третий шаг. После пустого отрезка собака иногда должна найти предмет, который будет служить подтверждением её правильной работы. Так постепенно вы должны прийти к минимальному количеству лакомства на самом следу и поиску предметов, на которых собака и будет получать похвалу и еду . След всегда заканчивается предметом. Мы никогда не кладём в конце следа игрушку или миску с кормом, поскольку смысл работы собаки на следу это тщательная проработка следа,а не стремление к конечной точке. Кроме того, работая с предметами, проводник во время тренинга может остановить работу собаки на любом предмете, если посчитает нужным. И последнее усложнение: на этом этапе вы постепенно должны полностью перейти к прокладке следа отдельными шагами, а не плотной тропой.

Методик обучения служебных собак розыскной службе существует много. Я расскажу, как обучал своих собак. Начинать обучать щенка можно уже с четырёхмесячного возраста. Как это сделать для дела или игры с детьми?

Выбирается не слишком открытая площадка. В парке – с деревьями и кустами, в городе – с растительностью, домами, гаражами. Чтобы было, где спрятаться. Обязательно нужен помощник – член семьи или кто-то ещё. Нужны небольшие кусочки любимого собакой лакомства или обычного корма.

На первом занятии помощник держит собаку на поводке, отвлекает её, чтобы она не видела, куда вы уходите. Вы же, потоптавшись немного на месте, прячетесь за ближайший угол или куст, положив по пути на землю пару кусочков лакомства. Помощник подаёт команду: «След», наклоняет голову собаки к месту, где вы потоптались, и подталкивает собаку вперёд. Может произнести и имя хозяина. Пройдя несколько метров, собака находит кусочки лакомства, а затем и обнаруживает вас. Её нужно похвалить и дать лакомства побольше. Можно повторить это упражнение ещё один-два раза, прячась в разных местах.

На следующих занятиях нужно увеличивать расстояния, делать повороты, уменьшать количество оставляемого по пути лакомства. Помощник должен знать ваш маршрут, чтобы помогать собаке, но не нужно заранее там ходить. Через пару занятий собака уже понимает, что от неё требуется. Затем прячется помощник, а вы с собакой его разыскиваете. Только лакомство в конце даёте и хвалите собаку сами.

Дальше задача усложняется. Нужны уже два помощника – лучше для начала члены семьи. Они уходят в разных направлениях. Вы даёте собаке понюхать вещь одного из них, произнеся команду «нюхай». Можете назвать и имя, если оно знакомо собаке. Собака уже научена ходить по следу, а здесь должна понять, по чьему нужно идти. Обычно она быстро понимает, что от неё требуется. В дальнейшем помощники уходят в одну сторону, сначала пересекая свои следы. Хотя оба запаха ей знакомы, собака должна помнить, кого именно она ищет. Если спутала – надо еще раз по пути дать понюхать вещь разыскиваемого.

Напоминаю, что места тренировок надо менять, чтобы там не было старых следов. Затем так же разыскиваете и чужого человека. И переходите в людные места, где много всяких следов – собака не должна терять нужного. Позднее увеличиваете время, прошедшее после прокладки следа. Заодно можете научить собаку выбирать из нескольких человек, стоящих перед собакой, одного, по его вещи.

Так постепенно, в игровой форме, за месяц-два можно обучить собаку. Причём не обязательно служебной породы. Вашим детям будет интересно играть с ней в прятки. А может быть, в какой-то ситуации это умение вашего питомца и пригодится в серьёзном деле.

Поиски предметов и людей по команде хозяина, это далеко не основной навык собаки. Мало того, розыскные работы на профессиональном уровне, доступны далеко не всем породам. Чтобы понять как научить собаку команде “Ищи” в каждом конкретном случае, требуется внимательное наблюдение за поведением питомца, его предпочтениями и основными психологическими реакциями.

Как и щенок легавой, становящийся в стойку при виде голубя, «нюхач» проявляет наклонности к поиску с раннего возраста. Обычно, перед тем как «встать на след», собака поднимает голову и несколько раз втягивает воздух ноздрями – настраивается, ощущает гамму запахов. Явление можно наблюдать, когда питомец готовится искать хозяина, спрятавшегося в кустах неподалеку.

Выбор навыков для развития зависит от породной предрасположенности собаки, ведь всем известно, что одни ищут людей, другие предметы или вещества, третьи могут быть универсалами. Однако, насколько бы способным ни был ваш подопечный, стоит избрать один профиль и совершенствовать его. Из известных розыскных пород можно выделить:

  • Универсалы: Немецкая и .
  • Поиск людей: Сенбернар, Лабрадор.
  • Поиск предметов и веществ: Доберман, Ротвейлер, Кокер-спаниель, многие охотничьи породы.

Перед началом занятий, посоветуйтесь с кинологом нужного профиля, часто, отличные навыки показывают даже беспородные питомцы, но талант нужно разглядеть вовремя. Наследственность также немаловажна.

Читайте также: Корма холистики для собак: список кормов и их характеристика

Подзываем питомца к себе в игровой форме, вертим перед носом кусочком колбасы, не давая схватить лакомство, подаем команду «Нюхай». Отдаем лакомство. Привязываем собаку так, чтобы она хорошо вас видела. Берем еще один кусочек колбасы, подаем команду «Нюхай» и прячем лакомство под полотенцем, недалеко от собаки. Далее, снимается карабин поводка и одновременно подается команда “Ищи” собаке. Естественно, питомец утыкается носом в полотенце и получает награду.

При безукоризненном выполнении команды “Ищи” на уровне «новичка», усложняем работу. Пристегнули собаку, отдали команду Место и спрятали лакомство в другой комнате. Подошли к питомцу, дали понюхать лакомство или руки, отстегнули карабин, махом в нужную сторону и командой “Ищи”, отправили «сыщика» работать. Усложняем упражнение, поместив угощение в резиновую игрушку или теннисный мяч, после, отправляем питомца на поиски членов семьи (собака должна четко знать, кто в доме папа, мама, сын или кот Мурзик). За каждую находку, подопечный получает щедрое вознаграждение и шквал позитивных эмоций хозяина.

Важно! Работайте в домашних условиях так часто, как позволяет время. Для собаки, поиск колбаски – очень приятная игра, которая укрепляет взаимоотношения с хозяином и помогает в развитии логического мышления.

Обучение в «полевых» условиях

После того как все «домашние углы» изучены, переходим к занятиям на улице. Вот тут-то и начнется настоящая «школа», каждый день новые запахи и звуки, которые отвлекают. Кроме того, вы, как тренер, вводите новые условия игры:

  • Найти предмет (человека) и сесть рядом.
  • Найти, сесть рядом и подать голос.
  • Найти и съесть – самый приятный, но не рекомендованный методы. Подбирание пищи с земли – негативная привычка, даже если это вкусняшка из ваших рук.


gastroguru © 2017