Атеизм русских революционных демократов. Атеизм в марксизме

Основные положения научного атеизма, разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и развиваемые ныне КПСС и марксистами разных стран, являются высшим этапом в развитии атеизма.

Марксистско-ленинский атеизм является самой последовательной и цельной системой научных материалистических взглядов, опровергающих религиозные воззрения. Так же как марксизм-ленинизм вобрал в себя опыт всех революционных движений человечества, так и марксистско-ленинский атеизм представляет собой качественно новое учение, продолжающее и развивающее передовую атеистическую мысль всех предшествующих эпох.

В марксистско-ленинском атеизме преодолены все недостатки старого атеизма, решены проблемы, которые были выдвинуты в домарксовскую эпоху, ноне получили в то время правильного решения.

Марксистско-ленинский атеизм со всей силой подчеркнул значение социальных корней религии и церкви, то есть социально-экономической основы общества, которая порождает религию и питает ее. Социальными корнями в буржуазном обществе были и есть жестокий гнет эксплуататоров, нищета и забитость трудящихся масс, которые ищут в религии утешение и спасение.

Отличие марксистско-ленинского атеизма от старого заключается и в том, что он впервые рассмотрел религию и церковь не как самостоятельную духовную область, а как надстройку над экономическим базисом общества. Он доказал, что религия и церковь в классовом обществе всегда выполняли роль духовного оружия эксплуататоров.

Марксистско-ленинский атеизм в отличие от предшествующего ему атеизма, который носил абстрактно-просветительский характер, является атеизмом воинствующим. Домарксовский атеизм боролся за просвещение, отстаивал науку, многое делал для духовного освобождения масс, но его представители не понимали, что одним просветительством религию и церковь победить невозможно.

Марксистско-ленинский атеизм считает, что борь» ба за просвещение должна быть подчинена главному- ликвидации социального неравенства, эксплуатации человека человеком, уничтожению политического гнета и войн, а также всех других социальных явлений, порождающих и оживляющих религиозные верования в умах и сердцах людей.

Особенностью марксистско-ленинского атеизма является его тесная связь с передовой наукой, его опора на достижения научного познания природы и общества. Именно эта особенность позволила марксистско-ленинскому атеизму аргументированно раскрыть бездоказательность религиозных сказок и догм о сотворении мира и человека богом.

Марксизм как учение близок и понятен трудящимся массам. Руководствуясь им, они стремятся сбросить с себя все формы угнетения, в том числе и религиозные. Поэтому и атеизм, вытекающий из этого учения, является наиболее действенным по своему влиянию на широчайшие массы трудящихся.

Сила и жизненность марксистско-ленинского атеизма убедительно подтверждены шестидесятилетней историей советского социалистического общества.

Утверждение и широкое распространение научно-атеистического мировоззрения являются ныне важнейшим фактором социального, экономического и нравственного прогресса социалистического общества, источником роста творческой инициативы трудящихся.

Литература:
Воронцов Г. Марксистский атеизм л его современные фальсификаторы. М., Знание, 1972
История и теория атеизма. М., Мысль, 1974.
Крывелев И. Маркс и Энгельс о религии. М., Наука, 1964. Маслов М. Гуманізм марксистсько-ленінського атеїзму. К., Політвидав., 1974.

АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ - высш. форма атеизма, качественно новая ступень в развитии атеистич. мысли. Усвоив все ценное и положит., что было накоплено в процессе предшествовавшего развития атеизма, А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность прежних учений, став подлинно науч. теорией, выражающей интересы последовательно революц. и про-грес. силы - рабочего класса. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: «Марксизм есть . В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» (т.17, с. 418). Завоеванием А. м. является раскрытие соц. корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов, А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа «сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия» (т. 3, с. 2). А. м. свободен от клас. ограниченности, обращен не к отд. представителям образованной части общества, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафиниров. форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологич., гносеологич. и психологич. анализ религии. Социологич. анализ религии позволяет вскрыть соц. причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в обществ. жизни и выполняемые ею соц. функции. Гносеологич. анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности релит, сознания, «механизм» иллюзорного восполнения действительности, позна-ват. корни формирования религ. верований. Психологич. анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религ. чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности. В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистич. мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность предшествующих атеистич. учений. Он материалистически объясняет источники религ. верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами соц. и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религ. иллюзий. Ф. Энгельс подчеркивал, что должна быть «преодолена научно, то есть объяснена исторически...» (т. 18, с. 578), а с этой задачей может справиться только такая теория, к-рая опирается на прочный фундамент диа-лектико-материалистич. философии. Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и определенных соц. условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакц. классов, заинтересованных в увековечивании религ. и соц. иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми обществ.-экономич. порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творч. активности масс для борьбы за изменение условий жизни. А. м. ставит задачу - не только освободить человека от религ. заблуждений, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Гл. задачей А. м. является формирование таких науч. представлений, духовных ценностей и нравств. идеалов, к-рые способны обогатить человека культурн. ценностями, повысить его политич. сознательность. А. м., опираясь на достижения естеств. и обществ, наук, утверждает такой взгляд на , перспективы историч. развития, судьбы человеч. существования на земле, к-рый, с одной стороны, отвергает религ-богосл. интерпретацию, а с другой - дает науч.-обоснован. решение этих фундамент. проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собст. силах, возвышает , ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистич. сущность А. м. состоит в том, что для него «критика религии завершается учением, что - высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). А. м. формирует у трудящихся масс материалистич. , являющееся по своему содержанию и обществ, значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистич. сознательности и убежденности. А. м. является теоретич. основой системы атеистич. воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейн. воздействия на верующих.

Атеистический словарь.- М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ" в других словарях:

    Атеизм - Запрос «Бога нет» перенаправляется сюда; об альбоме группы «ДК» см. Бога нет (альбом). Один из символов атеизма, стилизованное изображение атома … Википедия

    - (от греч. «а» отриц. частица и theos бог; букв. безбожие) система взглядов, отвергающих религ. представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А. как система взглядов не сводится только к… … Атеистический словарь

    Марксистский … Атеистический словарь

    Раздел атеизма, изучающий закономерности возникновения, становления и развития атеистич. идей. На всех этапах историч. развития атеистич. идеи были непосредственно связаны с материалистич. философией, достижениями в области естеств. и… … Атеистический словарь

    Иллюзорный образ, наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенной личности, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собств … Атеистический словарь

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия

Вторая половина XIX века

Во второй половине XIX века атеизм получил известность под воздействием философов-рационалистов и вольнодумцев. Многие известные немецкие философы того времени, такие как Людвиг Фейербах, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и Фридрих Ницше, отрицали существование божеств и были критиками религии.

Атеизм русских революционных демократов. Атеизм в марксизме

Классики марксизма-ленинизма пытались научно обосновать атеизм. Теоретической основой марксистского атеизма является диалектический иисторический материализм.

«Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идёт дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это -- азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идёт дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс». (В. И. Ленин, ПСС, т. 17, с. 418.)

Основополагающие принципы марксистского атеизма:

Зарождение религии является результатом развития идеи зависимости человека от стихийных сил природы, бессилия изменить условия своей жизни, страха смерти.

Использование этих идей имущим меньшинством общества для установления их связи с религиозным культом ради узурпации и сохранения власти.

Положение, что борьба с религией это неотъемлемая часть борьбы с несправедливым общественно-экономическим порядком, установленным правящими классами.

Вывод, что упразднение религии освободит творческую активность эксплуатируемого большинства для борьбы за достойное трудящегося человека существование.

Гуманистическая сущность атеизма, по словам Маркса, заключается в следующем:

критика религии завершается учением, что человек -- высшее существо для человека.

Широко известно высказывание, приписываемое Марксу, что религия -- это опиум народа (не «опиум для народа»):

религия -- это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она -- дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Некоторые исследователи считают, что Маркс всего лишь зафиксировал популярное в то время выражение. Первым же, кто сравнил религию и опиум был Новалис ещё в 1798 году:

Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы

XX столетие

Атеизм в XX столетии, особенно в форме практического атеизма, распространился во многих обществах. Атеистические мысли нашли признание во многих других обширных философиях и мировоззрениях, таких, как экзистенциализм, объективизм, светский гуманизм, нигилизм, логический позитивизм, марксизм и феминизм

Логический позитивизм и сциентизм проложили дорогу для неопозитивизма, аналитической философии, структурализма и натурализма. Неопозитивизм и аналитическая философия отказались от классического рационализма и метафизики в пользу строгого эмпиризма и эпистемологического номинализма. Сторонник аналитической философии Бертран Рассел считал, что христианский бог не более вероятен, чем боги-олимпийцы. В своей ранней работе Людвиг Витгенштейн попытался отделить метафизику и язык сверхъестественного от рациональных рассуждений. Альфред Айер, ссылаясь на приверженность эмпирическим наукам, заявлял о бессмысленности религиозных утверждений и невозможности их проверки. Родственный прикладной структурализм Леви-Стросса объявлял человеческое подсознание источником религиозного языка, отрицая его трансцендентальное значение. Джон Финдлей и Джон Смарт утверждали, что существование бога не является логически необходимым. Натуралисты и материалистические монисты, такие как Джон Дьюи, рассматривали естественный мир как основу всего, отрицая существование бога или бессмертность.

В XX веке атеизм господствовал в СССР. Коммунистическая партия с 1919 года открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков».

Э. В. Рамасвами Наикер (Перияр), известный индийский атеистический лидер, боролся против индуизма и брахманов, которые дискриминировали и разделяли людей во имя кастовой системы и религии. Особенно много внимания Перияр привлёк в 1956 году, когда он надел на муртииндусского бога Рамы гирлянду из башмаков и сделал ряд антитеистических заявлений.

В 1966 году, в ответ на заявления ряда теологов о смерти бога, очередной номер журнала TIME вышел с вопросом «Бог умер?» на обложке. В журнале приводилась статистика, согласно которой приблизительно каждый второй человек в мире жил в антирелигиозных странах, а миллионы людей в Африке, Азии и Южной Америке, по всей видимости, даже не знали о христианском боге.

В следующем году албанское правительство во главе с Энвером Хомджей объявило о закрытии всех религиозных организаций в стране, провозгласив Албанию первой атеистической страной. Статья 37 конституции Албании 1976 года гласила, что «Государство не признает никакой религии и поддерживает атеистическую пропаганду c целью насаждения в народе научного материалистического мировоззрения». В соответствии с этой статьёй осуществлялось уголовное преследование за осуществление (даже тайное) религиозных обрядов.

В Демократической Кампучии, в официальном атеистическом государстве, осуществлялись массовые убийства по признаку вероисповедания. С 1975 по 1979 год за исповедание религии в Кампучии было убито свыше 180 тысяч буддистов, христиан и мусульман.

Эти меры усилили негативное отношение к атеизму, особенно в Соединённых Штатах, где были сильны антикоммунистические настроения, несмотря на то, что некоторые известные атеисты придерживались антикоммунистических взглядов. После падения Берлинской стены число активных антирелигиозных режимов существенно уменьшилось. В 2006 году Тимоти Шах изPew Research Center заметил: «наблюдается всемирная тенденция во всех основных религиозных группах: увеличивается доверие к религиозным движениям, увеличивается их влияние по сравнению со светскими движениями и идеологиями». Поль Грегори и Фил Цукерман полагают, что это миф, и утверждают, что реальная ситуация намного сложнее и тоньше.

Формацию атеистической мысли – «религиозный атеизм». Приведу лишь одну пробу философского пера молодого Маркса, дабы обозначить умственные возможности его «религиозного атеизма». Но тут потребуются некие дополнительные сведения. В Ветхом Завете Яхве-Иеговой были на всякий случай предусмотрены две версии смерти – смерть предварительная, с исправительным сроком, и смерть сугубо окончательная, без права помилования: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю (говорит Яхве евреям, как на судебном процессе), жизнь и смерть предлагаю я тебе (Израилю. – С. З.), благословение и проклятие» (Втор. 39, 19). Христианство сосредоточилось на первой версии, подкорректировав Ветхий Завет своим учением о бессмертии души и о воскресении во плоти умерших, происходящем на Страшном суде.

Для молодого Маркса «критика религии – предпосылка всякой другой критики», или, по определению Маритена, отправной пункт всякой критики общества. Но надо понимать, что важнейшей составной частью этой критики религии является секуляризация важнейших концепций иудео-христианской традиции. Особенно очевидно это на примере Марксова видения коммунизма. Подобно пророку Исаие («Тогда волк будет жить вместе с ягненком» – Ис. 10, 6) Маркс трактует будущий коммунизм как разрешение всех онтологических противоречий (коммунизм «е

сть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью»). Подобно апостолу Иоанну («И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» – Откр. 21, 1) Маркс толкует пришествие коммунизма как чудо, как «прыжок из царства необходимости в царство свободы». Подобно Иисусу («Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» – Ин. 11, 25), молодой Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в буквальном смысле слова проповедует воскресение плоти, взятой в качестве природы, предвещает одухотворение плоти и претворение во плоть духа: для него коммунистическое общество есть «законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы»

Подлинной проблемой атеизма на самом деле является не вопрос о существовании/несуществовании бога, а вопрос о возможности/невозможности веры. Как бы ни противились этому ортодоксальные последователи советского марксизма-ленинизма и советского «научного атеизма», после Давида Юма и Иммануила Канта невозможно спорить с тем, что даже наличие внешнего мира есть объект веры, а не знания: знание и основанная на нем предметная деятельность идут вслед за верой, а не предшествуют ей. Религия же является последним основанием и высшей санкцией любой прагматической веры, в том числе веры в реальность внешнего мира или политической веры. Очевидно, что вера играет решающую роль в сфере социальной жизни, каковая без нее попросту невозможна.

Маркс и вправду уделял религии в своих работах большое внимание. Это было связано с тем значительным и даже исключительным влиянием, которым пользовалась религия в современной ему Германии. Принципиальные положения марксовой критики религии изложены в его одной из самых ранних работ «К критике гегелевской философии права. Введение» (хотя позднее Маркс и Энгельс, конечно, возвращались к этой теме, но названная работа все равно остается фундаментом их критики религии). Там Маркс пишет: «Основа иррелигиозной критики такова: человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который еще не обрел себя, или уже снова себя потерял». Здесь Маркс пока остается на почве фейербаховской критики религии, которая, как известно, видела в Боге идеал человека, перенесенный на небо, а в любви к Богу и в почитании Бога, то есть в религии – отчужденную опосредованную форму естественной братской любви человека к другому человеку. Но у Фейербаха речь шла о некоем абстрактном, внеисторическом человеке, а по Марксу человек погружен в историю и есть порождение той или иной исторической ситуации: «… человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождает религию – превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир. … Она (религия – Р. В.) претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия».

Как видим, Маркс далек от огульного¸ полного, бескомпромиссного отрицания религии, которое ему часто приписывают его сторонники и противники, и которое было характерно, в действительности, для французских материалистов 18 века и для российских «воинствующих безбожников» 20-х годов. Разумеется, Маркс, будучи материалистом – противник религии, но при этом из его утверждений напрямую следует, между прочим, бессмысленность физического преследования религиозных людей и организованных гонений на религию. Маркс считает, что победить религию можно лишь ликвидировав ее социальные основы, такие специфические отношения между людьми, как отношения отчуждения, чуждости друг другу, несоответствия человека собственной сущности, которые, по Марксу, и порождают религию. Не против религии как таковой направлена теоретическая и практическая борьба Маркса с религией, а против социальных институтов и социальных феноменов, продуцирующих отчуждение, против буржуазного государства, буржуазной культуры, буржуазной морали. «Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики» - восклицает он.

До тех же пор, пока эти социальные причины религии существуют, по Марксу, естественно, совершенно оправдано существование и самой религии. В этих условиях насильно лишать широкие массы людей, не готовых к восприятию научного мировоззрения, их духовной услады - религии (напомним, это выражение самого Маркса) – бесчеловечно. Это не преувеличение. Послушаем, какие высокие и по-своему добрые, теплые слова находит атеист Маркс для религии: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Обратим внимание на последнюю фразу, исчезновение пресловутого «для», вставленного советским агитпропом, сильно меняет ее смысл. Речь теперь идет не о некоей «духовной сивухе» (выражение), которой злодеи специально опивают народ, а о необходимом, хотя и небезопасном лекарстве, которое больному облегчает его страдания. Отобрать опиум у больного человека, при этом не вылечив его окончательно или не долечив – это и значит поступить с ним бесчеловечно.

Более того, и к церкви как к социальному институту Маркс не питал никаких особо кровожадных настроений. По сути, атеизм Маркса гораздо менее воинственный, и гораздо более взвешенный, чем атеизм французских вульгарных материалистов (кстати, не Маркс, а именно они – Гольбах, Дидро и другие были истинными вдохновителями сподвижников Ярославского и это видно не только по духу раннесоветского «богоборчества», но и по обилию изданных тогда трудов французских просветителей, материализм которых, напомним, сам Маркс подвергал жесткой критике). В самом деле, согласно французским атеистам Просвещения, религия есть род мошенничества, предпринимаемый власть имущими для того, чтобы держать народ в повиновение. Никаких объективных причин существования религии – ни экономических, ни социальных, ни экзистенциальных, они не видят. Отсюда и их непримиримость по отношению к религии – призывы к борьбе на полное уничтожение невзирая ни на что. По Марксу же религия необходимо существует в обществе, где есть отчуждение между людьми и самоотчуждение человека, она представляет собой естественную форму самовосприятия, идеологии этого общества. Отсюда марксов призыв к положительной критике религии, учитывающей ее социальный и исторический смысл. Если мы будем сравнивать гонения на религию, имевшие место во время Французской, буржуазно-демократической Революции 1789 года и раннесоветские большевистские гонения на религию, то мы вынуждены будем констатировать, что первые были все же жестче. Якобинцы тоже расстреливали священников и мирян, разрушали и оскверняли храмы, но вдобавок к этому они еще и официально запретили христианство (так что священники были вынуждены служить тайком, в заброшенных зданиях, в лесах, под угрозой ареста) и ввели государственный руссоистский культ разума (в знак чего в храм Парижской Богоматери на место статуй Богородицы торжественно была внесена голая актриса, символизирующая Разум).

АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ - высшая форма атеизма. Классики марксизма-ленинизма, преодолев ограниченность и непоследовательность буржуазного атеизма, поставили атеизм на подлинно научную основу. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: „Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов 18 века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс" (т. 17, с. 418).

Завоеванием А. м. является раскрытие социальных корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа „сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия" (т. 3, с. 2).

А. м. свободен от классовой ограниченности, обращен не к отдельным представителям образованной части общества, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафинированных форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологический, гносеологический и психологический анализ религии. Социологический анализ религии позволяет вскрыть социальные причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в общественной жизни и выполняемые ею социальные функции. Гносеологический анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности религиозного сознания, „механизм" иллюзорного восполнения действительности, познавательные корни формирования религиозных верований. Психологический анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религиозных чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности.

В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистическую мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историческую и классовую ограниченность предшествующих атеистических учений. Он материалистически объясняет источники религиозных верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами социального и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религиозных иллюзий. Классики марксизма подчеркивали, что религия должна быть „преодолена научно, то есть объяснена исторически..." (т. 18, с. 578). С этой задачей может справиться только такая теория, которая опирается на прочный фундамент диалектико-материалистической философии.

Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и чуждых ему социальных условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакционных классов, заинтересованных в увековечивании религиозных и социальных иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми общественно-экономическими порядками, извращенным отражением которых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творческой активности масс для борьбы за изменение условий земной жизни.

А. м. ставит задачу не только освободить сознание человека от заблуждений и предрассудков, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Главной задачей А. м. является формирование таких научных представлений, духовных ценностей и нравственных идеалов, которые способны обогатить человека культурными ценностями, повысить его политическую сознательность. А. м., опираясь на достижения естественных и общественных наук, утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития, судьбы человеческого существования на земле, который, с одной стороны, отвергает религиозно-богословскую интерпретацию, а с другой - дает научно обоснованное решение этих фундаментальных проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собственных силах, возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистическая сущность А. м. состоит в том, что для него „критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека" (Маркс).

А. м. формирует у трудящихся масс материалист, миро-воззрение, являющееся по своему содержанию и общественной значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистической сознательности и убежденности. А. м. является теоретической основой системы атеистического воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейного воздействия на верующих.

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 20-22.



gastroguru © 2017