В каком году пал рабовладельческий строй. Разложение рабовладельческого строя

Рабовладельческий строй

первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными антагонистическими классами при Р. с. были рабовладельцы и рабы; рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 68). Непрекращавшаяся классовая борьба между рабовладельцами и рабами была движущей пружиной истории рабовладельческого общества, именно эта борьба в конечном итоге определяла облик общества во всех его аспектах (экономику, юридические нормы, быт, нравы, уровень техники и научных знаний, этику, религию, философию, т. е. всю идеологию). Возникший в результате разложения первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй), Р. с. был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествовавшая ему доклассовая формация и как следовавший за ним Феодализм . Древнейшие рабовладельческие государства возникли на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Р. с. существовал в передовых для того времени странах Азии, Европы и Африки вплоть до 3-5 вв. н. э.; своего высшего развития достиг в Древней Греции и Риме. В период т. н. древней истории (т. е. от разложения первобытнообщинных отношений и до возникновения феодализма) Р. с. был единственной формой классовых отношений, однако рабовладельческие общества сосуществовали со множеством обществ, ещё не вышедших из первобытнообщинного строя, и оказывали на них сильнейшее влияние, способствуя преобразованию их в классовые рабовладельческие общества. Этот процесс характерен для всей древней истории, он завершился образованием огромной Римской империи - самого большого рабовладельческого государства. Ряд народов (германцы, славяне и др.), выступивших на историческую арену после падения Р. с. (после 5 в. н. э.), миновал эту формацию, перейдя из первобытнообщинного строя непосредственно в феодальный.

Рабство возникло на поздней ступени развития доклассового общества, когда имущественное неравенство и частнособственнические отношения стали наиболее действенным стимулом классообразования. «До того времени не знали, что делать с военнопленными, и потому их попросту убивали, а еще раньше съедали. Но на достигнутой теперь ступени “хозяйственного положения” военнопленные приобретали известную стоимость; их начали поэтому оставлять в живых и стали пользоваться их трудом... Рабство было открыто. Оно вскоре сделалось господствующей формой производства у всех народов, которые в своем развитии пошли дальше древней общины...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 185). Одним из важных факторов, стимулирующих процесс классообразования, было скотоводство, т.к. оно легче, чем земледелие, давало устойчивый прибавочный продукт, что приводило к накоплению такого продукта сначала у племени в целом, а затем у отдельных семей внутри племени (скот был всеобщим эквивалентом обмена в древности). Развитие рабовладения в сочетании с обострением противоречий между имущей племенной верхушкой и массой рядовых общинников закономерно привело к возникновению классового рабовладельческого государства. История представляет чуть ли не бесконечный спектр разных форм рабства и типов рабской зависимости, внешне очень различающихся друг от друга в разных обществах и в разные времена. Тем не менее среди этих черт могут быть выделены главные органические черты рабства: 1) раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства); он - одушевлённое орудие труда своего хозяина и результаты его труда, как и он сам, являются собственностью хозяина; 2) раб не имеет собственности на средства производства; 3) раб подвергается эксплуатации путём внеэкономического принуждения. Так, раб, посаженный на пекулий (См. Пекулии) и даже обрабатывающий его путём эксплуатации других рабов, остаётся рабом, ибо и пекулий, и все средства производства, и рабы раба представляют собой собственность рабовладельца, распоряжающегося окончательно и безапелляционно и самим рабом, и всем, чем он владеет. Наряду с этими главными признаками рабства существуют дополнительные, характерные для того или иного периода и общества признаки, исчезающие или появляющиеся, иногда очень яркие и наглядные. Например, юридическое положение раба в обществе или, вернее, степень его бесправия согласно юридическому статусу или обычному праву; бытовое положение раба (наличие или отсутствие семьи и т.д., её права, если они есть); профессия и занятия раба (раб в эргастерии, раб на пекулии и т.п.). Нередко какой-нибудь из этих дополнительных признаков принимается за главный, и тогда понятие «раб» существенно изменяется, получается множество несовпадающих, а иногда противоречащих друг другу дефиниций понятия «раб». Совокупность главных, или базисных, остающихся всегда неизменными признаков в сочетании с дополнительными признаками, меняющимися в зависимости от места и времени, образует скользящую шкалу признаков рабства.

В многообразии форм рабской зависимости различают два основных типа рабства: 1) раннее, или патриархальное, рабство, связанное с натуральным видом хозяйства: 2) античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями. К патриархальному рабству относится т. н. домашнее рабство (которое нередко определяют как услуги в состоянии рабства и за которым не признают экономической значимости; однако, как правильно указал советский историк Г. Ф. Ильин, этот неверный вывод зиждется на модернизации понятия «домашнее хозяйство»). В древности в «домашнее хозяйство» входило много (за исключением полевых работ) производственных процессов (молотьба, помол зерна, уход за скотом, изготовление молочных и мучных продуктов, доставка воды, заготовка топлива, изготовление керамики и т.п.). Поэтому использование труда раба в «домашнем хозяйстве» свидетельствует не о суженном применении рабского труда в примитивном хозяйстве, а, наоборот, о его широком распространении. Одной из характерных черт патриархального рабства было совместное участие рабовладельца и его раба (или рабов) в трудовом процессе. Античное рабство отличается от патриархального тем, что в большей степени юридически закрепляло экспроприацию личности раба, как это явствует из сравнения римского законодательства с древневосточными судебниками (Законы Хаммурапи, Хеттские законы, Второзаконие). Оба вида рабства (патриархальное и античное) не были однородны. На Западе и Востоке рабство развивалось по одним и тем же законам, и самые разнообразные формы рабства встречаются и на Западе, и на Востоке. В одной и той же стране в одно и то же время обычно сосуществовали разные формы эксплуатации рабов. Как на первом, так и на втором этапах развития Р. с. основные базисные признаки рабства одни и те же, различны лишь их внешние формы.

Рабству присущ двойственный характер рабской зависимости и двойственный характер эксплуатации. Причём «... эта двойственность обусловлена... наличием двух экономических секторов в обществе» (Дьяконов И. М., Рабы, илоты и крепостные в ранней древности, см. «Вестник древней истории», 1973, № 4, с. 9, прим.). Под разными секторами подразумевается сектор частный [в пределах разных общинных структур - от родовой общины до города-государства (полиса) и даже до более обширного государства, как, например, Египет] и сектор государственный (дворец, храм). При этом на стадии патриархального рабства больший удельный вес имел сектор государственный, на стадии античного рабства - частный. В обоих секторах рабы использовались во всех видах производства - в земледелии, ремесле, строительстве и т.д. Среди этой массы рабов различают два типа: рабы 1-го типа, труд которых строго регламентировался и контролировался администрацией, что лишало их возможности проявить какую бы то ни было инициативу, и которые совершенно не были экономически заинтересованы, т.к. создаваемые ими продукты труда полностью присваивались хозяином, и рабы 2-го типа, которые использовались в основном в сельском хозяйстве, им предоставлялась некоторая доля самостоятельности и даже экономической заинтересованности, что создавало у них экономический стимул. Рабами 2-го типа были рабы на пекулии (иногда с работниками), а также Илоты в Спарте, пенесты в Фессалии, коринефоры в Сикионе, гимнесии в Аргосе, лелеги в Карин и др. (по поводу илотов, в частности, существует и иное мнение: некоторые учёные считают, что илоты не были рабами). Метод эксплуатации рабов 2-го типа в известной мере предвосхищал формы феодальной эксплуатации крестьян.

Источниками рабства были военнопленные, свободные, попавшие в рабство за долги, рожденные рабами. Для поздней Римской республики и отчасти для Римской империи военнопленные были одним из главных источников рабства.

Народы Древнего Востока первыми вступили в стадию Р. с.; в странах Древнего Востока рабовладельческая формация начинается с раннего, или патриархального, рабства (до возникновения товарного хозяйства было ещё далеко). Некоторые страны Древнего Востока (например, Египет времени Нового царства, Месопотамия времени III династии Ура и Старовавилонского царства) развили формы рабства, приближающиеся к античным. В Индии расцвет Р. с. приходится на 5-1 вв. до н. э., в Китае на 5 в. до н. э. - 1 в. н. э., причём и здесь патриархальные формы рабства сосуществовали с античными. Рабство в Греции и Риме также сначала было патриархальным, но быстрые темпы развития ряда государств античного мира способствовали превращению его из патриархального в античное (например, в Афинах), в некоторых же полисах оно надолго оставалось патриархальным (Спарта и др.). Греция 5-4 вв. до н. э., Рим 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. представляют собой классические образцы развитого Р. с.

Относительно распространения Р. с. существуют и иные точки зрения: одни ограничивают распространение Р. с. исключительно территории Древней Греции и Древнего Рима; другие говорят о параллельном существовании рабовладельческой формации на Западе и азиатского способа производства на Востоке; некоторые утверждают, что азиатский способ производства имел повсеместное распространение; иные возрождают концепцию «вечного феодализма» на Востоке, выдвигавшуюся в 20-30-е гг. 20 в., и др. Эти точки зрения были сформулированы в ходе дискуссии в 60-х гг., однако не нашли достаточного обоснования в исторической литературе.

При Р. с. развитие производительных сил шло в основном не за счёт совершенствования орудий производства, а за счёт людей (свободных или рабов), занятых в процессе производства (возрастала специализация занятых в земледелии и ремесле работников, как свободных, так и рабов, повышалась их квалификация). Низкий уровень техники при Р. с. объясняется, во-первых, тем, что источник энергии - мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых, отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Поэтому рабовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовавшей развитию производительных сил, сравнительно скоро превратились в тормоз их развития. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, т.к. рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили или теряли их, а удельный вес труда свободных постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого в конце концов должен был уступить место др. способу производства.

Класс рабовладельцев и класс рабов не были однородны; хозяйства рабовладельцев различались как размером недвижимой собственности, так и количеством рабов. Среди рабов огромное большинство использовалось как источник мускульной энергии, необходимой в различных отраслях экономической жизни (землепашестве, скотоводстве, строительных и транспортных работах и др.). Отсутствие статистики в древности не позволяет точно установить численность рабов; известно, что в Греции и тем более Риме количество рабов было велико, например греческий автор Афиней (2 в. н. э.), ссылаясь на писателя 3 в. до н. э. Ктесикла, сообщает, что, согласно переписи 309 до н. э., в Афинах было 400 тыс. рабов на 21 тыс. граждан и 100 тыс. метеков. По общему мнению учёных, эта цифра сильно преувеличена; предполагается, что у богатых афинян, видимо, в среднем было до 50 рабов домашней прислуги, у более бедных - по несколько человек. О многочисленности рабов свидетельствует сообщение Фукидида, согласно которому бегство 20 тыс. рабов из Афин в Спарту во время Пелопоннесской войны (5 в. до н. э.) парализовало почти всё афинское ремесленное производство. После завоевания Эпира Римом в 168 до н. э. было продано в рабство 150 тыс. эпиротов; завоевание Галлии (1 в. до н. э.) Ю. Цезарем сопровождалось продажей в рабство около 1 млн. галлов. По сообщению Плиния Старшего, у вольноотпущенника Цецилия [время правления Августа (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.)] было, согласно его завещанию, 4116 рабов. Кроме рабов, использовавшихся в различных отраслях экономической жизни, был также, главным образом в Риме, слой рабов, занимавшихся умственным трудом (рабская интеллигенция - художники, писатели, артисты, воспитатели и др.), - это ранее свободные и превращенные в рабов во время войн римлян в Греции. Этот слой в известной мере способствовал проникновению эллинистической культуры в римское общество.

Существовали рынки продажи рабов (в Аквилее, Италия; Танаисе, устье Дона; на о. Делос); на Делосе за сутки продавалось свыше 10 тыс. рабов. В рабских восстаниях (Сицилийские восстания рабов, 2 в. до н. э.; восстание Спартака, 1 в. до н. э.; и др.) участвовали десятки тысяч рабов. Наряду с рабскими восстаниями важное место в период античности занимала борьба в среде свободных - между богатыми и бедными (например, в Риме борьба плебеев с патрициями за гражданские права, движение Гракхов (См. Гракхи) - борьба мелкого землевладения с крупным и др.); причём обе струи этой классовой борьбы редко сливались друг с другом. В среде свободных против богатых боролись промежуточные классы и социальные слои, которые входили в социальную структуру Р. с., - многочисленные свободные крестьяне, являвшиеся полноправными членами общины, ремесленники и др. Обогащаясь или разоряясь, они переходили в класс рабовладельцев или класс рабов. В большинстве греч. и италийских полисов крестьяне были свободны, во многих случаях их закабалению препятствовало законодательство. Кризис полиса и концентрация недвижимого имущества и многочисленных рабов в руках немногих рабовладельцев привели к ухудшению положения мелких свободных производителей, поставив их в разного рода зависимость от рабовладельцев. Рабовладельцы экономически и внеэкономически стремились подчинить этих мелких производителей и эксплуатировать их. Фактически положение «свободных крестьян» (например, в Индии, птолемеевском Египте и др.) мало чем отличалось от положения рабов 2-го типа. В период распространения Колонат а различия между свободной беднотой и рабами начали сглаживаться, и на позднем этапе Р. с. (в период перехода к феодализму) народные массы выступали более сплочённо против рабовладельцев.

Целям закрепления эксплуатации рабов служили аппарат государственной власти, правовые институты, религия и др. формы идеологии. Конкретные типы и формы рабовладельческого государства весьма разнообразны. «... Уже возникает различие между монархией и республикой, между аристократией и демократией. Монархия - как власть одного, республика - как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия - как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия - как власть народа... Несмотря на эти различия, государство времён рабовладельческой эпохи было государством рабовладельческим, все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 74). Классическим примером демократической рабовладельческой республики считаются Афины 5-4 вв. до н. э.; примером аристократической рабовладельческой республики был Рим республиканского периода, рабовладельческой монархии - императорский Рим, на Древнем Востоке - Египет, Ассирия, Вавилония, Иран и др. У древних авторов (Полибня, Сыма Цяня и др.) дана характеристика основных форм государственной власти. Несмотря на различия внешних форм государственной власти, все государства древности были аппаратом классового господства рабовладельца не только над рабами, но и над малоимущими свободными производителями.

Сложившееся при Р. с. право ставило своей целью превращение рабов в собственность рабовладельцев (раб - объект, а не субъект права), охрану с помощью самых жестоких мер частной собственности, политические всевластия рабовладельцев. В развитом рабовладельческом обществе среди высших слоев физический труд считался несовместимым с исполнением гражданских обязанностей. Конфуций, Аристотель, Цицерон и др. считали рабство общественно необходимым институтом, поскольку, как они полагали, есть категории людей, не способных к умственному труду и самой природой предназначенных к рабской зависимости; граждане же должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости. Аристотель писал: «... Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, то тогда и зодчие, при постройке дома, не нуждались бы в рабочих, а господам не нужны были бы рабы» («Политика», 1, 2, 5; рус. пер., СПБ, 1911, с. 11). Но некоторые мыслители высказывали и противоположные взгляды: например, Дион Хрисостом (1-2 вв. н. э.) считал, что все люди, в том числе и рабы, имеют одинаковое право на свободу.

Типичной формой религиозного мышления при Р. с. был политеизм, что, однако, вовсе не исключало исторической возможности возникновения монотеистических взглядов в определённых исторических условиях (например, установление государственного культа Атона по реформе Эхнатона в Египте в 14 в. до н. э., культ Яхве в Иудее в 1-м тыс. до н. э., христианство в 1 в. н. э. на территории Римской империи). Религиозное мировоззрение при Р. с. было господствующим, однако наряду с ним возникло светское мировоззрение в виде ряда философских учений идеалистического и материалистического направления (в Китае, Индии, Греции и Риме): натурфилософия, стоицизм, платонизм, неоплатонизм, материалистические учения Демокрита и Эпикура и др.

В этот период истории человечества возникли художественная литература и её жанры (трагедия, комедия, лирика, эпос и т.д.), историческая литература, театр, были заложены основы естественных наук (математика, астрономия, медицина и т.д.), созданы такие выдающиеся памятники изобразительного искусства и архитектуры, как афинский акрополь (Греция), пирамиды в Гизе (Египет), римский пантеон (Рим), дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (Вавилония), ступа в Санчи (Индия), Великая Китайская стена, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре (Египет), Пергамский алтарь (Пергам), «Афродита Мелосская» и «Аполлон Бельведерский» (Греция) и др. Процесс вытеснения Р. с. со всемирной исторической арены феодальной формацией являлся процессом длительным, сложным и мучительным, изобиловавшим множеством разнообразных кровавых конфликтов. Он не был мирной эволюцией или плавным переходом от Р. с. к феодализму. По своему характеру это - революционный процесс, однако его никак нельзя считать «революцией рабов». Классовая борьба при Р. с. достигла большой напряжённости, доказательством тому служат сведения о массовых побегах рабов и рабских восстаниях (Спартака и др.). Гибель рабовладельческого способа производства в конечном итоге была обусловлена его экономической бесперспективностью, ибо непосредственные производители - рабы - не были заинтересованы в поднятии производства. «Античное рабство пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд. ... Рабство перестало окупать себя и потому отмерло» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 148, 149). Перерождение рабовладельческой формы эксплуатации в колонат, вызванное экономическими причинами и представлявшее собой длительный процесс, обусловило и перерождение рабовладельцев в феодалов, части рабов - в феодальных крестьян. «Перемена формы эксплуатации превращала рабовладельческое господство в крепостническое» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 75). Эта смена во всемирном масштабе произошла приблизительно в 4-6 вв. н. э.

Лит.: Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т, 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, М., 1940; Маркс К. и Энгельс Ф., Об античности, Л., 1932; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, О государстве, там же, т. 39; Общее и особенное в историческом развитии стран Востока, М., 1966; Законы истории и конкретные формы всемирно-исторического прогресса, книга 1 - Проблемы истории докапиталистических обществ, М., 1968; Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока, М., 1971; Качановский Ю. В., Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства?, М., 1971; Струве В. В., Проблема зарождения, развития и разложения рабовладельческих обществ Древнего Востока, «Изв. Гос. Академии истории материальной культуры», в. 77, М. - Л., 1934; его же, Некоторые аспекты социального развития Древнего Востока, «Вопросы истории», 1965, № 5; Тюменев А. И., Передний Восток и античность, там же, 1957, № 6; Конрад Н. И., О рабовладельческой формации, в его книге: Запад и Восток, М., 1966; Дьяконов И. М., Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер, М., 1959; его же, Проблемы собственности, «Вестник древней истории», 1967, № 4; его же, Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тысячелетия до н. э., там же, 1968, № 3, 4; его же, Рабы, илоты и крепостные в ранней древности, «Вестник древней истории», 1973, № 4; Утченко С. Л., Дьяконов И. М., Социальная стратификация древнего общества, М., 1971; Дандамаев М. А., Рабство в Вавилонии, VII-IV вв. до н. э., М. - Л., 1974; Степугина Т. В., О способах порабощения в древнем Китае во времена империи Цинь и ранних Хань, в сборнике: Сборник статей по истории стран Дальнего Востока, М., 1952; Ильин Г. Ф., Основные проблемы рабства в Древней Индии, в сборнике: История и культура древней Индии, М., 1963; Коростовцев М. А., Опыт применения системного анализа в исследовании раннеклассовых обществ (Принципы построения модели «раннего рабства»), «Народы Азии и Африки», 1973, № 6; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства, «Вестник древней истории», 1960, № 4; Зельин К. К., Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II-I вв. до н. э., М., 1960; Зельин К., Трофимова М. К., Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода, М., 1969; Ленцман Я. А., Рабство в микенской и гомеровской Греции, М., 1963; Штаерман Е. М., Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике, М., 1964; её же. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи, М., 1957; Утченко С. Л., Кризис и падение Римской республики, М., 1965; Рабство на периферии античного мира, Л., 1968: Блаватская Т. В., Голубцова Е. С., Павловская А. И., Рабство в эллинистических государствах в III-I вв. до н. э., М., 1969; Штаерман Е. М., Трофимова М. К., Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия), М., 1971; Кузищин В. И., Понятие общественно-экономической формации и периодизация истории рабовладельческого общества, «Вестник древней истории», 1974, № 3; Slavery in classical antiquity. Views and controversies, ed. by М. l. Finley, Camb., 1960; Westermann W. Z., The slave systems of Greek and Roman antiquity, Phil., 1955; Gelb J. J., From freedom to slavery, Bayerische Akademie der Wissenschaften, Münch., 1972.

М. А. Коростовцев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Рабовладельческий строй" в других словарях:

    См. ОБЩЕСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии


Рабовладельческий строй - первое классовое, антагонистическое общество, возникшее на развалинах (см.), на основе развития производительных сил общества, на основе развития частной собственности, роста экономического неравенства. Поскольку первобытно-общинный способ производства был свойствен всем народам, постольку и рабство в тех или иных масштабах имелось во всех странах и у всех народов. Широкое распространение рабство получило на Востоке- в Египте, Ассирии, Вавилонии, Месопотамии, Индии, Китае, а также в Закавказье (Урарту) и в других районах.

Количество рабов исчислялось десятками тысяч. Однако рабство на Востоке носило главным образом патриархальный, домашний характер. Рабы здесь не были главной производительной силой общества. Основной производительной силой общества на древнем Востоке оставались крестьяне, тесно связанные о общиной и жестоко эксплуатируемые деспот ическим государством. В древней Руси, в особенности в Киевский период, рабство было также патриархальным, домашним, однако менее развитым, чем на древнем Востоке. Высшей формы развития рабство достигло в древней Греции и в древнем Риме, где раб стал главной производительной силой общества и где рабство превратилось в рабовладельческий способ производства.

При рабовладельческом строе господствующим и основным классом является класс рабовладельцев. Он распадается на разные социальные группы: крупные землевладельцы, владельцы крупных мастерских, торговцы, ростовщики. Вторым основным классом является многочисленный класс рабов. Кроме этих двух основных классов в рабовладельческом обществе имеются промежуточные слои свободного населения! мелкие собственники, живущие своим трудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен-пролетариат, образовавшийся из разорившихся ремесленников и крестьян. Основой производственных отношений рабовладельческого общества является собственность рабовладельца на средства производства и на раба, которого рабовладелец может продать, купить и даже убить. Эти производственные отношения соответствуют новому, более высокому, чем при первобытно-общинном строе, уровню производительных сил. Скотоводство, земледелие, ремёсла, разделение труда между этими отраслями производства, металлические орудия производства получили относительно широкое распространение. Стало развиваться товарное производство.

Эксплуатация рабов, основанная на внеэкономическом принуждении, принимает чудовищные размеры. На эксплуатацию и насилие рабы отвечают низкой производительностью труда и порчей орудий производства. Прибавочный продукт, создаваемый каждым отдельным рабом, был незначителен. Однако общая масса прибавочного продукта при эксплуатации громадного количества рабов и исключительной дешевизне их труда была относительно велика. На этой основе стали возможны известный общественный прогресс, развитие науки, искусства, философии. Некоторый прогресс имел место и в области техники производства, которая, однако, оставалась крайне низкой и застойной, так как была основана на рабстве. Низкие цены на рабов, почти даровой труд последних не создают у рабовладельцев экономического стимула вводить новые, усовершенствованные орудия производства.

С возникновением рабовладельческого общества возникает и развивается государство как аппарат принуждения, как машина для подавления эксплуатируемого большинства общества эксплуатирующим: меньшинством. Вся история рабства является историей жестокой классовой борьбы. Рабство было необходимым и прогрессивным этапом на пути развития человеческого общества. Оно послужило основой для дальнейшего, более быстрого развития производительных сил, науки, культуры.

Но достигнув определённого уровня, производительные силы не могли дальше развиваться в рамках производственных отношений рабовладельческого общества. С разложением рабовладельческого строя классовая борьба достигает своей высшей точки. Восстания рабов переплетаются с борьбой разоряющихся мелких крестьян против крупных землевладельцев. Гибель рабовладельческого строя в Риме ускорилась вторжением извне. Рабовладельческая форма эксплуатации заменяется другой - феодальной. С уничтожением рабовладельческого способа производства рабство полностью не исчезает. Оно продолжает существовать в тех или иных размерах и в период феодализма и в период капитализма.

На стадии поздней первобытной общины формируются основы рабовладельческого способа производства. Однако установлено, что одни страны сразу переходят к феодализму, минуя рабовладение, а другие сначала переходят к рабовладельческому обществу, затем к феодализму. Хронологически это выглядят следующим образом: Европа с конца III тыс. до н.э. до конца IV в. н.э., страны Востока - с конца XVII тыс. до н.э. до конца VI в. н.э. (Азия и Африка)

От первобытнообщинного общества к феодальному сразу переходят восточные славя­не, германские племена, пастушеские племена Азии и арабы. От первобытнообщинного об­щества к рабовладельческому и от него к феодальному переходят Древний Египет, страны Передней и Малой Азии, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция; Древняя Италия.

Обычно выделяют азиатский и античный способы производства. Азиатский способ производства развивается в Шумере, Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте, Древней Индии и Древнем Китае, античный способ производств - в Древней Греции и Древнем Риме. Основ­ными чертами рабовладельческою общества являются следующие:

    Производство продуктов на основе труда рабов и внеэкономические формы его присвоения и распределения.

    Никем не ограниченная собственность рабовладельца на раба, орудия производства и продукт раба.

    Примитивные орудия производства.

4. Натуральное хозяйство и потребительский характер внутреннего рынка. Что касается азиатского способа производства, представленного древневосточными

цивилизациями, то оно имеет ряд общих признаков. Среди них можно выделить следующие.

    Сочетание элементов первобытнообщинного хозяйства с раннеклассовым.

    Устойчивость общины, обусловленная необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных систем.

    Превращение в экономический центр храмового или царского хозяйства.

    Слабое развитие частной собственности на землю.

    Использование патриархального рабского труда. Для этого груда было характерно следующее:

    сохранение связи между непосредственным производителем и его участком земли;

    сравнительно небольшая доля эксплуатации;

    производство ради средств существования рабовладельцев и рабов;

Некоторая доля самостоятельности рабов и гарантии против изменения их пра­вового статуса.

    Появление больших городских поселений и городов.

    Ремесленная специализация населения и социальная дифференциация.

    Устойчивость государства, взявшего на себя функции распределителя ирригацион­ных систем и монополизировавшего право на общественные работы.

Первые государственные образования на территории Древнего Востока появились примерно в середине IV тыс. до н.э. (Месопотамия, Египет, а позднее - Индия, Китай). Осо­бое место среди государств в Месопотамии занимают шумерские государства (XXVIII-XXIV вв. до н.э.)

Стремительному росту земледелия в них способствовали наличие плодородных зе­мель вдоль рек, благоприятный климат, легкость обработки почвы, возможность ежегодного орошения. До заселения низовий Тигра и Евфрата здесь простирались мертвые пустыни, на­чинавшиеся почти от их берегов на севере страны, и безлесные степи, выжженные солнцем. Практически здесь не было ни дерева, ни металла, ни минералов, ни строительного камня. Первобытные общины довольствовались дарами природы. Однако шумеры не могли с этим смириться и создали сказочное изобилие с великолепно отлаженным для того времени хо­зяйством. Они осушили болота и топи, создали сеть оросительных каналов, наиболее круп­ные из которых стали использовать для судоходства. Благодаря своему «земледельческому таланту» они превратили мертвые земли в цветущий сад и создали многоотраслевую эконо­мику, основной отраслью которой стало земледелие.

Земля была царской, храмовой и собственностью территориальной общины. Сначала дворец не занимал ведущих экономических позиций. К середине III тыс. он становится кон­курирующей, а затем и равной храму силой, позднее господствующей в экономике страны. Храмовая земля делилась на три категории: собственно храмовая земля; земля, раздававшая­ся храмовому персоналу за службу в наследственное пользование, и земля, сдававшаяся в аренду с уплатой определенной части урожая. Обычно эта доля составляла 1/3. По мере раз­вития экономики эта форма стала применяться чаще. Землю в аренду стали сдавать и дворец, и состоятельные землевладельцы.

Земля передавалась в индивидуальное владение большим семьям, часть из которых несколько позже превратилась в состоятельных землевладельцев.

Основными земледельческими культурами были пшеница и ячмень. Было развито са­доводство и огородничество. Шумеры разводили плантации финиковых пальм, выращивали бобы и лук. Землю обрабатывали, главным образом, «люди храма» (сельскохозяйственные рабочие). Очень трудно найти информацию об уровне жизни земледельцев. Тем не менее удалось обнаружить следующие данные. На работе в царском саду в группе из восьми чело­век руководитель ежедневно получал 31,5 л зерна, 3 садовника - 25,2 л, 2 «поливальщика» -21 л, 1-й помощник - 16 л, а 2-й - 3,4 л. Паек последнего считался голодным. Для сравнения: волы получали ежедневно 2,52 л ячменя и еще дополнительно некоторое количество бобов. Были участки «для прокормления», которые отводились отдельным группам сельскохозяйст­венных рабочих. Низшую ступень иерархической лестницы занимали рабы, принадлежавшие дворцу, храму и свободным землевладельцам.

Земледелие, как впрочем, и вся экономика, было плановым (выражаясь современным языком). В земледелии существовали определенные нормы. Храм же по существу превра­тился в центр, который руководил экономикой страны. В поле работали группами под при­смотром надсмотрщика, наделенного определенными полномочиями представителя храмо­вой администрации, или опытного начальника. Весь урожай свозился в зернохранилища храма. Затем из него и из соответствующих складов земледельцы получали продовольствие, одежду и другие средства существования

Сначала земледелие было основано на ручном труде с использованием единого ору­дия - мотыги. Потом земледельцы перешли к обработке земли плугом, который тащили во­лы и ослы. Существовал храмовой склад сельскохозяйственного инвентаря, получивший на­- 8 -

звание «дом плугов». Из него земледельцы получали плуги, мотыги, семена и корм для волов и ослов.

Основой благосостояния шумеров наряду с земледелием становятся и скотоводство. Разводили овец, коров (ради молока, мяса, шерсти), свиней, быков, ослов в качестве упряж­ных животных, домашнюю птицу. Заботам скотоводов были поручены стада бога (храма) и стада царя (дворца). Помимо этого они содержали и собственный скот. За свой груд они так­же получали продовольственный паек. К примеру, в храмовых хозяйствах выделялись спе­циальные земельные участки, урожай с которых предназначался для прокормления пастухов: «людей скота», «людей овец», «людей коз» и т д.

Усиленно развиваются ремесла: камнерезное, кузнечное, столярное, ювелирное, гон­чарное дело. Совершенствуются выпечка хлеба, варка пива, строительство домов. Особое место в экономике занимает судостроение. Появляются более узкие профессии резчики по камню и металлу, граверы, ткачи и др. Шумеры активно применяли медь, овладели методами литья, клепки и паяния. Причем многие мастерские создавались прямо при храме. Всему велся строгий учет. Все, что производилось и выдавалось со складов и зернохранилищ, тща­тельно регистрировалось. Велся учет даже отходов.

Сырье для некоторых видов ремесел доставляли из других стран. Местное сырье со­ставляли глина, тростник, шерсть, кожа. Из тростника ремесленники изготавливали плетеные изделия, пользовавшиеся большим спросом. Кстати, хлеб, муку, зерно и даже документы они хранили в специальных плетеных корзинах.

Что касается ткачества, то оно стало развиваться лишь во второй половине III тыс. Сначала из шерсти изготавливали весьма простую и скромную одежду. Испокон веков в хра­мах прядением занимались женщины, прежде всего рабыни. Основной рабочей силой они были и в ткацких мастерских. В конце II тыс. появляются ткачи различной квалификации, а одежда становится более замысловатой.

В кожевенных мастерских изготавливалась обувь (сандалии), стулья, обивка для пово­зок, упряжь, мешки и др.

Создание мощной системы ирригационных каналов способствовало развитию судо­строения, что в свою очередь обусловило и развитие внешней торговли. В связи с этим в Шумере строили огромное количество судов всевозможного назначения.

В древнем Шумере внутреннего рынка практически не существовало. Население внутри отдельных городов-государств получало все необходимое посредством выдач, без каких-либо обменных операций. Что касается внешней торговли, то ее усиленному ростy способствовали купцы. Сначала они вывозили излишки производства в другие города и стра­ны и ввозили сырье. Затем в действие вступил закон, согласно которому купцы стали платить налог с заключенных сделок. Причем храмы тщательно следили за тем, чтобы каж­дая сделка оформлялась письменными документами. Каждый акт купли-продажи фиксиро­вался на глиняных табличках, заверенных оттисками печатей обеих сторон, а также печатью чиновника. Документы хранились в храме.

Сделки совершались на базарах. Начиная со второй половины III тыс. здесь покупали продукты, одежду, домашнюю утварь. Для оформления документов приглашался писец. Оп­товая торговля велась непосредственно на пристанях, где товары находились на кораблях. Вывозили зерно, шерсть, финики. Ввозили золото, камни, серебро и др. Торговля велась оживленно и со многими отдаленными странами.

Вавилонское государство образовалось в первой половине II тыс. до н.э. Наибольшего расцвета оно достигло при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)

Экономика этого периода характеризовалась следующими чертами:

    Сочетание царско-храмовой земли с общинно-частным сектором.

    Наличие централизованного бюрократического аппарата, эффективно действовав­шего через многочисленный слой специалистов-профессионалов.

Царско-храмовая земля (до 30...40 %) раздавалась царским людям первой и второй ка­тегорий. В первом случае земля выступала как жалованье в форме должностного надела, во

втором - в форме неотчуждаемых обязательных наделов. За пользование этими наделами выплачивали определенную долю урожая.

Общинные земли делились на наделы большинства общинников, сводивших с боль­шим трудом концы с концами, и участки беднейших общинников.

Постепенно наряду с царско-храмовыми землями и неотчуждаемыми коллективными землями появляется частнособственнический сектор, представленный сначала в виде незна­чительной части земель, наемного труда и части аренды, который активно включился в эко­номическую жизнь страны.

Что касается второй особенности, то на первый план было выдвинуто юридическое обеспечение экономической и социальной сфер деятельности населения с достаточно стро­гой системой наказаний. Это было обусловлено тем, что частнособственнический сектор вел к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников. Все эти идеи нашли отражение в законах Хаммурапи - первого в истории наиболее полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентаций, весьма четко определивших права и обязанности населения. Законы Хаммурапи, увековеченные на боль­шом черном базальтовом столбе, состоят из введения, заключения и 282 статей (в самом тек­сте нумерация статей отсутствует) (см. прил. 1).

Законы Хаммурапи, прежде всего, являлись гарантом неприкосновенности личности и имущества. Если вавилонский воин попадал в плен, то его следовало обязательно выкупить. В случае отсутствия средств необходимую сумму должен был дать храм поселка, где он проживал, или дворцовое хозяйство, т.е. казна.

Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требо­ванию выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и бы­ли неотчуждаемыми. В случае долга кредитор мог забрать только имущество, приобретенное самим воином, но не надел, пожалованный царем.

Хотя в законах Хаммурапи не выделены разделы, специалисты отмечают следующие их группы:

    Общие принципы функционирования правосудия.

    Охрана собственности царя, храма и населения.

    Статус имущества, полученного от царя.

    Операции с недвижимостью и торговлей.

    Семейное право.

    Наказания за телесные повреждения.

По правоспособности в законах выделяются следующие группы: полноправные; муш-кенумы и рабы. Каждая из этих групп по-разному отвечала за свои поступки. За ущерб, нане­сенный полноправному, штраф был больше, чем за ущерб мушкенуму. Раб «стоил» еще де­шевле. Частные рабы считались собственностью хозяев, беглых ловили, а укрывателей стро­го наказывали. Вместе с тем рабы имели определенные права на семью, имущество и хозяй­ство.

Мушкенумы это зависимые царские люди. Они могли иметь должность, достаточно высокий административный статус, хозяйство и рабов.

Многие статьи касаются вопросов собственности, в них собственность закрепляется как институт. Однако основная цель законов состоит в том, чтобы ее регулировать и ограни­чивать. К примеру, запрещается отчуждение в любой форме земельных наделов, пожалован­ных царем. В статьях регламентируются условия найма и размер платы за наемный труд, рассматриваются все случаи аренды и норма арендной платы, а также условия залога иму­щества.

С целью ограничения произвола заимодавцев и создания оптимальных условий для должников в статьях оговорены все условия кредита и ростовщичества. Так, в случае неуро­жая долг откладывался. Если человек за долг был отдан в долговое рабство, то кредитор нес ответственность за его жизнь. В случае его гибели в результате плохого обращения с ним кредитора строго наказывали. Срок долгового рабства был ограничен тремя годами. После

этого должник освобождался, а долг считался погашенным.

Размер долгового процента не должен был превышать 20 % при денежном и 30 % при натуральном займе.

Наказания за серьезные преступления были суровыми. Часто преступник карался смертью. Основной принцип наказания осуществлялся по принципу «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба».

В Вавилоне успешно развивалось сельское хозяйство, что объяснялось расширением и улучшением оросительной системы. Активно велась внутренняя и внешняя торговля. Ввози­лись лес, камень, металлы, а вывозились зерно, финики, шерсть, многочисленные ремеслен­ные изделия. Жители Древнего Двуречья внесли вклад в мировую культуру. Они изобрели иероглифическое письмо, которое в массовой документации царско-храмовых хозяйств пре­вратилось в упрощенную клинопись, сыгравшую решающую роль в возникновении алфавит­ной системы.

К этому следует добавить систему календарного исчисления, тесно связанную с ас­трономическими наблюдениями и постоянно развивавшуюся благодаря усилиям жрецов. Де­сятичная система древнего счета стала основой элементарной математики.

На экономику Древнего Египта оказали влияние выгодное географическое положение и наличие полезных ископаемых. Средиземное море соединяло Древний Египет с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и Грецией. Нил, являясь важным судоходным пу­тем, соединил Верхний и Нижний Египет. Он стал источником неиссякаемого плодородия и основой всей хозяйственной деятельности страны.

Среди полезных ископаемых было много различных пород камня. В стране добывали гранит, диорит, базальт, алебастр, известняк, песчаник. В самом Египте металлов не было, однако, они находились в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове - медь, на побережье Красного моря - цинк и свинец, в Малой Азии - серебро и железо, в пустыне между Нилом и Красным морем - золото.

Для Древнего Египта характерна централизация власти, порой приобретавшая черты государственной деспотии. Это самый ранний пример командно-распределительной систе­мы.

Государство в своей деятельности опиралось на развитый бюрократический аппарат. Главным лицом в государстве был царь-фараон. Одной из его функций было верховное пра­во на земельный фонд. Он же являлся организатором и распорядителем ирригационных сис­тем. Ими царь распоряжался через царские и храмовые хозяйства. Крестьянские общины имели права наследственного пользования за натуроплату. Ее размер устанавливался не по амбарному, а по биологическому урожаю, т.е. он определялся до жатвы чиновниками.

Позднее, примерно в I тыс. до н.э., появляется государственная монополия на некото­рые отрасли экономики. Установлено, в частности, ее наличие на изготовление и продажу растительного масла. Централизованно распределялась и вся масса произведенного про­дукта. Непосредственным производителем материальных благ был юридически свободный, но трудообязанный крестьянин. Чиновники же тщательно фиксировали полученный урожай и количество скота. Общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали необходимые инструменты и провиант из государственных хранилищ.

Установлено, что все население, включая беднейшие слои и высокопоставленных чи­новников, выплачивало налоги. Крестьяне и землевладельцы вносили в качестве налога часть урожая, скот и одежду. Высокопоставленные чиновники платили налоги со всего сво­его имущества, которое в подавляющей части поступило к ним в качестве жалованья за ока­занные царю услуги. За должность они получали земли, прекрасные «виллы», изящные по­возки, роскошные лодки, много рабов, скот, продукты питания, вина и одежду. Все эти по­дарки были записаны на их имя и учитывались сборщиками налогов при определении их ве­личины.

Первым лицом в государстве после царя был верховный сановник. Он выполнял функции главного судьи, управлял многими отраслями экономики и совмещал целый ряд

должностей.

Являясь крупным централизованным государством, Древний Египет в XXVIII- XXIII вв. до н.э. распространил свое влияние на области Синайского полуострова, Южную Пале­стину и Нубию. Установлено, что в этот период времени он стал обладателем района медных рудников на Синайском полуострове.

Земля в стране принадлежала фараону, храму и вельможам. Она делилась на две час­ти. Одна находилась в их собственности, а другая отдавалась за должность и являлась услов­ным владением. Земли обрабатывались «рабочими отрядами». Они получали из хозяйства все необходимое: семена, тягловой скот, одежду. Собранный урожай принадлежал хозяину. Позже землю стали сдавать в аренду «слугам царя», которые обрабатывали ее своими ору­диями и на свои средства. Они выплачивали ренту царю, храму или вельможам. Потом наря­ду со «слугами царя» начинает появлялся класс, связанный в той или иной мере с рынком и возникающей частной собственностью. Происходит выделение чиновников, воинов и ремес­ленников. В эпоху Среднего царства (XXII-XVIII вв. до н.э.) некоторые из них владели зем­лями, которые могли сдавать в аренду малоимущим или неимущим. Арендная плата могла быть натуральной и частично реализовываться на рынке.

Община в Египте исчезла рано и бесследно вместе с традициями коллективного зем­лепользования. В период Древнего царства, все земли поглотило государственное хозяйство. Известно, что рабочие отряды во главе с чиновниками перемещались с места на место по ме­ре надобности и без всяких ограничений. Некоторые изменения в земельном вопросе про­изошли в эпоху Среднего царства, когда земля начинает переходить в частную собствен­ность. Основной отраслью экономики страны становится ирригационное земледелие, отли­чавшееся большой продуктивностью. Его центром становится Верхний Египет. Садоводство, огородничество и скотоводство в основном развиваются в Нижнем Египте.

Основные сельскохозяйственные культуры - ячмень и пшеница-двузернянка. Разви­тию продуктивного земледелия в большой степени способствовали ирригационные сооруже­ния. В период Среднего царства были созданы огромное водохранилище, соединявшееся ка­налом с Нилом, и разветвленная сеть оросительной системы в Фаюмском оазисе. Сооруже­ние оросительных систем было трудоемким процессом, трудозатраты составляли 120…130 тыс. чел./ч на 1 км канала . Ирригационные работы способствовали в значительной степени развитию кооперации груда общинников, выполнявших целый комплекс работ но поддержанию оросительных систем в надлежащем порядке: укрепление дамб, восстановле­ние и сооружение плотин, очистка и углубление больших и малых каналов. По свидетельст­ву русского путешественника А. Рафаловича, даже в первой половине XIX в. лишь, на очи­стке русла канала длиною в 100 верст (107 км), шириною в 50 футов (15,3 м) и глу6иною в 7 футов (2,1 м) одновременно была занята 31 тыс. феллахов. И такая работа проводилась через каждые три года .

Гидротехника того времени была на уровне выше среднего. Древнеегипетским журав­лем можно было поднять в течение одного часа почти две тонны воды. Для данной эпохи при отсутствии насосной техники эффект был весьма значительным. Для Египта. как впро­чем, и для других восточных цивилизаций, была типична высокая урожайность, Её уровень был настолько высок, что его не могли достичь ни античный мир, ни средневековая Европа. Следует добавить, что урожайность достигалась не столько за счет совершенствования ору­дий труда, сколько за счет кооперации рабочей силы, направленной на поддержание высоко­го естественного плодородия земли. В дальнейшем посевная площадь расширяется, а неко­торые поля засеваются два раза в год.

В период Нового царства в земледелии усовершенствуются соха и упряжка, появляет­ся целый ряд новых орудий труда и приспособлений (например, специальные молоты для измельчения комьев земли, водоподъемные сооружения и др.).

Наряду с земледелием успешно развиваются огородничество и садоводство. В Египте появляется и новая, не известная до тех пор отрасль экономики - пчеловодство.

Особое место среди плодовых культур занимает виноград. Многочисленные раскопки

свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда.

Египет становится страной высокоразвитого скотоводства. Более того, здесь появля­ется коневодство. В период Нового царства короткошерстных овец заменили новой породой, пригодной для стрижки. Особенностью египетского скотоводства являлось содержание в стаде вместе с домашними животными полностью прирученных или полуприрученных жи­вотных пустынь: антилоп, козерогов, газелей.

Важной отраслью экономики становятся разнообразные виды ремесла, и прежде все­го, строительное дело. Его уровень был настолько высок, что потребовал разработки новых пород камня.

Особенно грандиозными были египетские пирамиды III-VI династий (2800-2400 гг. до н.э.). Объем строительных работ, связанных с ними за это время, составил 13 млн. м 3 . Са­мым высоким сооружением в мире до появления Эйфелевой башни была пирамида Хеопса. Её строительство продолжалось 20 лет. По расчетам современных специалистов, постройка такой пирамиды во второй половине XX в. (в 1970 г. был только один кран такой высоты) заняла бы не менее 40 лет }

gastroguru © 2017