Нейропсихология хомская читать. Нейропсихология (Хомская Е.Д.)

Окончила в 1952 г. МГУ. В 1957 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1958 г. работала в МГУ. Вместе с А.Л. Лурия участвовала в создании на факультете психологии МГУ кафедры нейро- и патопсихологии.

В 1971 г. защитила докторскую диссертацию. Профессор (1974). Разрабатывала проблемы синдромального анализа нарушений высших психологических функций, нейропсихологического анализа функциональной асимметрии мозга. Является автором новаторских разработок в области нейропсихологического изучения эмоций и индивидуальных различий в протекании психологических процессов в норме. Один из основателей нового направления в психофизиологии — психофизиологии локальных поражений мозга.

Является автором более 250 научных публикаций, ею опубликован ряд статей по различным разделам общей и медицинской психологии в БМЭ. Более30-тиее работ опубликованы в иностранных журналах («Cortex», «Neuropsychology» и др.).

Основные научные труды: «Мозг и активация», «Процесс экстраполяции в глазодвигательной системе» (соавт. А.Д. Владимирский), «Нейропсихология. Учебник», "Мозг и эмоции» (соавт. Н.Я.Батова), «А.Р.Лурия. Научная биография».

Книги (6)

I Международная конференция памяти А.Р. Лурия

Хомская Е.Д.,Ахутина Н.В.

Сборник содержит доклады, прочитанные на I Международной конференции посвященной А.Р. Лурия, которая состоялась 24-26 сентября 1997 г. в г. Москве. Он раскрывает значение научного наследия А.Р. Лурия для развития различных областей психологической науки - и прежде всего - нейропсихологии. В нем отражен современный этап разработки различных нейропсихологических проблем. Доклады отечественных и зарубежных авторов показывают лидирующую роль научной школы А.Р. Лурия в современной нейропсихологии. Предназначена для специалистов в области клинической, педагогической, общей психологии и представителей смежных специальностей.

Мозг и эмоции. Отрывок

Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость друг от друга.

Известно положение Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», а также мнение о том, что «без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания». Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны — и в этом суть проблемы.

Нейропсихологическая диагностика

Методы нейропсихологической диагностики, предложенные А.Р.Лурия, прошли самую строгую апробацию на различных контингентах испытуемых: больных с локальными поражениями головного мозга, больных с психическими заболеваниями, на людях с пограничными состояниями ЦНС, на детях, имеющих трудности и обучении, в геронтологической клинике; используются они и для изучения индивидуальных психологических особенностей у здоровых людей. И этот список далеко не исчерпан.

В настоящее время эти методы имеют очень широкое применение, ибо они основаны на фундаментальных научных представлениях о мозговой организации психических функций человека, разработанных современной нейропсихологией.

Нейропсихология

В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии - одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А.Р.Лурия и его учеников.

В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.

О методологических проблемах современной психологии

«В новые постперестроечные времена философские методологические проблемы психологии все меньше интересуют научную общественность. Наметились новые тенденции: с одной стороны, к чистому прагматизму, к определенному пренебрежению академической наукой в разных ее ипостасях, в том числе и методологической, как, якобы, не имеющей практической ценности, с другой - к явному оживлению интереса ко всяким чудесам, мистике (экстрасенсорному восприятию, телекинезу и т.п.)».

Хрестоматия по нейропсихологии

Хрестоматия представляет собой сборник статей по различным разделам нейропсихологии и отражает состояние отечественной нейропсихологии, созданной трудами А.Р.Лурия и его учеников.

В нее вошли как классические, так и современные (отечественные и зарубежные) работы, в том числе и те, которые представляют новые направления современной нейропсихологии: детскую нейропсихологию, нейропсихологию позднего возраста, нейропсихологию нормы и др.

Книга является учебным пособием к курсу «Основы нейропсихологии» и предназначена для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, а также для клиницистов и преподавателей.

В работе с пациентами, перенёсшими инсульт, нередко приходится встречать проблемы не только двигательного характера. Порой пациенты с сохранными двигательными функциями восстанавливаются гораздо хуже прогнозируемых ожиданий.

В своих трудах, посвящённых уровням построения движений, Николай Александрович Бернштейн уделял огромное внимание аферентным связям в процессе двигательной деятельности человека и последний (пятый), описываемый им уровень носил название «Уровень высших психических функций». Описывая функции уровня, Бернштейн ссылался на не менее именитого учёного Александра Романовича Лурия.

А.Р. Лурия является основателем нейропсихологии – одним из направлений клинической психологии. В биографии учёного сотрудничество с ведущими специалистами школы психологии своего времени Выготским, Леонтьевым, Запорожцем, которые входили в так называемый «Круг Выготского» (группа состояла из учёных психологов, физиологов, неврологов, педагогов, психиатров и.т.д.). Подход Лурия был направлен на изучение патологических процессов со стороны высших психических функций, во многом определяя ход и стратегию дальнейшей реабилитации пациентов, имеющих такие нарушения. Подход получил мировое признание и широко применяется на сегодняшний день.

Автор учебника «Нейропсихология», Евгения Давыдовна Хомская,– ученица и продолжатель великого дела А.Р. Лурия, заслуженный профессор МГУ, доктор психологических наук, более 40 лет проработала в области клинической психологии.

Достоинства учебника Е.Д. Хомской «Нейропсихология».

Учебник содержит в себе информацию о ряде теоретических положений, анализе нарушения высших психических функций, а также описывает нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. При этом автор не забывает ссылаться на произведения своего учителя А.Р. Лурия.

Кому будет полезен учебник «Нейропсихология»:

  • врачам неврологам / нейрофоизиологам /ординаторам / студентам медицинских ВУЗов – т.к. в книге содержится полезная информация как по теоретической, так и практической части анализа нарушения высших психических функций мозга человека;
  • клиническим психологам/психофизиологам – для пополнения знаний в практической деятельности;
  • специалистам по физической реабилитации – для расширения кругозора и понимания особенностей нейропсихологических симптомов у пациентов с повреждением головного мозга.

Родилась 7 августа 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1952), доктор психологических наук (1971), профессор (1976), преподавала в МГУ (с 1958), - в должности профессора (с 1974), зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1977-1980), зав. лабораторией нейропсихологии в Институте Психологии АН СССР (1972-1980), заслуженный профессор МГУ (с 1996). Лауреат Ломоносовской премии 2-й степени и бронзовой медали ВДНХ (1973). Член редколлегии журнала "Вестник МГУ". Серия 14. "Психология". Скончалась 6 марта 2004.

Евгения Давыдовна Хомская - известный специалист в области нейропсихологии. В дипломной работе, выполненной под руководством профессора А.Н.Соколова, Х. удалось экспериментально выявить феномен изменения слуховой чувствительности человека в ответ на восприятие им различных слов, и, тем самым, был намечен один из путей изучения психосемантических характеристик индивидуального сознания. Самостоятельная научная деятельность Хомской тесно связана с творчеством профессора А.Р.Лурия. Хомская начала работать ст. лаборантом, затем педагогом-воспитателем в Санатории № 36 Мосгорздравотдела, который являлся клинической базой лаборатории по изучению детей-олигофренов (зав. лабораторией А.Р.Лурия) Института дефектологии (1953-1958). За эти годы была написана кандидатская диссертация Хомской на тему: “Роль речи в компенсации нарушений условных двигательных реакций у детей” (1957). Исследовались дети с задержкой психического развития и дети-олигофрены. Оказалось, что присоединение речи к двигательным реакциям может компенсировать нарушения движений у детей с задержками психического развития в отличие от детей, страдающих разными формами олигофрении. Результаты исследования подтвердили гипотезу А.Р.Лурия о том, что нейродинамика речевых процессов в ее развитии опережает нейродинамику двигательных процессов и поэтому возможна компенсация нарушений движений через речь.

С 1958 по 1980 гг. Хомская возглавляла группу психофизиологии в нейропсихологической лаборатории А.Р.Лурия Нейрохирургического госпиталя им. Бурденко и преподавала в МГУ. Здесь ею был собран материал для докторской диссертации, успешно защищенной в 1971 г. по теме: “Лобные доли мозга и процессы активации”. В исследовании были изучены многосторонние функции лобных долей мозга и особенно их важнейшая роль регулятора в процессах активации, механизмы произвольного контроля с помощью речи. Метод исследования - электроэнцефалография, изучались ЭЭГ-ответы на иррелевантные сигналы и сигналы, связанные с деятельностью по решению разного рода задач (например, счетных). Было обнаружено, что при включении в активную деятельность по выполнению заданий, требующих речевой регуляции, возникают генерализованные реакции активации ЭЭГ (верхних отделов альфа-диапазона), носящие неугасимый характер. Такого рода реакции оказались характерны для нормы и всех больных с очаговыми поражениями мозга, кроме больных с поражениями медиа-базальных отделов лобных долей. Впервые были введены способы оценки ассиметрии формы волны ЭЭГ (восходящей и нисходящей), выявлявшиеся с помощью специально созданных технических средств. Показатель изменения ассиметрии волн ЭЭГ при интеллектуальной нагрузке оказался более чувствительным, чем изменения амплитудной и частотной составляющих спектра ЭЭГ. Результаты исследования позволили различать псевдолобных больных (при вторичных лобных синдромах) и выявлять лобную симтоматику при субклинических формах заболеваний мозга. Материалы диссертации были опубликованы в книге: “Мозг и активация” (М., 1972), переведенной и изданной в 1983 г. в США.

В 1970- е гг. Хомская руководит лабораторией нейропсихологии в ИП АН СССР и продолжает цикл исследований, обозначенных ею как “нейропсихологическая психофизиология”. В этот период публикуются сборники и монографии, посвященные новым методам нейропсихологических исследований функционального состояния мозга; функциям лобных долей мозга.

В 1980-е - 1990-е гг. - Хомская разрабатывает теоретические основы нейропсихологии, новые методические приемы изучения познавательных и эмоциональных процессов, занимается исследованием проблемы межполушарной ассиметрии мозга, нейропсихологических основ индивидуальных различий в норме.

Евгения Давыдовна Хомкая читала в МГУ курсы: “Основы нейропсихологии”, “Клиническая нейропсихология”, “Психофизиология локальных поражений мозга”, “Патология эмоций”, “Нейропсихология индивидуальных различий” и др. Ею опубликован первый в нашей стране учебник для университетов “Нейропсихология” (1987), представляющий собой фундаментальный труд, отражающий современное состояние нейропсихологии, вклад А.Р.Лурия и отечественной нейропсихологической школы в ее формирование как самостоятельной науки. Хомская - автор и редактор ряда учебных пособий по нейропсихологии, обеспечивающих университетскую подготовку студентов, специализирующихся в области нейропсихологии: Нейрофизиологические основы внимания. (Хрестоматия). М., 1979; Нейропсихология. Тексты. 1984. Ею организован оригинальный спецпрактикум по компьютерной нейропсихологической диагностике. Хомская была организатором ряда конференций, симпозиумов по нейропсихологии как в нашей стране, так и за рубежом, неоднократно выезжала за рубеж с докладами и лекциями по нейропсихологии (Финляндия, Болгария, Югославия, Польша и др.). Подготовила 35 кандидатов наук.

Хомская Е. Д. Нейропсихология : 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический
университетский учебник»).

В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук,
возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране
работами А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение
основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого
спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в
области клинической психологии.

СОДЕРЖАНИЕ
Электронное оглавление............................................................................................................5
Иллюстрации и таблицы.........................................................................................................10
Предисловие...............................................................................................................................12
Оглавление.................................................................................................................................13
Предисловие к третьему изданию..........................................................................................15
От редакции................................................................................................................................16
Раздел I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.............................................................................................16
Глава 1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук..........................................16
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................17
Глава 2. Теория системной динамической локализации высших психических функций..............................26
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................27
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................30
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................31
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................32
Глава 3. Основные принципы строения мозга....................................................................................................34
Рис. 4. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга:......................................36
Рис. 5. Варианты расположения цитоархитектонических полей на поверхности мозга человека......................39
Рис. 6. Ассоциативные (корково-корковые) связи (по С. Б. Дзугаевой).................................40
Рис. 8. Вертикальная организация основных анализаторных систем:.....................................41
Рис. 9. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А. Р.Лурия, 1970):...........................42
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................42
Рис. 10. Системы связей первичных, вторичных и третичных полей коры............................45
Рис. 11. Схема соматотопической проекции общей чувствительности и двигательных функций в коре головного мозга (по У. Пенфилду):.................46
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................47
Глава 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.......................48
Рис. 12. Анатомическая асимметрия коры мозга человека:......................................................49
Рис. 14. Межполушарные связи:.................................................................................................51
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................51
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................52
Рис. 15. Влияние комиссуротомии на рисунок и письмо:.........................................................56
Глава 5. Нейропсихология и практика................................................................................................................58
Рис. 16. Компьютерный томограф:.............................................................................................61
Глава 6. Отечественная нейропсихология — нейропсихология нового типа..................................................65
Раздел II. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА...........69
Глава 7. Проблема высших психических функций в нейропсихологии...........................................................69
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................70
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................71
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................72
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................72
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................75
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................75
Глава 8. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.....................................77
Общие принципы работы анализаторных систем...............................................................................................................77
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................77
Из произведений A. ft, Лурия...................................................................................................................77
Зрительный анализатор. Сенсорные зрительные расстройства.........................................................................................78
Гностические зрительные расстройства..............................................................................................................................80
Рис. 22. Копирование рисунков больным с предметной зрительной агнозией.......................82
Рис. 23. Рисунки больных о оптико-пространственной агнозией:...........................................83
Рис. 24. Копирование рисунков больным с поражением задних отделов правого полушария, имеющим одностороннюю оптико-пространственную агнозию.......84
Рис. 25. Движения глаз при нарушениях зрительного восприятия:.........................................86
Глава 9. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии...............86
Кожно-кинестетический анализатор....................................................................................................................................86
Сенсорные кожно-кинестетические расстройства..................................................................................................................................86
Рис. 26. Схема строения кожно-кинестетического анализатора...............................................90
Гностические кожно-кинестетические расстройства..........................................................................................................90
Рис. 27. Показатели выполнения пробы на узнавание фигур на ощупь (проба Сегена) с закрытыми глазами больными с поражением теменных отделов мозга:........92
Из произведений А. Р. Лурия...................................................................................................................92
Глава 10. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии.........................................93
Слуховой анализатор.............................................................................................................................................................93
Сенсорные слуховые расстройства...........................................................................................................................................................93
Рис. 28. Схема строения слухового анализатора........................................................................93
Гностические слуховые расстройства..................................................................................................................................96
Рис. 29. Пороги восприятия коротких звуков левым и правым, ушами:.................................97
Рис. 30. Нарушение неречевого слуха у больных после односторонней электрошоковой терапии..........98
Глава 11. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий...........................................99
Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы..............................................................................99
Элементарные двигательные расстройства..............................................................................................................................................99
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................100
Пирамидная система...........................................................................................................................101
Рис. 31. Строение пирамидной и экстрапирамидной систем:.................................................102
Экстрапирамидная система................................................................................................................103
Рис. 33. Стриопаллидум и его эфферентные связи, базальный аспект..................................104
Рис. 34. Организация моторных функций на спинальном уровне:........................................105
Рис. 35. Различные системы афферентаций чувствительных (кинестетических) и двигательных (кинетических) отделов коры (по Д. Пейпецу)......105
Нарушения произвольных движений и действий..................................................................................................................................107
Рис. 36. Персеверации движений у больных с поражением передних отделов головного мозга...................108
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................109
Глава 12. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом......109
Рис. 37. Дифференциация коры головного мозга человека в соответствии с таламокортикальными проекциями...111
Рис. 38. Карта последовательного созревания различных отделов коры и миелинизации

Связанных с ними путей:............................................................................................................112
Глава 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий........................................116
Экспрессивная речь.............................................................................................................................116
Импрессивная речь..............................................................................................................................116
Рис. 39. Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми
функциями:.........118
Рис. 40. Расположение очагов поражения в левом полушарии мозга при различных формах......120
Рис. 41. Локализация ранений левого полушария головного мозга, при которой возникает
оптическая вербальная алексия (по А. Р.Лурия, 1947)...122
Рис. 42. Письмо под диктовку больного с афферентной моторной афазией:.......................123
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................126
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................127
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................127
Рис. 43. Нарушение операций, связанных с симультанным и сукцессивным синтезом при поражении различных областей мозга:.....128
Глава 14. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема амнезий..................................129
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................131
Рис. 44. «Кривые заучивания» ряда из 10 слов у больных с опухолями верхних отделов
ис. 45. Модально-специфические нарушения памяти у больных с поражениями разных отделов мозга:.............135
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................135
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................136
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................136
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................137
Рис. 46. «Кривые заучивания» серии из 10 слов у больных с грубым «лобным синдромом»:.138
Глава 15. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга...............................................................139
Рис. 47. Количество правильно воспроизведенных слов, предъявлявшихся по методу дихотического прослушивания на правое ухо (пунктирная линия)..............142
Рис. 48. Воспроизведение слов, предъявленных одновременно на левое и правое ухо.......143
Двигательное невнимание..................................................................................................................143
Психофизиологические исследования...............................................................................................143
Рис. 49. Изменение амплитудных значений различных частот спектра ЭЭГ во время

Действия индифферентных и сигнальных звуковых раздражителей.....................................145
Рис. 50. Примеры изменений спектра ЭЭГ во время действия первых пяти индифферентных

И сигнальных звуковых раздражителей....................................................................................146
Рис. 51. Значения индекса локальной пространственной синхронизации (ПС):..................147
Глава 16. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.............................................................147
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................150
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................151
Рис. 52. Примеры заданий на мысленное манипулирование объемными объектами:.........154
Рис. 53. Зоны семантической матрицы понятия «дерево»......................................................156
Раздел III. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ И СОЗНАНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ
ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА........................................................................................................157
Глава 17. Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии...........................157
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................159
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................160
Проблема сознания..............................................................................................................................161
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................161
Из произведений А.Р. Лурия..................................................................................................................162
Глава 18. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга......................164
Рис. 54. Взаимосвязи между корковыми и подкорковыми образованиями, имеющими
преимущественное отношение к осуществлению витальных реакций и эмоциональных состояний....................................165
Таблица 1. Частота эмоциональных сдвигов после унилатеральных припадков (УП) (по В. Л. Деглину и H. H. Николаенко, 1975).............................168
Рис. 56. Эффективность воспроизведения эмоциональных....................................................170
Рис. 57. Количество ошибок интерпретации эмоционально-отрицательных.......................170
Рис. 58. Результаты идентификации своего эмоционального состояния с одним из изображенных на картинке:..........................171
Глава 19. Нейропсихологический подход к изучению нарушений сознания при локальных поражениях мозга.......................................................172
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................180
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................181
Раздел IV. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ
ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА........................................................................................................181
Глава 20. Синдромный анализ нарушений высших психических функций..................................................181
Проблема факторов в нейропсихологии............................................................................................................................181
Первое положение:..............................................................................................................................181
Второе положение:..............................................................................................................................182
Из произведений А. Р. Лурия.................................................................................................................183
Глава 21. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий.............188
Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий головного мозга.............................19
Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий головного мозга.......................194
Глава 22. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга..............198
Первый тип — синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга...................199
Рис. 60. Глубинные структуры мозга (схема):.........................................................................204
Послесловие.........................................................................................................................................................206
Приложение 1. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы..214
Вступительные замечания..................................................................................................................................214
Схема нейропсихологического исследования..................................................................................................214
I. Краткое изложение данных истории болезни................................................................................................................214
II. Общая характеристика больного....................................................................................................................................215
Таблица (продолжение)..............................................................................................................216
III. Оценка латеральной организации функций................................................................................................................216
Субъективная оценка ведущей руки.......................................................................................................................................................216
IV. Исследование внимания................................................................................................................................................217
V. Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.........................................................................218
Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные сценоподобные галлюцинации, временные нарушения зрения и т. п...............218
VI. Исследование соматосенсорного гнозиса....................................................................................................................219
Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)...................219
VII. Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций..........................................................................220
Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т. п.)............220
VIII. Исследование движений.............................................................................................................................................221
Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)...............................221
Таблица (продолжение)..........................................................................................................222
IX. Исследование речи.........................................................................................................................................................223
Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и др.).......................................223
Таблица (продолжение)..........................................................................................................224
X. Исследование письма......................................................................................................................................................225
Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)...................................225
XI. Исследование чтения.....................................................................................................................................................225
Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)..225
Таблица (продолжение)..............................................................................................................225
XII. Исследование памяти...................................................................................................................................................226
Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю нити повествования и др.)...................................226
Таблица (продолжение)..............................................................................................................228
Цветные иллюстрации...........................................................................................................229
Рис. 1. Большой мозг, cerebrum, и головной мозг, encephalon................................................229
Рис. 2. Цитоархитектонические поля коры полушарий большого мозга. Данные Института мозга РАМН:.........................................230
Рис. 3. Большой мозг, cerebrum (полусхематично):................................................................231
Рис. 7. Ассоциативные пути. Проекция волокон на поверхность полушария (полусхематично):........................................232
Рис. 13. Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении кровотока в различных участках мозга при разных видах деятельности..............................233
Рис. 17. Нерасчлененный мозг: показаны структуры, участвующие в сенсорных процессах и внутренней регуляции, а также структуры лимбической системы и ствола мозга..............233
Рис. 18. Зрительная, слуховая, обонятельные системы и ощущения с поверхности тела:..234
Рис. 19. Зрительный нерв (пучок) и зрительный путь:............................................................235
Рис. 20. Схематическое изображение зрительных путей (вид сверху)..................................235
Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки,....236
Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества,......................................................236
Рис. 55. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.................................237
Рис 59. Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга.........................................237
XIII. Исследование системы счета......................................................................................................................................238
Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных операций в уме и др.).......................238
Таблица (продолжение)..............................................................................................................239
XIV. Исследование интеллектуальных процессов............................................................................................................240
Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, на истощаемость, «вязкость мыслей» и др.)...................240
Таблица (продолжение)..............................................................................................................241
Таблица (продолжение)..............................................................................................................243
XV. Исследование эмоционально-личностной сферы......................................................................................................243
1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам предварительной беседы................................243
2. Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы.........................................................................243
3. Опросник Спилбергера—Ханина для оценки ситуативной тревожности......................................................................................244
4. Шкала сниженного настроения Зунга.................................................................................................................................................244
5. Цветовой тест Аюшера.........................................................................................................................................................................244
6. Опросник для оценки эмоциональности.............................................................................................................................................244
7. Восприятие эмоционального тона сюжетных картин.......................................................................................................................245
8. Восприятие эмоционального тона рассказов.....................................................................................................................................245
9. Данные проективных тестов: Роршаха, TAT и др.............................................................................................................................245
XVI. Схема нейропсихологического заключения.............................................................................................................245
Приложение 2. Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина)....................246
Таблица (продолжение)..............................................................................................................246
Приложение 3. Опросник для определения личностной тревожности (по методике
Спилбергера—Ханина)..........................................................................................................247
Таблица (продолжение)..............................................................................................................247
Приложение 4. Опросник для оценки сниженного настроения (по методике Зунга)..............248
Приложение 5. Опросник для оценки эмоциональности как черты личности (по методике Е. А. Ольшанниковой и Л. А. Рабинович).....249
Литература................................................................................................................................250



gastroguru © 2017