Леонид Каганов: дневник. Мозг во время сна Что в мозгу во время сна

Почему мозг начинает стареть после 20 лет, отличается ли мозг гениев и преступников, восстанавливаются ли нервные клетки, почему они массово гибнут у младенцев?

1. Даже младенцы теряют нервные клетки.
Сколько нейронов (нервных клеток) в мозге человека? У нас их около 85 миллиардов. Для сравнения, у медузы - всего 800, у таракана - миллион, а у осьминога - 300 млн.

Многие считают, что нервные клетки гибнут лишь в пожилые годы, но большая их часть теряется нами еще в детстве, когда в голове ребенка происходит процесс естественного отбора.

Как в джунглях, среди нейронов выживают наиболее эффективные и приспособленные. Если нервная клетка простаивает без работы, у нее включается механизм самоликвидации.

Целые сети нейронов в мозгу малыша борются за существование. Они с разной быстротой и разной эффективностью решают одни и те же насущные задачи, отвечают на бесчисленные вопросы, как команды знатоков в игре «Что, где, когда?».

Проиграв в честной борьбе, слабые команды выбывают, освобождая место победителям. Это ни плохо, ни хорошо, это нормально. Таков суровый, но необходимый процесс естественного отбора в мозге - нейродарвинизм.

2. Нейронов – миллиарды.
Бытует мнение, что каждая нервная клетка - это простейший элемент памяти, как один бит информации в памяти компьютера. Несложные подсчеты показывают, что в этом случае кора нашего мозга вмещала бы всего 1-2 гигабита или не более 250 мегабайт памяти, что никак не соответствуют тому объему слов, знаний, понятий, образов и прочей информации, которой мы владеем. Конечно, нейронов огромное количество, но их, безусловно, не хватит, чтобы вместить все это. Каждый нейрон является интегратором и носителем, множества элементов памяти - синапсов.

3. Гениальность не зависит от размера мозга
Мозг человека весит примерно 1200 - 1400 грамм. Мозг Эйнштейна, к примеру, 1 230 г, не самый большой. Мозг слона почти в четыре раза больше, самый крупный мозг у кашалота - 6800 граммов. Дело здесь не в массе.

В чем разница между мозгом гения и обычного человека? По обложке книги или по числу страниц никогда не скажешь, вышла она из-под пера мастера или графомана. Кстати, и среди преступников попадаются весьма умные люди. Для оценки нужны совершено другие единицы измерения, которых пока не существует. Но в целом мощность мозга зависит от числа синаптических контактов (мозг состоит отнюдь не из одних нейронов, в нем заключено огромное множество вспомогательных клеток. Его пересекают большие и малые кровеносные сосуды, а в центре мозга скрыты четыре так называемых мозговых желудочка, заполненных цереброспинальной жидкостью...).

Главную интеллектуальную мощь мозга составляют нейроны его коры. Особенно важна плотность синаптических контактов между нейронами, а никак не физический вес. Ведь не станем же мы по весу в килограммах определять быстроту компьютера.

По этому показателю мозг животных, даже высших приматов, существенно меньше человеческого. Мы проигрываем животным в скорости бега, в силе и выносливости, в способности лазить по деревьям.… Собственно, во всем, кроме ума.

Мышление, сознание - это то, что отличает человека от животных. Тогда возникает вопрос: почему бы человеку не обзавестись еще более вместительным мозгом?

Ограничивающим фактором является сама анатомия человека. Размер нашего мозга, в конце концов, определяется размером родовых путей женщины, которая не сможет родить ребенка со слишком большой головой. В каком-то смысле мы - пленники собственного строения. И в этом смысле человек не может стать существенно умнее, если только в один прекрасный день не изменит себя сам.

4. Многие болезни можно будет лечить, внедряя в нервные клетки новые гены.
Генетика - невероятно успешная наука. Мы научились не только исследовать гены, но и создаем новые, перепрограммируем их. Пока это лишь эксперименты на животных, и идут они более чем успешно. Близится время, когда многие болезни можно будет вылечить, внедряя в клетки новые или модифицированные гены. Не проводятся ли опыты над человеком? Тайные лаборатории существуют только в фантастических фильмах. Такие научные манипуляции осуществимы только в крупных научных центрах и требуют больших усилий. Беспокойство о несанкционированном взломе человеческого генома на сегодняшний день лишено оснований.

5. Человек использует лишь толику возможностей своего мозга? Это миф.
Многие почему-то считают, что человек использует лишь небольшую часть возможностей своего мозга (скажем, 10, 20 и так далее процентов). Трудно сказать, откуда взялся этот странный миф. Верить в него не стоит. Эксперименты показывают, что нервные клетки, не задействованные в работе мозга, погибают.

Природа рациональна и экономна. В ней ничего не откладывается на всякий случай, про запас. Живым существам невыгодно и просто вредно содержать в мозгу «бездельников». Лишних клеток у нас нет.

6. Нервные клетки восстанавливаются.
Несколько лет назад в 83-летнем возрасте скончался очень известный пациент, американец Генри Моллисон. Еще в молодости врачи, чтобы сохранить ему жизнь, полностью удалили из мозга гиппокамп (от греческого - морской конек), являвшийся источником эпилепсии. Результат оказался тяжелым и неожиданным. Больной потерял способность что-либо запоминать. Он остался совершенно нормальным человеком, мог поддерживать беседу. Но стоило вам выйти за дверь всего на несколько минут, и он воспринимал вас как совершенно незнакомого человека. Каждое утро на протяжении десятков лет Моллисону приходилось заново познавать мир в той его части, каким мир стал после операции (все, что предшествовало операции, больной помнил). Так, волею случая, было установлено, что гиппокамп отвечает за формирование новой памяти. В гиппокампе восстановление нервных клеток (нейрогенез) происходит сравнительно интенсивно. Но значение нейрогенеза не следует переоценивать, его вклад все же невелик.

Дело не в том, что организм злонамеренно желает навредить себе. Центральная нервная система похожа на сложную сеть волокон, на переплетенный клубок проводов. Создать новую нервную клетку организму было бы несложно. Однако сама сеть давно уже сформирована. Как же в нее встроиться новой клетке, чтобы не создать помех? Это можно было бы сделать, найдись в мозгу инженер, который разберется в клубке «проводов». К сожалению, такой должности в мозгу не предусмотрено. Поэтому восстановление клеток мозга взамен утраченных затруднено. Немного помогает слоистая структура коры больших полушарий, она помогает новым клеткам встраиваться в нужное место. Благодаря этому небольшое восстановление нервных клеток все-таки существует.

7. Как одна часть мозга спасает другую
Ишемический инсульт мозга - тяжелая болезнь. Она связана с закупоркой кровеносных сосудов, подводящих кровь. Мозговая ткань чрезвычайно чувствительна к кислородному голоданию и быстро отмирает вокруг закупорившегося сосуда. Если зона поражения не находится в одном из жизненно важных центров, человек выживает, но при этом может частично утратить подвижность или речь. Тем не менее, через продолжительное время (иногда - месяцы, годы) утраченная функция частично восстанавливается. Если нейронов не становится больше, то за счет чего это происходит? Известно, что кора головного мозга имеет симметричное строение. Все ее структуры поделены на две половины, левую и правую, но поражена лишь одна из них. Со временем можно заметить медленное прорастание отростков нейронов из сохранившейся структуры в пострадавшую. Отростки удивительным образом находят правильный путь и частично компенсируют возникший недостаток. Точные механизмы этого процесса остаются неизвестными. Если мы научимся управлять процессом восстановления, регулировать его, это не только поможет при лечении инсультов, но и раскроет одну из самых больших тайн мозга.

8. Когда-то левое полушарие победило правое
Кора головного мозга, как все мы знаем, состоит из двух полушарий. Они несимметричны. Как правило, левое - важнее. Мозг устроен так, что правая часть управляет левой стороной тела, и наоборот. Именно поэтому, у большинства людей доминирует правая рука, управляемая левым полушарием. Между двумя полушариями существует своеобразное разделение труда. Левое отвечает за мышление, сознание и речь. Именно оно мыслит логически и совершает математические операции. Речь - не просто инструмент общения, не только способ передать мысль. Чтобы понять явление или предмет, нам совершенно необходимо его назвать. Например, обозначив класс абстрактным понятием «9а» мы избавляем себя от необходимости всякий раз перечислять всех учеников. Абстрактное мышление свойственно человеку, и лишь в малой степени - некоторым животным. Оно невероятно ускоряет и усиливает мышление, поэтому речь и мышление в каком-то смысле очень близкие понятия.

Правое полушарие отвечает за распознавание образов, эмоциональное восприятие. Оно почти не умеет говорить. Откуда это известно? «Помогла» эпилепсия. Обычно болезнь гнездится только в одном полушарии, но может перекинуться и на второе. В 60-ые годы прошлого века врачи задумались о том, нельзя ли перерезать связи между обоими полушариями ради спасения жизни пациента. Несколько таких операций было проведено. Когда у пациентов прервана естественная связь левого и правого полушарий, то и у исследователя появляется возможность «разговаривать» с каждым из них по отдельности. Было установлено, что у правого полушария весьма ограниченный запас слов. Оно может изъясняться простыми фразами, но абстрактное мышление правому полушарию недоступно. Вкусы и взгляды на жизнь у двух полушарий могут сильно различаться и даже вступать в явные противоречия.

У животных нет центров речи, поэтому и явной асимметрии полушарий у них не выявлено.

Существует гипотеза о том, что несколько тысяч лет назад полушария мозга человека были вполне равноправны. Психологи полагают, что «голоса», так часто упоминаемые в древних источниках, были не чем иным как голосом правого полушария, а не метафорой или художественным приемом.

Как же получилось, что левое полушарие стало доминировать? С развитием мышления и речи одно из полушарий просто обязано было «победить», а другое «уступить», потому что двоевластие в пределах одной личности нерационально. По какой-то причине победа досталась левому полушарию, но нередко встречаются люди, у которых, напротив, доминирует правое полушарие.

9. У правого полушария словарный запас ребенка, зато фантазия круче

Важнейшая функция правого полушария - восприятие зрительных образов. Представим себе картину, висящую на стене. А теперь мысленно расчертим ее на квадратики и начнем постепенно закрашивать их случайным образом. Детали рисунка начнут пропадать, но пройдет довольно много времени, прежде чем мы перестанем понимать, что же именно изображено на картине.

Наше сознание обладает удивительной способностью воссоздавать картину по отдельным фрагментам.

Кроме того, мы наблюдаем динамичный, подвижный мир, почти как в кино. Фильм не рисуется нам в виде отдельных сменяющихся кадров, а воспринимается в постоянном движении.

Еще одной удивительной способностью, которой мы наделены, является умение видеть мир объемным, трехмерным. Совершенно плоская картина отнюдь не кажется плоской.

Одной только силой воображения правое полушарие нашего мозга наделяет картину глубиной.

10. Мозг начинает «стареть» после 20 лет
Главная задача мозга - усваивать прижизненный опыт. В отличие от наследственных признаков, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни, мозг способен учиться и запоминать. Однако он не безразмерен и в какой-то момент может просто переполниться, так, что свободного места в памяти больше не будет. В таком случае мозг начнет стирать старые «файлы». Но это чревато серьезной опасностью того, что сотрется нечто важное ради какой-нибудь чепухи. Чтобы этого не произошло, эволюция нашла любопытный выход.

До 18-20 лет мозг активно и неразборчиво поглощает любую информацию. Успешно дожив до этих лет, которые в прошлом считались солидным возрастом, мозг постепенно меняет стратегию с запоминания на сохранение того, что усвоено, дабы не подвергать накопленные знания опасности случайного стирания. Процесс этот происходит медленно и планомерно на протяжении всей жизни каждого из нас. Мозг становится все более консервативным. Поэтому с годами ему все труднее осваивать новое, зато усвоенные знания надежно закрепляются.

Этот процесс не является болезнью, с ним трудно и даже практически невозможно бороться. И это лишний аргумент в пользу того, как важно учиться в молодые годы, когда учеба дается легко. Но и для людей постарше имеются хорошие вести. Далеко не все свойства мозга с годами ослабевают. Словарный запас, количество абстрактных образов, способность рационально и здраво мыслить не утрачиваются и даже продолжают расти.

Там, где молодой неопытный разум запутается, перебирая различные варианты, мозг постарше быстрее найдет эффективное решение благодаря лучшей стратегии мышления. Кстати, чем образованнее человек, чем больше он тренирует свой мозг, тем меньше вероятность заболеваний мозга.

11. Мозгу нельзя сделать больно
Мозг лишен каких-либо чувствительных нервных окончаний, поэтому ему не бывает ни жарко, ни холодно, ни щекотно, ни больно. Это и понятно, если учесть, что он лучше любого другого органа защищен от воздействий внешней среды: добраться до него непросто. Мозг ежесекундно получает точную и разнообразную информацию о состоянии самых удаленных уголков своего тела, знает о любых потребностях, и наделен правом удовлетворить их или отложить на потом. Но себя мозг никак не ощущает: когда у нас болит голова - это лишь сигнал от болевых рецепторов мозговых оболочек.

12. Полезная пища для мозга
Как и все органы тела, мозг нуждается в источниках энергии и в строительных материалах. Иногда говорят, что мозг питается исключительно глюкозой. Действительно около 20% всей глюкозы потребляется именно мозгом, но он, как и любой другой орган, нуждается во всем комплексе питательных веществ. Целые белки никогда не проникают в мозг, перед этим они расщепляются на отдельные аминокислоты. То же касается и сложных липидов, которые перевариваются до жирных кислот, таких как омега-3 или омега-6. Некоторые витамины, например С, проникают в мозг самостоятельно, а такие как В6 или В12 переносятся проводниками.

Следует быть осторожными, употребляя продукты, богатые цинком, например, такие как устрицы, арахис, арбузные семечки. Существует гипотеза о том, что цинк накапливается в мозге и со временем может привести к развитию болезни Альцгеймера.

Ученые назвали пять основных причин гибели клеток головного мозга человека.

Что необходимо знать, чтобы предотвратить болезни и оставаться долго в здравом уме.

Что вредит головному мозгу

Недосыпание

По мнению ученых, для нормального функционирования мозга взрослому человеку необходимо спать от 7 до 9 часов в сутки. Общеизвестный факт - в следствии недосыпания у человека могут возникать проблемы с концентрацией внимания. Не высыпающиеся люди имеют трудности с принятием решений и с общением с другими людьми. Но не все знают, что нехватка сна приводит к повреждению нейронов мозга и к ухудшению когнитивных функций мозга.


Наркотики

Ученые полагают, что наркотические вещества вызывают привыкание именно потому, что во время приема наркосодержащих препаратов отмирают клетки мозга и людям становится сложно вновь чувствовать себя хорошо. Повторный прием наркотиков дает обманчивое чувство улучшение самочувствие, но на самом деле таким образом человек только губит еще большее количество клеток своего мозга.

Алкоголь

В результате приема спиртных напитков начинается обезвоживание человеческого организма. Поскольку человеческий мозг на 75% состоит из воды обезвоживание сказывается на нем крайне негативно. При нехватке воды для поддержания работы мозга человеческий организм начинает направлять всю имеющуюся в нем воду именно туда, а это приводит к отеку мозга. В следствии этого нередко возникают приступы, которые негативно отражаются на функционировании мозга.

Курение

Делая всего одну затяжку, курильщик вдыхает свыше 7 тысяч токсичных веществ. Из них 69 провоцируют возникновение инфарктов, инсультов и развитие рака. Вещества, содержащиеся в табачном дыме, не только способствуют отмиранию клеток человеческого мозга, но и как недавно выяснили ученые, заставляют белые кровяные клетки мозга атаковать и убивать другие здоровые клетки.


Стресс

Незначительный стресс, по мнению ученых, помогает человеку сконцентрироваться на решении сложных задач. Но постоянный стресс выматывает человека, лишает его сил и энергии, и уже начинает мешать в процессе концентрации внимания. Хронический стресс приводит к ряду изменений в человеческом мозге, способных в дальнейшем спровоцировать возникновение психических расстройств. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Человеческий мозг – самый сложный и малоизученный орган. Но несколько интересных фактов известны доподлинно.

От чего зависит скорость реакции?

Скорость нервного импульса, который поступает в мозг или из него, составляет 274 километра в час. Никогда не задумывались, почему вы так быстро реагируете, когда, скажем, ударите молотком по пальцу? Это все благодаря невероятной скорости нервного импульса, которая равна скорости спортивной машины.

Мозг «дышит» интенсивнее других органов

Масса мозга составляет всего 2% от общей массы тела, однако он потребляет 20% кислорода, который циркулирует в крови – больше, чем любой другой орган. Это делает его очень восприимчивым к повреждениям, связанными с недостаточностью кислорода. Так что дышите глубже!

Нервные клетки восстанавливаются

Нейроны растут всю жизнь. Много лет ученые считали, что нейроны и нервная ткань не способны расти или восстанавливаться. Оказывается, что это не так, хотя нервная ткань ведет себя иначе, чем другие ткани человеческого тела – нейроны растут всю жизнь и этот факт открыл новою страницу в области исследования мозга и его болезней.

Информация в нейронах разного типа передается с разной скоростью. Типов существует несколько и скорость передачи информации в них варьируется от 0.5 до 120 метров за секунду.

Сколько энергии нужно мозгу?

Для полноценной работы мозгу нужен эквивалент энергии, потребляемой 10-ваттной лампочкой. Когда в мультиках возникновение идеи в мозгу героя символизирует лампочка над головой, это не так уж далеко от правды. Мозг также генерирует количество энергии равное маленькой лампочке даже во время сна.

Мозг никогда не спит

Мозг гораздо более активен ночью, нежели днем. Это кажется нелогичным, ведь днем мы двигаемся, он занят вычислениями, решением сложных задач на работе, что должно заставлять его работать интенсивнее, чем во время сна. Оказывается, что все наоборот. Когда вы «отключаетесь», мозг «включается». Ученые пока не понимают, почему это так, но вам стоит поблагодарить ваш мозг за то, что он трудится, пока вы спите.

Количество сновидений зависит от IQ

Ученые утверждают, что чем выше ваш коэффициент интеллекта, тем больше сновидений вы видите. Если это так, то вам не стоит переживать, если вы не можете припомнить, что вам снилось. Большинство из нас плохо помнит сновидения, поскольку они длятся не более 2-3 секунд.

Сколько информации может поместиться в мозгу человека?

Человеческий мозг способен запомнить в 5 раз больше информации, чем содержится в Энциклопедии Британника. Или любой другой энциклопедии. Ученым еще предстоит установить точный объем, но уже известно, что в переводе на компьютерную терминологию мозг способен вместить от 3 до 1000 терабайт. Национальный Британский архив, к примеру, в котором описаны 900 лет истории, занимает всего 70 терабайт – оцените потенциал своего мозга.

Мозг не чувствует боли

Сам по себе мозг не чувствует боли. Конечно, он реагирует, когда вы порежете палец или обожжетесь, но в нем нет болевых рецепторов и, следовательно, боли он не ощущает. Но это не спасает от головной боли – мозг окружен множеством тканей, нервов и сосудов, которые очень даже чувствительны к боли.

Мозг состоит из воды на 80%

У многих мозг ассоциируется с твердой серой массой, напоминающей орех. Но живой мозг – это болотно-розовый желеобразный орган, в тканях которого очень много воды и крови. В следующий раз, когда вас будет мучить жажда, не забывайте, что мозгу тоже нужна живительная влага.

Наш мозг нуждается в уходе не меньше любого другого органа. Некоторые продукты в избыточных количествах, мешают думать, так же отдельные привычки негативно влияют на мыслительные способности. Создайте своему мозгу благоприятные условия.

Мозг – важнейший орган нашего организма. Он управляет всеми его жизненными функциями. Благодаря мозгу мы слышим, видим, чувствуем, осязаем, мыслим, двигаемся. От его работы зависят наше самочувствие, память, эмоции, интеллектуальные способности.

Мозг – очень нежный орган. Поэтому чтобы он оставался работоспособным и молодым как можно дольше, важно правильно его «эксплуатировать», по возможности учитывая то, что он «любит» и «не любит».

Что не нравится нашему мозгу?

1. Слишком жирная еда

Потребление в неумеренном количестве продуктов, содержащих слишком много насыщенных жиров, особенно животного происхождения, может повлечь за собой закупорку сосудов головного мозга, что ограничит приток крови и доступ к нему питательных веществ.

Вредны для мозга и скрытые жиры, содержащиеся в копченостях, сардельках-сосисках-колбасах, мороженом, полуфабрикатах, фастфуде и пр.

В то же время сотрудники американского института геронтологии сделали вывод, что низкокалорийная диета и голодание пагубно влияют на состояние мозга, который переживает в этом случае сильный стресс. Это сказывается на эмоциях человека, проявляется навязчивой озабоченностью или фиксацией на какой-то идее.

Они считают, что несмотря на то, что главное питательное вещество для мозга ― глюкоза, ему необходим и жир, ведь сам он на 1/6 состоит из холестерина. Тем более, что без жира не могут усваиваться важнейшие витамины.

2. Излишек сладостей

Мозг любит сладости, особенно шоколад, ведь они повышают его продуктивность. Однако ему нужен не сахар, а глюкоза, которая содержится в меде, фруктах и сухофруктах.

На излишек сахара организм реагирует резким выбросом инсулина. Уровень сахара падает и, как результат, наступает слабость и снижается умственная работоспособность.

То, что сахар вредит интеллекту человека и губительно воздействует на клетки головного мозга, подтвердили и соответствующие исследования.

Шоколад же полезен для мозга лишь в том случае, если он содержит не менее 70% какао.

3. Алкоголь

Длительное злоупотребление спиртными напитками, особенно крепкими, и даже красным вином, богатым антиоксидантами, грозит закупоркой сосудов головного мозга, старением и отмиранием его клеток, проблемами с памятью и пр.

4. Курение

Индийские ученые после ряда исследований пришли к заключению, что курение пагубно воздействует на мозг, разрушая его. Главная разрушающая сила ― табак, поскольку из-за табачного дыма мозг получает слишком мало кислорода. Кроме того, в мозг из сигарет и табачного дыма попадает несколько тысяч всевозможных химических соединений, 30 из которых особенно ядовиты.

После поступления никотина из легких в мозг у человека возникает подъем мыслительной активности, поскольку никотин возбуждает нервные клетки, побуждая их к работе. Однако через некоторое время наступает обратный эффект. Происходит сужение его кровеносных сосудов, вследствие чего нарушается поступление к нервным клеткам кислорода и питательных веществ, что проявляется в виде головных болей.

В дальнейшем это может стать причиной развития онкологии.

Из-за курения сосуды мозга теряют упругость и эластичность, что приводит к нарушению мозгового кровообращения и, при ряде сопутствующих факторов, ― кровоизлиянию в мозг.

Курение нередко является и причиной заболевания рассеянным склерозом.

5. Недостаток воды

Британские ученые утверждают, что нехватка воды способствует уменьшению объема мозга и снижению его работоспособности, в результате чего обработка одного и того же количества информации происходит дольше, чем в обычных условиях.

Для нормальной работы мозга в организм должно поступать не менее 2 л жидкости в день. А если человек теряет больше жидкости, чем обычно, например во время интенсивных тренировок, посещения парной, да и просто при сильной жаре, то ее количество необходимо увеличить.

Однако без причины пить более 2 л жидкости в день не стоит – это тоже вредит мозгу, так как излишнее ее количество способствует вымыванию йода из организма.

6. Недосыпание

В последние годы недосыпание приобретает все более глобальные масштабы. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, люди в целом стали спать на 20% меньше, чем их предки, которые вели более размеренный образ жизни. Обилие дел и желание все и всюду успеть привели к тому, что люди «занимают» время у сна. Однако чтобы полноценно выспаться, время сна должно составлять не менее 7-9 часов. По статистике же такую «роскошь» позволяют себе не более 60% людей.

Регулярное недосыпание приводит к тому, что мозг пытается наверстать время, упущенное для сна, тогда, когда человек бодрствует. И в это время у него наблюдается ухудшение мелкой моторики, он не в состоянии размышлять и действовать, замедляются сообразительность, реакции и логические процессы. Человек как бы зависает.

Хроническое недосыпание приводит к повреждению нейронов, отвечающих за внимание и интеллектуальную деятельность.

7. Храп

Австралийские ученые пришли к выводу, что храп отрицательно влияет на работу мозга, поскольку сон храпящего человека – беспокойный. Из-за храпа несколько снижается количество серого вещества в тех участках мозга, которые отвечают за координацию движений, концентрацию внимания и память.

8. Стресс

Стресс, или сильное эмоциональное напряжение, влечет за собой разрыв связей между нейронами головного мозга. Многим знакомо чувство нервного напряжения, когда все валится из рук.

Сильные эмоции парализуют мыслительные процессы: как большое горе, так и большая радость могут на некоторое время лишить человека способности думать. То же самое можно сказать и о страхе – у человека, переживающего страх, подавляется способность нервных клеток включиться в мыслительный процесс.

Продолжительные стрессы способствуют ухудшению памяти и снижению интеллекта.

9. Перегруженность информацией

В последнее время забывчивостью все чаще стали страдать и молодые люди. Появился даже термин «синдром суетной жизни», который характеризуется внезапными провалами в памяти.

Причина этому – ускорение ритма жизни и увеличение количества информации, которую мозг должен быстро переработать. Однако из-за информационных перегрузок он не в состоянии это сделать надлежащим образом.

10. Одновременное использование нескольких гаджетов

Американские ученые обратили внимание на то, что одномоментное пользование несколькими гаджетами, например ноутбуком и смартфоном, со временем приводит к тому, что снижается плотность и количество серого вещества, то есть мозг постепенно усыхает.

Их заключение сделано на основании МРТ, проведенного 75 пациентам ― результаты показали, что меньше серого вещества оказалось у тех из них, кто часто пользовался несколькими гаджетами одновременно.

11. Дефицит общения

Продолжительная социальная изоляция приводит к уменьшению в головном мозге миелина ― вещества, образующего оболочку отростков нервных клеток и обеспечивающего проведение нервных импульсов. Причем при прекращении социальной изоляции выработка миелина возобновляется.

12. Жизнь в городе

Жизнь в городе разрушает мозг, сделали вывод американские медики. Мозг городского человека ежедневно пребывает в состоянии «борьбы или бегства», что заставляет его усиленно вырабатывать гормон стресса кортизол. На оживленных улицах мозг получает огромное количество мелких сигналов, предупреждающих об опасности, на которые ему приходится обращать внимание, даже если он перегружен.

Человек не может воспринимать городской шум как некий фон, или так называемый «белый шум», ведь в противном случае он может, к примеру, не заметить сигнал автомобиля, выезжающего из-за угла, и пр.

Множество таких ежедневных мелких сигналов ослабляет внимание, память и может вызвать нервное истощение.

13. Мышление стереотипами

Мозг не любит стереотипов (хотя сам их и создает). Чтобы не деградировать и не стариться, он должен мыслить. Стереотипы же не позволяют ему этого делать, вынуждая идти проторенным путем, не напрягаясь.

Моцарт - лучшее лекарство
Музыка, особенно Моцарта, оказывает огромное влияние на лечение некоторых болезней, например эпилепсии. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта способны купировать эпилептические припадки . Это исследование послужило началом, для дальнейшего изучения влияния музыки на человеческий организм.
Профессор Джон Дженкинс, анализируя проведенные исследования "музыкальной" терапии, предположил, что не только музыка Моцарта способна оказывать такое воздействие на человеческий организм. Произведения других композиторов, в основном классиков, например, Баха, оказывает аналогичное влияние.
В эксперименте, неврологическим больным давали прослушать 10 минутные отрывки произведения, после чего улучшалось их способность выполнять тонкие движения рук.
Исследование, проведенное на крысах , показало, что под музыку Моцарта, они быстрее проходили испытательный лабиринт, чем в тишине или под современную эстраду.
В других исследованиях дети, которым преподавали музыку, показывали лучшие результаты в тестировании умственных способностей, чем дети, проводящие свое время за компьютером.
Профессор Джон Дженкинс сказал, что человеческий мозг, слушая музыку, использует для ее анализа огромное количество различных своих областей. Например, левое полушарие обрабатывает ритм, а правое мелодию и тембр . Умело манипулируя влиянием различной музыки можно достичь больших успехов в лечении некоторых болезней, в основном неврологическогох арактера.

Секретные тупики в лабиринте мозга
2000. Российская Газета
Петербургский профессор Алла Шандурина выявила в мозгу наследственные структуры, воздействие на которые полностью избавляет от запрограммированных патологий.
"Мозг необъятен как Вселенная", - эту фразу, ставшую уже хрестоматийной, произнесла некогда академик Наталья Петровна Бехтерева, один из крупнейших в мире специалистов по главному органу нашего тела. Никакие аналогии не могут дать хотя бы приближенного представления о неимоверно большой и сложной сети причинно-следственных связей, соединяющих мозг с остальными частями и структурами организма, функциями которых он руководит , посылая соответствующие команды. Но и вызывающих подчас патологические сбои в работе того или иного органа, если поражен участок мозга, отвечающий за его деятельность. И усилия исследователей во всем мире направлены на то, чтобы выявить эти участки и помочь мозгу ввести их работу в нормальное русло. Тогда и в "подконтрольный" орган начнут поступать команды, обеспечивающие его правильное функционирование.
Один из способов добиться этого - воздействие электрическими импульсами на пораженные структуры мозга . Методику эту разработала Наталья Петровна Бехтерева, вводя в эти структуры золотые электроды и подавая на них электроток с точно выверенными параметрами. Мне приходилось бывать в санкт-петербургском Институте мозга и видеть ее пациентов. Впечатление ошеломляющее. Представьте себе: идете вы по коридору, а вам навстречу человек с марлевой шапочкой на голове, над которой покачивается густой пучок золотых проволок. Ну точь-в-точь инопланетянин.

Вот по этому пути, проложенному академиком Бехтеревой, и пошла ее ученица, доктор медицинских наук, профессор Алла Николаевна Шандурина, руководитель Научно-медицинского центра в Сестрорецке под Санкт-Петербургом. Мне уже приходилось писать в нашей газете о достижениях этого коллектива. Напомню вкратце. На основе фундаментальных нейрофизиологических, биохимических и психологических исследований, которые проводятся в центре, здешние ученые разрабатывают уникальные методы восстановления утраченных способностей людей, от которых отказалась традиционная медицина. Здесь заставляют мозг человека вернуть своему "хозяину" зрение, слух, правильные движения, речь, память и интеллект. Недавно в этом списке появилось еще одно название - эпилепсия.
Впрочем, недавно - не совсем точно. К этому успеху коллектив центра шел пять долгих лет, проводя эксперимент за экспериментом, скрупулезно отбирая иголки обнадеживающих данных из копны отрицательных результатов и решая попутно многие задачи. Дело в том, что эпилепсия - наследственный недуг, зачастую приходящий к человеку даже не от родителей, а от отдаленного предка. При частых и тяжелых формах происходит гибель многих мозговых клеток, а это сопровождается нарушением памяти, снижением интеллекта, а порой и изменениями личности. Вот и получилось, что в процессе работы сначала удалось справиться с побочными явлениями - возвращением памяти и повышением интеллекта, прежде чем научили мозг бороться с основной патологией.

Этим недугом страдало немало великих людей, в том числе Юлий Цезарь, Наполеон, Петр I, Достоевский, - говорит профессор Шандурина. - Но гораздо больше людей обычных, согласно статистике, в крупных индустриальных центрах эпилепсия наблюдается у 5-6 человек из 1000, причем это могут быть не только судороги, но и бессудорожные формы: психомоторные, психосенсорные приступы, кратковременные отключения сознания. В последние годы количество эпилептиков увеличивается. Это связано с неблагоприятными экологическими условиями жизни, нарастающими стрессовыми нагрузками и увеличением количества черепномозговых травм, особенно при автодорожных авариях, криминогенных ситуациях, локальных военных конфликтах. Отсюда ясно, как важно поставить заслон на пути этой патологии, тем более что поражает она чаще всего детей и молодежь.
Однако поставить такой заслон традиционная медицина оказалась бессильной. Хотя и существуют многочисленные противоэпилептические медикаментозные средства , но в значительном числе случаев даже при их комбинации у одного больного и больших дозировках частота и тяжесть припадков не уменьшаются. К тому же длительное лечение вызывает многочисленные побочные явления из-за интоксикации организма. И ко всему прочему 15-20 процентам больных вообще не удается подобрать адекватной терапии. Да и хирургическое вмешательство нередко мало эффективно: скальпель слишком грубый инструмент для тонко организованных мозговых структур, и после удаления эпилептогенного очага через какое-то время появляется другой. А многократно повторять операцию одному человеку, снова и снова залезать в его мозг опасно.
Так что метод Бехтеревой - перестройка работы мозговых структур электрическими импульсами - оказался наиболее эффективным. Но и здесь не обошлось без ложки дегтя. Некоторым пациентам не удается с первой серии сеансов "настроить" участки мозга на правильную работу. Через какое-то время необходимо повторить курс. Но это значит снова сверлить отверстия в черепе, вводить электроды... А нельзя ли обойтись без этих "излишеств"?
Вот такую задачу поставил перед собой коллектив Шандуриной. И блестяще решил ее после пяти лет напряженной работы. Теперь электроды не вводятся под черепную коробку, а просто прикладываются к ней снаружи. Легко и безболезненно. И повторять сеансы можно сколько нужно. Но главное не в этом, а в самих электроимпульсах.
- Мы сумели точно определить все параметры биотоков , излучаемых интересующими нас структурами мозга, - объясняет Алла Николаевна, - и облучаем их электроимпульсами с точно такими же характеристиками. Образно говоря, обманываем мозг: он принимает наши импульсы за свои и усиливает работу в нужном нам направлении. Причем, и в этом принципиальное отличие нашего метода, он направлен не на ликвидацию отдельных так называемых эпилептогенных очагов, после чего всегда есть опасность возникновения новых, а наоборот - на активизацию тех мозговых структур, которые тормозят развитие эпилепсии. При этом активизируются естественные внутренние ресурсы мозга, пробуждаются и начинают синхронно работать те нейроны, которые находились в состоянии "спячки", и таким образом значительно повышается их способность сопротивляться патологии. Режимы облучения подбираются в каждом случае индивидуально. Осложнений и побочных эффектов не отмечено, а эффективность метода достигает 95 процентов. Это проверено уже на 300 пациентов, у многих из которых истории болезни до поступления к нам выглядели безнадежно. Причем, что очень важно, лечение электростимуляцией проводится амбулаторно, его можно делать даже на дому у пациента. При этом человек может вести обычный для него образ жизни. Ограничение лишь одно: полный отказ от алкоголя.
Остается лишь добавить, что метод профессора Шандуриной защищен тремя патентами РФ и не имеет мировых аналогов по эффективности результатов.

Нейроны про запас
30.03.2001. www.nerv.ru
Как известно, Луи Пастер перенес инсульт в подростковом возрасте. В результате он лишился половины мозга. Вместо нее у Пастера был огромный шрам. Однако нежный возраст помог мальчику быстро восстановиться, а позднее заниматься такими сложными науками, как химия и биология и создать вакцину против бешенства.
Но чем старше человек, тем дольше он выздоравливает от инсульта. А лет в 60-70 послеинсультный паралич половины тела может стать приговором на всю оставшуюся жизнь.
Однако в борьбе науки за человеческий мозг сделан настоящий прорыв – теория «спящих» клеток Джеймса Фаллона (профессора анатомии и нейробиологии калифорнийского Университета). Теория заключается в том, что в человеческом организме есть что-то вроде «запасных» клеток. Они появляются еще у эмбриона. Пока ребенок развивается в чреве матери, эти клетки делятся, мигрируют по всему организму, образуют самые разные ткани: мозг, печень, волосы, кожу. После рождения ребенка количество «спящих» клеток значительно уменьшается. Во взрослом мозгу их присутствует совсем немного. Но если эти клетки «разбудить», их количества хватит на то, чтобы заменить поврежденные клетки мозга и тем самым восстановить его утраченные функции.
Недавний эксперимент показал, что Джеймсу Фаллону удалось найти способ активизировать «спящие» клетки. Сначала у нескольких взрослых крыс повредили те области мозга, которые отвечают за движение. Затем животным ввели «фактор роста» - протеин. Через некоторое время крысы снова начали двигаться.
Одна из важнейших проблем заключается в том, что науке пока не известна необходимая человеку доза протеина. В лабораторных условиях да еще на крысах ученые делали что хотели и иногда добивались поразительных результатов. Но сколько именно протеина можно ввести в организм человека, не ответит никто. Известно только, что передозировка может повлечь за собой страшные последствия.
И все же рано или поздно объем протеиновой инъекции определят и у страдающих болезнями головного мозга и даже просто травмами позвоночника появится надежда на выздоровление.

Нервные клетки востанавливаются!
30.03.2001. www.kulichki.rambler.ru
ВАШИНГТОН (AP) - Согласно результатам последних исследований и вопреки традиционно принятому мнению, новые нервные клетки в головном мозгу появляются постоянно.
Элизабет Гулд, возглавляющая группу по изучению головного мозга в Принстонском Университете, автор статьи, появившейся в последнем номере журнала Science, заявила: "Результаты доказывают существование механизмов регенерации нервной ткани . Если бы мы могли лучше понять механизм этого явления, мы бы могли управлять регенерацией нейронов и заселять ими поврежденные участки мозга".
Команда ученых вводила обезьянам вещество бромодеоксиуредин , которое поглощается клетками в процессе воспроизводства . При исследовании ткани мозга спустя лишь несколько часов после инъекции, ученые обнаружили, что в одном из участков мозга нервные клетки поглощали бромодеоксиуредин, подтверждая тот факт, что они могут делиться, давая начало незрелым нейронам.
Спустя неделю после инъекции молодые нейроны мигрировали, созревали и включались в кору, основной мыслительный центр мозга.
По словам исследователей, остается неизвестным, какую роль принимают на себя эти нейроны...



gastroguru © 2017