Егэ повышенной сложности русскому языку. Русский язык

В конце 9 класса ученики пишут ГИА (государственную итоговую аттестацию) по русскому языку, которая включает в себя 13 вопросов и два развернутых письменных задания: изложение и сочинение-рассуждение (тему выбирает ученик из трех предложенных). Опора при написании сочинения – текст, по которому выполняются все 13 заданий. Основная трудность: теоретические сведения, избранные для заданий, действительно являются для учеников сложными, так как нужны определенные логические построения для их выполнения. Кроме того, уровень грамотности должен быть очень высоким, чтобы написать оба текста с минимальным количеством речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Ученик также должен помнить, как пишется каждый вид сочинения (их на выбор дается три) и уметь их писать.

Обычно только самые озабоченные будущим ЕГЭ по русскому языку родители берут репетитора в 9 классе. Как наилучший вариант – в 8-м. чтобы за два года работы над синтаксисом и пунктуацией ребенок не забывал правил орфографии.

Но вот в начале 10 класса перед многими родителями встает вопрос: нужен ли репетитор по русскому языку при подготовке к ЕГЭ. Сказать однозначно не могу, потому что это зависит от уровня работы учителя, у которого учится ваш ребенок. Знаю таких учителей, у которых все дети прекрасно сдают экзамен. Правда, редко без репетитора можно добиться результата выше 80 баллов. Почему? Нужна постоянная тренировка ученика при решении тестов, а также индивидуальная работа над сочинением.

В чем сложность этого экзамена, если брать задания и уровень их сложности? В этом мы и будем с вами разбираться: самое время родителям определяться, с какого класса идти к репетитору – с 10-го или 11-го.

Когда слушаешь выступление госпожи Цыбулько Ирины Петровны, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «ФИПИ», руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку, к. п. н. (ссылку я сразу даю, можете ознакомиться: https://www.youtube.com/watch?v=pT8MxEhzfjM), может создаться впечатление, что в экзамене нет ничего сложного. Ирина Петровна все время подчеркивает, что русский язык сдаст каждый, кто хорошо знает школьную программу по предмету.
Но госпожа Цыбулько лукавит, так как большинство заданий на ЕГЭ по русскому языку требуют особого подхода и очень хороших знаний, которых обычные уроки дать не могут. Вы, дорогие мамочки, чаще всего уверены, что задания подбираются по программе и никаких подводных камней не предполагается. Я постараюсь вас убедить несколько в обратном.

Да, чтобы перешагнуть порог и набрать нужное количество баллов для получения аттестата, вполне возможно обойтись школьной программой. Но вот все, что касается заданий повышенной сложности, тут обычных знаний будет недостаточно.

Когда вы зайдете в интернет, вы найдете там демо-вариант. Он состоит из трех частей, но обычно все смотрят только ту из них, в которой находятся сами задания. Но есть еще кодификатор и спецификация, на которые родители обычно не обращают внимания, но с ними очень важно ознакомиться хотя бы в самом общем виде, чтобы понять принцип построения самих заданий. Порядок расположения заданий дает спецификация. Кодификатор включает перечень элементов программы, которые проверяются на экзамене. НО! Никто не объясняет, почему так, а не иначе проверяются знания по предмету, а также то, почему дети получают тест, в котором сложные и простые задания смешаны, что обычно не бывает на таких предметах, как математика или физика…

Итак, вы поняли, что есть определенные капканы, подготовленные составителями тестов, чтобы ученики вспоминали тот материал, на который в школьной программе отводится 1 час, например, в 5 классе, а другой только упоминается при изучении определенных разделов грамматики.
Будет разбираться по порядку.

Правда, вполне возможно, что на следующий год что-то в этом порядке изменится. Но самые сложные элементы, уверяю вас, останутся. В этом можно убедиться, проверив тесты со времен начала введения ЕГЭ – с 2002 года, когда экзамен был еще в стадии эксперимента.

Итак, задания 1-3.
Названия заданий очень длинные: «Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова». Смотрим. Небольшой текст из трех очень длинных предложений. Обычно научный. После него задание 1, состоящее из 5 предложений, 2 из которых нужно выбрать. Ответы должны содержать главную информацию текста. Что проще? НО! В школе обычно подобными заданиями «озадачивают» только в начальной школе или на уроках литературы, правда, на больших по объему текстах. То есть, этому умению нужно учиться СПЕЦИАЛЬНО. Второе задание предполагает связать одно из предложений с текстом, выбрав из пяти предложенных слов одно правильное. Как вы уже поняли, этому тоже нужно учиться. И третье задание – работа со словарными статьями, из которых следует выбрать одну правильную. Материал 5 класса. К нему обычно на уроках в старших классах обращаться некогда.

Озадачила я вас? Думаю, что уже первые три задания многим школьникам окажутся «не по зубам»: не хватит умений и навыков, то есть обычной тренировки.

Это – анализ так называемой части 1. Она имеет заголовок «Текст. Лексика». Следующие 4 задания рассмотрим в новом материале.

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Елена БУЗИНА,

эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,

ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.

Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?

Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ» . Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В

Вариант 1

А. ходатАйствовать Б. докУмент В. кухОнный Г. бАнты

е в слове

А. пресса Б. бизнес

В. свитер Г. террор

А. восьмьюдесятью пятью Б. лягте В. несколько абзацей Г. наиболее мягкий

Подходя к дому,

А. мне стало холодно

Б. начался дождь.

В. у меня упала сумка.

Г. я заметил, что начался дождь.

А. Отзыв о реферате по русской литературе был дан вовремя.

Б. Кто ни бывал здесь, все удивлялись уголку русской природы в окружении огромного города.

В. На картине утренний пейзаж озаряется первыми лучами восходящего солнца.

Г. Никто из писателей-классиков, обращавшимся к военным страницам русской истории, не создал такого яркого образа человека на войне, как Л.Толстой.

6. Укажите верную характеристику предложения

Действительно, диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятиями живописью и механикой

А. сложное бессоюзное Б. сложносочинённое В. сложноподчинённое Г. простое осложнённое

7. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?

А.Обидеться Б. Семьдесят В. Глазастый Г. Сильнее

8. Определите часть речи слова ВПЕРВЫЕ в предложении

Ученый впервые описал этот биологический процесс.

А. прилагательное

Б. наречие

В существительное

Г. числительное

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А. атт..стат, упр..стить, од..рённый

Б. обог..щение, перен..сить, д..мовой

В. оч..ровать, редк..ллегия, приг..рание

Г. подск..чить, к..мпенсация, р..сток

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамече(1)ая любовь – две внутре(2)е связа(3) ые темы - придают пьесе А.П.Чехова грустно-поэтический характер.

А. 1,2 Б. 2 В. 1,2,3 Г. 1,3

11.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А. пр..нарядиться, пр..оритет, пр..шелец

Б. бе…ропотный, ни..провержение, ра..чёт

В. воз..меть, сверх..нтересно, пред..юньский

Г. по..говорить, о..дать, по..твердить

А. Софья Николаевна (не)очень постарела.

Б. (Не) надо расстраиваться по пустякам

В. Виктор (не)всегда звонил вовремя.

Г. (Не)смотря на трудности, мы справились.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

А. (ПО)НАПРАСНУ всматривались мы в даль, (В)ТАЙНЕ надеясь увидеть пароход.

Б. Лес начал (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы кое-где проглядывала (НЕ)ВДАЛЕКЕ равнина.

В. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни надо учиться читать ТАК(ЖЕ), как учатся понимать музыку.

Г. Управлять имением Елене Андреевне было нелегко, (ПО)ЭТОМУ хозяйничал в нём старший брат, что (В)ПОЛНЕ её устраивало.

Камни лежали на столе (__) и переливались всеми цветами радуги

А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Г.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

одну

А. И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

Б. Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

В. Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

Г. В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

В японских садах (1) часто используются камни (2) причудливая форма (3) которых (4) напоминает о вечности.

А. 1, 3, 4 Б. 2 В. 3 Г. 2.4

Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

А. 1, 2, 3 Б. 1, 2, 4 В. 1, 2, 3, 4 Г. 3, 4

А. Гербы русских городов, которые чётко и ясно отображают природные особенности и уклад жизни населения имеют свою историю.

Б. Из парков и садов следует отметить дворцово-парковый ансамбль Марьино, который является образцом садово-паркового искусства начала Х1Х века.

В. В конце ХХ века состоялось несколько дискуссий по проблеме тоталитаризма в ходе которых были найдены подходы к решению этой проблемы.

Г. Несколько поколений князей Барятинских собирали редкие художественные, и исторические ценности, которые составили впоследствии разнообразные коллекции дворца в Марьине.

19. Раздел науки о языке, изучающий части речи и их свойства, - это

А. Морфология

Б. Фонетика

В. Синтаксис

Г. Орфография

20. Назовите тип односоставных предложений, который обозначают действие или состояние неопределённого лица.

А. безличное

Б. назывное

В. определенно-личное

Г. Неопределенно-личное

21. Укажите несклоняемое имя существительное

22. Отметьте предложение, в котором нет нарушений речевых норм.

А. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии "Мосфильм".

Б. Воспылавший было жаждой отмщения, гость вел себя более чем тихо.

В. Кажется, что сам становишься участником описуемых событий.

Г. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

23. Отметьте предложение, в котором нет нарушений речевых норм.

А. Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

Б. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

В. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

Г. Безделье - это понятие относительное, а уж, сидя дома, его не бывает.

24. Отметьте вариант, где не нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

А. Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.

Б. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

В. Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего века.

Г. Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.

25. Отметьте предложение, в котором фразеологизм употреблен правильно.

А. Мастер не раз по душам толковал со своими подчиненным.

Б. Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что убрали ноги.

В. Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, - вот где собака спрятана

Г. Он все сделал так, чтобы провести вокруг пальца.

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А. красИвее Б. Эксперт В. Алкоголь 4) обОдрить

2. Мягкий согласный произносится перед е в слове

А. Шинель Б. Астероид

В. Диспансер Г. Майонез

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А. зиждется на правде Б. из недр земли

В. самый величайший успех Г. из двадцати двух студентов

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав книгу,

А. мне стало грустно

Б. она очень понравилась мне

В. решено было наградить писателя премией

Г. мы решили написать статью о писателе

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

А. Благодаря книг накопленные знания обретают могущество лавины, способной преодолеть любое препятствие.

Б. Я мечтал о том, как всё станет прекрасно на этом свете.

В. Мы пошли к друзьям, пригласившим нас в гости.

Г. Те, кто много читает, не делают ошибок в письменной речи.

6. Укажите, в каком слове допущена ошибка

А. резьба Б. прецендент В. плеснуть Г. шефствовать над подчиненными

Сегодня в России существует уже много аудиторских фирм и создаётся система независимого аудиторского контроля, а также решаются вопросы подготовки квалифицированных специалистов-аудиторов и лицензирования их деятельности.

А. сложносочинённое, состоящее из 3 частей

Б. сложноподчинённое, состоящее из трёх частей

В. простое с однородными членами

Г. сложное с бессоюзной и союзной связью между частями

8. Определите часть речи слова ПРИНЯТ в предложении

Принят закон, который регламентирует обязанности, права и ответственность аудиторов.

А. Глагол

Б. прилагательное

В. причастие

Г. деепричастие

На имени(1)ом обеде, происходящем в доме Ростовых, Наташа решается на дерзость: она громко при всех гостях спрашивает у матери, какое будет пода(2)о мороже(3)ое.

А. 1 Б. 2, 3 В. 1, 3 Г. 1, 2, 3

10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А. Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.

Б. Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

В. Пришлось объяснить ещё раз (не)понятное для учеников правило.

Г. Но страх (не)сжал души моей.

А. ра..следовавать, бе..перспективный, и..томить

Б. пр..бавлять, пр..умный, пр..успевать

В. по..говорить, на..рыв, о..дача

Г. пост..ндустриальный, раз..скать, сверх..зысканный

12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же гласная?

А. расст..лить, экв..валентный, пр..красный

Б. бл..стать, соковыж..малка, пр..красный

В. презид..ум, разн..мать, кр..терий

Г. пр..мудрый, неприм..римо, выв..сивший

А. (И)ТАК мне захотелось узнать эту историю до конца, что я сел поближе, ЧТО(БЫ) лучше слышать рассказчика.

Б. Передо мною была ТА(ЖЕ) квартира, ДА(ЖЕ) мелкие предметы находились на прежних местах.

В. (НЕ)СМОТРЯ на все попытки градостроителей освоить этот район, здесь было ТАК(ЖЕ) пустынно, как и несколько лет назад.

Г Черника ТО(ЖЕ) была в цвету, (ПРИ)ЧЁМ некоторые цветы ещё не раскрылись.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Посетители галереи уже посмотрели все экспонаты выставки и направлялись к выходу.

А. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Б. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели.

Б. Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.

В. Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.

Г. Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

А. 1,2 Б. 2 В. 3 Г. 3,4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в Х1Х веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

А. 1 Б. 1,2,3,4 В. 2, 3,4 Г. 1, 4

18. В каком предложении знаки расставлены правильно?

А. Многие древние произведения, которые были переписаны в восьмом-девятом веках сохранились до нашего времени.

Б. Летом 1947 года, все студенты нашей мастерской работали в Ленинграде у Г.М. Козинцева, который снимал фильм «Пирогов» о знаменитом хирурге.

В. Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей первой статье «Топографическая способность насекомых».

Г. Андрюшин, которого поминутно оглушали раскаты грома, долго оставался на террасе любуясь ослепительными вспышками молний над садом.

19. Раздел науки о языке, изучающий слова и их значения, называется

А. морфология

Б. лексика

В. пунктуация

Г. фонетика

20. Назовите тип односоставных предложений, в котором деятель не назван, но мыслится как определённое лицо (говорящий или его собеседники).

А. безличное

Б. назывное

В. определенно-личное

Г. Неопределенно-личное

21.Отметьте предложение, в котором на месте пропуска ставится запятая:

А. Девочки и мальчики (…) и их молоденькая учительница заблудились в лесу.

Б. Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя (…) и мокрой земли.
В. Большие белые птицы кружат над водой (…)либо садятся отдыхать на камни.
Г. Лицом пригожа(…)да нравом негожа.

22. Отметьте предложение, где нет нарушений речевых норм.

А. Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

Б. Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.

В. Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу продолжить семейную династию.

Г. На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых компьютеров.

23. Отметьте вариант, где не нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

А. неослабная помощь В. повышать мастерство

Б.не играет значения Г. скрытная угроза

24. Отметьте словосочетания, где не допущены ошибки в употреблении форм слов.

А. разъяснения о допущенных ошибках

Б. оперировать с точными данными

В. подчеркнуть о необходимости строительства

Г. сдать рецензию на книгу

25. Отметьте предложение, где нет ошибок при употреблении однородных членов.

А. Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

Б. Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

В. Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

Г. Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.

Вариант 3

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А. звОнит Б. тортЫ В. пулОвер Г. средствА

одеть - надеть

А. омонимы

Б. паронимы

В. антонимы

Г. синонимы

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А. поезжай домой Б. в двухсот метрах В.) сельских жителей Г. пара туфель

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассказав свою историю,

А. за окном стало темно

Б. у него на губах появилась улыбка

В. Иван многозначительно замолк.

Г. нам она понравилась.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

А. Те, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.

Б. Большинство старшеклассников, сдавших зачёты, были допущены к экзаменам.

В. Это была не разведка боем, а настоящее сражение.

Г. Открытое письмо деятелей культуры Правительству России было опубликовано в газете «Московском комсомольце».

Мы научились работать

А. составное именное

Б. составное глагольное

В. простое глагольное

7. Укажите верную характеристику предложения

Позже, когда они научились изготовлять стекло и шлифовать из него зеркала, они заметили, что на краях зеркала часто видна та же система цветов, что и в радуге.

А. сложноподчинённое

Б. сложносочинённое

В. сложное бессоюзное

Г. простое осложнённое

8. Укажите часть речи слова ПОСТАВИВ в предложении

Поставив на пути пучка трёхгранную стеклянную призму, Ньютон обнаружил, что пучок отклоняется к основанию призмы и при этом белый свет разлагается на разные цвета.

А. Глагол

Б. прилагательное

В. причастие

Г. деепричастие

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Эта картина, дарова(1)ая её отцу несколько лет назад избалова(2)ым племя(3)иком, была вставле(4)а в простую рамку.

А. 2, 3, 4 Б. 1,2,3 В. 1, 3, 4 Г. 2, 3

10. В каком случае синоним подобран неверно?

А. Всадник – наездник В. натуральный - естественный

Б. Жаркий – знойный Г. Отзывчивый - наблюдательный

11.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А. бе..вкусица, и..корёжить, ни..вергнуть

Б. пр..спокойно, пр..града, пр..образовывать

В. по..коп, на..строить, о..делка

Г.без..скуный,от..гранный, сверх..звестный

12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А. Будь в деле спорым, а (не)скорым.

В. Люди, (не)видевшие нашей зимы, вряд ли поймут русский характер.

Г. (Не)всякий способен вести себя так естественно.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А. (В)НАЧАЛЕ литературной работы каждый успех снижает требовательность к самому себе, а надо просить судьбу, ЧТО(БЫ) она была построже.

Б. Продавцу предоставляется право досрочной доставки товара, ПРИ(ЧЁМ) покупатель обязан принять товар, а ТАКЖЕ оплатить его стоимость на условиях заключённого контракта.

В. Река шумела всё ТАК(ЖЕ) ровно, широко, и (ПО)ПРЕЖНЕМУ мерцали на её плёсе золотые острые искры.

Г. Искусство витража развилось (НЕ)СРАЗУ, (В)НАЧАЛЕ это была прозрачная мозаика из цветного стекла.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

День подходил к концу (…) и можно было возвращаться в поселок

Б. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Г. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Самый древний гербарий был собран в начале ХVI столетия и поныне хранится в Риме.

Б. Зимой я ходил на охоту или на рыбалку или катался на лыжах.

В. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

Г. Разошлись внуки и правнуки по всей реке.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ту девушку (1) улыбка которой (2) показалась ему самой очаровательной (3) и милой(4)он больше никогда не встречал

А 1.3 Б. 1 В. 4 Г. 2, 4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пётр чутко прислушивался к звукам (1) льющейся из окна музыки (2) и ему стало чрезвычайно горько и обидно за то непонимание (3) которое существует в отношениях между людьми.

А. 1, 2, 3 Б. 1, 3 В. 3 Г. 2, 3

18. В каком предложении знаки расставлены правильно?

А. В Киевской Руси зародилось особое красноречие, которое преследовало цели морального наставления и воспитания.

Б. Символы, которые использует художник К. Васильев в картине «Нашествие» можно трактовать по-разному.

В. Научный текст отражает сложные мыслительные процессы автора, которые реализуются в виде суждений, и умозаключений.

Г. Свобода, о которой говорит герой А.И. Солженицына Бобынин отнюдь не внешняя, а внутренняя.

19. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, - это

А. морфология

Б. лексика

В. пунктуация

Г. фонетика

20. Назовите тип односоставных предложений, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений.

А. безличное

Б. назывное

В. определенно-личное

Г. Неопределенно-личное

21. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены)?

А. Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
Б. Не сули журавля в небе дай синицу в руки.
В. Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
Г. Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

22. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены)?

А. Весь город там такой мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.

Б. Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.

В. Задумаю реки большие надолго упрячу под гнет.

Г. Справа был болотистый непроходимый лес слева красноватые столбы утесов.

23. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

А. Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит_ солнце уже склонилось за полдень.

Б. Главное_ в поэзии не богатство звуков и красок, а пленительная сила и красота крылатой души поэта.

В. Я говорил обо всем, и о спорте_ в частности.

Г. Долгая разлука нисколько не охладила их чувств, а_ напротив, они еще больше привязались друг к другу.

24. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловой;

2) научный;

3) публицистический;

4) художественный.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

25. Отметьте предложение, в котором речевые нормы не нарушены

А. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

Б. Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

В. И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

Г. Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

Вариант 4

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А. процЕнт Б. туфлЯ В. полОжить Г. углУбить

2. Определите лексическую категорию пары слов богатый - бедный

А. омонимы

Б. паронимы

В. антонимы

Г. синонимы

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А. нет двухсот рублей Б. более длиннее В. самый главный Г. их работа

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Принимая подачу соперников,

А. мяч не должен упасть на вашей площадке.

Б. ваша задача – подхватить мяч и отбить его на «чужую» половину площадки.

В. всегда труднее.

Г. учитывайте траекторию полёта мяча.

5. Определите способ словообразования слова лесостепь

А. Суффиксальный

Б. Сложение

В. Приставочный

6. Определите тип сказуемого в предложении

Дом строили несколько лет

А. составное именное

Б. составное глагольное

В. простое глагольное

7. Укажите верную характеристику предложения

Я убедился: все было сделано не зря.

А. сложноподчинённое

Б. сложносочинённое

В. сложное бессоюзное

Г. простое осложнённое

8. Укажите часть речи слова ВОЗДЕЙСТВУЯ в предложении

Воздействуя на мнение окружающих, он легко добивался успеха

А. Глагол

Б. прилагательное

В. причастие

Г. деепричастие

9. Выберите строку слов с -НН-.

A. Печен...ый в золе картофель, сушен..,ые на солнце грибы.

Б. Сеян...ый, веян...ый.

В. Пуган...ый, крашен...ый.

Г. Копчен...ый, тушен...ый.

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же гласная?

А. подзаг..реть, б..рхатистый, прик..саться

Б. изд..лека, ум..лять (значение), вопл..щение

В. отр…сль, з..ря, изл..гать

Г. х..мелеон, оп..здать, г..рючий

11.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А. и..порченный, бе..спорный, ра..шитый

Б. пр..подносить, пр..винчивать, пр..усадебный

В. по..борка, пре..писанный, о..грузка

Г. без..сходность, без..дейный, меж..нститутский

12. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А. По колеям ещё стояла (не)впитанная почвой дождевая вода.

Б. Почти (не)слышное журчание воды привлекло Лизу.

В. В следующем году И.С. Тургенев пишет рассказ о (не)состоявшейся любви.

Г. Солнце палит – дышать уже (не)чем.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А. (В)ТЕЧЕНИЕ жизни С.Рихтер много гастролировал в разных странах мира, (ПРИ)ЧЁМ наиболее интересным своим турне он считал концертную поездку по России.

Б. Стихотворение «Горная дорога» воспринимается совсем (ПО)ДРУГОМУ, (ПО)ТОМУ что на первый план в нём выступают чувства тревоги, грусти, печали.

В. (ВО)ВРЕМЕНА А.С. Пушкина на петербургской сцене блистала балерина А.И. Истомина. Блистает она ТАК(ЖЕ) и в «Евгении Онегине».

Г. (В)ВИДУ тугоплавкости и высокой химической стойкости платины из неё изготавливают лабораторную посуду, а ТАК(ЖЕ) коррозионностойкие детали аппаратуры.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Солнце сегодня светит особенно ярко и слепит глаза.

А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Б. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Г. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Нельзя одним словом воспитать или перевоспитать человека.

Б. Он смотрел то на мокрую мшистую землю то на осторожную Ласку то на тускнеющее небо.

В. Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей.

Г. Трилистник можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам зарастающих озёр.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Гринёв подробно излагает (1) только те события (2) свидетелем (3) которых (4) был он сам (5) и кратко пересказывает остальное со слов других персонажей.

А. 1.4 Б. 2, 4 В. 2, 5 Г. 3, 5

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В парке (1) который находился рядом с домом (2) никогда не бывало пусто (3) и мы часто встречались там (4) и гуляли весь вечер.

А. 1, 2, 3 Б. 1, 2, 3, 4 В. 2, 4 Г. 1, 3

18. В каком предложении знаки расставлены правильно?

А. В течение полувека не находилось такого художника, который сумел бы достойно воплотить могучий, и загадочный образ лермонтовского Демона.

Б. Цель реферата передать основную информацию, которая содержится в реферируемом документе.

В. Центральные герои в романах Ф.М. Достоевского – это всегда герои-идеологи захваченные некоей философской проблемой или идеей.

Г. Научный текст отражает сложные мыслительные процессы автора, которые реализуются в виде суждений и умозаключений.

19. Раздел науки о языке, изучающий состав слова, - это…

А. морфемика

Б. лексика

В. пунктуация

Г. фонетика

20. Назовите тип односоставных предложений, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя.

А. безличное

Б. назывное

В. определенно-личное

Г. Неопределенно-личное

21. Укажите, какой из перечисленных признаков не имеет отношения к глаголу.

A. Спряжение Б. Лицо. В. Склонение. Д. Наклонение.

22. Отметьте предложение, в котором речевые нормы не нарушены

А. Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

Б. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

В. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

Г. Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди

23. Отметьте предложение, где нет ошибок в построении сложных предложений.

А. Многие считали, что будто этот завод не может выполнить план.

Б. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

В. Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придает фразе убедительности.

Г. Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

24. Отметьте предложение, в котором фразеологизм употреблен правильно.

А. Он взял себе львиную часть наследства

Б. Художник он неплохой, но техника рисунка желает лучшего.

В. Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь землю провалились.

Г. Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово вырвалось у него с языка.

25. В каком предложении нет речевых ошибок?

А. Наш соотечественник лидировал первым в забеге.

Б. Мы не всегда способны предотвратить опасность

В. Оплатить за учебу нужно до конца этого месяца.

Г. Писатель был точен и экономичен в художественных средствах.

по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.



Задание 26 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания,

суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Желаем успеха!



ВАРИАНТ 6

Часть 1

1 .Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Историки XIX–XX веков скептически относились к московским князьям.

2) Нравственный образ Ивана Калиты в памяти потомков был не столь ярким, как образы тверских князей, причисленных к лику святых.

3) Скептическое отношение историков XIX–XX веков к московским князьям связано с тем, что ярче в памяти сохранился образ тверских князей, к тому же сохранились тверские летописи, критиковавшие князей московских.

4) Лучшая сохранность тверских летописей и память о погибших в Орде тверских князьях привели к тому, что их образ в сознании историков XIX–XX веков стал более ярким и вызвал скептическое отношение к московским князьям.

5) Образы нескольких тверских князей, мученически погибших в Орде и признанных святыми, ярко сохранились в памяти историков XIX–XX веков.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому Потому что Ибо Даже Тем не менее

Ответ: ___________________________

3 .Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛИТИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОЛИТИКА ,и, ж.

1) Деятельность органов государственной власти и государственного управления, определяемая их интересами и целями. Внешняя, внутренняя политика.

2) Вопросы и события общественной, государственной жизни. Интересоваться политикой.

3) Образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми (разг.). Хитрая политика у кого-нибудь.

Ответ: ___________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите этослово.

щекОтно слИвовый ломОта освЕдомишься зУбчатый

Ответ: ___________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенноеслово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Фёдор был умным и ПРАКТИЧНЫМ человеком.

Возле стопки МАСЛЯНЫХ блинов стояла банка сметаны.

Мы познакомились, и я завёл ДИПЛОМАТИЧНЫЙ разговор о погоде.

Коллеги были очень дружны, несмотря на РАЗНИЦУ в возрасте и вкусах.

Ответ: ___________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ВАЛЕНОК

рота САПЁРОВ

ЗАБАВНАЯ пони

звуки КЛАВИКОРДОВ

Ответ: ___________________________

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

(ошибка в управлении)

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении

предложения с однородными членами

1) Оказывается, существует некоторая критическая масса, называемая джинсовской и превышение которой

приводит к сжиманию газового облака.

2) На краю гибели оказалась русская культура: во время монгольского нашествия были сожжены и уничтожены

тысячи храмов, книг, икон, в русских городах прервалось летописание, погибли или угнали в рабство десятки тысяч мастеров разных специальностей.

3) Озеро Лабынкыр прославил в 1960 году журнал «Вокруг света»: в числе прочих родственников шотландской Несси биолог Игорь Акимушкин назвал тогда лабынкырского чёрта - гигантское чудовище, которое, по поверьям местных якутов, обитает в озере.

4) Навруз (21 марта) - это праздник нового года по солнечному календарю древних иранцев, приходящемуся на

весеннее равноденствие, когда пробуждается природа и наступает время сельскохозяйственных работ.

5) Приехавший в Мехико иностранец, скорее всего, будет разочарован, не увидев у местных жителей тех самых сомбреро, которые показывают в кино.

6) Нейробиологи из Массачусетского госпиталя в США с помощью томографа следили, что происходит в мозгу

врачей во время приёма пациентов.

7) Норвежский прыгун Андерс Бардал на стартовой скамье трамплина «Бергизеля» во время соревнований «Турне четырёх трамплинов» в австрийском Инсбруке

в январе 2013 года занял третье место, уступив спортсменам из Австрии и Польши.

8) По одной из версий, именно за умелое правление и заботу к доставшемуся наследству Иван Данилович получил прозвание Калита.

9) Сегодня, чтобы объясниться в любой стране мира, нужно знать английский язык, а три с половиной тысячи лет назад на побережье Средиземного моря дорогу можно было спрашивать на финикийском.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

запом…нать прим..рять (костюм) р…скошный раст..ряться

Ответ: ___________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

небез…звестный, транс…орданский

бе…сердечный, не..говорчивый

об…яснять, обез…яний

з…индеветь, об…значить

на…кусить, о…речение

Ответ: ___________________________

10. И .

баш…нка завал…нка карамел…вый пальт..цо блюд..чко

Ответ: ___________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

Пристрел…нное (ружьё) разгрыз…нный (орех) замеш…нный (в истрию)

обвеш…нный (флагами) вывал…нный (в грязи)

Ответ: ___________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это крайне (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение отрицательно сказалось на результате игры.

В заповеднике летом произошла одна (НЕ)СОВСЕМ обычная история.

Ничуть (НЕ)ИСПУГАВШИЙСЯ собаку мальчик продолжал играть.

Партнёры были (НЕ)ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ этим предложением.

После переезда в отделе наблюдалась (НЕ)ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, а суета.

Ответ: ___________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО .Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПОТЁМКАХ трудно пройти по комнате, ЧТО(БЫ) не задеть мебель.

(В)ТЕЧЕНИЕ недели все глаголы-исключения мы выучили (НА) ПАМЯТЬ.

(ЧЁРНО) СМОРОДИННОЕ варенье было (ПО) ИСТИНЕ вкусным.

Браслет (В) ВИДЕ змейки стоил недёшево, (ПРИ)ЧЁМ к нему ещё необходимо по добрать серьги.

Китай (ПО) ПРЕЖНЕМУ остаётся (ПО) ИСТИНЕ одной из самых загадочных стран мира.

Ответ: ___________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На тарелочках всё было весёлое: рубле(1)ые котлеты, копчё(2)ая на ивовых ветках курица, сви(3)ая колбаса, нареза(4)ая тонкими кружочками, жаре(5)ая в масле рыба со смета(6)ым соусом, жаре(7)ый гусь с мочё(8)ыми яблоками и блинчики с клюкве(9)ым вареньем.

Ответ: ___________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Александров отлично знал о своей некрасивости и никогда в этом смысле не позволял себе ни заблуждений ни мечтаний...

2) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

3) Я не имею права продавать их при его жизни хотя могу их закладывать как в казну так и в частные руки.

4) В товарищи себе мы взяли булатный нож да тёмну ночь.

5) Общество после чая перешло в диванную и княжну попросили поиграть на клавикордах...

Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В нескольких шагах от Чика (1) упруго щелкая верёвкой (2) прыгала через скакалку девочка Ника; длинные ноги её однообразно пригарцовывали (3) сверкая белыми тапочками (4) а жёлтый сарафан всё время колыхался, а (5) иногда (6) вдруг напузыриваясь (7) приобретал сходство, впрочем, довольно жалкое, с парашютом.

Ответ: ___________________________

17.Расставьте знаки препинания.

Нелёгкую ты выбрала мне долю-

дала бумагу мне, перо дала…

О Русь моя (1) колосья по подолу (2)

и синь в глазах (3) и солнце у чела!

Ты вечная, моложе век от века!

Тебе (4) моя великая страна (5)

ни позолота лести человека,

ни пудра фраз красивых не нужна.

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу…

И без меня ты (6) можешь быть (7) счастливой –

Я без тебя (8) Россия (9) не могу. (С. Викулов)

Ответ: ___________________________

18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Для пополнения картины не было недостатка в петухе (1) предвозвестнике переменчивой погоды (2) который (3) несмотря на то (4) что голова продолблена была до самого мозгу (5) носами других петухов по известным делам волокитства (6) горланил очень громко (7) и даже похлопывал крыльями, обдёрганными (8) как старые рогожки.

Ответ: ___________________________

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Волчиха помнила (1) что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки (2) и (3) когда она не так давно пробегала мимо (4) то ей послышалось (5) будто в хлеву блеяли.

Ответ: ___________________________

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского языка.

У Наполеона с самого начала войны конкретные оперативные вопросы, вытекающие из обстановки, и погоня за тактическими успехами всё больше и больше заслоняли собой будущие перспективы общего стратегического руководства.

Ответ: ___________________________

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли. (3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же, ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль. (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же, с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу. (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды. (По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род.в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

21 .Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2. Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3. Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

4. Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

5. Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона.

Ответ: ___________________________

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1–2 представлено описание.

2. В предложениях 4–5 представлено рассуждение.

3. В предложениях 12–13 представлено повествование.

4. Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.

5. Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые в предложениях 19–20.

Ответ: ___________________________

23. Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ: ___________________________

24 . Cреди предложений 17–25 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер(а) этого (-их) предложения (-ий).

Ответ: ___________________________

25.

« О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)___ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)___(«не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)___ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».

Список терминов:

1. цитирование

2. восклицательные предложения

3. лексический повтор

4. противопоставление

5. анафора

6. развёрнутая метафора

7. парцелляция

8. разговорные слова

9. контекстные синонимы

Ответ: ___________________________

Часть 2

26. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ: РАСКИДАТЬИСПУГАТЬ

Ответ: ___ 123_____________

14 _

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Настоящие открытия в историческом языкознании, касающиеся прошлого языка, возможны тогда, когда удаётся соединить кропотливый поиск фактов и смелость мышления.

2) Довольно часто суждения о прошлом языка позволяют восстановить целый мир, давно затерявшийся в прошлом.

3) Только кропотливый поиск фактов и смелость мышления учёных-лингвистов позволяют совершать настоящие открытия в области прошлого языка.

4) Только смелость мышления позволяет учёным-лингвистам по крупинкам восстанавливать знания о прошлом языка, совершать настоящие открытия в историческом языкознании.

5) Суждения о прошлом языка, которые носят предположительный характер, возможно подтверждать, если кропотливо и целенаправленно собирать исторические факты.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Но

Например,

Тем не менее

Именно

Так как

Ответ : _________________________

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении т екста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЯЗЫК, -а, мн. -и, -ов, м.

1) ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы.

2) Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я.

3) ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4) перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.

5) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. жестов.

Ответ : _________________________

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кровоточАщий

отдАв

пОручни

закУпорив

дОнельзя

Ответ : _________________________

5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Одним из докладчиков был Александр Андреевич Колли, профессор ОРГАНИЧЕСКОЙ химии.

Люди спрашивали у контролеров, как правильно ЗАПОЛНИТЬ бланк.

С прадедом у Степки сложились особенно ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

Поколебавшись, командующий ничего не сказал о ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ мотивах своего упрямства.

Конечно, Борису Сергеевичу важно знать, что здесь появился БЫВАЛЫЙ хозяин усадьбы.

Ответ : _________________________

6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм МАНДАРИНОВ

ТРЁМСТАМ жителям

насквозь ПРОМОКНУЛ

иностранные ПАСПОРТА

ЛЯГТЕ набок

Ответ : _________________________

7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В. ошибка в построении предложения с однородными членами

Г. неправильное построение предложения с косвенной речью

Д. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Все, кто посмотрел новый фильм известного режиссёра, высказывали весьма противоречивые суждения.
  2. О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском».
  3. Альпинизм закаляет не только физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
  4. Те, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы с вершины колокольни Ивана Великого, не имеет представления о Москве.
  5. В стихотворении «Поэт» М. Ю. Лермонтова аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией.
  6. Язык - не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
  7. В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н. В. Гоголя.
  8. Русский хирург и анатом Н. И. Пирогов завещал нам, что учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.
  9. Приезжий (видимо, турист) спросил у прохожего, есть ли поблизости от вокзала почтовое отделение.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ :

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

покр..снение

т..оретически

попл..вок

удл..нённый

л..гендарный

Ответ : _________________________

9 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличение, пр..морский

на..писать, о..гремели (бои)

во..дать, ни..вергнуть

под..ёмный, в..южный

раз..грать, меж..нститутский

Ответ : _________________________

10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

юрод...вый

накапл...ваться

вытерп…в

протал...нка

доплач...вая

Ответ : _________________________

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

возглавля...мый

застрел...шь

проржав...ло

закле...нный

посе...нный

Ответ : _________________________

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Никогда (НЕ)СТРАДАВШАЯ душа не сможет постичь счастья.

Софья Павловна (НЕ)ТАК виновата в случившемся с нами, как кажется.

Выбирай друга (НЕ)ТОРОПЯСЬ, ещё меньше спеши променять его.

Грибок (НЕ)ВЫСОК, да крепок.

Уже конец сентября, а нивы до сих пор (НЕ)скошены, зерно начинает сыпаться с колосьев.

Ответ : _________________________

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В окружном центре Иван появлялся редко, (ЗА)ТО в город уезжал при каждом удобном случае и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов пропадал там, забыв о службе.

(ПО)ЧЕМУ я узнал её: по взгляду ли, по очертанию её рук - не знаю, но я узнал её, и (ПО)ЭТОМУ сердце моё бешено заколотилось.

Робко и надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.

И(ТАК), младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье.

Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

Ответ : _________________________

14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Ухоже(1)нная, обставле(2)ая стари(3)ой мебелью квартира напоминала барский дом, с единожды навеки заведё(4)ыми порядками и обычаями, при которых каждой вещи - свое место, а времени - дело.

Ответ : _________________________

15 Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих-то шагов.

4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.

5) Лесные ягоды лучше всего собирать утром или вечером и каждый хороший ягодник должен это знать.

Ответ : _________________________

16 Расставьте все знаки препинания:

Забравшись (1) на широкую отцовскую постель (2) и (3) уткнувшись (4) подбородком в плечо отца (5) Ванятка (6) взволнованный (7) событиями вечера (8) долго не мог уснуть.

Ответ : _________________________

17 Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всю жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и (1) пожалуй (2) даже больше второй. А (3) особенно (4) чувствовал себя удовлетворенным, когда вносил в последний какую-нибудь хорошую догадку, то есть соединял голову с руками.

Ответ : _________________________

18 Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И тебя к себе зовет все (1) что видится (2) и слышится (3) что живет (4) и что цветет.

Ответ : _________________________

19 Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

Ответ : _________________________

(1)Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «Здравствуй», - и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный. (2)Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.

(3)Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, чудо обновления, и к нему нельзя привыкнуть. (4)Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться. (5)Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.

(6)Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (7)Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (8)А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом.

(9)На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.

(10)Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! (11)Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тёмной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12)Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13)Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.

(14)Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды. (15)Постепенно облетали листья с его верхних ветвей, а потом и с нижних. (16)Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.

(17)И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, чёрный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая чёрная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему. (18)И, как всегда, вспоминалось детство и думалось: кто ты? (19)В чём смысл жизни? (20)Потом ещё раз была весна, и всё было сначала, и жизнь казалась бесконечной.

(21)Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22)Я бросился к окну. (23)Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.

(24)И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зелёному телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв её во всю ширину шумящей зелёной обвальной листвой.

(25)И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только её и кусочек неба.

(26)Часто вспоминается мне мой тополь. (27)И всё кажется, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на поляне, шумит всеми листьями.

(По Б. Ямпольскому*)

* Борис Самойлович Ямпольский (1912-1972), русский писатель.

20 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Въезжая в новую пустую квартиру, рассказчик увидел в окне старый тополь.

2) Глядя на тополь, герой вспоминал детство и искал ответы на вопросы: кто ты? В чём смысл жизни?

3) Тополь до сих пор растёт рядом с домом рассказчика.

4) Каждую весну на тополе распускались листочки. И этот процесс рассказчик называет чудом обновления.

5) Герой ничуть не сожалеет о том, что старый тополь спилили, потому что он мог упасть и повредить дом или поранить человека.

21 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным ? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-2 содержат элемент повествования.

2) В 17 предложении представлено описание.

3) Предложения 21-22 содержат повествование.

4) В предложении 12 представлено рассуждение.

5) В предложении 2 содержится рассуждение.

Ответ: ___________________________

22 Из предложения 15 выпишите антонимы .

Ответ: ___________________________

23 Среди предложений 14-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и форм слова . Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки , без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24 «Вспоминая о когда-то росшем под окном тополе, Б. Ямпольский использует такие тропы, как (А) ___________ («жил тысячами тысяч листьев» в предложении 6), (Б) ______________(«тополь им рассказывал обо мне» в предложении 9). Такой приём, как (В) _________________(в предложении 27), передаёт чувства автора. А такой троп, как (Г) _____________________(например, « прекрасных ветвей» в предложении 1), усиливает образность текста».

Список терминов

1) ряды однородных членов

2) олицетворение

3) сравнительный оборот

4) гипербола

5) парцелляция

6) противопоставление

7) диалектизм

8) риторический вопрос

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

ПРОМОК

А Б В Г Д

4 2 3 8 7

ПОПЛАВОК

ВОЗДАТЬНИЗВЕРГНУТЬ

ВЫТЕРПЕВ

ЗАСТРЕЛИШЬ

НЕВЫСОК

ПОЧЕМУПОЭТОМУ

1234

ВЕРХНИХНИЖНИХ

или ВЕРХНИЙНИЖНИЙ

или ВЕРХНИЕНИЖНИЕ

4269

Информация о тексте

Основные проблемы

Проблема одиночества. (Что помогает человеку справиться с ощущением одиночества?)

Природа помогает человеку избавиться от ощущения одиночества, ощутить радость жизни.

2. Проблема отношения человека к природе. (Как воспринимается героем рассказа тополь за окном? Почему тополь за окном стал для героя «его тополем»?)

2. В городе, где человек может острее ощущать свою оторванность от природы, деревья возле дома часто воспринимаются как часть живого мира природы, понимающего человека и сочувствующего ему, вселяющего в него радость жизни.

3. Проблема взаимосвязи человека и природы в. (Как жизнь городского человека связана с жизнью природы?)

3. Человек, живущий в городе, особенно остро ощущает свою связь с природой, красота которой помогает ярче воспринимать окружающий мир.

4. Проблема охраны природы. (Почему гибель дерева вызывает глубокие переживания в душе человека?)

4. Очень важно сохранить природный городской ландшафт, поскольку в душе человека всегда живёт ощущение глубокой взаимосвязи с окружающей природой, красота которой рождает в нём жажду жизни, чувство прекрасного, желание сохранить красоту.




gastroguru © 2017