Актуальность исследования жизнедеятельности улиток ахатин. Проект на тему:"Улитки Ахатина- домашние любимцы."

МБОУ «Явенгская школа»

Тема проекта: «Ахатинские улитки как домашние животные»

Руководитель проекта:

Кырма Ольга Григорьевна

2016 год

П. Пролетарский

Введение : (Слайд 1,2)

- Обоснование актуальности темы: (Слайд 3)

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных, а оправдано ли это?

У многих улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют своё мнение. Многим хочется завести домашних животных, но возникает множество проблем: необходимо регулярно выгуливать, аллергия на кошек и другие. В таком случае улитки лучший вариант.

Проблема:

Возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатин в качестве домашних животных.

- Цель проекта: (Слайд 4)

Определить насколько легко содержать Ахатинских улиток в домашних условиях.

- Задачи проекта: (Слайд 5)

1. Получить информацию из различных источников о жизни Ахатинских улиток.

2. Провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток.

3. На основе полученных данных, провести анализ особенностей жизни Ахатинских улиток.

Основная часть:

- Этапы проекта:

1). Подготовительный

2). Организация деятельности (основной)

3). Представление продукта (защита проекта)

- Описание хода работы

Как всё начиналось? (Слайд 6)

Во 2 четверти к нам в класс принесли двух улиток. Это оказались самые крупные представители сухопутных моллюсков. Они сразу вызвали интерес у всех, глаза загорелись и каждый хотел подержать их в руках, рассмотреть поближе. Тут и возникла у нас идея сделать об улитках проект, как можно больше узнать о жизни этих животных.

На подготовительном этапе была выбрана тема проекта. Затем приступили к реализации основного этапа, т. е. организации деятельности над проектом. На данном этапе были:

Поставлены цели;

Намечены задачи;

Выбран объект, предмет и база исследования (улитки, содержание улиток в домашних условиях)

Выдвинули гипотезу (смогут ли улитки жить в домашних условиях и как за ними ухаживать)

Методы исследования: (Слайд 7)

чтение книг, энциклопедий о данных животных. Сбор пословиц, поговорок, загадок, стихов и другой информации об улитках. Работа в группах (Слайд 8)

работа в интернете

работа с цифровым микроскопом. Работа в группах. (Слайд 9, 10)

задавание вопросов (родителям, специалистам, учителю)

самостоятельное обдумывание

просмотр передач по телевизору

анкетирование детей начальных классов (Приложение №1) (Слайд 11)

наблюдение за улитками (Приложение №2) (Слайд 12, 13, 14,15,16, 17)

Самостоятельная деятельность

(в соответствии с планом работы)

Результаты исследований

- Анализ результатов проекта

Проанализировав, собранную информацию, составили рекомендации по правильному содержанию Ахатинских улиток: (Слайд 18)

1. Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

2. Террариум необходимо мыть специальной губкой.

3. Кормить улиток нужно овощами и фруктами.

4. Миска для еды не должна быть жёсткая. Улитки могут упасть и повредить раковину о твёрдый предмет.

5. Свет в террариуме не нужен.

6. В качестве грунта можно использовать землю.

А также сравнили, чем Ахатинские улитки лучше других животных? И пришли к такому выводу: (Слайд 19)

1. Долго живёт и не болеет.

2.Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

4. Можно оставить одних на время.

5. Не требует ежедневных прогулок.

6. Не кусается и не царапается.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

10. Не требует сложного и дорогого ухода.

11. Не пачкает мебель и одежду шерстью.

Заключение

- Оценка результатов проекта

В конце работы дети сделали оценку своих результатов в листах самооценки. Приложение №3

А затем работы были оценены учителем по следующим критериям. Приложение №4

-Перспективы проекта

Данный проект можно использовать при проведении экологических мероприятий, на уроках окружающего мира, возможно выступление перед родителями с целью заинтересовать при выборе домашних питомцев.

- Выводы

По окончанию проекта сделали вывод, что улитки являются прекрасными домашними животными.

- Список источников и литературы

1. Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1973

3. Ивахненко М.Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

4. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся.

5. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8. с .40

6. Интернет ресурсы :

http: \\ achatina.by.ru\pages\people.htm\

http: \\www. achatina.ru

http:

Приложение №1

Опрос ребят начальных классов

Вопрос анкеты: «Хотите ли вы завести необычных домашних животных?»

21 человек

Нет, не хочу

29 человека

Не знаю

11 человека

Вывод: многим хочется завести дома

экзотических животных, но никто не хочет столкнуться

с трудностями в содержании необычных животных.

Приложение №2

Опыт по кормлению улиток

Мы провели эксперимент, какую пищу улитки едят охотнее. Каждый раз мы давали разную еду и наблюдали за улитками.

Очень охотно едят

Охотно едят

    не охотно едят

    Совсем не едят

Вывод: больше нравятся груши и огурцы, а капуста нет.

Приложение №3

Лист самооценки

Код класса ____________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

    Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x .

Приложение №4

Оценивание проектной деятельности учителем

Четкий ход исследования

Грамотная речь во время защиты проекта

Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.)

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Итоговая отметка

МОУ СОШ9 Исследовательская работа Тема: «Ахатина – идеальный домашний питомец для современного человека» Выполнили: ученицы 2 «Б» класса Панкратова Арина и Ванакова Екатерина Научный руководитель: Дегтярь Елена Михайловна педагог дополнительного образования ДДЮТЭ Находка 2012


Оглавление Введение: Введение: цель, задачи, гипотеза. цель, задачи, гипотеза. Основная часть: Основная часть: 1. как все начиналось? 1. как все начиналось? 2. как называются мои улитки? 2. как называются мои улитки? 3. поведение 3. поведение 4. кормление 4. кормление Практические исследования: Практические исследования: 1. Наблюдаем за разведением ахатин 1. Наблюдаем за разведением ахатин 2. Опыт: как питание влияет на рост улитки? 2. Опыт: как питание влияет на рост улитки? 3. Опыт: почему улитки впадают в спячку? 3. Опыт: почему улитки впадают в спячку? 4. Анкетирование 4. Анкетирование 5. Анализ: плюсы и минусы ахатин 5. Анализ: плюсы и минусы ахатин 6. Выводы 6. Выводы Заключение: Заключение: Рекомендации для начинающих Рекомендации для начинающих Использованная литература Использованная литература


Цель работы: доказать, что африканская улитка является идеальным домашним питомцем и показать при помощи опытов, что за улиткой не только интересно наблюдать, но ее можно приручить и она может приносить пользу. доказать, что африканская улитка является идеальным домашним питомцем и показать при помощи опытов, что за улиткой не только интересно наблюдать, но ее можно приручить и она может приносить пользу. Задачи исследования: 1. Собрать все сведения об ахатине из разных источников, в том числе интернет ресурсов и опыта опрошенных. числе интернет ресурсов и опыта опрошенных. 2. Создать условия для жизнедеятельности ахатины дома. 3. Понаблюдать за поведением пары улиток в данных условиях. 4. Провести практическое исследование по разведению ахатин. 5. С помощью опытов узнать: как питание влияет на рост улиток и почему они впадают в спячку? 6. Провести опрос среди учеников начальных классов, у которых есть ахатины, для обмена опытом по их содержанию, кормлению и уходу 7. Сделать выводы 8. Дать рекомендации для начинающих любителей




1. Как все начиналось? Ну кто из нас не встречал улитку, гуляя по лесу? Ну кто из нас не встречал улитку, гуляя по лесу? В октябре 2011 года мне подарили пару больших улиток. Размер их панциря был 10 сантиметров (рис 1) Я не знала: В октябре 2011 года мне подарили пару больших улиток. Размер их панциря был 10 сантиметров (рис 1) Я не знала: как они называются? как они называются? что необходимо для их жизнедеятельности? что необходимо для их жизнедеятельности? как за ними ухаживать? как за ними ухаживать? Найти ответы на эти вопросы я решила на занятиях экологического кружка. Я принесла улиток в класс и мы все вместе занялись изучением моих питомцев. Найти ответы на эти вопросы я решила на занятиях экологического кружка. Я принесла улиток в класс и мы все вместе занялись изучением моих питомцев. Рис 1


2. Как называются мои улитки? Ахатина - самый крупный представитель сухопутных моллюсков и ее раковина может достигать 25 см, а тело - 30 см. Размеры этого вида зависят от условий содержания. В Книгу рекордов Гиннеса занесен экземпляр весом 600 граммов. Ахатина - самый крупный представитель сухопутных моллюсков и ее раковина может достигать 25 см, а тело - 30 см. Размеры этого вида зависят от условий содержания. В Книгу рекордов Гиннеса занесен экземпляр весом 600 граммов. Родина-Африка Родина-Африка Была завезена во многие тропические районы Америки и Азии Была завезена во многие тропические районы Америки и Азии


3. Как ведут себя улитки? ахатина ведёт ночной образ жизни, она не прочь пошебуршать по террариуму ночью - тогда можно слышать, как трётся о стенки её тело или как она позвякивает панцирем по стеклу (если террариум стеклянный). При испуге, улитка резко втягивается в панцирь и можно услышать писк. Вот, пожалуй, и все звуки, которые может издать ахатина. Днём улитки обычно спят, зарывшись в грунт таким образом, что наверху остаётся только панцирь.Передвигаются медленно –со скоростью 1 см в минуту. ахатина ведёт ночной образ жизни, она не прочь пошебуршать по террариуму ночью - тогда можно слышать, как трётся о стенки её тело или как она позвякивает панцирем по стеклу (если террариум стеклянный). При испуге, улитка резко втягивается в панцирь и можно услышать писк. Вот, пожалуй, и все звуки, которые может издать ахатина. Днём улитки обычно спят, зарывшись в грунт таким образом, что наверху остаётся только панцирь.Передвигаются медленно –со скоростью 1 см в минуту. Рис 6


4. Чем можно накормить Ахатин? Едят практически все. Кушают они при помощи "язычка", усаженного роговыми шипами. Он примерно такой же шершавый, как язык кошки, при помощи этой своей "терки" улитка легко справляется с твердыми овощами. Им подойдут любые овощи и фрукты, каши, грибы, клевер, подорожник, одуванчики, иногда надо давать мясо, птицу, рыбу, яичный белок. Едят практически все. Кушают они при помощи "язычка", усаженного роговыми шипами. Он примерно такой же шершавый, как язык кошки, при помощи этой своей "терки" улитка легко справляется с твердыми овощами. Им подойдут любые овощи и фрукты, каши, грибы, клевер, подорожник, одуванчики, иногда надо давать мясо, птицу, рыбу, яичный белок. Поят ахатин после каждого кормления, орошая террариум опрыскивателем. Животные охотно слизывают капельки воды, образовавшиеся на поверхностях. Поят ахатин после каждого кормления, орошая террариум опрыскивателем. Животные охотно слизывают капельки воды, образовавшиеся на поверхностях. Улиткам нельзя: соленое, сладкое, маринованное, острое, копченое и жаренное с вашего стола! Только биологически натуральные продукты! Улиткам нельзя: соленое, сладкое, маринованное, острое, копченое и жаренное с вашего стола! Только биологически натуральные продукты! И запомните, соль - это смерть улитки! И запомните, соль - это смерть улитки! Рис 24


Наблюдаем за улитками Наблюдаем за улитками Эти улитки вырастают до 35 см. Наши еще малыши всего 2 см. Оказалось за их жизнью интересно наблюдать и что у них совершенно разные характеры -одна (или один) - много спит и мало ест, вторая (или второй) есть все время и периодически сбегает из "дома" (аквариума). Они любят купаться - кладешь на ладошку - она вся вытягивается и подставляет шейку к тепленькой водичке. Эти улитки вырастают до 35 см. Наши еще малыши всего 2 см. Оказалось за их жизнью интересно наблюдать и что у них совершенно разные характеры -одна (или один) - много спит и мало ест, вторая (или второй) есть все время и периодически сбегает из "дома" (аквариума). Они любят купаться - кладешь на ладошку - она вся вытягивается и подставляет шейку к тепленькой водичке. Все наши наблюдения мы записали в дневник наблюдений и подтвердили фотографиями(смотреть в приложение) Все наши наблюдения мы записали в дневник наблюдений и подтвердили фотографиями(смотреть в приложение) Рис 26




Развитие малышей 30 октября улитки начали вылупляться вылупляться 3 ноября появились на поверхности-4 мм поверхности-4 мм (рис 11) Малышам 2 недели-6 мм (рис 17) 1,5 месяца -1 см (рис 20) 2 месяца-1,8 см (рис 25) Вывод: в процессе роста улитки, увеличивается размер ее раковины, изменяется его окраска и число завитков. изменяется его окраска и число завитков.




ОПЫТ ПО КОРМЛЕНИЮ УЛИТОК ЦЕЛЬ: узнать, как влияет вид корма на рост улиток Ход опыта: мы взяли 2 улитки. Одну кормили растительным кормом, а другую животным (корм для рыбок). Измеряли улиток через 10 дней, в течение месяца. 1 улитка подросла на растительном корме за месяц - на 0.5 см 2 улитка подросла на животном корме за месяц – на 1,8 см Вывод: рост улиток зависит от вида корма. Ахатины растут быстрее, если их кормить животным кормом.


Почему ахатины впадают в спячку? Опыт: Опыт: Цель: узнать при каких условиях улитки впадают в спячку? Цель: узнать при каких условиях улитки впадают в спячку? Ход опыта: Ход опыта: Взяли 1 взрослую улитку Взяли 1 взрослую улитку Поместили ее в прохладную комнату при температуре +13 градусов тепла Поместили ее в прохладную комнату при температуре +13 градусов тепла Прекратили ее кормить Прекратили ее кормить Что наблюдали? Что наблюдали? Улитка стала вялой, не активной Улитка стала вялой, не активной Через 3 дня спряталась в раковину, запечатала в нее вход и уснула Через 3 дня спряталась в раковину, запечатала в нее вход и уснула Вывод: улитка впадает в спячку при понижение температуры и отсутствие корма, так она переживает неблагоприятные условия. Это помогает ей выжить в природе. Вывод: улитка впадает в спячку при понижение температуры и отсутствие корма, так она переживает неблагоприятные условия. Это помогает ей выжить в природе. Улитка впадает в спячку рис 14


Провели анкетирование Приняло участие 125 учащихся 1-4 классов нашей школы. Приняло участие 125 учащихся 1-4 классов нашей школы. Анкета: Анкета: «У кого глаза на рогах, а дом на спине?»-ответили все «У кого глаза на рогах, а дом на спине?»-ответили все Кто такая Ахатина?-0 Кто такая Ахатина?-0 Есть у вас гигантская улитка?-4 Есть у вас гигантская улитка?-4 Хотели бы иметь дома гигантскую улитку?-43 Хотели бы иметь дома гигантскую улитку?-43 Знаете ли вы, как ухаживать за Ахатиной?-3 Знаете ли вы, как ухаживать за Ахатиной?-3 Вывод: ребята мало знают про гигантских улиток, нужно им рассказать об этом удивительном питомце. Вывод: ребята мало знают про гигантских улиток, нужно им рассказать об этом удивительном питомце.


Плюсы Ахатин Плюсы: Плюсы: Нет запаха Нет запаха Можно брать в любом возрасте Можно брать в любом возрасте Проста в содержание Проста в содержание Почти всеядна Почти всеядна Впадает в спячку при неблагоприятных условиях Впадает в спячку при неблагоприятных условиях Не вызывает аллергию Не вызывает аллергию Наблюдение за улиткой успокаивает душу и снимает стресс Наблюдение за улиткой успокаивает душу и снимает стресс Красивое животное Красивое животное Нет шума и грязи Нет шума и грязи Обладает лечебными свойствами Обладает лечебными свойствами


Минусы Ахатин Минусы: Минусы: Равнодушна к окружающим Равнодушна к окружающим Не может полюбить своего хозяина Не может полюбить своего хозяина Не откликнется на свое имя Не откликнется на свое имя Не будет радостно вас встречать Не будет радостно вас встречать Приносит вред сельскому хозяйству на родине, но нам это не грозит(холодные зимы) Приносит вред сельскому хозяйству на родине, но нам это не грозит(холодные зимы)


Какую пользу приносят ахатины? Ахатины в природе играют полезную роль. Они малоразборчивы в выборе пищи и поедают разлагающие остатки растений, различные нечистоты, то есть являются чистильщиками. Они могут даже "убрать" гниющие деревья. Ахатины в природе играют полезную роль. Они малоразборчивы в выборе пищи и поедают разлагающие остатки растений, различные нечистоты, то есть являются чистильщиками. Они могут даже "убрать" гниющие деревья. Улитка Ахатина – лучший косметолог. В Чили изобрели омолаживающий крем из улиток. Этот крем на основе вытяжек из улиток обладает регенеративным действием. Учитывая их свойства восстанавливать клетки, а также положительное влияние их импульсов, ахатин используют в качестве естественных массажоров. Для этого: Улитка Ахатина – лучший косметолог. В Чили изобрели омолаживающий крем из улиток. Этот крем на основе вытяжек из улиток обладает регенеративным действием. Учитывая их свойства восстанавливать клетки, а также положительное влияние их импульсов, ахатин используют в качестве естественных массажоров. Для этого: Предварительно улитку надо промыть в прохладной проточной воде. Подготовить своё лицо и шею к процедуре: очистить от косметики и протереть молоком. Затем улитку пустить на кожу. Она должна «пройтись» по предложенным ей участкам, после чего её возвращают в домик. Вы равномерно распределите по лицу и шее целебные выделения и 15 минут держите их на коже до полного высыхания. При этом кожа существенно подтягивается. После умывания Вы ощутите её необычайную свежесть и бархатистость. Предварительно улитку надо промыть в прохладной проточной воде. Подготовить своё лицо и шею к процедуре: очистить от косметики и протереть молоком. Затем улитку пустить на кожу. Она должна «пройтись» по предложенным ей участкам, после чего её возвращают в домик. Вы равномерно распределите по лицу и шее целебные выделения и 15 минут держите их на коже до полного высыхания. При этом кожа существенно подтягивается. После умывания Вы ощутите её необычайную свежесть и бархатистость.


Мы доказали, что Ахатина является идеальным домашним питомцем Знаменита ахатина не только своими огромными размерами и прожорливостью, но и умом: у нее вырабатываются все виды условных рефлексов, они узнают своих хозяев, крайне неприхотливы, обладают лечебными свойствами. Знаменита ахатина не только своими огромными размерами и прожорливостью, но и умом: у нее вырабатываются все виды условных рефлексов, они узнают своих хозяев, крайне неприхотливы, обладают лечебными свойствами. Гигантская африканская улитка ахатина – самое приемлемое домашнее животное для менеджеров и просто занятых людей. Этого домашнего любимца не нужно выгуливать, возить к ветеринару и тратить много денег на его еду. Он не разбудит вас утром громким лаем и не испортит вашу любимую мебель. На него не бывает аллергии, и он чудесно снимает стресс.. Гигантская африканская улитка ахатина – самое приемлемое домашнее животное для менеджеров и просто занятых людей. Этого домашнего любимца не нужно выгуливать, возить к ветеринару и тратить много денег на его еду. Он не разбудит вас утром громким лаем и не испортит вашу любимую мебель. На него не бывает аллергии, и он чудесно снимает стресс..


Выводы: в ходе исследования, мы доказали: в ходе исследования, мы доказали: что ахатина является идеальным домашним питомцем для современного человека что ахатина является идеальным домашним питомцем для современного человека уход за ней не требует много времени и средств, по сравнению с другими домашними животными уход за ней не требует много времени и средств, по сравнению с другими домашними животными интересно наблюдать за развитием улитки интересно наблюдать за развитием улитки можно приручить (если она не прячется в вашем присутствие, значит вам удалось ее приручить) можно приручить (если она не прячется в вашем присутствие, значит вам удалось ее приручить) на время нашего отсутствия, может впадать в спячку на время нашего отсутствия, может впадать в спячку обладает лечебными свойствами обладает лечебными свойствами улитки растут значительно быстрее, если их кормить животным кормом улитки растут значительно быстрее, если их кормить животным кормом наблюдение за ними наполняет нашу душу умиротворением, покоем и радостью наблюдение за ними наполняет нашу душу умиротворением, покоем и радостью большая плодовитость улиток позволила им так широко распространиться большая плодовитость улиток позволила им так широко распространиться опрос показал, что ребята знают мало про ахатин. опрос показал, что ребята знают мало про ахатин. при правильном уходе ахатина будет вас радовать от 5 до 9 лет при правильном уходе ахатина будет вас радовать от 5 до 9 лет


Рекомендации начинающим: создать благоприятные условия для содержание Ахатин: температура воздуха выше 25 градусов, постоянная влажность - опрыскивать 1 раз в день, купать ни меньше 1 раза в неделю, нельзя полностью погружать в воду(губительно) создать благоприятные условия для содержание Ахатин: температура воздуха выше 25 градусов, постоянная влажность - опрыскивать 1 раз в день, купать ни меньше 1 раза в неделю, нельзя полностью погружать в воду(губительно) кормить только натуральными продуктами, не давать предпочтение одному виду корма, не давать бананы, так как могут отказаться от другого корма кормить только натуральными продуктами, не давать предпочтение одному виду корма, не давать бананы, так как могут отказаться от другого корма губительна для них соленая, маринованная, острая пища губительна для них соленая, маринованная, острая пища кальций должен присутствовать в рационе питания постоянно, при его нехватке улитка грызет свой панцирь кальций должен присутствовать в рационе питания постоянно, при его нехватке улитка грызет свой панцирь если хотите вырастить гиганта - нужно держать 1 улитку если хотите вырастить гиганта - нужно держать 1 улитку что бы получить потомство нужно завести пару взрослых ахатин и создать благоприятные условия для их размножения что бы получить потомство нужно завести пару взрослых ахатин и создать благоприятные условия для их размножения обязательно накрывать аквариум крышкой, с отверстиями для воздуха. Без нее улитка может выползти, упасть и разбиться обязательно накрывать аквариум крышкой, с отверстиями для воздуха. Без нее улитка может выползти, упасть и разбиться что бы улитки росли быстрее нужно давать им больше животного корма что бы улитки росли быстрее нужно давать им больше животного корма




Использованная литература Ольга Волкова «Неведомы зверюшки» Москва с Ольга Волкова «Неведомы зверюшки» Москва с Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии» Москва 1981.с Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии» Москва 1981.с «Мир животных» – Москва с «Мир животных» – Москва с Берни. Д. «Иллюстрированная энциклопедия животных» Москва 2003.с Берни. Д. «Иллюстрированная энциклопедия животных» Москва 2003.с Интернет: Интернет: Ru.wikipedia.opg/wiki/Ахатина-фулика Ru.wikipedia.opg/wiki/Ахатина-фулика



Юркова Екатерина

Исследовательская работа выполнена ученицей 6 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МО и Н РТ

МБОУ СОШ с.Сизим

Каа-Хемского района РТ

Школьная конференция исследовательских

работ и проектов

«Первые шаги»

Исследовательский проект

Тема: «Моя улитка ахатина гигантская»

Юркова Екатерина Валерьевна

МБОУ СОШ с.Сизим

ученица 6 класса

Руководитель:

Учитель технологии

Юркова Анна Федоровна

2016 г.

I. Введение.

Стр.3.

II. Основная часть.

Стр.4.

Мотивация.

Стр.4.

Стр.4.

Образ жизни улитки.

Стр.5.

Значение улитки в природе.

Стр.5.

Стр.6.

Обработка результатов анкетирования.

Стр.7.

Стр.9.

Вывод.

Стр.9.

III. Заключение по работе.

Стр.10.

IV. Литература.

Стр.10.

  1. Введение

Тема исследовательского проекта: «Моя улитка ахатина гигантская».

Цель:выяснить, может ли брюхоногая улитка ахатина гигантская жить в домашних условиях?

Задачи:

а) Выяснить, какую роль ахатина играет в жизни человека?

б) Выяснить, не приносит ли ахатина вред здоровью?

Объектом изучения является улитка ахатина, её географическое размещение на планете, образ жизни в природе и в домашних условиях.

План исследования:

1.Изучить теоретический материал о данной улитке.

2.С учителем разработать методику исследования.

3.Анкетирование респондентов.

4.Собрать, сравнить и проанализировать полученные данные.

5.Занести в таблицы.

6.На основании данных отразить в диаграммах и сделать выводы.

5.Наблюдение за улиткой.

7.Описание результатов.

8.Сделать фотографии.

Используемые методы:

1.Теоретический- изучение литературы.

2.Практический- наблюдение за улиткой в домашних условиях.

3.Сбор и обработка материалов.

4. Анализ и сравнение материалов.

Проблема: Какая польза людям от ахатины?

Гипотеза моей работы – зависит ли цвет ракушки от пищи?

Новизна: содержание тропического моллюска в районах с холодным климатом.

Актуализация: В природе существует много видов улиток. Чтоже свойственно для улитки ахатины?

II. Основная часть:

а)Мотивация

У меня есть улитка ахатина. брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных улиток . И мне захотелось побольше узнать об улитке, которая живёт у меня в аквариуме. Мне стало интересно поведение улиток, их структура тела, как и чем они питаются. Смогут ли они выжить без помощи человека в окружающей среде? Что бы найти все ответы на вопросы, я взяла тему исследовательского проекта – «Моя улитка ахатина гигантская» Приложение 1.

Изучив дополнительную литературу, я пришла к выводу, что д омашние животные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им, кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются. Проводя селекцию, человек может контролировать их размножение и признаки, которые они передают своему потомству.

Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносит непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.).

Наблюдая за своими домашними животными: коровами, собакой, кошками, курицами и экзотическими животными: попугаями, которые не знаю почему погибли и ахатинами, я стала замечать разницу в поведении.

История одного чудесного открытия.

За пределами своей родины африканская ахатина была впервые замечена в 1803 г. на острове Маврикий, затем на других близлежащих островах. Люди щедро рассеяли этот интересный вид по всем тропическим странам, почти везде она несла вред культурным растениям, кроме того улитка наносила большой ущерб чайным и каучуковым плантациям.

В 1938 г. японцы привезли ахатину с намерением изготавливать из неё блюда; В США она появилась в Калифорнии в 1947 г. Но калифорнийский климат оказался неподходящим для этого моллюска, привыкшего к влажным тропикам.

Образ жизни улитки.

Изучив литературу и наблюдая за своими улитками, я пришла к такому выводу:

ахатины ведут преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могут выползать и днём. Обычно же светлое время суток они проводят в укромных местах, зарывшись в почву и активизируясь лишь через два часа после заката. Было показано наличие у ахатин долговременной памяти: они могут запоминать расположение источников пищи и возвращаться к ним. Молодые особи более подвижны и преодолевают большие расстояния в течение дня, а также способны к дальним миграциям. Обычно для отдыха в одно и то же место они не возвращаются. У старых же улиток, напротив, имеется место, где они предпочитают отдыхать и откуда они выползают на поиски питания, не удаляясь более чем на 5 метров. При переносе улиток в место отдыха другой ахатины (в пределах 30 метров), они всё равно возвращаются к своему "дому". Живут ахатины до 5-6 и, даже,10 лет. Всё время жизни они растут, однако после первых двух лет жизни скорость роста замедляется. При размножении каждая особь играет роль и самца, и самки. Две улитки сначала тщательно ощупывают друг друга, что является любовной игрой, а затем плотно прижимаются подошвами. Происходит обмен половыми клетками (сперматофорами). Яйца имеют запас питательных веществ и покрыты питательной оболочкой. Ахатины откладывают яйца кучками по 20-30 штук в ямки, которые потом зарывают. Через 2-3 недели появляется молодь. А через 1,5 месяца она становятся взрослыми особями.

Мои ахатины откладывали меньше яиц и молодь не появилась, потому что дома прохладно, а на втором этаже теплее,но сухо. Им нужны тепло и влажность как в тропиках.

В неблагоприятных условиях ахатина может впасть в спячку. При этом она закупоривается плотной, довольно твердой герметичной "крышечкой", и проводит в таком состоянии до 3 месяцев. Изредка они приоткрывают "дверцу" и следят за изменениями в окружающей среде, до наступления более благоприятных условий.

Считается, что ахатина - «умная» улитка. Она может отличать хозяина от других людей. В нашей семье она больше любит маму. Услышав её голос, становится активней, вращает головой, где на рожках находятся глаза. И когда рядом разговаривают, она проявляет любопытство. Наблюдать за улитками интересно и доставляет удовольствие. Они как будто завораживают, успокаивают нервную систему. Спокойные, медлительные, величественные улитки настраивают своих хозяев на такие же чувства.

Наблюдая за своей улиткой, я обратила внимание на то, что когда кормишь улитку листьями салатов, капусты, огурцами- ракушка у питомца светлеет, а когда кормишь цветными овощами (помидорами, перцем сладким,оранжевой тыквой) -панцирь яркий.Очень любит банан, но часто им кормить нельзя, потому что она перестанет есть другую пищу,как

капризный ребёнок.

Враги: Ежи, мыши, насекомые (жуки, сверчки, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Значение ахатины в природе?

Ахатина гигантская - сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных улиток . Широко распространён в странах с тропическим климатом, является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно сахарного тростника . В настоящее время дальнейшее распространение ахатины остановлено. Было предотвращено распространение улитки в США , в Европе , в том числе в России , где выживание моллюска в природе невозможно, они часто содержатся в качестве домашних животных .

Ахатины питаются продуктами растительного и животного происхождения, предпочитая мягкие или разлагающиеся части растений: молодые особи (размером до 30 мм) предпочитают живые растения, более старые - мёртвые гниющие растительные остатки. Уничтожает зеленые растения, а подчас и штукатурку зданий, панцирь же из чего-то строить нужно. Размножается с огромной скоростью.

Повзрослев, ахатины начинают выполнять благородную миссию чистильщиков, поедая разлагающиеся растительные остатки, гниющую древесину.

Лично мне больше всего интересны гигантские брюхоногие относящиеся к семейству

ахатинид и роду ахатин. Это самые крупные лёгочные моллюски Земли, с самым сложным и интересным поведением. Несмотря на свою кажущуюся неторопливость и беззащитность ахатина оказалась поразительно конкурентоспособной в борьбе за место под солнцем

Значение ахатин в жизни человека.

Темноногие а хатины по пищевой ценности считаются вкуснее альбиносов. В жертву красоте и молодости были принесены безобидные улитки ахатины, вытяжки из которых используются в качестве основного компонента чудо - бальзама. Как утверждает чилийский врач Фернардо Бакунан, полученный его трудами крем на основе вытяжек из улиток творит с кожей настоящие чудеса. Первыми удивительное свойство улиток открыли разводчики этих моллюсков. Они обратили внимание на то, что любые царапины и ссадины у них на руках очень быстро заживают. Оказалось, что в слизи улиток содержится натуральный компонент, регенерирующий клетки. Пока омолодиться с помощью чудо-крема доктора Бакунана могут лишь его соотечественники и жители США, куда ежедневно отправляется 20 тысяч пузырьков. Но предприимчивый доктор уже ведет переговоры о поставке своего бальзама в ЮАР, Испанию, Англию и Бразилию. Уникальными свойствами обладает также мясо улиток. Содержащиеся в мясе улиток биологически активные вещества делают его не только деликатесным продуктом питания, но и сырьем для фармацевтической промышленности. ВАнглии выпускают экстракт, на приготовление одной дозы которого расходуется свыше тысячи улиток. Однако этой дозы достаточно для того, чтобы сохранить в течение нескольких недель силу и бодрость человеку, попавшему в экстремальные условия. Исследования последних лет показали, что секрет особых желез улиток избирательно действует на определенные бактерии (склеивает их), что находит применение при лечении таких заболеваний органов дыхания как коклюш, бронхит, силикоз. Препараты из улиток помогают, кроме того, нейтрализовать нежелательное побочное действие антибиотиков. Поскольку мясо улитки - это пища, обогащенная кальцием и незаменимыми жирными кислотами, диета, основанная на мясе улиток, рекомендуется в случаях рахита и избыточного содержания холестерина в крови. Высокое содержание в нем минеральных солей и железа полезно в течение беременности и выкармливания ребенка. Поскольку мясо улиток практически не содержит жира, оно может употребляться теми, кто страдают заболеваниями печени, атеросклерозом и ожирением.

Самое последнее открытие в области медицины называет улитку - донором мозгов, основываясь на положительных результатах тщательных исследований нейронов этих улиток, и в частности на том, что нейроны человека и нейроны улитки требуют одинаковый ионный состав среды при их выращивании в культуре. Во Франции и в Германии улитки используются при изготовлении косметики, а в Бразилии проводятся исследования по использованию слизи улиток для лечения шрамов и язв.

Цель; Выяснить может ли брюхоногая улитка ахатина, являться современным домашним животным?

Вопросы анкеты и результаты анкетирования после обработки.

1.Слышали ли вы о такой улитке ахатина?

да

нет


Вывод: изучив результаты опроса,36%учащихся знают о такой улитке как ахатина и 64% не имеют представления

2.Знаете ли вы что в настоящее время модно содержать экзотических животных дома?

да

нет

Вывод: 83% опрошенных считают модным разведениеэкзотических животных

3.Имеются ли у вас дома экзотические животные?

да

нет

Вывод:8% опрошенных имеют дома экзотических животные

4.Хотели бы вы иметь таковых?

да

нет

Вывод:изучив результаты опроса,46% хотели бы иметь экзотических животных, 54% не хотели бы иметь таковых.

5.Знакомы ли вы с правилами содержания экзотических животных?

да

нет

Вывод:17% опрошенных знакомы с правилам содержания экзотических животных

6.Если бы вам предложили завести улитку ахатину, вы бы согласились?

да

нет

Вывод: лишь 42% опрошенных учащихся хотели бы иметь такое домашнее животное у себя дома.

7.Знаете ли вы, чем питаются улитки ахатина?

да

нет

Вывод: 37%владеют информацией о том, как питается улитка ахатина?

8.Знакомы ли вы с условием жизни и содержания экзотических животных?

да

нет

Вывод: 21% не знакомы с условием жизни и содержания экзотических животных.

9.Считаете ли вы что улитку ахатина можно назвать домашним экзотическим животным?

да

нет

Вывод: 33% считают, что улитку ахатина можно назвать домашним экзотическим животным,67% так не считают.

глубоком сосуде, в который поступает воздух.

2.Кормить улитку можно животной и растительной пищей, исключив из рациона соль,

сахар, перец острый, цитрусовые, жареные и копчёные продукты.

3. Для роста и укрепления раковины давать мел или яичную скорлупу.

4. Держать ахатину в тёплом, солнечном, без сквозняков месте. Мыть тёплой водой.

5.Улитку надо купатьне реже 1 раза в неделю. Кормить 1 раз в неделю.

Вывод поработе:

Изучив материалы, я выяснила, что сейчас модно разводить экзотических животных дома, но ахатина не является современным домашним животным, узнала, как и где появилась улитка, какой образ жизни ведёт. Также я пополнила свои знания о содержании и кормлении этих улиток, их лечебных свойствах. Наблюдая за своей улиткой, я пришла к выводу, что они неприхотливы, не вызывают аллергии, не имеют запаха, молчаливы, спокойны и от цвета овощей зависит цвет панциря.

III. Заключение. Закончив свой проект, я поняла, что самым трудным для меня были постановка цели, задач, определение гипотезы и актуализации темы. Значительно проще было наблюдать за улитками, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Я пополнила свои знания об улитке. Немного научилась анализировать. Конечный продукт моей работы - рекомендации по уходу за улитками ахатинами.

Косарева Дарья

Руководитель проекта:

Савостина Валентина Алексеевна

Учреждение:

МКОУ "Устьевская СОШ", с. Устье, Воронежская область, Хохольский район

Автор исследовательского проекта по окружающему миру "Моя домашняя улитка Ахатина" намеревается узнать полезную информацию и интересные факты про содержание улиток Ахатин, как ухаживать за африканскими улитками, чем кормить улитов в домашних условиях. Также, ученица 4 класса рассматривает варианты обустройства террариума для домашней улитки.


В данной исследовательской работе по окружающему миру "Моя домашняя улитка Ахатина" автор рассматривает все этапы содержания и роста африканской улитки Ахатины, как они размножаются, что делать с лишними яйцами улиток Ахатин и как ухаживать за маленькими, новорождёнными особями.

I. Введение.
II. Основная часть.
1) Общая характеристика улиток.
2) Описание гигантских улиток и их виды.
3) Особенности содержания.
4) Преимущества и недостатки улиток как домашних животных.
5) Наблюдения за улиткой.
III. Заключение
IV. Литература
V. Приложения

Введение

Мне часто приходится наблюдать за улитками на улице в тёплое время года. Нравится, как брать их в руки, смотреть, как они ползут. Они щекочут меня, не причиняя никакого вреда.


Улитки подкупили меня своей необычностью. Узнав, что их можно содержать в комнате, я попросила маму приобрести мне это животное. Это дало мне возможность получать удовольствие круглый год.

Цель: изучить условия содержания в домашних условиях;
Задачи:

  • изучить общую характеристику улиток;
  • места её обитания и условия жизни;
  • провести наблюдения;
  • сделать выводы.

Гипотеза : улитки могут жить в домашних условиях и размножаться.

Объект исследования : улитка Ахатина.

Предмет исследования: исследование особенностей жизнедеятельности и поведения улиток - ахатин в неволе.

Методы исследования:

  • изучение литературы;
  • наблюдения.

Изучив литературу по данной теме, я узнала, что Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые не боятся своих хозяев и крайне неприхотливы.

Улитка – это уникальное живое существо, которое защищено раковиной и может проживать не только в дикой природе, но и в домашних условиях. Этот вид животного относится к классу брюхоногие (гастроподы), типу моллюски. Слово улитка произошло от старославянского «улитъ » - полый из-за ее домика (раковины), который без животного пустует.


Тело улитки состоит из головы, ноги, внутренностного мешка, мантийной складки. Передвижение моллюска происходит на подошве, которая покрывает нижнюю часть ноги. Этот процесс является результатом сокращений мышц, создающих своеобразную волну. Чтобы скольжение было максимально комфортным, эпителий конечности выделяет много слизи.

Внутренностный мешок находится внутри раковины в виде спирали или колпака. В мантии улиток, которые обитают в воде, располагаются жабры. Этот орган должен постоянно омываться потоком воды, чтобы организовать этот процесс, мантия оборудована: входным сифоном, через который жидкость поступает; выходным сифоном, через который вода удаляется.

протоки почек; выделительная система; кишечник; половой аппарат; легкое (у живущих на суше).
Чтобы воздух попадал в органы дыхание, есть специальное отверстие. Оно располагается с краю раковины или с передней стороны туловища.

  • стебельков с глазами;
  • щупальцев (орган осязания);
  • ротовой полости.

Раковина является неотъемлемой частью тела улитки. Внешний скелет моллюска защищает его от врагов, внешних негативных факторов, сохраняет влагу.

  1. Ахатина ретикулята – не менее распространённый вид моллюска, подходящий для домашнего содержания. Раковина имеет характерный рисунок в виде полос или точек. Максимальный размер, которого может достигнуть в неволе, – 20 см.
  2. Ахатина альбопикта напоминает по внешнему окрасу предыдущий вид моллюска. Но она может вырасти только до 16 см. Характерное отличие – белая или жёлтая колумела на панцире, иногда может быть розовый кончик.
  3. Ахатина иммакулята может быть в самых разных окрасах, но непременный признак этого вида улиток – наличие ровной полоски, проходящей от головы до раковины. Ободок панциря может быть розового или сиреневого оттенка.
  4. Бурая ахатина весьма плодовита. Также она отличается тем, что не пуглива при общении с человеком.
  5. Лимонная ахатина (ирадели). Получила своё название за счёт характерной желтоватой окраски панциря. Эти моллюски достигают всего 5-7 см в длину. В отличие от всех остальных видов улиток, ирадели является живородящей. Она может принести от 20 до 25 малышей за один раз.
  6. Обыкновенная ахатина – самый крупный вид моллюска, который также носит название “тигр”. В размерах достигает 30 см, однако в неволе растёт лишь до 22 см. Окрас может быть разным. В зависимости от подвида фон панциря варьируется от жёлтого до оранжевого оттенков. А полосы могут иметь чёрный или коричневый цвет. По характеру эти улитки крайне спокойные.

Особенности содержания африканской улитки Ахатины

Ахатины менее всех домашних питомцев нуждаются в уходе и особых условиях содержания.

Все действия будут сводиться к тому, чтобы обустроить террариум и настроить в нём оптимальную влажность, освещённость и обогрев.

Вам нужно максимально приблизить условия обитания к природным, чтобы улитка ощущала себя комфортно.

Подготовка террариума для улитки Ахатины


Покупать специальный террариум для ахатин необязательно, так как его можно сделать из обычного аквариума. Важно учитывать объём. На одну улитку должно приходиться не меньше 10л.

Жилище должно быть защищено крышкой, так как улитка может выползти. Для лучшей вентиляции в покрытии нужно предусмотреть отверстия. В крайнем случае можно просто приподнять крышку, чтобы получился небольшой зазор.

На дно аквариума нужно поместить кусочки древесины (плохо гниющей), мох, осколки глиняных горшков. Это послужит для улитки укрытием в дневное время. Можно высадить внутри террариума живые растения. Самые неприхотливые виды - папоротник и плющ. Они не только красиво смотрятся, но и очищают воздух, создают природный микроклимат. Однако в таком случае нельзя допускать переувлажнения субстрата.

При обустройстве террариума нужно предусмотреть небольшую ёмкость с водой, ведь ахатины обожают купаться. По мере загрязнения её нужно будет менять. Как правило, это происходит каждые 5-7 дней.

Место для террариума может быть любым. Главное, чтобы рядом не было отопительных приборов, поскольку это создаст недопустимый контраст температур. По этой же причине нужно держать жильё ахатин подальше от окон, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи.

Особенности ухода за улиткой Ахатиной

Как говорилось выше, ахатины – идеальные питомцы для ленивых владельцев, поскольку за ними нужно совершать минимальный уход. Но определённые тонкости всё же существуют.

Кормление африканской улитки Ахатины

Ахатины с удовольствием поедают зелень, овощи и фрукты, хотя в природных условиях не брезгуют и мясом. Корм дают по мере поедания, а остатки нужно регулярно убирать. В неволе улиткам дают капусту, огурцы, морковь. Это стандартный рацион, который, тем не менее, лучше разнообразить.

Известно, что каждая отдельная улитка имеет свои гастрономические пристрастия. Поэтому вам нужно будет выявить их экспериментальным путём.

  • Фрукты и ягоды: яблоки, вишня, земляника, абрикосы, арбуз, инжир, сливы, ананас, манго, авокадо, бананы, клубника, груши, дыня, виноград.
  • Овощи: брокколи, тыква, морковь, брюква, помидоры, салат, кабачки, сельдерей, шампиньоны, огурцы, шпинат, капуста.
  • Бобовые и горох.
  • Зелень: луговые растения, клевер, маргаритки, крапива, соцветия бузины и фруктовых деревьев, проросший овёс, одуванчик, тысячелистник, подорожник, люцерна.
  • Другое: размягчённый хлеб, кисломолочные продукты (без соли, сахара и специй), нежирный фарш, сваренное яйцо, детское питание (овощное и мясное), гаммарус.
  1. Всё острое и солёное.
  2. Жареные или копчёные продукты.
  3. Макароны.
  4. Сладости.
  5. Кислые продукты.

Для формирования раковины ахатинам нужен кальций. Его недостаток в рационе приводит к деформации и смягчению панциря. В неволе улитка может получать кальций из яичной скорлупы, ракушечника, кормового мела.

Наряду с пищей в террариуме должна быть питьевая вода. Она нужна для секреции слизи.

  1. Нет запаха ни от аквариума, ни от самой улитки.
  2. Ее можно брать в любом возрасте.
  3. Проста в содержание.
  4. Почти всеядна.
  5. Впадает в спячку при неблагоприятных условиях.
  6. Не вызывает аллергию.
  7. Наблюдение за улиткой успокаивает душу и снимает стресс.
  8. Нет шума и грязи.
  9. Обладает лечебными свойствами.
  1. Улитка равнодушна к окружающему.
  2. Не откликается на свое имя.
  3. И не будет радостно встречать вас дома.

Ахатина гигантская (лат. Achatinafulica ) – самый крупный представитель сухопутных брюхоногих моллюсков из подкласса легочных улиток. Широко распространен в странах с тропическим климатом. Является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно сахарного тростника. В Европе, в том числе России, где выживание ахатин в природе невозможно, они часто содержатся в качестве домашних животных.

Вес моллюсков в среднем составляет около 250 граммов. В нашем климате самые большие представители весят всего 130 граммов. Размеры этого вида зависят от условий содержания.

Раковина коническая. У старых ахатин раковина имеет от 7 до 9 витков. Окраска раковины зависит от диеты моллюска и других условий его жизни, обычно на ней наблюдаются полосы разных оттенков коричневого и черного.

Кожа ахатин пупырчатая, в морщинках. Дыхание кожное, жабры отсутствуют. Рожки маленькие (две пары), служат как органы осязания. На концах первой пары расположены глаза. Тело может быть окрашено от серого до темно-коричневого.

Продолжительность жизни в неволе 5-10 лет, в природных условиях меньше. Ахатина активна как днем, так и ночью. Хотя это и тропическая улитка, но может пережить заморозки и снег

Питается ахатина при помощи «язычка », усаженного роговыми шипами. Поедает гниющую растительность. Размеры этого вида зависят от условий содержания. Растут на протяжении всей жизни, но основной рост – в первые два года. Знаменита эта красавица не только своими огромными размерами, но и умом: у нее вырабатываются все виды условных рефлексов.

Африканские улитки могут быть переносчиками болезней, смертельно опасных для человека. Естественные враги ахатин: другие улитки, ежи, мыши, насекомые (красотел, жуки, сверчки, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Для своей улитки мы взяли обычный аквариум, чтобы у улитки было много места. Я насыпала в него торфа, поставила блюдце с водой и дала ей кусочек яблока. Я с огромным удовольствием первый раз в жизни наблюдала, как моя улитка с аппетитом поедает яблоко. Кормить улитку я стала разными фруктами и овощами.

Я выяснила, что больше всего они любят бананы, огурцы, груши, капусту, салат, морковь, яблоки. Для построения раковины улиткам нужен кальций, поэтому мы подкладывали в аквариум перетертую в порошок яичную скорлупу. Она ее очень любит и съедает почти дочиста.

Она у них очень нежная, поэтому я стараюсь быть осторожным. Я прочитала, что улитки очень любят влажность, поэтому я брызгаю в аквариум воду. Если слишком влажно - она забирается на стенки своего домика, а если очень сухо - старается закупорить раковину. Она закрывается и тогда, когда ей холодно, когда нет еды. Мне очень нравиться за ней наблюдать. Я её кормлю, купаю, поэтому меня она не боится и узнает, когда я её беру.

 Тема: "Удивительная улитка" (Окружающая среда и экология) Фамилия и имя автора работы: воспитанники старшей группы Атякшева Анастасия, 6 лет Лазарева София, 6 лет Учебное (дошкольное) учреждение Структурное подразделение ГБОУ гимназии "ОЦ "Гармония" г.о.Отрадный "Детский сад №13" Научный руководитель: Воспитатель: Балахонкина Наталия Илларионовна 2013г. Содержание Введение3 Основная часть6 Выводы 10Литература 11 1.Введение. У многих детей есть домашние питомцы, аквариумы с рыбками и улитками, в беседе о домашних любимцах выяснилось, что у одной девочки, помимо улиток - "аквариумных" живут ещё и улитки Ахатина, она начала рассказывать о них, дети заинтересовались.Разве могут улитки прожить без воды? Актуальность: Дети мало, что знают о мире моллюсков, так как детям ближе мир домашних и диких животных. Цель: Узнать как можно больше об улитках, условиях обитания и особенностях их жизнедеятельности. Задачи: * Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.). * Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое. * провести наблюдение за жизнедеятельностью улиток * Узнать об особенностях строения и образе жизни улитки. * Ввести понятие "улитки Ахатина" * Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. Участники проекта Подгруппа детей старшей группы, педагоги и родители Материалы и оборудование Справочная и художественная литература. Интернет-ресурсы. Наглядный, иллюстрированный материал. Работы, выполненные своими руками. Гипотеза: Правда ли, что существуют улитки, которые могут жить без воды? Тип проекта: краткосрочный, групповой. Участники проекта - дети старшей группы, воспитатель группы, родители. Этапы исследования: 1) Подготовительный этап. 2) Мотивационно - ориентировочный 3) Поисково-практический. Сроки выполнения: январь 2013 г. Подготовительный этап. Выбор темы исследования детьми Обсуждение с родителями воспитанников вопроса связанного с проектной и исследовательской деятельностью, определение целей и задач проекта. * Информационные ресурсы: материалы библиотеки, личные архивы родителей и сотрудников детского сада. * Приобретение энциклопедической литературы. * Знакомство с презентацией "Улитки". * Изготовление буклета для родителей "Воспитание экологической культуры дошкольников". * Сбор информации родителями на тему "Улитки Ахатина", "Разновидности улиток" Мотивационно - ориентировочный Мотивом для исследовательской деятельности группы являются проблемные вопросы детей: "Какие бывают улитки?", "А где живут улитки?", "А есть у улитки глаза? " Сколько ног у улитки?", "Почему улитка, которая дома в аквариуме живёт в воде, а улитка Бэлла (Ахатина) наоборот, может погибнуть в воде?", "А, что- улитка как курица откладывает яйца? Почему она откладывает яйца?", " Всё ли можно есть улитке?" Поисково-практический. Составление плана действия с детьми Выбор форм работы. Деятельность в проекте детей, воспитателей и родителей. - Занятие: "Улитка - кто она?" - Презентация "Улитки" - Аппликация-коллаж "Улитки на цветущей полянке" - Знакомство со сказкой собственного сочинения воспитанника Кривопалова Романа "Улитка Уля" - Лепка "Улитка Уля" - Сбор иллюстраций и фотографий про улиток - Рассматривание энциклопедий. - Занятие " Кто откладывает яйца?" - Изготовление книжек малышек про разновидности улиток. - Ситуативная беседа "Если бы я был улитка, то я......" 2. Основная часть. Год назад у нас в доме появились экзотические животные не обезьяна, не крокодил, а улитки, да! Да! Улитки Ахатина. Их подарили моей сестричке Полине на день рождения. Когда я увидела их в первый раз, я даже и не поняла сначала, что это улитки, потому, что на дне пластикового контейнера на листе салата лежало три коричневых камушка, величиной с горошину, но приглядевшись- я поняла, что это улитки. Крёстный сказал, что родина этих улиток Африка и что вырастут наши маленькие улиточки даже больше моей и сестричкиной ладошки, если мы будем их правильно кормить, одним словом ухаживать за ними. Мы с Полиной не поверили, даже засмеялись, но крёстный показал нам в интернете фотографии уже взрослых улиток, нам захотелось, чтобы наши маленькие улитята стали такими же красавицами.Мы тут же придумали им имена Белла, Флора и Стелла. Утром следующего дня, мы увидели, что наши улитята пропали. Мы очень расстроились, но неожиданно для себя обнаружили их на крышке контейнера. Так я узнала, что они не сидят на месте, а ведут довольно таки активный образ жизни, значит, они ползают и обследуют своё жилище. И в листьях салата мы обнаружили небольшие дырки, оказывается это наши питомцы так постарались за ночь и съели небольшое количество салата. Мама посоветовала нам посмотреть в энциклопедиях и интернете информацию о том, как за ними ухаживать. С этого момента и началось самое интересное, ведь мы даже и не представляли, что любят наши малютки? Из интернета мы узнали, что их рекомендуется кормить овощами и фруктами, мы с Полиной очень долго изучали и записывали всё - чем можно кормить улиток, чем нельзя, где они должны жить. Нас удивило то, что оказывается улиток можно поить молочком и даже, для укрепления раковины давать им чистые листы белой бумаги. Наши улиточки с удовольствием поедали листы бумаги, и раковина у них от этого становилась крепче. Наши малютки подрастали и им становилось тесно в пластиковом контейнере, пришлось посадить улиток в аквариум, вот там они с большим удовольствием расположились - их устраивало, то, что места очень много, и можно ползать вдоволь, как оказалось, что чем больше пространство, в котором живут улитки, тем больше они вырастут! Мы узнали что на одну улитку требуется десятилитровый аквариум. Мы наблюдали за их жизнью и выяснили, что наши улитки не очень любят спать в одной земле, а им пришлось по душе смешанный вариант земли и песка, мама сказала, что, наверное, потому, что песок сохраняет влагу, а в энциклопедии мы прочитали, что оказывается улитки очень любят воду, особенно, купаться под струйкой тёплой воды. Я пока ещё хожу в садик, в нашей группе все ребята очень любят животных, в основном у всех есть домашние любимцы, кошки, собачки, хомячки, попугайчики, рыбки. Однажды, рассказывая о наших домашних питомцах, мы разговаривали об аквариумных рыбках и улитках- которые живут вместе с рыбками в аквариуме и чистят его. Улитки очень маленькие, но трудолюбивые. Егор рассказал, что, когда мама мыла аквариум, она забыла убрать улиток в воду, а папа ей напомнил, сказал, что нужно их положить в воду, а то они погибнут. А я, рассказала о своих улитках, Белле, Флоре и Стелле, которые живут в сухом аквариуме, и, что они не такие маленькие, а почти, с мою ладошку. Ребята очень удивились и даже не поверили, а воспитатель Наталья Илларионовна попросили меня принести их в группу и показать, потому что всем стало любопытно. Всем стало интересно, какие ещё есть улитки в мире? Нам захотелось найти интересную информацию о них. Мы пошли в экологический кабинет, в котором есть разные энциклопедии о животных. Там мы узнали, что оказывается, существует огромное множество разных улиток, которые живут, как в аквариуме, в пруду, в море, так и на суше. Дома вместе с родителями мы тоже искали информацию в энциклопедиях и книгах, интернете. Мы были очень удивлены, узнав, что есть виноградные улитки, физа, ампуллярии и другие. Мы с мамой принесли на 2 недели улиток в садик, чтобы все ребята смогли понаблюдать за ними. Я рассказала ребятам, что тело улитки состоит из головы, туловища, раковины и ноги. Ребята даже рассмеялись, когда узнали, что у улитки есть нога, они подумали, что такая же нога, как у нас, но я им объяснила и показала, что с помощью ноги улитки могут передвигаться, мы наблюдали, как медленно они ползают. На голове расположено ротовое отверстие, когда Наталья Илларионовна держала улитку на руке, она сказала, что улитка покусывает ей ладонь, Соня спросила, а что, у улиток есть зубы? И мы решили выяснить, а правда ли у улиток есть зубы? Для этого мы пришли в экологический кабинет, где старший воспитатель Ирина Арсентьевна в энциклопедии нашла ответ на интересующий нас вопрос. Как оказалось, что у них на самом деле есть зубы и их очень много. Также щупальца (с их помощью улитки чувствуют, где расположена еда) и пара глаз. Раковина, покрывающая тело улитки, защищает их от повреждения. А мама Алины нашла информацию в журнале и рассказала нам, что оказывается улитки, могут и не дружить между собой и их необходимо разлучить на некоторое время. Они свой протест против сородича показывают тем, что забираются на раковину улитке, с которой не дружат и начинают есть раковину. Ребятам очень захотелось узнать, а чем же питаются улитки. Я им сказала, что овощами и фруктами. Мы решили провести эксперимент, что же они больше любят? Как оказалось из овощей-предпочтение они отдают свежим огурцам и помидорам, а к капусте совершенно безразличны, а из фруктов самое любимое лакомство- это груша и яблоки. Из интернета мы узнали, что оказывается для укрепления панциря улиткам нужно давать, скорлупу от варёных яиц, предварительно её измельчить. А ещё я рассказала, что у нас улитки один раз убежали, так как я забыла прикрыть аквариум стеклом. Нашли мы их только через 3 дня под ванной, оказалось, что они очень влаголюбивые. Мы с Натальей Илларионовной показали ребятам, как улитки с удовольствием принимают водные процедуры, под струёй тёплой воды, они вытягивали своё тело к воде и не боятся воды, которая попадает им на глазки, а когда они накупаются, наедятся, они зарываются в грунт и спят. Находясь ещё у нас дома, улитки отложили кладку яиц, ребята были очень удивлены, что улитки откладывают яйца, похожие на куриные, только очень- очень маленькие, а Миша сказал, что яйца откладывают только птицы. В садике, из яиц вылупились маленькие улитки. Мы заинтересовались, а кто ещё может отложить яйца- кроме, птиц, улиток, в этом нам помогли родители. Они сделали нам книжку - малышку о тех, кто откладывает яйца. Мы с большим удовольствием читали её и рассматривали фотографии. (змеи, черепахи, крокодилы,ящерицы, пингвин, австралийская ехидна, комары-личинки, муравьи) Оказывается, что улитки практически слепы и глухи, так как, никак не реагируют на свет и громкие звуки, даже если рядом с ними свистнуть в свисток, они не меняют своего поведения! А вот органы осязания (маленькие щупальца) у них очень развиты! Если положить на расстояние от улитки лакомство, она обязательно его почувствует и приползёт туда! Мы даже провели опыт и положили с разных сторон от улитки капусту и банан, и улитка вначале поползла к капусте, но потом развернулась и продолжила свой путь к банану, и мы выяснили, что у них есть своё предпочтение в еде. А ещё мы узнали, что улитка при испуге издаёт негромкий писк, или скрежет, если её внезапно разбудить, да ещё и искупать. Пугать улиток совершенно нельзя! А бабушка Сони нам сказала, что их даже можно держать тем ребятам - у кого аллергия на шерсть животных, оказывается улитки не вызывают аллергию. Нам так понравилось наблюдать за улитками, это так интересно и познавательно! 3. Выводы. Из энциклопедий и ресурсов интернета мы узнали о разновидностях улиток и их среде обитания, особенностях внешнего вида и питания. Мы теперь знаем, что улиток вида Ахатина можно содержать в качестве прекрасных домашних животных, поддающихся приручению, не вызывающих аллергию, требующих самый минимальный уход, Улиток могут держать абсолютно все, они гипоаллергенны. Литература Библиография 1. . Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 458. 2. Акимушкин И. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М.: Мысль, 1992. С. 100 101. (Мир животных) 3. Даррелл Д. Золотые крыланы и розовые голуби. - М. Мир 1981. -128 с. 4. Жизнь животных. Т.2. - М.:Просвещение, 1968 г. 5. Онегов А.С., Агальцова Л.Е. Необычные обитатели аквариума // Биология. 2001. N 48. 6. Улитки атакуют: Остров Барбадос подвергся нашествию гигантских африканских улиток // Огонек. 2006. N 49. 7. Achatinafulica - Восточно-африканская улитка // Клуб любителей улиток. - http://snailclub.ru 8. Африканская улитка ахатина: содержание в неволе // Зооклуб. - http://www.zooclub.ru/bezp/5/1.shtml 9. Гигантская африканская улитка. - http://www.achatina.ru/ 10. Еженедельно по субботам просмотр информации с вышеуказанных сайтов про Achatinafulica http://www.o-detstve.ru 1 III Всероссийский конкурс "Детский проект"



gastroguru © 2017