Теория классовой борьбы в мировой политике. Понятие классов


Классовая борьба -борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми, проявление и выражение непримиримости их классовых интересов. Марксизм дал научное обоснование классовой борьбы как движущей силы развития общества, разделённого на антагонистические классы, показал, что в буржуазном обществе классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, которая имеет своей целью уничтожение всяких классов и создание бесклассового, коммунистического общества.

Буржуазные социологи изображают человеческое общество как хаос, в котором нет никаких объективных закономерностей и каждая личность действует по произволу. Своей теорией классовой борьбы марксизм раз навсегда покончил с подобными антинаучными представлениями об обществе. «Марксизм,-указывает Ленин,- дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы. Только изучение совокупности стремлений всех членов данного общества или группы обществ способно привести к научному определению результата этих стремлений. А источником противоречивых стремлений является различие в положении и условии жизни тех классов, на которые каждое общество распадается».

История всех обществ, начиная с рабовладельческого, была историей борьбы классов. Марксизм разоблачил ухищрения прислужников империализма, демагогически утверждающих, будто классовая борьба ведёт к распаду общества. Пока существует капитализм, буржуа и пролетарии, между которыми происходит непримиримая классовая борьба, в то же время экономически связаны как части единого капиталистического общества. Классовая борьба в действительности ведёт не к распаду общества, а к замене отжившего строя новым общественным строем. Буржуазная революция уничтожила феодальный строй. Пролетарская революция в России уничтожила на одной шестой части земного тара капиталистический строй. В ряде стран Европы и Азии после второй мировой войны свергнута власть помещиков и капиталистов и установлена власть народной (см.).
Классовая борьба пронизывает экономику, политику, идеологию классового антагонистического общества. Основными формами классовой борьбы пролетариата является экономическая, политическая и теоретическая борьба.

Политическая борьба, завершающаяся социалистической революцией и установлением диктатуры пролетариата, есть решающее условие освобождения рабочего класса и всего общества от эксплуатации. Экономическая и теоретическая формы борьбы подчинены задачам политической борьбы. «Тактической основой научного социализма, - указывает И. В. Сталин,- является учение о непримиримой классовой борьбе, ибо это - лучшее оружие в руках пролетариата. Классовая борьба пролетариата - это то оружие, при помощи которого он завоюет политическую власть и затем экспроприирует буржуазию для установления социализма». С установлением диктатуры пролетариата классовая борьба не заканчивается, а становится ещё более ожесточённой, принимая новые формы.
Исходя из опыта молодой Советской республики, Ленин отметил пять новых форм классовой борьбы в период диктатуры пролетариата:

1) подавление сопротивления эксплуататоров,

2) гражданскую войну как крайнюю форму обострения классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией,

3) борьбу за социалистическое преобразование мелкого крестьянского хозяйства, за руководство пролетариатом непролетарскими трудящимися массами,

4) борьбу за использование буржуазных специалистов, против вредительства и саботажа с их стороны и

5) борьбу за воспитание новой, социалистической дисциплины труда.

Как свидетельствует опыт социалистического строительства в СССР, а также в странах народной демократии, теории о том, что после завоевания пролетариатом власти якобы происходит затухание классовой борьбы между рабочим классом и свергнутыми, но недобитыми эксплуататорскими классами, являются контрреволюционными. На деле в период строительства социализма происходит обострение классовой борьбы, ибо капиталистические элементы не хотят добровольно уступить своих позиций. Чем больше успехи социалистического строительства, тем сильнее сопротивление этих элементов. Эксплуататорские класс си уничтожаются в непримиримой классовой борьбе.

В Советской стране уничтожены эксплуататорские классы. Советское общество составляют дружественные классы - рабочие и крестьяне, а также новая, советская интеллигенция. Вся острота классовой борьбы для СССР ныне перенесена на международную арену, где борются дин лагеря: лагерь демократический, социалистический, возглавляемый СССР, и лагерь антидемократический, империалистический, возглавляемый США. (См. также .) Внутри нашей страны советский народ, сплоченный в нерушимом морально-политическом единстве, дадут борьбу против недобитых остатков враждебных Советской власти групп, поддерживаемых капиталистическим окружением, против носителей буржуазной идеологии и т. п.

Современному капиталистическому обществу, в котором присутствуют социальное неравенство и деление на классы, характерны противоречия между классами и классовая борьба.

Причины возникновения противоречий:

  1. Деление на классы (это само по себе уже является причиной)
  2. Неравенство между представителями классов
  3. Эксплуатация представителями одного класса представителей другого

Социальные противоречия существуют всегда. Люди недовольны своим положением, неравенством в обществе. А большинство этих «недовольных» принадлежат к классу пролетариев.

О том, как эксплуатируются представители интеллигенции и «3 класса», вы узнали ранее. Буржуазная конкуренция и научно-технический прогресс привели к усилению зависимости интеллигенции и «3 класса» от буржуазии. Крестьяне и ремесленники, вынужденные искать технологии для ускорения сбора урожая, постепенно становятся в зависимость от олигархов. Учёные, учителя и врачи, которым необходимо где-то реализовывать свои знания, вынуждены тоже работать на буржуазию. Да, они могут по закону работать для общества, но фактически они эксплуатируются классом олигархов. Люди творческой профессии, которым тоже нужна реализация своих способностей, вынуждены становиться своеобразными «вассалами» олигархии.

Как мы видим, сегодня большая часть общества эксплуатируется. В результате создания монопольных объединений отдельные представители той же буржуазии (мелкие и средние предприниматели) постепенно беднеют и опускаются до уровня пролетариев. А отдельная часть общества, именуемая классом олигархов, устанавливает контроль над всем обществом.

С усилением научно-технического прогресса и эксплуатации людей усилятся и противоречия в обществе. Научно-технический прогресс, в конце концов, приведёт к созданию технологий, способных обеспечить полностью автоматизированный труд. В таком случае резко увеличится количество безработных. Постепенно будет усиливаться влияние буржуазии на крестьян. Крестьяне, которые по сущности являются «сельскими пролетариями», станут в ещё большую зависимость от буржуазии, т.к. будут появляться более новые технологии. Буржуазная конкуренция приведёт к краху ряд мелких предприятий и собственников, которые раньше могли самостоятельно работать и зарабатывать себе на хлеб.

В результате ухудшения положения людей (массового обнищания, роста безработицы и т.п.) усилится классовая борьба. Наступит день, когда униженный пролетариат, который станет ещё больше, в совокупности с люмпен-пролетариатом, численность которого тоже резко увеличится, уничтожит власть олигархии. Ясно одно: в результате классовой борьбы победит один из классов – олигархия (буржуазия) или пролетариат. Данная революция станет апогеем классовой борьбы и завершится победой одного из классов. Это произойдёт в момент стечения обстоятельств и причин. Есть три объективных и субъективных признака революционной ситуации, сформулированных Владимиром Ильичём Лениным. Революционная борьба приведёт либо к свержению правящему строя, либо к укреплению диктата. В случае победы революции класс рабочих и крестьян сможет построить социально-справедливую систему. В дальнейшем необходимо лишь предпринимать правильные шаги в сфере реформирования всех сфер жизнедеятельности. Поражение революционных масс вызовет реакцию правящего строя, которая будет выражаться в массовых репрессиях, уничтожении инакомыслящих и усилении эксплуатации народных масс.

Итак, в результате научно-технического прогресса технологии могут усовершенствовать, возникнет автоматизированный труд, что приведёт к массовому вытеснению рабочих из сферы производства. Резко увеличится количество безработных, что приведёт к началу революции, в результате которой буржуазный класс будет сметён. В случае сохранения данного строя следует ожидать укрепление диктата режима и эксплуатации масс.

Ольга Нагорнюк

Существует ли сегодня классовая борьба?

Еще 30 лет назад понятие «классовая борьба» не сходило с телеэкранов и страниц газет, а об антагонизме в буржуазном обществе не слышал разве что ребенок. Сегодня это словосочетание звучит крайне редко, но означает ли данный факт прекращение классовой борьбы? Ответ на этот вопрос мы будем искать в нашей статье.

Историческая справка

Классовая борьба рассматривается учеными как противостояние интересов социальных групп, называемых классами. В основе разделения общества на классы лежит владение средствами производства, к которым можно отнести фабрики, заводы и даже землю. Когда средства производства находятся в собственности одной из групп, она вправе диктовать условия другим и присваивать себе большую долю общественного богатства.

Например, при капиталистическом строе практически все средства производства сосредоточены в руках у буржуазии, и рабочие, чтобы обеспечить свое существование, вынуждены предлагать себя в качестве наемной силы на условиях, установленных владельцами предприятий. Таким образом устанавливается гегемония буржуазии, присваивающей себе труд пролетариата и владеющей всеми материальными благами.

Во времена первобытнообщинного строя классового антагонизма не существовало, поскольку не было средств производства. Социальное неравенство возникло при рабовладельческом строе, тогда же, по мнению ученых, и зародилась классовая борьба.

Историки прошлого долгое время подводили под нее политический фундамент, рассматривая правящий класс как потомков народа-завоевателя (например, норманны в Англии), а в лице угнетаемых слоев общества представляя потомков побежденного народа (саксы в Англии). Сторонниками этой теории были выдающиеся французские историки, жившие в XIX веке, Огюстен Тьерри и Франсуа Минье, а также немецкий философ Фридрих Ницше.

Классовая борьба в марксизме

Первым, кто доказал, что к разделению общества на классы приводят экономические причины, был немецкий философ Карл Маркс. Согласно его теории, классовая борьба является движущей силой развития человечества. Ученый утверждал: антагонизм классов неизбежно приводит к социальной революции, а та, в свою очередь, становится причиной смены общественно-экономических формаций.

В качестве примера можно привести Октябрьскую революцию 1917 года в России, ставшую результатом противостояния буржуазии и дворянства, с одной стороны, и рабочих и крестьян, с другой. Чем закончилось это противоборство, известно всем: на смену капиталистическому строю пришел социалистический, провозглашавший равенство всех социальных групп.

Маркс полагал, что классовая борьба может быть стихийной, если угнетаемые слои общества неосознанно пытаются отстаивать свои права (к примеру, восстание под предводительством Емельяна Пугачева). Говоря о сознательной форме социального противостояния, ученый имел в виду осознанные и спланированные действия, направленные на защиту интересов угнетенного класса. Высшей формой сознательной классовой борьбы Маркс называл партийность.

Ученый выделил три формы социального противостояния:

  1. Экономическую. Применительно к пролетариату, это повышение оплаты труда, сокращение рабочей недели, обеспечение безопасных условий производства.
  2. Политическую. Рабочий класс ставил своей целью приход к власти и установление диктатуры пролетариата.
  3. Идеологическую. Она была призвана изменить сознание человека, перенастроив его с буржуазного на социалистическое мировосприятие.

Согласно марксистскому учению, компромиссного варианта разрешения классового конфликта не существует, он неизбежно должен завершиться революцией и привести к смене власти и общественного строя. Иногда в результате такого противостояния с карты мира исчезают целые государства .

Ленин о классовой борьбе

К. Маркс считал, что после революции и установления диктатуры пролетариата классовая борьба будет завершена. В. Ленин придерживался иной точки зрения, утверждая: противостояние продолжится, изменится лишь его форма и расстановка сил. В своих трудах вождь Октябрьской революции писал, предугадывая вероятность сопротивления проигравших классов: после прихода рабочих и крестьян к власти, им придется прибегнуть к подавлению сопротивления бывших эксплуататоров, вплоть до ведения гражданской войны.

История подтвердила правильность его предположений: гражданская война, в которой проигравшие и побежденные поменялись местами, завершилась победой пролетариата. Спустя десятилетие в Советском Союзе объявили о прекращении классовой борьбы внутри государства, перенеся ее на международный уровень. Началось формирование социалистического сообщества, призванного уравнять в правах все группы населения.

Существует ли классовая борьба сегодня?

Социальное неравенство, лежащее в основе разделения общества на классы, в XXI веке не только не исчезло, а даже углубилось. Поэтому говорить о прекращении классовой борьбы пока преждевременно. Противостояние богатых и бедных по-прежнему существует, просто во времена глобализации экономики оно приобрело другую форму и не всегда заканчивается всплеском социальной активности в виде революции.

Общество научилось решать классовые конфликты мирным путем, выработав для этого соответствующие инструменты: избирательную систему, позволяющую народу оказывать влияние на управление страной, многопартийность, дающую возможность всем и каждому стать у руля своего государства, а также правовую защищенность, обеспечивающую свободу и равенство всех граждан, независимо от социального статуса, национальности и вероисповедания.

Вспомните о забастовках украинских шахтеров, недовольных невыплатой зарплат, протестную акцию греческих авиадиспетчеров, требующих повышения пенсий, захват мексиканскими учителями нескольких радиостанций с требованием сохранить бесплатное образование, и вы поймете: классовая борьба в современном обществе продолжается.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Деление общества на классы, характеризующиеся различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций. При этом объективным результатом борьбы между классами -- которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы -- является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил перестанет требовать такого разделения.

Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство -- которое, с точки зрения марксизма, есть "машина для подавления одного класса другим" то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру господствующего класса.

Поскольку классовая борьба заложена в основе антагонистического строя, марксизм-ленинизм видит в ней движущую силу исторического развития (2). Это следует понимать в том смысле, что классовая борьба вызывает в обществе изменения, освобождающие его от всего устаревшего, реакционного и способствующие утверждению нового, прогрессивного. Узловым пунктом в данном процессе и высшей точкой классовой борьбы является социальная революция. Под нею марксизм-ленинизм понимает глубокий, качественный скачок в развитии общества, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой. Поэтому К. Маркс назвал революции "локомотивами истории" (3). Они, резко двигая человечество вперед, открывали новые эпохи, выводили его на новые горизонты.

Особую роль в историческом прогрессе, согласно марксизму-ленинизму, объективно призвана сыграть такая разновидность социальной революции, как социалистическая революция. Все иные революции, будучи для своего времени прогрессивными, тем не менее трудящихся от эксплуатации и угнетения не освобождали. Они лишь заменяли одну форму эксплуатации и угнетения другой формой. Задачу ликвидации всякой эксплуатации и угнетения способна решить только социалистическая революция. Она поэтому представляет собой высший тип социальной революции.

Цель социалистической революции - осуществить переход от капитализма к социализму. Причем марксизм-ленинизм особо настаивает на том, что такой переход возможен лишь через социалистическую революцию и никак по- другому. Капитализм самотрансформироваться в социализм не способен, поскольку это качественно различные общественные системы. Иное дело, отождествлять социалистическую революцию только с вооруженным восстанием неправильно. Она может осуществиться и мирно. Но мирно - не значит без борьбы. Мирно - значит без большого пролития крови. А борьба (именно классовая борьба) здесь неизбежна. Главным признаком осуществления социалистической революции является переход политической власти из рук буржуазии в руки революционной части народа.

Марксизм-ленинизм выделил три основные вида классовой борьбы (4):

1. Экономическую борьбу, т.е. за непосредственное, повседневное улучшение жизненных условий трудящихся.

2. Политическую борьбу, т.е. за расширение участия трудящихся в делах государства, а в конечном счете за взятие ими власти.

3. Теоретическую, идеологическую борьбу, т.е. за развитие революционного учения, освобождение трудящихся от классово чуждых им взглядов и утверждение в их среде социалистического мировоззрения.

Исторически первым видом была экономическая борьба. По своей сути она не выходит за рамки буржуазного строя, ибо не направлена на разрушение его основ. Её суть - путем давления на отдельных капиталистов добиться более выгодных для трудящихся условий продажи рабочей силы. Поэтому, признавая известную значимость экономической борьбы, марксизм-ленинизм указал, что трудящиеся не должны преувеличивать её результаты, не должны забывать, что через неё решить свои главные задачи они не смогут. Для решения их необходимо, не прекращая экономической борьбы, обязательно переходить к политической борьбе. И всякая действительно классовая борьба (т.е. классовая борьба в её подлинном смысле) есть именно борьба политическая (5). Следовательно, согласно марксизму-ленинизму, оказывается далеко не каждое столкновение эксплуатируемых с эксплуататорами, не каждый конфликт между ними правомочно называть подлинной классовой борьбой. В.И. Ленин разъяснял, что когда рабочие отдельной фабрики вступают в борьбу со своими хозяевами, это еще не подлинная классовая борьба, а только слабые её зачатки. Ибо здесь, во-первых, рабочие выступают ещё не как класс в целом, а лишь как его отдельные представители, стремящиеся удовлетворить какие-то лично- групповые интересы. Например, повысить зарплату. И, во-вторых, они борются ещё не с буржуазным классом в целом, а лишь с отдельными, конкретными капиталистами.

Борьба рабочих становится подлинно классовой борьбой лишь тогда, когда отдельные рабочие осознают себя членами всего рабочего класса. И когда в своей ежедневной борьбе с отдельными хозяевами они начинают вести борьбу против всей буржуазии, начинают выражать не только свои конкретные лично- групповые интересы, а интересы своего класса в целом, т. е. классовые интересы (6).

Значит, получается, что в данном случае борются уже не отдельные трудящиеся с отдельными капиталистами, а класс трудящихся в целом с классом капиталистов в целом. То есть это уже подлинная классовая борьба. А где классы, там политика, ибо классы порождают политику и являются её главными действующими лицами. (Согласно марксизму-ленинизму, политика представляет собой отношения между классами по поводу завоевания, удержания и использования власти).

Отсюда и выходит, что всякая классовая борьба есть борьба политическая. Только это неверно понимать в том смысле, что всякое столкновение трудящихся с хозяевами всегда бывает политической борьбой. Это надо понимать в том смысле, что борьба трудящихся с хозяевами неизбежно обретает политический характер по мере того, как она становится классовой борьбой. И совсем неважно, какие конкретно задачи в ней на данный момент решаются. Они могут быть экономическими и в большинстве случаев являются таковыми. Ведь борьба между классами прежде всего ведется ради экономических целей, в которой политика служит только средством. Политические бои - лишь форма проявления экономических конфликтов. Важно одно: если класс в целом борется против класса в целом, то это в любом случае будет политическая борьба.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Кла́ссовая борьба́ - столкновение интересов и противодействие классов общества .

Наибольшее значение классовой борьбе придавалось в марксизме .

Домарксистские представления о классовой борьбе

Идея расщепления общества на борющиеся между собой классы (группы) социальным мыслителям была известна издавна. Так, французский историк и орлеанистский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времён Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ - победитель, - дворянство; и другой - побеждённый - третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними невозможен. Примирить их - химерический замысел». Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:

Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил.

Классовая борьба в научном социализме

Понятие «классовая борьба» получило особое значение в марксизме. Уже в «Манифесте Коммунистической партии » заявлялось, что история всех существовавших обществ была историей борьбы классов, то есть что именно классовая борьба движет развитие человеческого общества, так как она неизбежно приводит к социальной революции , которая и есть кульминация классовой борьбы, и к переходу к новому общественному строю. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы . С точки зрения марксистской теории исторического материализма , деление общества на классы, характеризующееся различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций . При этом объективным результатом борьбы между классами - которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы - является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил перестанет требовать такого разделения.

Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство - которое, с точки зрения марксизма, есть «машина для подавления одного класса другим» , то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру господствующего класса. С этой точки зрения античное государство является диктатурой рабовладельцев (направленной против рабов); средневековое - диктатурой феодалов (над крестьянами); капиталистическое - диктатурой буржуазии (над рабочим классом). В результате социалистической революции возникает государство диктатуры пролетариата (призванное подавить сопротивление буржуазии).

Мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты - экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход

к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Определяя классовую борьбу как столкновение антагонистических интересов различных классов, марксизм выявляет объективный интерес каждого отдельного класса, который соответствует его месту в исторически определенной системе общественного производства. Этот интерес, если он не осознан, делает класс «классом-в-себе». По мере осознания своего подлинного интереса класс превращается из «класса-в-себе» в «класс-для-себя» (осознанный классовый интерес делает людей классово сознательными - они уже осознают не только своё место, но также и свой настоящий классовый интерес). Именно это имел в виду Маркс, когда говорил о том, что только классовая борьба пролетариата за своё освобождение от капитала неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата, а сама диктатура пролетариата знаменует собой переход к исчезновению как классов, так и классовой борьбы .

В марксистской теории классовая борьба может быть как стихийной (неосознанная защита своих прав), так и сознательной (целенаправленное движение за свои подлинные интересы), высшей формой которой является партийность . Марксисты полагают, что классовая борьба ведётся в трёх основных формах :

  1. экономической (касательно класса пролетариев это борьба за улучшение условий продажи своего труда, сокращение рабочего времени, повышение оплаты труда);
  2. политической (для пролетариата - общеклассовая борьба за свои коренные интересы - за установление диктатуры пролетариата);
  3. идейной (идеологической) (борьба против буржуазной и реформистской идеологии, она призвана внести в широкие массы трудящихся социалистическое сознание).

Согласно мнению основоположников марксизма, по мере развития класса его борьба развивается от менее развитой экономической формы к более развитым политической и идейной формам .

Классовая борьба в марксизме-ленинизме

Начиная с 1960-х годов понятие о классовой борьбе трансформировалось. В это время считалось, что классовая борьба это процесс мирного соревнования социалистической и капиталистической систем. В ходе этого соревнования решается вопрос о том, какая система возьмёт верх. В этой связи доказывалось, что борьба двух систем выражает основное противоречие текущей эпохи. Считалось, что под влиянием этого противоречия развёртывается революционная борьба трёх основных отрядов трудящихся: мировой социалистической системы, международного рабочего и национально-освободительного движений, с империализмом. Такое представление сохранялось по 1980-е годы .

Теоретические основания концепции классовой борьбы

Марксистское положение об антагонистических и неантагонистических классах основывается на гегелевской теории антагонистических и неантагонистических противоречий, однако, если спекулятивный метод Гегеля допускал возможность их примирения, то диалектический метод Маркса отвергал такую возможность как форму капитуляции перед действительностью (Диалектическое противоречие).

Концепция существования антагонистических и неантагонистических классов позволяет сделать вывод в рамках марксистской теории о возможности разрешения противоречий одних классов в рамках одной общественно-экономической формации и невозможности такого решения между другими классами, основными в рамках данной общественной формации, антагонистическими. Борьба последних ведет к смене общественно-экономической формации (рабство , феодализм , капитализм) и открывает возможность дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений .

Также существует точка зрения, что смысл борьбы противоположностей не в достижении единства или во взаимоуничтожении, как в случае с антагонистическими противоречиями, а в достижении целостности, баланса и динамического равновесия между элементами системы (Тектология , Теория устойчивого развития , Экономика устойчивого состояния , Зеленая экономика), что позволяет сделать вывод, что классовая борьба необязательно ведет к разрушению старого общества и существуют эволюционные пути развития социальной системы, адаптирующейся к новым вызовам окружающей среды в рамках существующего общественного строя.

Концепцию неизбежного возникновения нового общественного строя подвергает сомнению также синергетическая концепция (Синергетика), рассматривающая в качестве основного источника развития не диалектическое противоречие, а случайность, необратимость и неустойчивость, где возникновение новой целостной структуры есть не неизбежный результат действия закономерности, а результат суммы случайных факторов, воздействующих на систему, что делает невозможным предсказание развития общества на значительном временном отрезке как это делает марксистская теория .

Всеобщий кибернетический подход и расширительное применение синергетики, экстраполирующей свои принципы на все явления природы и общества встречают также своих критиков, утверждающих о неэффективности переноса теоретических моделей, описывающих ограниченную группу природных явлений на неизмеримо более сложные общественные процессы, тем более данные модели неспособны иметь прогностическую функцию в значительной временной перспективе (Синергетика) .

Критика теории о классовой борьбе

Однако, часть исследователей имеет противоположную точку зрения и утверждает, что имущественное неравенство в индустриальных странах осталось неизменным на протяжении всего 20 века и имеет тенденцию к усилению в 21 веке (см. Капитал в XXI веке). Поэтому центральной проблемой для критиков классовой теории является объяснение сохранения классов как реальной социальной силы .

Частично соглашаясь с критиками теории о классовой борьбе, было бы ошибочным вообще исключать её из арсенала современного анализа социальных отношений. Процессы социальной дифференциации в обществе не приостанавливаются, не исчезает противоположность объективных интересов разных классовых групп общества, а значит, не могут исчезнуть и конфликты между ними. Вместе с тем современное общественное устройство обладает развитыми демократическими институтами (многопартийность, избирательная, правовая, парламентская, независимая судебная системы), которые позволяют во многом изменять природу классовых конфликтов, обеспечивая возможность их ненасильственного разрешения .

Значительный вклад в теорию классов и классовой борьбы внес Питирим Сорокин , рассматривавший классы не как замкнутые статичные структуры, а как динамичные образования, допускающие взаимопереход различных социальных групп (социальная мобильность), при этом классовая борьба рассматривалась как часть более общего процесса смены в обществе различных социокультурных типов . Если для марксизма классовая борьба является основным двигателем прогресса, то с точки зрения интегрального подхода П. Сорокина, классовая борьба является лишь одним из трех принципов общественной дифференциации, борьбы различных общественных сил: принципа классового (классовая борьба), принципа государственного (борьба между государствами) и принципа национального (борьба между нациями), - могущих в зависимости от конкретной политической ситуации как быть противоположными, так и взаимодополнять друг друга, критерием выбора между ними служит принцип самоценности личности, обратной стороной которого служит принцип общечеловечности .

Многие представители капиталистического класса сами не отрицают факта классовой борьбы. Так, один из богатейших людей мира миллиардер Уоррен Баффет в интервью 2005 и 2006 годов указывал, что его класс, «класс богачей», ведёт классовую борьбу против остального общества - и побеждает в ней .

Боливия Португалия Россия США Австралия Азербайджан Аргентина Бразилия Великобритания Венесуэла Вьетнам



gastroguru © 2017