Пословицы о колобке. Скрытый смысл сказки Колобок

В русской народной сказке , в обработке К.Ушинского, главным героем является испеченный из муки Колобок. Его испекла старуха по просьбе старика. Пока Колобок остужался на окошке, ему стало скучно, и он решил отправиться в путешествие. Нрав у Колобка веселый и всем встречным зверям он пел задорную песенку о том, как он появился на свет и как он ловко ушел от бабки и деда.

Сначала ему повстречался заяц, который сказал, что съест его. Но Колобок спел ему свою песенку, а в конце добавил, что и от зайца уйти не трудно. И ушел. Затем на его пути встал серый волк, который тоже был не прочь съесть Колобка. Но после исполнения веселой песенки, в которой уже была добавлена строчка про то, как Колобок ушел от зайца, наш герой заявил, что он и от волка уйдет. И действительно, ушел.

Следующим навстречу ему попался грозный медведь, который гнул кусты и ломал хворост. Он заявил Колобку, что съест его, но в ответ от того услышал веселую песенку, где уже были строчки и про зайца, и про волка и про него, медведя. В итоге, и медведь остался с носом.

А вот лиса, попавшаяся Колобку следующей, не стала ему угрожать, а наоборот, похвалила за красивый внешний вид. Колобку похвала понравилась и он спел свою песенку и лисе, добавив, что от нее он тоже уйдет. Но лиса притворилась, что не расслышала слова песни и попросила Колобка сесть на нос и ещё раз исполнить песню. А когда тот доверчиво приблизился, лиса схватила его и мигом съела.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Колобок» состоит в том, что нельзя быть слишком самоуверенным и беспечным, особенно при встрече с незнакомцами.

Сказка «Колобок» учит не поддаваться на лесть. В жизни важно уметь вовремя распознать льстивого хитреца, который внешне благожелателен и добр, а в душе стремится причинить зло. Колобок не сумел распознать в лисе опасного собеседника и поэтому пострадал от ее острых зубов. Сказка «Колобок» также учит тому, что не надо «садиться кому-то на нос», нужно соблюдать дистанцию, и тогда, глядишь и осложнений удаться избежать.

Какие пословицы подходят к сказке «Колобок»?

Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
Доверяй, да проверяй.
Где нет осторожности, там никакая мудрость не поможет.

Вот наконец я подошёл и одной из интереснейших тем как Славянские (Русские) народные сказки. А именно к скрытому, первоначальному смыслу этих сказок. И начать я хочу с самой простой и всем известной сказки под названием "Колобок".

Предисловие (для раскрытия и обозначения темы сказок):
С давних пор в нас начали убивать всё русское. Переписывание истории, уничтожение письменности, навязывание чуждой нам культуры. Всё это привело к тому что мы даже перестали понимать смысл сказок доставшихся в наследство от наших мудрых предков. А что уж говорить о мудрости которая была предназначена для взрослых?
Через сказки происходила первоначальная передача знаний от поколения к поколению. Фундамент знаний на которых формировалась славянская личность. Пора вспомнить и понять смысл заложенный в сказках.

И так СКАЗКА "КОЛОБОК"
Вкратце вспомним сюжет, сказки (мало ли кто не помнит):

Дед попросил испечь колобок - баба испекла и положила на окошко студить. Колобок же укатился в лес. В лесу он встречается и поет свою песенку разным животным, от которых потом «убегает» и наконец встречает лису, которая его и съела.

Надо сказать, что изначальный вариант этой сказки был несколько иным: зверей было больше и каждый из зверей еще и откусывал от колобка по кусочку:
Попросил Тарх (Бог - Хранитель древней Великой Мудрости, сын Перуна) Живу (Богиня жизни,плодородия, рождения, весны, дочь Лады, жена Даждьбога): - Испеки мне Колобок. Жива по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему - Лебедь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему - Волк: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: - Колобок-Колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, Лисонька, - только и успел проговорить Колобок, а Лиса его - "ам", и съела целиком.

А теперь - пояснение: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию.

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни "почти ватрушкой", как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок - это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Следующая сказка будет про Репку. Я надеюсь вам было интересно и вы узнали что-то новенькое

Цели:

  • Создать условия для творческого самовыражения по знакомой сказке;
  • Pазвивать артистические способности детей, речь.

Задачи:

  • развивать познавательные процессы;
  • научить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать игровым правилам.

Оборудование:

  • "Нравственный урок"- пословицы:
    • Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком.
    • Чужая душа - потёмки.
  • Костюмы, шапочки для инсценировки; краски, кисточки, альбомные листы, колобок на тарелке, музыка с пением птиц.

Методы: словесный, наглядный, практический, социо - игровой, метод "волшебной капли".

Форма проведения: деловая игра.

Данное мероприятие составлено нетрадиционно, по книге Л.В.Фесюковой "Воспитание сказкой" взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов триз (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.). Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по - своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Во - первых, читателю нужно знать, для чего необходим "нравственный урок" . При нашем подходе он берёт на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное пояснение: в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря каждая сказка опирается на пословицы, поговорки: " Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Выявить этот не всегда напрямую сформулированный "намёк", прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача. Например: сказка "Принцесса на горошине". "Нравственный урок - " Изнеженность - достоинство принцесс:" Действительно, не лучше ли повести беседу с ребёнком в таком русле. Важно не опоздать с главным - научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В рубрике - "Сказка и математика" - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространённый из них "Чем похожи, и чем отличаются". Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: " Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала:" Именно поэтому детям будет, полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: "Чем похожи, и чем отличаются простое и золотое яйцо?".

Рассмотрим теперь следующий из раздела - "Воспитание добрых чувств". Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

Учить детей сравнивать, сопоставлять;

Формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

Ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребёнку возможность выбора собственной позиции;

Упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам.

Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Для развития речи детей советует чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки "Рукавичка". Предлагают следующие новые названия - "Дружный домик", "Дед, рукавичка и звери", " Новый домик для зверей", "Как дед потерял рукавичку" и т.д. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову.

Следующим существенным моментом в нашей сказке является рубрика "Развитие мышления и воображения" Воображение очень полезно и важно для детей: оно делает их жизнь индивидуально - творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку, или какой - то её эпизод. Ещё один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же, оговоримся это нелёгкая работа и для нас, взрослых. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребёнка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Каждая личность - клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. В данном случае ребёнок изобретает, то есть придумывает что - то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях.

Одной из важнейших задач, состоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике "Сказка и природа". Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.

Наконец, последняя рубрика "Сказка развивает руки" мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Детям предлагается что - то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимике и жестов. О полезности этих занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.

Вполне понятно, что предлагаемые разделы, заложенные в нашем мероприятии, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Причём, несомненно, и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То, есть воспитатели могут самостоятельно выбирать те задания и вопросы, которые покажутся им важными и полезными, интересными и полезными для конкретного ребёнка или конкретной возрастной группы детей.

Ход проведения

Инсценировка сказки "Колобок"

Стоит скамейка на скамейке сидит старик и старуха.

Старик: Сколько живу на белом свете! А всё жить хочется:

Старуха: Да - а:

Старик: Благодать! Птицы: Бабочки: Солнышко.

Старуха(вздыхая):Да - а: Солнышко.

Звучит музыка с пением птиц.

Старик: А что, старуха, может, на Колобок - то муки наскребём?

Старуха: Наскребём.

Старик: Давно уж ты ничего не пекла.

Старуха: Муку - то где взять? На Колобок - то наскребу.

Уходит

Старик(поднимается кряхтя): Пойду, помогу Старухе печку растопить.

Уходит.

Старуха(выходит с Колобком в руках): Пусть остывает. До чего хорош! Как картинка!

Старик(разглядывая): Румяный.

Вместе уходят.

Колобок: Ура! Кажется, путь открыт! Покачусь, погляжу на белый свет.

Идёт тихонько.

Заяц (выскакивает навстречу): Ой! Фу, как ты меня напугал!

Колобок: Ха - ха -ха.

Заяц: Я тебя за это съем!

Колобок: Глупости! Лучше послушай мою песенку! (Поёт)

Я весёлый Колобок! У меня румяный бок,
Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,
А от зайца и подавно уйду!

Заяц: Ой - ой! (убегает)

Волк (выходит): Эй, Колобок, тут Заяц не пробегал?

Колобок: Не знаю.

Волк: Ну, раз не знаешь, тогда я тебя съем!

Колобок (отходит от волка):Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою.

Волк (глядя Колобку вслед): Га - га - га! Смешная песенка! И Колобок смешной! Га - га - га! Ладно, пускай поёт.

Уходит.

Медведь(выходит удивлённо): Во! Колобок! Сам прикатился! Хочет, чтобы я его съел!

Колобок(весело): Нет, Медведь! Я только песенку хотел спеть!

Медведь(удивляясь): Хо! Песенку? Что за песенка?

Медведь(глядя Колобку вслед и почёсывая живот): Какой смешной Колобок! Прикатился спеть песню! Нужна мне его песня!

Уходит.

Лиса (выскакивает ласково): Ах, какой симпатичный, какой милый Колобок! Куда путь держишь?

Колобок: Просто качусь по дорожке.

Лиса(ещё ласковее): Ах, как это чудесно! А песенки петь любишь?

Колобок: Всю дорогу пою! И Зайцу спел, и Волку, и Медведю.

Лиса(удивлённо): Что ты говоришь? Ах, как бы мне хотелось послушать!

Колобок: Я и тебе спою.

Лиса: Боюсь, не расслышу я твою песенку. Глуха стала. А так хотелось бы:

Колобок: Я громко буду петь.

Лиса: Ах, не поможет мне это! Вот если б ты ко мне поближе подошёл, я бы расслышала.

Колобок, прижимаясь к Лисе, поёт песню. Лиса пытается его укусить. В конце песенки Колобок быстро убегает.

Лиса: И молодец! И правильно сделал! Действительно прелестная песня.(Тихонько идёт за ширму) Приятный денёк выдался: и обед, и музыкальное оформление.

Воспитатель: Дети, давайте сейчас побеседуем по сказке.

Как наша сказка связанна с математикой?

  • Какая геометрическая фигура есть в сказке? (кружок, воспитатель даёт детям кружок, дети его обследуют) Докажите, мне что это кружок. (у кружка нет углов, поэтому он круглый).
  • Воспитание добрых чувств (мечтают).
  • Как помочь Колобку? (ответы детей)
  • Кому из героев сказки хочется спасти Колобка? (ответы детей)

Речевая зарядка.

Попробуем с помощью определений составить представление о Колобке. Какой он?(ответы детей, воспитатель может дополнить: бесстрашный, весёлый, доверчивый, все ему кажутся друзьями)

Сказка и природа.

Придумайте, как Колобку изменить цвет, чтобы его не было видно зимой. (Белый). Летом? (зелёный, под цвет травы). Осенью? (жёлтый, под цвет опавшей листвы).

Развитие мышления и воображения.

Сочиним свою сказку про Колобка и как её назовём? (ответы детей, воспитатель дополняет "Я спасаю Колобка", "Колобок - невидимка", "Колобок - великан", "Колобок меняет цвет" и т. д.

Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь давайте прочтём пословицы и расскажем, как они отражают смысл нашей сказки. (ответы детей)

Сказка развивает моторику рук.

Воспитатель: А теперь, дети, давайте, с помощью " волшебной капли", испечём своего Колобка на листе бумаги.

Воспитатель помогает детям, показывает. Большая краска капли капается на листок бумаги и вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается. На другой половине листа делают объёмную аппликацию из смятых кружочков

Подведение итога.

Воспитатель: Что мы делали? Что понравилось? Не будем ли мы поддаваться тем сладким речам, которые нам говорят? (другие вопросы и размышления детей по ходу беседы).

Воспитатель:. Спасибо за игру. До свидания, ребята!



gastroguru © 2017