Выбор читателей
Популярные статьи
В русской народной сказке , в обработке К.Ушинского, главным героем является испеченный из муки Колобок. Его испекла старуха по просьбе старика. Пока Колобок остужался на окошке, ему стало скучно, и он решил отправиться в путешествие. Нрав у Колобка веселый и всем встречным зверям он пел задорную песенку о том, как он появился на свет и как он ловко ушел от бабки и деда.
Сначала ему повстречался заяц, который сказал, что съест его. Но Колобок спел ему свою песенку, а в конце добавил, что и от зайца уйти не трудно. И ушел. Затем на его пути встал серый волк, который тоже был не прочь съесть Колобка. Но после исполнения веселой песенки, в которой уже была добавлена строчка про то, как Колобок ушел от зайца, наш герой заявил, что он и от волка уйдет. И действительно, ушел.
Следующим навстречу ему попался грозный медведь, который гнул кусты и ломал хворост. Он заявил Колобку, что съест его, но в ответ от того услышал веселую песенку, где уже были строчки и про зайца, и про волка и про него, медведя. В итоге, и медведь остался с носом.
А вот лиса, попавшаяся Колобку следующей, не стала ему угрожать, а наоборот, похвалила за красивый внешний вид. Колобку похвала понравилась и он спел свою песенку и лисе, добавив, что от нее он тоже уйдет. Но лиса притворилась, что не расслышала слова песни и попросила Колобка сесть на нос и ещё раз исполнить песню. А когда тот доверчиво приблизился, лиса схватила его и мигом съела.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Колобок» состоит в том, что нельзя быть слишком самоуверенным и беспечным, особенно при встрече с незнакомцами.
Сказка «Колобок» учит не поддаваться на лесть. В жизни важно уметь вовремя распознать льстивого хитреца, который внешне благожелателен и добр, а в душе стремится причинить зло. Колобок не сумел распознать в лисе опасного собеседника и поэтому пострадал от ее острых зубов. Сказка «Колобок» также учит тому, что не надо «садиться кому-то на нос», нужно соблюдать дистанцию, и тогда, глядишь и осложнений удаться избежать.
Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
Доверяй, да проверяй.
Где нет осторожности, там никакая мудрость не поможет.
Вот наконец я подошёл и одной из интереснейших тем как Славянские (Русские) народные сказки. А именно к скрытому, первоначальному смыслу этих сказок. И начать я хочу с самой простой и всем известной сказки под названием "Колобок".
Предисловие (для раскрытия и обозначения темы сказок):
С давних пор в нас начали убивать всё русское. Переписывание истории, уничтожение письменности, навязывание чуждой нам культуры. Всё это привело к тому что мы даже перестали понимать смысл сказок доставшихся в наследство от наших мудрых предков. А что уж говорить о мудрости которая была предназначена для взрослых?
Через сказки происходила первоначальная передача знаний от поколения к поколению. Фундамент знаний на которых формировалась славянская личность. Пора вспомнить и понять смысл заложенный в сказках.
И так СКАЗКА "КОЛОБОК"
Вкратце вспомним сюжет, сказки (мало ли кто не помнит):
Дед попросил испечь колобок - баба испекла и положила на окошко студить. Колобок же укатился в лес. В лесу он встречается и поет свою песенку разным животным, от которых потом «убегает» и наконец встречает лису, которая его и съела.
Надо сказать, что изначальный вариант этой сказки был несколько иным: зверей было больше и каждый из зверей еще и откусывал от колобка по кусочку:
Попросил Тарх (Бог - Хранитель древней Великой Мудрости, сын Перуна) Живу (Богиня жизни,плодородия, рождения, весны, дочь Лады, жена Даждьбога): - Испеки мне Колобок. Жива по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему - Лебедь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему - Волк: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: - Колобок-Колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, Лисонька, - только и успел проговорить Колобок, а Лиса его - "ам", и съела целиком.
А теперь - пояснение: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию.
Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни "почти ватрушкой", как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок - это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.
Следующая сказка будет про Репку. Я надеюсь вам было интересно и вы узнали что-то новенькое
Цели:
Задачи:
Оборудование:
Методы: словесный, наглядный, практический, социо - игровой, метод "волшебной капли".
Форма проведения: деловая игра.
Данное мероприятие составлено нетрадиционно, по книге Л.В.Фесюковой "Воспитание сказкой" взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов триз (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.). Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по - своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Во - первых, читателю нужно знать, для чего необходим "нравственный урок" . При нашем подходе он берёт на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное пояснение: в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря каждая сказка опирается на пословицы, поговорки: " Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Выявить этот не всегда напрямую сформулированный "намёк", прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача. Например: сказка "Принцесса на горошине". "Нравственный урок - " Изнеженность - достоинство принцесс:" Действительно, не лучше ли повести беседу с ребёнком в таком русле. Важно не опоздать с главным - научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
В рубрике - "Сказка и математика" - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространённый из них "Чем похожи, и чем отличаются". Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: " Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала:" Именно поэтому детям будет, полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: "Чем похожи, и чем отличаются простое и золотое яйцо?".
Рассмотрим теперь следующий из раздела - "Воспитание добрых чувств". Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
Учить детей сравнивать, сопоставлять;
Формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;
Ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребёнку возможность выбора собственной позиции;
Упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам.
Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Для развития речи детей советует чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки "Рукавичка". Предлагают следующие новые названия - "Дружный домик", "Дед, рукавичка и звери", " Новый домик для зверей", "Как дед потерял рукавичку" и т.д. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову.
Следующим существенным моментом в нашей сказке является рубрика "Развитие мышления и воображения" Воображение очень полезно и важно для детей: оно делает их жизнь индивидуально - творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку, или какой - то её эпизод. Ещё один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же, оговоримся это нелёгкая работа и для нас, взрослых. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребёнка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Каждая личность - клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. В данном случае ребёнок изобретает, то есть придумывает что - то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях.
Одной из важнейших задач, состоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике "Сказка и природа". Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.
Наконец, последняя рубрика "Сказка развивает руки" мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Детям предлагается что - то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимике и жестов. О полезности этих занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.
Вполне понятно, что предлагаемые разделы, заложенные в нашем мероприятии, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Причём, несомненно, и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То, есть воспитатели могут самостоятельно выбирать те задания и вопросы, которые покажутся им важными и полезными, интересными и полезными для конкретного ребёнка или конкретной возрастной группы детей.
Ход проведения
Стоит скамейка на скамейке сидит старик и старуха.
Старик: Сколько живу на белом свете! А всё жить хочется:
Старуха: Да - а:
Старик: Благодать! Птицы: Бабочки: Солнышко.
Старуха(вздыхая):Да - а: Солнышко.
Звучит музыка с пением птиц.
Старик: А что, старуха, может, на Колобок - то муки наскребём?
Старуха: Наскребём.
Старик: Давно уж ты ничего не пекла.
Старуха: Муку - то где взять? На Колобок - то наскребу.
Уходит
Старик(поднимается кряхтя): Пойду, помогу Старухе печку растопить.
Уходит.
Старуха(выходит с Колобком в руках): Пусть остывает. До чего хорош! Как картинка!
Старик(разглядывая): Румяный.
Вместе уходят.
Колобок: Ура! Кажется, путь открыт! Покачусь, погляжу на белый свет.
Идёт тихонько.
Заяц (выскакивает навстречу): Ой! Фу, как ты меня напугал!
Колобок: Ха - ха -ха.
Заяц: Я тебя за это съем!
Колобок: Глупости! Лучше послушай мою песенку! (Поёт)
Я весёлый Колобок! У меня румяный бок,
Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,
А от зайца и подавно уйду!
Заяц: Ой - ой! (убегает)
Волк (выходит): Эй, Колобок, тут Заяц не пробегал?
Колобок: Не знаю.
Волк: Ну, раз не знаешь, тогда я тебя съем!
Колобок (отходит от волка):Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою.
Волк (глядя Колобку вслед): Га - га - га! Смешная песенка! И Колобок смешной! Га - га - га! Ладно, пускай поёт.
Уходит.
Медведь(выходит удивлённо): Во! Колобок! Сам прикатился! Хочет, чтобы я его съел!
Колобок(весело): Нет, Медведь! Я только песенку хотел спеть!
Медведь(удивляясь): Хо! Песенку? Что за песенка?
Медведь(глядя Колобку вслед и почёсывая живот): Какой смешной Колобок! Прикатился спеть песню! Нужна мне его песня!
Уходит.
Лиса (выскакивает ласково): Ах, какой симпатичный, какой милый Колобок! Куда путь держишь?
Колобок: Просто качусь по дорожке.
Лиса(ещё ласковее): Ах, как это чудесно! А песенки петь любишь?
Колобок: Всю дорогу пою! И Зайцу спел, и Волку, и Медведю.
Лиса(удивлённо): Что ты говоришь? Ах, как бы мне хотелось послушать!
Колобок: Я и тебе спою.
Лиса: Боюсь, не расслышу я твою песенку. Глуха стала. А так хотелось бы:
Колобок: Я громко буду петь.
Лиса: Ах, не поможет мне это! Вот если б ты ко мне поближе подошёл, я бы расслышала.
Колобок, прижимаясь к Лисе, поёт песню. Лиса пытается его укусить. В конце песенки Колобок быстро убегает.
Лиса: И молодец! И правильно сделал! Действительно прелестная песня.(Тихонько идёт за ширму) Приятный денёк выдался: и обед, и музыкальное оформление.
Воспитатель: Дети, давайте сейчас побеседуем по сказке.
Как наша сказка связанна с математикой?
Речевая зарядка.
Попробуем с помощью определений составить представление о Колобке. Какой он?(ответы детей, воспитатель может дополнить: бесстрашный, весёлый, доверчивый, все ему кажутся друзьями)
Сказка и природа.
Придумайте, как Колобку изменить цвет, чтобы его не было видно зимой. (Белый). Летом? (зелёный, под цвет травы). Осенью? (жёлтый, под цвет опавшей листвы).
Развитие мышления и воображения.
Сочиним свою сказку про Колобка и как её назовём? (ответы детей, воспитатель дополняет "Я спасаю Колобка", "Колобок - невидимка", "Колобок - великан", "Колобок меняет цвет" и т. д.
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь давайте прочтём пословицы и расскажем, как они отражают смысл нашей сказки. (ответы детей)
Сказка развивает моторику рук.
Воспитатель: А теперь, дети, давайте, с помощью " волшебной капли", испечём своего Колобка на листе бумаги.
Воспитатель помогает детям, показывает. Большая краска капли капается на листок бумаги и вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается. На другой половине листа делают объёмную аппликацию из смятых кружочков
Подведение итога.
Воспитатель: Что мы делали? Что понравилось? Не будем ли мы поддаваться тем сладким речам, которые нам говорят? (другие вопросы и размышления детей по ходу беседы).
Воспитатель:. Спасибо за игру. До свидания, ребята!
Статьи по теме: | |
Характеристика Евгения: образ "маленького человека"
В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений - один из... Достоевский о евреях в России Русские писатели о евреях цитаты
ЦИТАТЫ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ О ЕВРЕЯХ-ИУДЕЯХ «Ну, что, если б это не евреев... Вставьте модальные глаголы «sollen» или «müssen»
Упражнение 1. В данных предложениях необходимо заменить сказуемые... |