Испания Собор Св. семейства в Барселоне (Гауди)

Саграда Фамилия – это поистине великая культурная достопримечательность не только испанского города Барселоны, но и всего мира. Удивительно, что до сего дня храм не вошел в число чудес света, ведь узнаваемый силуэт «песчаной» постройки вызывает не меньший восторг, чем пирамида Хеопса. Примечательно, что это произведение искусства было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя само по себе здание еще не закончено.

Храм Святого Семейства – это одна из самых посещаемых достопримечательностей Барселоны. Ежегодно здесь бывает свыше трех миллионов туристов. А если у кого-то все же не получается посмотреть на храм воочию, сейчас есть огромное количество видео и картинок здания во многих средствах массовой информации. Так что вряд ли можно встретить на земле человека, который бы ни разу не слышал о храме Святого Семейства. Но, как говориться, лучше все увидеть своими глазами: на фоне города величественная Саграда Фамилия выглядит и правда весьма внушительно!

В связи с неточными переводами названия, а также из-за некоторой неграмотности в терминологии, многие ошибочно называют храм Святого Семейства собором, хотя фактически это церковь. Строительство здания ведется на территории, не принадлежащей Церкви и чисто на пожертвования. Поэтому в Барселоне епархиальным собором является собор Святого Креста и Святой Евлалии. А Саграда Фамилия – это церковь, которая, кстати, была освящена относительно недавно (7 ноября 2010 года) Папой Римским Бенедиктом XVI.

История строительства Sagrada Familia

Сама идея строительства Искупительного храма возникла в 1874 году, так как неожиданно было пожертвовано большое количество денег. И уже в 1881 году в нескольких километрах от Барселоны была выкуплена земля для постройки храма. Да, в то время храм начал строиться за городом… это сейчас Барселона так разрослась.

Под руководством архитектора Франсиско дель Вильяр 19 марта 1882 года стали закладывать фундамент церкви. По сути, это и есть День зарождения храма Святого Семейства.

Несмотря на большое количество прекрасных задумок архитектора и наличие средств для воплощения проекта в жизнь, к концу 1882 года Вильяр отказался участвовать в постройке здания. По официальным источникам причина такого поступка дель Вильяра — отсутствие согласия между ним и заказчиками.

Но на этом, к счастью, история строительства такого великого сооружения не закончилась. К делу подключился полный сил и энтузиазма архитектор Антонио Гауди. Он сильно изменил проект строящегося храма, благодаря чему храм должен был получиться очень ажурным, в стиле модерн. Внешне проект напоминал паутинку, а по трудоемкости работ и вообще превосходил паутинку в несколько сотен раз. Сооружение должно было быть усыпано множеством устремляющихся ввысь башен, все же остальные декорации как снаружи, так и внутри, должны были отражать некоторые элементы Евангелия (рождение, распятие и воскресение Иисуса Христа) или другие церковные обряды католической церкви. Согласно проекту, Саграда Фамилия должна быть похожа на замок из песка. Да, именно такой замок, который любят строить дети, сидя на берегу водоема. По идее Гауди, центральный шпиль здания в виде креста должен быть высотой 170 метров, не достигая метра до вершины Монтжуика (гора в Барселоне), чтобы не превзойти совершенное Божье творение.

Саграда Фамилия имеет три фасада: Рождества, Страстей и Славы Христова. Гауди уделял огромное внимание декору каждой башни. Кропотливо и не щадя своих сил он трудился над воплощением в жизнь всех своих задумок относительно данного проекта. Многие не понимали, зачем он тратит на это столько времени, сил, денежных средств, ведь концы башен даже не видны с земли. На что архитектор отвечал: «Не увидят люди, так увидят ангелы».

Архитектор понимал, что его грандиозный замысел ему одному не удастся завершить в столь короткий срок, как человеческая жизнь. Поэтому ему пришлось выбирать, какой фасад построить в первую очередь (Страстей или Рождества). В 1892 году было принято решение строить первым фасад Рождества, так как некоторые жестокие сцены распятия Христа могли отпугнуть жителей. А мнение общества было очень важно в данном случае, так как, напомним, строительство велось исключительно за счет пожертвований.

В течение двух лет (1909-1910 гг.), опять же по задумке архитектора, при храме была построена церковно-приходская школа. Так как школа изначально строилась как временное здание, в ней нет несущих стен, а внутренние перегородки легко убираются. Благодаря этому можно легко менять планировку пространства здания. К сожалению, точного изображения школы до наших дней не сохранилось.

30 ноября 1925 года был полностью закончен фасад Рождества и архитектор собирался приступать к возведению остальной части здания. За более чем сорок лет строительства храм был украшен текстами из Евангелия и литургий, церковными католическими символами и скульптурами.

И все было бы прекрасно, если бы не злополучный день 7 июня 1926 года, когда произошел несчастный случай с талантливым архитектором Антонио Гауди. В возрасте 73-х лет его сбил трамвай, когда Гауди шел на службу в церковь. Из-за того что он был очень бедно одет, перевозчики не удосужились отвезти его в больницу, поэтому шансов на выздоровление не оставалось никаких. 10 июня 1926 года Гауди скончался, немного не дожив до своего 74-летия. Похоронили архитектора в еще незаконченном здании церкви Святого Семейства.

Строительство храма Саграда Фамилия после смерти Антонио

Продолжил строительство Саграда Фамилия один из самых талантливых учеников мастера - Доменек Суграньес, работавший под руководством Гауди с 1902 года. К 1930 году было завершено строительство двух остальных фасадов храма. Они также очень насыщенны скульптурами, текстами Священного Писания и росписями.

Фасад Страстей Христовых прекрасно и правдоподобно изображает описанную в Библии историю. По центру вверху мы видим скульптуру распятого Иисуса Христа, чуть ниже воинов, его распинавших. Однако в данном фасаде уже нет такого большого количества сложных элементов скульптуры, как на фасаде Рождества Гауди.

Третий фасад занимает центральный сюжет жизни Христа – Его воскресение. Этот факт положен в основу всего христианского вероучения. Однако этот фасад еще не достроен.

Из-за недостатка денежных пожертвований, а также надвигающихся гражданский и мировых воин строительство Sagrada Familia практически остановилось вплоть до 1952 года. И даже не смотря на то, что строительство храма Святого Семейства ведется непрерывно уже несколько десятилетий, до завершения окончательного замысла Гауди еще далеко.

Предстоит завершить строительство еще четырех 120-метровых башен, посвященных евангелистам Матфею, Марку, Луке и Иоанну. На каждой башне будут разные скульптуры. На 170-метровой башне Иисуса Христа будет располагаться крест, на четырех остальных гроздья винограда (как символ Причастия).

Если строительство будет идти строго по плану и не произойдет никаких непредвиденных обстоятельств, то к 2026 году величайшая постройка, начавшая свое существование под солнцем еще в прошлом столетии, наконец-таки будет завершена. Денежных средств на строительство сейчас хватает, так как к пожертвованиям прихожан добавились деньги от людей других конфессий, которые с нетерпением ждут окончания грандиозного строительство. Как ни странно, последнее время наблюдается достаточно значительный приток пожертвований из Японии.

Внутреннее убранство Sagrada Familia

Собор Саграда Фамилия в Барселоне привлекателен и неотразим не только снаружи, но и внутри. Внутренне убранство церкви отличается большим количеством цветных витражей и шикарных скульптур. Из-за обилия окон, различных по форме и размеру, а также неотразимой витражной лепнины здание всегда наполнено светом, а в солнечные дни здесь игриво переливаются солнечные лучики. В церкви нет ни одной поверхности, которая не была бы украшена разнообразными фресками, скульптурами, росписями, мозаиками. Все это выполнено в очаровательной гармонии и выдержано в теме Евангелия и католических обрядов.

Category

Достопримечательности испанских городов Города Испании Балеарские острова Канарские острова Туры Sort by Title Relevance

Искупительный Храм Святого Семейства - вот полное название того места в Барселоне, которое по простому называют Саграда Фамилия. Вообще, это церковь - главное и последнее творение знаменитого архитектора Антонио Гауди, над которым он трудился более 40 лет.

Храм известен на весь мир как символ Барселоны, запоминается всем своей необычностью и масштабностью, архитектурный стиль не укладывается ни в какие каноны. До сих пор находится в процессе строительства, его планируют достроить к 2026-2028 гг. Тем не менее открыт для посещения туристов.

По проекту высота храма достигнет 170 метров, в наивысшей точке - шпиле Иисуса Христа.

История создания

Саграда Фамилия создавалась во имя искупления грехов современности, и Гауди видел в этом свою святую миссию. Именно поэтому собор имеет такое официальное название.

В 1882 году архитектор Францеск дель Вильяр начал работы по созданию храма, но у него возникли разногласия с церковными заказчиками, и в 1883 году главным архитектором назначается молодой Антонио Гауди. У него были очень амбициозные планы по созданию церкви, которая вмещала бы 13 тысяч прихожан. Но окончательно воплотить их в жизнь ему не удалось - этому помешала смерть архитектора в 1926 году.

В период с 1926 по 2010 годы работу над храмом возглавляли разные архитекторы, и результаты их деятельности нередко получали критику с оценкой «стиль, далекий от Гауди». Тем не менее, в 2010 году крыша была полностью завершена, и Храм Святого Семейства был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI.

В настоящее время ведутся работы над фасадом «Слава» и его четырьмя башнями. Кроме того, будут построены еще шесть, пять из которых призваны олицетворять четырех евангелистов и Богородицу, а шестая, центральная 170 метровая, - по задумке Гауди, будет символизировать Христа.

Строительные работы в соборе ведутся на деньги, получаемые от туристов, и частные пожертвования.

1. Если вы хотите сделать фотографии храма без толпы туристов, приходите не позднее 8 утра. Саграда Фамилия - самый посещаемый объект Испании, поэтому есть вероятность попасть в большое скопление людей, особенно в выходные.

2. Из предыдущего пункта вытекают длинные очереди - будьте готовы к длительному ожиданию. Удобнее приобретать билеты онлайн на официальном сайте www.sagradafamilia.org . Распечатывать их не обязательно,а войти в интернет можно прямо у входа в достопримечательность - здесь предусмотрена зона бесплатного Wi Fi. Для купивших онлайн - отдельные очереди, которые продвигаются значительно быстрее.

3. Подъем в башни на лифтах - платный, и оплачивается дополнительно к основному билету. Для того, чтобы полюбоваться панорамой города, советуем подняться на колокольню фасада «Рождество», здесь не такие большие очереди, как к фасаду «Страсти Господни», а виды примерно одинаковые.

4. Не забудьте посетить музей Гауди, собравший фотографии и макеты храма. Оттуда можно попасть в крипту, в которой похоронен он сам. Музей находится около входа со стороны улицы C/Sardenya.

Как добраться

Саграда Фамилия находится в Барселоне, в районе Эшамле, точный адрес: Carrer de Mallorca 401. Отдельный адрес для входа индивидуальных туристов - со стороны улицы Sardenya, для групп - с улицы Marina.

Добраться до собора можно на метро - линия L2 или L5, станция «Sagrada Familia», либо на автобусах №19,33,34,43, 44, 50, 51, В20, В24.

Также можно доехать на туристическом автобусе по синему маршруту до одноименной остановки.

В Барселоне, столице Каталонии, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 120 лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в 1882 году грандиозный Искупительный храм Святого Семейства («Саграда Фамилия») постепенно приобретает вид завершенного творения. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди .

История строительства храма Саграда Фамилия

Заказ на строительство, точнее, на его завершение (храм начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. «По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек», рассказывала искусствовед Анжела Санчес-и-Гаргальо. На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.

Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог» . Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он « насадил» целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.


Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия, – железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные, ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэля выглядят, как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами «Ла Педрера» , то есть « Каменоломня» , замечателен не только своей непохожестью ни на что созданное ранее. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный « свободной планировкой» .


Признание Антонио Гауди и его трагическая смерть

На Гауди обратили внимание, когда он уже начал возводить храм Саграда Фамилия, и вовсе не в связи с этим проектом. В 1878 году он выстроил летнюю виллу для фабриканта Мануэля Висенса. План дома был чрезвычайно прост, но архитектор облицевал виллу разноцветной глазурованной плиткой и украсил таким количеством пристроек и декоративных элементов, что она превратилась в сказочный мавританский дворец. Первые проекты Гауди привели в восхищение богатого мецената графа Эусеби Гуэля. По его заказам Гауди построил несколько замечательных зданий и спланировал городской парк. Хотя заказы сыпались на него со всех сторон, с 1914 года Гауди целиком посвятил себя храму Саграда Фамилия.


7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день – через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. Но одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди... Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилия – храме, который он считал главным делом своей жизни.

Анжела Санчес-и-Гаргальо писала: «Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, ч тобы завершить строительство храма. Поэтому в последние годы он отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным – значит предать его память» .

Многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. « Это все равно что приделывать руки статуе Венеры Милосской» , – возмущался архитектор Хосе А себильо. Сальвадор Дали высказался еще категоричнее: « Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор... Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом» . Так или иначе, но строительство продолжалось.

В 1936 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, возведение храма прервалось. Анархисты, которым в тот период фактически принадлежала власть в городе, уничтожили почти все макеты и чертежи Гауди. Интересный факт: находившийся тогда в Барселоне знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к этому акту вандализма вполне положительно. Храм, по его мнению, вообще следовало бы взорвать.

Архитектура храма Саграда Фамилия

Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен, по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни храма, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, чтобы в храме звучала музыка Творения.

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии , а между башнями высится рождественское дерево.


Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают и называют «Звездными войнами». На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане – 550, а в Кельне – 632 года.

Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%, предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.

7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.


Цены на билеты в храм Саграда Фамилия на 2016 год

Без экскурсии: 15 евро.

С гидом: 24 евро (на испанском, английском, французском, немецком языках).
С аудиогидом: 22 евро (на русском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, китайском языках).
С аудиогидом и осмотром башен: 29 евро.

Время работы храма Саграда Фамилия

Ноябрь – февраль: с 9.00 до 18.00.
Март: с 9.00 до 19.00.
Апрель – сентябрь: с 9.00 до 20.00.
Октябрь: с 9.00 до 19.00.

Официальный сайт: http://www.sagradafamilia.org/en/

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности – бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» , и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым творениям Антонио Гауди.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Храм Саграда Фамилия в Барселоне, или как его еще называют собор Святого Семейства — это, пожалуй, самое известное строение великого испанского архитектора Антонио Гауди.

В 2005 году это сооружение внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь является действующим религиозным объектом несмотря на то, что строительство ее все еще продолжается. Такой долгий срок объясняется тем, что храм строится исключительно за счет пожертвований, сохраняя изначальную идею искупительного храма.

Начатый еще в 1882 году, храм Святого Семейства стал одним из самых известных в мире долгостроев и главной достопримечательностью Испании. Посмотреть на необычную архитектуру здания ежегодно приезжают миллионы туристов. Закончить возведение храма планируется в 2026 году, к 100-летию со дня смерти Гауди.

История строительства

Решение о создании храма Саграда Фамилия было принято еще в 1874 году. Для этого в районе Эшампле был приобретен участок земли, где в 1882 году был заложен первый камень в фундамент новой церкви. Работа над проектом была поручена архитектору Франциско дель Вильяра, который представил проект базилики в виде латинского креста. Из-за споров с заказчиками Вильяра вскоре отказался от участия в строительстве, и руководителем назначили Антонио Гауди, на счету которого, к тому времени, был всего один заказ.

Изначально мастер хотел просто закончить проект своего предшественника, но получив большое пожертвование решил полностью переделать церковь. Будучи очень набожным человеком Гауди задумал создать шедевр архитектуры, который стал бы воплощением Нового Завета. С 1918 года и до своей смерти в 1926 году знаменитый архитектор отказывался от всех заказов и целиком посвятил себя работе над храмом. В последние годы он жил в комнатке на территории недостроенной церкви. Именно в Саграде Фамилии он создал большинство чертежей и набросков своих идей. К сожалению, многие из них были уничтожены анархистами во время гражданской войны в Испании, что сделало работу по завершению базилики еще более сложной, ведь Гауди не оставил подробного плана строительства.

После смерти архитектора мнения насчет возведения церкви среди представителей культуры разделились. Одни считали, что достроить храм — значит отдать дань уважения великому мастеру. Другие, напротив, говорили, что достройка — это издевательство над задумкой Гауди. Тем не менее строительные работы ведутся по сей день, а по оценкам экспертов здание закончено на 70%.

В 2010 году папа римский Бенедикт XVI провел обряд освящения храма Святого Семейства и объявил его готовым к ежедневной службе.

Особенности архитектуры

Согласно новому плану Гауди, базилика должна содержать три фасада: Вознесения Христова, Страстей Господних и Рождества Христова. При жизни архитектор успел построить лишь последний из них. Над фасадами должны были возвышаться 12 башен, в память об апостолах и еще 6 башен — над центральным нефом.

Самая высокая среди них, 170-метровая башня, посвященная Христу, сделала бы Саграду Фамилию самым высоким храмом в мире.

На чертежах эти башни напоминают орган, и действительно, по задумке Гауди во время ветра башни должны были резонировать, создавая уникальную музыку Творения. К настоящему времени из задуманных 18-ти, построено всего 8 башен-колоколен.

Фасад Рождества Христова над которым мастер работал при жизни, разделяется на три портала: Надежда, Вера и Милосердие. Он украшен многочисленными украшениями и скульптурами, изображающими сцены из библейской истории. Все детали декора архитектор придумал и сделал сам, вдохновляясь изучением живой природы.

Современники Гауди не принимали его архитектурных решений и считали, что конструкция храма крайне неустойчива. Однако новейшие исследования показали, что он не ошибся в своих расчетах. Уникальные колонны, спроектированные им, имеют высоту 90 метров, 20 из которых находится под землей. Эта конструкция так крепко держит свод базилики, что способна выдержать сильное землетрясение.

Если рассмотреть храм Святого Семейства подробнее, что можно убедится, что это математически выверенное сооружение со сложными геометрическими формами. Это поражает: ведь вычисления, которые современные архитекторы делают с помощью сложных компьютерных программ, Гауди производил в уме.

При храме есть небольшой музей, где хранятся рисунки и чертежи Антонио Гауди, экспонаты, иллюстрирующие историю создания Саграды Фамилии, а также гробница, где похоронен этот талантивый мастер.

Виртуальный тур по Саграда Фамилия

Стоимость билетов в 2019 году

Чтобы купить билеты в храм Саграда Фамилия необходимо обратиться в кассу, либо приобрести их онлайн на официальном сайте. Туристы советуют заранее покупать билеты, это избавит вас от необходимости стоять в огромных очередях у кассы.

Покупая билеты в официальных источниках вы вносите свой вклад в завершение строительства храма, так как часть суммы от покупки перечисляется в соответствующий фонд.

В некоторые виды билетов включена услуга аудиогида. С помощью этого устройства посетители могут прослушать 45-минутную экскурсию на 12 языках, включая русский. Детям младше 12 лет пользоваться аудиогидом запрещается. Если вы не владеете иностранными языками, вариант с аудиогидом будет идеальным, так как экскурсоводы собора, как правило, не владеют русским языком.

Индивидуальные билеты:

  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) — 29 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) — 24 евро;
  • Экскурсия с гидом (вход в храм + услуги экскурсовода) — 24 евро;
  • Самостоятельный осмотр с аудиогидом — 22 евро;
  • — 15 евро.

Групповые билеты:

  • Экскурсия с гидом, группы от 10 до 35 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — 24 евро;
  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 23 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида , группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 15 евро.

Для заказа билетов для группы необходимо написать письмо по адресу: [email protected]. Бронирование необходимо осуществлять за 15 дней.

Школьные билеты:

  • Образовательный визит с гидом , для групп от 10 до 40 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • (вход в храм + аудиогид) — 9 евро;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + посещение башни) — 16 евро.

Бесплатный вход:

  • дети до 10 лет;
  • инвалиды + 1 сопровождающий;

Студенты до 30 лет и пенсионеры могут приобрести билеты со скидкой.

Для получения скидки или бесплатного билета нужно обязательно иметь с собой документ, подтверждающий право на льготы.

Билеты, включающие осмотр башни, имеют ряд ограничений: на башни запрещено подниматься детям до 6 лет и посетителям с ограниченной мобильностью и нарушениями зрения. Дети до 16 лет, могут посетить их только в сопровождении взрослых. Восхождение осуществляется с помощью лифта. В целях безопасности работа лифтов может быть ограничена (при сильном ветре или дожде).

Храм Святого Семейства на картах Google (панорама):

Правила посещения храма:

  • на входе вас могут попросить предоставить к осмотру большие сумки, рюкзаки, чемоданы;
  • на территории церкви запрещено шуметь, курить и есть. Употреблять еду и напитки можно только за пределами здания;
  • вход с профессиональным фото-и видеооборудованием запрещен.

Поскольку Саграда Фамилия является действующим храмом, при посещении необходимо соблюдать соответствующий религиозным канонам дресс-код:

  • запрещается посещать церковь в головных уборах, за исключением религиозных и необходимых по медицинским показаниям;
  • нельзя приходить босиком;
  • запрещено приходить в прозрачной одежде, платьях и кофтах с глубокими вырезами, открытой спиной;
  • нельзя входить в шортах и юбках, которые не закрывают, по крайней мере, половину бедра.

Образовательные мероприятия

В церкви Святого Семейства регулярно проводят образовательные программы для детей и подростков. Всего предлагается 4 цикла программ для детей разного возраста:

  • Начальный цикл: от 3 до 8 лет;
  • Первый цикл: от 8 до 12 лет;
  • Второй цикл: от 12-16 лет;
  • Третий цикл: от 16-18 лет.

В ходе обучения ученики знакомятся с историей и религиозной символикой базилики, узнают архитектурные особенности и приемы великого Гауди.

Также на территории храма регулярно проходят социальные мероприятия, туристические выставки и хоровые выступления.

Как добраться

Доехать до храма Святого Семейства можно на общественном транспорте, выйти нужно на остановке «Sagrada Familia»:

  • на метро линии L2 и L5;
  • на автобусах No 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, B20 и B24 или туристическом автобусе.

Чтобы вызвать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Hailo и Cabify.

При поездке на арендованном или личном автомобиле, просто введите в GPS-навигатор координаты храма — 41.4036, 2.17443.

Маршрут от аэропорта Эль-Прат до храма Саграда Фамилия — Google Maps

Храм Саграда Фамилия в Барселоне: реконструкция (видео)

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.

Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)
Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.



На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.


Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.

На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.

Портик Милосердия, коронация Марии

Портик Надежды

Рождество Иисуса

Портик Надежды, избиение младенцев

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.


В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.




В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.

Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.







28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».




Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».



gastroguru © 2017