Э. Эйдемиллер в

ЛЕНИНГРАД «МЕДИЦИНА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1990

ВВЕДЕНИЕ

психотерапия является областью психотерапии, ох­ватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилак­тики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудо­вой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются прежде всего гири непсихотических психогенных нарушениях (невро­зах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обус­ловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголиз­ме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических за­болеваниях.

Будучи областью психотерапии, т. е. системы «лечебного воздей­ствия на психику и через психику на организм больного» [Карвасарский Б. Д., 1985], семейная психотерапия включает описание мето­дов, показания и противопоказания к их использованию, изучает ус­ловия их применения при лечении различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако на­ряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии,-■ это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семей­ную психотерапию входят* все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лече­ния и т. д. Эти особенности семейной психотерапии побуждают не­которых авторов считать ее областью не психотерапии, а психиатрии в целом и говорить о «семейной психиатрии» ГСемичов С. Б., 1978-Howells J., 1975].

Семейная психотерапия включает вопросы медицинского (про­филактического, лечебного, реабилитационного) воздействия на се­мейные отношения. Это необходимо подчеркнуть в связи с тем, что семейная психотерапия является лишь одним из существующих в на­стоящее время видов воздействия на семью. Наряду с семейной пси­хотерапией как сферой деятельности врача и медицинского психоло­га, существуют воздействия педагогические, юридические, экономи­ческие. Различия между ними определяются прежде всего их целями. Так, педагогическое воздействие направлено на помощь семье в реше­нии воспитательных и образовательных проблем [Азаров Ю. П., 1976^ Гребенников И. В., 1976; Низова А. М., 1982] Не ставит перед собой медицинских целей и психологическая консультация, оказыва­ющая помощь супругам в нормализации семейных отношений.

Следует указать, что в научной литературе, посвященной семье и воздействию на нее, семейной психотерапией порой называют также и психологическую работу с семьей, не ставящую перед собой меди­цинских целей. Так, ряд исследователей говорят о «неврачебной пси­хотерапии» [Бодалев А. А. и др., 1981]. Такое применение термина

«психотерапия^ вызывает, однако, некоторые сомнения. Характер работы с семьей, который при этом имеется в виду (консультирова­ние проблемных семей, неспособных самостоятельно справиться с организацией взаимоотношений, но ищущих выхода из создавшегося положения),-не является терапией (лечением) в точном смысле этого слова.

Возникновение семейной психотерапии относят к 50-м годам нашего столетия и обычно связывают с. работами одного из ее пионе­ров N. Ackerman (1958). В своей книге «Психоди"намика семейной жизни» автор указал на необходимость исследования семьи при изу­чении ряда психических заболеваний, предложил методы диагнос­тики семьи и воздействия на нее в медицинских целях. В плане воз­никновения семейной психотерапии хотелось бы обратить внимание на другую работу, которая вышла на год раньше книги N. Ackerrnan и называлась «Семейная психотерапия» . Сле­дует согласиться с Ph. Barker (1981), что семейная психотерапия возникла практически одновременно в нескольких местах.

В то же время круг идей, которые легли в основу семейной психо­терапии, сформировался гораздо раньше. Как показали исследования лечебного воздействия на семью, таковые имели место еще в XIX в. [Шерешевский А. М., 1978; Trenkcmarm U., 1980].

Важную роль в изменении точки зрения психиатров на семью сыграла практика призрения психически больных в семьях. Она получила широкое распространение как в России, так и в других евро­пейских странах. Вследствие недостатка мест в лечебных заведениях часть больных за определенную плату передавались под опеку семей, живущих преимущественно в районе местонахождения больницы. Вопреки опасениям, в результате такой опеки нередко отмечалось улучшение состояния психически больного. Как показал в своей рабо­те U. Trenckrnann, еще в XIX в. ряд клинических явлений вплотную подводил психиатрическую мысль того времени к необходимости изу­чения семьи пациента и оказания воздействия на нее. К числу этих явлений относилось folie a deux - «моральное помешательство» (по G. Prichard), при котором связь нарушений в личности пациента и семьи «бросается в глаза» .

С начала XX в. в психиатрии постоянно нарастает интерес к роли семейных факторов в этиологии психических заболеваний. Психоана­лиз поставил семейные отношения пациента с родителями в центр рассмотрения. В особенностях этих взаимоотношений в раннем дет­стве пытались найти ответ на вопрос о причинах ряда психических заболеваний. В то же время классический психоанализ склонен был рассматривать нынешние семейные отношения пациента лишь как пассивное отражение отношений в раннем детстве. В соответствии с этим существующие в данный момент семейные отношения (на­пример, между супругами) рассматривались как отправной пункт для работы по их интерпретации. Сама психотерапевтическая про­цедура, применявшаяся психоаналитиками, была ориентирована исключительно на больного. Влияние же его семьи рассматривалось как конкурирующее и мешающее.

На протяжении первой половины XX в. интерес к семье и разра­боткам своих методов лечебного воздействия на нее возникал у психи­атров самых различных направлений. Представители любого психо­логического или психиатрического учения, доминировавшего в это время, с неизбежностью выходили на семейные проблемы, предлагая

свою интерпретацию этих проблем в рамках своих теорий и, соответ­ственно, пути их решения. Так, теория поля К. Lewin получила свое развитие в семейно-психотерапевтических концепциях одного из ее видных представителей - О. Bach (1954, 1957). Появление «ориенти­рованной на клиента» психотерапии С. Rogers привело к соответству­ющей теории семейной психотерапии . Точно так же развитие учения об условных рефлексах и основывающейся на нем поведенческой психотерапии способствовало формированию поведен­ческой семейной психотерапии, в частности, в работах R. Weiss, Н. Hopps, G. Patterson (1973), R. Stuart (1980), R. Libermann, E. Wheelerodevisser (1980). Точно так же исследования процессов межличностной коммуникации дали толчок возникновению коммуни­кативного анализа семьи К. Watzlawick, J. Beavin, D, Jackson (1974). Теория интеракции способствовала становлению сыгравшей немалую роль в истории семейной психотерапии концепции «двойной связи» J. Bateson, J. Haley (1963).

В настоящее время существуют многочисленные школы семейной психотерапии - динамические, коммуникативные, поведенческие и другие, - различающиеся теоретической ориентацией, трактовкой семьи и ее участия в этиологии психических и соматических заболева­ний* и применяемыми методами. Накоплен значительный практиче­ский опыт работы с семьей пациента, проведены исследования эф­фективности как семейной психотерапии в целом, так и отдельных ее методов.

Библиография работ, посвященных проблемам семейной психо­терапии, уже весьма обширна; выходят журналы по семейной психо­терапии - это «Международный журнал семейной психиатрии», «Семейная психотерапия», «Международный журнал семейной те­рапии», «Журнал супружеской и семейной терапии», «Семейная те­рапия» и др.

Семейная психотерапия оказалась весьма эффективным методом психологической коррекции нервно-психических расстройств. Наибо­лее полный обзор работ по эффективности различных методов психо­терапии (в том числе семейной) представлен A. Gurman и D. Kniskern (1978). Ими были рассмотрены результаты 31 исследования эффек­тивности психотерапии, в которых были сопоставлены цели лечения и методы определения его эффективности. Семейная психотерапия превосходила по результативности как индивидуальную, так и груп­повую, особенно первую .

В отечественной науке начало развития семейной психотерапии связано прежде всего с работами В. К. Мягер (1973, 1976), Т. М. Ми­шиной (1974), В. М. Воловика (1973, 1975), Э. Г. Эйдемиллера (1973). В 1978 г. в Ленинграде вышел первый сборник научных работ, посвященных семейной психотерапии. В нем представлены статьи, отразившие исследования 30 советских ученых, проведенные в 70-е годы.

Интенсивное и широкое развитие семейной психотерапии в на­шей стране определяется рядом обстоятельств:

2. Богатые традиции признания роли семьи в отечественной пси­хиатрии. В работах В. М. Бехтерева, П. Б. Ганнушкина, В. Н. Мяси-

щева, Г. Е. Сухаревой и других отечественных психиатров большое внимание уделялось изучению семьи пациента и воздействию на нее.

Развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимо­действии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индиви­дуальной н групповой, что вполне закономерно. Сходны цели указан­ных отраслей психотерапии - лечение, профилактика, реабилитация. Во многом сходны области психологии и психиатрии, на которые они опираются. В частности, в развитии отечественной психотерапии, как групповой и индивидуальной, так и семейной,значительную роль играют концепция деятельности [Леонтьев А. Н., 1983], психологи­ческая теория групп [Петровский А. В., 1986], теория восприятия человека человеком [Бодалев А. А., 1965, 1983]. Какова взаимосвязь семейной психотерапии с другими видами помощи семье (педагоги­ческой, консультационно-психологической и др.)?

Организационная взаимосвязь семейной психотерапии с другими видами помощи семье. В последние десятилетия в нашей стране происходит интенсивное развитие службы семьи; возникает широкий круг учреждений, организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей [Обозова А. Н., 1984; Копьев А. Ф., 1986]. К настоящему времени сформировалось значительное число всевозможных видов помощи семье. Это семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования (семейные универ­ситеты, факультеты, лектории), сексологические, педиатрические, педагогические кабинеты. Чрезвычайно разнообразна их деятель­ность: помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких) и ее укреплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов); в воспитании детей (консультации и центры для родите­лей); семейная профилактика (консультирование и просвещение молодоженов, проблемных семей), семейная психологическая по­мощь неблагополучным семьям, консультирование по вопросам рож­дения детей и лечения бесплодного брака и др. Осуществляется про­цесс поиска взаимосвязи и путей взаимодействия между всеми этими многочисленными формами. На помощь семье приходят специалисты различных профилей: сексологи, юристы, психологи, психиатры, педа­гоги. Организация и координация деятельности учреждений службы семьи осложняется тем, что они относятся к разным ведомствам [Обозова А. Н., 1984]. Ряд их относится к Министерству здравоохра­нения, другие - развиваются в системе Министерства бытового об­служивания (например, фирма «Невские зори» в Ленинграде, «Свя­то» в Киеве). Часть консультаций - в ведении исполкомов город­ских Советов народных депутатов. Некоторые формы работы осуще­ствляют Дома культуры ВЦСПС, общество «Знание», загсы, дома отдыха, санатории и курорты.

В связи с этим одна из наиболее насущных проблем дальнейшего развития службы семьи - - это разработка единой ее системы, обес­печивающей правильное распределение функций и взаимодействие между отдельными ее составными частями. С точки зрения семейной психотерапии, создание такой системы позволило бы уточнить место данной области психотерапии в ряду многообразных других видов помощи семье.

В то же время перед семейной психотерапией стоит ряд сложных проблем. Нет работ, посвященных общим вопросам семейной психо­терапии, возникающим при ее применении в системе лечения различ-

ных нервно-психических расстройств. Все публикации по семейной психотерапии посвящены применению ее при отдельных видах и формах нервно-психических и соматических расстройств. Психо­терапевтическая коррекция суицидов и реабилитация больных алко­голизмом, сексуальных нарушений и восстановительное лечение постинсультных больных, поздние психозы и невроз единственного ребенка - лишь некоторые примеры использования семейной психо­терапии. Все больше ощущается необходимость в изучении общих закономерностей участия семьи в возникновении и протекании нерв­но-психических и соматических заболеваний. В этиологии самых разных расстройств играют роль одни и те же дисфункциональные нарушения в жизнедеятельности семьи (нарушения семейной ком­муникации, системы ролей, механизмов семейной интеграции и т. п.). Сходны психодиагностические методы, необходимые для выявления этих нарушений и установления их роли в патологии. Сходны в суще­ственных чертах и методы работы с семьей.

Возникла потребность в работе, которая рассмотрела бы основ­ные виды нарушений жизнедеятельности семьи и пути их влияния на этиопатогенез нервно-психических расстройств, методы выявления и коррекции этих нарушений. В предлагаемой вниманию читателя монографии авторы пытаются в какой-то мере решить эту задачу. В основу работы легли результаты исследований семьи и семейной психотерапии при весьма широком круге нервно-психических и психо­соматических заболеваний. Изучены 283 семьи, проходившие семей­ную психотерапию в 1972-1987 гг. в отделениях подростковой психи­атрии, неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследо­вательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и на кафедре психотерапии Ленинградского государственного ин­ститута усовершенствования врачей им. С. М. Кирова. Семейная психотерапия осуществлялась при различных формах неврозов и реактивных состояний, при алкоголизме, вялотекущей шизофрении, психопатиях и психопатоподобных состояниях. Столь широкое изучение нервно-психических расстройств в их взаимосвязи с на­рушениями семьи позволило установить некоторые общие законо­мерности. Именно этим закономерностям уделено основное внима­ние в предлагаемой работе.

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии СПб МАПО. В пособии приведены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; дана классификация семей, нуждающихся в психологической помощи. Изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи. На основе обобщения научно-практического опыта представлены методы и техники системной, аналитико-системной и игровой семейной психотерапии, семейного консультирования, а также использование в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики и рисунками. Учебное пособие предназначено для врачей, психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями.

Введение. Семейный диагноз - что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.

Глава 1. Семья как единица психологического анализа Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М
1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике
1.1.1.Семья и ее современные модели
1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи
1.1.3. Структура семьи и ее нарушения
1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи
1.2. Семья как система
1.2.1. Понятие семьи как системы
1.2.2. Параметры семьи как системы
1.2.2.1. Структура семейных ролей
1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы
1.2.2.3. Семейные правила
1.2.2.4. Стандарты взаимодействия
1.2.2.5. Семейные мифы
1.2.2.6. Семейная история
1.2.2.7. Семейные стабилизаторы
1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи
1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи
1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации
1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга
1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз

Глава 2. Методы семейной диагностики
2.1. Рисунок семьи Никольская И. М.
2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М
2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В
2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.
2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) Эйдемиллер Э. Г., Лидере А. Г., Городнова М. Ю.
2.6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г.
2.6.1. Нарушение процесса воспитания в семье
2.6.2. Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) воспитания
2.6.3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании
2.7. другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М.
2.7.1. Гиссенский личностный опросник (ГТ).
2.7.2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2.7.3. Измерение родительских установок и реакций(опросник PART).
2.7.4. Цветовой тест отношений (ЦТО).
2.7.5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР).

Глав а 3. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи Добряков И. В.
3.1. Зачатие
3.2. Беременность
3.2.1. Тест отношений беременной
3.3. Родовая травма
3.4. Постнатальный период
3.5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание
3.6. Перинатальная семейная психотерапия
3.6.1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка
3.6.2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка
3.6.3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода.

Глава 4. Системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.
4.1. Определение системной семейной психотерапии
4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии
4.3. Основные техники системной семейной психотерапии
4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии
4.5. Пример использования системной семейной психотерапии

Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.
5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии
5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа в семейной системной психотерапии
5.2.1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности
5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности
5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности
5.2.2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи
5.3. Метод и техники аналитико-системной семейной психотерапии
5.3.1. Пример аналитико-системной семейной психотерапии больной с фобиями

Глава 6. Игровая семейная психотерапия Добряков И. В.
6.1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии
6.2. Интеграция игровой и семейной психотерапии
6.3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии
6.4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии
6.5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии

Глава 7. Семейное психологическое консультирование Никольская И. М.
7.1. Общие сведения о психологическом консультировании
7.2. Цель, направления и технология семейного консультирования
7.3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения
7.4. Стадии психологического консультирования
7.5. Случай психологического консультирования Полины А.

Глава 8. Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии Никольская И. М.
8.1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии
8.2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании
и психотерапии взрослых клиентов 226
8.3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании
Глава 9. Психодрама в семейной психотерапии Эйдемиллер Э. Г.
9.1. Общие сведение об аналитической психодраме
9.2. Аналитическая психодрама в работе с семьями

Глава 10. Проективная сказка в диагностике и психотерапии семейных проблем Добряков И. В.
10.1. Рассказывание историй как проективная техника
10.2. Сказка «Гуси-лебеди»
10.3. Индивидуальная форма работы с пересказом
10.4. Групповая форма работы с пересказом

Глава 11. Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии Никольская И. М.
11.1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера
11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера

Заключение
Толерантность и идентичность современного психотерапевта Эйдемиллер Э. Г.
Литература
Приложение. Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3

Психология и психотерапия семьи Эйдемиллер Эдмонд

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Часть 4. ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ НЕЖНЫЙ ЦВЕТОК Если работая с семьей в целом, мы всего лишь создали для них возможность по-настоящему взглянуть друг на друга, действительно прикоснуться друг к другу, прислушаться друг к другу, этого уже достаточно, чтобы маятник пошел в другую

автора Шейнов Виктор Павлович

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 1. Психология женщины и психология мужчины

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Глава "Психология женщины и психология мужчины"

Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Глава II - Авторитарная идеология семьи, психология масс и фашизм Фюрер и психология масс Если когда-нибудь в будущем динамика социальных процессов позволит реакционному историку поразмыслить о прошлом Германии, он, несомненно, увидит в успехе Гитлера в период с 1928 по 1933

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. Экзистенциальная психология и психотерапия Ницшеанское «Бог умер» было чем-то большим, нежели наш собственный нигилистический (или гуманистический) прагматизм. Хотя Ницше понимал Бога как бессознательную проекцию человеческой природы, для него это также было нашим

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Из книги Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту автора Сатир Вирджиния

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

ЭКСПРЕССИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И СТРУКТУРА СЕМЬИ Достаточно очевидно – об этом говорят и клинический опыт, и данные исследований, – что подростки с пограничными расстройствами происходят из сильно патологических семей (Shapiro et al., 1975; Goldstein and Jones, 1977). Часто возникает вопрос,

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем Примерно от 25 % до 35 % детей живут с приемными родителями. В основном это семьи, где настоящий родитель умер, или разведенные семьи, или родители ребенка так и не поженились. Когда ребенок попадает в такую ситуацию, он становится

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек - существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

56. Психология и функции семьи Семья – это одновременно и:1) малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью;2) социальный институт – исторически конкретная система взаимоотношений между

Из книги автора

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость В семьях, исповедующих независимость, стремление к самостоятельности воспринимается как естественный процесс, а не как вызов чьему-либо авторитету, и никогда не подчеркивается

Из книги автора

10.3. Психология семьи Анализируя диаду как источник появления невроза, считаю необходимым рассмотреть логику семьи, чтобы понять механизм запуска невротического расстройства.Каждый из нас в своей жизни обожествлял кого-то из близких (отца, мать, дедушку и т. д.). Чтобы

Заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования». Профессор, доктор медицинских наук, врач высшей категории.

Один из создателей семейной психотерапии в России. Соавтор первой в СССР монографии по семейной психотерапии «Семейная психотерапия» (1990) и монографии «Психология и психотерапия семьи» (1999).

Совместно с Н.В. Александровой разработал модели краткосрочной аналитической психодрамы и аналитико-системной семейной психотерапии.

Круг научных интересов: индивидуальная аналитическая психотерапия, групповая аналитическая психотерапия (аналитическая психодрама), аналитико-системная семейная психотерапия.

Мировоззрение: психоанализ, системный, синергетический и нарративный подходы.

Биографическая справка

Родился 26 ноября 1943 г. В 1961 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, в 1962 г. перевелся в 1-й Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова, который и закончил в 1967 г.

С 1967 по 1968 г. обучался в интернатуре по психиатрии в 1-м Ленинградском медицинском институте им. И.П. Павлова на базе Республиканской психиатрической больницы Марийской АССР в г. Йошкар-Оле. Затем работал эпилептологом, участковым психиатром в Республиканском психоневрологическом диспансере МАССР, цеховым психиатром в лечебно-трудовых мастерских психоневрологического диспансера Ждановского района г. Ленинграда. В этот период жизни находился под сильным влиянием идей А.В. Снежневского, Д.С. Озерецковского, В.К. Смирнова и Сильвано Ариети.

С 1970 по 1975 г. обучался в клинической ординатуре и аспирантуре по психиатрии в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева у А.Е. Личко. Затем работал в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева младшим научным сотрудником. С этого момента идеи психоневрологии в общем и психотерапии в частности стали ведущими в мировоззрении.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию «Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте», в 1994 г. - докторскую диссертацию: «Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах». В результате проведенных исследований сформулировал концепцию патологизирующего семейного наследования. Наравне с В.К. Мягер и А.И. Захаровым стал создателем семейной психотерапии в СССР.

С 1982 г. работает в СПбМАПО в должностях ассистента, доцента, профессора. В 1990 г. основал и возглавил курс детско-подростковой психотерапии, в 2002 году после создания кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии стал ее заведующим.

Основатель и член Координационного Совета Санкт-Петербургской Гильдии тренинга и психотерапии, член Координационного Совета Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), председатель Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров и психологов, заместитель главного редактора журнала «Психическое здоровье детей и подростков».

Основные работы:

Учебно-методические

  1. Детская психиатрия. Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2005. - 1120 с.
  2. Психотерапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. - Т. 1. - С. 97-148.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. - Т. 1. - С. 149-232.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
  5. Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Речь., 2007. - 400 с.
  6. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Спб.: Речь. - 2010. - 425 с.

Научные

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 192 с.
  2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.- 656 с.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи // Российский семейный врач. - 2005. - Т. 9. - № 2. - С. 16-21.
  4. Эйдемиллер Э.Г. Групповая психотерапия в контексте мировой культуры // Вопросы психического здоровья детей и подростков. Научно-практический журнал. - 2005. - № 2. - С. 45-55.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Современная нарративная психотерапия // Психическое здоровье. Ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал. - 2008. - № 5. - С. 62-67.
  6. Эйдемиллер Э.Г. Духовное измерение психотерапии и психотерапия духовностью // Психотерапия. - 2010. - № 2. - С. 53-60.

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия . Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, илл. ISBN 5-9268-0204-0

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии СПб МАПО. В пособии приведены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; дана классификация семей, нуждающихся в психологической помощи. Изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи. На основе обобщения научно-практического опыта представлены методы и техники системной, аналитико-системиой и игровой семейной психотерапии, семейного консультирования, а также использование в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики и рисунками. Учебное пособие предназначено для врачей, психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями.

Скачать

Оглавление
Введение. Семейный диагноз - что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М........6
Глава 1. Семья как единица психологического анализа
Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М........................................................... 10
1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике.........................10
1.1.1.Семья и ее современные модели.........................................................................10
1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие
и дисфункциональные семьи..............................................................................13
1.1.3. Структура семьи и ее нарушения......................................................................14
1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи................................................................16
1.2. Семья как система..............................................................................................................19
1.2.1. Понятие семьи как системы................................................................................19
1.2.2. Параметры семьи как системы...........................................................................21
1.2.2.1. Структура семейных ролей...................................................................21
1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы......................................................22
1.2.2.3. Семейные правила....................................................................................24
1.2.2.4. Стандарты взаимодействия..................................................................25
1.2.2.5. Семейные мифы........................................................................................27
1.2.2.6. Семейная история....................................................................................28
1.2.2.7. Семейные стабилизаторы......................................................................29
1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи....31
1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи.......................................................................32
1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации............................................................32
1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга............................................................33
1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз... 35
Глава 2. Методы семейной диагностики............................................................37
2.1. Рисунок семьи Никольская И. М...................................................................................37
2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М...............................49
2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В................................58
2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М... 63
2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)
Эйдемиллер Э. Г., Лидере А. Г., Городнова М. Ю.......................................................68
2.6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г....................................................................................................................73
2.6.1. Нарушение процесса воспитания в семье......................................................73
2.6.2. Диагностика типов негармоничного
(патологизирующего) воспитания...................................................................76
2.6.3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании.........77
z./. другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М......91
2.7.1. Гиссенский личностный опросник (ГТ).......... ................91
2.7.2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири...............93
2.7.3. Измерение родительских установок и реакций(опросник PART)........95
2.7.4. Цветовой тест отношений (ЦТО)......................... ..............98
2.7.5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР)............................................. 100
Глава 3. Перинатальные аспекты психологии
и психотерапии семьи Добряков И. В.................................................104
3.1. Зачатие................................................................................................................................. 105
3.2. Беременность.................................................................................................................... 106
3.2.1. Тест отношений беременной............................................................................ 110
3.3. Родовая травма................................................................................................................. 119
3.4. Постнатальный период.................................................................................................. 121
3.5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание................................ 125
3.6. Перинатальная семейная психотерапия................................................................. 132
3.6.1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка................................................ 134
3.6.2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка................... 135
3.6.3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода.................................................................................... 138
Глава 4. Системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.......................140
4.1. Определение системной семейной психотерапии............................................... 140
4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии....... 143
4.3. Основные техники системной семейной психотерапии.................................... 143
4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии............................ 149
4.5. Пример использования системной семейной психотерапии........................... 151
Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия
Эйдемиллер Э. Г............................................................................................................154
5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии...... 154
5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа
в семейной системной психотерапии....................................................................... 155
5.2.1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности............................................................................................... 155
5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности..........................155
5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности................................ 164
5.2.2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи...................... 172
5.3. Метод и техники аналитико-системной
семейной психотерапии................................................................................................. 177
5.3.1. Пример аналитико-системной семейной
психотерапии больной с фобиями................................................................. 179
Глава 6. Игровая семейная психотерапия Добряков И. В...........................183
6.1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии......................183
6.2. Интеграция игровой и семейной психотерапии...................................................184
6.3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии.......................191
6.4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии............193
6.5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии......................194
Глава 7. Семейное психологическое консультирование
Никольская И. М..........................................................................................................200
7.1. Общие сведения о психологическом консультировании..................................200
7.2. Цель, направления и технология семейного консультирования....................202
7.3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения..................204
7.4. Стадии психологического консультирования.......................................................209
7.5. Случай психологического консультирования Полины А.................................216
Глава 8. Арт-методы в семейном консультировании
и психотерапии Никольская И. М...................................................................223
8.1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии.............223
8.2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании
и психотерапии взрослых клиентов..........................................................................226
8.3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании................................................................235
Глава 9. Психодрама в семейной психотерапии Эйдемиллер Э. Г.................269
9.1. Общие сведение об аналитической психодраме..................................................269
9.2. Аналитическая психодрама в работе с семьями...................................................274
Глава 10. Проективная сказка в диагностике и психотерапии
семейных проблем Добряков И. В...............................................................280
10.1. Рассказывание историй как проективная техника............................................280
10.2. Сказка «Гуси-лебеди»...................................................................................................283
10.3. Индивидуальная форма работы с пересказом.....................................................288
10.4. Групповая форма работы с пересказом..................................................................298
Глава 11. Семейная расстановка Берта Хеллингера
в системной психотерапии Никольская И. М......................................307
11.1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера. 307
11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера................311
Заключение.................................................................................................................................320
Толерантность и идентичность современного психотерапевта
Эйдемиллер Э. Г.................................................................................................................320
Литература..................................................................................................................................325
Приложение. Шкала семейной адаптации
и сплоченности FACES-3 ......................................................335



gastroguru © 2017