Специальная психология. Предисловие Лубовский специальная психология

В монографии рассматриваются теория и практика психологической диагностики нарушений психического развития. Представленные в книге методики особо значимы для своевременного выявления причин трудности в учении и недостатков поведения школьников; они также позволяют наметить пути коррекции развития аномальных детей.

Для дефектологов и психологов.

Предисловие

Реализация программных установок XXVII съезда КПСС и постановления февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС требует подъема системы народного образования на качественно новый уровень, в том числе и системы специальных школ и дошкольных учреждений. В ближайшее время специальным детским учреждениям предстоит совершенствовать подготовку аномальных детей к школе, переходить (по крайней мере, частично) к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста. Решение этих задач требует не только более тонкой дифференциации специальных учреждений и такого комплектования, при котором создаются оптимальные условия для обучения детей каждой категории аномального развития, но также выявления нарушений развития в более ранние сроки, чем это делается сейчас. Это, в свою очередь, требует улучшения отбора детей в различные специальные детские сады и школы, т. е. усовершенствования диагностики.

Существующая система отбора практически обеспечивает достаточно надежную диагностику выраженных нарушений развития, однако не может быть признана совершенной. Одним из наиболее слабых звеньев этой системы является психологическое обследование. Ограниченность диагностических возможностей такого обследования определяется, во-первых, почти полным отсутствием методик, специально созданных или приспособленных для выявления и дифференциации нарушений развития психики при различных аномалиях. Во-вторых, сама процедура психологического обследования ребенка (как, впрочем, и остальных разделов обследования) в достаточной мере не разработана, нет правил и рекомендаций, которым можно следовать, отсутствует единообразие в ее организации и проведении. В-третьих, психолог хотя и предусмотрен в качестве члена медико-педагогической комиссии, но привлекается к ее работе не всегда, а психологические методики и психологические данные широко используются членами этих комиссий, поскольку без таковых обойтись невозможно.

(р. 1923) - российский психолог, дефек-толог, д-р психологических наук (1975), профессор (1978), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом Знак Почета. После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский ин-т инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии фак-та философии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в1951 г. С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г- зав. лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического фак-та МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был гл. ред. журнала Дефектология. Основное направление научных исследований Л. связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Л. выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов (Динамика развития детей-олигофренов, М., 1963, в соавт., М., 1967 (пер. на япон. яз.); Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии, М., 1978). Исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками. Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии (Дети с задержкой психического развития, М., 1984). В связи с этим Л. ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ (Обучение детей с задержкой развития, 1981, в соавт.). Л. занимается также исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Разработал новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития,первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития (Психологические проблемы диагностики аномального развития детей, 1989). Теоретические исследования в области дефектологии потребовали разработки специальной терминологии, в связи с чем Л. совместно с др. учеными создал словарь: Терминология: дефектология, Юнеско, Париж, 1977 (пер. на англ., фр., исп. языки); Терминология дефектологии, Юнеско, Женева, 1983. В.А. Сумарокова

Лубовский Владимир Иванович - российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук (1975), профессор (1978), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом "Знак Почета". После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский ин-т инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии фак-та философии МГУ им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1951 г. С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г. - зав. лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического фак-та МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был гл. ред. журнала "Дефектология".

Основное направление научных исследований Лубовского В. И. связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов ("Динамика развития детей-олигофренов", М., 1963, в соавт., М., 1967 (пер. на япон. яз.); "Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии", М., 1978). Исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками.

Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии ("Дети с задержкой психического развития", М., 1984). В связи с этим Л. ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ ("Обучение детей с задержкой развития", 1981, в соавт.). Лубовский В. И. занимается также исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Разработал новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития ("Психологические проблемы диагностики аномального развития детей", 1989). Теоретические исследования в области дефектологии потребовали разработки специальной терминологии, в связи с чем Владимир Иванович совместно с другими учеными создал словарь: "Терминология: дефектология", Юнеско, Париж, 1977 (пер. на англ., фр., исп. языки); "Терминология дефектологии", Юнеско, Женева, 1983.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
1.2. Общие и специфические закономерности психического развития
1.3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций
ГЛАВА 2. УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей
2.2. История психологопедагогического изучения умственно отсталых детей
2.3. Социальнопедагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
Моторика
Внимание
Интересы
Восприятие
Память
Мышление
Речь
Личность умственно отсталого ребенка
Деятельность
Мотивационнопотребностная сфера
Самооценка и уровень притязаний
2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
ГЛАВА 3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Определение. Причины. Классификация
3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
Сенсорноперцептивные функции
Особенности моторики
Внимание
Память
Особенности мышления
Особенности речевого развития
Игровая деятельность
Особенности эмоциональной сферы
3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
Особенности внимания
Восприятие
Память
Мышление
Особенности речевого развития
Особенности эмоциональноволевой сферы и личности
ГЛАВА 4. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопсихологии
Методы сурдопсихологии
Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии
4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
Социальнопедагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни
4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
4.4. Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
4.5. Жестовая речь глухих
4.6. Особенности психического развития слабослышащих детей
4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
ГЛАВА 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста
5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения
5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
Деятельность при нарушениях зрения
Внимание при нарушениях зрения
5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения
5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения
5.7. Осязание
5.8. Представления
5.9. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих
5.10. Память
Узнавание наглядного материала
Непроизвольное запоминание наглядного материала
Вербальная память
Отсроченное воспроизведение
Запоминание рассказов
5.11. Мышление детей с недостатками зрения
Нагляднодейственное мышление
Нагляднообразное мышление
Понятийное (словеснологическое) мышление
Мыслительные операции
5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения
Взаимодействие анализаторов в процессе формирования образов внешнего мира при глубоких поражениях зрения
Формирование зрительных образов внешнего мира на основе остаточного и нарушенного зрения при слепоте и слабовидении
5.13. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения
5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
5.15. Эмоциональноволевая сфера при нарушениях зрения.
Особенности эмоций и чувств у слепых
Эмоциональные состояния
Воля слепых
5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
ГЛАВА 6. ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
6.1. Определение, этиология, основные формы
6.2. Психическое развитие при детском церебральном параличе
6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 7. СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
ГЛАВА 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
8.1. Направления практического применения психологических исследований
8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей
8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

В. И. Лубовский
Введение 3
1. Основные этапы биографии В.И. Лубовского 4
2. Идеи В.И. Лубовского в области олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллекта 5
Заключение 9
Список литературы 10
Введение
Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию, обеспечивающую возможности индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым детям, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений.
В основе олигофренопедагогики лежат те же источники, что и в общей педагогике. Поэтому своеобразие учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, вытекающее из учета особенностей их развития, равно как и дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе, основные положения частных методик, следует рассматривать как закономерную конкретизацию общепедагогических принципов.
У истоков отечественной олигофренопедагогики в сотрудничестве с педагогами стояли такие врачи и физиологи. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д.И. Азбукина, Т.А. Власовой, Л.. Выготского, А.Н. Граборова, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Ф.М. Новика, Г.Я. Трошина и др. Большой вклад в разработку основ обучения и воспитания умственно отсталых детей и изучение психологии детей с нарушениями интеллекта внес В.И. Лубовский.
Цель работы - изучить вклад научно-педагогической деятельности В.И. Лубовского в развитие олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллекта.
1. Основные этапы биографии В.И. Лубовского
Лубовский Владимир Иванович - российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук (1975), профессор (1978), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета». После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский институт инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1951 г.
С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г. - заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического факультета МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был главным редактором журнала «Дефектология».
В работах В.И. Лубовского исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками. Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии («Дети с задержкой психического развития», 1984). В связи с этим В.И. Лубовским ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ («Обучение детей с задержкой развития», 1981).
Теоретические исследования в области дефектологии потребовали разработки специальной терминологии, в связи с чем Владимир Иванович Лубовский совместно с другими учеными создал словарь: «Терминология: дефектология», 1977, 1983).

2. Идеи В.И. Лубовского в области олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллекта
В.И. Лубовский одним из первых сформулировал общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам дизонтогенеза. Основным тезисом является наличие трех иерархичных уровней закономерностей отклоняющегося развития.
I уровень: закономерности присущие всем типам дизонтогенетического развития. Это нарушения приема, переработки, сохранения и передачи информации, нарушение речевого опосредования, более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей, риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированости.
II уровень: закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (возникшие недоразвития анализаторных систем - зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющихся в своей основе ранее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, ЗПР церебрально-органического генеза).
III уровень: специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу РДА, или дифицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора).
В.И. Лубовский разработал методику психологической диагностики аномального развития детей Он выделил три основные задачи, которые решает психологическая диагностика аномального детского развития.
Прежде всего это получение сведений об уровне интеллектуального и об особенностях психического развития ребенка при обследовании детей на медико-педагогических комиссиях, что имеет существенное значение для определения типа учебного учреждения, наиболее адекватного для обучения ребенка.
Вторая задача - это выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. В.И. Лубовский отмечает, что реально эта задача пока решается лишь как экспериментальная в научно-исследовательских институтах.
Третья задача состоит в оценке динамики психического развития ребенка с аномальным развитием, что необходимо для определения эффективности методов, содержания и средств обучения. Для этой цели, по мнению В.И. Лубовского, необходимо в начале и в конце экспериментального обучения производить замеры каких-либо проявлений психического развития, что лучше всего делать методами тестового характера.
Большой вклад внес В.И. Лубовский в развитие олигофренопедагогики. К умственной отсталости он относил стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.
Исследования В.И. Лубовского показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
В.И. Лубовский занимался исследование психологических особенностей детей с нарушениями интеллекта. Он вместе с М.С. Певзнер провели длительное исследование (1963), проследив за тем, какие изменения от первого к выпускному классу наблюдаются в психике детей-олигофренов, относящихся к различным клиническим группам, как корригируются присущие им недостатки и формируется готовность к интеграции в окружающую среду.
Среди особенностей нервной высшей деятельности умственно отсталых детей В.И. Лубовский отмечал выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедлена. В.И. Лубовский говорит, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи.
В.И. Лубовский экспериментально выявил грубые нарушения всех проявлений словесной регуляции у детей-олигофренов дошкольного возраста. Автор пришел к выводу, что у этой категории детей к 4-5 годам сформирована лишь побудительная или пусковая функция слова, т.е. оно выступает только как сигнал к действию. У нормально развивающегося ребенка эта функция слова формируется к концу 2-го года жизни. У дошкольников с нарушением интеллекта речь долго не опосредует естественного подражания.
Также В.И. Лубовский отмечал выраженные синкинезии, то есть застревание на отдельных движениях, нарушения переключения внимания.
При разработке вопросов об обучении детей с нарушениями интеллекта В.И. Лубовский совместно с М.С. Певзнер отмечал положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Также В.И. Лубовский совместно с В.Г. Петровой (1965) рассматривал структуру специального образования в других странах, виды и типы существующих учреждений для умственно отсталых школьников. В этом исследовании раскрываются принципы построения программ обучения; рассматриваются вопросы профессиональной подготовки подростков; приводятся элементы планирования, образцы расписаний занятий в младших старших классов. Эту публикацию отличает познавательная ценность, корректность по отношению к деятельности зарубежных коллег.
Таким образом, в исследованиях В.И. Лубовского рассматриваются вопросы психологии детей с нарушениями интеллекта, а также пути их обучения и воспитания.
Заключение
Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов («Динамика развития детей-олигофренов», 1963; «Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии», 1978).
В.И. Лубовский занимается также исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Разработал новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития («Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», 1989).
Теоретические исследования в области дефектологии требуют разработки специальной терминологии, чем В.И. Лубовский занимается в последнее время, продолжая работу, в которой он участвовал ранее совместно с учеными других стран, когда был создан словарь «Терминология дефектологии» на четырех языках.
Значительный вклад внес В.И. Лубовский в олигофренопедагогику и психологию детей с нарушением интеллекта.
Список литературы
1. Лубовский, В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский // Дефектология. - 1972. - №4.
2. Лубовский, В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В.И. Лубовский // Дефектология. - 1995. - № 1.
3. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - М., 1989.
4. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1978.
5. Лубовский, В.И. Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева; под ред. В.И. Лубовского. - М., 2006.

gastroguru © 2017