Выбор читателей
Популярные статьи
Медведевского района Республики Марий Эл
Обобщающий урок по теме
п.Силикатный
Обобщающий урок по теме
«Нервная и гуморальная регуляция»
Игра «Биохимическая эстафета»
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование научного мировоззрения, основанного на биологических знаниях.
Оборудование: звонок (колокольчик), часы (песочные), бумага, ручки, карандаши, тестовые задания и вопросы, 2 плотных платка.
Ход игры:
Подготовительный этап – эмблемы, шутливый подарок команде-сопернице, девиз, приветствие.
1 этап – представление команд (2 мин.)
2 этап – разминка (5 мин.)
3 этап – кроссворды (10 мин.)
4 этап – рисунок нейрона с закрытыми глазами (5мин.)
5 этап – «Мозговой штурм» (15мин.)
6 этап – тесты (одновременно с мозговым штурмом) для команды поддержки.
Подведение итогов (3 мин.).
Оформление класса:
з р и т е л и
Вопросы для разминки
(10 вопросов – 5 минут, по баллу за ответ)
1 команда
1.Назовите три железы внутренней секреции. (гипофиз, щитовидная, надпочечники, эпифиз)
2.Назовите железы смешанной секреции. (поджелудочная, половые)
3.Передается по нейронам …(возбуждение)
4.Состоит из длинных отростков нейронов …(белое вещество)
5.Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции. (гормоны)
6.Железы, которые имеют протоки и выделяют свои секреты в полости тела или на кожу. (железы внешней секреции)
7.Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы. (нервные узлы)
8.Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. (чувствительные)
9.Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. (рефлекторная дуга)
10.Отдел центральной нервной системы в виде длинного белого шнура. (спинной мозг)
2 команда
1.Назовите три железы внешней секреции. (потовые, сальные, слюнные, желудочные)
2.Свойства нервной ткани. (раздражимость и возбудимость)
3.Состоит из скоплений тел нейронов и коротких отростков. (серое вещество)
4.При его повреждении наступает мгновенная смерть. (продолговатый мозг)
5.Регуляция работы организма с помощью химических веществ через жидкие среды организма. (гуморальная)
6.Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь. (железы внутренней секреции)
7.Нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. (двигательные)
8.Основной принцип работы нервной системы. (рефлекторный)
9.Отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа. (головной мозг)
10.Отдел головного мозга., расположенный между большими полушариями и нижележащими отделами. (промежуточный мозг)
Мозговой штурм
(каждой команде по 5 вопросов, на обсуждение по 1 минуте)
1 команда
1.В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?
(ускорение роста и развития)
2.Предположим, что у одной собаки перерезали все передние корешки седалищного нерва, а у другой – задние корешки того же нерва. Что произойдет с ногами первой и второй собаки и почему?
(задние корешки – чувствительные нейроны, передние – двигательные, не будет ходить)
3.Почему кровоизлияние, произошедшее в левой половине мозга влечет за собой более тяжелые последствия для больного, чем то же в правой половине?
(слева – центр устной и письменной речи, счета и логического мышления)
4.Для изучения принципа работы того или иного органа физиологи часто прибегают к помощи радиоактивных веществ. Предложите такое вещество для исследования функций щитовидной железы поясните свое предложение.
5.Физиологи часто называют гипофиз «дирижером оркестра гормонов». Почему появилось такое образное название у гипофиза?
(в нем образуются вещества, влияющие на работу других желез)
2 команда
1.При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество сахара. С чем связано пристальное внимание к этому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации сахара в крови у больного человека? (может быть сахарный диабет, мало инсулина)
2.В клинике находится больной человек. Он хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких попыток берет его и роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите место нахождения опухоли в головном мозге больного. (мозжечок)
3.В древние времена анатомы называли этот отдел мозга «жизненным узлом». О каком отделе головного мозга идет речь и почему его так назвали?
(продолговатый мозг – регулирует деятельность жизненно важных органов: сердца, легких и др.)
4.Из каких частей состоит рефлекторная дуга?
(рецептор, чувствительный путь, участок центральной нервной системы, двигательный путь и рабочий орган)
5.При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в обмене веществ и поведении кастрированных особей. (животные становятся более спокойными и быстрее набирают вес)
1 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов
1.Нервная система выполняет следующие функции:
А) транспортирует питательные вещества,
Б) осуществляет гуморальную регуляцию,
В) связывает организм с внешней средой,
Г) обеспечивает согласованную деятельность органов.
2.По функциям вся нервная система подразделяется на:
В) центральную и симпатическую,
Г) периферическую и соматическую.
3.Серое вещество представляет собой:
А) скопление тел нейронов,
Б) нервные волокна,
В) скопление длинных отростков нейронов,
Г) сосудистую оболочку мозга.
4. Функции рецепторов:
А) несут возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу,
Б) воспринимают раздражение,
В) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные,
Г) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные.
5. Рефлекс – это:
А) путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу,
Б) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой,
В) переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные,
Г) передача возбуждения к рабочему органу.
6. Регуляция функций в организме осуществляется:
А) только нервной системой,
Б) только эндокринной системой,
В) нервно-гуморальным способом,
Г) с помощью безусловных рефлексов.
7. Слюнные железы относятся к железам:
А) внешней секреции, в) смешанной секреции,
Б) внутренней секреции, г) пищеварительной системе.
8. Для желез внутренней секреции характерно то, что:
А) они не имеют специальных протоков,
Б) клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда,
В) выделяемый гормон поступает в кровь,
Г) выделяемый гормон выводится через специальные протоки.
9. При избытке гормона щитовидной железы развивается заболевание:
А) сахарный диабет, в) микседема,
Б) базедова болезнь, г) ожирение.
10. Гормоны поступают в:
А) тканевую жидкость, в) кишечник,
Б) желудок, г) кровь.
Тест «Нервная и гуморальная регуляция»
2 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов.
1.Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:
А) аксонами, б) нейронами, в) дендритами, г) медиаторами.
2.Вегетативная нервная система регулирует:
А) движение скелетной мускулатуры,
Б) работу внутренних органов,
В) тонус сосудов,
Г) передвижение пищи по кишечнику.
3. Нерв – это:
А) пучки нервных волокон за пределами центральной нервной системы,
Б) аксон одного нейрона,
В) скопление тел нейронов,
Г) проводящие пути спинного мозга.
4.Свойство нервной ткани:
А) возбудимость и сократимость, в) сократимость,
Б) возбудимость и проводимость, г) только возбудимость.
5. По строению вся нервная система подразделяется на:
А) соматическую и вегетативную (автономную),
Б) симпатическую и парасимпатическую,
В) центральную и периферическую,
Г) центральную и симпатическую.
6. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:
А) передаче органам нервного импульса,
Б) химическом взаимодействии клеток, органов и их систем через кровь,
В) удалении из клеток углекислого газа путем диффузии,
Г) поступлении питательных веществ с пищей.
7. К железам смешанной секреции относят:
А) гипофиз, в) щитовидную железу,
Б) поджелудочную железу, г) половые органы.
8. Развитие сахарного диабета связано с:
А) недостатком секреции инсулина,
Б) избытком секреции инсулина,
В) нарушением функции половых желез,
Г) нарушением функции щитовидной железы.
9. Развитие вторичных половых признаков регулируется:
А) ферментами, в) половыми гормонами,
Б) центральной нервной системой, г) гипофизом.
10.Поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который:
А) поступает в кишечник,
Б) выводится в специальные протоки,
В) поступает в кровь,
Г) разносится кровью по всему организму.
Кроссворд «Нервная система»
1.Нервная система, которая контролирует работу скелетных мышц.
2.Нервная система, контролирующая работу внутренних органов. 3.Нервная клетка. 4.Нервная система, возбуждающаяся при переходе от состояния покоя к состоянию физической и психической работы.
5.Длинный отросток нервной клетки.
6.Отдел головного мозга, контролирующий движение.
7.Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы.
8.Скопление длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.
9.Складки коры больших полушарий.
10.Короткий отросток нервной клетки.
По вертикали – ослабление нервных процессов.
Кроссворд «Железы внутренней секреции»
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 |
8.Болезнь, возникающая при недостатке инсулина.
9.Болезнь, возникающая при недостатке ростового гормона.
10.Железа внутренней секреции, расположенная в головном мозге.
11.Женская половая железа.
По вертикали – болезнь, возникающая у взрослых при избыточном выделении ростового гормона гипофиза.
Тема урока: Регуляция функций в организме
Цели урока:
Образовательная: расширить знания учащихся о регуляции жизнедеятельности организмов, сформировать представление о нейроне, рефлексе, нейрогуморальной регуляции, рефлекторном принципе работы нервной системы.
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, через сравнение, обобщение, выделение главного, развития речевой деятельности, внимания.
Воспитательная: формировать навыки культуры общения, прививать любовь к своей малой родине.
Метапредметная: развивать понятие цели и задачи, знания и информация
Основные понятия: нейрон, рефлекс, нервная система, раздражимость, нейрогуморальная регуляция.
Тип урока: проблемно – поисковый с элементами ИКТ
Оборудование:
Компьютер, проектор, милицейский жезл, дирижерская палочка, модель мозга человека, презентация »Регуляция функций в организме», видеофрагмент «Раздражимость амебы и инфузории туфельки», карточки с заданиями, клей, бумага, мыслительные листы.
Ход урока:
I . Организационный момент
Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в инновационный центр «Сколково». (слайд 1)
В этот центр входят 5 кластеров, целью которых является разработка новых вычислительных методов, новых методов управления знаниями, планирование биологических и клинических экспериментов. (слайд 2)
Сегодня вы станете кандидатами в резиденты одного из крупнейших кластеров- биомедицинских технологий. На ваших столах лежат зеленые кандидатские карточки. Впишите в правый верхний угол свою фамилию и имя. В ходе работы в нашей научной лаборатории вы будете получать бонусные баллы, которые я с помощью печати буду вносить в ваши карточки. Эти бонусные баллы в конце нашей работы можно будет обменять на оценку.
II .Погружение в тему
Посмотрите на два предмета в моих руках. Это милицейский жезл и дирижерская палочка. Эти предметы помогают людям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. На мыслительных листах напишите слова – ассоциации, которые характеризуют функции этих предметов.
Какие ассоциации у вас возникли? (запись слов – ассоциаций на доске)
Как вы думаете, как эти слова – ассоциации связаны с темой нашего исследования?
Как вы определите тему нашего научного исследования? (слайд 3)
Как вы считаете, только ли к живым организмам применимо понятие регуляция?
Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь понятием регуляция?
III . Постановка цели и определение задач урока
Любое исследование начинается с определения цели и задач.
Что такое цель?
Что такое задача? Как вы определите цель нашего исследования?
(Выяснить, как осуществляется регуляция функций в живых организмах)
Какие задачи вытекают из поставленной цели?
Определить, какие системы органов участвуют в регуляции функций.
Какие механизмы лежат в основе регуляции функций в организме.
Какие системы органов животных исполняют роль регулировщика и дирижера?(слайд4)
Из перечня имеющихся у вас ассоциаций подчеркните те, которые соответствуют функциям нервной и эндокринной систем.
IV . Актуализация знаний учащихся
1.Какая регуляция функций называется гуморальной?
2.Посмотрите внимательно на слайд. Чем обусловлена разница в росте одного из самых высоких и самого низкого человека планеты Земля? (слайд 5)
3.Республика Адыгея относится к разряду йододефициттных регионов России. Какую опасность несет недостаток йода в пище?
4.Какими путями можно решить эту проблему?
5.Просмотр видеофрагмета «Раздражимость амебы и инфузории туфельки». Какое свойство живых организмов иллюстрирует этот эксперимент? Всем ли живым организмам присуща раздражимость?
Привидите примеры раздражимости у растений и бактерий.
V .Изучение нового материала
1.Строение нейрона (слайд 6-7)
Посмотрите внимательно на слайд. Что вы там видите? Это клетки, которые есть в телах большинства животных и человека. Что это за клетки?
Чтобы ответить на этото вопрос откройте учебник параграф 27, прочтите второй абзац и ответьте на вопрос: «Как называются эти клетки?» Запишите определение понятия нейрон в тетрадь на печатной основе.
Дает ли определение нейрон полное представление о этих клетках? На основе прочитанного материала дополните схему в тетради на печатной основе подписями и сформулируйте понятие нейрон. Запишите его в тетради на печатной основе.
2.Рефлекс. (слайд 8)
Если тело гидры уколоть иголкой, то оно сожмется. Как вы думаете, как называется эта реакция? Найдите определение рефлекса в учебнике, прочтите определения рефлекса, которые даны в различных энциклопедических словарях. Проанализируйте эти определения. Сформулируте и запишите понятие рефлекс в тетрадь на печатной основе.
Чем отличается рефлекс от раздражимости?
Можем ли мы наблюдать рефлексы у амебы и инфузории туфульки? А у растений?
3.Минута мысли (слайд 9)
Каждый отдел нашей научной лаборатории получает карточки, на которых написаны примеры проявления различных ответных реакций организмов. Ваша задача, определить, где проявление раздражимости, а где рефлекса и записать соответствующие цифры в карточку (дети работают в парах). Затем проводим самопроверку и выставляем бонусные баллы.
4.Типы нервной системы (слады 10 -11)
С помощью, какой системы органов осуществляется рефлекс?
Работа со слайдом «Типы нервной системы». У каких организмов нервная система устроена наиболее сложно и почему?
Перед вами модель мозга человека. Можно ли эту объемную модель поместить на плоскости? В данном случае на обычном листе бумаги. Каковы цель и задачи решения этой проблемы?
Как можно решить данную проблему?
В конвертах на ваших столах лежат части общей картину строения мозга человека. Соберите их в единое целое и наклейте на белый лист бумаги. Как называется способ, который вы применили?
(слайд 12)
В момент окончания ответа учащихся вдруг внезапно звучит адыгейская мелодия и появляется картина одного из живописных уголков Адыгеи «Хаджохская теснина»
Какие эмоции возникли у вас? Можно ли считать эту реакцию рефлексом? Почему?
5.Рефлексы условные и безусловные (слайд 13)
Почему в одном случае у всех возникла одинаковая ответная реакция, вы подныли головы и посмотрели на экран, а эмоции проявились разные?
Составление схемы условные и безусловные рефлексы
Рефлексы
безусловные условные
врожденные приобретенные
6.Решение творческих задач (слайд 14)
Сейчас каждая группа получае карточку с творческими задачами. Вам необходимо определить цели изадачи и найти пути решения.
VI . Обобщение изученного материала (слайд 15)
Составление схемы регуляция функций в организме
нервная гуморальная
посредством нервных имульсов с помощью химических веществ
нейрогуморальная регуляция
2.И так мы с вами сегодня, в результате нашего иследования познакомились с 3 Р, что это за понятия? (слайд 16)
регуляция
Р раздражимость
рефлекс
Эти понятия являются ключевыми в биологии и помогут вам разобраться сновым понятием – поведение.
VII .Домашнее задание (слайд 17)
Каждое исследование должно обязательно иметь практический выход. Поэтому дома кроме изучения параграфа 27 я предлагаю тем, у кого есть домашние животные, выработать у них условные рефлексы.
VIII .Рефлексия
Ребята, посмотрите, на нашей доске появилось дерево. Это яблоня. Как вы думаете, почему именно она, а не груша или персик? Яблоня символ нашего города Майкопа. Я хочу с её пощощью, узнать с каким настроением вы покидаете наш урок. Если работать на уроке вам было интересно, выходя из класса повесте на неё розовые яблоки, если что -то было не понятно – желтые, ну а если урок вам совсем не понравился – зеленые.
Я благодарю вас за сотрудничество. До свидания.
Главная > УрокМОУ Барвихинская СОШ
Биология 8 класс
Тема урока : Гуморальная регуляция функций организма
Учитель : Галстян Эмма Артуровна
Цели и задачи урока:
продолжить формирование представлений о железах внутренней секреции и их роли в жизнедеятельности организма;
определить степень усвоения учащимися основных понятий темы;
развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения практических задач;
осуществлять гигиеническое воспитание школьников;
Воспитывать культуру общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы.
Особенности строения и работы желез эндокринной системы;
Железы внутренней системы;
Железы внешней системы;
Различать железы внутренней и внешней секреций;
Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.Регуляция
Гуморальная
Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у одноклеточных, являются метаболиты (промежуточные или конечные продукты обмена веществ). Высокая активность многих метаболитов сохранились и у человека. Например: действие СО 2 , молочной кислоты, аденозина: активно выделяясь в работающих мышцах, они расширяют кровеносные сосуды. Отличают классическую и диффузную эндокринную системы
Э
Классическая
Щитовидная
Надпочечники
Половые железы
Поджелудочная железа (островки Лангерганса)
Ндокринная система
Диффузная (местные, тканевые гормоны) – клетки, мелкими скоплениями или отдельно рассыпанных в слизистых оболочках органов – пищеварительной и дыхательной систем
Регуляторами практически всех функций организма являются гормоны – внеклеточные гуморальные регуляторы, биологически активные вещества. 5. Изложение роли гормонов в эндокринной регуляции . Составление схемы- таблицы.
Характеристика гормонов
Свойства гормонов | Функции гормонов |
1 . Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез; 2. Действие гормонов строго специфично: одни действуют на определенные органы – мишени, другие на определенный тип обменных процессов. 3. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях. 4. Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях | 1. Обеспечивают рост и развитие организма. 2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. 3. Обеспечивают гомеостаз 4. Контролируют процессы обмена веществ. |
В чем отличие классической и диффузной эндокринной систем?
Как устроена рефлекторная дуга?
Чем отличаются метаболиты от гормонов?
Каков принцип деления желез на три группы?
Что является главным условием эндокринных функций?Строение и функционирование эндокринной системы
Железы внутренней секреции | Место расположения в организме | Выделяемые гормоны | Регулируемые процессы | Заболевания при гипофункции | Заболевания при гиперфункции |
1 . Гипофиз | Под промежуточным мозгом, в полости черепа | Тропные- соматотропный, тиреотропный, кортикотропный, гонадотропный, мелонотропный, АДГ, окситоцин | Рост, регуляция работы коры надпочечников, стимулирует работу щитовидной железы, рост фолликул в женском организме, работу семенников и яичников; развитие молочной железы и лактацию | Гипофизарная карликовость , сохраняется пропорции тела, умственное развитие | Гигантизм; акромегалия – при избытке соматотропина после завершения процессов роста. |
2. Эпифиз (шишковидная железа) | В полости черепа над средним мозгом | Гормон, тормозящий функции половых желез в детском возрасте | Приспособление организма к суточным - смене дня и ночи; регуляция процессов полового созревания | Преждевременное половое и физическое созревание | Недоразвитие половых желез, признаков пола и ожирение |
3. Щитовидная железа | Прилегает к хрящам гортани | Усиление обмена веществ; катаболизм белков, жиров, углеводов; повышение температуры тела, увеличение частоты сердечных сокращений | Кретинизм – задержка роста, нарушение физического и умственного развития. Микседема – снижение обмена веществ, повышение массы тела, деятельности нервной системы, вялость, сонливость, снижение интеллекта | Базедова болезнь – зоб, повышенная возбудимость, потеря массы тела, учащение сердцебиения, |
|
4. Надпочечники | На верхних полюсах почек | Стероиды – глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны, адреналин, норадреналин | Обмен белков, жиров, углеводов; антогонисты иммунной системы, уменьшают воспалительные процессы; обмен воды и минеральных солей.повышение силы и частоты сердечных сокращений | ||
5. Поджелудочная железа | Изгиб двенадцатиперстной кишки | Инсулин | Обмен углеводов- уменьшает содержание сахара в крови, синтез белков из аминокислот, их активный транспорт в клетку, образование высших жирных кислот из продуктов углеводного обмена. | Сахарный диабет – высокое содержание сахара в крови, в клетки глюкоза не переходит к клеткам, при резком увеличении сахара в крови наступает диабетическая кома | Гипогликемия – нарушение деятельности мозга, потеря сознания, гипоргликеми-ческий шок |
6. Половые железы | Семенники и яичники | Андрогены, эстрагены | Обмен веществ, рост, развитие признаков пола, влияют на функции нервной системы, | Феминизиция Москулинизация или вирилизм |
Дополнить таблицу (гипофункция и гиперфункция надпочечников) самостоятельно, используя дополнительную литературу и Интернет ресурсы. При желании сделать презентацию на эту тему.
Задание . Прочитать статьи учебника и прокомментировать особенности эндокринных желез, значение и симптомы гипофункции и гиперфункции. Записать в таблицу. Сопровождается самостоятельная работа объяснениями и дополнениями, используя интерактивную доску, дополнительную литературу. Мультимедийное сопровождение урока.Строение и функции гипофиза
Схема нейро-гуморальной регуляции функций организма
4. Закрепление знаний . После выполнения задания целесообразно закрепление знаний при помощи тренажера на интерактивной доске. «Правильно расставить названия эндокринных желез, описание которых появляется в окне тренажера»Тема: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, его особенности»
Цель урока : Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека.
Задачи урока:
Образовательные: - сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;
Развивающие: -подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Дайте определение понятий:
Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.
Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму, строение и выполняющая определённую функцию.
Система органов – это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.
Изучение нового материала
В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы. Это железы внутренней секреции или эндокринные железы. А их совокупность составляет эндокринную систему.
Имеющиеся в организме человека железы вырабатывают специфические вещества – секреты и делятся на три группы: внешней секреции, внутренней секреции и смешанной секреции.
Железы внешней секреции
(Экзокринные)
Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами.
Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания, участвуют в регуляции деятельности организма.
Свойства гормонов:
Высокая биологическая активность (1 г. адреналина достаточно, чтобы усилить работу 100 000 000 изолированных сердец лягушек, т.е. для стимуляции деятельности 1 сердца достаточно 1/100 000 000 г. адреналина)
Специфичность (это позволяет компенсировать недостаток того или иного гормона в организме человека введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желёз животных)
Действуют только на живые клетки
Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез.
Сейчас мы более детально познакомимся со структурой и функциями желёз внутренней и смешанной секреции.
Строение и функционирование эндокринной системы. (Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу)
Железа внутренней секреции
Таким образом, эндокринная система является специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост, развитие, поведение. Регуляцию активности многих эндокринных желёз осуществляют гипофиз и гипоталамус при помощи механизма прямой и обратной связи. Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества – нейрогормоны. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу. Гипофиз, в свою очередь, путём секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.
4 Закрепление знаний
Определите, о какой железе внутренней секреции идёт речь?
А) «Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга. Этот мозговой придаток состоит из трёх частей. В передней образуется шесть гормонов, четыре из которых регулируют работу других эндокринных желёз, пятый – ускоряет половое созревание, шестой – стимулирует рост тела».
Подведение итогов
Задание на дом: изучить конспект
Статьи по теме: | |
Как приготовить рисовую лапшу с курицей и овощами, пошаговый рецепт с фото Как приготовить рисовую лапшу с курицей
Из данного количества ингредиентов получилось 3 порции. Перец у меня был... Биология - наука о живой природе 1 биология наука о живой природе
Биология как наука о живой природе зародилась еще в античные времена, то... Школьная энциклопедия К какой расе относятся сирийцы
90 % населения Сирии составляют мусульмане, 10% христиане. Мусульмане... |