Взгляды марксистов. Диалектический материализм и социология

Теория марксизма

В первой половине 40-х гг. XIX в. Карл Маркс и Фридрих Энгельс начали продолжавшуюся затем всю их жизнь разработку учения о наиболее общих законах и движущих силах развития общества. Их концепция исторического материализма явилась структурной частью философских, экономических, социально-политических воззрений, в совокупности составивших теорию марксизма, которая представляет собой попытку интерпретировать прошлое человечества, показать его настоящее и дать прогноз будущего с позиций материалистического понимания истории. Краеугольным камнем марксистской теории является положение, согласно которому главным, определяющим фактором и основой всего исторического развития являются не идеи, не те или иные воззрения людей, а условия материальной жизни общества, общественное производство. Для того чтобы оно функционировало, необходимо включить в действие производительные силы, т.е. сочетание созданных обществом средств производства (орудия и предметы труда) и людей, которые обладают необходимыми опытом, знаниями и навыками. Естественно, что в процессе производительного труда и вследствие этого процесса люди вступают друг с другом в определенные отношения (собственности, товарообмена, купли, продажи, денежных расчетов и т.д.). Эти производственные отношения, взятые в целом, составляют экономическую структуру общества, его базис. На нем возвышается политическая надстройка (государство, право, политические учреждения и организации) и развиваются различные формы общественного сознания (философия, искусство, мораль, религия и т.п.).
Единство производительных сил и производственных отношений составляет способ производства, т.е. определенный способ добывания материальных благ, необходимых для производственного и личного потребления. Способ производства с соответствующей ему надстройкой выступает как исторический тип общества — общественно-экономическая формация: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая из них представляет стадию в истории общества, характеризующуюся определенным уровнем развития производительных сил, особым типом производственных отношений и соответствующими им политическими учреждениями, идеологией, нравственностью, культурой, национальными отношениями, социальным поведением людей.
В антагонистических формациях господствующий класс отличает владение средствами производства, что позволяет ему эксплуатировать другие классы. Последние не получают полной стоимости своего труда, неоплаченную его часть присваивают господствующие классы и за счет этого обогащаются. Поскольку государство находится под контролем собственников средств производства, постольку оно отражает и защищает интересы господствующих классов, подавляя сопротивление эксплуатируемых. Но наиболее активный элемент общественной формации — материальные производительные силы — находятся в постоянном развитии. С возникновением более прогрессивных средств производства появляются и новые собственники. Их потребностям перестают соответствовать существующие, но уже устаревшие производственные отношения. Не желая становиться объектом эксплуатации, этот восходящий класс выдвигает свои претензии на государственную власть, которая должна служить его интересам: обеспечить утверждение новых производственных отношений, отвечающих достигнутому уровню развития производительных сил. Он начинает борьбу — идеологическую, экономическую, политическую — со старым классом и его государством. Обострение противоречий ведет к социальной революции и смене общественно-экономических формаций. Новый класс неизбежно побеждает, потому что на его стороне экономическое превосходство, а старый класс, утратив господствующую роль, постепенно исчезает с исторической арены. Торжество нового способа производства наделяет класс-победитель возможностью эксплуатировать подчиненные ему классы, пока последние в свою очередь не возьмут реванш. Таким образом, вся история общества после выхода человечества из первобытного состояния наполнена борьбой классов. Она выступает в качестве главной движущей силы исторического прогресса, поскольку способствует расшатыванию и в конечном счете ликвидации старого строя и замене его новым. Эта борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми будет продолжаться, пока не исчезнут сами антагонистические классы. Идея о том, что на содержание и ход исторического процесса решающее воздействие оказывает классовая борьба, составляет одно из важнейших положений марксизма.
Суть марксизма.
Доктрина марксизма исходит из того, что единственной причиной несправедливости, неравенства, эксплуатации, нужды является частная собственность на средства производства. Соответственно достойное трудящегося будущее виделось в социализме, т.е. альтернативной капитализму общественной системе, где частная собственность будет превращена в общественную, а анархия рынка заменена планированием производства. Переход от капитализма к социализму представляет собой закономерный процесс, а следовательно, объективно неизбежен, но он разрешится не эволюционным, а революционным путем. Социалистическая революция приведет к обобществлению средств производства, распределения и обмена, т.е. к переходу земли и недр, рудников и заводов, транспорта и связи, финансовых и прочих учреждений в руки всего народа.
Условием социалистических преобразований марксизм считает установление диктатуры пролетариата. Сама формула «диктатура рабочего класса» впервые появилась в работе Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и в его письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. В последнем он подчеркивал: «классовая борьба неминуемо ведет к диктатуре пролетариата». Затем Маркс провозгласил ее необходимость в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Энгельс также писал о ней: «Посмотрите на Парижскую коммуну. Это была диктатура пролетариата». С тех пор признание необходимости диктатуры пролетариата для построения социалистического общества стало одним из главных постулатов марксизма. Вера в неизбежную победу социализма и необходимость ускорить революционными методами грядущую гибель капитализма находила широкое распространение среди рабочих, стимулировала их выступления под социалистическими лозунгами.

Ревизия марксизма

Переход капитализма на рубеже XIX — XX вв. в империалистическую стадию, крупные перемены в экономике, приспособление производственных отношений к мощному подъему производительных сил, концентрация производства и другие факторы породили сомнения в верности марксистской концепции. В 1896—1898 гг. немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн опубликовал серию статей, а в 1899 г. на их основе издал книгу «Проблемы социализма и задачи социал-демократии». В ней он констатировал: «Я должен сознаться, что настоящий труд во многих существенных пунктах уклоняется от взглядов, высказанных Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом» .
Прежде всего Бернштейн выступил против экономического детерминизма Маркса и его ортодоксальных последователей. В 1859 г. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». При таком подходе следует допустить неминуемость революции, которую, когда она созреет, пролетариат и должен совершить. Бернштейн с этим полемизирует. По его мнению, не только экономика, но и идеологические принципы, нормы социальной этики, стремление к справедливым общественным отношениям, правовое сознание являются действенным фактором исторического развития, способным модифицировать общество.
Из этого следует, что не обязательно революционными методами взрывать экономические отношения, можно их изменить в соответствии с новыми потребностями общества. Отсюда следует, что социальная революция не является неизбежной, общественные противоречия могут быть разрешены путем реформ, а само общество эволюционировать по пути прогресса. Бернштейн поставил под сомнение вывод марксизма о неизбежности гибели капитализма под воздействием противоречий, нараставших в процессе его развития. Он полагал, что капитализм располагает достаточными средствами адаптации к меняющимся условиям. Аргументация Бернштейна сводилась к следующему. С марксистским положением о концентрации собственности в руках небольшой и постоянно сокращающейся группы крупных капиталистов не согласуется факт абсолютного и относительного роста числа собственников. Более того, образование акционерных обществ противодействует централизации и допускает дробление уже сконцентрированного капитала, а это ведет к его демократизации. Наконец, крупное производство не только не поглощает мелкое, но и само может процветать лишь рядом с ним. При этом по мере расширения мирового рынка, увеличения кредитов, возникновения картелей, улучшения транспорта и связи расширяется сфера регулирующих начал в экономике и уменьшается возможность кризисов.
Неприятие марксова экономизма Бернштейн дополнил критикой бланкизма, под которым он имел в виду идею революционного захвата власти пролетариатом и установление его диктатуры. Бернштейн оспорил ее необходимость для построения социалистического общества. Он обратил внимание на то, что рабочий класс нельзя определить общим, нерасчлененным понятием «пролетариат», поскольку ему присуще ярко выраженное социальное расслоение. Бернштейн подчеркивал, что современные наемные рабочие не представляют собой однородной массы. Ее дифференцированность приводит к существенным различиям в способах занятий и высоте заработка, что отражается в ином образе жизни и различных жизненных требованиях. Из этого Бернштейн делал вывод: «Стремление промышленных рабочих к социалистическому производству является скорее предположением, нежели достоверным фактом». Поэтому Бернштейн полагал, что захват политической власти социал-демократией не может привести к социализму. Различия в рядах рабочего класса, если это случится, обернется непримиримыми противоречиями.
Для марксистов завоевание власти пролетариатом только прелюдия к обобществлению собственности. Но, по Бернштейну, национализация обречена на неудачу, поскольку, по его мнению, государство никогда не в состоянии было бы взять на себя всю массу средних и крупных предприятий. Причина этого, как полагает Бернштейн, в том, что государство не смогло бы создать соответствующий экономически-административный аппарат. Опыт СССР показал, что государство все же может взять на себя монопольное управление всем производством и распределением. Но обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства не в состоянии.
Анализ современного ему общества привел Бернштейна к выводу о невозможности перехода к социализму с применением политического насилия, наоборот, он должен быть результатом эволюционного развития. Возможность перехода к социализму путем последовательного реформирования общества Бернштейн основывал на общечеловеческом, надклассовом характере либеральной идеологии. Он высказывался по этому поводу вполне определенно: «Что же касается либерализма как мирового исторического движения, то социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию является его законным наследием». Движение в сторону социализма, по его мнению, будет выражаться в расширении прав и обязанностей отдельной личности по отношению к обществу и обязанностей общества по отношению к отдельной личности; развитии демократического самоуправления; расширении права надзора государства за хозяйственной жизнью и постепенном переходе хозяйственных предприятий из частного владения в общественное; росте национального богатства, ибо чем богаче общество, тем легче и обеспеченнее осуществляются социалистические требования. Именно в этом направлении, по Бернштейну, и должна была работать социал-демократия.
Концепция Э. Бернштейна вызвала резко негативную реакцию марксистов. С критикой выступили В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, К. Каутский, Ф. Меринг, Р. Люксембург, Ж. Гед, П. Лафарг и др. Но она нашла и сторонников: на позиции реформизма перешла значительная часть социал-демократии в разных странах. Отказ от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата сделал социалистические партии привлекательными для многих представителей мелкой буржуазии, интеллигенции. В Германии, например, в конце XIX — начале XX в. из числа голосов, поданных на выборах за социал-демократов, 25% принадлежало им. Реформистская концепция социализма, восходящая к бернштейнианству, не исчерпала себя и в современной западноевропейской политической традиции.

Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса, и именно поэтому диа­лектический материализм нередко называют марксистской философией.

Философия диалектического материализма возникла в середине XIX в. Предпосылками возникновения марксистской философии были:

    промышленная революция в Европе (XVIII-XIX вв.), означавшая переход от ручного к машинному труду;

    появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными по­литическими требованиями;

    идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

    открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; уче­ние о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии.

Характерные черты марксистской философии:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с матери­алистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологичес­кие основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследо­ваний переносится из области отвлеченных рассуждений на область матери­ально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами про­летариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материали­стического понимания истории. По Марксу, общество развивается естествен­ным путем от одной общественной формации к другой. Характерные особен­ности каждой из этих формаций (ступеней развития) определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отно­шения. Общество, где властвует товарное производство, порождает эксплуа­тацию и насилие. Преобразование общества с целью уничтожения эксплуата­ции возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к комму­нистической. Коммунизм, по Марксу, это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где ме­рилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Соратником К. Маркса был Ф. Энгельс. Вместе они разрабатывали основ­ные идеи материалистической диалектики. Ф. Энгельс много внимания уделял сущности материи, формам ее движения и атрибутам. Наибольший его вклад в философию марксизма – диалектика природы.

Исходной и базисной идеей философии марксизма является новая концепция человека. Почему она является исходной? Дело в том, что та иди иная концепция человека в явном или скрытом виде составляет ядро, стер­жень любой философской, мировоззренческой системы.

Это значит, что человек не просто предполагается как элемент «картины мира», рисуемой мировоззрением, но что он образует ее содержательный центр и вырабатывает представление о сущем как предпосылке и базисе собствен­ного бытия.

Историческая заслуга философии марксизма состояла в том, что она впер­вые преодолела мистификацию человеческой деятельности и созерцания, харак­терную для метафизического материализма, и одновременно идеалистическую мистификацию человеческой деятельности, сведя чувственность и деятельность в единый практически-жизненный процесс. Именно в практике, деятельности фи­лософия марксизма увидела подлинную сущность и основу бытия человека, равно как и единственный инструмент реального преобразования мира.

Исторически, в классическом философствовании человек в любой сфере своей жизнедеятельности представлялся одновременно как естественное и об­щественное существо. Разграничение того и другого в конце концов часто за­вершалось сведением второго к первому. Отсюда «естественное» в человеке стало чем-то вроде основания и критерия правильности организации обще­ства, его установлений и представлений. Так возникли понятия «естественное право», «естественная мораль», «естественное в искусстве».

Вместе с тем границы между царством природы и человека относитель­ны, поскольку ни человек не существует вне природы, ни природа в ее пер­возданном виде не может быть строго отграничена от действующего в ней человека. Это двойственное существование человека особенно хорошо про­сматривается в двойственном характере труда, в котором, по мнению Марк­са, осуществляется процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредству­ет, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Какой предварительный вывод можно сделать из данного определения тру­да, деятельности человека? С одной стороны, человек изменяет форму того, что дано природой (или совершается по ее естественным законам). С другой, человек осуществляет одновременно и свою сознательную цель, т. е. его дея­тельность носит целесообразный характер. Но здесь мы сталкиваемся с про­блемой. Если предмет природы становится объектом внимания и изменения благодаря цели, то откуда берется сама цель? Если эта цель предзаложена в человеке, то сам он так и остается природным существом, поскольку столь же целесообразно действует и животное, действия которого обусловлены природными факторами. И потому человеку предназначено осуществлять в сво­ей жизни те цели, которые преследует природа, сотворившая его.

С этой проблемой впервые столкнулся И. Кант, который рассуждает следу­ющим образом: покуда человек действует Целесообразно, он не свободно по­лагает свои цели, а исходит из своих наличных потребностей (страстей, инте­ресов, стремления к счастью) как преданных. Это его природа, но, повинуясь ей, человек продолжает оставаться несвободным, поскольку действует по за­конам высшей необходимости.

Свобода же человека достигается только тогда, когда человек дает себе закон деятельности сам, безотносительно к своей природе. Содер­жанием этого закона является «категорический императив», который у Канта формален, т. е. лишен какой бы то ни было содержательной определенности.

Тем самым попытка Канта выявить собственно человеческое содержание человеческой деятельности закончилась, в сущности, опустошением сущнос­ти человека, молчаливым признанием ее неопределенности.

Маркс решение данной проблемы начинает именно с того пункта, на котором остановился Кант, – с «опустошения» человека.

Но при этом Маркс указывает, что опустошение это достигается не просто в результате отказа того или иного философа признать принцип целесообраз­ности, а как следствие частнособственнических отношений капиталистичес­кого общества.

С этой точки зрения, отличительной особенностью философии Маркса яв­ляется ориентация на необходимость революционного преобразования мира, основанного на частной собственности: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его», а философия как духовная квинтэссенция своего времени, по Марксу, призвана вносить в обще­ство мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческо­му прогрессу.

Целесообразная деятельность, понимаемая как достижение заранее за­данного результата, воплощаемого затем во внешнем продукте, есть непре­менный момент, хотя и только одна из сторон всякой практической деятельно­сти человека. Ее же конечной целью является не сам по себе внешний продукт, а человек, его свобода.

Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и харак­теристикой человеческого мира прежде всего потому, что, во-первых, прак­тика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Во-вторых, практика носит общественный характер, ее нет вне общения лю­дей. В-третьих, практика есть предметная деятельность. И, наконец, в-чет­вертых, практика исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людь­ми условий, обстоятельств и самих себя.

Именно исходя из такого неклассического определения практики, Маркс формулирует целый ряд основных идей нового философского Мировоз­зрения:

Идею материалистического понимания сознания и идеологии;

Идею диалектико-материалистического метода познания;

Идею человека как субъекта истории.

В данном случае остановим внимание еще на одной идее философии мар­ксизма – идее свободы человека. Для Маркса история человечества – это история постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. В основе того и другого существования человека находится соот­ветственно положительная и отрицательная стороны труда. Стало быть, труд – это, с одной стороны, специфически человеческая, творческая, свободная, фор­мирующая и развивающая человека и человечество сила, с другой же сторо­ны, – это отчужденный труд, деформирующий, уродующий человека и челове­чество.

То, что вся европейская культура развивалась и расцвела на почве час­тной собственности – это исторически достоверный факт. Но с развитием частной собственности и разделением труда труд утрачивает характер выраже­ния творческих сил, он все больше становится трудом отчужденным. Для Марк­са понятие отчужденного труда базируется на разнице между сущностью и су­ществованием, на том факте, что человеческое существование в условиях частной собственности удалено (отчуждено) от его сущности, что человек в дей­ствительности представляет собой совсем не то, что он есть в потенции, или, иначе говоря, что он есть не то, чем он должен стать и чем может стать.

Что происходит с человеком в процессе отчуждения труда (труда по принуждению, подневольного по своей сути)?

Во-первых , отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обедненным и опустошенным.

Во-вторых , отчуждение условий труда от самого труда, когда человеку про­тивостоят в отчужденной форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда.

В-третьих , отчуждение результатов труда. Чем больше человек произво­дит вещей, тем больше мир предметов, ему не принадлежащих.

В-четвертых , отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

В-пятых , отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответ­ствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причи­ной отклоняющегося поведения.

В обобщенной форме можно сделать такое заключение. Отчуждение ве­дет к переоценке всех ценностей. Если человек считает высшей целью доход, труд, экологию и прочее, он упускает из виду подлинно моральные ценности: богатство чистой совести, добродетели. В состоянии отчуждения каждая сфеpa жизни не связана с другими (экономика с моралью и т. д.). И это специфи­ческая особенность царства отчуждения, где каждый вращается в кругу своей собственной отчужденности и никого не трогает отчужденность других людей (чужая боль).

А если это так, то человек должен построить другое общество, по Марксу, это социализм, где основной целью станет свобода человека. Царство свобо­ды, по Марксу, начинается лишь тогда, когда прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутрен­ней природой человек – таков идеал философии человека и будущего общества, который Маркс называет «законченным гуманизмом», где индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения, разделения труда и частной собственности и тем самым становится человеком, «выдавливающим из себя раба», человеком развивающимся.

Маркс хорошо понимал, что человек – высшее существо, не сомневался ни в коей мере в необходимости ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным и порабощенным. При этом главный смысл со­здания общества реального гуманизма, по Марксу, как вершины человечес­кой цивилизации заключается во всестороннем развитии человеческих сил, в развитии личности каждого как условия свободного развития всех.

Выводы:

Во-первых , философия марксизма впервые формулирует новую концеп­цию природы, сущности человека.

Во-вторых , исходя из данной концепции, философия марксизма доказы­вает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и не­свободы людей.

В-третьих , философия марксизма доказала, что независимость и свобо­да основываются на акте самореализации, саморазвитии человека.

Контрольные задания:

I. Какой из законов материалистической диалектики, по утверждению Мар­кса и Энгельса, характеризует источник развития?

а) Закон единства и борьбы противоположностей;

б) Закон отрицания отрицания;

в) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

II. Что выражает понятие «надстройка» в философии марксизма?

а) Совокупность производственных отношений;

б) Систему идеологических отношений и институтов;

в) Основополагающие принципы научного познания;

г) Цель научного познания.

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии Марксизма образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "раннего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

Основные тезисы марксизма

  1. в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;
  2. Марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата;
  3. как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности;
  4. отсюда центр Философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;
  5. это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни;
  6. наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Основной принцип: антагонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономической формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с экономикой. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание.

  • Общественное бытие - материальное отношение людей к окружающему миру, прежде всего к природе, в процессе производства материальных благ, и те отношения, в которые вступают люди между собой в процессе производства.
  • Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
  • Бытие определяет сознание, обратное вообще говоря неверно.

Марксизм - это знания, которые внесли в науку К.Маркс и Ф.Энгельс. Важнейшими достижениями марксизма являются открытие формационного развития общества и создание теории прибавочной стоимости. В СССР иногда к марксизму причисляли знания, добавленные В.И.Лениным. Тогда говорили: марксизм - ленинизм.

В СССР марксизм не подлежал критике, хотя некоторые недоработки в нем уже тогда были очевидны. Самым уязвимым местом, пожалуй, был прогноз развития истории, приведенный в Коммунистическом Манифесте. Там утверждалось, что с развитием капитализма пролетариат будет нищать как относительно, так и абсолютно. Пролетариат объявлялся могильщиком буржуазии. Утверждалось, что капитализм достиг конца своего естественного развития. Реальный ход истории не подтвердил такого прогноза. Правда, капитализм не изжил своих пороков: безработицы и циклического развития экономики. Но пролетарии не нищают абсолютно, в развитых странах они достаточно мирно уживаются с буржуазией, а капитализм прогрессирует как в области производства, так и в социальном направлении, используя существенные налоги на социальные программы. Безусловно, марксизм остается теми знаниями, без которых невозможно сколько-нибудь правильно оценивать реальные ситуации в социологии и экономике. Например, только марксизм позволяет дать четкое понимание природы циклического развития капиталистической экономики. Поэтому наука заинтересована в корректировке этих знаний с учетом реального хода истории. Можно только приветствовать научную критику марксизма, так как она поможет такой корректировке. В свете сказанного представляет известный интерес книга С.Кара-Мурзы "Маркс против русской революции", в которой содержится критика отдельных положений марксизма. Высшая школа обществознания не дает её изложения, так как она вышла большим, по современным нашим понятиям, тиражом, а в виде лекции разбирает её основное содержание, комментируя его с позиции системного подхода к анализу истории.

Марксизм представляет собой философское, политическое и экономическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом с целью преобразования общества и его перехода на более высокую ступень своего развития. Марксизм - это не просто идеология или своеобразный взгляд на мир, это целая научно обоснованная доктрина, которая объясняет развитие общества и возможность перехода на новую модель общественных отношений - коммунизм. Популярность этого учения на сегодняшний день очень незначительна, но его последователи фактически предопределили историю всего ХХ века. Марксизм кратко будет описан в данной статье.

Карл Маркс как основатель учения

Автором теории, которую последователи назовут марксизмом, был немецкий журналист, экономист и философ Карл Генрих Маркс. Общественный деятель родился в городе Трире в 1818 году, обладал блистательными способностями к наукам, и в 1841 году окончил Берлинский университет, так сказать, экстерном. В возрасте 23 лет защитил докторскую диссертацию по античной философии. Увлекался учением классика немецкой философии Г. Гегеля, который был идеалистом. Со временем Маркс занял материалистические позиции, но позаимствовал у Гегеля философский метод диалектики. Таким образом появилась теория марксизма, положения которой изначально были прописаны в "Манифесте Коммунистической партии" (1848 год). Перу этого гениального мыслителя и общественного деятеля принадлежат следующие работы: "Капитал", "Немецкая идеология", "Критика Готской программы", "Экономическо-философские рукописи". Умер Карл Маркс 14 марта 1883 года в Лондоне.

Источники марксизма

Марксизм - это целостная система взглядов на все социальные процессы. Но эту систему можно условно разделить и определить ее основные составные части, а также источники. Известный русский революционер-марксист В. И. Ленин в одной из своих работ выделил три источника, на которых основываются идеи марксизма.

Английская политическая экономия

Учение Маркса - это прежде всего учение об экономической теории. Поэтому источником этого учения являются предшествующие марксизму экономические представления, среди которых английская политическая экономия. Адам Смит и Давид Рикард положили начало современной политической экономии, создав трудовую теорию стоимости. Труды английских экономистов К. Маркс брал за основу своей теории.

Немецкая классическая философия

В идеалистической диалектике Георга Гегеля, Маркс видел основу своего философского мышления. Но после прочтения трудов Людвига Фейербаха философ начинает понимать, что идеалистическая позиция очень шаткая и даже не верна. Маркс разрабатывает новый метод, комбинируя философию материализма и диалектику. Как он сам заявлял «Мы поставили диалектику Гегеля с головы на ноги…».

Утопическая социалистическая мысль

Еще задолго до появления марксизма в Европе существовало множество утопических учений. Их представители пытались найти выход из сложившейся ситуации тотальной общественной несправедливости. Среди более известных социалистов-утопистов можно выделить Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри Сент-Симона и других. Карл Маркс критически проанализировал их произведения и вывел социалистическую мысль из стадии утопической в стадию научную.

Таким образом, всесторонность теории дала ей колоссальную популярность. Развитие марксизма обуславливалось широким рабочим движением в годы зарождения политической идеологии.

Основные постулаты теории Карла Маркса

В марксизме практически невозможно выделить идею, которую можно было бы считать основной. Марксизм - многогранное, четко выстроенное учение.

Диалектический материализм

Все учение марксизма строится на философской позиции материализма, главное положение которой состоит в утверждении, что материя по отношению к сознанию является первичной. Сознание - это всего лишь свойство организованной материи отражать реальность. Но сознание как таковое материей не является, оно только ее отражает, а также изменяет.

Материалистическая диалектика рассматривает окружающий нас мир как целое, где абсолютно все явления и объекты взаимосвязаны. Все в этом мире постоянно находится в непрерывном движении и изменении, рождении и гибели.

Теория марксизма понимает под диалектикой общие закономерности и развитие природы, человеческого мышления и общества.

Фундаментальными для философии марксизма (диалектического материализма) являются три диалектических закона: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

Материалистическое понимание истории

Марксизм рассматривает человека не как что-то отдельное, а как общественное существо, как продукт общественных отношений и связей. Все виды человеческой деятельности творят человека лишь постольку, поскольку он сам их творит.

Принципы исторического материализма следующие:

  • первичность материальной жизни над жизнью культурной;
  • основополагающими в любом обществе выступают именно производственные отношения;
  • вся история человеческого общества есть история борьбы классов (то есть одних социальных групп с другими);
  • признание того, что история является постоянно движущимся процессом смены общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

В каждой общественно-экономической формации присутствует класс угнетателей и класс угнетенных. Определяются эти антагонистические классы по их отношению к средствам производства (земле - при феодализме, заводам и фабриками - при капитализме). При капиталистической формации существует класс буржуазии и класс наемных рабочих (пролетариат). Классы находятся в постоянной борьбе, и, как предполагал Маркс, пролетариат должен свергнуть эксплуататоров и установить свою диктатуру. В результате должно возникнуть новое справедливое общество и следующая общественная формация - коммунизм. Следует отметить, что марксизм - это не всегда коммунизм, многие используют это учение не в политических, а в научных целях.

Политэкономия марксизма

Политическая экономия марксизма изучает исторические, сменяющие друг друга способы общественного производства, или систему производственных отношений. Все идеи марксизма, и политэкономия не исключение, строятся на диалектическом понимании природы общества.

Центральной темой критики К. Маркса в области экономики была тема капиталистического способа производства. Этому понятию и его исследованию Маркс посвятил свой главный труд - «Капитал». В произведении он раскрыл основные законы существования современного общества и раскритиковал их как негуманные и эксплуатационные. Оспорить это положение Маркса довольно трудно по сей день. Многие люди вынуждены работать изо дня в день, чтобы не умереть с голоду, тогда как другие живут с этой работы, а сами практически не трудятся.

Мы рассмотрели марксизм кратко, и многие его положения остались без внимания. Но уже довольно ясно, что это не только не пустое и утопическое учение, а целый научный метод решения многих общественных противоречий. Марксизм - это не догматика советских учебников, это живая, динамически развивающаяся мысль. На Западе и в России множество интеллектуалов придерживаются учения Карла Маркса и его многочисленных преемников.

Основатели марксизма стали одиозными и политизированными фигурами, героями памфлетов и карикатур. Поэтому стоит вспомнить, что же они думали на самом деле, а не что им приписывают. Попробуем кратко описать основные идеи марксизма. Тем более что источников достаточно. Это зародилось не на пустом месте. На него повлияли теории Гегеля и Фейербаха, а также других представителей немецкой классической школы мышления.

Марксизм: основные идеи и концепции

Прежде всего, одной из главных теорий марксизма является признание существования общественного прогресса. его называется экономика. Основной характеристикой человека как существа признается наличие труда, практики. Последняя направлена на преобразование природы и общества. По сути, практика является основой истории, а также ее смыслом. Поскольку основные идеи марксизма состояли в распространении материализма на общественную жизнь, то и понимание истории в нем было соответствующим. Первичной в социуме является практика, она же выступает и в роли критерия правильности любой теории.

Основные идеи марксизма и материализм в истории

Не концепции и теории являются источником жизни. Они только отражают ее, иногда верно, а иногда и искаженно. Совокупность их называется идеологией, которая может как помогать так и тормозить его. Причиной процессов, происходящих в социуме, являются люди. Они вступают между собой в контакты, чтобы удовлетворить свои потребности. А поскольку первичными являются желания материальные: есть, спать и так далее - а потом уже философствовать, то основными отношениями между людьми считаются трудовые, производственные. Поэтому при изучении истории необходимо обращать внимание на основу общественной жизни. А это уровень способа производства, базис всего социума. являются основой любого государства. Им соответствует определенный уровень юридических, политических связей, а также состояния общественного сознания. Это Маркс назвал надстройкой. Все вместе представляет собой общественно-экономическую формацию, которая изменяется при переходе на новый способ производства. Он часто осуществляется революционным путем, если существует острый конфликт между группами людей, которые разнятся между собой по отношению к собственности, то есть классами.

Основные идеи марксизма и проблема человека

Есть причина, которая становится главным фактором в политической борьбе. Это частная собственность. Она порождает не только несправедливость в обществе, но и отчуждение между людьми. Существует несколько форм этого явления. Отчуждение может быть от продуктов производства, от самого труда, и, наконец, друг от друга. Необходимость (по сути, принуждение) работать приводит к увеличению желания иметь (обладать). Единственный выход, который видел Маркс из этого положения - эмансипация человека, создание таких условий, когда он мог бы работать не из потребности, а в удовольствие. Тогда люди из существ, стремящихся обладать, превратятся в настоящих гуманистов. Но философ полагал, что этот выход коренится в политическом решении вопроса: уничтожении частной собственности путем революции пролетариата и наступлении коммунизма. Правда, следует сказать, что Маркс и Энгельс при их четком и систематизированном анализе современной им экономики и социальных отношений очень туманно видели такого общества. Они, скорее, выдвигали его в качестве идеала. Практическую теорию революции и коммунизма породил уже марксизм. Основные идеи, кратко проанализированные в данной статье, были унаследованы многими политическими и философскими течениями и использованы как во благо человечеству, так и во вред ему. Но это уже совсем другая история.



gastroguru © 2017