Синдром Аспергера у детей — симптомы и лечение. Проявления синдрома Аспергера у взрослых людей

Социальные взаимоотношения: Чтобы обнаружить ключевые проявления симптома Аспергера, понаблюдайте за поведением ребенка.

  • Синдром Аспергера может проявляться в том, что ваш ребенок инициирует общение, но испытывает трудности в поддержке процесса коммуникации. Например, посредине игры с другим малышом ваш сын или дочь может встать и выйти из комнаты.
  • Дети с синдромом Аспергера предпочитают играть в одиночестве, и приближение другого ребенка может расстроить их. Они настроены на контакты только тогда, когда желание пообщаться исходит от них самих (например, привлекает какая-то игрушка или хочется обсудить что-то).
  • Следует насторожиться, если у ребенка плохая культура общения с другими людьми. Например, они могут перебить посредине фразы или избегают смотреть в глаза. Еще одним симптомом Аспергера может стать ограниченное использование мимики, жестов, пантомимики (поза) и других физических проявлений эмоций.
  • Воображение детей с Аспергером развивается в особенном ключе. Например, они могут не любить коллективные игры и даже противятся восприятию их правил. Они могут предпочитать игры с четко установленным алгоритмом действий, например, повторять много раз любимую сказку или телешоу. Они также могут любить миры собственных грез, но почти всегда противятся играть социальные роли. Такой ребенок может предпочитать "собственный фантазийный мир" играм со сверстниками. Даже играя с друзьями, они нередко стараются навязать собственные игры.
  • Ребенок с Аспергером часто затрудняется в распознании и понимании эмоций других людей. Например, дитя с синдромом Аспергера не может понять желание других побыть наедине. Пренебрежение чувствами других может казаться равнодушием, но это не сознательное проявление воли ребенка, а нечто, с чем он пока не может справиться.

Посмотрите, с кем предпочитает играть ребенок. Если он всегда стремится быть со взрослыми, а не со сверстниками, это может свидетельствовать о синдроме Аспергера.

Обратите внимание, если ребенок разговаривает ровным, монотонным голосом. Это один из явных признаков синдрома Аспергера. В некоторых случаях вся речь может казаться странной или на повышенном тоне. Аспергер также может ухудшать акцентирование слов и общую ритмику речи.

  • Будьте бдительны в период освоения речи, когда ребенок начинает соединять слова (в большинстве случаев этот процесс начинается с двухлетнего возраста).

    • Обратите внимание, что в некоторых случаях ребенок с синдромом Аспергера обладает отличными навыками речи и очень общительный. Например, он может легко назвать все предметы в комнате. В этом случае нужно насторожиться, если речь звучит чересчур формально, или если создается впечатление, что ребенок скорее перечисляет факты, а не старается передать мысли и эмоции. Также нужно быть внимательным, если общительный ребенок испытывает затруднения речи в определенных случаях, например, в новой обстановке или вне семьи. Не относите это только к стеснительности, полагаясь на то, что с близкими родственниками ребенок общается нормально.
  • Синдром Аспергера представляет собой обособленную форму аутизма.

    Обычно признаки заболевания появляются у ребенка после 5 лет, однако несведущий человек может перепутать их с симптомами других расстройств.

    Важно понимать, что синдром Аспергера характеризуется ограничением взаимодействия с социумом и изменением поведенческих алгоритмов.

    При этом проблем с речью или отставания в интеллектуальном развитии не наблюдается. Если ребенок ведет себя странно, следует показать его педиатру. Синдром Аспергера у детей, симптомы которого описаны ниже, требует обязательного лечения.

    Все симптомы заболевания у детей можно разделить на три группы:

    • коммуникативно-социальные проблемы;
    • недостаточная эмоциональность, слабо развитое воображение и творческое мышление;
    • проблемы с пространственным и чувственным восприятием мира.

    Обнаружить симптомы синдрома можно даже у маленького ребенка. Главное — внимательно следить за его поведением.

    Если яркий свет, сильные запахи и громкие звуки пугают малыша, следует показать его педиатру. Повышенная чувствительность может свидетельствовать не только о синдроме Аспергера, но и о других неврологических расстройствах.

    С возрастом дети перестают бурно реагировать на раздражители, однако нестандартное восприятие окружающего мира остается. Вкусное блюдо ребенку с синдромом Аспергера может показаться дурно пахнущим, а гладкий на ощупь предмет — колючим и шершавым.

    Взрослых и детей, страдающих синдромом Аспергера, можно опознать по физической неловкости и неуклюжей походке.

    Данное заболевание характеризуется рассеянностью и погруженностью в себя. Из-за этого ребенок оступается на лестницах, роняет предметы, спотыкается о мебель и т. д. Тем не менее при необходимости он может сосредоточиться и вполне сносно управлять собственным телом.

    Симптомы заболевания

    Обычно симптомы синдрома не проявляются, пока ребенку не исполнится пять-шесть лет.

    В первые годы своей жизни малыш развивается абсолютно нормально: он рано начинает говорить, с легкостью запоминает новые слова (в т. ч. иностранные), учится считать и писать.

    Однако когда наступает время отдавать ребенка в подготовительный класс или школу, появляются первые проблемы.

    Обычно признаки коммуникативной дисфункции замечает учитель или воспитатель, обязанность которого — наблюдать за детьми и обучать их.

    Признаки социальной неприспособленности проявляются следующим образом:

    • Ребенок стесняется своей неуклюжести и отказывается от активных игр с другими детьми.
    • Веселые мультики вызывают у малыша раздражение: громкие песни и непонятные для него шутки выводят его из себя.
    • Шумным компаниям ребенок предпочитает одиночество.
    • Малыш неохотно знакомится с незнакомыми людьми и может заплакать, увидев в доме постороннего человека.
    • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к родителям и месту, в котором они провели первые годы своей жизни. Необходимость сменить обстановку (например, переехать на другую квартиру) вселяет в ребенка самый настоящий ужас.
    • У малыша появляется спокойное хобби, которому он посвящает все свободное время.

    Также распознать синдром Аспергера можно по ряду других симптомов, в частности по:

    • отсутствию у ребенка друзей;
    • нежеланию общаться со взрослыми и сверстниками;
    • погруженности в свой внутренний мир;
    • длительному повторению одних и тех же действий;
    • эмоциональной холодности;
    • неумению понимать чувства людей и прогнозировать их поступки;
    • однотипности мышления;
    • хорошо развитой механической памяти («зубрить» у ребенка получается хорошо, а вот осмысливать информацию — не очень);
    • неумению разделять свои увлечения, интересы и достижения с окружающими людьми;
    • отсутствию способностей к абстрактному мышлению;
    • появлению психологических проблем, связанных с изменением режима или графика;
    • дословному пониманию любых идиоматических выражений;
    • плохой зрительной памяти;
    • ограниченности интересов;
    • привычке концентрироваться на незначительных вещах, мелочах;
    • неумению фантазировать и ярко выражать свои эмоции (исключение — гнев и озабоченность чем-либо);
    • частому повторению одних и тех же фраз или слов;
    • неуклюжести движений;
    • привычке заканчивать начатое во что бы то ни стало (вплоть до одержимости);
    • чтению без понимания значения слов (ребенок читает быстро, но испытывает сложности при пересказе текста);
    • мелкой дрожи (тремору) рук;
    • неспособности адекватно воспринимать потерю чего-либо (любимого хобби или игрушки) и критику.

    О методах лечения синдрома Туретта и диагностике осложнений вы найдете информацию .

    Диагностика и лечение

    На сегодняшний день не существует тестов, способных однозначно диагностировать синдром Аспергера. Поэтому при появлении любых подозрительных симптомов следует отвести ребенка к психиатру.

    Если малыш бурно реагирует на внешние раздражители, специалист понаблюдает за поведением пациента, проведет тест на звуковое восприятие и светочувствительность.

    Также диагностика синдрома предполагает проведение других нейропсихологических и медицинских тестов, позволяющих отличить заболевание от иных психических расстройств.

    В частности, детям предлагаются опросники, предназначенные для оценки уровня интеллекта, творческого воображения и сенсорной чувствительности.

    Что касается лечения синдрома, то тут тоже все не слишком благополучно: конкретной схемы лечения, способной привести к полному выздоровлению ребенка, не существует. Задача медиков заключается в том, чтобы улучшить социально-коммуникативные навыки ребенка, т. е. научить его общаться со взрослыми и остальными детьми.

    Достичь хороших результатов позволяют такие способы лечения, как медикаментозная терапия и психологическая коррекция поведения.

    Последняя особенно важна, так как она помогает ребенку стать полноценной частью общества и прививает ему необходимые для этого социальные навыки.

    Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится с помощью психотропных препаратов, стимуляторов, нейролептиков и других лекарственных средств. Самостоятельное применение таких медикаментов противопоказано! Решение о назначении препарата принимает психиатр, отталкиваясь от результатов проведенной диагностики.

    У многих детей с синдромом Аспергера наблюдается СДВ — синдром дефицита внимания. Данная патология характеризуется появлением страха, тревоги, депрессии и других проблем с психическим здоровьем. Такие дети особенно нуждаются в родительской ласке и любви. Чем внимательнее мама с папой относятся к ребенку, тем более защищенным он себя чувствует и тем скорее выздоравливает.

    При воспитании детей с болезнью Аспергера следует соблюдать несколько правил:

    • вести себя с ребенком, как с абсолютно здоровым и взрослым человеком (жалость, раздражительность и желание ускорить процесс выздоровления лишь усугубят ситуацию);
    • ограничивать одержимость ребенка его любимым хобби (малыш должен знать, какое время отведено для игр, и строго придерживаться заданного распорядка дня);
    • разговаривать простым и доступным языком, отказаться от использования сложных речевых оборотов;
    • во время общения использовать точные и понятные слова, избегать двусмысленных и неопределенных фраз;
    • хвалить и поощрять ребенка за достижения в любых сферах, будь то учеба, спорт или общение с другими людьми;
    • доходчиво объяснять малышу, как он должен вести себя в общественных местах и в гостях у других людей;
    • не угрожать наказанием и не давать обещаний, которые не можете выполнить (дети с синдромом Аспергера воспринимают все буквально).

    Успех лечения синдрома во многом зависит от поведения родителей. Если последние ведут себя спокойно и уверенно, их настроение передается ребенку, и процесс выздоровления идет быстрее. Некоторые родители впадают в отчаяние из-за того, что их чадо не похоже на остальных детей, и тем самым вредят своему отпрыску.

    Важно помнить о том, что синдром Аспергера — не приговор, и многие известные люди страдают данным заболеванием.

    «Необычные» дети обладают хорошо развитым логическим мышлением, способностью концентрироваться на поставленной цели и идти, что называется, до конца.

    Поэтому ребенок с синдромом Аспергера может добиться гораздо большего, чем его абсолютно здоровые сверстники.

    Важно понимать, что пускать на самотек заболевание нельзя. Отсутствие лечения в детском возрасте приводит к тому, что ребенок взрослеет, а вместе с ним «взрослеет» его болезнь.

    В этом случае человек может испытывать трудности с поиском своего места и предназначения в жизни, страдать от фобий, навязчивых состояний и сильнейших депрессий. Поэтому при появлении у ребенка любых необычных симптомов следует незамедлительно обращаться к врачу.

    Видео на тему

    В современной психотерапии синдром Аспергера (Аспи) считается одним из самых любопытных и неизученных состояний человеческой психики. Часто говорят про синдром Аспергера, что это такое проявление аутизма. Действительно, данное расстройство относится к аутическому спектру.

    Но, в отличие от аутизма, патология Аспи не сопровождается умственным расстройством (при аутизме такие отклонения наблюдаются в 90% случаев). Современные медики склоняются к мнению, что синдром Аспергера – это не заболевание, а своеобразная особенность мозговой функции. Чаще она развивается у мужчин (85% случаев).

    Люди с синдромом Аспергера не могут чувствовать эмоции окружающих

    Расстройство обязано своим названием австрийскому специалисту по психиатрии Хансу Аспергеру. Ученый много времени посвятил изучению и наблюдению за детьми возраста 6-18 лет, страдающих от данного расстройства. Сам психиатр называл такое состояние «аутистической психопатией». По статистике от Аспи страдают 4-5 % населения земного шара.

    При синдроме Аспергера не наблюдается нарушений интеллекта. Даже, наоборот, интеллектуальные способности детей намного превышают усредненные показатели у сверстников.

    Если суметь заинтересовать ребенка с Аспи подходящей деятельностью, он добьется прекрасных успехов и может даже пополнить ряды гениев. Такой синдром наблюдался у:

    • Дэна Экройда (талантливого комического актера);
    • Стивена Спилберга (гениального кинорежиссера);
    • Мэри Тэмпл Грандины (женщина-профессор животноводства, биолог);
    • Верноны Смит (обладательница Нобелевской премии в сфере экономики);
    • Боба Дилана (киноактер, писатель, поэт, исполнитель собственных песен).

    Некоторые исследователи, изучая биографии выдающихся индивидуумов, сделали вывод, что Ньютон, Ван Гог, Сократ, Эйнштейн, Кэрол Льюис также относились к асперам.

    Суть патологии

    Болезнь Аспергера – врожденное расстройство, характеризующееся специфичными проблемами в социальном отношении с окружающими личностями. Люди с Аспи не умеют сопереживать . Проще говоря, в сознании асперов место, где формируется предположение о мыслях и чувствах окружающих, закрыто «белым непроницаемым пятном».

    Больные синдромом Аспергера не понимают эмоции, для них подобные проявления чувств – побочный и ненужный продукт мышления. У таких личностей все предельно просто: нужно стремиться к получению приятного, а неприятного следует избегать.

    Но жизнь безжалостно вносит в это восприятие свои коррективы, и жизнь асперов приобретает мучительную тревожность. Такие люди имеют огромные коммуникативные проблемы (не способны устанавливать, развивать и поддерживать дружеские взаимоотношения).


    Сильные стороны людей с синдромом Аспергера

    Суть патологии сводится к ярким проявлениям дефицита взаимоотношений, проблемах нормальной адаптации и восприятия окружающей действительности. Такой синдром проявляется резким ограничением принятия социума. Болезнь Аспергера относят к «скрытым» расстройствам. По внешнему виду человека определить проблему практически невозможно.

    Как определить синдром Аспергера

    Современные светила психиатрии описывают расстройство, рассматривая их через триаду основных признаков:

    Трудности социально-коммуникативного плана

    Людям с Аспи очень сложно выражать и проявлять себя, как индивидуума в социально-эмоциональном плане. Чтобы понять, что такое синдром Аспергера простыми словами, познакомьтесь с самыми распространенными проявлениями таких больных. Они:

    • не понимают жесты, тон голоса, мимику собеседников;
    • не могут определить, когда начинать и заканчивать общение/разговор;
    • не способны определить, какая тема под разговор подходящая и интересная;
    • применяют чересчур сложные словосочетания, но не полностью осознают их значение;
    • слишком «буквальны», с трудом воспринимают шутки, им недоступен сарказм и сложные метафоры.

    Трудности восприятия мира (пространственное и чувственное)

    Асперы стремятся быть общительными, завязать какие-то социальные отношения, но, сталкиваясь с непониманием поведения окружающих, становятся замкнутыми. Им присущи следующие черты:

    • непонимание «личного пространства»;
    • холодность в отношениях любого плана;
    • некорректность в поведении и разговоре;
    • безразличие, отчуждение, отстраненность от окружающих;
    • неспособность придерживаться принятой дистанции и приличий.

    Неспособность к социальному воображению (дефицит эмоций)

    Больные синдромом Аспергера могут похвастаться развитым воображением. Но они не умеют «подключать» его к обыденности. Для них проще прислушаться и подчиниться правилам логики. Асперам свойственно:

    • абсолютно не осознавать точку зрения окружающих;
    • затрудняться в предугадывании каких-либо будущих событий;
    • больше заниматься логическими действиями без участия творческих посылов;
    • не воспринимать эмоциональный фон, который толкает людей на определенные поступки;
    • непонимание, что хочет рассказать собеседник, если тот использует в общении мимику и жесты.

    Иные признаки, характеризующие синдром Аспергера

    Помимо трех основных разрядов, свойственных людям с Аспи, о присутствии патологии свидетельствуют и иные признаки. Они в той или иной степени наблюдаются у каждого такого человека:

    Создание определенного порядка . Когда аспер сталкивается с непонятным, запутанным миром, он на подсознательном уровне пытается привести окружение в свойственный именно ему порядок. Помогают в этом создание шаблонных правил. Если заведенный порядок что-то либо кто-то нарушает, люди с Аспи приходят в ярко-выраженное беспокойство .

    Например, изменение времени работы, задержка поезда, автобуса. Асперы предпочитают ходить в магазин или на службу только по одному маршруту, если что-то меняется, это приводит их в сильное расстройство.


    Проблемные стороны личности с синдромом Аспергера

    Особенные увлечения . Люди с синдромом Аспергера чаще увлекаются собиранием или коллекционированием. Эти личности с увлечением будут находить информацию, изучать все, что касается их любимого хобби.

    Асперы отличаются исключительными, очень глубокими и обширными знаниями в том, что их по-настоящему увлекает и интересует.

    Трудности с сенсорикой . Сенсорные затруднения у асперов проявляются в каком-либо виде ощущений. Может страдать:

    • вкус;
    • слух;
    • зрение;
    • осязание;
    • обоняние.

    Одно из этих чувств либо слабочувствительно (неразвито), либо сверхчувствительно. Больных могут раздражать неспецифичное освещение, громкие звуки, сильный аромат, определенные поверхности. Чтобы снять возникающий стресс больные с синдромом Аспергера, могут кружиться или равномерно раскачиваться на одном месте долгое время .

    Повышенная сенсорная восприимчивость создает трудности таким личностям и в восприятии собственного тела. Некоторым асперам очень проблематично переходить из комнаты в другое помещение, обходить препятствия. Вызывают трудности и действия, требующие мелкую моторику (завязывание шнурков, застегивание пуговиц).

    Признаки синдрома Аспергера у детей

    Отличительные симптомы синдрома Аспергера у детей начинают выявляться после 4-5 лет. Еще в детском садике такие личности заметно отличаются от сверстников. Детки с Аспи часто становятся изгоями в детсадовском социуме. Неумение дружить и заводить приятельские отношения «выталкивают» таких деток на обочину шумной детской жизни.


    Дети с синдромом Аспергера становятся изгоями среди сверстников

    Маленькие изгои ничего не имеют против, они охотно обживаются в собственном мире. Их трудно понять, ведь бедная мимика и скупые эмоции не проявляют внутреннее состояние ребенка. Малыши асперы склонны проявлять однотипность в поведении и проявлении своих чувств. Такие дети:

    1. Раздражаются от громкой музыки и песен.
    2. Не желают участвовать в шумных коллективных играх.
    3. Сильно привязаны к родным и привычной домашней обстановке.
    4. Остро реагируют (вплоть до истерики) на появление незнакомых людей.
    5. Не любят забавных, смешных мультфильмов из-за неспособности оценить шутки.

    Дети с синдромом Аспергера больше любят заниматься конструктором, складывать пазлы, увлекаются тихими логическими системными играми.

    Внимание мамам . Хоть явные признаки синдрома Аспергера проявляются в возрасте детсада, стоит обратить внимание на несвойственную симптоматику, видную и в более раннем возрасте. Тревожными сигналами могут стать следующие признаки:

    • внезапные слезы, вызываемые звуками, светом, запахом;
    • неуклюжая походка по сравнению с другими сверстниками, отмечается некая шаткость, валкость, неловкость;
    • неприятные ощущения от гладких предметов, малыш объясняет, что они колючие, шершавые и неприятные.

    Эти ранние признаки не говорят о наличии расстройства Аспергера, но должны стать причиной дополнительной консультации с неврологом.

    Взрослея, дети с синдромом Аспергера проявляют некое высокомерие, даже заносчивость, отличаются равнодушием к окружающим людям . Но это всего лишь защитная реакция, попытка спрятаться и защитить себя от хаотичного, неприятного мира.

    Эмоции, наглухо загнанные и спрятанные внутри, порождают высокий уровень тревожности, которая требует разрядки и выхода. Проявляется это приступами агрессии и многими соматическими проявлениями:

    • температура;
    • скачки давления;
    • проблемы с ЖКТ;
    • спазмы пищевода;
    • сердечно-сосудистые заболевания.

    Своевременная диагностика (при работе с детьми психологи прибегают к специфичному тестированию пациентов) и диагностировании синдрома Аспергера на ранней стадии, позволяют провести грамотную коррекцию и значительно улучшить восприятие реальности у таких малышей.

    Признаки расстройства у взрослых

    Если в раннем возрасте не выявить патологию и не провести необходимую психологическую коррекцию, заболевание провоцирует появление стойкой, острой социальной самоизоляции. Симптомы синдрома Аспергера у взрослых выражаются следующим образом:

    1. Асперы совершенно не понимают, что такое юмор.
    2. Больные не способны понять, где ложь, а где правда.
    3. Отсутствуют друзья и приятели. Аспер не может найти одни интересы с окружающими.
    4. Возникают проблемы в личной жизни. Человек не умеет поддерживать близкие отношения.

    Люди с Аспи не способны занимать руководящие должности, где ценится умение управлять и организовывать подчиненных. Даже досконально владея информацией о родной фирме, прекрасно ориентируясь в расчетах и бухгалтерии, такие личности предпочитают заниматься рутинными, однообразными обязанностями . Карьера их не волнует совершенно.


    Людей с синдромом Аспергера не волнуют вопросы карьеры

    Больных синдромом Аспергера не особо любят коллеги из-за странности в поведении и кажущейся невежливости. Ведь асперы:

    • не понимают, что чувствует собеседник;
    • говорить все в глаза, что надо и не надо;
    • делают нетактичные публичные замечания;
    • не видят смысла поддерживать принятый офисом этикет;
    • не думают о том, чтобы произвести приятное впечатление;
    • могут оборвать беседу и уйти из-за внезапно нахлынувших собственных мыслей.

    Становясь старше, асперы развивают у себя повышенную подозрительность, доходящую до фобии. Из-за этого такие личности считаются окружающими бестактными, наглыми и мелочными неприятными занудами.

    Причины развития синдрома

    Точного виновника, который запускает механизм развития расстройства Аспергера, врачи не установили. Провоцирующие факторы патологии являются предметом шумных споров, дискуссий психиатров. Большинство ученых склоняются к мнению, что ведущими факторами, провоцирующими заболевание, становятся:

    • внутриутробная инфекция;
    • мозговые травмы при родах;
    • черепно-мозговые травмы;
    • наследственный фактор (генетический);
    • интоксикация развивающегося плода при беременности;
    • токсическое воздействие на плод в I триместре (курение, наркотики, алкоголь);
    • врожденный гормональный дисбаланс (превышение тестостерона, нестабильный уровень кортизола);
    • материнская аутоиммунная реакция организма (это провоцирует аномалию развития мозга у ребенка);
    • последствия неудачно проведенной вакцинации (повышенное содержание ртути, консервантов), создающих непосильную нагрузку на детский иммунитет.

    Более точно выявить причину патологии помогает расширенное компьютерное диагностирование и специфичные медико-психологическое тестирование.

    Опасен ли синдром

    Расстройство Аспергера не несет угрозы здоровью. Если выявить патологию в раннем возрасте, с помощью психологов такого ребенка можно адаптировать и помочь безболезненно влиться в окружающий социум. Заболевание способно принести вред взрослым людям по причине антисоциализации, а именно:

    1. Мешает найти человеку собственное место и предназначение.
    2. Вызывает тяжелые депрессии из-за одиночества и постоянных тревог.
    3. Может спровоцировать развитие страхов и фобий. Такие расстройства отличаются устойчивостью и с трудом поддаются коррекции.

    Лечение синдрома Аспергера

    Основная задача родителей – стараться прививать малышу социально-коммуникативные навыки . Учить приспосабливаться и принимать переменчивость обыденной жизни.

    Главные методы терапии синдрома Аспергера сводятся к психологическим тренингам, курсам, направленным на повышение адаптационных качеств у людей к социуму. Лечение проходит под постоянным наблюдением психиатра.

    Помимо психологического лечения, больным назначается медикаментозный курс, состоящий из седативных препаратов. В некоторых случаях уместен прием антидепрессантов. Полностью избавиться от такой проблемы невозможно. Но при грамотной терапии человека с Аспи можно адаптировать, скорректировав его восприятие реальности.

    Тогда человек с синдромом Аспергера будет и самостоятельно стремиться преодолеть трудности в общении, стараясь работать с социальными проблемами самостоятельно.

    Синдром Аспергера у детей - расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена; характеризуется тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, что и типичный детский аутизм, на фоне нормального когнитивного развития и речи.

    Синдром Аспергера у детей является одной из форм отклонения в развитии - расстройства нервной системы по типу аутизма, которое проявляется в психоэмоциональных особенностях поведения ребенка при взаимодействии и коммуникации с другими людьми – родителями, сверстниками, педагогами, воспитателями и др.

    Синонимы: аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста.

    Код по МКБ-10

    F84.5 Синдром Аспергера.

    Код по МКБ-10

    F84.5 Синдром Аспергера

    Причины и патогенез синдрома Аспергера

    На сегодняшний день причины синдрома Аспергера у детей доподлинно науке не известны, и ученые продолжают исследования возможных факторов, которые могут быть причастны к развитию данного синдрома. К таким факторам, в первую очередь, относят генные мутации и тератогенное воздействие экзогенного (внешнего) характера, а также негативное экологическое влияние на процесс формирования зародыша и развития эмбриона во время беременности.

    Согласно определителю психических расстройств Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, принятому Американской психиатрической ассоциацией (APA), синдром Аспергера у детей считается расстройством аутистичекого спектра, а само название синдрома с середины 2013 году прекратили употреблять при определении диагноза.

    Возникновение синдрома Аспергера у детей, как и синдрома Каннера (аутизма), нейрофизиологи связывают с аномалиями различных структур головного мозга и нарушениями их взаимодействия на уровне синаптических связей в период раннего эмбрионального развития будущего ребенка. Однако в настоящее время никаких убедительных, научно обоснованных доказательств в пользу данной версии пока нет.

    Скорее всего, синдром Аспергера у детей возникает по совокупности множества факторов, но в его генетической этиологии сомнений быть не может.

    Симптомы синдрома Аспергера у детей

    Никаких физиологических признаков при данной разновидности психического расстройства до сих пор обнаружено не было, поэтому симптомы синдрома Аспергера у детей можно выявить исключительно путем наблюдения детского психиатра за поведением и реакциями ребенка.

    Причем, в сфере педиатрической психиатрии диагноз синдром Аспергера не всегда дифференцируется с аутизмом из-за значительного сходства проявлений обоих расстройств. Некоторые специалисты называют синдром Аспергера у детей высокофункциональным или несиндромальным аутизмом, обосновывая свою точку зрения более высоким уровнем когнитивных способностей у детей с синдромом Аспергера.

    Симптомы синдрома Аспергера у детей могут проявляться в виде:

    • замкнутости и обособленности;
    • повышенной неловкости движений, несоответствующей возрасту (неуклюжести при передвижении, манипулировании с предметами, сохранении определенной позы и т.д.);
    • нарушений мелкой моторики (затруднений при застегивании пуговиц, завязывании и развязывании, захвате пальцами рук мелких предметов и т.п.);
    • сниженной адаптивности поведения (частом игнорировании стандартных норм и правил поведения и неадекватности поведения при любом изменении внешних обстоятельств);
    • неспособности воспринимать мимику, жестикуляцию и интонации речи людей при общении, чувствовать и правильно понимать их эмоции (эмпатическая неразвитость);
    • монотонности речи и затруднений в выражении собственных чувств (так называемая вербально-невербальная недостаточность);
    • необщительности и сложностей в установлении контакта с другими детьми и поддержании отношений с ними;
    • трудностей при участии в играх на воображение, например, с изображением повадок животных или человеческих действий;
    • сенсорных нарушениях (повышенной негативной реакции на слишком яркий свет, усиление громкости звука, сильный запах и др.);
    • буквальном восприятии сказанного (непонимании сравнений, переносных значений слов и т.д.);
    • повышенной склонности к последовательным и повторяющимся движениям (конечностями или всем телом) и действиям (в том числе к стереотипному порядку их выполнения, к примеру, постоянному маршруту в школу и т.п.);
    • проявлении всепоглощающего интереса в какой-либо одной сфере (роботы, динозавры, космос и т.п., причем ребенок будет много говорить об этом с увлечением).

    В отличие от аутизма, большинство детей с синдромом Аспергера не отстают от ровесников в умственном развитии и не имеют нарушений речи. А те, что могут быть выявлены, по мнению большинства детских психиатров, не имеют клинической значимости и с возрастом нивелируются.

    Диагностика синдрома Аспергера у детей

    При всех стараниях разработать четкие критерии отнесения данной патологии нервной системы к тому или иному расстройству аутистичекого спектра, диагностика синдрома Аспергера у детей сопряжена с рядом проблем.

    По данным зарубежных специалистов в области психоневрологии, постановка данного диагноза детям осуществляется в большинстве клинических случаев в возрастном диапазоне от четырех до девяти лет, причем у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причем, из-за широкого разнообразия симптомов, нет двух детей с синдромом Аспергера, похожих друг на друга. Наличие одного-двух симптомов (приведенных выше) не может быть основанием для констатации наличия синдрома, поэтому при проведении диагностики должны использоваться:

    • сбор и анализ семейного анамнеза обоих родителей;
    • опрос родителей (для детей школьного возраста и педагогов) относительно привычек и типичных поведенческих реакций ребенка;
    • генетическая экспертиза;
    • неврологическая экспертиза;
    • непосредственное общение специалистов с ребенком (в непринужденной обстановке, в форме игры) и их наблюдение за его поведением с оценкой особенностей психомоторики и уровня способностей к невербальной коммуникации;
    • тестирование интеллектуального развития ребенка и способности к обучению.

    Диагностика синдрома Аспергера у детей должна быть дифференцированной, поскольку неправильный диагноз чреват негативными последствиями как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.

    По мнению американских психоневрологов, сегодня в США существует проблема «избыточной диагностики синдрома Аспергера», так как при недостатке квалификации врачей на этот синдром могут списываться сложности в семейном воспитании детей и их неудовлетворительная успеваемость и поведение в школе.

    Лечение синдрома Аспергера у детей

    Главное лечение синдрома Аспергера у детей состоит в психологической коррекции поведения, поскольку ни специальных микстур, ни таблеток для избавления от этой патологии не существует.

    Психотерапия для детей с синдромом Аспергера выполняет компенсаторную функцию по развитию у ребенка навыков, которые у него отсутствуют: умение общаться с другими детьми, с родственниками и чужими взрослыми; способность правильно реагировать на поведение других и умение оценивать свои и чужие действия; развитие координации движений и жестикуляции и т.п.

    Единой методики лечения синдрома Аспергера у детей нет даже в США, но чаще всего здесь проводятся: занятия лечебной физкультурой, занятии по повышению уровня мелкой моторики, индивидуальные тренинги (с участие родителей) по развитию навыков общения и правилам поведения в общественных местах. И, как показывает опыт родителей, дети постепенно начинают проявлять больше внимания к словам старших, становятся более послушными и менее агрессивными. Но положительные результаты нужно постоянно закреплять, поэтому так велика роль родителей в лечении данного синдрома.

    Среди медикаментозных средств, назначаемых для уменьшения тревожности, агрессивности и чувства страха при синдроме Аспергера у взрослых пациентов, на первом месте стоят антипсихотические препараты-нейролептики, но для лечения детей они не применяются.

    Профилактика и прогноз синдрома Аспергера у детей

    Мер, которые должны приниматься как профилактика синдрома Аспергера у детей, никто не разрабатывал с учетом до конца не выясненной этиологии заболевания.

    Прогноз при синдроме Аспергера у детей – при наличии понимания со стороны близких людей и стремления их помочь, не травмируя психику ребенка – достаточно позитивный. Ничего, что нет таблеток, зато есть сила родительского внимания и поддержки, которые способны развить у ребенка недостающие способности. По мере роста ребенка его психическое состояние становится более позитивным, однако сложности в сфере межличностного общения чаще всего сохраняются.

    И практически каждый пятый ребенок с данным отклонением в развитии во взрослом состоянии ничем «особенным» не выделяется – получает образование, обзаводится семьей.

    В то же время нельзя игнорировать проблемы, которые могут возникнуть (хроническая фрустрация, депрессии, тревожный невроз, агрессивность и др.) в подростковом возрасте – в пубертатный период.

    В принципе, синдром Аспергера у детей формирует личность, не склонную к широкому общению и эмоциональной открытости, что в психологической классификации К. Юнга называется интравертивный (обращенный внутрь) психотип личности. В конце концов, признаки синдрома Аспергера, как выяснилось, проявлялись у Вольфганга Амадея Моцарта, Альберта Эйнштейна и Марии Склодовской-Кюри.

    В сороковых годах прошлого столетия австрийский ученый впервые выдвинул предположение о наличии своеобразного расстройства – аутической психопатии. Позже патология получила эпоним в честь своего открывателя – Ганса Аспергера.

    Психолог-клиницист наблюдал большую группу детей, фиксируя каждое отличие в их поведении. Все полученные данные впоследствии были включены в картину синдрома Аспергера.

    Что представляет собой синдром Аспергера?

    Дети, страдающие данной патологией, не проявляют никакого интереса к социуму – они живут в своем внутреннем мире . Они скупы на эмоции. Их речь, мимика не передают чувства, мысли. Эти характерные признаки послужили основой для рассмотрения синдрома Аспергера, как одной из форм аутизма. Хотя точно сказать, что собой представляет патология – неврологическое расстройство особого характера или специфическое поведение аутиста, ученые не могут и сейчас.

    Причиной для разногласий служил тот факт, что дети, страдающие синдромом, не проявляют признаки отставания в интеллектуальном развитии. Спустя время, специалистами был разработан тест, который они апробировали на детях с синдромом Аспергера. Результат был ошеломительный – 90 из 100 больных имели высокие умственные показатели . Они заключались в феноменальной памяти и умении выстроить логическую неоспоримую цепочку.

    Причины возникновения заболевания

    Точные факторы, вызывающие заболевание, вызывают спор у многих ученых мира. Но большая их часть склонна признать теорию, которая указывает, что причины болезни синдрома идентичны аутистической аномалии. Основные факторы:

    • Наследственно-генетическая предрасположенность.
    • В первый триместр произошло токсическое воздействие на плод.
    • Внутриутробная инфекция.
    • Вирусные заболевания матери в период беременности – токсоплазмоз, герпес, краснуха.

    Кроме основных причин, врачи выделяют и такие, как:


    Последний перечень возможных причин принадлежит к рабочим версиям. Большая часть ученых склонна признать основной причиной возникновения болезни генетическую связь.

    Характерные признаки

    При данном психическом расстройстве физические отклонения отсутствуют. Симптомы болезни у ребенка можно выявить только путем наблюдения за его поведением и реакцией. Признаки синдрома Аспергера разнообразны.

    Современная психология совместно с малой психиатрией характеризуют синдром посредствам триады симптомов:

    • Проблемы восприятия окружающих на чувственном и пространственном уровне.
    • Дефицит с творческим мышлением, эмоциями, устной речи.
    • Трудности коммуникативно-социального характера.


    Первые признаки заболевания у ребенка начинают проявляться в раннем возрасте – 2, 3 года
    .

    Резкий свет, громкий звук или сильный запах могут вызвать слезы. Данные проявления не всегда являются показателем синдрома Аспергера, но могут свидетельствовать о неврологическом расстройстве малыша. Большинство родителей не понимают причину такой реакции ребенка на внешний раздражитель. С возрастом такая симптоматика уменьшается, но гиперчувствительность не исчезает и даже более, она трансформируется.

    При заболевании Аспергера страдает не какая-либо одна сторона личности малыша, а его личность в целом. Вот симптомы, которые наиболее ярко проявляются у «особенных детей»:

    • Малыш обособлен и замкнут.
    • Неуклюжесть носит хронический характер. Особенно заметна она при передвижении ребенка, действий с предметами. Такие больные не могут удерживать определенную позу, отказываются принимать участие в играх с мячом и другими предметами.
    • Мелкая моторика нарушена. У малыша возникают проблемы с застегиванием пуговиц, развязыванием и завязыванием шнурков. Пальцы с трудом захватывают мелкие предметы.
    • Дети с синдромом Аспергера игнорируют общепринятые нормы и правила поведения. Они становятся неадекватными при малейшем изменении привычных внешних обстоятельств.
    • Ребенок с такой патологией неспособен воспринимать интонацию, мимику и жесты других людей во время общения. Данный симптом известен, как эмпатическая неразвитость.
    • Больные испытывают затруднения в выражении своих чувств, речь у них монотонная.
    • Детишки с патологией Аспергера остро реагируют на незнакомых людей, они необщительны, испытывают сложности в налаживании и поддержании контакта с другими детьми.
    • Им сложно участвовать в играх, где требуется воображение. Они с трудом изображают повадки животных или действия человека.
    • Больной ребенок воспринимает все сказанное буквально. Им не свойственно сравнение.
    • Они не любят веселых мультфильмов, не понимают шуток.
    • Отличаются «особые» от других склонностью к последовательным, повторяющимся движениям, действам.
    • Ребенок часами может проводить время за одним и тем же занятием. Как правило, игра или хобби носит спокойный и монотонный характер.
    • Они проявляют интерес к чему – то одному, это могут быть динозавры, машинки, природа, космос. Причем интерес этот всепоглощающий, малыш самозабвенно, часами может говорить о своем увлечении.
    • Больные не переносят, когда к ним прикасаются посторонние. Во время беседы, ребенок старается не смотреть собеседнику в глаза или смотрит, как на неживой объект.
    • Такие дети предпочитают общаться с взрослыми или младше себя по возрасту, но только не со своими одногодками. Любое действо со сверстниками заканчивается конфликтом. Зачастую обусловлено это тем, что ребенок с синдромом Аспергера предпочитает установить свои правила, не признает компромисса, не может действовать по чужим критериям. Естественно дети не терпят этого и отвергают такого ребенка.
    • Они очень правдивы, они смущаются при малейшем замечании. Ребенок с синдромом не владеет подтекстом, поэтому их слова могут быть оскорбительны для окружающих. Но при этом он не стремиться обидеть, он не понимает «что такое хорошо, а что такое плохо».

    Малыш с патологией Аспергера очень привязан к своим родителям и дому . Новая обстановка может вызвать у него дискомфорт и беспокойство. Для него также важно, чтобы все находилось на своих местах, особенно это касается личных предметов. Неожиданности в распорядке дня могут вызвать истерику у такого ребенка. К примеру, если его из садика забирал отец, а пришла мама, то может начаться приступ.

    Важно! При любом признаке аномалии необходимо обратиться к специалисту.

    Диагностика болезни

    Симптомы болезни разнообразны и многочисленны. Не встретить двух малышей с болезнью Аспергера, схожих друг с другом. Наличие пары признаков приведенных выше не являются основанием для констатации патологии, поэтому для вынесения диагноза должны использоваться следующие методы:

    • тест на оценку умственных способностей;
    • тест на выявление чувствительности;
    • тест творческих способностей.

    Также существуют специальные тесты, позволяющие выявить именно синдром Аспергера у детей.

    • ASSQ используется для определения патологии у детей с шести лет. Они должны передать характер увиденных персонажей.
    • TAS-20 определяет отсутствие эмоций у ребенка. Для этого больной должен рассказать о своих ощущениях при просмотре некоторых фотографий, картинок.

    На основании полученных результатов исследования, тестирования, наблюдения специалист составляет схему лечения.

    Как правильно лечить?

    Основная терапия синдрома заключается в психологической коррекции поведения . Психотерапия для «особого ребенка» направлена на развитие навыков, способных адаптироваться в социуме. С детьми и их родителями проводят специальные тренинги, на которых обучают общению и правилам поведения в обществе, занимаются развитием мелкой моторики, делают лечебную гимнастику, массаж.

    Питание у таких больных должно быть ограниченным . Из рациона необходимо удалить такие продукты как:

    • Содержащие глютен – кетчуп, хлебобулочные и колбасные изделия, сладости, консервированные фрукты, овощи, перловую, ячневую каши.
    • Содержащие казеин – молоко, творог, сыр, мороженное и молочные десерты.
    • Продукты, в которых содержится сода, соя, искусственный заменитель сахара.
    • Грибы, цитрусы, рис, кукурузу следует исключить из рациона.

    Учеными доказано, что влияние данных продуктов негативно сказывается на умственном развитии.

    Важно! Психотропные медикаменты в лечении детей с синдромом Аспергера подбираются только специалистом. Самолечение недопустимо.

    Вылечить болезнь народными средствами, как и традиционными невозможно, но помочь обратить взор малыша на окружающий его мир и избавить от страхов можно. Для этого используют дельфинов или лошадей.

    Профилактика заболевания

    Профилактики синдрома нет. Связано это с тем, что до конца не изучена этиология болезни. Но для улучшения жизни и здоровья больных необходимо не останавливаться на достигнутых результатах, а продолжать их закреплять.

    Заключение

    Полностью избавиться от синдрома Аспергера невозможно. Данная патология переходит во взрослую жизнь с некоторой интерпретацией.

    5% людей, страдающих этим заболеванием, живут вполне нормальной жизнью, и выявить у них проблему с адаптацией в обществе можно только при проведении специальной диагностики.

    Две трети заболевших могут работать, создавать семьи, растить детей. Большого успеха в карьере достигают те пациенты, которые нашли работу по своим интересам.

    Синдром Аспергера не относится к заболеваниям, приводящим к летальному исходу, но 20% больных перестают быть личностями. Данное расстройство психики было выявлено у таких знаменитостей, как Эйнштейн, Моцарт, Мария Кюри.

    Совет от Комаровского! «Дети, страдающие синдромом Аспергера совершенно другие, не такие, как все. Главное, нам, научиться понимать друг друга. И у нас такой возможности больше, поэтому мы обязаны сделать первый шаг для этого»



    gastroguru © 2017