Работник инвалид 3 группы страховые взносы. Может ли ИП-инвалид не платить обязательные страховые взносы? МинФин отвечает…

В ПФР, ФСС, ФОМС РФ? Подлежит ли информация об инвалидах отражению в форме-4 ФСС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С 1 января 2015 года отменены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы. К выплатам и вознаграждениям, начисленным в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов - 30%.

Для организаций и ИП, оплачивающих труд работников, являющихся инвалидами I, II и III группы, страховые взносы от НС и ПЗ уплачиваются в размере 60% размера страховых тарифов, установленных ст. 1 Федерального закона N 179-ФЗ.

Отметим, что законодательные акты РФ не обязывают работника сообщать работодателю о факте своей инвалидности и предоставлять подтверждающие этот факт документы. Если о своей инвалидности сотрудник не сообщал, то при расчете взносов на НС и ПЗ применяется общий тариф без 60% "скидки".

Информация о сотрудниках-инвалидах подлежит отражению в форме-4 ФСС.

Обоснование вывода:

1. Страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС РФ

Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно части 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу, в том числе инвалиду, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в рамках трудового договора является объектом обложения страховыми взносами.

Тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ. Однако в период 2012-2017 годов при выборе тарифов нужно руководствоваться ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, из которой следует, что, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ (пониженные тарифы - ст. 58 и ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ), страховые взносы в 2015-2017 годах уплачиваются по тарифам, установленным ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, а именно:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации:

22,0% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

10,0% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Статьей 58 Закона N 212-ФЗ на переходный период 2011-2027 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Здесь обращаем Ваше внимание, что в данной статье перечислены все категории плательщиков страховых взносов, имеющих право на льготу в настоящее время или имевшие ее ранее (например только в 2011 году). То есть наличие того или иного страхователя в списке плательщиков страховых взносов, установленном данной статьей, еще не означает право указанного страхователя на применение льгот в течение всего периода 2011-2027 годов. Упоминание страхователя в ст. 58 Закона N 212-ФЗ говорит только о том, что этот страхователь имел или имеет право на применение пониженного тарифа либо в течение всего указанного периода (с 2011 года по 2027 год), либо в течение некоторого времени, приходящегося на этот период (например в течение 2012-2013 годов).

В частности, в п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены льготы для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Для данных категорий страхователей пониженные тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Тарифы, определенные данной нормой, действовали только в течение 2012-2014 годов (что следует из прямого прочтения рассматриваемой нормы).

Право на применение пониженных тарифов страховых взносов категориями страхователей, поименованных в п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в 2015 и последующих годах на сегодняшний день действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, в 2015 году в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов, совокупный размер которых составляет 30% (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).

Страховые взносы от НС и ПЗ

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Федеральный закон N 179-ФЗ) для организаций любых организационно-правовых форм, оплачивающих труд работников, являющихся инвалидами I, II и III группы, установлено, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы от НС и ПЗ) уплачиваются в размере 60% размера страховых тарифов, установленных ст. 1 Федерального закона N 179-ФЗ.

В силу ст. 1 Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 401-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон N 401-ФЗ) в 2015 году применяются тот же порядок и те же тарифы страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 179-ФЗ.

Кроме того, в 2015 году указанный порядок применения тарифов взносов на НС и ПЗ (60% от размера страхового тарифа) распространяется не только на организации (юридические лица), но также и на ИП, производящие выплаты и вознаграждения инвалидам I, II или III группы (ст. 2 Закона N 401-ФЗ).

В отношении возможности применения пониженных тарифов к выплатам в пользу инвалидов плательщиками страховых взносов, исчисляемых на основании Закона N 212-ФЗ, уполномоченные органы поясняли, что право на применение пониженных тарифов возникает с 1-го числа месяца, в котором работником получена инвалидность, и утрачивается с 1-го числа месяца, в котором работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности. Смотрите п. 4 Информационного сообщения ФСС РФ от 03.02.2011, письмо Минздравсоцразвития России от 22.06.2010 N 1977-19, письма ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, от 01.12.2010 N 02-03-10/08-12891. Полагаем, что указанная логика применима и к взносам от НС и ПЗ.

Основанием для применения пониженного тарифа взносов от НС и ПЗ в отношении выплат и вознаграждений, которые выплачиваются инвалидам I, II и III группы, на наш взгляд, может являться справка, выдаваемая по результатам проведенной медико-социальной экспертизы.

В справке указывается группа инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо указываются группа инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации (п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства от 20.02.2006 N 95).

Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.

При этом следует отметить, что ни ТК РФ, ни Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не обязывают работника сообщать работодателю о факте своей инвалидности и предоставлять подтверждающие этот факт документы.

Форма 4-ФСС

Информация о сотрудниках-инвалидах подлежит отражению в форме-4 ФСС (форма и порядок ее заполнения (далее - Порядок заполнения формы 4-ФСС) утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.03.2013 N 107н). А именно:

Сведения о среднесписочной численности работающих инвалидов подлежат отражению на титульном листе формы 4-ФСС;

Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II, III группы, указываются в строке 5 таблицы 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов" формы 4-ФСС;

Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II, III группы, также подлежат отражению в графе 4 таблицы 6 формы 4-ФСС.

Кроме того, форма-4 ФСС содержит таблицу 3.1 "Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 3 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ". Данная таблица заполняется плательщиками, применяющими пониженный тариф страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, в случае, если указанный тариф ниже основного тарифа, установленного для данных плательщиков (п. 11 Порядка заполнения формы 4-ФСС).

Так как с 1 января 2015 года к выплатам и вознаграждениям, начисленным в пользу инвалидов, применяются общие тарифы страховых взносов, данная таблица, начиная с отчетности за I квартал 2015 года, страхователями, которые производят выплаты инвалидам, заполняться не должна.

в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

​Под инвалидом принято понимать лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Установлением инвалидности занимаются специальные федеральные учреждения — бюро медико-социальной экспертизы.

Как принять на работу сотрудника-инвалида

Компании принимают инвалидов к себе на работу в добровольном порядке, однако для некоторых организаций прием таких лиц к себе в штат обязателен в пределах установленной для них квоты.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Таким образом, государство гарантирует инвалидам право на трудоустройство. Например, в г. Москве и Московской области квота для приема на работу инвалидов составляет 2 — 4% среднесписочной численности работников. Дифференциация в процентах зависит от средней численности работников.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты работодателя могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в размере от 5000 до 10 000 руб.

Условия труда инвалидов следующие:

  • Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ). Ограничения по продолжительности ежедневной работы (смены) для инвалидов устанавливается в медицинском заключении, например в индивидуальной программе реабилитации (ст. 94 ТК РФ).
  • Работника-инвалида можно привлечь к сверхурочным работам, работе в выходные и праздничные дни и ночное время только с его согласия и при условии, что такие работы ему не запрещены по состоянию здоровья. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в неурочное время. Согласие работника необходимо также получить в письменной форме. Никаких особенностей в оплате за сверхурочные работы, работы в выходные и праздничные дни и ночное время не предусмотрено.
  • Инвалидам предоставляется удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, он составляет не менее 30 календарных дней. Лица, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  • Работникам-инвалидам по семейным обстоятельствам или иным уважительным причинам на основании письменного заявления работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Нарушение прав работников-инвалидов влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

Страховые взносы с заработной платы сотрудников-инвалидов

В соответствии со ст. 427 НК РФ в 2017 г. пониженный тариф для организаций, где работают инвалиды, не предусмотрен. Тарифы страховых взносов установлены ст. 426 НК РФ и составляют:

  • 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2017 г. - 876 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255, п. 3 ст. 421 НК РФ);

2) в ФСС РФ — 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ по нетрудоспособности и материнству составляет 755 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление Правительства РФ № 1255). Свыше этой величины страховые взносы в ФСС РФ не уплачиваются (п. 3 ст. 421 НК РФ);

3) в ФФОМС — 5,1%. Данные взносы организация обязана уплачивать со всей суммы вознаграждения, поскольку предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФФОМС на 2017 г. не утверждена.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Взносы на травматизм – это денежные средства, направленные через Фонд социального страхования сотруднику в качестве компенсации за вред здоровью, причиненный при выполнении их своих трудовых функций.

Работодатель обязан ежемесячно начислять их определенную сумму в отношении поступающих подчиненному трудовых доходов. На нее влияет множество факторов, в числе которых:

  • наличие льготы по страховым взносам на травматизм;
  • вид деятельности;
  • утвержденные тарифы по страховым взносам на травматизм.

Несмотря на передачу основной части взносов налоговикам, в 2019 году курированием рассматриваемых отчислений продолжает заниматься ФСС. Поэтому некоторые изменения есть.

Напомним, что особенности и правила по отчислениям на травматизм регулирует Закон 1998-го года № 125-ФЗ.

Какой объект обложения

Рассматриваемые отчисления делают при условии, что с сотрудником заключен:

  1. трудовой контракт (всегда);
  2. гражданско-правовой договор (когда оговаривает такое условие).

Работодатель отчисляет с траховые взносы на травматизм в 2019 году независимо от наличия или отсутствия у подчиненных гражданства нашей страны.

В рамках рассматриваемых отношений страховщиком выступает Фонд соцстраха, а страхователем:

  • юридические лица (независимо от типа собственности);
  • владелец собственного бизнеса;
  • физическое лицо, подписавшее трудовое соглашение с другим человеком.

Отчисления в ФСС по травмам идут с разных видов поступлений: зарплат, надбавок, премий, компенсаций за невостребованный отпуск, а также при выдаче зарплаты продукцией. Исключение из объект обложения по травмам составляют:

  • государственные пособия;
  • выплаты, положенные при ликвидации предприятия или сокращении персонала;
  • средства, получаемые за трудовую деятельность в особо тяжелых или опасных для здоровья условиях;
  • материальная помощь, оказываемая при возникновении форс-мажора;
  • плата за прохождение обучения или курсов повышения квалификации и др.

Какие тарифы по страховым взносам на травматизм

Ставка на страхование сотрудников от несчастных случаев и профессиональных недугов, связанных с производственной деятельностью, установлена в диапазоне 0,2 – 8,5%. Она возрастает пропорционально повышению степени риска, к которому отнесена основная деятельность предприятия. Все эти параметры установлены законодательством.

Всего есть 32 тарифа, сформированных с учетом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ 2005-го года). Они характеризуют разные степени риска и соответствующий процент взносов. Тарифы по страховым взносам на травматизм, действующие в 2019 году, представлены ниже в таблице (в %).

Определить класс, к которому относится деятельность предприятия, можно по 2-м нормативным документам:

  1. ОКВЭД;
  2. Классификации видов деятельности по риску (утв. приказом Минтруда № 625-н).

Эти сведения отражают в регистрационных документах, получаемых при обращении в ФСС.

Сколько перечислять

Работодатели должны ежемесячно рассчитывать страховые взносы на травматизм в 2019 году , учитывая начисления за прошедшие 30 (31) дней. Делать это можно по формуле:

ВЗНОСЫ = Б х ТАРИФ Где:

Б – база по взносам на травмы. Это размер полученных сотрудником денежных средств, на основании которых идет расчет искомой величины. Законодательство не предусматривает для нее ограничений по сумме. Расчет производят так:

Б = Выплаты тд/гпд – Выплаты н/о Где:

Выплаты тд/гпд – денежные средства, выплаченные физлицу согласно трудовому (гражданско-правовому) договору.

Выплаты н/о – необлагаемые взносами выплаты.

На заметку: когда расчет с человеком ведут в натуральной форме, взносы начисляют на денежную сумму, указанную в договоре. НДС и акцизы тоже учитывают.

ПРИМЕР

Турагентство «Престиж» предлагает отдыхающим экскурсионные билеты, а также места для проживания и транспортные средства. ОКВЭД – 63.30.2. В феврале 2019 года сотрудникам была начислена зарплата в общей сумме – 3 млн 500 тыс. руб., в том числе материальная помощь 32 тыс. руб. Определить размер страховых взносов в ФСС.

Читайте также Страховые взносы при реорганизации в форме преобразования

    1. Рассчитаем базу для начисления взносов:

Б = 3 500 000-32 000 = 3 468 000 руб.

  1. Согласно Классификации видов деятельности по риску, турагентство «Престиж» отнесено к I классу профессионального риска, которому соответствует тариф 0,2%. В итоге, отчисления по травмам равны:

ВЗНОСЫ = 3 468 000 х 0,2 = 6936 руб.

ФСС делает надбавки или скидки для некоторых предприятий. Поэтому размер итоговых взносов может быть дополнительно увеличен либо снижен.

Новые данные для скидок и надбавок в 2019 году

Работодатели вносят взносы «на травматизм» в соответствии со страховыми тарифами. Однако к тарифу может быть применена скидка или надбавка (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Размер скидки (надбавки) определяется по формуле, в которой участвуют три показателя:

  1. Соотношение расходов ФСС на выплату обеспечений по всем страховым случаям у страхователя и общей суммы начисленных взносов;
  2. Количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;
  3. Количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай (исключая случаи со смертельным исходом).

Средние значения данных показателей по видам экономической деятельности на 2019 год утверждены постановлением ФСС РФ от 31.05.17 № 67. Например, для торговли розничной пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах указанные значения равны 0,07, 0,46 и 48.67 соответственно.

Какие есть льготы по страховым взносам на травматизм

Организации, которые своевременно отчисляют взносы в ФСС и не допускают несчастных случаев или возникновение профессиональных недугов, могут претендовать на получение скидки по взносам на травмы.

Заметим, что получить льготу на 2019-й год уже невозможно, так как заявление нужно было подавать до 1 ноября 2017 года. Но она будет действовать и в дальнейшем.

Размер скидки зависит от разных факторов: количества травм на 1000 сотрудников, дней нетрудоспособности при одном случае получения травмы и др. Ее максимальная величина – 40%.

При начислении взносов по работникам-инвалидам I, II, III групп скидка вырастает до 60%. Документального подтверждения прав на ее получение закон не требует.

ПРИМЕР

ООО «Империал-Строй» предлагает услуги в области инженерно-технического проектирования (ОКВЭД 74.20). Предприятию была предоставлена скидка по взносам в ФСС – 25%. В марте 2019 года компания начислила сотрудникам зарплату в размере 320 000 руб., а также инвалидам I и II групп – 73 000 руб. Определить величину взносов.

Деятельность компании ООО «Империал-Строй» относится к I классу профессионального риска, для которого установлен тариф 0,2%. Учитывая скидку 25%, ставка понизится до 0,15% (0,2 – 0,2 × 25%).

Взносы на страхование по несчастным случаям составят:

    1. для основных сотрудников ООО:

320 000 × 0,15% = 480 руб.

    1. для работников-инвалидов (0,2 – 0,2 × 60% = 0,08%):

73 000 × 0,08% = 58,4 руб.

  1. общая величина:

480 + 58,4 = 538,4 руб.

Бухгалтер компании «Империал-Строй» должен начислить за март взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 538,4 руб.

Добрый день, уважаемые ИП!

Еще в самом начале ведения этого блога написал небольшую статью о том, какие ИП могут временно не платить обязательные страховые взносы

Временно могут быть освобождены от уплаты взносов следующие категории:

  1. Прохождения ими военной службы по призыву;
  2. Ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. Ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  4. Проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  5. Проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. За периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

Как видите, ИП-инвалидов здесь нет. Но комментарии с таким вопросом появлялись на блоге довольно часто…

И вот читаю новое письмо МинФина от 25 мая 2017 г. N 03-15-09/32244, в котором дается позиция Министерства Финансов по этому частому вопросу, который задается снова и снова.

Не буду приводить письмо полностью, процитирую только самые важные абзацы:

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности , готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода.

Кроме того, отмена обязанности индивидуальных предпринимателей — инвалидов по уплате страховых взносов может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц , что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.

Учитывая изложенное, предложение об освобождении индивидуальных предпринимателей, получающих пенсию по инвалидности, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не поддерживается.

Если совсем кратко, то позиция МинФина по ИП-инвалидам такова:

  1. Человек берет все риски на себя, приобретая статус ИП;
  2. ИП обязан платить все налоги и взносы, так как это он решил стать ИП, а не государство (заявительный характер);
  3. Данная льгота может привести к злоупотреблениям. То есть, начнут массово появляться случаи, когда бизнес будут регистрировать на инвалидов (фактически на подставных лиц), что может нанести им еще больший вред.
  4. ИП, будучи инвалидом, все равно должен платить страховые взносы, пока он не снимется с регистрации в качестве ИП (пока не закроет ИП).

Кстати говоря, ровно такие-же опасения постоянно возникают у МинФина по отношению к ИП-пенсионерам, о которых писал вот здесь:

С уважением, Дмитрий.

Я создал этот сайт для всех, кто хочет открыть свое дело в качестве ИП, но не знает с чего начать. И постараюсь рассказать о сложных вещах максимально простым и понятным языком.

    Валентин

    Здравствуйте, Дмитрий.
    Изучив предоставленную Вами в статьях информацию о категориях граждан, которые временно могут быть освобождены от уплаты взносов согласно ст.430НК, пункт 7, и поскольку, как я понял — подпадаю под одну из представленных категорий граждан по п.3 «период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности» направился в свою ФНС (№16) по Московской области выяснять этот вопрос. В итоге там ответили, что с началом 2017г. это положение, почему то, не рассматривается. Подскажите пожалуйста, действительна ли на сегодняшний день (июнь 2017г.) эта статья 430НК, п.7 для региона Московская область, куда и с чем мне в таком случае мне обратиться?
    С Уважением,
    Валентин

Итак, то, о чем последнее время много говорили, свершилось: администрирование обязательных страховых взносов отобрали у фондов и передали в ведение ФНС. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" подписан Президентом РФ и опубликован 4 июля 2016 г.

Однако взносы единым налогом все-таки не стали, оставшись взносами. В этой статье мы расскажем вам, что же ожидает страхователей в 2017 году.

Какие именно взносы передаются в ведение ФНС:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний администрировать по-прежнему будет ФСС РФ.

Какие нормативные документы меняются:

Прежде всего, большие изменения претерпел Налоговый кодекс. В часть первую везде к налогам и сборам приписали «страховые взносы», некоторые статьи переписали. Во второй части добавился новый раздел «РАЗДЕЛ XI. Страховые взносы в Российской Федерации» и в нем новая глава 34 «Страховые взносы».

Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» полностью утрачивает силу с 1 января 2017 года.

Изменения также внесены в следующие нормативные акты:

  • Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (добавлены функции администрирования страховых взносов);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (закон почти полностью переписан, туда добавлены практически все нормы, содержавшиеся в законе 212-ФЗ);
  • Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (внесены изменения в статьи 15.5, 15.8, 15.9, 15.33, 15.33.1);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
  • и другие.

Что меняется для плательщиков-работодателей по исчислению взносов:

База для расчета взносов, льготы и тарифы остаются прежними. Практически все нормы закона 212-ФЗ перекочевали в новую главу 34, включая установление предельной величины базы для начисления страховых взносов. Но есть пара нововведений, связанных с тем, что некоторые налоговые нормы распространили на взносы.

При выплате дохода в натуральной форме база для исчисления страховых взносов будет определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном статье 105.3 НК. При этом НДС включается в стоимость товаров (работ, услуг).

В необлагаемых взносами доходах появился лимит по суточным, аналогичный лимиту по НДФЛ. Т.е. суточные будут облагаться взносами, если превышают 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России.

Порядок расчета взносов остается прежним, сроки уплаты тоже не меняются.

Что будет с расходами по социальному страхованию в регионах, не присоединившихся к пилотному проекту ФСС по прямым выплатам пособий:

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по-прежнему может быть уменьшена на сумму произведенных расходов на выплату пособий.

Данные о расходах на пособия, если они будут указаны в отчетности, будут передаваться ИФНС в органы ФСС. На основании этих данных ФСС будет проводить камеральные и выездные проверки (выездные только раз в три года, как и раньше). В случае, если ФСС не подтверждает указанные расходы, фонд в течение трех дней направляет страхователю решение о непринятии к зачету расходов и копия этого решения уходит в ИФНС.

Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов ФСС подтверждает ИФНС расходы и налоговая инспекция либо производит зачет в счет следующих периодов, либо возвращает переплату страхователю.

Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа - ИФНС и отделение ФСС.

В принятом законе указано, что пункт 2 статьи 431 (дающий право уменьшать взносы по соц.страхованию на расходы), действует до 31 декабря 2018 года. К этому сроку планируется перевести все регионы на прямые выплаты пособий из ФСС.

Что будет с отчетностью:

Отчетность по страховым взносам, за исключением взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, будет представляться каждый квартал в налоговые органы не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Плательщики взносов со среднесписочной численностью свыше 25 человек, обязаны представлять расчет только в электронном виде через ТКС.

Обратите внимание на появление в кодексе абсолютно нового повода для непринятия расчетов:

«В случае, если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.»
В Пенсионный фонд данные о стаже застрахованных лиц будут передаваться раз в год - в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (за исключением некоторых ситуаций).

Ежемесячная отчетность в виде СЗВ-М сохраняется, ее все так же надо будет представлять в отделения Пенсионного фонда, однако изменился срок сдачи - вместо 10 числа стало 15 число месяца, следующего за отчетным.

Однако в части персонифицированной отчетности еще могут быть изменения, поскольку в Госдуме лежит законопроект, который был подготовлен Минтрудом до внесения на рассмотрение депутатам проекта передачи администрирования взносов ФНС. В этом проекте, кроме замены карточек СНИЛС на электронный вариант, значится и ежемесячная отчетность в виде РСВ-1 в Пенсионный фонд. Эту ежемесячную отчетность министерство и ПФ уже несколько лет пытаются ввести, поэтому не исключен вариант, что они таки добьются своего.

Останется отчетность в ФСС , в урезанном виде, только по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Срок ее представления не меняется.

Что будет с фиксированными взносами самозанятых лиц:

Принципиальных изменений в расчете и уплате фиксированных взносов не произошло. Текст в статьях 430 и 432 Налогового кодекса практически полностью переписан из закона 212-ФЗ. Но есть и нововведения, в том числе и приятные. Индивидуальным предпринимателям, не подавшим налоговые декларации, не будет угрожать начисление фиксированных взносов в максимальном размере. Эта норма не перенесена в НК. Зато появилась новая - если предприниматель не уплатил положенные взносы, но отчетность сдал, налоговая сама определит задолженность по взносам по данным налоговых деклараций (или имеющихся патентов).

Изменяется дата подачи расчетов по фиксированным взносам у глав крестьянско-фермерских хозяйств - отчетность представляется не позднее 30 января (вместо последнего дня февраля). Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные самозанятые лица никакой отчетности по своим взносам по-прежнему сдавать не будут.

Изменения по обособленным подразделениям:

Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности. Требование к наличию отдельного баланса у обособок для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты взносов убрано. Обязанность платить взносы и представлять отчетность по месту нахождения обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц. Это же касается и постановки на учет в ФСС.

Организация обязана сообщать о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями. Об обособленных подразделениях, наделенных такими полномочиями до 1 января 2017 года, сообщать не надо.

Что будет с периодами до 2017 года:

Отчетность за 2016 год будет представляться по старым правилам и формам, т.е. в ФСС и Пенсионный фонд.

Контроль за правильностью исчислений взносов за периоды до 1 января 2017 года остается за фондами, однако взыскивать доначисления они уже не смогут (за некоторыми исключениями). Все данные по имеющимся недоимкам будут переданы в налоговые органы. Информация о вновь выявленных в ходе проверок недоимках так же будет передаваться в ФНС для взыскания

Так же не смогут фонды и возвращать (зачитывать) переплаты. Решение о возврате (зачете) будут выносить они, но передаваться это решение будет в налоговые органы.

На что еще обратить внимание:

Срок хранения документов для исчисления взносов составляет 6 лет.

Возврат и зачет сумм излишне уплаченных страховых пенсионных взносов не производится в случае, если по сообщению Пенсионного фонда сведения о сумме этих излишне уплаченных страховых представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Неясности нового закона:

Как всегда, масштабные законы, написанные второпях, содержат в себе много неожиданностей, а местами и банальные опечатки.

Так, в статье 432 НК о порядке расчета фиксированных взносов ИП, приведена ссылка на статью 429 (о тарифах взносов для летчиков) вместо статьи 430.

Одна из главных неясностей поправок - получили ли налоговые органы право блокировать расчетные счета за непредставление расчетов по страховым взносам. В статье 76 внесенные поправки плохо состыковываются друг с другом: с одной стороны, в пункт 11 добавлены плательщики страховых взносов, но они не добавлены в пункт 3, а именно пункт 3 дает право налоговикам блокировать счета за несдачу отчетности.

Возможные проблемы в начале применения:

При первом же прочтении законов создается впечатление, что фонды и налоговая будут беспрерывно обмениваться друг с другом информацией. Однако, ни для кого не секрет, как плохо налажен у нас межведомственный обмен информацией. И в начале 2017 года скорее всего нам грозит большое количество накладок в части подтверждения расходов по пособиям, не говоря уже о передаче данных о переплате или недоимке взносов.

Волнует и своевременность принятия новых форм отчетности, а так же утверждения новых КБК.

Но точно можно сказать - без работы бухгалтерия по-прежнему не останется.



gastroguru © 2017