Лучшая методика скорочтения для взрослых. Можно ли научиться скорочтению самостоятельно

Скорость чтения у всех разная, но в среднем она составляет 200 слов в минуту. Поупражнявшись в скорочтении, можно увеличить этот показатель в 2-3 раза. Продолжая же тренировки, вы будете способны одолеть примерно 200 страниц текста за полчаса без ущерба для усвоения информации.

Основные приемы скорочтения

Как и у каждого научного метода, у скорочтения есть свои приемы.



  1. Следите за текстом . Для этого ведите по строкам пальцем или карандашом. Данный прием позволит читать быстрее.


  2. Не возвращайтесь назад . Для этого нужно сконцентрироваться на материале, который изучаете. Как часто бывало так, что вы, задумавшись, пропускали смысл абзаца или даже целой страницы? Ваша задача - не доспустить этого. Понимайте прочитанное с первого раза.


  3. Не проговаривайте текст про себя . Этот прием помогает очень хорошо прокачать навык скорочтения, поскольку вы больше не будете тратить время на проговаривание слов. Для этого используйте одно упражнение: во время чтения пойте про себя какую-нибудь песенку, например, "в траве ", и в то же время старайтесь усвоить смысл прочитанного. Практикуйте это упражнение до тех пор, пока не перестанете произносить прочитанные строки про себя.


  4. Читайте сверху вниз или по диагонали . Это следующий шаг после приема "следи за текстом". Вы уже достаточно опытны в скорочтении, чтобы стараться захватывать целый абзац в поле своего зрения или хотя бы целую строку, фокусируя взгляд на ее середине. Начинайте с малого. Сначала осваивайте узкие колонки текста, постепенно переходя к стандартному книжному формату.


  5. Пропускайте "воду" . Междометия, вводные конструкции и прочие несущесственные элементы читать совсем необязательно, это никак не скажется на смысле. Так что просто "проскальзывайте" по ним взглядом и двигайтесь дальше к самой сути.


  6. Фокусируйтесь на важном . Этот совет может показаться схожим с предыдущим, но тут речь немного о другом. Предварительно изучите оглавление и расставьте приоритеты, что нужно прочитать обязательно, а что можно пропустить. Таким образом, из-за недостатка времени вы не пропустите ничего важного, а в случае, если время останется, сможете изучить менее важные материалы.


  7. Читая, читайте . Исключите все раздражители, все, что может отвлечь ваше внимание. Тогда процесс скорочтения пойдет намного приятнее и легче.

Как развить боковое зрение

Для этого используйте самый популярный метод - таблицу Шульте. Ваша задача, сконцентрировавшись только на центральной части таблицы, найти все числа в порядке возрастания, при этом используя только боковое зрение. В интернете вы можете найти специальные тренажеры-таблицы, ниже приведен пример такой таблицы.

Развивайте концентрацию

В этом деле вам помогут всевозможные оптические иллюзии, например, значенитый рисунок Кови.



Старайтесь переключить внимание 90 раз за 10, а лучше 5 минут.

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости.

Как научить ребёнка быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов? Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Обучение скорочтению, когда и как?

Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Типичные ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Необходимо отметить, что типичные ошибки, от которых существенно страдает техника чтения, зачастую обусловлены непрофессиональными действиями родителей, самостоятельно обучающих детей чтению.

Вот наиболее часто встречающиеся моменты:

  • Ребенок запоминает название, а не произношение буквы: «МЭ», «БЭ», «ША» и т.д. Поэтому вместо «МАМА», он будет читать «МЭАААММЭЭА», а это значительно увеличит время прочтения слов. Учите детей произносить звуки «М», «Б», «П», а не названия букв, это необходимое условие для того, чтобы ребёнок научился читать бегло и без ошибок.
  • , объединяем их правильно! Соединяем не названия букв «МЭ» и «А», а звуки – МММааааа, учимся протягивать их плавно. Следим, чтобы дети не пытались читать, просто перечисляя буквы: Б, А, Б, А, или П, А, П, А.
  • Родители не должны тренировать навыки быстрого чтения следующим образом: «ты должен прочитать такой-то текст (даётся задание), а после этого будешь свободен. Лучше проводить короткие по времени уроки чтения, но с большей частотой. Другими словами, читать меньше, но чаще.

Связано это с устройством зрительной памяти: лучше запоминается то, что мелькает перед глазами, а не то, что видит ребёнок в течение длительного отрезка времени. Три небольших занятия в течение дня по 5–7 минут, будут гораздо эффективнее одного занятия продолжительностью 15-20 минут. Промежуток между занятиями должен быть не менее одного - двух часов.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения у первоклассников

Слова-половинки. Задача, которая ставится перед учеником – по отдельному фрагменту слова догадываться о том, какой будет его остальная часть.

Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или карточках. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребёнку правильно сложить из этих элементов слова.

На буксире. Это упражнение предполагает совместное чтение взрослого и ребёнка. Выберете страницу из книги с текстом. Отметьте начало текста. Начните читать про себя, при этом пальцем отмечая строчки, которые вы читаете. Ребёнок должен читать вслух параллельно, следя за вашим пальцем. Таким образом, волей-неволей юный читатель будет вынужден подстраиваться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Эта методика хорошо мотивирует ребёнка к занятию чтением, ведь в процессе выполнения задания положительный результат становится очевиден.

Повторите прочтение предыдущего отрывка, используя тот же временной интервал – одну минуту. Наверняка на второй раз прочитанный отрывок окажется чуть больше того, который был прочитан первоначально. Повторите, всячески подчёркивая успех, достигаемый ребёнком после каждого продвижения им за границы читаемого текста. Это задание можно повторить подряд не более трёх раз.

Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст. Когда раздаётся команда «Стоп, остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть. Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

Хотите подробней узнать о методиках скорочтения для детей и иметь под рукой методическое пособие для занятий с ребенком? — Обратите внимание на одни из популярных книг по скорочтению. Они предназначены для обучения ребенка дома. Включают в себя эффективные авторские методики, упражнения, инструкции и тренинги.

  1. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше. Г. Абдулова
  2. Скорочтение для детей. Полная версия. Книга-тренинг для родителей детей 6-8, 9-12 и 13-17 лет. Ш Ахмадулин
  3. Обучение детей скорочтению. Полная система обучения в домашних условиях. Комплекс учебных программ. Ш. Ахмадулин

Боремся с неосознанным проговариванием

Методика скорочтения предполагает отсутствие сознательной или неконтролируемой артикуляции во время чтения, в то время как большинство детей, читая, стремятся озвучить текст, проговаривая слова.

Существует достаточно эффективный способ преодоления этой проблемы.

Пусть во время чтения по команде «Губы!» маленький читатель приложит к губам указательный палец левой руки. После того как команда будет выполнена, ребёнок должен перейти в режим «беззвучного чтения». Затем взрослый подаёт команду «Вслух!», следуя которой, ребёнок должен убрать палец с губ и начать чтение вслух. Эта методика прекрасно справится с обучением школьника чтению без проговаривания.

Заколдованные предложения

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично и зрительную память.


Например:

  1. Переходи только дорогу вместе положенном
  2. Гвоздик два кольца посередине два конца
  3. Дали Кате каши нашей манной
  4. В саду вишня весной расцвела в нашем
  5. К Оле друзья на день пришли рожденья
  6. Скользкая опасная и длинная дорожка была

Восстанавливаем буквы

Данное задание развивает зрительную память, учит анализировать состав слова, учит соотносить первые и последние буквы слова в его общем визуальном образе.

Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги.

Ребёнок – учитель

Очень хорошее упражнение, к выполнению которого дети обычно относятся с большим энтузиазмом. Ведь им предоставляется уникальная возможность исправить взрослого!

Взрослый, зачитывая отрывок текста, делает намеренную ошибку в произношении одного или нескольких словах. Задача ребёнка – прервать чтение и исправить ошибки взрослого.

Упражнения для тренировки зрительной и общей памяти

Техника чтения существенно страдает в том случае, когда угол зрения ребёнка недостаточен для охвата нескольких слов подряд. Решить эту проблему поможет методика, использующая цифровые таблицы Шульте

10 4 28 19 14
20 24 18 1 5
13 8 30 25 11
2 22 15 27 17
26 6 12 3 21
16 23 9 29 7

Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться.

Тренируем память

Ещё один серьёзный момент, влияющий на технику чтения – недостаточно школьника.

Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс.

В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок.

Проводим визуальный диктант

Напечатайте небольшой текст - не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями.

Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик.

Отмечаем результаты!

Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.

К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.

Вебинар по развитию скорочтения у детей:

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

Сегодняшний мир предлагает нам гигантское количество информации и знаний из разных областей, которое нужно уметь быстро и эффективно усваивать. Данный онлайн-курс предназначен для людей, желающих быстро и бесплатно научиться технике скорочтения в домашних условиях. Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.

А если вы хотите освоить технику быстрого чтения как можно быстрее и эффективнее, записывайтесь на нашу .

Сложно себе представить, что еще 20-30 лет назад, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно было пойти в библиотеку, взять книги по интересующей вас теме и там искать желаемые материалы. В наши дни достаточно просто задать соответствующий запрос поисковой системе и получить огромное количество информации по интересующему вас вопросу.

Теперь нет проблемы нехватки информации, но есть проблема ее переизбытка, в котором человек теряется. В современном информационном пространстве нужно уметь ориентироваться, чтобы сделать это пространство полезным для себя. Одним из полезнейших навыков является способность быстро, и главное, с пользой воспринимать информацию, которую мы видим в своих ноутбуках, электронных книгах, iPhone, iPad и во всех прочих источниках информации, в том числе газетах и книгах.

Умение быстро прочитать статью, книгу, учебник, а также понять и усвоить материал позволит вам стать эффективнее, успешнее, чем вы были раньше. И главное, это сэкономит ваше время, которое становится одним из важнейших ресурсов. В данном разделе собраны полезные материалы о том, как овладеть техникой скорочтения с высоким уровнем эффективного восприятия информации.

Сегодня потратив время на освоения методов быстрого чтения, завтра вы сможете получать и обрабатывать больше информации, оставаясь хозяином своего сэкономленного времени.

Что такое скорочтение?

Скорочтение (или быстрое чтение ) это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза. (Википедия).

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, в школе Олега Андреева, говорится, что пройдя 2 ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги.

Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении, как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсы, школы, тренинги и специальные центры, а также не читая учебников по быстрому чтению - многих из них вы даже знаете, это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и многие другие. Поэтому попробуйте сначала научиться сами, тем более для вас это ничего не будет стоить.

А как быстро читаете вы?

Предлагаем вам проверить, насколько вы быстро читаете. Для этого прочитайте текст в упражнении ниже и ответьте на несколько вопросов на его усвоение.

Описание курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения. Наиболее полезен такой навык скорочтения для изучения интернет-ресурсов, информационных статей, для чтения газет, журналов, научно-популярной литературы, учебников. Быстрое чтение позволит вам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию - находить ее и запоминать в порядке приоритетности.

Данный тренинг предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). Курс состоит из 5 этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро. Для овладения навыком важно больше практиковаться - читать статьи на интересных вам ресурсах (например, понравившиеся разделы в Wikipedia), читать газеты, журналы, учебники - уделять этому не менее получаса в день дополнительно.

При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете существенно увеличить скорость и качество чтения.

Как учиться читать быстро?

Чтобы научиться читать быстро на этом сайте, просто выполняйте упражнения, описанные в 5 уроках. Если пытаться обобщить различные техники по обучению быстрому чтению, то процесс освоения этим навыком можно разделить на 5 частей (это и есть 5 уроков). Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости вашего чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов.

Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения, если какой-то навык вам дается быстро, то не останавливайтесь долго на данном уроке. Например, многие люди не испытывают проблемы с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше внимания тем урокам и упражнениям, которые:

  1. кажутся вам полезными
  2. вызывают у вас затруднения.

Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части.

5 уроков быстрого чтения

5 навыков, полезных для быстрого чтения, которым вы сможете научиться на нашем сайте:

1. Концентрация внимания (УРОК 1)
Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника. Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать.

2. Подавление артикуляции (проговаривания текста) (УРОК 2)
У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.

3. Совершенствование зрительных навыков (УРОК 3)
Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») - это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.

4. Быстрое чтение и управление информацией (УРОК 4)
Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.

5. Скорочтение и развитие памяти (УРОК 5)
Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.

Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники , видео , тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.

Скорочтение имеет много преимуществ. Вот почему многие люди тратят немало денег, записываясь на курсы скорочтения, в надежде научится этому навыку. Скорочтение требует много практики и методика в основном состоит из скимминга, который работает со скоростью 700 слов в минуту, тогда как средняя скорость чтения составляет около 200-250 слов в минуту.

Скорочтение – это не просто быстрое чтение. Прочитанная информация должна правильно пониматься и сохраняться в памяти. Не нужно говорить, что сегодня мы живем в век информационной перегрузки. Технологии меняются каждый день и для многих необходимо быть в курсе последних новостей и тенденций, и вопрос как научиться быстро читать актуален. Куда бы мы ни посмотрели, повсюду много информации – по телевизору, в Интернете, на журнальных стойках, книжных полках, в брошюрах о продуктах, в самолетах и поездах и так далее. В школах объем информации, которую ученикам необходимо изучить и сохранить в памяти, увеличивается с каждым годом. Обучаясь в колледже, студент вынужден тратить до 4 часов и более каждый день только на чтение.

Скорочтение позволяет оставаться знающим в конкурентных областях, а бонусом являются дополнительные преимущества, оказывающие влияние на различные аспекты нашей жизни:

  1. Тренировка памяти: Мозг похож на мышцу и если мы тренируем его постоянно, он становится сильнее и работает эффективнее. Скорочтение в определенном смысле бросает вызов нашему мозгу, чтобы он работал на более высоком уровне. Тренируя его, чтобы быстрее воспринимать и понимать информацию, совершенствуются и другие области, а именно наша память, которая действует как стабилизирующая мышца и срабатывающая при скорочтении.
  2. Акцентирование внимания: Большинство людей способно прочитывать около 200-250 слов в минуту, что является средней скоростью чтения, но это не так быстро, чтобы освоить всю информацию, предлагаемую в школе, на работе и вообще в жизни. Некоторые люди могут прочитать до 300-400 слов в минуту, хотя и этого недостаточно в современном высококонкурентном и насыщенном информацией мире. Есть две основные причины, почему существует разрыв: традиционный стиль чтения, возможно, не очень эффективен и недостаток внимания. Если мы не сосредоточены на том, что читаем, наш ум занять другими мыслями, тогда как скорочтение помогает акцентировать внимание.
  3. Совершенствование логики: Чтение – упражнение для мозга. Тренируя его при скорочтении, он становится более эффективным в сортировке информации и связи её с другими сохраненными в памяти частями. Чем больше улучшается скорость чтения, тем быстрее происходит этот процесс и автоматически совершенствуется логика, поскольку мы привыкаем скорее реагировать на то, что раньше занимало бы больше времени.
  4. Активная медитация: Чтение в целом расслабляет, помогает уменьшить стресс, избавляет наш разум от забот и других мыслей. Научившись читать быстрее, мы больше поглощены материалом: это заставляет сосредоточиться только на прочитанном тексте, то, что называют активной медитацией. Медитативное состояние, достигаемое в результате деятельности, снимает напряжение и повышает эмоциональное благополучие.

Каждая книга или статья, будь то художественная литература, или научная литература, помогает изменять наше осознание, и мы начинаем видеть большие глубины в нашей жизни, что в свою очередь усиливает уверенность в себе.

Обучение быстрому чтению может научить перестать произносит слова в уме во время чтения (то, что называется субвокализация, когда мы слышим собственный голос в уме), улучшит понимание и сосредоточенность на том, что мы читаем.

Скорочтение — что это такое?

Скорочтение – возможность увеличить скорость чтения с помощью определенных методов и инструментов. Методы скорочтения включают фрагментирование и минимизацию субвокализации. Многие доступные программы обучения скорочтению – книги, видео, программное обеспечение, семинары.

Скорочтение включает две основные техники:

  • скимминг;
  • сканирование.

Скимминг – инструмент, который лучше работает с фактическим материалом (нехудожественной литературой), относится к поиску общих идей. Он представляет визуальный поиск предложений на странице, чтобы найти подсказки к основной идее, это может означать чтение начала и конца текста для сводной информации, а затем, при необходимости, первого предложения каждого абзаца, чтобы быстро определить, стоит ли искать еще больше деталей, как это определено вопросами или целью чтения.

Многие люди думают, что скимминг – случайный процесс, когда глаза направлены куда-то, без определенности. Но для эффективного просмотра должна быть структура, важнее то, что прочитываешь, чем то, что пропускаешь.

Сканирование – процесс, направленный на поиск информации, используя при этом карту ума, сформированной из скимминга (упорядочивая информацию визуально иерархическим образом, который демонстрирует взаимосвязь информации для лучшей возможности поиска). Сканирование включает основной пункт, заголовки, факты или важные фрагменты информации.

Чтобы сканирование было успешным, мы должны понимать, как структурирован материал и что мы читаем, чтобы мочь найти конкретную информацию, которая нам необходима.

Скорочтение – навык, отточенный практикой. В практике скорочтения это делается через несколько процессов чтения: предварительный просмотр, обзор, чтение, просмотр и повторение; посредством путем упражнений чтения и отзыва (записи краткого резюме или ментального очертания).

Секрет великих людей

Правильный подход помогает повысить скорость чтения, с которой человек полностью понимает прочитанное. Школьная учительница и исследователь Эвелин Вуд была первой, кто начал обучать методу повышения скорости чтения, сначала в университете Юты. В 1959 году методика о том, как можно быстро научиться читать, была представлена в Вашингтоне. «Динамичное чтение» включает обучение чтению сразу нескольких слов и пониманию их с первого взгляда, а также развитие способности читать слова не только по горизонтали, но и по вертикали.

Вуд была достаточно минута, чтобы прочитать 2700 слов, разделяя характерные черты прочитанного на странице; не слева направо, не отдельных слов, а читая группы слов или полных мыслей, избегая непроизвольного перечитывания материала. Разрабатывая программы, она, в конечном итоге, установила методологию использования пальца или указателя, чтобы помогать отслеживать строки текста, исключив при этом вокализацию. Среди тех, кто изучал навыки скорочтения Вуд, был американский президент Джон Ф. Кеннеди, заядлый читатель. Впоследствии многие сотрудники Белого дома в администрациях Кеннеди, Форда, Картера взяли курс на программу скорочтения Эвелин Вуд.

Метод скорочтения, обнаруженный Эвелин Вуд, известен как мета-ориентирование (мета-гид). Техника включает использование визуального руководства или указателя, чтобы усилить фокусировку и помочь движению глаз. Он эффективно направляет наши глаза на место, где мы находимся в тексте, и помогает увеличить скорость чтения. Самым простым указателем является палец, с помощью которого можно проследить слова, что мы прочитываем. Утверждается, что мета- ориентирование уменьшает субвокализацию, тем самым ускоряя чтение. Формами мета-гидов могут быть ручка, карандаш или лист бумаги, который направляет зрение, охватывает слова, которые уже прочитаны, чтобы уменьшить отвлечение внимания и исключить перечитывание.

Самым быстрым читателем в мире был признан Говард Стивен Берг, благодаря передовым методам ускоренного обучения, как научиться читать быстро и правильно, которые он разработал, превращающие информационную перегрузку в информационные активы. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса 1990 года благодаря тому, что читает со скоростью 25 000 слов в минуту и пишет более 100 слов в минуту.

Считается, что те, кто способен прочитать 10000 слов в минуту, сохраняя при этом понимание и запоминание, относятся к категории аутистов, как Ким Пик – ученый-аутист, вдохновивший на создание персонажа Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».

Методом для понимания прочитанного является процесс SQRRR или SQ3R, введенный американским ученым в области образования Фрэнсисом П. Робинсоном в книге «Эффективное исследование» 1946 года. Пять этапов: просмотр (survey), вопрос (question), чтение (read), повторение (recite) и обзор (review). Он предлагает эффективный и активный подход к чтению учебного материала. Был создан для студентов и во всем мире используется учащимися, чтобы лучше понять и запоминать, что они читают.

Что тормозит чтение?

Типы чтения сильно влияют на скорость чтения. Большинство людей, научившись читать слово за словом ещё в детстве, никогда не задумывались о совершенствовании этого метода. Но для некоторых из нас чтение является неизбежной частью жизни, и научиться скорочтению означает помощь во многом, главное легко справляться с заданиями. Конечно, важно делать это правильно.

Во время чтения большинство людей смотрят на слово или группу слов и проговаривают прочитанное в уме, перед тем, как перейти к следующему слову, пока не приходят к концу предложения или абзаца.

Важно сказать о фиксации, которая сама по себе не является привычкой, а тем, что наши глаза делают естественно. Но когда это сделано неправильно, фиксация приводит к неэффективному прочитыванию. Звучит несколько странно, но прежде надо понять, что такое фиксация.

Прежде чем какие-то образы появляются в уме, глаза перестают двигаться. Фиксация – в основном означает эту способность глаз. Размер того, на что мы смотрим, не имеет значения, как неважно и то, насколько близко или далеко оно находится. Если бы не было этой возможности, все, на что мы смотрели бы, казалось одним большим пятном.

Тот же принцип применим к словам, которые мы читаем. Чтобы глаза видели слова, которые мы стараемся прочитать, они должны часто останавливаться на словах в каждом предложении. Фиксации, которые также называются остановками для глаз, происходят бесчисленное количество раз в день. И большую часть времени мы даже не понимаем, что это происходит. Вместе с фиксациями работают и другие вещи, которые известны как саккады. Это быстрые прерывистые движения глаз, когда они останавливаются, а затем меняют фокус при «прыжке» с одной точки на другую. Когда глаза останавливаются или фиксируются на слове, короткая пауза дает мозгу возможность понять слова.

При фонетическом прочитывании наши глаза останавливаются или сосредоточиваются почти на каждом прочитанном слове, после чего требуется время, чтобы расшифровать каждое, прежде чем перейти к следующему.

Мысленное проговаривание

Ментальное чтение или тихая речь (субвокализация) – проговаривание в уме каждого слова. Самая медленная форма чтения. Но субвокализация – естественный процесс при чтении, который помогает уму получать доступ к значениям, чтобы понимать и запоминать прочитанное, что потенциально снижает когнитивную нагрузку. Мысленное проговаривание характеризуется незначительными движениями гортани и других мышц, участвующих в артикуляции речи.

Те, кто двигает губами во время чтения, делают то, что называется «озвучиванием» слов, когда они их прочитывают. Есть и более утонченные читатели с субвокализацией, они «слышат» слова в уме во время чтения. То, что они слышат, похоже на шепот, который продолжается, пока глаза продолжают читать.

Причина, по которой люди мысленно проговаривают прочитанное, возвращает в детский возраст, в те дни, когда они только учились читать в начальной школе, фонетически, разделяя слово на слог.

Процесс произнесения или прослушивания слов во время прочтения – хороший способ убедить себя в том, что мы озвучиваем правильно. Но субвокализация работает хорошо для малыша, который учится читать, не для взрослого человека, ему нет необходимости задействовать мозг, глаза, уши и рот для чтения. Глаза и мозг вполне способны читать и понимать все сами по себе.

Регрессия, перечитывание, возвращение к тому, что уже прочитано – все это означает одно и то же. Регрессия – процесс движения назад, хотя иногда его сложно избежать, когда чтение носит академический или технический характер. Но чаще всего люди, когда читают, регрессируют по привычке. Такой тип регрессивного чтения называется неосознанной регрессией и обычно происходит потому, что наш мозг неправильно воспринял информацию с первого раза по какой-то причине.

Регрессия на сознательном уровне означает, мы знаем, что не поняли, что читаем или упустили что-то действительное важное в прочитанном. Поэтому мы вынуждены возвращаться к прочитанному в поисках пропущенного смысла.

Иногда регрессия вызвана субвокализацией. Когда мы мысленно проговариваем слова, наши глаза и органы артикуляции не всегда прогрессируют с одинаковой скоростью, то есть глаза «бегут» впереди гортани.

Для некоторых людей необходимость перечитывать ничем не отличается от необходимости по несколько раз проверять, выключили ли они духовку. В этой ситуации регресс представляет форму компульсивного поведения.

Периферическое зрение – способность, которая включает восприятие того, что происходит по обе стороны от нас, выше или ниже, за пределами вашего макулярного зрения. Чтобы улучшить этот аспект нашего зрения можно смотреть на оживленную сцену (возможно, на экране телевизора или компьютера) с головой, повернутой в одну сторону (практикуя поворот слева и справа).

В контексте скорочтения – принятие более одного слова за раз, прочитывание при одном взгляде группы из 4-16 смежных слов. Периферийное зрение позволяет читать с меньшим количеством глазных фиксаций, потому что кругозор расширяется, мы можем видеть, читать и обрабатывать больше слов одновременно. Вместо того чтобы читать слово в слово, мы может перепрыгнуть вперед на несколько слов и читать группами. На примере это выглядит так: мы должны сосредоточиться на слове или словах в центре предложения и полагаться на периферийное зрение для восприятия слов, расположенных с обеих сторон страницы.

Можно ли освоить быстрое чтение в домашних условиях?

Ключом к обучению любого навыка является практика. Чтобы преуспеть в скорочтении, необходимо постоянно практиковаться. Как научиться скорочтению в домашних условиях? Начинайте с простого текста или знакомой информации. К текстам, которые помогают в отработке навыка, относятся юридические отчеты, технические документы, электронные письма.

Как научиться скорочтению самостоятельно?

Чтобы научиться скорочтению, важно применять структурированные навыки и известные методы. Перед тем как начать скорочтение, было бы неплохо измерить текущую скорость чтения, чтобы можно затем отметить прогресс.

Упражнения для развития навыка быстрочтения

При скорочтении читатели используют методы, включающие поиск ключевых слов, которые содержат суть написанного.

Простой метод, который использует каждый малыш, что учиться читать, отлично подходит и для взрослых, чтобы улучшить скорость чтения. Однако хитрость заключается не только в том, чтобы указать, но и сделать это быстро. Палец действует как «ищейка» для глаз, это не только помогает оставаться сосредоточенным, но и задает темп чтению. С каждым разом старайтесь увеличивать скорость чтения.

Устраняем артикуляцию

Каждый малыш, когда учится читать в пять лет, шепчет слова или произносит их тихо. На следующем уровне, когда ему уже, возможно, семь, несмотря на то, что он читает про себя, все ещё шевелит губами (как будто произносит вслух каждое слово). Взрослыми мы проговариваем слова в уме, но субвокализация не позволяет нам читать быстрее. Но чтобы освоить быстрое чтение как научиться заглушать этот голос внутри? Помогает прослушивание музыки во время чтения. Это влияет на понимание и вскоре можно заметить, что усиливается концентрация. Как ни парадоксально, музыка, которая раньше мешала, поможет сосредоточиться и быстрее научиться скорочтению.

Способ «зеленой точки»

Практика созерцания «зеленой точки» предлагает многие положительные эффекты: стабильность внимание, усиливается зрительское восприятие, расширяется поле зрения, улучшается концентрация внимания, помогая сосредоточиться на главном. Упражнение, благодаря которому тренируется внимание и периферическое зрение, основывается на аутогенном погружении и требует особого настроя, так же, как и времени для его освоения.

Учимся догадываться

Ключевые слова могут быть разбросаны по всему абзацу, поэтому они создают шаблон разброса, который передает смысл текста читателю. Размах глаз в среднем охватывает 3-5 слов, как по горизонтали, так и по вертикали. Как только глаз видит слово, мозг начинает процесс понимания. Наш мозг обладает способностью заполнять детали, и это то, чему может научать скорочтение – выделять важные части, позволять уму заполнять пробелы для полного понимания.

Тренируем тарабарщину

Тарабарщина основана на чтении палиндромических словосочетаний и фраз; по степени сложности – от буквенных к словесным. Затем можно приступать к чтению справа налево с использованием специальных книг, которые можно найти в электронных библиотеках.

Чтение верх ногами

Особенностью опыта чтения перевернутого текста является то, что изменяются или приобретаются факторы, относящиеся к восприятию. Перед тренировкой перевернутое чтение характеризуется длительным временем прочитывания и малой скоростью слов в минуту, при этом движения глаз демонстрируют большую фиксацию и регрессивные саккады. Но обучение частично или полностью изменяет эти эффекты, при этом лучшие результаты, как правило, достигаются при чтении вслух.

Способ «тик-так»

Сначала просмотрите текст и найдите важные моменты. Уловите заголовки и подзаголовки; прочитайте первый и последний абзацы нескольких глав; привыкнете к стилю писателя. Научитесь определять основные идеи после скорочтения, пропуская несущественную информацию.

Невозможно запомнить все, даже если в совершенстве научишься скорочтению, поэтому научитесь извлекать то, что соответствует вашим потребностям.

Чтение по диагонали

Зигзагообразная техника скорочтения представляет сканирование текста, то есть не видеть каждое слово, а бегло просматривать текст и выбирать основные идеи. Пальцем или ручкой скользим по тексту по диагонали, слева направо, пересекая два-три предложения, затем «сползаем» к следующим двум-трем предложениям, справа налево. Метод не рекомендуется для материалов, требующих очень внимательного прочтения.

Слово как картинка

Фоточтение – это продвинутый уровень в эволюции скорочтения, представляющий целую систему. Идея заключается в том, чтобы поставить себя в измененное состояние, используя принципы, подобные медитации (успокоить разум, сконцентрироваться, изменить зрительный фокус), когда мы можем воспринимать информацию, лишь просматривая страницу в течение 1-2 секунд, не минут.

Интересные упражнения для развития техники

Незнание значения слова замедляет чтение. Чем шире наш словарный запас, тем меньше времени нам нужно на то, чтобы остановиться и посмотреть значения неизвестных слов. Поэтому в свободное время, неплохо изучать новые и незнакомые слова, что повысить не только навыки скорочтения, но и общий интеллект.

При прочитывании каждой страницы или нескольких абзацев делайте короткую паузу, в течение которой вспомните все, что прочитали. Напишите на полях несколько ключевых слов – то поможет с пониманием материала.

Со скольки лет можно учить детей скорочтению?

Как быстро научиться читать ребенку? Возможно, осторожный родитель решит, что быстрочтение является вторичным по отношению к обучению основам чтения. Но проблема и заключается в том, что большинство детей никогда не выходят за рамки базовых навыков чтения, тому чему учит школа, не дом, и рано привыкают к таким факторам как субвокализация и регрессия, эволюционируя с ними во взрослую жизнь. Вот почему важно с самого начала учить правильным навыкам чтения, предложить детям инструменты и ноу-хау для скорочтения без ущерба для понимания.

В каком возрасте начинать обучать ребенка скорочтению? Ответ зависит от того каков умственный возраст ребенка (не хронологический), но, как правило, рекомендуют следующее. Как только дети овладеют базовыми навыками чтения (т. е. научились читать материалы, соответствующие возрасту), им будет полезно выучить различные навыки чтения/мышления: причинно-следственная связь, умозаключение, правильный посыл или мораль текста, построение словарного запаса, работа с незнакомым словарным запасом и как научиться быстро читать вслух, и различным подходам к чтению. Хорошо, если ребенок научился читать ради удовольствия, даже один, потому что это помогает собирать информацию о том, как работает язык, и получать самостоятельный опыт для навыков скорочтения.

Как научиться скорочтению самостоятельно и преуспеть:

При обычном чтении в среднем темпе понимание текста составляет почти 100%. Несмотря на то, что скорость чтения в два или даже три раза выше средней скорости, иногда утверждается, что понимание текста поставлено под угрозу. Но это может быть правдой в некоторой степени, как правило, с людьми, которые только изучают методы скорочтения. Требуется время и практика! Для простого текста возможно хорошее понимание, но когда речь идет о сложном тексте или незнакомых идеях и концепциях… вычислительные возможности мозга ограничены, и он может не справиться со всей информацией, которая ему брошена.

Вконтакте



gastroguru © 2017