Выбор читателей
Популярные статьи
Клеточная теория - обобщенные представления о строении, размножении клеток и их роли в формировании многоклеточного организма.
1665 год Роберт Гук - наблюдение клетки
1838 Теодор Шванн - обобщение наблюдений
Клетка - это ограниченная активной мембраной, упорядоченная структурированная система биополимеров и их макромолекулярных комплексов, участвующих в единой совокупности метаболических и энергетических процессов, осуществляющих поддержание и воспроизведение всей системы.
Клетка - самоподдерживающаяся и самовоспроизводящаяся система биополимеров
Клетка - элементарная единица живого.
Клетка - единая система, включающая множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой целостное образование, состоящее из сопряженных функциональных единиц - органелл или органоидов (компартментов).
Гомологичность. Клетки сходны (гомологичны) по основным свойствам и строению.
Деление клеток (клетка от клетки). Клетки увеличиваются в числе путем деления исходной клетки после удвоения ее генетического материала.
Многоклеточный организм представляет собой новую систему, сложный ансамбль из множества клеток, объединенных и интегрированных в системы тканей и органов, связанных друг с другом с помощью химических факторов, гуморальных и нервных (молекулярная регуляция). Клетка в многоклеточном организме - единица функционирования и развития.
Тотипотентность. Клетки многоклеточных организмов тотипотентны - равнозначны по генетической информации, но отличаются экспрессией генов. Это приводит к дифференцировке клеток (морфологическое и функциональное разнообразие)
Прокариотические клетки - клетки бактерий и сине-зеленых водорослей
(как правило) Клеточная стенка/оболочка
Плазматическая мембрана - белково-липидная структура, отделяющая содержимое клетки от внешней среды.
Цитоплазма - внутренняя среда клетки.
Нуклеоид - структура неправильной формы с генетическим материалом.
Внутриклеточные мембранные системы - развиваются за счет плазматической мембраны.
Эукариотическая клетка - клетка, содержащая морфологически выраженное ядро.
Плазматическая мембрана - барьерно-рецепторно-транспортная система клетки.
Клеточное ядро - система хранения, воспроизведения и реализации генетической информации
Цитоплазма - внутреннее содержимое клетки. Компоненты цитоплазмы - гиалоплазма и органеллы.
Гиалоплазма - растворимый компонент цитоплазмы, система основного промежуточного обмена.
Органеллы:
Мембранные органеллы (компартменты):
Одномембранные :
вакуолярная система - система синтеза и внутриклеточного транспорта белковых биополимеров и генезиса многих клеточных мембран (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли)
Двумембранные :
митохондрии - органеллы энергообеспечения клетки за счет синтеза АТФ
пластиды растительных клеток - система синтеза АТФ и
Немембранные органеллы:
цитоскелет - опорно-двигательная система клетки (микротрубочки, микрофилламенты)
Наличие ядра
Развитая система связанных друг с другом мембранных органоидов
Большой размер
Плазматическая мембрана с функцией переноса веществ из клетки в клетку.
Схожесть основных биохимических процессов ( , РНК, репликация ДНК и др.)
КЛЕТКА – ЭЛЕМЕНТАРНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРО- И ЭУКАРИОТИЧЕСКИХ КЛЕТОК.
Клетка – основная структурно – функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Клетка может существовать как отдельный организм (бактерии, простейшие, некоторые водоросли и грибы) или в составе тканей многоклеточных животных, растений, грибов. Лишь вирусы представляют собой неклеточные формы жизни, способные осуществлять свой жизненный цикл только внутри клеток хозяина. Представление о клетке как элементарной структуре живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX в. в результате микроскопических исследований.
^ Клеточная теория.
Клеточная теория – это обобщенные представления о строении клеток как единиц живого, об их размножении и роли в формировании многоклеточных организмов.
Появлению и формулированию отдельных положений клеточной теории предшествовал длительный (более трехсот лет) период накопления наблюдений над строением различных одноклеточных и многоклеточных организмов растений и животных. Этот период связан с развитием и усовершенствованием различных оптических методов исследования.
Клеточная теория была сформулирована ботаником М. Шлейденом и зоологом Т. Шванном в 1838-1839 г.г. В 1858 г. Р. Вирхов обосновал принцип преемственности клеток путем деления («каждая клетка из клетки»). Создание клеточной теории стало важнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства живой природы.
Клеточная теория постулирует:
Клетка – элементарная единица живого;
Клетки разных организмов гомологичны по своему строению;
Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки;
Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.
С современных позиций можно добавить еще одно положение:
^ Клетка – элементарная единица живого.
Живому свойственен ряд совокупных признаков, таких, как способность к воспроизведению (репродукции), росту, использование и трансформация энергии, метаболизм (ассимиляция и диссимиляция), возбудимость, раздражимость, изменчивость и др. Такую совокупность признаков можно обнаружить на клеточном уровне. Нет меньшей единицы живого, чем клетка. Можно выделить из клетки отдельные ее компоненты или молекулы и убедиться, что многие из них обладают специфическими функциональными особенностями, но только клетка в целом является наименьшей единицей, обладающей всеми свойствами живого.
^ Клетки разных организмов гомологичны по своему строению .
Термин «гомологичность» обозначает сходство по коренным свойствам и отличие по второстепенным. Гомологичность строения клеток наблюдается внутри каждого из типов клеток: прокариотическом и эукариотическом. Хорошо известно разнообразие клеток как бактериальных, так и высших организмов. Такое одновременное сходство строения и разнообразие форм определяется тем, что клеточные функции можно подразделить на две группы: обязательные и факультативные. Обязательные функции, направленные на поддержание жизнеспособности самих клеток, осуществляются специальными внутриклеточными структурами, сходными у разных типов клеток.
Различие клеток связано со специализацией их функций, с развитием особых клеточных аппаратов (например, фибриллярные компоненты в мышечных клетках, тигроид и отростки со специальными структурами передачи нервного импульса (синапс)).
^ Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки.
Формулировка этого положения связана с именем Р. Вирхова. Размножение клеток прокариотических и эукариотических организмов происходит только путем деления исходной клетки, которому предшествует воспроизведение ее генетического материала (редупликация ДНК).
Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальыми и нервными формами регуляции
Действительно, клетка – это единица функционирования в многоклеточном организме. Но клетки объединены в функциональные системы, в ткани и органы, которые находятся во взаимной связи друг с другом. Специализация частей многоклеточного организма, расчлененность его функций, дают ему большие возможности приспособления для размножения отдельных индивидуумов, для сохранения вида.
^ В клетке содержится вся генетическая информация о строении и функциях организма.
Этот постулат появился после изучения строения и функций ДНК, которая является носителем генетической информациии клетки.
^
Ш. Химический состав клетки.
Клетки живых организмов сходны не только по своему строению, но и по химическому составу. Сходство в строении и химическом составе клеток свидетельствует о единстве их происхождения.
По составу входящие в клетку вещества делятся на органические и неорганические.
^ II. 1. Неорганические вещества.
На первом месте по массе в клетке стоит вода (примерно 2/3 массы клетки). Вода имеет огромное значение в жизнедеятельности клетки. Многие элементы в клетках содержатся в виде ионов. Чаще всего встречаются катионы: K+, Na+, Ca2+ Mg2+, и анионы: H2PO4-, Cl-, HCO3-. Содержание катионов и анионов в клетках обычно значительно отличается от содержания их во внеклеточной среде.
Минеральные соли (например фосфат кальция) могут входить в состав межклеточного вещества, раковин моллюсков и обеспечивать прочность этих образований.
^ III.2. Органические вещества.
Характерны только для живого. Органические соединения представлены в клетке простыми малыми молекулами (аминокислоты, моно- и олигосахариды, жирные кислоты, азотистые основания), и макромолекулами биополимеров (белки, липиды, полисахариды, нуклеиновые кислоты). Молекулы биополимеров состоят из повторяющихся низкомолекулярных соединений (мономеров), ковалентно связанных между собой.
1.
Белки
Белки имеют другое название - протеины («протос» - первый, главный, греч.) что подчеркивает их первостепенное значение для жизни.
В отличие от обычно встречающихся веществ белки обладают рядом существенных особенностей. Прежде всего, у них огромная молекулярная масса. Молекулярная масса такого органического вещества, как этиловый спирт, равна 46, уксусной кислоты - 60, бензола - 78 и т. д. Молекулярная масса одного из белков яйца равна 36 000; а одного из белков мышц достигает 1500 000. Ясно, что по сравнению с молекулами спирта или бензола и многих других органических соединений молекула белка - великан. В ее построении участвуют тысячи атомов. Для того, чтобы подчеркнуть гигантские размеры такой молекулы, ее обычно называют макромолекулой («макрос» - большой, греч.).
Среди органических соединений белки самые сложные. Они относятся к группе соединений, называемых полимерами. Молекула любого полимера представляет собой длинную цепь, в которой многократно повторяется одна и та же сравнительно простая структура, называемая мономером. Если обозначить мономер буквой А, то структура полимера может быть записана так: А-А-А-А-А-А-А. В природе, кроме белков, существует много других полимеров, например: целлюлоза, крахмал, каучук, нуклеиновые кислоты и др. В последние годы химики создали множество искусственных полимеров: полиэтилен, капрон, лавсан и пр. Большинство природных полимеров и все искусственные построены из одинаковых мономеров, и их структура именно такая, как на приведенной выше схеме. Белки же, в отличие от обычных полимеров, построены хотя и из сходных по структуре, но не вполне одинаковых мономеров.
Мономерами белка являются аминокислоты. В составе белковых полимеров обнаружено 20 различных аминокислот. Каждая аминокислота имеет особое строение, свойства и название. Для того чтобы понять, в чем состоит сходство между аминокислотами и чем они отличаются друг от друга, ниже даны формулы двух из них:
H
3
C NH
2
CH CH NH
2
CH – CH
2
– C – COOH C – OH C – CH
2
– C - COOH
CH
3
H HC HC H
Лейцин Тирозин
Как видно из формул, в каждой аминокислоте содержится одна и та же группировка:
H – C – NH
2 COOHУрок биологии в 8 классе
Тема: Клеточное строение организма.
Задачи:
сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);
сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;
продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;
развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное;
совершенствовать логическое мышление.
Ход урока:
Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока.
Изучение новой темы.
Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.
Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов . (Запись в словарь).
Как и все живые организмы, части и органы тела человека построены из клеток.
Свойства клеток :: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.
Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции. Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).
По форме выделяют клетки:
С отростками
Веретенообразные
Круглые
Плоские.
Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).
Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.
Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана . Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.
Ядро – важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.
Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.
Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. (запись в словарь).
Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека.
Презентация: органоиды клетки.
Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником)
Эндоплазматическая сетьА)гранулярная (шероховатая)
Б) агранулярная (гладкая)
Система трубочек
На поверхности – рибосомы
Гладкая поверхность
Синтез белка
Синтез гликогена и жиров
Рибосомы
Самые маленькие органоиды округлой формы
Образование белка
Аппарат Гольджи
Трубочки и цистерны
Накопление и транспортировка веществ
Митохондрии
Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки
Образование энергии (АТФ)
Лизосомы
Округлые тельца
Расщепление веществ
Выполнение лабораторной работы «Строеиие клетки» ( в раб. тетр. зад.20 на стр. 18)
Работа в парах, учащиеся рассматривают микропрепараты клеток эпителиальной ткани, соединительной ткани (клеток крови), нервной клетки, мышечной ткани.
Закрепление.
Выполнение интерактивного задания с
Определите органоиды клетки (рисунок).
Подведение итога урока.
Сообщение домашнего задания.
Тема: Клетка элементарная единица жизни.
Вид урока: урок применения знаний.
Форма урока: комбинированный урок.
Цель: расширить знания по теме «Клетка элементарная единица жизни». Изучить строение и функции плазматической мембраны. Сравнить строение растительной и животной клеток найти черты сходства и отличия.
Оборудование: презентация, микроскопы, микропрепараты растительной и животной клеток.
Задачи:
1. Образовательные:
более подробно изучить историю открытия клетки и возникновения клеточной теории;
обобщить и закрепить знания учащихся о строении растительной и животной клеток;
рассмотреть строение и функции плазматической мембраны;
сравнить строение растительной и животной клеток, найти черты сходства и отличия.
2. Развивающие:
способствовать развитию общеучебных и общебиологических навыков: наблюдения, сравнения, обобщения и формулирования доказательств и выводов;
развитию умения находить ошибки, объяснять их;
работать с дополнительной литературой и выполнять творческие задания;
3. Воспитательные:
содействовать формированию материалистического представления учащихся о научной картине мира;
показать важность научных открытий в жизни общества и развитии науки биологии;
содействовать эстетическому развитию учащихся через использование наглядных материалов урока;
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала:
Урок я хочу начать словами ученого имя которого вам известно. Послушайте и ответьте на вопросы : (слайд)
- Кому принадлежат эти слова?
- Что вы можете сказать о деятельности этого человека?
«Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него… Острый как бритва перочинным ножом… Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло… стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не одной только пробке.» (слайд)
Ответ учащихся:
Эти слова принадлежат английскому ученому Роберту Гуку. Он рассматривал срез пробки растения. Именно Гук в 1665г открыл клетку. (видеофрагмент №1)
Немного подробнее об этом открытии расскажет... (сообщение 3 мин)
Первым человеком, увидевшим клетки, был английский ученый Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). (слайд)
В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.
Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, похожие на пчелиные соты, построенные из ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). Фактически Роберт Гук увидел только оболочки растительных клеток.
(слайд)
В 1680 году голландский мастер Антони ван Левенгук (1632–1723) с помощью микроскопа с увеличением в 270 раз впервые увидел в капле воды «зверьков» - движущиеся живые организмы - одноклеточные организмы (бактерии).
Первые микроскописты вслед за Гуком обращали внимание только на оболочки клеток. Понять их нетрудно. Микроскопы в то время были несовершенны и давали малое увеличение.
(слайд)
Длительное время основным структурным компонентом клетки считалась оболочка. Лишь в 1825 году чешский ученый Я.Пуркине (1787-1869) обратил внимание на полужидкое студенистое содержимое клеток и назвал его протоплазмой (теперь ее называют цитоплазмой).
(слайд)
Только в 1833 г. английский ботаник Р. Броун (1773-1858), первооткрыватель хаотического теплового движения частиц (названного впоследствии в его честь броуновским), открыл в клетках ядра. Броун в те годы интересовался строением и развитием диковинных растений - тропических орхидей. Он делал срезы этих растений и исследовал их с помощью микроскопа. Броун впервые заметил в центре клеток какие-то странные, никем не описанные сферические структуры. Он назвал эту клеточную структуру ядром.
Итак, клетка была открыта и ученые приступили к ее исследованию. Давайте вместе сформулируем определение, что такое клетка? (видеофрагмент №2)
Клетка – наименьшая структурная единица организма растений и животных. Клетка от греч. “hitos” – полость. (слайд)
Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Клеточное строение - один из общих признаков всех живых организмов. Это положение получило развитие в клеточной теории М. Шлейдена и Т. Шванна. (видеофрагмент №3)
Об истории возникновения клеточной теории кратко расскажут... (выступления учащихся) (слайд)
Немецкий ботаник М. Шлейден установил, что растения имеют клеточное строение. Именно открытие Броуна послужило ключом к открытию Шлейдена. Дело в том, что часто оболочки клеток, особенно молодых, видны в микроскоп плохо. Другое дело - ядра. Легче обнаружить ядро, а затем уж оболочку клетки. Этим и воспользовался Шлейден. Он начал методично просматривать срезы за срезами, искать ядра, затем оболочки, повторять все снова и снова на срезах разных органов и частей растений. После почти пяти лет методичных изысканий Шлейден закончил свою работу. Он убедительно доказал, что все органы растений имеют клеточную природу.
Шлейден обосновал свою теорию для растений. Но оставались еще животные. Каково их строение, можно ли говорить о едином для всего живого законе клеточного строения? Ведь наряду с исследованиями, доказывавшими клеточное строение животных тканей, были работы, в которых это заключение резко оспаривалось. Делая срезы костей, зубов и ряда других тканей животных, ученые никаких клеток не видели. Состояли ли они раньше из клеток? Как видоизменялись?
Ответ на эти вопросы дал другой немецкий ученый - Т. Шванн, создавший клеточную теорию строения животных тканей. Натолкнул Шванна на это открытие Шлейден. Шлейден дал в руки Шванна хороший компас - ядро. Шванн в своей работе применил тот же прием - сначала искать ядра клеток, затем их оболочки.
В рекордно короткий срок - всего за год - Шванн закончил свой титанический труд и уже в 1839 г: опубликовал результаты в работе «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», где сформулировал основные положения клеточной теории.
Откройте учебники на странице 50 найдите и прочитайте основные положения клеточной теории и запишите их в тетрадь.
(слайд)
Основные положения клеточной теории:
Клетка является основной структурно – функциональной единицей жизни. Все живое состоит из клеток.
Все клетки схожи по химическому составу, строению и функциям.
Новые клетки образуются путем деления исходных клеток.
Вы многое знаете о клетке из курсов биологии 6, 7, 8 классов. Давайте вспомним строение растительной и животной клетки, выполнив задание на доске.
Вы знаете, что любая клетка состоит из трех частей: мембраны, ядра и цитоплазмы. Более подробно остановимся на строении и функциях плазматической мембраны (работа по слайдам № 12,13,14 презентации). Она образована фосфолипидами и белками. Белки погружены на разную глубину в фосфолипидный слой или расположены на внешней и внутренней стороне мембраны.
Функции:
Через поры в мембране проходят все питательные вещества и выводятся все конечные ненужные продукты;
Обладает односторонней и избирательной проницаемостью;
Обеспечивает взаимосвязь клетки и окружающей среды.
Фагоцитоз – способность мембраны впячиваться внутрь, захватывая твердые частицы.
Пиноцитоз – поступление в клетку через мембрану межклеточной жидкости.
(в ходе объяснения ведется краткая запись в тетрадь).
Но сегодня на уроке мы должны рассмотреть не только строение растительной и животной клеток, но и сравнить их, выделить черты сходства и отличия, сделать выводы.
Поможет вам это сделать еще одно задание: вы видите на доске пустые растительную и животную клетки. Распределите органоиды по клеткам и ответьте на вопросы:
Какие органоиды вы поместили только в растительную клетку?
Какие органоиды вы поместили только в животную клетку?
Какие части и органоиды есть и в растительной и в животной клетке?
Сформулируйте вывод. Что общего в строении растительной и животной клеток? Какие существуют отличия?
(слайд)
В животной клетке есть центриоли. У высших растений в клетках их нет;
В животной клетке отсутствуют пластиды;
Плотная целлюлозная оболочка бывает только у растений;
У растений бывают крупные вакуоли, а у животных они встречаются только у простейших (сократительные).
Лабораторная работа №1
(знакомство с инструктивной карточкой у каждого на столе)
На выполнение лабораторной работы вам дается 7 минут.
Тема: Сравнение растительной и животной клеток. Цель: (сформулируйте самостоятельно и запишите цель лабораторной работы исходя из ее темы) Оборудование: микроскоп, микропрепараты растительной и животной клеток.Ход работы:
Части и органоиды клетки
Выводы по лабораторной работе:
А). О чем может свидетельствовать принципиальное сходство строения клеток растительного и животного организма? Примерный ответ учащихся. (Принципиальное сходство строения и химического состава клеток растений и животных указывает на общность их происхождения, вероятно, от одноклеточных водных организмов.)
Б). О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных? Примерный ответ учащихся. (Животные и растения далеко отошли друг от друга в процессе развития. У них разные типы питания (автотрофный и гетеротрофный), различные способы защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и т.д. Естественно, все это должно было отразиться на строении их клеток.)
3. Закрепление
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели историю открытия и изучения клетки, а так же историю становления клеточной теории, познакомились с её основными положениями. Сравнили строение растительной и животной клеток нашли черты сходства и отличия, сделали выводы. На следующем уроке мы продолжим изучение органоидов клетки более подробно.
А сейчас ответьте на вопросы:
Кто и в каком году открыл клетку?
Что такое клетка?
Кто был основоположником клеточной теории?
Сформулируйте основные положения клеточной теории.
Каково строение плазматической мембраны?
Какие функции выполняет плазматическая мембрана?
Что такое фагоцитоз?
Что такое пиноцитоз?
Перечислите отличия растительной и животной клеток.
Домашнее задание:
Тема урока: Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.
Цель: продолжить формирование знаний о процессах жизнедеятельности клетки.
Задачи:
Образовательные: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.
Развивающие: продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, выделять главное, сравнивать, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, творческое мышление, монологическую речь, умение публично выступать.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, интерес к предмету, чувство коллективизма, навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, сотрудничества.
Ожидаемые результаты: знают процессы жизнедеятельности клеток, умеют разъяснять понятия, обосновывать ответы.
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, интерактивный.
Ключевые идеи: деление клеток, их рост и развитие, специализация, свойства раздражимости и возбудимости.
Оборудование и ресурсы: таблицы, слайдовая презентация, сигнальные карточки, оценочные листы, экран настроения, смайлы, стикеры, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А 3 , А 4.
Этапы урока и стратегии | Действия учителя | Действия учащихся |
||
Введение Тренинг «Подари тепло своей ладони» | Приветствие учителя и психологический настрой. Создание положительного микроклимата, через минутку настроения, программирование учеников на успех. | Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность. |
||
Презентация Деление на группы (1 мин) | Уровень А 1. Красящие вещества растительной клетки называются: а) целлюлозой в) гемоглобином с) клеточным соком д) цитоплазмой е) пигментом 2. Какая структура располагается в цитоплазме клетки на рисунке: а) хлоропласты в) хромосомы д) вакуоль е) вакуоль 3. Дайте определение понятиям: а) цитология - … в) лизосома - … с) рибосома- … Уровень В 4. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками. Уровень С 5. Докажите, что клетка - живая структура. | По цвету стикеров делятся на группы. |
||
Основная часть Работа в группах Составление постера Физминутка Индивидуальная работа | Проблемная ситуация Доказать, что клетка обладает признаками живого организма Определяем цели урока Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах Изучите, обсудите основные процессы жизнедеятельности клетки, заполните таблицу и выступите с отчетом.
А). Творческое задание: Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки, из которых необходимо правильно разложить этапы, проверка на экране. Б). Устно: Какие процессы протекают в клетке? Что общего между вашим организмом и клеткой? Может ли жить одна клетка? Домашнее задание 1.§ 4, вопросы 2.Составить 5 тестовых вопросов | Отвечая на вопросы, решают проблемную ситуацию. Взаимооценивание групп Самооценивание Записывают задание в дневник. |
||
Заключение | Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления Суммативное оценивание Рефлексия Попрошу высказать своё мнение о сегодняшнем уроке Итоги урока | Самоанализ деятельности и самооценка Учащиеся поднимают сигнальные карточки |
Статьи по теме: | |
Заклинания ведьм: настоящие древние ритуалы
В мире вокруг нас очень много такого, что невозможно объяснить с точки... Любовная магия: заговоры и обряды чтобы привлечь любовь Обряды для привлечения любви
Святая Дева Мария всегда благосклонна к молодым девушкам, которые желают... Характеристика Евгения: образ "маленького человека"
В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений - один из... |