Ткани, их строение и функции. Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию с презентацией

Совокупность клеток, сходных по своему происхождению, строению, выполняемой функции и развитию, называется тканью .

Сердечные мышцы, хотя и сходны с поперечно-полосатыми, имеют более сложное строение. Они, так же как и гладкие мышцы, работают вне зависимости от воли человека.

Основными функциями мышечной ткани являются двигатель-ная и сократительная. Под влиянием нервных импульсов мышечная ткань совершает движение и отвечает сокращением.

Нервная ткань

Нервная ткань образует спинной и головной мозг . Она управляет деятельностью всех тканей и органов человека. Нерв-ная ткань образуется клетками двух видов: нервной клетки, или нейрона, и нейроглии.

Нервная клетка (нейрон) бывает двух видов: чувствительная и двигательная. Нейрон имеет различную (круглую, звездчатую, оваль-ную, грушевидную и др.) форму. Его величина также различна (от 4 до 130 микрон). В отличие от других клеток нервная клетка, кроме мембраны, цитоплазмы и ядра, содержит один длинный и несколь-ко коротких отростков. Длинный ее отросток называется аксоном, а короткий — дендритом. Материал с сайта

Длинные отростки чувствительного нейрона, выходя из спин-ного и головного мозга, направляются ко всем тканям и органам и, воспринимая от них раздражение внешней и внутренней среды, передают их в центральную нервную систему .

Длинные отростки двигательного нейрона также отходят от спин-ного и головного мозга и, достигая скелетных мышц тела, гладких мышц внутренних органов и сердца , управляют их движением.

Короткие отростки нервных клеток не выходят за пределы спинного и головного мозга, они связывают одни клетки с други-ми окружающими нервными клетками. Основная функция нервной ткани — двигательная. Под внешним воздействием нервные клетки возбуждаются и передают импульсы соответствующему органу.

Ключевые слова конспекта: ткани, органы, системы органов, типы тканей животных, симметрия.

1. Типы тканей многоклеточных животных

У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани , выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.

Ткань - это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.

Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.

У многих животных эпителиальные ткани формируют железы - небольшие органы, которые выделяют во внешнюю среду различные вещества. Образование выделяемых веществ происходит в эпителиальных клетках.

В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей - выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.

Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь , участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань , в которой запасаются питательные вещества (жир).

Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.

Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.

Схема «Ткани, органы животных»

2. Органы и системы органов

Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.

Орган - это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.

Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов , которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.

Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная - за газообмен, выделительная - за выведение ненужных веществ из организма, половая - за размножение.

Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.

Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.

Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (эндокринная система, иммунная система ).

Поведение животных

Поведение — совокупность направленных активных действий организма в ответ на внешние и внутренние воздействия, возникающие в различных ситуациях.

Рефлекс - опосредованная нервной системой ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды в результате раздражения рецепторов. Безусловные рефлексы - это характерные для данного вида врожденные неизменяемые реакции организма на те или иные воздействия. Условные рефлексы - это индивидуально приобретенные в процессе жизни реакции, выработка которых связана с формированием временных нервных связей в высшем отделе нервной системы.

Инстинкт - совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях.

Это конспект по теме «Ткани, органы и системы органов» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

УРОК №8.

Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства.

Задачи:

    Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека.

    Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц.

    Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы.

    Ориентироваться в микроструктурах по их описанию.

Оборудование: таблица «Ткани».

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость.

2. Работа у доски с таблицей «Строение клетки». Показать главные части клетки и ее органоиды. Указать строение и выполняемые функции 5 компонентов клетки.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

III . Новый материал Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, происхождением и функцией.

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

    Рассмотрите под микроскопом препараты эпителиальной, соединительной, мышечной ткани.

    Зарисуйте схематично в тетрадь.

    Сделайте соответствующие подписи.

Ткань

Рисунок

Место расположения

Функции

Эпителиальная – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойная

Смежные оболочки внутренних органов

Защита, всасывание

Многослойная

Покровы тела

Железистая

Железы внешней и внутренней секреции

Секреторная

Соединительная – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество.

Опорная, защитная, кроветворная

Хрящевая

Скелет, органы дыхания, ушная раковина

Опорная, защитная

Волокнистая

Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами

Опорно-защитная

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная

Полости сердца и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, защитная

Мышечная – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться.

Поперечно-полосатая скелетная

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, пищевод)

Сократительная

Поперечно-полосатая сердечная

Сократительная

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и др. внутренних органов

Сократительная

Нервная – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.

Нейроны + нейроглия

Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна

Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой

Жировая ткань составляет 11% веса мужчины и 23% веса женщины.

Строение нервной ткани:

Нейроглия – вспомогательная роль (опора, питание)

Нейрон = тело + отростки (дендриты + аксон)

Дендрит – отросток, передающий возбуждение к телу нейрона.

Аксон – длинный единственный отросток, передающий информацию от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу.

Синапс – место контакта аксона с клетками, которым он передает информацию

Строение синапса (стр. 38, рис. 16)

IV . Закрепление

Заполнение таблицы «Строение тканей организма»

V . Домашнее задание § 8 , вопр. 5, 6 (п)

Татьяна Саломадина
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Цель :

развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани .

Задачи :

формирование представлений о свойствах различных тканей ;

Актуализация знаний об использовании человеком тканей ;

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Средства :

Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см) : болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. ; наборное полотно, схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, три разрезных картинки с изображением одежды.

Способы :

Создание мотивации, игра на сплочение группы , игра «Собери картинку» , проблемные вопросы, проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов, динамическая пауза, рефлексия.

Предварительная работа :

составление коллекции тканей , рассматривание и сравнения различных образцов, беседы, опыты (ткань состоит из ниток , ткани можно окрашивать , ткань прочная – ее нельзя разорвать, чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» , загадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей » , плетение образцов ткани на детском станке , изготовление бумажных образцов переплетения тканей , д/игры «Одень куклу» , «Что сначала, что потом» и др.

Ход занятия:

Дети, я вам предлагаю отправиться в путешествие в волшебный мир тканей .

А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Этот клубочек знает много интересного о мире ткани .

Как вы думаете, почему?

(ответы детей) (потому что из нитей делают ткань )

Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки и дарить друг другу свое тепло и улыбку.

(передают клубочек)

Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до научно- экспериментального центра «Почемучка» .

Приглашаю вас в лабораторию.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду. Здесь мы не только побеседуем о тканях , но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о ткани .

(ответы : ткань состоит из ниток , ткань бывает натуральная и синтетическая)

Дети, попробуем ответить на такой вопрос

(ответы детей)

Послушайте загадку : Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки-

Над миром пушинки.

Что это за время года, ребята? (ответы детей)

Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему?

(ответы детей : теплая толстая ткань лучше сохраняет тепло)

Опыт 1 :

Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань :

1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода?

(ответы детей)

Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку :

Солнца нет, на небе тучи.

Ветер вредный и колючий

Дует так, спасенья нет

Что такое, дай ответ.

(осень)

Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему?

(ответы детей)

Конечно, ребята, вы правы.

Чтобы провести следующий опыт, нам нужно разделиться на 3 команды.

И поможет нам в этом игра «Собери картинку»

Средства : 3 разрезных картинки из 3 частей.

Ход игры : Каждый ребенок берет по 1 фрагменту картинки и объединяется с детьми в соответствие с сюжетом картинки. Дети делятся на три команды.

Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем , какая же ткань не пропускает воду .

Ребята, сейчас мы попробуем намочить ситец. (Дети опускают ткань в емкость с водой )

Что у нас получилось? (ответы детей)

Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим?

(ответы детей : нет, вода сильно впиталась в ткань )

Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим?

(ответы детей : нужно отжать воду)

Отожмите. Какая стала ткань ?

(ответы детей : мятая, некрасивая, влажная)

А теперь намочите кусок болонья. Поднимите ткань , и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани .

Протрите салфеткой ткань , какой она стала? (Почти сухой)

Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод : Из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

Я предлагаю найти схему опыта, который мы с вами провели, и поместить его на наборное полотно.

Послушайте загадку :

Я соткана из зноя

Несу тепло с собою

Я – реки согреваю

Купаться приглашаю

И любите за это вы все меня

Я – (лето)

Ребята, рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей . Какие ткани не подойдут для летней одежды? Почему.

(ответы детей)

Отложите их в сторону.

Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу.

Как проверить, пропускает ткань воздух или нет ?

Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик . Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо?

(Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через синтетику плохо) .

А как узнать впитывают ли влагу наши ткани ? И здесь вы правы, сразу догадались, что работать придется опять с водой.

На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?

(Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду).

Почему так происходит? Ответы детей : (Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже).

Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали?

(Натуральные ткани пропускают и воздух и влагу, а синтетические хуже.) Вывод : Летнюю одежду лучше шить из натуральных тканей .

Предлагаю вам найти схематичное изображение этих опытов и выложить на наборном полотне.

Пальчиковая гимнастика : «Катюшки»

В деревушке три Катюшки - хлопки в ладоши,

Взяли в руки три катушки, - удары кулачками (попеременно)

Шуре сшили сарафан, - делаем «колечки»

Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам - сжимаем и разжимаем пальцы

Сшили яркие штанишки.

Ребята, хотите еще один эксперимент ?

Поднимите правую руку, а теперь – левую. Молодцы, правильно сделали. Теперь в правую руку возьмите лоскут натуральной ткани (ситец или лен, а в левую – синтетическую ткань . Сожмите оба лоскутка крепко-крепко. Разожмите кулачки и рассмотрите лоскутки. Что произошло? (Натуральные ткани сильно мнутся , а синтетические не мнутся)

Это хорошо или плохо, если ткань не мнется ? (хорошо)

Вывод : Синтетические ткани не мнутся , они прочные и красивые, из них можно шить праздничную одежду.

И опять на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?

Вывод. Теплая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, защищает от холода.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Ребята, на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос : «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось. Получается из нитей клубка сетка-ткань ).

Наша ткань еще очень редкая , она станет более плотной и прочной, когда мы узнаем о тканях еще больше .

Представьте, что наша ткань это волшебный ковер-самолет, встаньте на него, закройте глаза и мы отправимся на ковре-самолете назад в наш родной детский сад.

Урок на тему: «Основные ткани человека» 8 класс

Кабиева А.Ж., сертифицированный

учитель III уровня ,

учитель биологии I категории. СОШ №13, г. Уральск

День

Урок

Название занятия:

Основные ткани человека.

Лабораторная работа № 1. Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей.

Общая цель:

Развить понятия ткань, межклеточное вещество. Дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать связь строения и функции. Продолжить формирование умений работать с микроскопом и фиксировать результаты своих наблюдений.

Ожидаемый результат:

Знают понятия ткань, межклеточное вещество. Умеют характеризовать принцип их строения, показывать связь строения и функции. Умеют работать с микроскопом и фиксировать результаты своих наблюдений.

Тип урока:

Изучение новой темы

Задания:

Самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, работа в парах.

Обратная связь

Работа с интернет-ресурсами

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Учебник, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действия учеников

Вводная часть (3-10мин)

1.Психологический настрой.

А). Тест.

1 вариант:

1.Ядро клетки содержит:

А) ядерный сок В) цитоплазму С) лизосомы Д) митохондрии Е) ЭПС

Г) клеточной мембраной.

2. Функция митохондрий – это:

А) синтез белков В) окисление органических веществ С) синтез липидов

Д) синтез органически веществ Е) синтез крахмала

3. Синтез белков происходит в

А) цитоплазме В) лизосомах С) вакуолях Д) рибосомах Е) гладкой ЭПС

4. В клетках человеческого организма содержатся:

А) 48 хромосом В) 46 хромосом С) 44 хромосомы Д) 23 хромосомы; Е) 22 хромосомы

5 . «Пищеварительная» функция характерна для

А) ядра В) митохондрий С) лизосом Д) ЭПС Е) мембраны

6. Главная роль ДНК в клетке – это:

А) образование клеточной мембраны В) накопление питательных веществ

С) образование белков Д) хранение и передача наследственных признаков;

Е) защита клетки.

7 . Ферменты – это:

А) белки, замедляющие химические реакции в клетке

В) нуклеиновые кислоты, ускоряющие химические реакции в клетке

С) углеводы, ускоряющие химические реакции в клетке

Д) липиды, ускоряющие химические реакции в клетке

Е) белки, ускоряющие химические реакции в клетке

8. Наука о клетке – это

А) цитология В) биология С) гистология Д) анатомия Е) гигиена

9. Способность клетки реагировать на изменение окружающей среды – это:

А) рост В) размножение С) раздражимость Д) развитие Е) дыхание

10. Бывает гладкая и гранулярная (шероховатая):

А) лизосомы В) ЭПС С) ядро Д) митохондрии Е) цитоплазма

Коды ответов:

1 – А 2- В 3 – Д 4- В 5 – С 6 – Д 7 – Е 8 – А 9 – С 10 – В

2 вариант:

Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:

Основные части любой клетки - … и …. В ядре расположены нитевидные образования - ….

Клетка покрыта ….

В цитоплазме расположены мельчайшие структуры - …. .

… называют «силовыми станциями» клетки.

Белки образуются в …

Эндоплазматическая сеть бывает … и ….

Также к органоидам клетки ещё относятся …, … …, … ….

(Ответы: цитоплазма, ядро, хромосомы, оболочка, органоиды, митохондрии, рибосомы, гладкая, шероховатая, лизосомы. Комплекс Гольджи, клеточный центр).

Взаимопроверка.

Шкала оценивания:

«5» - нет ошибок

«4» - 1- 3 ошибки

«3» - 4- 6 ошибок

«2» - более 6 ошибок

Что такое ткань?

Перечислите виды и функции растительных тканей?

Чем отличаются разные ткани друг от друга?

Учащиеся отвечают на вопросы. Работа по учебнику

Основная часть (20 мин)

А). Характеристика тканей.

Как называется наука о тканях? (гистология).

Вспомните определение «ткань»?

Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением (запись в тетрадь).

Работа в парах по заданиям:

Изучите ткани человека по учебнику и ответьте на вопросы:

    Что положено в основу выделения видов ткани?

    Определение видов тканей по рисункам:

Б). Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа № 1

Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей, либо электронной версии «Строение тканей».

Повторить ТБ при работе с колюще-режущими предметам.

Выполнение лабораторной работы

Л.р можно провести её по предложенным ниже заданиям:

1. Полученный препарат ткани рассмотрите под микроскопом. Чтобы лучше различить детали строения ткани, сравните то, что видите под микроскопом, с рисунками и слайдами.

2. Зарисуйте небольшую часть препарата так, чтобы были видны все характерные элементы строения ткани.

3. Рассматривая препарат, обращайте внимание на соотношение клеток и межклеточного вещества, на форму клеток. Определите, какая это ткань, и подпишите названия элементов, ее строения, видимых на рассматриваемом препарате.

Письменно ответьте на вопросы:

А) Чем отличается строение соединительной ткани от эпителиальной?

Б) Чем отличается плотная соединительная ткань от рыхлой?

В) В ротовой полости находятся многослойный эпителий, а в кишечнике однослойный. Какое это имеет значение для выполнения свих функций этими органами?

Учащиеся в парах формулируют вопросы новой теме и задают их по цепочке друг другу.

Изучают ресурсный материал.

Работа с учебником.

Подведение итогов (5 мин)

Закрепление: работа индивидуальная с взаимопроверкой

Составьте синквейн.

    Ткани.

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Рефлексия

Выбираем лимон или клубнику

индивидуальная работа

Анализ занятия (самоанализ)

Оценивание практического занятия:

Формативное,

Самооценка,

Взаимооценка.

Изменения по уроку

Приложение №1:

1. Гистология – наука о тканях.

2. Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.

3. Эпителиальная ткань - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Виды: железистый, однослойный, многослойный, мерцательный (ресничный). Функции: защитная, всасывающая, секреторная. Рис 1.

4. Соединительная ткань - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Виды: костная, хрящевая, жировая, кровь, волокнистая. Функции: опорная,

защитная, кроветворная, запасающая, дыхательная, транспортная. Рис 2.

5. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться. Виды: поперечнополосатая (скелетная и сердечная) и гладкая.

Функция: сократительная. Рис 3.

6. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение. 4.

Рисунок 1 Рисунок 2


Рисунок 3 Рисунок 4


Приложение 2:

Таблица 1. Группы тканей человеческого организма

Группа тканей

Виды тканей

Строение ткани

Местонахождение

Функции

Эпителий

Плоский

Железистый

Мерцательный (ресничный)

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу.

Однослойный. Покровный.

Железистые клетки, вырабатывающее секрет.

Однослойный. Железистый.

Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками). Однослойный. Покровный.

Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов, плевра, брюшина.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути, спинномозговой канал, желудочки мозга, яйцеводы

Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи).

Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного соков, гормонов).

Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли), организует ток жидкости, перемещение яйцеклетки.

Реабсорбция при образовании вторичной мочи, выделение слюны, секретов с гормонами. Слизистая оболочка желудка и кишечника. Защитная, покровная, терморегулирующая. Растягивается у органов, изменяющих свой объем.

Нервная

Нервные клетки (нейроны)

Нейроглия

Тела нейронов разнообразные по форме и величине, до 0,1мм в диаметре.

Короткие отростки нейронов-древовидно- ветвящиеся дендриты.

Длинные отростки нейронов – дендроны длиной более 1м.

Нервные волокнааксоны (нейриты)-длинные выросты нейронов до 1м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями.

Нейроглия состоит из клеток нейроцитов.

Образуют серое вещество головного и спинного мозга.

Соединяются с отростками соседних клеток.

Соединяют рецепторы с телом чувствительного нейрона по центро-стремительному нерву.

Нервы перифериической нервной системы, которые иннервируют все органы тела.

Находятся между нейронами.

ВНД. Связь организма с внешней средой.

Центры условных и безусловных рефлексов.

Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.

Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела.

Передают возбуждение от рецепторов по чувствительным нейронам к нервной клетке (телу нейрона)

Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам.

Опора, защита, питание нейронов.

Соединительная

Плотная волокнистая

Рыхлая волокнистая

Хрящевая (гиалиновая, эластическая, волокнистая)

Костная компактная и губчатая

Кровь и лимфа

Группы плотно лежащих волокон, состоящих из белка коллагена, почти без межклеточного вещества

Рыхло расположенные волокна и клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное, с тучными и жировыми клетками.

Живые круглые или овальные клетки хондроциты , лежащие в капсулах.

Живые клетки остеоциты с длинными отростками, соединенными между собой. Коллагеновые волокна. Межклеточное вещество – неорганические соли кальция и фосфора, белок оссеин.

Жидкая соединительная ткань. Состоит из форменных элементов и плазмы (жидкости с растворенными в ней органическими и минеральными веществами).

Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы, кровеносные сосуды, брыжейки.

Межпозвонковые диски, хрящи, гортани, трахей, ребер, ушная раковина, поверхность суставов, основания сухо-жилий, скелет зародыша.

Кости скелета.

Кровеносная и лимфатическая системы всего организма.

Покровная, защитная, двигательная.

Соединяют кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Участвует в терморегуляции тела.

Сглаживает трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин. Присоединение сухожилий к костям.

Опорная, защитная, двигательная, кроветворная.

Разносит кислород и питательные вещества по всему телу. Собирает углекислый газ и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет – выработка антител). Регуляторная (гуморальная – разносит гормоны).

Мышечная

Попоречнополосатая

Многоядерные волокна цилиндри-ческой формы длиной до 10см, исчерченные поперечными полосами (нитями актина и миозина).

Скелетные мышцы, сердечная мышца

(у этой мышцы волокна соединены вставочными дисками)

Имеет свойства возбудимости и сократимости. Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь (подконтрольная соматической нервной системы). Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца (эта мышца подконтрольная вегетативной нервной системы).

Гладкая

Одноядерные клетки с заостренными концами длиной до 0,5мм

Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи.

Имеет свойства возбудимости и сократимости. Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже. Подконтрольная вегетативной нервной системе.



gastroguru © 2017