Доступность мкд для маломобильных групп населения. Правила для обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов Как идет обследование жилых помещений инвалидов

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых...

IV. Требования по приспособлению жилого помещения

с учетом потребностей инвалида

32. Жилое помещение инвалида должно иметь жилую комнату, совмещенный санитарный узел для инвалида, переднюю-холл площадью не менее 4 кв. метров.

33. Ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 метра, минимальный размер площадки для поворота на 90 градусов должен составлять 1,2 x 1,2 метра, диаметр площадки для разворота на 180 градусов - 1,4 метра, высота проходов должна составлять не менее 2,1 метра.

34. Входные, внутренние квартирные и балконные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0,9 метра. Входные и балконные двери оснащаются доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.

35. Пороги дверных коробок входных и балконных дверей оснащаются временными съемными инвентарными пандусами (накладными, приставными).

36. Ширина передней-холла и коридора должна быть не менее 1,6 метра, при этом должна обеспечиваться возможность хранения кресла-коляски. Внутриквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,15 метра.

37. Санитарные узлы должны иметь следующие размеры:

а) ванная комната или совмещенный санитарный узел - не менее 2,2 x 2,2 метра;

б) уборная с умывальником (рукомойником) - не менее 1,6 x 2,2 метра;

Правительство Российской Федерации утвердило в июле новые правила к жилым помещениям, приспособленным для проживания инвалидов. В Постановлении оговариваются действия по обеспеченности доступности жилых помещений для инвалидов, документом также устанавливаются правила, которые устанавливают требования по обеспечению приспособленности жилья.

От особенностей ограниченного жизнеобеспечения инвалида будет зависеть изменения и переоборудование его жилого помещения.

Некоторые требования и правила к жилым помещениям для инвалидов

Рассматриваемые правила распространяются на все виды форм собственности индивидуальных жилых помещений инвалидов. Согласно новому документу, Минстрой России обязан срок не более, чем 3 месяца, утвердить правила и формы проверки жилья и заключения (акта) экономической целесообразности его капитального ремонта либо реконструкции. Созданные комиссии будут обязаны признать гражданина инвалидом, дать характеристику жилым помещениям и определить необходимость их приспособленности.

Новыми правилами конкретно определены требования к доступу жилого помещения, а также общего имущества для граждан детского и взрослого возраста с ограниченными возможностями. Некоторые правила для территории и мест общего пользования:

  • территории многоквартирных домов, где проживает хотя бы один инвалид, должна быть ровной (или иметь шероховатое покрытие), не иметь зазоров;
  • установка пандусов (как вместо одиночных ступенек, так и на лестнице);
  • на крыльце многоквартирного дома навес должен иметь защитное ограждение от снега, дождя, а также отвод стоков воды, в обязательном порядке необходимо установить приборы электроосвещения;
  • на подъезде необходимо разместить информационную табличку, где указать его номер, на двери тоже должна быть такая табличка, при этом вся информация печатается шрифтом Брайля.

Правила и требования к жилому помещению инвалида следующие:

  • наличие жилой комнаты;
  • наличие совмещенного санитарного узла и ванной комнаты;
  • наличие холла-прихожей площадью не менее 4-х кв. метров;
  • оснащение всех порогов квартиры съемными пандусами (приставными, накладными);
  • ширина между стенами для движения коляски инвалида должна быть не менее 1,5 метра.
  • уровень пола должен быть нулевого уровня либо не более 14 мм, края при этом скошенные;
  • водосборные и дренажные решетки должны иметь один уровень с поверхностью покрытия;
  • входная площадка должна иметь размеры не менее, чем 1400 x 2000 мм или 1500 x 1850 мм;
  • уклон покрытий не должен превышать 1-2%.

Требования к лестнице:

  • количество подъемов (ступенек) одного перепада уровней не более 12;
  • поверхность ступенек должна быть шероховатой либо иметь антискользящее покрытие;
  • нижнюю и верхнюю ступеньку нужно выделить цветом либо фактурой.

Уважаемые жители Курортного района!

Администрация Курортного района сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2017 № 389 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649», Распоряжением Жилищного комитета от 15.06.2017 № 996-р и Протоколом заседания Региональной комиссии от 30.06.2017 № 1 утвержден состав районной подкомиссии региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, по Курортному району Санкт-Петербурга (далее - Районная подкомиссия).

Для проведения обследования жилого помещения инвалида (смотри категории инвалидов ) и общего имущества в многоквартирном доме, где проживает инвалид, Районной подкомиссией необходимо следующее:

1.Гражданин, признанный инвалидом, или его доверенное лицо должен обратиться с заявлением установленного образца (заявление можно распечатать, перейдя по ссылке ) в отдел социальной защиты населения администрации Курортного района по адресу: г.Сестрорецк, пл.Свободы, д.1, каб. 238, тел.576 81 56. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

- документ, подтверждающий регистрацию инвалида по указанному адресу ;

- документы о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом ;

2.К заявлению могут быть приложены документы о технических характеристиках жилого помещения инвалида (при наличии).

3.При предоставлении полного пакета документов проводится беседа с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения.

4.Далее проводится визуальный, технический осмотр жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проводятся дополнительные обследования, испытания несущих конструкций жилого здания.

5.На заседании районной подкомиссии рассматриваются все представленные документы и составляется проект акта о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Данный проект акта направляется для утверждения в Региональную комиссию.

6. При подготовке заключения о наличии возможности приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, такие жилые помещения и общее имущество в многоквартирных домах будут включены в план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов с последующим выполнением указанных работ.

Контактные данные представителей районной подкомиссии региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, по Курортному району Санкт-Петербурга

Секретарь районной подкомиссии - Шолохова Наталья Викторовна, начальник сектора по работе с межведомственной комиссией Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга », тел. 437-21-83

Член районной подкомиссии - Парадовский Александр Федорович, главный специалист отдела районного хозяйства администрации Курортного района Санкт-Петербурга , тел. 573 97 82

Представитель отдела социальной защиты - Незамайкова Алла Владимировна, ведущий специалист отдела социальной защиты населения администрации Курортного района Санкт-Петербурга ,

кабинет 238,

телефон 576 81 56,

часы приема: понедельник, среда с 10-00 до 18-00 с перерывом с 13-00 до 14-00

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, которые должны обеспечивать комфортное пребывание в стране людей с ограниченными возможностями. В свою очередь управляющие организации должны обеспечить доступную среду для инвалидов в МКД, которые находятся в их управлении.

25 сентября 2008 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации Доступная среда" на 2011-2020 годы" утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 г.г.

Целью программы является создание условий, способствующих повышению уровня жизни маломобильных групп населения. Одно из направлений программы - доступность зданий и сооружений. Доступность для инвалидов должна обеспечиваться в новых, строящихся объектах и в старых домах. Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Согласно СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", под маломобильными группами населения понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т. п.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов") органы государственной власти и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Формы документов, которые создаются после проведения проверок на соответствие жилых помещений и общего имущества МКД для инвалидов, утвердили три приказа Минстроя РФ:

    № 837/пр от 23.11.2016 – форма заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения и общего имущества МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

    № 836/пр от 23.11.2016 – форма акта обследования жилого помещения и общего имущества в МКД;

    № 583/пр от 28.02.2017 – правила проверки экономической целесообразности или нецелесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции дома или части дома, в котором живёт инвалид.

Основные требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения перечислены в СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".Наиболее актуальное требование для МКД - оборудование пандусов или подъемных платформ для инвалидов. Лестницы и пандусы ограждаются перилами. Вход в подъезд, в котором проживает инвалид, должен быть обозначен знаком доступности. Дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса; ширина дверного проема должна быть не менее 90 см. Двери на путях движения не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 2,5 см.

Подпунктом «В» пункта 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Как правило, именно на эту норму ссылаются суды и ГЖИ при выдаче предписаний и привлечении к ответственности управляющих организаций.

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 21 ноября 2017 г. по делу № А40-121303/2017: управляющая организация г.Москвы обратилась в Арбитражный суд с требованием о признании незаконным предписания ГЖИ. Суд установил, что подъемная платформа в МКД смонтирована согласно проектной документации многоквартирного дома, не введена в эксплуатацию и не обслуживается управляющей организацией. Как указал суд: в соответствии с требованием законодательства, если подъемные платформы установлены за счет средств инвестора, без учета бюджетных дотаций, без соответствующей передачи на баланс города, то соответственно, данное оборудование (подъемные платформы для инвалидов) должно входить в состав общего имущества дома, и , в соответствии со статьей 36 ЖК РФ , принадлежать на праве собственности как общее имущество собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, управляющая организация обязана осуществлять эксплуатацию этих подъемных платформ либо при обязательном принятии соответствующего решения общего собрания собственников МКД безвозмездно передать в Департамент городского имущества города Москвы, для последующего оформления передачи в оперативное управление ГБУ «Жилищник района». В удовлетворении требований было отказано.

Постановление Арбитражного суда московской области от 2 февраля 2017 г. по делу № А40-14528/2016: Управляющей организации так же не удалось обжаловать предписание ГЖИ. Судом установлено, что подъемные платформы для инвалидов находятся в нерабочем состоянии . В 2010 году дом введен в эксплуатацию, Мосгосстройнадзором перед выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в обязательном порядке проверялось наличие смонтированного в соответствии с проектной документации оборудования, предназначенного для передвижения маломобильных групп населения.Платформы подъемные для инвалидов-колясочников в данном доме установлены за счет средств застройщика, входят в состав общего имущества и управляющая компания осуществлять их эксплуатацию.

Не редко с исковыми требованиями к управляющим организациям обращаются и сами инвалиды.

При этом, как следует из Определения ВС РФ от 26.10.2012г по делу № 78-КГ12-17, предметом доказывания по делу о доступности МКД маломобильным группам населения является факт отсутствия реальной доступности истцу занимаемого им жилого помещения. Однако суд доводы участников процесса о технической возможности или отсутствии таковой установить пандус либо подъемную платформу, не исследовал, лишь указав в решении, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости установления в подъезде дома, где проживает истец, подъемной платформы в качестве единственно возможного средства подъема. Дело было направлено на новое рассмотрение.

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 21.11.2017 № 33-22814/2017 по делу № 2-2534/2017 отказано в удовлетворении требований инвалида об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, поскольку проектом не предусмотрена установка пандуса. Также суд указал, что отсутствует решение общего собрания собственников о реконструкции здания в связи с чем, обязанности обеспечить подъезд жилого дома устройством доступности оснований не имеется, поскольку данные работы связаны с воздействием на общее имущество собственников.

Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 29.12.2017 № 462-ФЗ"О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах", статья 36 ЖК РФ дополнена п.4.1, согласно которого , приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" Правительство Московской области

постановляет:

1. Определить Министерство социального развития Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Московской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

2. Министерству социального развития Московской области в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления:

разработать план мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Московской области, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, и представить его на утверждение в Правительство Московской области;

разработать и утвердить порядки образования и работы межведомственной комиссии Московской области по обследованию жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Московской области, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в течение четырех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить план мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Забралову О.С.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Правительства
Московской области
www.mosreg.ru, 23.05.2017

Об определении уполномоченного органа, ответственного за координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме с учетом их потребностей

Название документа: Об определении уполномоченного органа, ответственного за координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме с учетом их потребностей
Номер документа: 362/17
Вид документа: Постановление Правительства Московской области
Принявший орган: Правительство Московской области
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 23.05.2017
Дата принятия: 23 мая 2017
Дата начала действия: 23 мая 2017


gastroguru © 2017