Взаимоотношения базиса и надстройки. Большая энциклопедия нефти и газа

(base/superstructure) Под "базисом" понимают экономическую основу общества, а под "надстройкой" – общественные и идеологические отношения, основанные на базисе. Это "топографическое" соотношение, приписываемое Марксу (Marx), вызвало большое замешательство в общественно-политической науке, особенно при обсуждении роли государства (state) при капитализме. Соотношение между "экономической основой" (базисом, основанием) общества и соответствующей ему "идеологической (политической) надстройкой", впервые сформулированное Марксом и Энгельсом (Engels) в первой части "Немецкой идеологии", наиболее четко определил Маркс. В знаменитом отрывке из опубликованного в 1859 г. предисловия к произведению "К критике политической экономии" (часть первая), он писал: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще? С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". Последователи Маркса интерпретируют это соотношение в двух вариантах. Согласно первому и преобладающему, соотношение базиса и надстройки характеризует суть материалистического понимания истории. Сторонники этой точки зрения понимают в буквальном смысле высказывание Маркса о том, что изменения производственных отношений порождают новые формы политики, права и идеологии. В соответствии с таким "жестким структурно-детерминистским" толкованием, воплощенным в советском марксизме-ленинизме, экономический базис определяет политическую надстройку, что делает излишним серьезный анализ политической жизни. Хотя Энгельс впоследствии старался смягчить эту точку зрения, введя понятие "определяющего фактора в последней инстанции", марксисты-структуралисты (а также технологические детерминисты) остались на прежней позиции примата экономики в структуре общественных формаций. Согласно этой модели, государство играет второстепенную роль, его существование определяется экономическим базисом; перемены в политике государства лишь отражают изменения в экономических отношениях. Современные марксисты, признающие соотношение между базисом и надстройкой, но стремящиеся скорректировать "редукционный" и "монистический" перекос в экономическую сторону исторического процесса, разработали понятие активной роли надстройки. В соответствии со вторым вариантом соотношение между базисом и надстройкой рассматривается как предположительный уровень абстракции, пригодный для ограниченных аналитических целей. Согласно этой точке зрения, бытующей в среде более "мягких" и "гуманных" марксистов, включая Грамши (Gramsci), Франкфуртскую школу (Frankfurt School) и большинство версий западного марксизма, жесткая структуралистская интерпретация соотношения неприемлема в качестве теории, и сам Маркс вряд ли бы ее принял. Поэтому марксисты-гуманисты заменяют ее диалектическим подходом, заявляя, что общественные производственные отношения проявляются лишь в форме экономических, правовых и политических отношений. Это не означает, что каждое отношение взаимно и причинно обусловлено, но свидетельствует о том, что классовый антагонизм всегда проявляется в общественной, политической и культурной формах. Поэтому "экономическая жизнь" в такой же степени зависит от "политической жизни" и "права", как и наоборот. Придерживаясь такого мнения, детерминисты проявляют аполитичный техницизм в понимании "экономической жизни" и не уделяют должного внимания акценту Маркса на общественных производственных отношениях. Для большинства западных марксистов отношение между базисом и надстройкой – это скорее констатация материализма Маркса (в противоположность философскому идеализму), чем руководящая установка в историческом исследовании. Отличительная черта методологии Маркса заключается не в мнимом акценте на "экономическом базисе", а в его упорном стремлении рассматривать капиталистическое общество под углом зрения классовых отношений и классовой борьбы.

Базис и надстройка – основные из понятий социальной философии по версии Маркса. Эти понятия дают довольно четкую картину структуры общественно-экономических формаций . Именно эти два понятия из его философии дали возможность установить значимую связь и виды взаимной зависимости экономического и идеологического вида отношений с учетом их совместных закономерностей развития.

Определения Маркса

Базис – это первичный вид экономической структуры общества, который представляет собой общность определенных историческим фоном прозводственных отношений.

Надстройкой Маркс называет совокупность нескольких видов идеологических отношений и идей или взглядов и отвечающих за их поддержку и развитие организаций и учреждений, типа государства, церквей, партий и пр. Надстроечные идеи включают в себя следующие виды воззрений:

  1. политические;
  2. правовые;
  3. нравственные;
  4. эстетические;
  5. религиозные;
  6. философские.

Согласно описанным Марксом в своей философии «формам общественного сознания», базис должен носить изменяющийся характер , должен меняться исходя из исторического фона, в том числе развития сил производства. Существенные изменения в качестве экономического общественного строя, а значит в базисе, меняют и надстройку.

Однако изменения, согласно понятиям Маркса, происходят далеко не сразу, а после нескольких звеньев, которые связывают их между собой. Например, философия связана с базисом через мораль, политику и право . Надстройка же обладает относительно самостоятельным уровнем развития, который, в зависимости от обстоятельств, может незначительно опережать базис в развитии или немного отставать от него.

Надстройка

Надстройка способна выполнять значимые для развития общества функции. К ним относятся, например, выражение и закрепление экономического вида отношений собственности, предоставленного общества изначально с использованием некоторых норм и учреждений, относящихся к праву и политике. Однако в каждом из обществ есть такие элементы надстройки, которые способны разрушить породивший ее базис . Итог: надстройка активно влияет на базис.

Разработанная Марксом версия концепция взаимодействия базиса и надстройки была одной из самых первых попыток проанализировать социум с точки зрения сложно созданной системы. С другой стороны, это был крайне упрощенный способ обобщить материалистическое решение. Именно эта концептуальная схема стала причиной волны критики от оппонентов Маркса за настрой экономического материализма.

Материалистическое понимание истории человечества

В основе материалистических взглядов на исторические события, которые были сформулированы Марксом, лежит признание факторов , влияющих на уровень производства, ведущими. Другими словами, эти факторы будут поставлены выше процессов развития и перемен в общественном сознании.

С этого ракурса все исторические процессы будут развиваться в качестве последовательной и закономерной смены формаций общественного и экономического характера. Как правило, именно они приводят к развитию производственных сил и усовершенствованию способов производства.

Маркс дал краткую вышеописанную оценку существу исторического материализма во вступлении к «Капиталу» , однако он пришел к этим выводам намного раньше. В течение последних лет жизни и после смерти Маркса Энгельс собрал все его идеи воедино, систематизировал их и изложил в своем труде под названием «Анти-Дюринг» и некоторых последовавших за ним работах.

В понятие способа производства обязательно входит надстройка, которая представлена политическими, идеологическими и юридическими институтами общества.

Смысл общественно-экономических формаций дает возможность отделить общее в установленных порядках разных стран мира, которые находятся на одном уровне развития согласно историческому фону. Так можно применить в процессе исторического исследования общенаучные критерии повторяемости, подойти к раскопкам с целью познания объективных законов общества и процессов его развития.

Каждая из общественно-экономических формаций является своеобразным «социальным организмом» . Его специфику можно определить, рассмотрев материальные производственные отношения, которые являются базисом формации.

Базис играет роль своеобразного «экономического скелета» в социальном организме, надстройка же – это «плоть и кровь» .

Базис является материальным производством, которое образуется с помощью сочетания производственных сил – массы рабочих и производственных средств , которыми они пользуются – и производственных отношений (общественные отношения, которые обязательно возникают в процессе производства). Так что базис является основой и первопричиной для каждого процесса хотя бы теоретически имеющего возможность произойти в обществе. Согласно своей роли в процессе производства, в любой формации можно выделить два условных класса: представителями первого являются трудящиеся, производящие товар или услугу, и собственники средств, задействованные в производстве.

В отличие от базиса, надстройка является совокупностью нескольких видов отношений, определяющих чувства, настроение, взгляды, идеи, теории, которые в обобщенном виде открывают общую картину психологии и идеологии общества. Вот их краткое перечисление:

Список общественно-экономических формаций

Рост уровня сил производства и борьбы упомянутых выше классов провоцирует прохождение общества через определенные формации, к которым относятся:

  1. Первобытный коммунизм или первобытно-общинное устройство. Планка экономического развития находится на низшем уровне. Орудия, используемые людьми, примитивны. Собственность – коллективная. Производство прибавочного продукта невозможно, как и классовое разделение. Труд для всех, средства производства – общие.
  2. Азиатский тип производства. В течение поздних этапов существования первобытного строя уровень сформировавшегося производства вырос настолько, что появилась возможность создания прибавочного продукта. Общины стали объединяться в более крупные образования и создавать сеть с централизованным управлением. Из представителей этой сети со временем выделилась группа ответственных за осуществление управления, которые занимались только этим. В процессе развития производства эта группа обособилась, стала присваивать себе некоторые материальные блага и создавать привилегии. Это привело к возникновению частной собственности и социального неравенства. Появились возможности и даже выгода перехода к рабовладельческому строю. Управленческий институт становится все сложнее и постепенно переходит в государство. При этом существование азиатского типа производства как отдельной формации никогда не было общепризнанным. На эту тему много дискутировали, он упоминается в некоторых работах Энгельса и Маркса, однако все еще неофициален.
  3. Рабовладельческий строй . В традициях марксизма принято давать названия формациям по имени самому прогрессивному классу. Именно поэтому эта формация названа не рабской, а рабовладельческой. На этом этапе возникает вполне четко очерченная частная собственность, приобретенная на средства производства. Непосредственно трудом занимается отдельный рабский класс. Эти люди лишены свободы, они являются собственностью рабовладельцев, которые рассматривают их не больше, чем говорящим орудием. рабы много работают, однако своей собственности не имеют. Их владельцы занимаются только организацией производства и присваиванием результатов труда их рабов. Основной механизм, который побуждает людей к труду – это страх и насильственное принуждение. В случае неповиновения, рабов жестоко наказывали.
  4. Феодальный строй . Общество начинает по-другому смотреть на землю. Формируется класс феодалов, которые обладают землей. Также существует класс крестьян, которые были от них зависимы. Главный тип производства – сельскохозяйственный. Его ведет исключительно труд крестьян, которых эксплуатируют феодалы. Этот тип общества характеризует сословная социальная структура. Основной механизм, который побуждает людей трудиться – крепостное право и экономически оформленное принуждение.
  5. Капиталистический строй . Возникает всеобщее право отнесения средств производства к частной собственности. В обществе появились класс капиталистов, или буржуазии (обладающие средствами производства) и пролетариата, у которого не было во владении средств производства и которые работали на капиталистов. Капиталисты организовывали процесс производства и присваивали прибавочный продукт, который производили рабочие. Основным побуждением к труду по-прежнему являются экономические обстоятельства. Работники, которые не способны жить не работая, были вынуждены обустраивать свою жизнь на получаемую за труд заработную плату.
  6. Социалистический строй . По окончании политической борьбы между пролетариатом и буржуазией сформировался по всему миру. Разделение на классы никуда не исчезло, так что повод для существования государства остался. Средства производства переходят из частной собственности в государственную. Производительные силы развиты недостаточно для удовлетворения всех потребностей. Товарно-денежные отношения сохранились, как и экономическое принуждение к труду. Социалистическая система стремится к осуществлению цели развития производительных сил до исчезновения классового разделения. Благодаря таким изменениям, государства будут не нужны, товарно-денежные отношения исчезнут, не будет экономического принуждения, как и других черт товарного общества. Как Маркс, так и Энгельс не отводили для социалистической системы отдельной формации. Понятия социализма и коммунизма были синонимами. Их задачей было обозначение общества, которое появилось после капитализма.

В этой статье были коротко изложены понятия надстройки и базиса, которые вывел Маркс и позднее структурировал Энгельс.

Базис и надстройка

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Согласно социальной статике К. Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Производительные силы это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида.

Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Понятие производительных сил и производительных отношений

Производительные силы

В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения его форму

К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства.

Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства.

Основой любой системы производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.

Рабочая сила, есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены человеческим трудом.

Производственные отношения - это организационные формы, прежде всего отношения собственности на средства производства

Производственные отношения (отношения собственности) не вполне материальны. Отношения собственности частично являются юридическими отношениями. Феномен собственности едва ли возможен, если люди неявно не обладают понятием собственности. Так, если люди не обладают понятием вежливости, то приподнять шляпу не означает поприветствовать знакомого. Точно так же взять чей-то велосипед не означает украсть его, если люди не имеют, помимо прочих, понятия собственности. Мы не можем отделить понимание как компонент надстройки от базиса: без определенного понимания и определенной мотивации нет экономики. Следовательно, диалектическое целое более фундаментально, чем жесткое деление на материальный базис и пассивную надстройку.

Мы уже говорили, что Маркс рассматривал базис, экономику как решающую движущую силу истории. Выразим эту мысль более точно. Подлинной движущей силой являются производительные силы. Но взаимодействие человека и природы, которое опосредовано производительными силами, происходит внутри определенной организационной формы (формы собственности). До некоторого момента производительные силы развиваются свободно или, по крайней мере, без сопротивления в рамках имеющихся производственных отношений. Но рано или поздно производственные отношения начинают тормозить дальнейший рост производительных сил. В результате между ними возникает напряжение: преобладающие отношения собственности препятствуют дальнейшему развитию производительных сил. Возникшие в производительных силах изменения настоятельно требуют новых и более отвечающих им производственных отношений. Происходит революция. После установления новых производственных отношений производительные силы развиваются до тех пор, пока эти производственные отношения снова не начинают их ограничивать. Происходит новая революция.

Другими словами, производительные силы развиваются. Возникают конфликты между ними и господствующими производственными отношениями. Напряженность устраняется путем возникновения новых и лучших производственных отношений.

формационный маркс классовый история

Базис и надстройка - важнейшие понятия исторического материализма: «Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка - это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения.

Всякий базис имеет свою, соответствующую ему надстройку. Базис феодального строя имеет свою надстройку, свои политические, правовые и иные взгляды и соответствующие им учреждения, капиталистический базис имеет свою надстройку, социалистический - свою. Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка» (Сталин И., Марксизм и вопросы языкознания , , стр. 3).

С точки зрения антинаучного, идеалистич. понимания истории, основу общественной жизни составляют те или иные формы общественного сознания, общественные идеи, нравственные или религиозные учения, политические или правовые теории, политические учреждения; экономич. отношения, социальную структуру общества и всё общественное развитие в целом идеалисты объявляют зависимыми, производными от сознания, от идей, политич. теорий и учреждений. Этому антинаучному, идеалистич. взгляду на общественную жизнь, на ход общественно-исторического развития был нанесён сокрушительный удар Марксом и Энгельсом, создавшими истинное, подлинно научное, материалистич. понимание истории - исторический материализм . Это было великим научным открытием, коренным переворотом в развитии теоретической мысли. «Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории - тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой , искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены,- а не наоборот, как это делалось до сих иор» (Энгельс Ф., Речь на могиле Маркса, в кн.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Избр. произв., т. 2, , стр. ).

Производство материальных благ лежит в основе всей общественной жизни. Орудия производства и люди, приводящие их в действие и обладающие определённым производственным опытом, определёнными навыками к труду, составляют производительные силы общества; эти производительные силы образуют лишь одну необходимую сторону производства, способа производства. Другую его сторону составляют производственные отношения между людьми (см. Производительные силы и производственные отношения). Производство всегда является общественным производством. Осуществляя производство материальных благ, люди устанавливают между собой те или иные производственные отношения - взаимные отношения внутри производства. Процесс производства может осуществляться только в рамках производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, его реальный базис. П роизводительные силы и производственные отношения образуют две необходимые и нераздельные стороны способа производства, к-рый является воплощением их единства в процессе производства материальных благ. Каков в данном обществе способ производства, таковы, в основном, и само общество, его идеи, взгляды,идеология , формы,полнтич. учреждения. Общественное бытие определяет общественное сознание . Господствующему способу производства соответствуют определённые господствующие идеи,теории, формы сознания, политич. организации.

С изменением производительных сил общества изменяются и производственные отношения людей. С изменением способа производства рано или поздно изменяется весь общественный строй. В предисловии к «К критике политической экономии» К. Маркс пишет: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции . С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и ведут свою борьбу» (М а р к с К. ц Энгельс Ф., Соч., т. 12, ч. 1, стр. 7).

В обществе, разделённом на антагонистич. классы, в основе борьбы общественных идей лежит классовая борьба . Так как в буржуазном обществе капи-талистич. способ производства обусловливает существование двух антагонистич. классов (эксплуататорского - буржуазии и эксплуатируемого - пролетариата), то в этом обществе существуют и борются две противоположные идеологии : буржуазная, отстаивающая интересы господствующего класса, п враждебная ей пролетарская, социалистическая, выражающая и отражающая борьбу рабочего класса за свержение капиталистич. гнёта и социалнстич. переустройство общества в интересах всех трудящихся. Поскольку наряду с пролетариатом и буржуазией в капиталистич. обществе имеются ещё и промежуточные классы - крестьянство, мелкая буржуазия

города, - то, кроме буржуазной и пролетарской идеологии, здесь существует ещё половинчатая мелкобуржуазная идеология, соответствующая промежуточному положению этих классов и слоев общества.

Выросшая на определённом экономия, базисе, надстройка оказывает обратное влияние на породивший её экономия, базис. Характер обратного воздействия надстройки на базис бывает различным: он зависит от социальной сущности экономия, базиса и надстройки. Надстройка может действовать в направлении поступательного хода общественного развития и тем самым способствовать дальнейшему развитию производительных сил общества. Так обстоит дело в социалистич. обществе. Надстройка может являться тормозом для развития производительных сил, задерживать ход общественного развития. Так обстоит дело в современном капиталистич. обществе.

Рассматривая вонрос о государстве как политич. надстройке, Энгельс в письме к Шмидту от 27 октября писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении,- тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития,- тогда в настоящее время у каждого крупного парода она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Избр. письма, , стр. -).

Современное буржуазное государство во всех своих формах и разновидностях - от парламентского до фашистского - является примером реакционной политической надстройки. Империалистическая политика и империалистические войны вызывают величайшие разрушения производительных сил. Наличие буржуазного государства - главная причина того, что прогнившее капиталистич. общество, несмотря на все свои противоречия, продолжает еще существовать. Социалистич. государство, напротив, является великой революционной преобразующей силой, обеспечивающей развитие социалистич. способа производства и общества в целом. Государства народной демократии также оказывают могучее прогрессивное воздействие на весь ход общественной жизни и обеспечивают строительство социализма.

Огромным вкладом в разработку вопроса о базисе и надстройке, о роли передовых идей и передовых политич. учреждений являются работы В. И. Ленина и И. В. Сталина. Развивая дальше исторический материализм Маркса, В. И. Ленин видел его заслугу в том, что он впервые установил деление общественных отношений «на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми» (Соч., т. 1, стр. ). В дальнейшем развитии марксистско-ленинской теории базиса и надстройки выдающаяся роль принадлежит классическим произведениям И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» п «Марксизм и вопросы языкознания». И. В. Сталин глубоко обосновал научный вывод о том, что «общественные идеи, теории, политические учреждения, возникнув на базе назревших задач развития материальной жизни общества, развития обществен пого бытия,- сами Бездействуют потом на общественное бытио, на материальную жизнь общества, создавая условия, необходимые для того, чтобы довести до конца разрешение назревших задач материальной жизни общества и сделать возможным дальнейшее ее развитие» (Сталин И., Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. ). В противовес «экономистам» и меньшевикам, которые не при знавали мобилизующей, организующей и преобразующей роли передовой теории и, впадая в вульгарный материализм , отрицали действенную силу надстроек в общественной жизни, исторический материализм признаёт и подчёркивает «величайшее организующее, мобилизующее и преобразующее значение новых идей, новых теорий, новых политических взглядов, новых политических учреждений» (т а м ж е).

Надстройка,- говорит И. В. Сталин,- «порождается базисом, но это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе своего базиса,к судьбе классов, к характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей активной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к"тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы.

Иначе и не может быть. Надстройка для того и создаётся базисом, чтобы она служила ему, чтобы она активно помогала ему оформиться и укрепиться, чтобы она активно боролась за ликвидацию старого, отживающего свой век базиса с его старой надстройкой. Стоит только отказаться надстройке от этой её служебной роли, стоит только перейти надстройке от позиции активной защиты своего базиса на позицию безразличного отношения к нему, на позицию одинакового отношения к классам, чтобы она потеряла свое качество и перестала быть надстройкой» (Сталин И., Марксизм и вопросы языкознания, , стр. 7).

Характерные особенности надстройки,-учит И. В. Сталин, -состоят также в том, что надстройка «не связана непосредственно с производством, с производственной деятельностью человека. Она связана с производством лишь косвенно, через посредство экономики , через посредство базиса. Поэтому надстройка отражает изменения в уровне развития производительных сил не сразу и не прямо, а после изменений в базисе, через преломление изменений в производстве л изменениях в базисе» (т а м ж с, стр. 8). Надстройка «есть продукт одной эпохи, в течение которой живет и действует данный экономический базис . Поэтому надстройка живет недолго, она ликвидируется и исчезает с ликвидацией и исчезновением данного базиса» (т а м ж е, стр. 6).

В работах И. В. Сталина дана всесторонняя научная разработка важнейшей проблемы об особенностях взаимоотношений базиса и надстройки в со-циалистич. обществе, выражающих новые историч. закономерности развития социалистич. общества. «На протяжении последних 30 лет и России , указывает И. В. ("талин , - был ликвидирован старый, капиталистический базис и построен новый, социалистический базис. Соответственно с этим была ликвидирована надстройка над капиталистическим базисом и создана новая надстройка, соответствующая социалистическому базису. Были, следовательно, заменены старые политические, правовые и иные учреждения новыми, социалистическими» (т а м ж е, стр. 4).

Экономия, основу соцналнстич. общества, свободного от классовых антагонизмов, составляет со циалистич. способ производства. Ему соответствует новая надстройка: советское социалистическое государство, советское право, социалистическая идеология. В условиях социалистич. общества взаимоотношение базиса и надстройки существенно отличается от их взаимоотношения в эксплуататорском обществе. В противоположность буржуазному государству, лишь закрепляющему каин-талистич. способ производства, рождённый в недрах феодализма, советское государство - диктатура пролетариата - возникает до установления социалистического способа производства и является необходимым нолитичс ским условием его создания. Сопиалистнч. способ производства не может возникнуть стихийно, в недрах капитализма. Он возникает и условиях диктатуры пролетариата и составляет её материальную основу. При этом и в условиях социализма способ производства играет определяющую роль в развитии общества. Сила и мощь Советского государства зависят от степени его экономической мощи. Развитие социалистич. способа производства осуществляется на основе проведения в жизнь политики коммунистической партии, путём сознательного, планового руководства со стороны социалистического государства. Социалистическое государство руководит, организует, направляет весь процесс экономической жизни. Оно имеет реальную возможность осуществлять эту функцию в силу того, что средства производства при социализме составляют общественную собственность. Государственное руководство при социализме принадлежит рабочему классу, являющемуся одновременно важнейшей производительной силой. В условиях социализма развитие общества имеет сознательный и планомерный характер. Политика коммунистической партии и социалистич. государства составляет жизненную основу советского общества. Роль и значение партии, государства, всех форм идеологии в советском обществе чрезвычайно возрастают.

В плане антинаучного, идеалистического понимания истории, в качестве основы социальной жизни выступают определенные формы сознания, идеи, религиозные или нравственные концепции, правовые либо политические теории. Общественная структура, и развитие цивилизации в целом, таким образом, объявляются зависимыми от них. Однако на определенном историческом этапе этой концепции было противопоставлено другое учение. Его основателями считаются и Карл Маркс. Базис и надстройка в их концепции являлись ключевыми понятиями. Рассмотрим эти категории подробно.

Общая характеристика

Базис и надстройка общества являются основными понятиями исторического материализма. На определенном этапе развития формируется соответствующий экономический уклад. Он выступает как базис. При этом в социальной сфере формируются правовые, политические, религиозные, философские, художественные взгляды и соответствующие им институты. Они формируют надстройку.

Специфика

Любой базис определяет надстройку. При феодализме были свои взгляды и институты, при капитализме - свои, при социализме - соответствующие ему. Базис и надстройка находятся в определенной связи. Если ликвидируется или изменяется первый, корректируется или исчезает вторая. Соответственно, если возникает новый базис, надстройка появится вслед за ним.

Значение исторического материализма

Базис и надстройка (по Марксу ) стали ключевыми звеньями развития новой теоретической мысли. Концепция рассматривается как величайшее открытие. Суть ее заключается в следующем.

Базис и надстройка - это те жизненно важные категории, без которых не может быть развития человечества. При этом возникают они в строгом порядке. В первую очередь, люди должны пить, есть, иметь жилье и одежду. И только потом они могут заниматься искусством, политикой, религией и прочим. Создание непосредственных материальных благ, выступающих в качестве средств к существованию, и, соответственно, каждая ступень развития эпохи или народа формируют основу. А из нее выходят государственные институты, воззрения, искусство, духовные, религиозные представления людей. И именно от основы идет обоснование восприятия окружающего, а не наоборот.

Пояснения

Для лучшего понимания того, что такое , рассмотрим процесс создания материальных благ. Оно является основой жизнедеятельности социума. Орудия производства и все люди, которые приводят их в действие, обладают определенным опытом, навыками к труду, формируют Они, в свою очередь, выступают только как одна из необходимых сторон жизни. Другой аспект формируют Создавая блага, люди устанавливают друг с другом определенные связи. Производственный процесс может протекать только в рамках этих отношений. Связи составляют экономическую структуру общества - реальный его базис.

Силы и отношения формируют два нераздельных и необходимых аспекта способа производства. Он, в свою очередь, выступает как воплощение их единства в ходе создания благ. От способа производства в конкретном социуме будут в основном зависеть его идеология, взгляды, политические институты. Преобладающему методу создания благ соответствуют определенные господствующие теории, формы сознания.

Социальная революция

Сформированные базис и надстройка претерпевают определенные изменения. Они обуславливаются развитием социального строя, совершенствованием государственной системы. При изменении производительных сил меняются и отношения между людьми. Рано или поздно это приведет к преобразованию всего социального уклада. Маркс говорил о том, что на известном этапе развития материальные силы вступают в противоречие с производственными отношениями.

Последние из форм развития трансформируются в оковы. В такой ситуации начинается социальная революция. При изменении экономической основы с той или иной скоростью происходит переворот во всей надстройке. При его рассмотрении нужно всегда дифференцировать материальный аспект от политических, юридических, философских, религиозных и прочих идеологических форм, в рамках которых людьми осознается возникший конфликт и ведется борьба.

Заключение

Сформировавшаяся на определенном базисе надстройка начинает оказывать обратное на него влияние. Характер этого воздействия может быть разным. Это будет зависеть от социальной сущности базиса и самой надстройки. Последняя, в частности, может оказывать поступательное воздействие по направлению аналогичного хода социального развития. Соответственно, она будет способствовать последующему прогрессу производительных сил в обществе. Такая ситуация имеет место в социалистической модели.

Надстройка также может выступать как замедляющий фактор для прогресса производственных сил и, соответственно, задерживать развитие общества. Такая ситуация складывается в капиталистической модели. В условиях социализма, как утверждали приверженцы материализма, прогресс общества отличается планомерным и сознательным характером. В качестве жизненной основы советского уклада выступали политика компартии и государства. Их роль и значение чрезвычайно высоки. Коммунистическое воспитание рабочих, распространение в массах научных и политических знаний выступают как могучая сила, обеспечивающая строительство коммунизма.



gastroguru © 2017