Причины семантической дислексии. Формы и причины дислексии

Дислексия что это такое? Представляет собой парциальное расстройство, при котором возникают проблемы с освоением навыков чтения.

Болезнь вызвана из-за недостаточного формирования психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе навыков чтения

Психологи выделяют следующие признаки патологии: типичность, стойкость и повторяемость ошибок при чтении (в основном происходит замена и смешение букв, искажается слог и так далее).

Диагностика данной болезни предполагает оценку нескольких уровней формирования чтения, письма и других функций. Для преодоления расстройства врачи и психологи рекомендуют развивать нарушенные стороны (фонематические процессы, произношения звуков, речевую связь).

Ряд ученых исследователей предоставили статистику о том, что 15% детей, посещающих школы, имеют проблемы, связанные с дислексией.

В таких случаях школьников направляют на занятия, направленные на коррекцию. В 50% случаев отмечается рассматриваемая патология. Чаще всего дислексией страдают мальчики, но пол еще не является доказательством риска развития этого расстройства.

Механизмы заболевания

За процессом физиологического и психического процесса следят слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Чтение включает зрительное восприятие, различие и узнавание букв, осознание и понимание. Смысл парциального расстройства состоит в нарушении последовательности и единстве всех вышесказанных процессов.

С точки зрения психологического аспекта, механизм данной болезни рассматривают в качестве парциальной задержки и развития речевых функций. Выделяется плохое формирование зрительного гнозиса и эмоционально-волевой сферы, фонематического восприятия и внимания, зрительно-моторной координации.

Причины дислексии

Теория наследственной предрасположенности к устному и письменному нарушению широко представлена в иностранной литературе. В частности авторы выделяют такое нарушение, как дисграфию. Чаще всего данное расстройство выявляется у личностей с правополушарным типом мышления.

Многие исследователи, занимающиеся изучением проблемы дислексии, выделяют воздействие биологических и патологических факторов в анамнезе. В результате чего, они и вызывают небольшую мозговую дисфункцию.

  1. Перинатальное повреждение мозга имеет гипоксический характер (порок сердца у матери, аномальная имплантация плодного яйца, неправильное развитие пуповины, отслойка плаценты, длительные роды).
  2. Токсическое поражение ЦНС происходит в результате медикаментозной и алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорожденного и гемолитической болезни.
  3. Инфекционное поражение мозга плода в период вынашивания происходит в том случае, когда беременные матери болеют следующими болезнями: герпес, ветряная оспа, краснуха и грипп. Механические повреждения могут быть связаны с продолжительными родами, узким тазом и внутренними кровоизлияниями.
  4. После родов задержка созревания коры головного мозга способна привести к рассматриваемому расстройству.

Это может быть черепно-мозговая травма или неврологическая инфекция. Также может появиться целый ряд заболеваний (ветряная оспа, корь, краснуха, полиомиелит и другие).

Парциальное расстройство может быть связано с поражением некоторых зон головного мозга в случае дизартрии, афазии и алалии.

Рассматриваемый недуг чаще всего обнаруживается у детей с ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью и тяжелым речевым нарушением.

Социальные факторы

  • неблагоприятное окружение;
  • дефицит речевого общения;
  • высокий темп обучения;
  • билингвизм;
  • педагогическая запущенность;
  • плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.

Большинство исследователей и ученых считают, что парциальное расстройство напрямую связано с нарушением в области левого полушария головного мозга. Именно эта часть отвечает за моторику (зона Брока) и восприятие речи (зона Вернике), а также нарушения, связанные с областями головного мозга через дугообразный пучок.

Проблемы с распознаванием слов возникают в результате дефектов или дисфункций правого полушария головного мозга, средней затылочной части и области угловой извилины. Неспособность к освоению правил формирования слов расценивается как часть парциального расстройства.

Чаще всего у юных пациентов с такой проблемой появляются сложности при выявлении рода, корня, определении слова или при расставлении знаков препинания.

Виды дислексии

Симптомы могут выражаться по-разному, в частности в определенных случаях выявляется «словесная слепота». Она связана со снижением активности на определенном мозговом участке.

Ученым известно, что дислексия в той или другой форме присутствуют у 5-12% людей. Парциальное расстройство разделяется на несколько основных форм.

Среди них выявляются следующие виды недуга:

  1. Фонематическая дислексия. Эта форма является самой распространенной у школьников начальных классов. Она основывается на нарушениях и недостаточном развитии функций фонематической системы. Смыслоразличительные особенности являются основным отличием одной фонемы от другой (твердость, мягкость, звонкость и глухость, место и способ формирования).

    В случае изменения в слове одной из фонем (лом – дом, росы – косы) или ее последовательности (липа – пила) формируется другой смысл.

    Данная форма парциального расстройства вызывает у ребенка смешение звуков по одному смыслоразличительному признаку. Здесь также следует выделить искажение и побуквенность чтения, наделяемые звуковой и слоговой структурой (пропуск букв, перестановка слогов).

  2. Семантическая форма имеет и другое определение — «механическое чтение». Этот вид патологии выявляется в случае нарушения понимания прочитанного (слово, предложение, текст), при этом, техническое чтение является правильным.

    Нарушение провоцирует появление звукового и слогового синтеза. Также у ребенка выявляется проблема нечеткости в представлениях синтаксических связей в предложении (предложение или текст воспринимаются в изолированном состоянии, в результате чего происходит разрыв связей с остальными словами).

  3. Аграмматическая дислексия является наиболее распространенным диагнозом у детей с недоразвитой системой речи. Она характеризуется следующими особенностями: неправильное согласование по падежу, роду, числу; изменение в падежных окончаниях и глаголах относящихся к 3 лицу прошедшего времени.
  4. Оптическая форма , как и другие виды дислексии связана со смешением и неправильным усвоением схожих графических букв. Они различаются только в одном элементе (Л – М). Помимо этого, буквы могут состоять из одинаковых элементов, но с различным расположением (Н–П–И).
  5. Мнестическая дислексия представлена проблемами и сложностями в усвоении букв. Ребенок не может понять, какая буква соответствует конкретному звуку.


Фото. Девочка не понимает прочитанный текст.Семантическая форма дислексии — «механическое чтение»

Симптомы дислексии

Рассматриваемая патология имеет свои характерные симптомы. Правильнее всего их называть конкретными проблемами, с которыми и сталкиваются люди с парциальным расстройством. Самыми распространенными являются следующие:

  • заторможенность в развитии выявляется в способности читать, писать и запоминать орфографию;
  • сложность в восприятии сведений;
  • плохое усвоение прочитанной информации;
  • дезориентация в пространстве;
  • нарушение, связанное с координацией движений;
  • трудности в понимании слов.

Необходимо выделить и тот факт, что дезориентация присутствует во всех симптомах дислексии. Психическое расстройство невозможно распознать по отдельности. Роль ориентации играет точность восприятия обстановки, окружаемой человеком.

К этому числу относятся и двухкамерные слова, распечатанные на бумажном листе. Необходимо учитывать и тот факт, что ребенок не способен образно изображать печатные символы и буквы, поэтому его восприятие может заполниться некими пустотами. В итоге ребенок не может принять окружающую реальность в том виде, в котором ее воспринимают его здоровые сверстники.

Симптом психического расстройства дислектиков выявляется следующими проявлениями:

  • высокий уровень интеллектуальной способности при плохих навыках чтения;
  • сложности в письме;
  • возможные проблемы со зрением, которое не соответствует нормальным требованиям;
  • повтор ошибок, возникающих в момент письма или чтения;
  • слабая успеваемость в выполнении определенных заданий;
  • низкий уровень запоминания в целом;
  • трудности, связанные с определением сторон и пространства.
  • Диагностика дислексии

    Логопеды, обследуя юных пациентов с парциальным расстройством, выявляют у них низкий уровень формирования письма, чтения и других навыков. На начальном этапе врач-логопед изучает особенность речи ребенка на уровне анамнеза, состояние речевой моторики, артикуляции и успеваемости ученика.

  1. Диагностику письменной речи необходимо проводить согласно нескольким принципам (выполнение задания по тексту, понимание, написание на слух самостоятельного задания). Одной из главных составляющих этого обследования является определение уровня формирования зрительного мнезиса и гнозиса.
  2. Диагностика устной речи включает в себя следующие принципы — формирование слоговой структуры слова, оценивание фонематического развития и звукопроизношения.
  3. Согласно показаниям обследования речи, логопеды вносят определенные дополнения, связанные с медицинским диагностическим блоком. Они могут включать в себя консультацию в детской неврологии и офтальмологическом отделении на основании проведенных тестов.

Лечение дислексии

Дислексия является проблемой многих детей на протяжении долгих лет жизни, но не влияет на развитие функционального навыка у ребенка. Не смотря на это, многие дети не достигают высокого уровня грамотности.

Лечение дислексии состоит из нескольких этапов, включающих в себя прямое и пассивное обучение. Оно связано с распознаванием слов и выделением компонентов предложений. В прямом обучении фонетические способы применяются отдельно от процесса чтения. Их можно использовать как подходы, обучающие чтению словами и выражениями.

Также рекомендовано применять подходы с воздействием на органы чувств. Они включают в себя изучение слов и выражений, интеграцию слуховых, тактильных и зрительных ощущений.
Затем рекомендуют использовать подходы с воздействием на несколько органов чувств, включающих изучение целых слов и интеграцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений для обучения звукам, словам и предложениям.

Обучение выделения составной части слова состоит из навыков звукового смешения и формирования новых выражений. Кроме того, в процессе обучения ребенок должен уметь разделять слова на составные части и компоненты, а также грамотно определять звуки.

Навык выделения компонента в понимании текста включает в себя главные идеи, факты и детали, ответы на вопросы, чтение с выводами. Для этого пациентам позволяют пользоваться услугами компьютера, так как детям будет проще выделить печатное слово в тексте и воспринимать его при чтении.

К другим методам лечения парциального расстройства относятся перцептивный и оптометрический тренинг, развитие слуховой и зрительной памяти, медикаментозная терапия. Все эти методы являются недоказанными и непроверенными.

Профилактика дислексии назначается в дошкольном возрасте, так как именно в этот период легче всего развить у ребенка зрительные и пространственные функции, внимание, память, моторику, аналитическую и синтетическую деятельность.

Формирование лексического и грамматического речевого строя играет важную роль в развитии ребенка, как и своевременное выявление нарушений, проведение специальных занятий по изменению ФФН и ОНР, а также подготовка к изучению грамоты. Такая профилактика способствует дальнейшему выздоровлению детей, страдающих парциальным расстройством.

Видео на тему: «Ребенок, семья, общество: обучение и интеграция детей с аутизмом или дислексией».

Дислексия

Дислексия - это вид специфического нарушения обучения , имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова , осуществлять декодирование , осваивать навыки правописания . Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка . Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения . Вторично возникают нарушения понимания текста , дефицит читательского опыта и словаря .

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии : «Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции : «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения , несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения . Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами , что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения ».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением , вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость , дефекты зрения и слуха . Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения . Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма . В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием .

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в спорте , живописи , музыке , математике или физике .

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам , угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

История

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 г. Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %) Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 % . В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены , ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15 .

Диагностика дислексии

Дислексия - сложное для диагностики расстройство. Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислектиков

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик.

Самые распространённые проблемы дислектика:

  • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
  • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
  • трудности с восприятием информации;
  • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
  • неуклюжесть или нарушение координации;
  • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Все симптомы дислексии - это симптомы дезориентации. Нельзя распознать дислексию саму по себе, однако распознать дезориентацию вполне возможно. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.

То есть почти полностью отсутствуют объективные методы определения особенностей работы головного мозга «запущеного ребёнка». Зачастую в случае некачественного образования социальному работнику удобнее поставить диагноз дислексии, нежели объективно исследовать и определить социально-педагогические предпосылки, приведшие к трудностям чтения.

См. также

  • Фильм «Звёздочки на земле» (англ. ) (2007)

Примечания

Литература

  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. - М .: Эксмо, 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дислексия" в других словарях:

    ДИСЛЕКСИЯ - (англ. dyslexia; от греч. dys повреждение + lexia речь) существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными… … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 2 нарушение (54) расстройство (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДИСЛЕКСИЯ - В основном – неспособность научиться читать. Однако среди педагогов, психологов и врачей нет согласия в том, как охарактеризовать неспособность к чтению, особенно в терминах этиологии этого состояния; по вопросу о когнитивных и перцептивных… … Толковый словарь по психологии

    ДИСЛЕКСИЯ - (dyslexia) нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь… … Толковый словарь по медицине

    - (dyslexia; дис + греч. lexis речь, слово) 1) легкая степень алексии; 2) см. Легастения … Большой медицинский словарь

    Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена… … Педагогический терминологический словарь

    Дислексия - от греч. dis расстройство и lexis речь, расстройство речи: ஐ Таким образом, мозг и построен из нетождественных у разных людей структур (функциональная схема Мерседеса такая же, что и схема Фиата, но это не тоже самое), и такие структуры,… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Дислексия - (от лат. dis приставка, означающая расстройство, и lego читаю) частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Д. проявляется в стойких,… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    Дислексия - Собирательное понятие для обозначения трудностей и дефектов произношения, испытываемых людьми, чаще в детском возрасте, с нормальным в других отношениях развитием. Описал в 1896 г. W. Morgan … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Дислексия - (dyslexia), затруднения при чтении, непропорциональные др. интеллектуальным способностям. Считается врожденным нарушением, к рое воздействует на оперативную память, моторику рук и восприятие, что затрудняет овладение грамотностью. Для Д. типичны… … Народы и культуры

Выделяют 5 видов дислексии по Лалаевой. Это - семантическая, оптическая, фонематическая, оптическая, мнестическая, оптико-пространственная.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитие функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки к и з отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы отличаются одним смыслоразличительным признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки сиз отличаются одним признаком (с - глухой, з - звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твердые и мягкие, звонкие и глухие и т. д.).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которое связано с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове (косы - козы) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла или разрушению его.

В связи с этим В. К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:

смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);

слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);

фонематический анализ, т. е. разложение слова на составляющие его фонемы.

В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции (т. е. смыслоразличительная функция у говорящих детей сформирована).

У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Первая форма - нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно - п, д - т, с - ш, ж - шит. д.).

Вторая форма - нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка - «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла - «пасала»); в перестановках звуков (утка - «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата - «лата», «лотапа»).


Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения - одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.


Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» - «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все» - «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» - «влетал», «видит» - «видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л - Д, 3 - В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т - Г, Ь - Р, Н - П - И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом.

Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую (например, из буквы Р сделать букву В, из буквы П сделать букву Н). Выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Для некоторых детей с оптической дислексией буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графически буквах являются неточными и недифференцированными.

Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена схема тела.


При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально - и, ж - х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой - б, б - л, л - к).

У слепых детей с тактильной дислексией имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналогическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.

Многие люди понятия не имеют о том, что такое дислексия. Но есть и те, кто не понаслышке знаком с этим специфическим нарушением, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения. Дислексия у детей проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. Нарушение может быть приобретенным или врожденным, наблюдаться у ребятишек с интеллектуальной недостаточностью и у детей с совершенно нормальным интеллектом. О том, что такое дислексия, о ее причинах, симптомах, разновидностях и методах устранения расскажем в статье.

Этиология

Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

Симптоматика

Ошибки при чтении - это еще далеко не все проявления расстройства. Специалисты, рассматривающие проблему более широко, говорят также о клинических признаках, которыми зачастую сопровождается дислексия. Симптомы, к примеру, включают церебрастению, психический инфантилизм. Непосредственно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной и большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:

  • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
  • замена сходных графически букв;
  • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
  • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в ;
  • аграмматизмы, зеркальное чтение.

Клинико-психологический подход

Чтобы понять, что такое дислексия, необходимо рассмотреть ее в разных аспектах. Так, зачастую данное расстройство встречается у детей с системными нарушениями ЦНС (диффузными, функциональными, локальными, органическими). Такие ребятишки страдают парциальной недостаточностью высших психических функций, имеют проблемы с устойчивостью и регуляцией подвижности психических процессов. Также у детей наблюдаются патологические особенности эмоциональной сферы: слабость вербально-логического мышления при хорошем образно-наглядном, нормальная адаптация в житейских условиях наряду со школьной дезадаптацией и так далее. Ребятишки имеют недостаточный объем слухоречевой памяти, дефицит графических и изобразительных способностей.

Многие исследователи связывают расстройство с недостаточным развитием устной речи и среди факторов затруднения чтения называют недоразвитие звукобуквенных ассоциаций, а также нарушение фонетического декодирования. Дети испытывают сложности с установлением кодовых соответствий (буква-звук) и не могут автоматизировать этот процесс. В результате у них снижается познавательная активность.

Овладение чтением

Воспроизведение звуковой основываясь на его графическом изображении, - это и есть процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, понимаем смысл через восприятие букв.

В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтобы читать, нужно двигать глазами, забегать вперед (антипация) и возвращаться назад (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит непосредственно в момент фиксации, то есть тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций зависит от того, насколько знакомы слова, их структуры и т. п. Буквы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буквы, а только доминирующие.

Классификация

На основании учета операций, нарушенных в ходе чтения, были выделены разные виды патологии. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Оптическая дислексия

Симптомы такой формы заключаются в том, что дети не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у них возникают сложности с усвоением букв. Ребятишки путают буквы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие дети оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.

2. Фонематическая дислексия

Расстройство связано с недоразвитостью функций фонематической системы, в число которых входят:

  • смыслоразличительная - способность соотносить определенные сочетания фонем со смыслом, когда изменение одной фонемы или последовательности единиц звукового строя влечет изменение смысла;
  • слухопроизносительная дифференциация - способность различать фонемы артикуляторно и акустически;
  • фонематический анализ - способность раскладывать слова на составляющие их фонемы.

Дети обычно испытывают трудности со слухопроизносительной дифференциацией и фонематическим анализом. В первом случае это проявляется путанием акустико-артикуляторно схожих звуков, чтением по буквам, пропусками согласных при их стечении, перестановкой звуков и слогов. Во втором случае дети испытывают трудности с определением:


3. Аграмматическая дислексия

Зачастую эта форма встречается у ребятишек с общими Она обусловлена недоразвитостью синтаксических и морфологических обобщений, грамматического речевого строя. Дети с таким расстройством в процессе чтения изменяют и числа существительных, неправильно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.

4. Семантическая дислексия

Коррекция такого нарушения требует несколько иных подходов, чем в других случаях, поскольку этот вид расстройства характеризуется проблемами с пониманием фактического содержания и смысла текста, хотя технически школьник текст читает правильно. Варианты нарушения:

  • чтение по слогам, когда ребенок последовательно произносит слоги, но не может объединить их в значимое целое, а следовательно, не может воспринять информацию во время чтения, то есть имеют место сложности звукослогового синтеза;
  • чтение полными словами, когда ребенок не может четко представить синтаксическую связь внутри предложения, то есть каждое слово он воспринимает не в совокупности с соседними словами, а изолированно;
  • совмещение первых двух вариантов, когда чтение по слогам с непониманием смысла сопровождается нечеткостью представлений о синтаксических связях в предложениях.

5. Мнестическая дислексия

Это нарушение обусловлено проблемами со слухоречевой памятью, в результате которых ребенок испытывает трудности с образованием связи между зрительным образом буквы и звуком. Школьник не может запомнить буквы, заменяет их при чтении на другие, путает.

6. Тактильная дислексия

Расстройство данного вида характерно для слепых. При чтении такие люди применяют не зрительное восприятие, а сенсомоторную систему (читают за счет Однако исследования демонстрируют, что у слепых ребятишек дислексия по своим механизмам нисколько не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих детей. При тактильном расстройстве основная проблема - нарушение узнавания букв письма по Брайлю (этот французский ученый придумал для незрячих людей тактильный шрифт). Слепые дети при наличии дислексии при чтении теряют слова, путают буквы, зачастую не дочитывают слово до конца, а стараются угадать его. При этом нарушения при движении пальцев у таких ребятишек соответствуют нарушениям при движении глаз, возникающим у зрячих детей, страдающих аналогичным расстройством (у них наблюдаются хаотичные вращения глазами, частые регрессии).

Дислексия: лечение

Нарушение может стать пожизненной проблемой, хотя некоторым людям все-таки удается развить функциональные навыки чтения. И все же подавляющая часть дислектиков требуемого уровня грамотности никогда не достигает. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо откорректировать полностью весь учебный процесс. Дети с таким расстройством нуждаются в применении прямых и непрямых методов обучения распознаванию слов и формирования навыков, позволяющих выделять компоненты в словах. При прямом обучении используются специальные фонетические техники, не связанные с овладением чтением. Непрямое обучение предусматривает применение особой программы, которая посредством определенных фонетических методик позволяет научиться читать

Устранение дислексии производится разными способами. К лечению каждого ребенка следует подходить индивидуально. Так, для кого-то предпочтительным будет подход, подразумевающий обучение чтению сразу же целыми словами и выражениями, а для кого-то лучше подойдет методика, использующая иерархическую систему по приобретению навыков чтения, когда ребенка сначала обучают восприятию звуковых единиц, а затем уже слов и предложений. Также рекомендуется применять варианты терапии, при которых воздействие осуществляется сразу на разные виды органов чувств. Что касается медикаментозного лечения патологии или использования таких способов терапии, как оптометрические тренинги и тому подобное, эффективность их на сегодняшний день не доказана.

В заключение

Многие родители пугаются, когда у их детей диагностируют дислексию. Почему-то большинство людей считает данную патологию психическим заболеванием. Однако это совсем не так. Ребятишки, имеющие такое расстройство, зачастую проявляют феноменальные способности в иных областях, например, физике, математике, музыке, живописи. Так что такое дислексия? Проблема или... дар? Хорошенько подумайте, прежде чем ответить.



gastroguru © 2017