Конспект НОД «Домашние животные и их детеныши» (средняя группа). Развитие речи

Детёныши животных, порой, имеют не очевидные названия, и, возможно, вы даже задавались вопросами вроде:

  • Как называется хорек женского пола?
  • Как называется самка оленя, глухаря, жирафа, павлина, дятла, кабана?
  • Как называется детеныш тюленя, моржа, лебедя, овцы, лося, барсука?
  • Как называется самец утки, белки, кукушки, свиньи, пантеры?
  • Какое название у детенышей животных? Например, слонов, орлов и так далее.

Словом, в этой статье мы собрали названия самок — мам, самцов — пап, а также названия детенышей животных, в числе которых звери (они же млекопитающие), птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся и земноводные.

Если вы кого-то не нашли, то обязательно напишите об этом в комментариях, и мы в самое ближайшее время добавим этот материал.

Собранный материал представлен в виде таблицы с 4-мя столбцами. Первый столбец — название самца, 2-ой — название самок, 3-й — название детеныша животного, и в последнем столбце — название детеныша животного во множественном числе.

Отметим также, что существуют как разговорные названия , которые допустимы в речи, но использовать их в научном докладе, или при подготовке сочинения, будет не правильным .

Названия детенышей животных

Родители Детёныш (ребёнок) в единственном числе Детеныши во множественном числе
Отец (самец) Мать (самка)
Баран Овца или овечка Ягнёнок Ягнята
Морж Моржиха Моржонок Моржата
Жираф Жирафа, в разговорной речи встречается название — жирафиха. Теленок, так называют всех детенышей парнокопытных животных, но встречается также жирафёнок. Телята или в разговорной речи — жирафята.
Лось Лосиха Лосёнок Лосята
Тюлень Самка тюленя; в разговорной речи можно встретить название тюлениха. Белёк, а в научной литературе детеныша тюленя принято называть щенком. Бельки, а в научной литературе детенышей тюленя принято называть щенками.
Барсук Барсучиха Барсучок Барсучки
Зебра Зебра Жеребёнок Жеребята
Еж Ежиха Ежонок Ежата
Олень Правильно — оленуха (Толковый словарь Ожегова), а не олениха, как может показаться. В словаре Ефремовой также встречается название ланка. Оленёнок Оленята
Дикий северный олень или сокжа — так называют северного оленя народы, населяющие тундры. Дикая самка северного оленя или важенка. Олененок до года зовется «неблюй» или «неплюй», а только родившийся малыш называется — «пыжик» . Оленята до года зовутся «неблюи» или «неплюи», а только родившиеся — «пыжики».
Змей Змея Змееныш Змееныши
Носорог Самка носорога Телёнок, в разговорной речи также встречается носорожик. Телята, в разговорной речи — носорожата.
Хряк — самец свиньи. Потомок кабана. Можно также встретить борова, но боров же не может воспроизводить потомство, так как это кастрированный хряк. Свинья Поросёнок Поросята
Самец рыси Рысь Рысёнок или котенок, так как рысь из семейства кошачих. Рысята или котята.
Жеребец (Конь) Лошадь (Кобыла) Жеребёнок Жеребята
Страус Страусиха Страусёнок Страусята
Лебедь Лебедушка Птенец, а в простой разговорной речи его называют лебедёнок или лебедыш. Птенцы, лебедята.
Самец панды Панда Детеныш панды, медвежонок панды, так как панда относиться к семейству медвежьих. Можно встретить названия «панденок» или «панденыш», но в научной литературе термины не используется – только в просторечии. Когда детеныш панда немного подрастает, его начинают называть маленькой пандой. Детеныши панды, медвежата панды.
Рыба Малёк Мальки или молодь
Крокодил Крокодилица Крокодильчик Крокодильчики
Енот Правильно будет самка енота, но также можно встретить названия енотиха или енотка. Щенок Щенки
Орел Орлица Орленок Орлята
Самец обезьяны Обезьяна Детёныш обезьяны, а в разговорной речи детеныша обезьяны можно назвать «обезьянкой». Детеныши обезьяны
Бык Корова Телёнок Телята
Кит Самка кита, китиха В научных изданиях употребляют либо словосочетание «детеныш кита», либо «теленок», в разговорной речи можно встретить китёнок. Детеныши кита, телята, китята
Самец белки Белка Бельчонок Бельчата
Леопард Самка леопарда Котёнок Котята
Осёл Ослица Ослёнок Ослята
Волк Волчица Волчонок Волчата
Самец жабы Жаба Жабёнка (женский род), жабёнок (мужской род) по словарю Даля Жабёнки
Бегемот (гиппопотам) Бегемотиха Детёныш бегемота, а еще можно также назвать малыша бегемотиком. Также отметим, что бегемоты относятся к семейству парнокопытных. На научном языке детёнышей всех парнокопытных называют телятами. Детёныши бегемота, телята
Лис Лиса, лисица Лисенок Лисята
Нерпа (разновидность тюленя) Нерпа Белёк (белек), а в научной литературе детенышей нерпы принято называть щенками. Бельки, а в научной литературе детенышей нерпы принято называть щенками.
Кенгуру Кенгуру Кенгурёнок Кенгурята
Козёл Коза Козлёнок Козлята
Верблюд Верблюдица Верблюжонок Верблюжата
Песец Самка песца Детеныш песца, но можно назвать и щенком, так как песец – млекопитающее семейства псовых, а щенком называют детеныша не только собаки, но и волка, лисы и других псовых. Детеныши песца или щенята
Самец черепахи Черепаха Черепашонок
Морской котик Самка морского котика Щенок Щенки
Самец куницы Куница Щенок Щенки
Голубь Голубка Птенец голубя, в разговорной речи встречается голубёнок. Птенцы голубя, в разговорной речи — голубята.
Гусак (Гусь) Гусыня Гусёнок Гусята
Слон Слониха Слонёнок Слонята
Самец сороки Сорока Сорочонок Сорочата
Ласточка Птенец ласточки. В словаре Даля встречается название ластушёнок. Птенцы ласточки.
Лев Львица Львёнок Львята
Самец мыши — разговорный вариант Мышь Мышонок Мышата
Самец пантеры Пантера Котёнок, так как пантера из семейства кошачьих. В разговорной речи иногда можно встретить: пантерёнок или пантерчик. Котята
Самец лягушки Лягушка Головастик (личинка лягушки, появляющаяся из икринки). После процесса метаморфозы он становится лягушонком. Лягушонок — молодая лягушка. Головастики, лягушата
Дельфин Самка дельфина Дельфинёнок согласно толковому словарю Ефремовой от 2000 года. Дельфинята
Пёс Собака Щенок Щенки
Соболь Самка соболя Щенок, в разговорной речи также используется соболёнок. Щенки
Ворон Самка ворона (ударение на 1 слог — вОрона) или вороница Воронёнок или птенец ворона. Воронята или птенцы ворона.
Самец вороны или вран Ворона Птенец вороны, воронёнок. Птенцы вороны, воронята.
Аист Аистиха в разговорной речи. Аистёнок Аистята
Гепард Самка гепарда Котёнок, так как гепард из семейства кошачьих. Котята
Самец акулы Акула Акуленок Акулята
Заяц Зайчиха Зайчонок Зайчата. А вообще потомство у зайцев бывает 3 раза в году. Первый выводок в конце марта. Они называются — «настовики», второй выводок рождается в июне, и их называют «колосовики» и «травники». Осенних зайчат называют «листопадники «, и появляются они в сентябре. Таким образом, поздние зайчата называются «листопадниками».
Тигр Тигрица Тигрёнок Тигрята
Самец красной панды Красная панда Детеныш панды или детеныш малой (красной, рыжей) панды Детеныши панды или детеныши малой (красной, рыжей) панды
Самец кукушки, а названия вроде: кукун, кукуш, кукушок, кукушон являются не верными. Кукушка Кукушонок Кукушата
Самец косули, а алтайцы его называют куран или гуран. Охотники называют самца косули — козёл. Косуля или козуля. Также можно встретить у алтайцев название самки — керекшин. А в некоторых местах используется название — коза. Косуленок в словаре Ефремовой. Косулята
Ящер Ящерица Ящеренок Ящерята
Самец цапли Цапля Птенец цапли Птенцы цапли
Хорек Самка хорька Щенок Щенки
Самец антилопы Антилопа Теленок, хотя в разговорной речи можно встретить такие названия как «антилопыш», «антилопик» или «антилопченок», которые в литературной речи не следует употреблять. Телята
Самец лани Лань Теленок Телята
Самец косатки Косатка, иногда можно встретить написание касатка, но правильный вариант все же косатка. В разговорной речи можно использовать касатёнок, точнее косатёнок, а вообще детенышей косатки так и называют — детеныш косатки. Детёныши косатки
Скворец Самка скворца Скворчонок Скворчата
Самец норки Норка Щенок Щенки
Индюк Индюшка, а в приготовленном виде, например, пожаренная будет индейка. Индюшонок Индюшата
Пингвин Пингвиниха Пингвинёнок Пингвинята
Самец гориллы Горилла Гориллёнок Гориллёнок
Самец ласки Ласка Щенок Щенки
Суслик Самка суслика, а варианты вроде суслиха, сусличка, суслячка — являются не верными. Детеныш суслика. А название вроде сусличенок является не верным. Детеныши суслика
Крот Самка крота, но в разговорной речи допускается кротиха. Кротенок или кротыш в соответствие со словарем Даля. Кротята
Воробей или уменьшительно-ласкательное к воробей — воробушек, воробьишко Воробьиха — по словарю Ожегова Воробьёнок или в разговорной речи воробушек или воробьишко и даже можно встретить воробьёныш. Воробьята
Самец выдры Выдра Щенок Щенки
Кролик Крольчиха Крольчонок Крольчата
Журавль Самка журавля, журавлиха, журавушка Журавленок Журавлята
Белый медведь Белая медведица Медвежонок Медвежата
Самец галки Галка Галчонок Галчата
Грач Грачиха Грачонок Грачата
Буйвол Буйволица Буйволёнок Буйволята
Медведь Медведица Медвежонок Медвежата
Петух Курица Цыплёнок Цыплята
Бурундук Бурундучиха Бурундучонок Бурундучата
Кот Кошка Котёнок Котята
Селезень Утка Утёнок Утята
Бизон Бизониха Телёнок Телята
Бобёр он же бобр, но слово «бобр» означает самого животного, а вот «бобёр» — мех этого красивого животного. Бобр используется в научной литературе, а бобёр в разговорной. Бобриха Бобрёнок Бобрята
Козёл Коза Козлёнок Козлята
Самец синицы Синица Птенец синицы, в разговорной речи встречается — синичонок Птенцы синицы, в разговорной речи используется также — синичата
Дятел Самка дятла Птенец дятла, в зоологии используется дятлёнок Птенцы дятла, зоологи используют — дятлята
Кабан Кабаниха Кабанёнок Кабанята
Мамонт Мамонтиха или самка мамонта Мамонтёнок Мамонтята
Дрозд Самка дрозда или же дрозд самка. В разговорной речи встречается — дроздиха. Птенец дрозда, в разговорной речи — дроздёнок. Птенцы дрозда
Выхухоль или хохуля Самка выхухоля Детеныш выхухоли, в разговорной речи выхухолёнок. Детеныши выхухоли, в разговорной речи — выхухолята.
Теретев, косач, он же полюх. Самка тетерева, также можно встретить названия — тетёрка, косачиха, самка косача, курочка. Птенец тетерева Птенцы тетерева, народное название – поршки.
Самец совы, у охотников используется название — совин. Сова Совёнок Совята
Самец куропатки. Орнитологи самца называют петух, охотники — куропач. Среди местных названий встречаются названия: барабанщик, питун. Куропатка, также существуют множество местных названий: курочка, куропать, куропатка, белый тетерев, таловка, ольховка, березовка. Птенец куропатки Птенцы куропатки
Скунс Самка скунса Щенок, в разговорной речи — скунсенок Щенки
Муравьед Самка муравьеда, в разговорной речи — муравьедиха Детёныш муравьеда Детёныши муравьеда
Гриф Самка грифа Птенец грифа Птенцы грифа
Тукан Самка тукана Птенец тукана Птенцы тукана
Тапир Самка тапира Жеребенок или детеныш тапира Жеребята или детеныши тапира
Самец носухи или самец коати Носуха, научное название — коати. Детёныш носихи или детёныш коати Детёныши носихи или детёныши коати
Сурикат Самка суриката, в разговорной речи сурикатиха Детеныш суриката, в разговорной речи — сурикатёнок. Детёныши суриката, в разговорной речи — сурикатята.
Тамарин или сагуин Самка тамарина Детеныш тамарина Детеныши тамарина
Шакал Самка шакала Щенок или детёныш шакала Щенки или детёныши шакала
Горностай Самка горностая Детеныш горностая Детеныши горностая
Зубр или европейский бизон Самка зубра, еще ее называют — корова, в разговорной речи — зубриха. Теленок или детеныш зубра, в разговорной речи — зубренок. Телята или детеныши зубра, в разговорной речи — зубрята.
Самец летучей мыши Летучая мышь Щенок или детеныш летучей мыши Щенки или детеныши летучей мыши
Снежный барс, ирбис или снежный леопард Самка снежного барса или самка ирбиса или самка снежного леопарда Котенок или детеныш снежного барса, или детеныш ирбиса, или детеныш снежного леопарда Котята или детеныши снежного барса, или детеныши ирбиса, или детеныши снежного леопарда
Тушканчик Самка тушканчика, в разговорной речи иногда можно встретить тушканчиха Детеныш тушканчика. Также на просторах интернета можно встретить название — тушканёнок. Этот вариант можно считать разговорным. Детеныши тушканчика, в разговорной речи — тушканята.
Хомяк Самка хомяка, хомячиха. Детеныш хомяка, а в разговорной речи — хомячонок. Детеныши хомяка, в разговорной речи — хомячата.
Як. Тибетцы его называют г-як. Самка яка. Тибетцы самку яка называют — дри. Теленок, детеныш яка или ячёнок. Телята, детеныши яка или ячята.
Самец цапли Цапля Птенец цапли Птенцы цапли
Чайка-самец или самец чайки. И никаких чайк или чаек! Чайка Птенец чайки, чабар (устаревший вариант из словаря Даля). В разговорной речи можно встретить — чаёныш. Также птенца чайки называют — кавыш. Это название также применимо к гусятам и утятам, но используют его очень редко. Птенцы чайки, чабары, кавыши.
Самец щуки, а на Украине самец щуки называется — щупак. Щука Щурёнок, детеныш щуки, также существует название щукленок. Щурята, детеныши щуки. В сказке «По щучьему велению» встречается название щукенятушки.
Фе́нек или фенёк или самец-фенек Самка-фенек Щенок фенека или детеныш фенека Щенки фенека или детеныши фенека
Самец газели Газель Детёныш газели, разговорный вариант — газеленок Детёныши газели, разговорный вариант — газелята
Попугай Самка попугая, разговорный вариант — попугаиха Птенец попугая, разговорный вариант — попугаёнок, попугайчонок Птенцы попугая, разговорный вариант — попугайчата
Самец ехидны Ехидна Детеныш ехидны, в английском языке детенышей ехидны называют словом паггл, что в переводе на русский означает «милашка» или «симпатяшка», также название паггл является зоологическим названием. В разговорной речи можно встретить название — ехиднёнок. Детеныши ехидны, в разговорной речи — ехиднята.
Утконос Самка утконоса, в разговорной речи — утконосиха. Детеныш утконоса. В разговорной речи можно встретить название – утконосик, которое является уменьшительно-ласкательным к названию утконос. Детеныши утконоса, в разговорной речи — утконосики.
Снегирь, в народе их называют пересмешниками. Самка снегиря, в разговорной речи — снегириха, в народе их также встречается название самка-снегурка. Птенец снегиря, в разговорной речи — снегирёнок. Птенцы снегиря, в разговорной речи — снегирята.
Королёк Самка королька Птенец королька Птенцы королька
Перепёл Перепёлка Птенец перепелки Птенцы перепелки
Стриж Стрижиха — в разговорной речи. Стрижонок — в разговорной речи. Стрижата — в разговорной речи.
Окунь Самка окуня Окунёнок — в разговорной речи Окунята

Лилия Хусаинова
Викторина «Домашние животные и их детёныши»

Возраст детей – средний дошкольный.

Цель : Закрепить знания детей о диких и домашних животных и птицах , их детенышах, Закрепить знания детей об их жизни. Воспитывать желание как можно больше узнать о жизни диких животных . Развивать логическое мышление.

Материал : картины с изображением диких и домашних животных и птиц , их детёнышей , картинки к игре «Кто, где живет?» (с изображением облака, водоёма, леса и сарая, фишки, призы, эмблемы и микрофон.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята! Сегодня я корреспондент газеты «АЛГА» . Кто такой корреспондент? (Ответы детей) . Правильно! Корреспондент – это человек который пишет статью для газеты. Вы у меня знатоки природы (команда детей из 10 человек) . Я хочу побеседовать с вами о домашних и диких животных , об их детёнышах в виде викторины . Что такое викторина ? (Ответы детей) . Правильно! Викторина – это игра в ответы на вопросы : я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. Только давайте договоримся о том, что вы не будете кричать и отвечать все вместе, хором, а просто поднимите руку. Я поднесу к вам микрофон и вы будете отвечать на вопрос. Это для того, чтобы я могла записать ваши ответы на магнитофон. А потом мы выпустим газету о нашей викторине . Договорились? Хорошо! За каждый правильный ответ я буду давать вам фишку. Кто больше всех наберёт фишек, тот и победитель нашей викторины .

1. Конкурс «Отгадай загадку о животном » .

Задание : Отгадать загадки о домашних животных .

1. У него четыре лапки,

В лапках – цап-царапки

Пара чутких ушей

Он гроза для всех мышей. (Кошка) .

2. Она ходит по лугам,

Молоко приносит нам.

День и ночь траву жуёт

Да в хлеву она живет (Корова) .

3. Посмотри, как я красива :

Хороши и хвост, и грива.

Цок-цок – стучат копытца.

Ты не хочешь прокатиться (Лошадь) .

4. С хозяином дружит,

Домик он сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака) .

2. Конкурс «Ответь на вопросы» .

Задание : Ответить на вопросы.

Корреспондент : Наши читатели хотят узнать немного о зверях, их детенышах. Они прислали вам вопросы.

1. Как зовут детей у коровы, лошади, собаки, кошки? (телята, жеребята, щенята, котята) .

2. Как можно ласково назвать детей животных (теленочек, щеночек, котеночек и. т. д)

3. Какие части тела у домашних животных вы знаете ?

4. Чем покрыто тело животных ?

3. Конкурс «Собери детей» .

На руках у каждого ребенка карточки с изображением взрослых животных . А на столе корточки с изображением детенышей.

Корреспондент : Давным-давно все животные : и дикие и домашние жили мирно и дружно . Они всегда вместе работали и отдыхали. И вот один раз решили они сходить вместе с детьми на экскурсию в лес. Малыши были очень довольными : они бегали, резвились, всем интересовались. Мамы держали своих детей за лапы, чтобы они не потерялись в лесу. Но когда они вышли на лесную поляну, то отпустили детей покувыркаться. Малыши с радостью разбрелись по поляне и все перемешались : не понятно было, где медвежонок, а где зайчонок, где лисенок, а где волчонок. Забеспокоились родители. Дети, помогите им разобраться, где чей ребёнок.

Задание : Найти и назвать детёныша того животного , который в руках у ребенка.

Дети выполняют задание.

Вопросы детям :

1. Какое у тебя животное ?

2. Кого из детёнышей оно будет звать ?

Ответы детей : Например, у меня корова, она будет звать теленка.

4. Физминутка.

«Кошечка» (психоречевая гимнастика)

Задание : импровизация движений кошечки : сесть на корточки, похлопать по животу , встать, потянуться и погладить себя по животу .

«А сейчас мы превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Её шерстка развернулась.

5. Конкурс «Назови родителей : папу и маму».

В руках у детей найденные детеныши.

Корреспондент : Вот мы и нашли всех малышей. Назвали их. А как называют их родителей?

Задание : назови папу и маму этого детеныша.

Вопросы детям :

1. Кто у тебя?

2. Как зовут папу и маму?

Ответы детей :

Например, У меня теленок. Папа - бык, а мама – корова.

6. Конкурс «Кто как кричит?»

Корреспондент : Когда родители искали своих малышей, они кричали их по своему : кто-то мычал, а кто-то мяукал.

Вопросы :

1. Мычала кто? (корова) .

2. Хрюкала кто? (свинья) .

3. Мяукала кто? (кошка) .

4. Ржала кто? (лошадь) .

5. Лаяла кто? (собака) .

6. Крякала кто? (утка) .

7. Гоготала кто? (гусиха) .

8. Кудахтала кто? (курица) .

7. Д/игра «Кто что ест?»

На столах тарелочки с семечками, травой, листьями, зернами овса, хлебными крошками и овощами. Среди тарелок – есть конфеты.

Задание : дети должны выбрать корм для каждого домашнего животного и птицы .

Вопросы : Что ест корова? Можем ли мы угостить ее сеном? Что ест лошадка? Свинья? Кошка?

8. Рисование «Корм для цыплят и утят»

Задание : дети рисуют пальчиками на подносах с манной крупой зернышки и червячков.

9. Игра «Кто, где живет?» .

На столах детей карточки с изображением облака, водоема, леса и сарая (загона, карточки с изображением животных , птиц и водных животных .

Задание : Распределить всех животных и птиц по месту обитания : птиц – на облако, домашних животных - в сарай , диких животных – в лес , водных обитателей – в водоём.

Вопросы :

1. Кто у тебя живет в лесу? В водоёме? В сарае? Летает в небе?

10. Конкурс «Собери картинку» .

На столах детей конверты с разрезными картинками. На картинках изображены животные .

Задание : Собрать картинку и назвать животное , которое получилось.

11. Подведение итогов и награждение победителей.

Публикации по теме:

«Домашние животные и их детёныши». Конспект НОД по развитию речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» «Домашние животные и их детёныши». (Н. О. Д. по развитию.

Конспект НОД «Домашние животные и их детёныши» "Домашние животные и их детеныши" Цель НОД: Формировать представления о домашних животных, узнавать, называть и различать особенности внешнего.

Интегрированное занятие «Домашние животные и их детёныши» Цели: Учить детей различать взрослых животных и их детенышей; Способствовать развитию звуковой культуры речи: произношению звукоподражаний.

Ход непосредственной образовательной деятельности Воспитатель показывает детям слайды с изображением домашних животных: корова с телёнком.

Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные и их детёныши» (вторая младшая группа) Цель: Обогащение активного словарного запаса по теме. Задачи: 1. Учить называть домашних животных и их детёнышей, строить предложения с.

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 лет) на тему. «Домашние животные и их детеныши». Данный материал будет полезен воспитателям первой младшей группы. Конспект этого занятия направлен на формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру, формированию представлений о домашних животных, развитию любознательности, формированию диалоговой речи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе по формированию целостной картины мира, тема: «Домашние животные и их детеныши».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».

Цель : Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.

Задачи:

Образовательные : Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде, питании и его детеныше.

Развивающие : Развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.

Речевые : Способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.

Воспитательные : Воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

Демонстрационный материал:

Большой плакат с изображением домашних животных и их детенышей (корова, лошадь, баран, собака, кошка). Макеты или игрушки домашних животных (корова, лошадь, баран, собака, кошка).

Раздаточный материал:

Картинки с изображением домашних животных на каждом столе и карточки с изображением детенышей домашних животных на каждого ребенка.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши», физкультминутка, подведение итогов.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книжечек с изображением домашних животных и их детенышей.

2. Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей».

Ход НОД

Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сидит перед ними.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель ставит на стол перед детьми макеты домашних животных корову, лошадь, барана, собаку и кошку.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришли домашние животные, а домашними они называются, потому что живут рядом с человеком, рядом с его домом. Человек за ними ухаживает, кормит, а взамен они дают нам очень много полезного. Давайте послушаем наших гостей.

Воспитатель берет в руку макет коровы.

Корова. Ребята, я корова я живу в хлеву, пасусь на лугу и ем траву, а зимой человек кормит меня сеном, взамен я даю вам ребята очень вкусное молочко.

Воспитатель. Ребята, а как говорит корова, давайте помычим.

Дети хором. Мууу…

Воспитатель берет в руку макет барана.

Баран. Ребята, а меня называют баран, я тоже люблю кушать траву или сено, а вам ребята я даю густую шерсть, из которой вам вяжут теплые носочки, рукавички и шарфики.

Воспитатель. Ребята, а баран говорит беее….

Дети хором. Беее…

Воспитатель берет в руку макет лошади.

Лошадь. А я лошадь, я живу в стойле, ем сено, человек за мной ухаживает, а я взамен вожу его верхом на своей спине.

Дети и воспитатель произносят иго-го…

Воспитатель берет в руку макет кошки и собаки.

Кошка и собака. А мы кошка и собака, мы живем с человеком очень близко, я собака живу в конуре и охраняю дом от чужих людей, я очень люблю косточки; а я кошка, меня кормят молочком, а я ловлю мышей, чтобы они не портили запасы.

Дети и воспитатель произносят как кошка и собака: мяу…, гав-гав…

Воспитатель. Ребята, а давайте теперь поиграем, выходите все ко мне. Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит подвижную игру «Теленок». Координация движений в сочетании с речью.

Я рогатый. (Показывают «рожки» из пальчиков).

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Я хвостатый. (Показывают «хвостик»: отводят руку за спину).

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Я ушастый, (Показывают «ушки» из ладошек).

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Очень страшный. (Показывают «рожки» из пальчиков)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Испугаю.(Топают).

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Забодаю. («Бодаются»).

Воспитатель: Ребята, пока мыс вами играли, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите, мамы плачут, давайте им поможем.

Детям предлагается сесть за столы. Воспитатель на каждый стол кладет изображение коровы, а детям раздает карточки с изображением всех детенышей.

Воспитатель. Ребята, кто это.

Воспитатель по очереди спрашивает каждого ребенка, пробуждая отвечать индивидуально и хором.

Дети. Корова.

Воспитатель. Ребята поищите на своих карточках изображение детеныша коровы, и положите на стол рядом с коровой.

Дети находят изображение теленка и выкладывают на стол, ребятам, которые затрудняются, воспитатель помогает.

Такое действие проводиться попеременно со всеми животными.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы сегодня славно потрудились, и корова решила вас угостить своим полезным, вкусным молочком. Всех детей угощаем молоком.

Для наших самых маленьких читателей

Дорогие друзья! Если в вашей семье есть маленькие детки, то пусть они узнают побольше о животных.

Детям особенно интересно наблюдать за отношениями родителей и детей у животных. Это позволит малышу полнее понять порядок распределения социальных ролей в любом сообществе. Маленькие дети активно впитывают всё новое, и интересная информация о семейной жизни животных помогает им правильнее определить своё место в своей семье и в коллективе.

Итак, для начала о домашних животных .

Пёс, собака и щенок

Собака – это самое первое прирученное человеком животное. Произошло это 14 тысяч лет назад. Сейчас существуют сотни различных пород собак, причём, не только декоративных. Собаки бывают охотничьи, сторожевые, пастушьи, служебные и др. Детёныши собаки называются щенками. Папа щенка называется пёс.

Кот, кошка и котёнок

Кошки, так же, как и собаки, очень давно приручены человеком. Они и сейчас не просто радуют своих хозяев, но и защищают жилище от мышей и других грызунов. Папу котёнка зовут кот.

Бык, корова и телёнок

Корова очень полезное животное. Она даёт людям молоко. Её детёныша зовут телёнок. Папа телёнка - бык.

Козёл, коза и козлёнок

Коза даёт людям очень полезное молоко и шерсть. Её детёныш - козлёнок, а папа козлёнка – козёл.

Баран, овца и ягнёнок


Овца даёт людям тёплую шерсть. Детёныша овцы зовут ягнёнок. Папа ягнёнка – баран.

Конь, лошадь (кобыла) и жеребёнок

Лошадь используется в качестве транспортного средства для езды и перевозки грузов. Детёныш лошади называется жеребёнок. Папа жеребёнка – конь.

Осёл, ослица и ослёнок (детёныш осла)

Ослы в южных и горных регионах используются в качестве транспортного средства.

Верблюд, верблюдица и верблюжонок

Верблюд очень выносливое животное, которое незаменимо в пустынях для перевозки грузов. Кроме того, верблюды дают очень хорошую шерсть.

Кроль, крольчиха и крольчата

Петух, курица и цыплята

Курица несёт яйца. Из яиц вылупляются цыплята, а их папа – петух.

Селезень, утка и утята

Это папа-селезень, у него голова зелёная в отличие от серой мамы-уточки.

Гусь, гусыня и гусята

Индюк, индейка и индюшата

А теперь немного о диких животных .

Слон, слониха и слонёнок

Лев, львица, львёнок

Тигр, тигрица и тигрёнок

Медведь, медведица и медвежонок

Белый медведь, белая медведица, медвежонок

Панда, детёныш панды

Гепард и детёныши гепарда(котята)

Леопард и детёныш леопарда (котёнок)

Волк, волчица и волчата

Лось, лосиха, лосёнок

Это папа-лось. У него, в отличие от лосихи, огромные рога.

Олень, олениха, оленёнок

Бегемот, бегемотиха и детёныш бегемота

Носорог, самка носорога и детёныш носорога

Жираф, жирафиха, детёныш жирафа

Буйвол, буйволица и буйволёнок

Бизон, бизониха и детёныш бизона (телёнок)

Горилла, самка гориллы детёныш гориллы

Зебра и зебрята

Морж, моржиха и моржонок

Тюлень, тюлениха и детёныш тюленя (белёк)

Пингвин, пингвиниха и пингвинёнок

Лебедь белый и чёрный, лебедята

Сова ушастик и совёнок


Черепаха и детёныш черепахи (черепашонок)

Ёж, ежиха и ежонок

Вот и все наши примеры. Всё вспомнили и повторили?

Предлагаем ещё и видео посмотреть для закрепления.

Здесь видео с названиями животных:

Здесь тоже детёныши животных:

А здесь животные «говорят»:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый.

ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАХОДИТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ:
У кошки – котенок, у собаки – щенок, у козы – козленок…













ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Щенок – маленький, длинноухий, забавный, глупый, смешной..
Теленок - …,
Кошка - …,
Кролик - …

ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Название.
Внешний вид.
Чем питается.
Где живет.
Как голос подает.
Какую пользу приносит.

Расскажите детям, какую пользу приносят домашние животные:
- собака и пес охраняют дом;
- кошка и кот ловят мышей;
- корова дает молоко и мясо, а бык только мясо;
- лошадь, конь, осел, ослица, верблюд и верблюдица, перевозят грузы или людей верхом;
- свинья и хряк дают мясо и щетину;
- овца и баран - шерсть и мясо;
- кролик и крольчиха дают мех;
- козел дает шерсть, коза - шерсть и молоко.
Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник.

СРАВНИВАТЬ ДВУХ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Какое тело?
Чем покрыто?
Какие уши, нос, глаза, хвост, морда…?
Чем питаются?
Где живут?























Игра: «Скажи, какая?» (Прилагательные, характеризующие внешний вид).
Большая, маленькая, пушистая, пятнистая, породистая, крупная,

Игра: «Назови повадки» (Прилагательные характеризующие повадки животного).
Шустрая, быстрая, медлительная, неуклюжая, подвижная игривая, отважная,

Игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Большая – маленькая, толстая – тонкая, длинная – короткая.

Игра: «Как передвигается?» (Активизация глагольного словаря)
Прыгает, бегает, ластится, ходит, бредёт, бежит, потягивается.

Игра: «Один – много (Образование существительных множественного числа от единственного)
Собака – собаки, щенок – щенки, пудель – пудели, овчарка – овчарки.

Игра: «Посчитай» (Согласование числительных с существительными в роде и числе)
Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак и т.д.

Игра: «Чья, Чей, Чьи?» (Притяжательные прилагательные)
Морда (чья?) собачья, лапы (чьи?) собачьи, хвост (чей?)собачий и т. д.

Игра: «Сложные слова»
Длинная шерсть – длинношёрстная, короткий хвост – короткохвостая, обвислые уши – вислоухая.

СОБАКИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.

Пудель - цирковая собака: хорошо поддаётся дрессировке и, кажется, до бесконечности готовыа демонстрировать забавные трюки. А ещё пудели отличные пловцы.

Шотландский скотч – терьер – сторожевая собака: не стоит принимать его за маленькую, безобидную собачку. У него отлично развит сторожевой инстинкт.

Такса – охотничья собака, способная благодаря своим размерам и строению тела пробираться в норы.

Овчарка – охранник, охраняет преступников, служит на границе.

Колли – собака - поводырь, которая помогает слепым переходить улицу, дойти до магазина и т.д.

Бобтейл – сторож овец, сторожит стада овец.

Лайка – ездовая собака, возит людей на санках.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО "ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ"

Спит под крылечком
Хвостик колечком,
Лает, кусает,
В дом не пускает (собака).

Собака бывает ездовая, цирковая, служебная, охранник, сторожевая, собака – поводырь и т.д.

Узнаем ещё об одном назначении наших самых верных помощников.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть.

Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

Читаем рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», последовательно выставляя соответствующие опорные сигналы.

Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.

Понравился ли рассказ, чем именно?

Задаём детальные вопросы по тексту, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:

Что произошло один раз? (Один раз загорелся дом)

С кем приехали к дому пожарные? (Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб)

Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? (К ним выбежала женщина)

Что делала женщина, о чём говорила? (Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)

Как Боб нёс девочку? (в зубах за рубашку нёс девочку).

Что сделала мать девочки? (Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива)

Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? (Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)

Куда рвался Боб? (Боб рвался в дом)

Что подумали пожарные? (Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его)

Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? (Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки)

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.



gastroguru © 2017