Бредовые переживания. Смотреть что такое "Бред" в других словарях

  • Бред (лат. Delirio) часто определяют как расстройство мышления с возникновением не соответствующих реальности болезненных представлений, рассуждений и выводов, в которых больной полностью, непоколебимо убеждён и которые не поддаются коррекции. Эту триаду сформулировал в 1913 году К. Т. Ясперс, при этом он подчёркивал, что данные признаки являются поверхностными, не отражают сущности бредового расстройства и не определяют, но лишь предполагают наличие бреда. Бред возникает только на патологической основе. Традиционным для русской школы психиатрии является такое определение:

    Другое определение бреда дает Г. В. Груле: «установление связи отношения без основания», то есть не поддающееся коррекции установление отношений между событиями без должной на то основы.

    В рамках медицины бред рассматривается в психиатрии и в общей психопатологии. Наряду с галлюцинациями бред входит в группу так называмых «психопродуктивных симптомов».

    Принципиально важно, что бред, являясь расстройством мышления, то есть одной из сфер психики, при этом - симптом поражения головного мозга человека. Лечение бреда, по представлениям современной медицины, возможно только методами, влияющими непосредственно на головной мозг, то есть психофармакотерапией (например, антипсихотиками) и биологическими методами - электро- и лекарственным шоком, инсулиновыми, атропиновыми комами. Последние способы особенно эффективны при воздействии на резидуальный и инкапсулированный бред.

    Знаменитый исследователь шизофрении Э. Блейлер отмечал, что бред всегда:

    Эгоцентричен, то есть имеет существенное значение для личности больного; и

    Имеет яркую аффективную окраску, так как создается на почве внутренней потребности («потребности бреда» по Э. Крепелину), а внутренние потребности могут быть только аффективными.

    Согласно исследованиям, проведенным ещё В. Гризингером в XIX веке, в общих чертах бред по механизму развития не имеет выраженных культурологических, национальных и исторических особенностей. В то же время возможен культуральный патоморфоз бреда: если в Средневековье преобладали бредовые идеи, связанные с одержимостью, магией, приворотом, то в наше время часто встречается бред воздействия «телепатией», «биотоками» или «радаром».

    В разговорном языке понятие «бред» имеет отличное от психиатрического значение, что приводит к некорректному с научной точки зрения его использованию. Например, бредом в быту называют бессознательное состояние больного, сопровождающееся бессвязной, бессмысленной речью, которое возникает у соматических больных с повышенной температурой тела (например, при инфекционных заболеваниях). С клинической точки зрения это[уточнить] явление следует называть «аменция». В отличие от бреда, это качественное расстройство сознания, а не мышления. Также в быту бредом ошибочно называют другие психические нарушения, например, галлюцинации. В переносном значении бредом считаются любые бессмысленные и несвязные идеи, что также не всегда правильно, так они могут не отвечать бредовой триаде и являться заблуждениями психически здорового человека.

И представлений, умозаключение, возникшее не в результате обработки поступивших сведений и не корректируемое поступающими сведениями (при этом не важно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет). Компонент продуктивной симптоматики при и иных .

Принципиально важно, что бред - проявление заболевания мозга человека, является расстройством . Его лечение в рамках современной медицины возможно только биологическими методами, то есть лекарствами.

К бреду чрезвычайно близок синдром психического автоматизма Кандинского - Клерамбо, в котором расстройства мышления сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики.

Бред изучается отраслью медицины под названием .

Виды

Острый

Если бред полностью овладевает , то такое состояние называют острым бредом. Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда. Такой бред называют инкапсулированным.

Являясь продуктивной психотической симптоматикой, бред является симптомом многих заболеваний мозга, но особенно он характерен для .

Интерпретативный

При интерпретативном бреде первичным является поражение мышления - поражается рациональное, познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации : «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

Галлюцинаторный

Галлюцинаторный или «чувственный» бред, возникающий вследствие нарушенного . Это бред образный, с преобладанием и галлюцинаций . Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (). Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов - ярких и эмоционально насыщенных озарений. Другой причиной развития вторичного бреда могут стать аффективные расстройства. Маниакальное состояние вызывает бред величия, а является первопричиной идей самоуничижения. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

Бредовые синдромы

В настоящее время в отечественной психиатрии принято выделять три основных бредовых синдрома: параноидный синдром, паранойяльный синдром и парафренный синдром. Близки к бредовым синдром психического автоматизма и галлюцинаторный синдром, часто входящий в виде составной части в бредовые синдромы (т. н. галлюцинаторно-параноидный синдром).

Бред, по определению, это система ложных суждений и умозаключений. Существующие критерии бреда включают в себя: 1)возникновение на "болезненной" почве, т.е. бред - является проявлением заболевания, 2)избыточность по отношению к объективной реальности, 3)отсутствие коррекции,4)выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества

Тематика (фабула) бреда

Фабула бреда, как правило (в случаях интерпретативного бреда), не является собственно признаком заболевания и зависит от социально-психологических, а так же культурных и политических факторов, в рамках которых находится больной. Вместе с тем в психиатрии выделяется несколько групп бредовых состояний, объединённых общей фабулой. К ним относятся:

  • бред преследования (персекуторный бред);
  • бред отношения - больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему;
  • бред реформаторства;
  • бред любви (синдромом Clerambault) - почти всегда у больных женского пола: больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней);
  • бред;
  • антагонистический бред (в том числе манихейский бред);
  • бред сутяжничества (кверулянтства) - больной борется за восстановление «попранной справедливости»: жалобы, суды, письма руководству;
  • бред ревности - убеждение в измене сексуального партнёра;
  • бред происхождения - больной считает, что его настоящие родители - высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, иной нации и т.п.
  • бред ущерба - убеждение, что имущество больного портят или разворовывают какие-то люди (как правило, люди, с которыми больной общается в быту);
  • бред отравления - убеждение, что кто-то хочет отравить больного;
  • нигилистический бред (характерен для МДП) - ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира;
  • ипохондрический бред - убеждение больного в наличии у него какого-то заболевания (обычно тяжкого);
  • так называемая нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией.

Индуцированный («наведённый») бред

В психиатрической практике нередко встречается индуцированный бред, при котором бредовые переживания, как бы заимствуются у больного при тесном контакте с ним и отсутствии критического отношения к заболеванию. Происходит как бы «заражение» бредом: индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор (доминантное лицо). Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями.

Психотическое заболевание у доминантного лица чаще всего , но не всегда. Первоначальный бред у доминантного лица и индуцированный бред обычно носят хронический характер и являются по фабуле бредом преследования, величия или религиозным бредом. Как правило, вовлеченная группа имеет тесные контакты и изолирована от других языком, культурой или географией. Человек, которому индуцируется бред, чаще всего зависит или подчиняется партнеру с истинным психозом.

Диагноз индуцированного бредового расстройства может быть поставлен при условии:

1) один или два человека разделяют один и тот же бред или бредовую систему и поддерживают друг друга в этом убеждении;

2) у них имеется необычно тесное взаимоотношение;

3) имеется сведение, что бред был индуцирован пассивному члену пары или группы путем контакта с активным партнером.

Индуцированные галлюцинации редки, но не исключают диагноз.

Бред - Расстройство мышления, для которого характерно возникновение не соответствующих реальности суждений (обычно болезненных), представляющихся больному совершенно логичными и которые не поддаются коррекции, переубеждению.

Данное определение основывается на так называемой триаде Ясперса. В 1913 году К. Т. Ясперс определил три ключевые характеристики любого бреда:

– бредовые суждения не соответствуют реальности,

– в логичности их больной совершенно убежден,

– бредовые суждения невозможно оспорить, скорректировать.

В. М. Блейхер давал несколько иное определение бреда: «... совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне». В данном определении подчеркивается то обстоятельство, что бред овладевает сознанием больного. Как следствие – поведение больного во многом подчиняется этому бреду.

Очень важно понимать, что бред, безусловно, является расстройством мышления, но это следствие поражения, дисфункции головного мозга. Это лишь следствие, и, по представлениям современной медицины, бессмысленно лечить бред с помощью психологических методов или, например, повышая «культуру мышления». Необходимо выявить биологическую первопричину и воздействовать на эту причину соответствующим образом (например, с помощью лекарств-антипсихотиков).

Знаменитый специалист по шизофрении Э. Блейлер отмечал, что бред всегда эгоцентричен, то есть имеет существенное значение для личности больного, и имеет яркую аффективную окраску. Наблюдается как бы нездоровое срастание эмоциональной сферы и мышления. Аффективность нарушает мышление, а нарушенное мышление возбуждает аффективность с помощью нелепых представлений.

Клиническая картина бреда не имеет выраженных культурологических, национальных и исторических особенностей. Однако содержание бреда меняется – как в зависимости от эпохи, так и в зависимости от личного опыта человека. Так в средние века были «популярны» бредовые идеи, связанные с одержимостью нечистой силой, магией, приворотом и т.п. В наше время часто встречается бред воздействия с такими темами как инопланетяне, биотоки, радары, антенны, радиация и т.п.

Следует отличать научное понятие «бред» от житейского. В разговорном языке бредом часто называют:

– бессознательное состояние больного (например, при высокой температуре),

– галлюцинации,

– разного рода бессмысленные идеи.

Может ли наблюдаться бред у вполне психически здорового человека – большой вопрос. С одной стороны, в психиатрии однозначно считается, что бред это лишь следствие патологических процессов. С другой стороны, любой аффективно окрашенный акт мышления в незначительной или значительной мере может соответствовать триаде Ясперса. Довольно типичный пример здесь – состояние юношеской влюбленности. Другой пример – фанатизм (спортивный, политический, религиозный).

Следует отметить, однако, что триада Ясперса, как и определение Блейхера, это лишь дефиниция в первом приближении. В психиатрической практике для констатации бреда используются такие критерии как:

– возникновение на патологической почве, то есть бред является проявлением заболевания;

– паралогичность, то есть построение на основании собственной внутренней логики бреда, исходящей из внутренних (всегда аффективных) потребностей психики больного;

– в большинстве случаев, кроме некоторых вариантов вторичного бреда, сознание сохраняется ясным (нет нарушений сознания);

– избыточность и несоответствие по отношению к объективной реальности, однако со стойкой убеждённостью в действительности бредовых идей - в этом проявляется «аффективная основа бреда»;

– устойчивость к любой коррекции, в том числе к суггестии и неизменность бредовой точки зрения;

– интеллект, как правило, сохранён или немного ослаблен, при сильном ослаблении интеллекта бредовая система распадается;

– при бреде присутствуют глубокие нарушения личности, вызванные центрированием вокруг бредовой фабулы;

– бредоподобные фантазии отличаются от бреда отсутствием стойкой убежденности в их достоверности и тем, что никак не влияют на бытие и поведение субъекта.

Большое значение для диагностики имеет профессиональный опыт специалиста-психиатра.

Для бреда характерна эксплуатация какой-то одной потребности или инстинктивной схемы поведения. Например, больной может быть «зациклен» на своем материнском долге. Очень распространенной является эксплуатация обиды. Если для здорового человека обида связана с врожденной способностью к скрытой агрессии, которая время от времени включается, то для больного тема обиды является сквозной, захватывающей сознание. Для бреда величия характерна эксплуатация врожденной потребности в социальном статусе. И так далее.

Некоторые виды бреда

Если бред полностью овладевает сознанием и полностью подчиняет поведение больного, такое состояние называют острым бредом .

Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда, и контролировать своё поведение. В таких случаях бред называют инкапсулированным .

При первичном бреде поражается лишь мышление, рациональное познание. Искаженные суждения последовательно подкрепляются рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Восприятие больного остается в норме. Он сохраняет работоспособность. С ним можно свободно обсуждать вещи, не относящиеся к бредовой фабуле. Когда же бредовая фабула затрагивается, происходит аффективное напряжение и «логический сбой». К этому варианту бреда относится, например, паранойяльный и систематизированный парафренный бред.

При вторичном бреде (чувственном, образном) наблюдаются иллюзии и галлюцинации. Вторичный бред потому так и называется, что является следствием их. Бредовые идеи уже не обладают целостностью, как при первичном бреде, они фрагментарны, непоследовательны. Характер и содержание бреда зависит от характера и содержания галлюцинаций.

Вторичный бред делится на чувственный и образный. При чувственном бреде фабула внезапная, наглядная, конкретная, насыщенная, полиморфная и эмоционально яркая. Это - бред восприятия. При образном бреде возникают разрозненные, отрывочные представления по типу фантазий и воспоминаний, то есть – бред представления.

Бред с фабулой преследования . Включает в себя самые разнообразные формы:

– собственно бред преследования;

– бред ущерба (убеждение, что имущество больного портят или разворовывают);

– бред отравления (убеждение, что кто-то хочет отравить больного);

– бред отношения (поступки других людей якобы имеют отношение к больному);

– бред значения (всему в окружении больного придается особое значение, затрагивающие его интересы);

– бред физического воздействия (на больного «воздействуют» с помощью разных лучей, аппаратов);

– бред психического воздействия («воздействуют» гипнозом и другими способами);

– бред ревности (убеждение в измене сексуального партнёра);

– бред сутяжничества (больной борется за восстановление справедливости с помощью жалоб, судов);

– бред инсценировки (убеждение больного, что всё вокруг специально подстроено, разыгрываются сцены какого-то спектакля, или ведется какой-то психологический эксперимент);

– бред одержимости;

– пресенильный дерматозойный бред.

Бред с фабулой собственного величия (экспансивный бред):

– бред богатства;

– бред изобретательства;

– бред реформаторства (нелепые социальные реформы для блага человечества);

– бред происхождения (принадлежность к «голубым кровям»);

– бред вечной жизни;

– эротический бред (больной является «секс-гигантом»);

– бред любви (больному, обычно женщине, кажется, что в него влюблен кто-то очень известный);

– антагонистический бред (больной является свидетелем или участником борьбы сил Добра и Зла);

– религиозный бред - больной считает себя пророком, утверждает, что может творить чудеса.

Бред с фабулой собственной ничтожности (депрессивный бред):

– бред самообвинения, самоуничижения и греховности;

– ипохондрический бред (убеждение в наличии тяжелого заболевания);

– нигилистический бред (убеждение в том, что на самом деле мир не существует или что он скоро рухнет);

– бред сексуальной неполноценности.

Стадии развития бреда

1. Бредовое настроение . Появляется уверенность в том, что вокруг произошли какие-то изменения, что откуда-то надвигается беда.

2. Бредовое восприятие . Нарастает ощущение тревоги. Появляется бредовое объяснение значения отдельных явлений.

3. Бредовое толкование . Расширение бредовой картины мира. Бредовое объяснение всех воспринятых явлений.

4. Кристаллизация бреда . Образование стройных, законченных бредовых идей, концепций.

5. Затухание бреда . Появляется и развивается критика бредовых идей – «иммунитет» к ним.

6. Резидуальный бред . Остаточные бредовые явления.

Нам нужен блокбастер (об использовании бредовых фабул в кинематографе).

Под бредом мы понимаем совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Такое определение бреда или бредовых идей с незначительными изменениями традиционно приводится в большинстве современных руководств по психиатрии. Несмотря на большое разнообразие клинических форм бредовых синдромов и механизмов их образования, можно говорить об основных признаках бреда с учетом отдельных поправок и исключений применительно к конкретным бредовым синдромам и их динамике. Основные наиболее обязательные признаки включены в приведенное выше определение бреда. Каждый из них, взятый сам по себе, не имеет абсолютного значения, диагностическую ценность они приобретают в сочетании и с учетом типа бредообразования. Выделяют следующие основные признаки бреда. 1. Бред является следствием болезни и, таким образом, в корне отличается от заблуждений и ошибочных убеждений, наблюдающихся у психически здоровых. 2. Бред всегда ошибочно, неправильно, искаженно отражает реальную действительность, хотя иногда в отдельных посылках больной может быть и прав. Например, то обстоятельство, что действительно имел место факт супружеской неверности жены, еще не исключает правомерности диагноза бреда ревности у мужа. Дело не в единичном факте, а в той системе суждений, которая стала мировоззрением больного, определяет всю его жизнь и является выражением его «новой личности». 3. Бредовые идеи непоколебимы, они совершенно не поддаются коррекции. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Характерна субъективная убежденность, уверенность больного в полной реальности, достоверности бредовых переживаний. В. Иванов (1981) отмечает также невозможность корригирования бреда суггестивным путем. 4. Бредовым идеям присущи ошибочные основания («паралогика», «кривая логика»). 5. В большинстве своем (исключение составляют некоторые разновидности вторичного бреда) бред возникает при ясном, непомраченном сознании больного. Н. W. Gruhle (1932), анализируя соотношения между шизофреническим бредом и сознанием, говорил о трех сторонах сознания: ясность сознания в настоящий момент, единство сознания во времени (от прошлого к настоящему) и содержание «я» в сознании (применительно к современной терминологии — самосознание). Первые две стороны сознания не имеют отношения к бреду. При шизофреническом бредообразовании обычно страдает третья сторона его, причем расстройство часто очень тяжело переживается больным, особенно на самых ранних этапах формирования бреда, когда улавливаются тончайшие изменения собственной личности. Это обстоятельство применимо не только к шизофреническому бреду. 6. Бредовые идеи тесно спаяны с изменениями личности, они резко меняют присущую больному до болезни систему отношений к окружению и самому себе. 7. Бредовые идеи не обусловлены интеллектуальным снижением. Бред, особенно систематизированный, чаще наблюдается при хорошем интеллекте. Примером этого может служить обнаруженная нами в психологических исследованиях, проводимых с помощью теста Векслера, сохранность интеллектуального уровня при инволюционной парафрении. В тех случаях, когда бред возникает при наличии органического психосиндрома, речь идет о незначительном интеллектуальном снижении, а по мере углубления слабоумия бред утрачивает свою актуальность и исчезает. Известно много классификационных схем бредовых синдромов. Мы приводим здесь наиболее общепринятые и часто употребляемые в практике. Различают бред систематизированный и отрывочный. Систематизированный (словесный, интерпретативный) бред характеризуется наличием определенной системы бредовых построений, при этом отдельные бредовые построения взаимосвязаны. Нарушено преимущественно абстрактное познание мира, окружающего больного, искажено восприятие внутренних связей между различными явлениями, событиями. Типичным примером систематизированного бреда является паранойяльный. При построении паранойяльного бреда важную роль играют неверная интерпретация реальных фактов, особенности паралогического мышления. Паранойяльный бред всегда кажется обоснованным, он менее нелеп, не так резко противоречит действительности, как отрывочный. Нередко больные, обнаруживающие паранойяльный бред, для доказательства правоты своих утверждений выстраивают систему логических доказательств, однако их доводы ложны либо в своей основе, либо по характеру мыслительных построений, игнорирующих существенное и акцентирующих второстепенное. Паранойяльный бред может быть самым различным по своей тематике — бред реформаторства, бред высокого происхождения, бред преследования, ипохондрический бред и т. д. Таким образом, нет однозначного соответствия между содержанием, фабулой бреда и его формой. Бред преследования может быть как систематизированным, так и отрывочным. Его форма, очевидно, зависит от нозологической принадлежности бредового симптомокомплекса, остроты течения заболевания, участия в клинической картине выраженных изменений эффективности, стадии патологического процесса, на которой бред обнаруживается, и т. д. Уже Е. Kraepelin (1912, 1915), впервые выделивший паранойю как самостоятельную нозологическую форму, видел два возможных механизма паранойяльного бредообразования — либо в связи с конституциональной предрасположенностью, либо на определенном этапе эндогенного процесса. Учение о паранойе характеризовалось в своем развитии альтернативностью подхода. В известной мере это выражено во взглядах К. Birnbaum (1915) и Е. Kretschmer (1918, 1927). При этом совершенно игнорировалась возможность эндогенного происхождения паранойи. В ее генезе основное значение придавалось почве и аффективному (кататимному) возникновению сверхценных идей. На примере сенситивного бреда отношения- Е. Kretschmer (1918) рассматривал паранойю как сугубо психогенное заболевание, в клинике которого находят отражение такие факторы, как предиспозиция характера, психогенно травмирующая больного среда и наличие ключевого переживания. Под ключевыми Е. Kretschmer понимал переживания, которые подходят к особенностям характера больного, как ключ к замку. Они специфичны для данной личности и поэтому вызывают у нее характерные, особенно сильные реакции. Так, например, переживание незначительного сексуально-этического поражения может оказаться ключевым для личности сенситивного склада, а для человека кверулянтского склада может остаться незамеченным, пройти бесследно. Концепция Бирнбаума—Кречмера оказалась узкой, односторонней, так как не объясняла значительного разнообразия паранойяльных бредовых синдромов, сводя механизмы бредообразования во всех без исключения случаях к психогенному возникновению бреда. П. Б. Ганнушкин (1914, 1933) подходил к паранойяльному бредообразованию дифференцированно, различал паранойяльное симптомообразование в рамках психопатии и обозначал его как параноическое развитие. Остальные случаи паранойяльного симптомообразования автор рас: сматривал как проявление процессуального заболевания — то ли вялотекущей шизофрении, то ли органических поражений головного мозга. Взгляды П. В. Ганнушкина нашли сбое развитие й исследованиях А. Н. Молохова (1940). Он определил параноические реакции как психогенные, в основе которых лежит сверхценная идея, являющаяся отражением патологической целеустремленности. С понятием «параноический» А. Н. Молохов связывал особое параноическое развитие личности и особые патогенетически связанные с ним психогенные реакции. Хронически протекающие и обнаруживающие явные признаки процессуальности паранойяльные состояния автор относил к шизофрении. Таким образом, развитие учения о паранойе убедительно показывает правомерность различения паранойяльного и параноического бредовых симптомокомплексов. Первый наблюдается при процессуальных психических заболеваниях, второй отличается от паранойяльного психогенным происхождением и обязательным наличием конституциональной почвы. К параноическому бредообразованию в большей мере, чем к паранойяльному, применим критерий «психологической понятности». Само по себе это понятие достаточно спорно, так как невозможно в полной мере понять бред. Известно высказывание К. Schneider: «Там, где можно понять,— это не бред». Т. И. Юдин (1926) считал, что критерий «психологической понятности» применим только к содержанию бреда. Когда психиатры пользуются критерием доступности бреда пониманию, обычно подразумевают либо возможность проникнуться болезненными переживаниями больного, либо установить соответствие между тематикой, содержанием бреда и способом его возникновения, т. е. явно выраженным психогенезом и наличием соответствующих личностных особенностей. К систематизированному бреду относится и систематическая форма парафренного бреда. В наше время большинство психиатров рассматривают его как симптомокомплекс, наблюдающийся при шизофрении и некоторых органических процессуальных заболеваниях головного мозга. Е. Kr ae pelin (1913) выделял 4 формы парафрении: систематическую, фантастическую, конфабуляторную и экспансивную. Из них, как уже говорилось, лишь систематическая форма ее безоговорочно может быть отнесена к систематизированному бреду. Систематическая парафрения, по Е. Kraepelin, появляется в результате развития раннего слабоумия, когда на смену бреду преследования приходит бред большого масштаба, величия. Для систематической парафрении характерны устойчивость бредовых идей, сохранность памяти и интеллекта, эмоциональная живость, значительная роль слуховых галлюцинаций, отсутствие психомоторных расстройств. Фантастическая форма парафрении характеризуется преобладанием в клинической картине неустойчивых, легко возникающих и легко сменяющихся другими крайне нелепых бредовых идей, которые по своей направленности преимущественно относятся к идеям величия. Конфабуляторной парафрении свойствен конфабуляторный бред. Конфабуляции при ней возникают вне каких-либо грубых расстройств памяти, не носят заместительного характера. Экспансивная парафрения характеризуется бредовыми идеями величия на фоне гипертимии, иногда при ней наблюдаются галлюцинации. Она, как и систематическая, чаще наблюдается при шизофрении, тогда как конфабуляторная и фантастическая — при органических заболеваниях головного мозга, особенно — в позднем возрасте. Выделяют также галлюцинаторную парафрению, в клинической картине которой преобладают галлюцинаторные переживания, чаще — вербальные псевдогаллюцинации и сенестопатии (Я. М. Коган, 1941; Э. С. Петрова, 1967). Разграничение различных вариантов парафренных синдромов представляет нередко большие трудности и до сих пор еще не может считаться завершенным. Так, W. Sules trowski (1969) указывал на большие трудности в отграничении фантастической, экспансивной и конфабуляторной парафрении друг от друга и от систематической парафрении. А. М. Халецкий (1973) сближает фантастическую парафрению с систематической, подчеркивая особую выраженность признака фантастичности бредовых идей, которые, по его наблюдениям, чаще всего встречаются при неблагоприятно протекающей шизофрении. При несистематизированном, отрывочном (чувственном, образном) бреде переживания не имеют единого стержня, не связаны между собой. Отрывочный бред более нелеп, чем систематизированный, он менее аффективно насыщен и не в такой мере меняет личность больного. Чаще всего отрывочный бред проявляется в болезненном восприятии тех или иных фактов окружающей действительности, при этом бредовые переживания не объединяются в стройную логическую систему. В основе отрывочного бреда — нарушение чувственного познания, непосредственного отражения предметов и явлений окружающего мира. Отрывочный бред не является единым психопатологическим симптомообразованием. В рамках несистематизированного бреда различают (О. П. Вертоградова, 1976; Н. Ф. Дементьева, 1976) такие варианты, как чувственный и образный. Чувственный бред характеризуется внезапностью возникновения фабулы, ее наглядностью и конкретностью, неустойчивостью и полиморфностью, диффузностью и аффективным характером болезненных переживаний. В его основе лежат качественные изменения восприятия реальной действительности. Чувственный бред отражает измененный смысл воспринятых событий внешнего мира. Образный бред — это наплыв разрозненных, отрывочных бредовых представлений, таких же непоследовательных и нестойких, как при чувственном бреде. Образный бред является бредом вымысла, фантазий, воспоминаний. Таким образом, если чувственный бред — это бред восприятия, то образный — бред представлений. О. П. Верто градова сближает понятие образного бреда с понятием бредового вымысла К. Schneider и бреда воображения в понимании Е. Dupre и J. В. Logre. Типичные примеры несистематизированного бреда — параноидные синдромы, острые парафренные синдромы (конфабуляторный, фантастический), бред при прогрессивном параличе. Выделение некоторых форм бреда отражает представления о механизмах их образования. К таким формам относятся резидуальный, аффективный, кат е стезический и индуцированный бред. Резидуальным называют бред, остающийся после острого психотического состояния на фоне внешней нормализации поведения. Резидуальный бред содержит фрагменты прежних болезненных переживаний больного. Он может наблюдаться после острых галлюцинаторно-параноидных состояний, после делирия (делириозный бред), по выходе из эпилептического сумеречного состояния. В основе аффективного бреда преимущественно лежат выраженные аффективные расстройства. При этом следует, однако, помнить, что аффективные расстройства участвуют в формировании любого бреда. Различают бред ката тимический, при котором главную роль играет содержание чувственно окрашенного комплекса представлений (например, при сверхценном параноическом бредообразовании), и бред голотимический, связанный с нарушением аффективной сферы (например, бред самообвинения при депрессии). Кататимический бред всегда носит характер систематизированного, интерпретативного, тогда как голотимический — это всегда образный или чувственный бред. В катестезическом бредообразовании (В. А. Гиляровский, 1949) особое значение придается изменениям внутренней рецепции (висцеро- и проприорецепции). Происходит бредовая интерпретация поступающих в головной мозг проприоцептивных импульсов из внутренних органов. Катестезическими могут быть бредовые идеи воздействия, преследования, ипохондрические. Индуцированный бред возникает как результат переработки бредовых идей психически больного, с которым соприкасается индуцируемый. В таких случаях происходит как бы «заражение» бредом — индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор. Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями. Способствует появлению индуцированного бреда убежденность, с которой больной высказывает свой бред, авторитет, которым он пользовался до болезни, а с другой стороны — личностные особенности индуцируемых (их повышенная внушаемость, впечатлительность, невысокий интеллектуальный уровень). У индуцируемых подавляется собственная рассудительность, и неверные бредовые представления психически больного принимаются ими за истину. Индуцированный бред чаще наблюдается у детей заболевшего, его младших братьев и сестер, нередко у жены. Разъединение больного с индуцированными приводит к исчезновению у них бреда. В качестве примера можно привести наблюдение над семьей учителя физики, больного шизофренией, высказывавшего бредовые идеи физического воздействия (соседи влияют на него и членов его семьи с помощью излучающего электромагнитные волны аппарата). Больной, его жена, женщина без специальности, занимающаяся домашним хозяйством, и дочери-школьницы разработали систему защиты от лучей. Дома они ходили в резиновых тапочках и галошах, а спали в кроватях со специальным заземлением. Индукция возможна и в случаях острых параноидов. Так, мы наблюдали случай острого ситуационного параноида, разыгравшегося во время переезда по железной дороге, когда индуцированной оказалась жена больного. Вариантом индуцированных психозов являются психозы, протекающие с симбиотическим бредом (Ch. Scharfet ter, 1970). Речь идет о групповых психозах, когда индуцирующие чаще всего больны шизофренией, а среди индуцируемых наблюдаются шизофреноподобные психозы. При полидименсиональном анализе их этиопатогенеза учитывается роль психогенных, конституционально-наследственных и социальных факторов. К индуцированному бреду по механизму образования близко примыкает конформный бред (W. Bayer, 1932). Это сходный по форме и содержанию систематизированный бред, развивающийся у двух или нескольких совместно проживающих и близких друг другу людей. В отличие от индуцированного бреда при конформном все его участники психически больны. Чаще всего конформный бред наблюдается при шизофрении, когда больными оказываются сын или дочь и один из родителей или же сибсы (сестры и братья). Нередко шизофрения у одного из родителей длительное время протекает латентно и, в сущности, манифестирует конформным бредом. Содержание конформного бреда определяется, таким образом, не только эндогенными, но и психогенными, патопластическими моментами. Конформность содержания бреда существенно влияет на позицию больных — они противопоставляют себя окружающему миру не как отдельные индивидуумы, а как некая группа. Наиболее распространенным является деление бреда по содержанию. Бред величия проявляется в утверждениях больных, что они обладают незаурядным умом и силой. К бреду величия близки бредовые идеи богатства, изобретательства, реформаторства, высокого происхождения. При бреде богатства больной утверждает, что он владеет несметными сокровищами. Типичным примером бреда изобретательства могут служить предлагаемые больными проекты вечного двигателя, космических лучей, по которым человечество может перейти с Земли на другие планеты, и т. д. Бред реформаторства проявляется в нелепых проектах социальных реформ, цель которых — облагодетельствовать человечество. При бреде высокого происхождения больной называет себя внебрачным сыном какого-либо известного политического или государственного деятеля, считает себя потомком одной из императорских династий. В ряде случаев такие больные наделяют высоким происхождением и окружающих, составляя для них родословную, несколько уступающую генеалогическому древу самого больного. К этой же группе можно отнести уже отмеченные выше бредовые идеи вечного существования. Все перечисленные здесь виды бреда объединяются в группу экспансивного бреда. Общим для них является наличие положительного тона, подчеркиваемая больным его экстраординарность, часто преувеличенный оптимизм. К экспансивному бреду относят и эротический бред, при котором больной усматривает заинтересованность в нем со стороны отдельных лиц противоположного пола. При этом наблюдается болезненная переоценка больным собственной личности. Типичны представления больных о своей интеллектуальной и физической исключительности, сексуальной привлекательности. Объект бредовых переживаний обычно подвергается настоящему преследованию со стороны больного, который пишет многочисленные любовные письма, назначает свидания. G. Clerambault (1925) описал паранойяльный симптомокомплекс, характеризующийся идеями величия и эротоманической направленностью бредовых переживаний. В своем развитии синдром Клерам бо проходит стадии: оптимистическую (больной считает, что его домогаются лица другого пола), пессимистическую (больной испытывает отвращение, враждебность к влюбленным в него) и стадию ненависти, на которой больной уже обращается к угрозам, устраивает скандалы, прибегает к шантажу. Вторая группа бредовых идей определяется как депрессивный бред. Для него характерны отрицательная эмоциональная окраска, пессимистические установки. Наиболее типичен для этой группы бред самообвинения, самоуничижения и греховности, наблюдаемый обычно при депрессивных состояниях — при депрессивной фазе циркулярного психоза, инволюционной меланхолии. К депрессивному бреду относится и ипохондрический. Он характеризуется необоснованным беспокойством больного, находящего у себя признаки мнимого тяжкого и неизлечимого заболевания, утрированным вниманием больного к своему здоровью. Чаще всего ипохондрические жалобы относятся к телесному здоровью, и поэтому ипохондрический синдром иногда трактуют как бред телесных превращений, бред мнимого соматического заболевания. Однако известны случаи, когда больные утверждают, что они больны тяжелым психическим заболеванием. К ипохондрическому бреду близок синдром Котара, который по своему содержанию может быть охарактеризован как нигилистически-ипохондрический бред в сочетании с идеями громадности. Некоторые психиатры о с индроме Котара говорят как о негативе бреда величия. G. Cotard (1880) описал этот вариант бреда под названием бреда отрицания. Бредовые идеи при синдроме Котара отличаются ипохондрическими и нигилистическими утверждениями на фоне тоскливого аффекта. Характерны жалобы больных на то, что сгнил кишечник, нет сердца, что больной величайший, еще небывалый в истории человечества преступник, что он заразил всех сифилисом, отравил своим зловонным дыханием весь мир. Иногда больные утверждают, что они уже давно умерли, что они трупы, их организм давно разложился. Их ждут тяжелейшие наказания за все зло, которое они принесли человечеству. Мы наблюдали больного, который жаловался на то, что он лишен возможности совершать физиологические отправления и в брюшной полости у него скопились тонны кала. При большой выраженности депрессии и тревоги в структуре синдрома Котара преобладают идеи отрицания внешнего мира, такие больные утверждают, что все вокруг погибло, земля опустела, на ней нет жизни. Третью группу бредовых идей определяют как бред преследования, понимаемый в более широком смысле, или персекуторный. Как правило, персекуторный бред всегда протекает с чувством страха, недоверия и подозрительности к окружающим. Нередко «преследуемый» становится преследователем. К персекуторному бреду относятся бредовые идеи отношения, значения, преследования, воздействия, отравления, ущерба. Бред отношения характеризуется патологическим отнесением всего происходящего вокруг к личности больного. Так, больные рассказывают, что о них дурно говорят. Стоит больному войти в трамвай, как он замечает повышенное к себе внимание. В поступках и словах окружающих он видит намеки на какие-то заметные им его недостатки. Вариантом бреда отношения является бред значения (особого значения), при котором подчеркнуто важное значение приобретают те или иные события, высказывания окружающих, в действительности не имеющие к больному никакого отношения. Чаще всего бред отношения предшествует развитию бреда преследования, однако при первом внимание окружающих не всегда носит отрицательный характер, как это обязательно бывает при бреде преследования. Больной чувствует повышенное к себе внимание, и это его тревожит. Значительно больше выражены персекуторные особенности бреда при идеях преследования. В этих случаях воздействие извне носит всегда отрицательный для больного характер, направлено против него. Бред преследования может быть систематизированным и отрывочным. При бреде воздействия больные убеждены в том, что они подвергаются воздействию с помощью различных аппаратов, лучей (бред физического воздействия) или гипноза, телепатического внушения на расстоянии (бред психического воздействия). В. М. Бехтерев (1905) описал бред гипнотического очарования, характеризующийся систематизированными бредовыми идеями гипнотического воздействия. Больные утверждают, что они психически здоровы, но их загипнотизировали: они лишены своей воли, их поступки внушены извне. Воздействие извне определяет, по заявлению больного, его мысли, речь, письмо. Характерны при этом жалобы на раздвоение мыслей. Помимо принадлежащих самому больному мыслей якобы есть и чуждые ему, посторонние, внушенные извне. По мнению М. Г. Гуля-мова (1965), бред гипнотического очарования является одним из первых описаний психического автоматизма. Разновидностью бреда психического воздействия является и наблюдавшийся нами бред насильственного лишения сна: Будто бы воздействуя на больную гипнозом, враждебно к ней настроенные «операторы» специально лишают ее сна, чтобы свести с ума. Бред насильственного лишения сна — всегда структурный элемент синдрома психического автоматизма. К персекуторному бреду следует отнести и некоторые синдромы эротического бреда, лишенные положительной эмоциональной окраски, в которых больной предстает как объект, подвергающийся плохому отношению, преследованию. Бред эротического преследования (R. Krafft-Ebing, 1890) заключается в том, что больные считают себя жертвами эротических притязаний и оскорблений со стороны окружающих. Чаще всего это женщины, утверждающие, что их преследуют мужчины, которым потакают, способствуют и некоторые женщины. При этом часты слуховые галлюцинации оскорбительного содержания и неприятные ощущения в области половых органов. Возможны попытки самоубийства больных, ложные оговоры окружающих, обвинение их в изнасиловании. Нередко больные устраивают мнимым преследователям скандалы в публичных местах или проявляют к ним агрессию. Этот вид бреда часто наблюдается при шизофрении, в клинике парафренных состояний. С бредовыми идеями преследования и отношения, носящими явную эротическую окраску, протекает вербальный галлюциноз (эротическая парафрения), описанный М. J. Carpas (1915). Заболевают преимущественно женщины в возрасте 40—50 лет. Характерны слуховые галлюцинации эротического содержания, иногда угрожающие. Они содержат упреки в безнравственных поступках, развратности, обвинения в измене мужу Заболевание относится к хроническим галлюцинозам инволюционного периода. Психогенным характером бредообразования отличается бред эротического презрения (F. Kehrer, 1922), наблюдающийся у одиноких, неустроенных женщин. Этот вид эротического бреда возникает чаще всего реактивно, в связи с действительно имевшим место в жизни больной эпизодом, который она рассматривает как сексуально-этическую неудачу. Характерны утверждения больных о том, что все окружающие (весь город, вся страна) считают их женщинами легкого поведения. В ряде случаев бредовые идеи отношения могут быть связаны с наличием у больного явлений обонятельного галлюциноза (D. Habeck, 1965). Больные заявляют, что от них исходит дурной запах, который замечают окружающие. Эти явления напоминают описанный Ю. С. Николаевым (1949) бред физического недостатка, неприятного для окружающих. Чаще всего больные при этом высказывают бредовые идеи о недержании ими газов. Такую психопатологическую симптоматику можно расценивать как дисморфофобии бредового характера. Бред материального ущерба (по А. А. Перельману, 1957) является результатом сочетания бреда обнищания и преследования. Эти формы бреда чаще всего наблюдаются при органических и функциональных психозах позднего возраста. Бредовые идеи обнищания и ущерба встречаются не только в рамках сенильно-атрофической патологии, но и п ри сосудистых психозах, а также при других органических поражениях головного мозга у пожилых людей, например при опухолевом процессе. Таким образом, есть основания считать, что содержание бреда в этих случаях является отражением возрастного фактора. Вряд ли это можно всецело объяснить особенностями возрастных изменений характера и нарушениями памяти, так как бред ущерба иногда наблюдается у пожилых людей, не обнаруживающих значительного снижения памяти и резкого заострения тех свойств личности, из которых можно было бы чисто психологически выводить образование идей ущерба. Очевидно, в генезе его принимают участие более тотальные изменения личности, ее социальная (в широком и узком, т. е. в плане малой группы, семьи) дезадаптация, утрата прежних интересов, изменение системы отношений. Конечно, нельзя представлять бредовые идеи ущерба обнищания и ущерба как сугубо социогенные. В их образовании огромную роль играют патобиологические моменты, инволюция. К персекуторному бреду относится и бред ревности. Идеи ревности всегда рассматриваются больным в связи с причиняемым ему материальным и моральным ущербом. Бред ревности может служить примером того, как единая бредовая тематика может быть следствием совершенно различных в этиологическом отношении и по типам симптомообразования синдромов. Известен бред ревности, возникающий чисто психогенным путем, нередко из сверхценных идей и при наличии предрасполагающей личностной почвы. Бред ревности наблюдается и при шизофрении. В этих случаях он возникает без видимой причины, непонятно для окружающих, невыводим из ситуации, не соответствует преморбидным личностным особенностям больного. У алкоголиков бред ревности связан с хронической интоксикацией, приводящей к своеобразной деградации личности, утрате значимости для больного морально-этических норм поведения, к биологическим изменениям сексуальной сферы. Помимо трех перечисленных основных групп, объединяющих бредовые синдромы, некоторые авторы (В. М. Банщиков, Ц. П. Короленко, И. В. Давыдов, 1971) выделяют группу примитивных, архаических форм бредообразования. Эти формы бреда свойственны, если не считать случаи процессуального их образования, малоразвитым, примитивным, склонным к фанатизму, истерическим реакциям личностям. Выделение этой группы бредовых синдромов условно, их часто с полным правом можно отнести к персекуторному бреду, как это считали В. П. Сербский (1912) и В. А. Гиляровский (1954) относительно бреда одержимости бесом. В их генезе, несомненно, играют значительную роль и висцеральные галлюцинации, сенестопатии. Наиболее типичным видом примитивного бреда является бред одержимости. Больные при этом утверждают, что в их тело вселилось какое-то существо, животное или даже человек (внутренняя зоопатия) или бес, сатана (бред одержимости бесом). В ряде случаев больные заявляют, что их поступки управляются находящимся в них существом. Мы наблюдали больную шизофренией, утверждавшую, что в ее теле поселился Вельзевул. Время от времени больная психомоторно возбуждалась, речь ее становилась бессвязной (у нее и вне этих периодов отмечались явления соскальзывания), она цинично бранилась, плевалась, обнажалась, совершала бесстыдные телодвижения. Такие состояния обычно длились от 15 мин до 0,5 ч, после них больная в изнеможении жаловалась, что ее языком говорил Вельзевул. Он же заставлял ее принимать непристойные позы. Она, говорила больная, не в силах сопротивляться. Свои поступки и высказывания, внушенные нечистой силой, больная воспринимала как нечто совершенно ей чуждое. Таким образом, описанный случай бреда одержимости может рассматриваться как параноидно-галлюцинаторный (точнее, псевдогаллюцинаторный) синдром типа психического автоматизма. Другой случай иллюстрирует психогенное образование бреда одержимости. Фанатически верующая старуха, суеверная, постоянно разговаривающая о колдовстве, невзлюбила своего младшего внука, рождение которого значительно усложнило жизнь всей семьи. Вечное ворчание, недовольство, подчеркивание связи между любой жизненной невзгодой и поведением ребенка привело к появлению болезненных утверждений о том, что во внука вселился сатана В этом случае трудно дифференцировать этапы бредообразования, так как никто из членов семьи никогда не пытался возражать больной, разубеждать ее, доказать ей абсурдность подобных утверждений. Однако можно думать, что в этом случае бреду предшествовали сверхценные идеи. Однажды за ужином больная, будучи в экстатическом состоянии, закричала, что видит сатану и, индуцировав всех остальных членов семьи, удерживавших мальчика, кинулась рукой извлекать сатану из его горла. Ребенок погиб от удушения. Изолированные от больной остальные члены семьи вышли из индуцированного психотического состояния, проявляя признаки различной степени выраженности реактивной депрессии. Сама больная оказалась психопатической личностью примитивного склада, стеничной, упрямой, подавляющей своей волей своих близких. Ее бредовые переживания оказались недоступными коррекции даже под влиянием такой шоковой психогении, как случившееся. К бреду одержимости примыкает так называемый пресенильный дерматозойный бред (К. A. Ekbom, 1956), наблюдающийся главным образом при психозах позднего возраста, в том числе при инволюционной меланхолии и поздней шизофрении. Болезненные переживания (чувство ползания насекомых) локализуются в коже или под кожей. Дерматозойный бред близок к понятию хронического тактильного галлюциноза Берса — Конрада (1954). К бреду чрезвычайно близок синдром психического автоматизма Кандинского — Клерамбо, в котором расстройства мышления не только носят своеобразный характер, но и сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики. Синдром Кандинского — Клерамбо характеризуется переживаниями отчуждения от себя собственных мыслей и действий под влиянии внешних воздействий. По А. В. Снежневскому, для синдрома Кандинского — Клерамбо типична совокупность патогенетически взаимосвязанных между собой псевдогаллюцинаций, бредовых идей преследования и воздействия, чувства овладения и раскрытости. У больных возникают «чужие», «сделанные» мысли; они испытывают такое чувство, что их окружающие «знают и повторяют» их мысли, что в их голове «звучат собственные мысли»; происходит «насильственное прерывание» их мыслей (речь идет о шперрунгах). Симптом открытости проявляется тем, что самые сокровенные и интимные мысли становятся известны окружающим. А. В. Снежневский (1970) различает 3 типа психического автоматизма. 1. К ассоциативному автоматизму относятся наплыв мыслей (ментизм), появление «чужих» мыслей, симптом открытости, бред преследования и воздействия, псевдогаллюцинации, звучание мыслей (собственных или внушенных), отчуждение эмоций, когда чувства радости, печали, страха, волнения, тревога, гнев воспринимаются также как следствие воздействия извне. 2. Сенестопатический автоматизм выражается в возникновении чрезвычайно тягостных ощущений, трактуемых как специально вызванные извне, например, устроенные больному ощущения жжения в теле, полового возбуждения, позывов на мочеиспускание и т. п. К этому же виду автоматизма относятся обонятельные и вкусовые псевдогаллюцинации. 3. При кинестетическом автоматизме больные испытывают отчуждение собственных движений и действий. Они, как это представляется больным, также осуществляются в результате воздействий посторонней силы. Примером кинестетического автоматизма являются рече-двигательные псевдогаллюцинации Сегла, когда больные утверждают, что они говорят под воздействием извне, движения языка им не подчиняются. Бред преследования и воздействия при явлениях психического автоматизма обычно систематизирован. Иногда при этом обнаруживается транзитивизм бреда, когда бредовые переживания переносятся и на окружающих, больной считает, что не только он сам, но и его родные и близкие испытывают то же постороннее влияние. Иногда больные убеждены, что не они испытывают постороннее воздействие, а члены их семьи, персонал отделений, т. е. что больны не они, а их родственники, врачи. Прослеживается динамика развития синдрома психического автоматизма от ассоциативного к сенестопатическому, последним обнаруживается кинестетический автоматизм (А. В. Снежневский, 1958; М. Г. Гулямов, 1965). Длительное время многие исследователи считали синдром психического автоматизма чуть ли не патогномоничным для шизофрении, однако сейчас накопилось много наблюдений, свидетельствующих о том, что психический автоматизм, правда, значительно реже, наблюдается и в клинике экзогенно-органических психозов. Некоторые исследователи в связи с этим говорят о специфичности накладываемой на синдром психического автоматизма различной его нозологической принадлежности. Так, в частности, редуцированный, галлюцинаторный вариант синдрома Кандинского — Клерамбо, характеризующийся отсутствием бредовых идей воздействия, отмечен при эпидемическом энцефалите (Р. Я. Голант, 1939), гриппозных психозах, протекающих с симптоматикой энцефалита, и хроническом алкогольном галлюцинозе, не сопровождающемся бредом (М. Г. Гулямов, 1965). Для галлюцинаторного варианта синдрома Кандинского — Клерамбо типичны вербальный галлюциноз (простые и сложные слуховые галлюцинации), к которому на фоне ясного сознания присоединяются псевдогаллюцинации слуха, симптом открытости, наплыв или задержка мыслей, насильственное мышление, передача мыслей на расстоянии, отчуждение эмоций, «сделанные» сновидения, совершаемые под воздействием движения извне. При этом отсутствуют симптомы сенестопатического автоматизма. Исключительно сложны вопросы бредообразования. Вряд ли можно говорить о каком-то едином механизме развития бреда для всех без исключения видов бредовых идей. Перефразируя выражение Е. Kraepelin, который считал, что видов слабоумия столько, сколько существует форм психических заболеваний, можно сказать, что видов бредообразования столько, сколько имеется если не отдельных болезней, то кругов психических заболеваний. Не может быть какой-то унифицированной схемы, которая патогенетически или патофизиологически могла бы объяснить единый механизм столь разнообразных форм бредообразования. Поэтому в дальнейшем в соответствующих разделах мы будем специально останавливаться на типах бредообразования, присущих шизофрении, реактивным психозам и развитиям, эпилепсии и т. д. Однако так же как, несмотря на все клиническое многообразие проявлений бреда, мы должны дать общее для всех бредовых синдромов определение, точно так же необходимо представить себе общее в механизме различных форм бредообразования. В связи с этим, нам кажется, представляют большой интерес взгляды на бредообразование М. О. Гуревича (1949). Если формальные, непродуктивные расстройства мышления автор считал результатом психической дезинтеграции, диссинапсии, то бред он объяснял как качественно новый, особый болезненный симптом, являющийся следствием дезинтеграции мышления и патологической его продукции. Бред, по М. О. Гуревичу, имеет отношение к заболеванию личности в целом, к развитию психического автоматизма. Эта концепция нашла с вое развитие в работах А. А. Ме грабяна (1972, 1975). По А. А. Меграбяну, патология мышления, как об этом писал и М. О. Гуревич, представлена либо в форме дезинтеграции и обнажения нарушенных компонентов мышления на общем фоне клинической картины психоза, либо в виде вторично возникшей патологической продукции, к которой наряду с бредом относятся сверхценные и навязчивые идеи. Навязчивые и бредовые идеи А. А. Меграбян рассматривает как относящиеся к широкой психопатологической группе явлений психического отчуждения. Снижается способность к активному управлению протеканием мыслительных процессов и эмоциональными переживаниями. Мышление и эмоции как бы выходят из-под контроля личности и тем самым принимают чуждый для больного, антагонистический по отношению к нему и даже недоброжелательный характер. Фоном для этих изменений мышления является непомраченное сознание. Патологическая продукция мыслительной деятельности, воображения больного, его искаженная эффективность проецируются на окружающую действительность, искаженно ее отражая. А. А. Меграбян отмечает, что чуждыми и враждебными в сознании больного оказываются не только собственные мысли, но и явления реальной действительности. На примере шизофренического мышления А. А. Меграбян выдвигает и разрабатывает положение о том, что ядром психического отчуждения являются деперсонализация и дереализация. Отсюда — переживание своей своеобразной двойственности. Характерная для шизофрении прогрессирующая деперсонализация достигает той степени выраженности, когда может быть охарактеризована как тотальная. Синдром психического автоматизма А. А. Меграбян рассматривает как вершину отчуждения. Таким образом, патогенетическая теория Гуревича — Меграбяна объясняет сущность бреда как патологическую продукцию мышления, возникающую в связи с его дезинтеграцией. Бред выводится из непродуктивных расстройств мышления, являющихся как бы предпосылкой его возникновения. Возникнув, бред подчиняется совершенно иным принципам функционирования мыслительных процессов. Механизм функционирования бреда патофизиологически объяснили И. П. Павлов и его сотрудники, показав, что он является выражением патологически инертного раздражительного процесса. Очаг патологической инертности, который, как отметил М. О. Гуревич, надо понимать не в анатомическом смысле, а как сложную динамическую систему, отличается большой стойкостью, на его периферии в связи с явлениями отрицательной индукции подавляются другие раздражения. И. П. Павлов в своем объяснении ряда психопатологических симптомов подошел к сближению бреда с психическим автоматизмом. Последний от также объяснял наличием очага патологически инертного раздражительного процесса, вокруг которого концентрируется все близкое, сходное и от которого по закону отрицательной индукции отталкивается все ему чуждое. Таким образом, очаг патологической инертности раздражительного процесса, лежащий в основе возникновения бреда, аналогичен по своей динамике понятию доминанты Ухтомского. Наряду с патологической инертностью в генезе бреда И. П. Павлов придавал большое значение наличию в коре большого мозга гипноидно-фазовых состояний, и в первую очередь ультрапарадоксальной фазы.

Сегодня мы поговорим о бреде, который является одним из симптомов грозного психического расстройства – шизофрении. Бред при шизофрении может быть весьма разнообразным, поэтому родственники должны понимать, чем обусловлено поведение больного, и как нужно вести себя с ними.

Бред – это ложное убеждение, не имеющее под собой реальных фактов или событий. Возникает он только в состоянии болезни и не поддается переубеждению. Бред может проявляться не только при шизофрении («расщепление личности»), но быть симптомом и других психических заболеваний.

Больные настолько убеждены в правдивости собственных болезненных переживаний, что их не могут заставить сомневаться даже неопровержимые, казалось бы, доказательства. А все потому, что здесь имеет место паралогическое мышления, и пациент себе и всем окружающим будет объяснять и доказывать обоснованность своих болезненных (выдуманных) переживаний и ощущений.

Нетрусова Светлана Григорьевна – кандидат медицинских наук, доцент, врач психиатр высшей категории, психотерапевт . Другие видео на эту тему Вы можете посмотреть на нашем ютуб канале.

Бредовые идеи при шизофрении

Бред преследования

Больные уверены, что их кто-то преследует: преступные сообщества, террористы, тайные организации, но конкретных людей они часто указать не могут. Или преследователями оказываются определенные люди, которые реально существуют (соседи, сотрудники и т.д.). Причину преследования называют не всегда.

Клинический случай. Пациентка уверяла всех, что ее «преследовало СБУ, так как когда-то видела на улице президента и могла рассказать о нем некоторые сведения». Пряталась в лесу.

Бред отравления

Больные думают, что кто-то им (или их семье) подсыпает отраву в пищу и напитки или распыляют яд в воздухе, стремясь физически их уничтожить или причинить вред здоровью.

Клинический случай. Мужчина считал, что его и его семью «травит сосед ядом, подбрасывая в огород и на крыльцо дома». Пытался выяснять отношения. Покончил жизнь самоубийством.

Бред физического воздействия

Больные на физическом уровне чувствуют влияние на них невидимых лучей, электрического тока, магнитных и радиоволн, радиационного излучения, гаджетов, спутников, телевизионных приемников, колдовства и т.д. Они убеждены в том, что при помощи этих приспособлений на них воздействуют либо реальные и конкретные люди, либо несуществующие организации.

Клинический случай. Бабушка считала, что на нее «воздействует сосед лучами с какого-то аппарата, чтобы отобрать квартиру». Пряталась под столом, там же и спала.

Бред ущерба

Эта форма бреда обычно характерна для пациентов пожилого возраста. Они уверены в том, что соседи, близкие и другие люди причиняют им материальный ущерб: воруют различные вещи, продукты, стремятся отселить из квартиры, лишить всех средств. Постоянно говорят о пропаже денег и других предметов, находят в помещении признаки пребывания посторонних.

Клинический случай. Бабушка прятала под матрасом ложки и вилки, не выходила из квартиры, убеждая родню, что сосед в ночное время тайно проникает в квартиру и ворует вещи.


Бред обвинения

Больной патологически убежден в том, что окружающие люди без всяких на то оснований считают его виновным в совершении неблаговидных поступков и даже преступлений . Человек с такой формой бреда пытается всем доказать свою невиновность, но у него «ничего не получается».

Клинический случай. Мужчина считал, что его «все считают насильником, которого разыскивает милиция». Доказывал, что это неправда, соседям, родственникам. Пошел в милицейский участок, чтобы написать разъяснение о том, где он находился в момент, когда были совершены преступления, подтверждал свое алиби и думал, что ему не верят.

Бред отношения

Больным кажется, что окружающие их люди плохо к ним относятся, обсуждают их, осуждают. Связывают обычные действия людей с тем, что они этим хотят сказать, что-то, что имеет отношение к больному.

Клинический случай. Молодая девушка считала, что сотрудники на работе говорят о ней, перемигиваются, когда она проходит мимо. «Начальник начал на совещании кашлять, этим он хотел обратить внимание сотрудников, что я не справляюсь с выполнением заданий». Перестала ходить на работу.

Бред ревности

Этот вид бреда более характерен для больных шизофренией мужчин старше сорока лет, особенно страдающих алкоголизмом или расстройствами в сексуальной сфере. Выражается в стойкой безосновательной убежденности в том, что жена (или муж) изменяет. Сосуществование с таким ревнивцем становится тяжелым и даже опасным, так как могут быть случаи насилия и в отношении партнера, и в отношении подозреваемого.

Клинический случай. Муж заподозрил жену, что она изменяет ему с сотрудником. Начал следить за супругой, заставлял ее рассказывать ему в подробностях, как она изменяла, что и как делала. Лишил ее права на имущество, применял к ней физическое насилие.

Ипохондрический бред

Больные патологически убеждены в наличии у них определённых, обычно – тяжелых, заболеваний (иногда неизвестных врачам), которые не поддается обычному лечению. Постоянно доказывают существование определенных симптомов и проявлений болезни, требуют дополнительных консилиумов и анализов.

Клинический случай. Женщина ощущала, что у нее в половых органах «живут какие-то микробы, которые постоянно ползают и вызывают зуд и неприятные ощущения». Требовала осмотреть ее на гинекологическом кресле микроскопом с определенными линзами. Прекратила ходить на работу, не занималась семьей и домом.

Бред самообвинения, самоуничижения

Встречается при развитии тяжелого депрессивного расстройства. Пациенты чувствуют вину за какие-то мнимые проступки, якобы совершенные в прошлом ошибки, грехи и преступления. Они обвиняют себя в причинении вреда другим людям, их смерти или болезни, считают, что заслуживают наказания за свои деяния вплоть до тюремного заключения. Так же воспринимают себя обузой для близких, источником их горя и страданий. Такой бред может провоцировать попытки суицида или нанесения самоповреждений.

Клинический случай. Мужчина, страдающий тяжелой депрессией, считал, что его лечение разорит семью, а жена не сможет прокормить детей, и они будут просить милостыню. Совершил суицид.

Бред величия

Больные склонны к переоценке собственных возможностей и способностей. Они мнят себя сверх-талантливыми, супер-гениальными, наделенными какими-то исключительными способностями и требуют соответствующего отношения.

Клинический случай. Мужчина был убежден в том, что у него прекрасный оперный голос, и его пригласили петь в Венскую оперу. Он решил развестись с женой, так как собирался ехать в Вену с «молодой музой». Жена предложила ему принять душ и устроить прощальный вечер. За то время, когда он мылся в ванной, приехала психиатрическая бригада, и потом он пел в больнице моим студентам.

Дисморфоманический бред (бред физического недостатка)

Чаще всего наблюдается у больных шизофренией в подростковом возрасте. Пациенты уверены в том, что их внешность или отдельные части, конечности, некоторые органы изуродованы каким-то дефектом (торчащие уши, кривой нос, маленькие глазки, зубы, как у лошади и т.д.). На деле эти люди выглядят обычно. Также человек убежден в неэстетичности его физиологических функций (недержание газов, отвратительный запах). Случается, что при дисформаническом бреде пациенты пытаются избавиться от дефектов, прибегая к самооперациям, и иногда умирают из-за потери крови.

Клинический случай. Молодой человек считал, что у него недержание газов, не выходил на улицу, «поскольку окружающие люди, чувствуя неприятный запах, отворачивались, возмущались и осуждали» его. Перестал посещать работу. Обращался к хирургам общего профиля, а также к пластическим хирургам, требуя сделать операцию «на анальном отверстии».

Признаки шизофрении. Особенности бредового поведения

Больные очень подробно могут описывать свои болезненные переживания, их рассказы о «преследованиях» могут длиться часами, их трудно отвлечь. Но внимательно прислушиваясь, нельзя найти логические связи и причины, конкретных и определенных людей, все объяснения расплывчатые и туманные.

Иногда пациент ничего не объясняет и скрывает свои переживания, а поведение его меняется и становится неадекватным. Он либо не выходит на улицу, находясь постоянно в квартире, либо не приходит домой, скрываясь в каких-то подвалах или в лесу.

В моей практике был парень, который прятался на крыше многоэтажного дома от «врагов» и хотел прыгнуть вниз, покончив жизнь самоубийством, так как считал, что таким образом он «отведет преследователей» от своей семьи, которой «они тоже угрожали». И только счастливая случайность помешала ему осуществить задуманное.

Другой клинический случай оказался не таким счастливым. Мужчина, проживающий в селе, считал, что сосед «травит» землю около его дома и огород. Пытался «разобраться с соседом», просил о помощи родственников, обращался в милицию. Не получив никакой помощи, убил соседа, а сам повесился. А все могло бы быть по-другому, если бы прислушались, услышали, обратились бы за помощью…

Очень часто различные по содержанию виды бреда сочетаются, а также сопровождаются депрессией (где уж тут до веселья, когда тебя хотят убить) или маниакальным состоянием. Настроение у больных шизофренией бывает несколько приподнятым, а сами они – оптимистичными и уверенными в собственной правоте, в победе «правого дела». Но зачастую люди с шизофренией становятся злобными и настороженными и под влиянием своих бредовых идей совершают социально небезопасные действия. Также в некоторых случаях бред может сопровождаться галлюцинациями.

Особенностью бреда является то, то человек не только не поддается переубеждению, но и зачисляет «в лагерь» своих преследователей того, кто старается его переубедить. Поэтому не нужно ругаться, доказывать обратное больному, который делится с вами своими болезненными переживаниями. Необходимо постараться не потерять его доверие для того, чтобы он продолжал с вами делиться, и вы знали о его планах и намерениях. Потому, что спасаясь от мнимых преследователей, больной может нанести увечье себе или посторонним, которые будут включены в его бред. Но если у вас будут доверительные отношения с больным, у которого случаются эпизоды бреда, то спустя какое-то время вы сможете привести его к врачу, который поможет убедить его в необходимости лечения.

А правильно назначенные медикаменты обязательно помогут! Спустя некоторое время пациент избавиться от бредовых идей и станет таким же, как и до болезни: заботливым отцом, любящим мужем, хорошим работником и просто обычным счастливым человеком!



gastroguru © 2017