Психические расстройства у детей и подростков. Как распознать психические отклонения у ребенка

Здоровье

Чтобы помочь детям, у которых не было диагностировано психического нарушения, исследователи обнародовали перечень 11-ти настораживающих, легко распознаваемых признаков , которые могут быть использованы родителями и другими людьми.

Этот список призван помочь восполнить пробел между числом детей, страдающих от психических заболеваний, и тех, кто на самом деле проходят лечение.

Исследования показали, что трое из четырех детей с нарушениями психического здоровья, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью , пищевые нарушения и биполярное расстройство, остаются незамеченными и не получают надлежащего лечения .

Родители, которые заметили любые из предупреждающих признаков, должны обратиться к педиатру или специалисту по психическим расстройствам для психиатрической оценки. Исследователи надеются, что предложенный перечень симптомов поможет родителям отличить нормальное поведение от признаков психического заболевания .

"Многие люди не могут быть уверенны в том, есть ли у их ребенка какая-то проблема ,"- утверждает Д-р Питер С. Дженсен (Dr. Peter S. Jensen), профессор психиатрии. "Если у человека есть ответ "да" или "нет", то ему легче принять решение ."

Определение психического нарушения в юности также позволит детям получить лечение раньше, что сделает его более эффективным. У некоторых детей может проходить до 10 лет от того времени, когда появились симптомы, и момента, когда они начинают получать лечение.

Чтобы составить список, комитет рассмотрел исследования, посвященные психическим расстройствам, в которых приняло участие более 6000 детей.

Вот 11 предупреждающих признаков психических расстройств:

1. Чувство глубокой печали или замкнутости, которое продолжается больше 2-3 недель.

2. Серьезные попытки навредить или убить себя, или планы сделать это.

3. Внезапный, всепоглощающий страх без причины, иногда сопровождающийся сильным сердцебиением и быстрым дыханием.

4. Участие во множестве драк, включая применение оружия, или желание кому-то навредить.

5. Жестокое, бесконтрольное поведение, которое может причинить вред себе или другим.

6. Отказ от еды, выбрасывание еды или использование слабительных средств, чтобы похудеть.

7. Сильные тревоги и страхи, которые мешают обычной активности.

8. Сильные трудности с концентрацией или неспособность усидеть на месте, что причиняет вам физическую опасность или становится причиной неуспеваемости.

9. Многократное использование наркотиков и алкоголя.

10. Сильные перепады настроения, которые ведут к проблемам в отношениях.

11. Резкие перемены в поведении или личности

Эти признаки не являются диагнозом, и для точного диагноза родителям стоит обратиться к специалисту. К тому же исследователи объяснили, что эти признаки не обязательно проявляются у детей с психическими расстройствами.

Во время роста ребенок сталкивается со множеством проблем, среди которых подростковый стресс. Именно стресс становится частой причиной развития психических заболеваний среди подростков. Если во время переходного возраста не оказать ребенку должную поддержку, то все может закончится нервным заболеванием в более зрелом возрасте, которое практически не поддается лечению.

Если родители заметили резкие перемены в поведении подростка - он сменил хобби, перестал интересоваться тем, что было дорого на протяжении длительного времени, то это свидетельствует о неких проблемах. Не стоит сразу начинать изводить ребенка вопросами о любви, проблемах в школе или с наркотиками, нужно получить консультацию подросткового психолога. О том, как определить расстройство по симптомам, как помочь ребенку пережить сложный период. Давайте остановимся на этом подробнее.

Признаки у подростков

Именно начинают формироваться многие психические заболевания, среди которых шизофрения и разного рода психозы. Признаками таких расстройств являются следующие симптомы:

  • у ребенка появилось новое увлечение, которому он уделяет все свое время, но при этом успехов нет;
  • резко забросил старые увлечения;
  • стал плохо учиться в школе, когда ранее у него отмечались значительные успехи;
  • потерял интерес ко всему, чем ранее был увлечен.

Но эти симптомы не на все 100 % указывают на у подростков. Возможно, таким образом проявляется акцентуация характера, о которой поговорим в следующих разделах.

Симптоматика

Симптомы психических расстройств у подростков 12-18 лет проявляются следующими особенностями:

  • резкие смены настроения, агрессивность, конфликты с родителями, учителями и другими детьми, импульсивность, меланхолия, тревожность, противоречивость;
  • пренебрежительное отношение к взрослым;
  • излишняя критичность к себе или же, напротив, чрезмерная самоуверенность;
  • взрывная реакция на советы со стороны и критику в свой адрес;
  • чувствительность сочетается с черствостью, подросток застенчив, но в то же время сильно раздражен;
  • отказ подчиняться общепринятым правилам;
  • шизоидность;
  • отвержение какой-либо опеки.

Если вы заметили в поведении ребенка только один из пунктов, то беспокоиться не стоит, просто поговорите с ним и выясните причину перемены. На психические расстройства подростков указывает сочетание нескольких или всех перечисленных симптомов.

Обращаться ли к специалисту?

За консультацией подросткового психолога обычно родители предпочитают не обращаться. Некоторым кажется, что стыдно вести ребенка к мозгоправу, или то, что это только усугубит ситуацию, и ребенок больше замкнется в себе, потеряет доверие к родителям и так далее.

На самом деле обратиться к специалисту необходимо. Сегодня многие психологи работают анонимно, то есть никто в школе не узнает про обращение подростка к врачу, а он может даже не говорить своего имени.

Чтобы понять, необходимо ли в конкретном случае посетить психолога, ответьте на несколько вопросов:

  1. Выше описаны признаки психических расстройств у подростков. Вспомните, насколько резко изменился ребенок. Если в семье все хорошо, нет ссор и резких перемен (развод, гибель родственника и так далее), а изменения стали заметны, то без психолога сложно обойтись. Если же ребенок плавно переключился на другие интересы или резко, но в семье при этом не все гладко, то эти симптомы могут быть акцентуацией характера или выражением (непроизвольным) внутренних переживаний.
  2. Обратите внимание на сон и аппетит подростка. Если ребенок плохо спит и отказывается от еды, то стоит посетить специалиста.
  3. Если ребенок находится в длительном депрессивном состоянии, ему ничто не интересно, появляется бред и галлюцинации, то срочно обращайтесь за помощью к профессионалу.

Здесь хочется отметить, что многие родители путают меланхолию у подростка, которая присуща для переходного возраста, с депрессией. Если, помимо этого состояния, ребенка более ничего не тревожит (ест и спит, как и раньше, не утратил интереса к своим увлечениям и так далее), то это просто сложный возрастной порог, который хорошие родители и сами помогут пережить. Больше проводите времени со своим ребенком, разговаривайте, но не «пытайте», если какая-то тема ему не нравится, гуляйте вместе, слушайте его. При переходном возрасте помогут даже простые объятия.

Если подросток сам понимает, что с ним что-то не так, и пытается избавиться от этого состояния, вернуть жизнь в прежнее русло, то это хороший признак. Скорее всего, у него простой невроз на фоне переходного возраста, учебы, отношений с противоположным полом и тому подобное. Если намечается серьезное психическое заболевание, то подросток будет воспринимать нового себя спокойно, и у него не будет стремления что-то исправить.

Случаются специфические расстройства в образе мышления подростка, но их практически невозможно заметить непрофессиональных глазом. Чтобы исключить или подтвердить психическое расстройство у подростка, ведущее к серьезному заболеванию, рекомендуется все же проконсультироваться у психолога.

Если специалист не увидит тревожных сигналов, то со спокойной душой и с несколькими советами от профессионала можете отправляться домой. Если же тревожные сигналы будут обнаружены, то врач поможет скорректировать обстановку дома, проведя беседы с родителями и прочими членами семьи. Также специалист поможет ребенку научиться находиться в школе и других общественных местах с минимальными психотравмирующими моментами.

Предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие психические расстройства у подростков бывают чаще всего.

Акцентуация характера и психопатия

Понять, что происходит с подростком - акцентуация характера или психопатия, может только профессиональный психолог, практикующий работу именно с детьми и подростками, так как грань между понятиями очень тонкая.

Во время акцентуации начинают явно заостряться некоторые черты характера, и по внешним признакам это может напоминать картину развития психопатии.

Первым делом необходимо удостовериться в нормальной социальной обстановке дома. Как правило, психопатией подростки реже страдают, если семья благополучная. Диагноз необходимо ставить аккуратно и сообщать о нем можно только родителям и преподавателям подростка. При этом психолог должен объяснить сторонам разницу между акцентуацией характера и психопатией, чтобы случайно не поставить на подростке клеймо «псих».

Меланхолия

Когда у подростка начинается гормональная перестройка, он меняет свое поведение. Меланхоличное состояние - норма переходного возраста, и его нельзя путать с депрессией.

Первыми признаками меланхолии могут стать жалобы подростка на неспокойное душевное состояние. Он замыкается в себе на этом фоне. Могут быть и приступы агрессии, в том числе направленные на самого себя. Молодые люди часто в таком состоянии разочаровываются в себе.

В такие моменты нельзя подростка оставлять одного. Мир для него теряет краски, кажется пустым и никчемным, в таком состоянии многие думают о суициде, а некоторые и предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Подростку кажется, что никому он не нужен.

Признаки меланхолии

Если вы заметили хоть половину из перечисленных признаков меланхолии, то немедленно обращайтесь к специалисту. Симптомами являются следующие изменения:


Маниакально-депрессивный психоз

Картина развития подобного психического расстройства у подростка сильно схожа с меланхолией, но уже не является нормой при переходном возрасте. Главная опасность расстройства - преступление закона на фоне депрессии, а также не попытка суицида, а реальная его возможность.

Отличить меланхолию от маниакально-депрессивного психоза непросто. Обратите внимание, что в первом случае у подростка часто меняется настроение, а во втором - на протяжении некоторого времени у него сохраняется маниакальное настроение, то есть он чем-то увлечен, весел, полон энергии и планов, отрыв от занятия ведет к агрессии. Маниакальное настроение нередко меняется депрессивным - крах всех надежд, плохие воспоминания, неудовлетворенность жизнью и собой. Из такого состояния подростка очень сложно вытащить.

Если вы заметили за своим ребенком такую симптоматику, то немедленно ведите его к специалисту.

Шизофрения

Это расстройство сильно схоже с маниакально-депрессивным психозом. Совпадают все симптомы - сначала настроение маниакальное, увлеченное, а затем начинается продолжительная депрессия.

Отличие есть, и оно главное - при шизофрении возможны панические атаки, бред, галлюцинации.

Подведем итог

Проблемы в подростковом возрасте - неотъемлемая часть взросления. Если вы видите, что с ребенком что-то творится, не игнорируйте это, думая, что переходный возраст сам по себе пройдет.

Если не помочь подростку в это сложное для него время, то последствия могут быть самыми плачевными: от развития серьезного психического заболевания до суицида ребенка.


Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков. Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии. Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: , шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия. В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи, и эта проблема приобрела важное медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя. Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен, при этом его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние. Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут ранние симптомы заболевания:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Подросток проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы, все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него спрашивают.
  • Подросток страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия .

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями, но в реальности ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при этом новые не появляются. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни, немотивированная агрессия и изменение личности. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка бессонницу и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают упорными головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин, как при респираторных заболеваниях, а вызваны психосоматическими нарушениями.

Эти болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки болезни у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его , продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности, будущим проблемам во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию, на первый взгляд может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

Психические расстройства способны усложнить человеку жизнь даже больше, нежели очевидные физические недостатки. Особенно критично выглядит ситуация, когда от невидимого недуга страдает маленький ребенок, у которого вся жизнь впереди, а именно сейчас должно происходить стремительное развитие. По этой причине родителям следует ориентироваться в теме, внимательно следить за своими детьми и оперативно реагировать на любые подозрительные явления.


Причины возникновения

Детские психические заболевания не возникают из ниоткуда – есть четкий перечень критериев, которые не гарантируют развитие нарушения, однако сильно ему способствуют. Отдельные заболевания имеют собственные причины, но для данной сферы больше характерны смешанные специфические расстройства, да и речь ведь не о выборе или диагностике болезни, а об общих причинах возникновения. Стоит рассматривать все возможные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Генетическая предрасположенность

Это единственный совершенно неизбежный фактор. В этом случае заболевание обусловлено изначально неправильным функционированием нервной системы, а генные нарушения, как известно, не лечатся – доктора могут разве что приглушить симптомы.

Если среди близких родственников будущих родителей известны случаи возникновения серьезных психических расстройств, не исключено (но и не гарантировано), что они передадутся малышу. Однако такие патологии могут проявить себя даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей



Повреждения головного мозга

Еще одна крайне распространенная причина, которая (как и генные нарушения) мешает нормальной работе мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне.

В первую очередь сюда относятся травмы головы, полученные в первые годы жизни, но некоторым детям не везет настолько, что травмироваться они успевают еще до рождения – или в результате сложных родов.

Нарушения может спровоцировать также инфекция, которая считается более опасной для плода, но может заразить и ребенка.

Вредные привычки у родителей

Обычно указывают на мать, но если отец не был здоров из-за алкоголизма или сильного пристрастия к курению, наркотикам, это также могло сказаться на здоровье ребенка.


Специалисты утверждают, что женский организм особенно чувствителен к разрушительному воздействию вредных привычек, поэтому женщинам вообще крайне нежелательно пить или курить, но даже мужчина, желающий зачать здорового ребенка, должен предварительно воздерживаться от подобных способов на протяжении нескольких месяцев.

Беременной женщине пить и курить запрещено категорически.

Постоянные конфликты

Когда говорят, что человек способен сойти с ума в сложной психологической обстановке, это вовсе не является художественным преувеличением.

Если взрослый не обеспечивает здоровую психологическую атмосферу, то для малыша, который еще не обладает ни развитой нервной системой, ни правильным восприятием окружающего мира, это может стать настоящим ударом.



Чаще всего причиной возникновения патологий становятся конфликты в семье, поскольку там ребенок пребывает большую часть времени, оттуда ему некуда деться. Однако в некоторых случаях важную роль может сыграть и неблагоприятная обстановка в кругу сверстников – во дворе, в детском саду или школе.

В последнем случае проблему можно решить путем смены учреждения, которое посещает ребенок, но для этого нужно вникнуть в ситуацию и начинать менять ее еще до того, как последствия станут необратимыми.


Виды заболеваний

Дети могут заболевать практически всеми психическими недугами, которым подвержены и взрослые, но малыши имеют и свои (сугубо детские) болезни. При этом точная диагностика того или иного заболевания в детском возрасте сильно усложняется. Сказываются особенности развития малышей, поведение которых и без того сильно отличается от аналогичного у взрослых.

Не во всех случаях родители могут легко распознать первые признаки проблем.

Даже доктора обычно ставят окончательный диагноз не ранее достижения ребенком младшего школьного возраста, используя для описания раннего расстройства весьма размытые, слишком общие понятия.

Мы приведем обобщенный список заболеваний, описание которых по этой причине не будет идеально точным. У некоторых пациентов отдельные симптомы проявляться не будут, а сам факт наличия даже двух-трех признаков не будет означать нарушения психики. В целом сводная таблица детских психических расстройств выглядит так.

Умственная отсталость и задержка развития

Суть проблемы вполне очевидна – ребенок физически развивается нормально, но по умственному, интеллектуальному уровню существенно отстает от своих ровесников. Не исключено, что он никогда не достигнет уровня хотя бы среднего взрослого человека.


Результатом может стать психический инфантилизм, когда взрослый человек ведет себя в буквальном смысле подобно ребенку, причем дошкольнику или школьнику младших классов. Такому ребенку куда сложнее учиться, это может быть вызвано как плохой памятью, так и неспособностью по собственному желанию сосредоточить внимание на конкретном предмете.

Отвлечь малыша от обучения может малейший посторонний фактор.

Синдром дефицита внимания

Хотя по названию эта группа заболеваний может восприниматься как один из симптомов предыдущей группы, природа явления здесь совершенно другая.

Ребенок с таким синдромом в умственном развитии не отстает ничуть, а типичная для него гиперактивность большинством людей воспринимается как признак здоровья. Однако именно в чрезмерной активности и кроется корень зла, поскольку в этом случае она имеет болезненные черты – нет совершенно никакого занятия, которое ребенок бы любил и доводил до конца.



Совершенно очевидно, что заставить такого ребенка прилежно учиться крайне проблематично.

Аутизм

Понятие аутизма крайне широко, но в целом характеризуется очень глубоким уходом в собственный внутренний мир. Многие считают аутизм формой отсталости, но при некоторых формах потенциал обучения таких детей не очень сильно отличается от сверстников.

Проблема кроется в невозможности нормальной коммуникации с окружающими. Если здоровый ребенок абсолютно всему учится у окружающих, то аутист получает из внешнего мира куда меньше информации.

Серьезной проблемой также оказывается получение нового опыта, поскольку больные аутизмом дети крайне негативно воспринимают любые резкие перемены.

Однако аутисты способны даже к самостоятельному умственному развитию, просто оно проходит медленнее – из-за отсутствия максимальных возможностей для получения новых знаний.

«Взрослые» психические расстройства

Сюда следует отнести те недуги, которые считаются относительно распространенным явлением среди взрослых, а вот у детей встречаются довольно редко. Заметным явлением среди подростков являются различные маниакальные состояния: мания величия, преследования и так далее.

Детская шизофрения поражает лишь одного ребенка среди пятидесяти тысяч, но пугает масштабами регресса в умственном и физическом развитии. Из-за ярко выраженных симптомов стал известным и синдром Туретта, когда больной регулярно использует нецензурную лексику (неконтролируемо).




На что обратить внимание родителям?

Психологи с большим опытом работы утверждают, что абсолютно здоровых людей не существует. Если в большинстве случаев мелкие странности воспринимаются как своеобразная, но никому особо не мешающая черта характера, то в определенных ситуациях они могут стать явным признаком грядущей патологии.

Поскольку систематика психических заболеваний в детском возрасте осложняется похожестью симптомов у принципиально разных нарушений, не стоит рассматривать тревожные странности в привязке к отдельным заболеваниям. Лучше подать их в виде общего перечня тревожных «звоночков».

Стоит напомнить о том, что ни одно из названных качеств не является стопроцентным признаком психического расстройства – если только не наблюдается гипертрофированный, патологический уровень развития дефекта.

Итак, поводом для похода к специалисту может стать яркое проявление у ребенка следующих качеств.

Повышенный уровень жестокости

Здесь следует различать детскую жестокость, вызванную непониманием степени причиняемого дискомфорта, и получение удовольствия от целенаправленного, осознаваемого причинения боли – причем не только другим, но и себе.

Если малыш в возрасте около 3 лет тянет кошку за хвост, то он таким путем познает мир, а вот если в школьном возрасте он проверяет ее же реакцию на попытку оторвать ей лапу, то это уже явно ненормально.

В жестокости обычно выражается нездоровая атмосфера дома или в компании приятелей, но она может как пройти сама собой (под воздействием внешних факторов), так и дать непоправимые последствия.



Принципиальный отказ от еды и гипертрофированное желание похудеть

Понятие анорексии в последние годы на слуху – оно является следствием заниженной самооценки и стремлением к идеалу, который настолько преувеличен, что приобретает безобразные формы.

Среди детей, страдающих анорексией, практически все – это девушки-подростки, но следует различать нормальное слежение за своей фигурой и доведение себя до истощения, поскольку последнее крайне отрицательно влияет на работу организма.


Приступы паники

Боязнь чего-либо может выглядеть в целом нормальной, но иметь неоправданно высокую степень. Условно говоря: когда человек боится высоты (падения), стоя на балконе – это нормально, а вот если ему страшно находиться даже просто в квартире, на последнем этаже – это уже патология.

Такой необоснованный страх не только мешает нормальной жизни в социуме, но и может довести до более тяжелых последствий, фактически создавая сложную психологическую обстановку там, где ее нет.

Ярко выраженная депрессия и склонность к суициду

Грустить свойственно людям любого возраста. Если это затягивается на продолжительное время (например, пару недель), возникает вопрос о причине.

У детей фактически нет причин для того, чтобы впадать в депрессию на столь продолжительный период, поэтому ее можно воспринимать как отдельную болезнь.



Единственным распространенным основанием для детской депрессии может быть разве что сложная психологическая обстановка, однако она как раз является причиной развития многих нарушений психики.

Сама по себе депрессия опасна склонностью к самодеструкции. О самоубийстве хотя бы раз в жизни задумываются многие люди, но если данная тема принимает очертания увлечения, есть риск попытки нанесения себе увечий.


Резкие смены настроения или изменения в привычном поведении

Первый фактор указывает на расшатанность психики, ее неспособность сопротивляться в ответ на те или иные раздражители.

Если человек так ведет себя в повседневности, то его реакция в чрезвычайной ситуации может быть неадекватной. Кроме того, постоянными приступами агрессии, депрессии или страха человек способен изводить себя еще больше, а также отрицательно влиять на психическое здоровье окружающих.


Сильное и резкое изменение поведения, не имеющее конкретного обоснования, указывает скорее не на появление психического расстройства, а на повысившуюся вероятность такого исхода.

В частности – внезапно ставший молчаливым человек наверняка испытал сильный стресс.

Зашкаливающая гиперактивность, мешающая концентрации внимания

Когда ребенок очень подвижен, это никого не удивляет, но у него наверняка есть какое-то занятие, которому он готов посвятить продолжительное время. Гиперактивность с признаками нарушения – это когда малыш даже в активные игры не может играть достаточно долго, и не потому, что устал, а просто вследствие резкого переключения внимания на что-нибудь другое.

Повлиять на такого ребенка невозможно даже угрозами, а ведь он сталкивается с пониженными возможностями для обучения.


Негативные явления социального характера

Чрезмерная конфликтность (вплоть до регулярного рукоприкладства) и склонность к вредным привычкам сами по себе могут просто сигнализировать о наличии сложной психологической обстановки, которую ребенок пытается преодолеть такими неприглядными способами.

Однако корни проблемы могут быть и в чем-то другом. Например, постоянная агрессия может быть вызвана не только необходимостью защищаться, но и упомянутой в начале списка повышенной жестокостью.

Методики лечения

Хотя психические расстройства однозначно являются серьезной проблемой, большинство из них можно корректировать – вплоть до полного выздоровления, тогда как к неизлечимым патологиям относится сравнительно небольшой процент из них. Другое дело, что лечение может длиться годами и почти всегда требует максимального вовлечения всех окружающих ребенка людей.

Выбор методики сильно зависит от диагноза, при этом даже очень похожие по симптомам заболевания могут требовать принципиально разного подхода в лечении. Именно поэтому так важно максимально точно описать врачу суть проблемы и замеченную симптоматику. Главный упор при этом необходимо сделать на сравнение «было и стало», объяснить, почему вам кажется, что что-то пошло не так.


Большинство сравнительно простых заболеваний лечится обыкновенной психотерапией – и только ею. Чаще всего она имеет форму личных бесед ребенка (если он уже достиг определенного возраста) с доктором, который таким путем получает максимально точное представление о понимании сути проблемы самим пациентом.

Специалист может оценить масштаб происходящего, выяснить причины. Задача опытного психолога в данной ситуации – показать ребенку гипертрофированность причины в его сознании, а если причина действительно серьезная – попытаться отвлечь пациента от проблемы, дать ему новый стимул.

При этом терапия может принимать разные формы – например, замкнутые в себе аутисты и шизофреники вряд ли поддержат беседу. Они могут вообще не пойти на контакт с человеком, однако обычно не отказываются от тесного общения с животными, что в итоге может увеличить их общительность, а это – уже признак улучшения.


Применение медикаментов всегда сопровождается той же психотерапией, но уже свидетельствует о более сложной патологии – или же о большей ее развитости. Детям с нарушением навыков общения или замедленным развитием дают стимуляторы, чтобы увеличить их активность, в том числе – познавательную.

При ярко выраженной депрессии, агрессии или панических атаках прописывают антидепрессанты и успокоительные. Если ребенок демонстрирует признаки болезненных перепадов настроения и припадки (вплоть до истерики), используют стабилизирующие и антипсихотические средства.


Стационар – самая сложная форма вмешательства, показывающая необходимость постоянного наблюдения (хотя бы в течение прохождения курса). Такой тип лечения используется только для коррекции самых тяжелых расстройств – например, шизофрении у детей. Недуги такого рода не лечатся за один раз – маленькому пациенту придется неоднократно ложиться в больницу. Если положительные сдвиги будут заметны, такие курсы со временем станут более редкими и короткими.


Естественно, что во время лечения для ребенка должна быть создана максимально благоприятная обстановка, исключающая любой стресс. Именно поэтому факт наличия психического заболевания не нужно скрывать – наоборот, воспитатели в детском саду или школьные учителя должны знать о нем, чтобы правильно выстроить учебный процесс и взаимоотношения в коллективе.

Совершенно недопустимо дразнить или попрекать ребенка его расстройством, да и вообще не стоит о нем упоминать – пусть малыш почувствует себя нормальным.

Но чуть больше любите его, и тогда со временем все встанет на свои места. В идеале – реагировать лучше еще до проявления любых признаков (профилактическими методами).

Добейтесь стабильной положительной атмосферы в кругу семьи и выстройте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог в любой момент рассчитывать на вашу поддержку и не боялся рассказать о любом неприятном для него явлении.

Дополнительную информацию, касающуюся этой темы, вы можете узнать, посмотрев видео ниже.



gastroguru © 2017