Анатолий Баронин: Италия может выйти из ЕС, а Россия пока не развалится. Внешняя политика италии Без политических друзей, но с сильной диаспорой

На вопрос Где можно найти внешнюю политику Италии СРОЧНО! ПОМОГИТЕ! заданный автором Осознать лучший ответ это О. Барабанов
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
БАРАБАНОВ Олег Николаевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД РФ.
Италия всегда занимала важное место во внешней политике России. Политические отношения России и Италии часто носили более конструктивный и доверительный характер, чем с другими ведущими государствами Запада. Важным фактором является богатство культурных связей наших стран. Визиты Президента Российской Федерации В. В. Путина в Рим в 2000 и 2002 гг. подтвердили настроенность России на развитие двусторонних отношений. Поэтому понимание основных тенденций и приоритетов итальянской внешней политики может сделать возможным качественное прогнозирование того, какой отклик будет в Италии на те или иные действия на международной арене, какого рода инициативы она сама может выдвинуть.
Все чаще в официальных документах Италии можно встретить осмысление «итальянского вклада» в мировую политику, стремление подчеркнуть не традиционную пассивность внешней политики страны, следующей в фарватере НАТО, а ее активность и самостоятельность.
Поворотным пунктом для этих изменений в официальной идеологии Италии считается период после холодной войны, который поставил ее «перед лицом одновременно новой и тяжелой ответственности» . Общетеоретическим базисом для такого подхода стала концепция, которая была представлена тогдашним министром иностранных дел Италии Л. Дини в сенате страны 8 июня 2000 г. о том, что биполярный мир сменился «миром протагонистов» . Именно эта идеологема становится основополагающей в итальянской трактовке современного мирового развития и вытесняет тем самым все другие концепции такого рода.
В рамках формирующегося «мира протагонистов» , к которым Италия недвусмысленно относит и себя саму, она официально определяет свои приоритеты. Среди наиболее важных такого рола сегментов итальянской «ответственности» перед мировым сообществом власти страны считают Балканский кризис и провозглашенное расширение ЕС на зону Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Эти задачи должны дополнить ставшую уже традиционной итальянскую активность в Средиземноморье и борьбу с незаконной миграцией.
Логическим следствием из провозглашения собственной глобальной ответственности становится то обстоятельство, что в официальной внешнеполитической идеологии Италии начинает все чаще воспроизводиться либералистский подход к международным отношениям, в частности, такие его аспекты, как глобальный транснационализм и первостепенная роль моральных ценностей в мировой политике. В рамках этой концепции совершенно логичным предстает тот факт, что, приводя аргументы для своей внешнеполитической активности в вышеуказанных приоритетных сегментах, итальянские официальные лица опираются не только на национальные интересы Италии, но и на моральный аспект вопроса, на то, что ее долгом является привнесение в те или иные регионы фундаментальных ценностей демократического мира, таких как гражданское общество, права человека, основные свободы и пр.
Более того, в вышеупомянутой речи в сенате Л. Дини заявил, что «интересы и ценности по своей природе не знают географических границ, и обязывают нас выступать в их защиту везде, где потребуется» . Этот постулат стал удобным идеологическим подспорьем для объяснения дипломатической активности Италии и далеко за пределами объявленных зон ответственности (например, в Корее) .
В связи с этим в официальных итальянских документах и выступлениях все чаще говорится об Италии как глобальном акторе на мировой арене. Стремление подчеркнуть собственную значимость стало закономерным следствием курса на активизацию внешней политики страны, провозглашенного еще при первом правительстве С. Берлускони в 1994 г. В результате, в официальной риторике начинают появляться такие идеологемы, как «универсализм итальянского рода» , «глобальное вид

Вплоть до 1861 года Италия была раздроблена, посему многочисленные итальянские государства вели собственную внешнюю политику, ориентируясь на соседние мощные государства.

С 1861 года политика объединённой Италии была направлена на присоединение областей с проживающими там итальянцами, а именно -- Папскую область, Трентино, Истрию, Далмацию. Также Италия стремилась создать собственную колониальную империю. Во время франко-прусской войны 1870 года Италия присоединила Папскую область . Далее ориентировалась во внешней политике на Германию, так как желала укрепиться в Тунисе , на который также претендовала Франция . Однако из-за желания присоединить Истрию и Трентино Италия вступает в противостояние с Австро-Венгрией в конце XIX -- начале XX вв.

С 1914 года Италия ведет переговоры с Антантой , состоя в союзе с Германией, торгуясь с ними. В итоге в 1915 году страны Антанты обещают Италии желанные территории, если она согласится выступить на стороне Антанты. И в 1915 году Италия нападает на Австро-Венгрию . По результатам Парижской мирной конференции 1918 года Италия получила Истрию , Трентино и ряд островов в Адриатическом море . После Первой мировой войны у Италии появился новый соперник -- Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев , в 1929 ставших Югославией .

После прихода фашистов к власти внешняя политика Италии становится крайне радикальной. Конфликты с Югославией становятся актуальными вплоть до окончанияВторой мировой войны , по результатам которой Италия вернула Далмацию , Истрию Югославии, предоставила независимость Албании .

Одним из важнейших внешнеполитических событий стало подписание в феврале 1947 года в Париже мирного договора союзников с Италией. Согласно договору, в Италии распускались фашистские организации, выводились оккупационные войска, определялись границы, запрещалось размещение военных баз на итальянской территории. После Второй мировой войны политика Италии была пассивной, страна следовала в русле НАТО и США в частности. В стране доминировало представление о роли Италии как о роли «средней державы». 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне состоялось официальное подписание Североатлантического договора. Вместе с представителями США, Франции, Великобритании, Бельгии, Канады, Голландии, Люксембурга, Норвегии, Дании, Португалии и Исландии Североатлантический пакт подписал и представитель итальянского правительства -- министр иностранных дел К. Сфорца. Министр иностранных дел Сфорца активно содействовал также вступлению Италии в Европейский совет (1949) и в Европейское объединение угля и стали (1951).

Италия в конце 1955 года стала членом ООН.

В апреле 1966 года состоялся первый официальный визит в Итальянскую Республику министра иностранных дел СССР А. А. Громыко. Визит не только дал конкретные результаты в области двусторонних отношений, но и привел к определенному сближению позиций СССР и Италии по различным вопросам.

В 1972 г. правительство Италии заключило соглашение с США о предоставлении американским атомным подводным лодкам базы на о-ве Маддалена почти одновременно с подписанием протокола о политических консультациях с Советским Союзом. Советско-итальянские отношения 70-х годов развиваются в целом по восходящей линии, отличаются большой насыщенностью и результативностью. Дальнейшее укрепление отношений было сделано в 1975 году подписанием советско-итальянской декларации, в которой было подчеркнуто стремление к развитию дружественных отношений между Италией и СССР.

К концу 70-х годов пассивность итальянской стороны в Западной Европе компенсировалась только банальными риторическими признаниями в верности европеизму. На рубеже 80-х годов маятник итальянской внешней политики, качающийся между Западной Европой и США, застыл в американской фазе.

В конце 80-х эта идеология начала меняться в связи с событиями в соседней Югославии. Италия начала уделять больше внимания процессам на пост-югославском пространстве и в целом в Средиземноморье . В начале 80-х годов средиземноморской политике Италии был придан новый стимул. Страна смогла приобрести значительную самостоятельность от своих партнеров по блоку НАТО и начала проводить свой курс в данном регионе. Среди конкретных проявлений итальянской политики в это время можно назвать заключение договоров о военном и экономическом сотрудничестве с Мальтой в 1980 г., участие итальянцев в международных силах в Ливане в 1982-84 гг., операции по очистке от мин Суэцкого канала в 1984 году.

Начиная со второй половины 90-х годов, на первое место во внешнеполитическом курсе Италии вышла проблема, связанная с определением страны в Европейском Союзе. Прежде всего, обращалось внимание на вопрос о введение единой европейской валюты ЕВРО.

Италия принимала участие в Балканской операции НАТО, в Косовской операции , а также отправила своих солдат в Ирак и Афганистан .

В начале XXI века страна вместе с Грецией, Словенией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Албанией приняла участие в выдвижении нового субрегионального проекта -- Адриатической и Ионической инициативы (АИИ). Конференция на уровне министров иностранных дел была проведена 20 мая 2000 года в итальянском городе Анкона и открыла Италии новые каналы влияния на Балканы. Также после создания АИИ Италия практически стала одной из главных западноевропейских стран, способных регулировать послекризисное развитие на Балканах, которое давало Италии возможность утвердиться в роли одного из центров притяжения для стран Юго-Восточной Европы.

Именно после кризиса в Косово произошла трансформация идеи «средней державы» в идею «мира протагонистов» , то есть мира, в котором Италии отведено важное место. Позже Италия объявила Балканы зоной своей «ответственности» в рамках НАТО .

После событий 11 сентября 2001 г. Италия направила свои усилия на восстановление контактов между западным и исламским миром.

В 2001--2006 годах премьер-министр и министры иностранных дел Италии совершили ряд визитов с целью налаживания диалога палестинской и израильской администрации при посредничестве Рима в разрешении регионального кризиса. Впервые государственный визит президента Италии в Турцию состоялся 22 ноября 2005 года. К.Чапми выразил поддержку в стремлении Турции стать членом Евросоюза, а также акцентировал внимание на том, что страна и её руководство должны приложить усилия для достижения стандартов, принятых в ЕС.

Современный этап итальянской внешней политики можно охарактеризовать довольно теплыми отношениями с Россией. Начиная с 2000 г., после первого официального визита в Италию президента России В. В. Путина, зарождается взаимная симпатия между двумя странами, впоследствии активно развивающая двустороннее сотрудничество. Накануне саммита Россия-ЕС 04.11.2003 состоялся государственный визит Президента России в Италию. Это была уже шестая встреча за неполный год, что не может не доказывать активное сотрудничество и тесные деловые отношения между двумя странами. Знаковым событием в двустороннем взаимодействии стало подписание в июне 2004 года межправительственного Соглашения об упрощении выдачи виз гражданам РФ и Итальянской Республики, которое облегчило взаимные контакты для молодежи, деятелей науки, культуры, предпринимателей, госслужащих двух стран.

К внешнеполитическим приоритетам Италии относятся: Средиземноморье , Балканский регион , США , Европейский союз , страны Центральной и Восточной Европы ,Россия .

Несколько внутренних и внешних обстоятельств поставили вопросы внешней политики в центр внимания правящей элиты и экспертного сообщества Италии. Обратим внимание на важнейшие из них.

Прежде всего, это приход к власти левоцентристского правительства Маттео Ренци, который провозгласил радикальные изменения в области внутренней и внешней политики. Никто не даст гарантий относительно реальной осуществимости реформ «новой волны» молодого политика *1. Итальянские аналитики отмечают, что, прежде всего, М.Ренци необходимо завоевать доверие в стране и за рубежом *2. Другим обстоятельством является то, что во второй половине 2014 года к Италии переходят председательские полномочия в ЕС. И вполне возможно, что именно М.Ренци будет определять внешнеполитические приоритеты ЕС на период полномочий. Следует также учитывать, что он обновил внешнеполитическое ведомство, предложив на пост министра иностранных дел 40-летнюю Федерику Могерини, чей опыт внешнеполитической деятельности ограничивается руководством отделом международных отношений партии «Левая Демократия» (DS), взаимоотношениями с коллегами из европейских лево-демократических партий и американскими демократами.

25 апреля министр Ф.Могерини записала в своем блоге: «Сегодня состоялся долгий разговор с Государственным секретарем США Джоном Керри относительно кризиса на Украине и в связи с телефонным обменом мнениями с членами G7». Руководители внешнеполитических ведомств выразили озабоченность обострением ситуации, подтвердили важность соблюдения Женевских соглашений от 17 апреля 2014 года и проведения президентских выборов 25 мая. Ф.Могерини заявила о поддержке новых санкций против России «в связи с ухудшением ситуации» в регионе. Кроме того они обсудили положение в Сирии и мирный процесс на Ближнем Востоке. Стороны договорились о продолжении контактов и «строгой координации действий, как это имеет место вплоть до сегодняшнего дня» *3. События на Украине и пакет взаимоотношений с Россией уже считаются одним из приоритетов внешней политики Европейского Союза.

Итальянское экспертное сообщество разрабатывает предложения для политического руководства, учитывающие возможную корректировку внешней политики. Однако не следует прогнозировать кардинальные изменения. Президент Италии Дж.Наполитано отмечает, что, начиная с декабря 1977 года, когда парламентские партии достигли «национальной солидарности», основой итальянской внешней политики является «участие в Атлантическом союзе и взятые на себя обязательства Сообщества». Естественно, продолжил президент республики, это «не исключает возможности различий и разнообразия взглядов на отдельные конкретные выборы во внешней политике» *4.

Рассмотрим аналитическую деятельность некоторых экспертных сообществ, представляющих результаты своей исследовательской работы президенту, парламентариям и правительству Итальянской Республики. В фокусе нашего внимания - исследования Института международных отношений *5, Института исследований международной политики *6, Центра высших исследований обороны *7, Центра исследований международной политики *8, Центра международных исследований *9.

В качестве опорного документа мы используем доклад, подготовленный экспертами ИМО (IAI) под названием «Выбрать, чтобы опереться. Резюме и рекомендации Доклада о внешней политике Италии издания 2014 года» *10. Над докладом работала большая группа итальянских экспертов *11. «Резюме» предваряет ежегодную публикацию аналитического тома «Внешняя политика Италии», издающегося с 1972 года совместно с Институтом исследований международной политики (ISPI) *12. Издание 2014 года ожидается в ближайшее время.

Аналитики отмечают, что в 2014 году внешняя политика Италии будет по прежнему находиться в центре вызовов со стороны мирового и европейского кризисов. Внутренние структуры ЕС пребывают в состоянии неопределенности и эта ситуация усугубляется. Это создает питательную среду для формирования центробежных тенденций в ЕС, активизации популистских и антиевропейских сил. Наряду с этими факторами подорвать систему европейской безопасности может возникшая из-за Украины напряженность в отношениях с Россией. Вызывает озабоченность положение на южном периметре ЕС, где, за исключением Туниса, «арабская весна» не привела к политической стабильности Средиземноморского региона. Продолжается гражданская война в Сирии, неясной остается ситуация с ядерной программой Ирана, неурегулирован израильско-палестинский конфликт. Сложным остается глобальный контекст мировой политики. Не снижается напряженность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С определенными трудностями сталкивается реформа глобального управления, испытывающая давление со стороны наступающей многополярности и изменяющегося баланса сил между различными странами.

Эксперты отмечают, что по сравнению с 2011 годом, когда Италия стояла на грани финансового коллапса, финансовая и экономическая ситуация улучшилась, несмотря на ожесточенное сопротивление реформам внутри страны, в т.ч. со стороны правящего класса. Тем не менее, продолжает отсутствовать четкое осознание пути, по которому движется Италия. Это не только провоцирует недоверие в общественной среде, но и сужает пространство действий страны на международной арене. Недавно Европейская Комиссия констатировала, что Италия «страдает от чрезмерных макроэкономических дисбалансов, которые ставят под угрозу функционирование экономического и валютного союза» *13. Аналитики отмечают «очень высокий риск падения вследствие хрупкой банковской системы и взрывоопасных долговых обязательств» *14.

Эксперты полагают, что правительство М.Ренци не должно рассчитывать на пересмотр установленного Евросоюзом контроля за бюджетом, дефицитом, налоговой политикой и балансом общественных расходов стран-членов ЕС. Они считают контрпродуктивным отказ от обязательств, взятых на себя предшествующим правительством. Новое правительство не должно провоцировать действия, которые могут привести к усилению противоречий и напряженности между членами ЕС. Политическое пространство в Европейском Союзе и без того является неспокойным в связи с возможным референдумом в Великобритании относительно членства в ЕС, фрагментационными процессами в той же Великобритании и в Испании, ростом влияния партий, занимающих евроскептические позиции, сложностями в перезапуске традиционного франко-германского «мотора». Однако это не означает, что Италия ограничена в своих возможностях ведения переговоров с руководящими органами ЕС. Для достижения успеха руководство Италии должно учитывать полный контекст политики ЕС, т.е. выдвигать свои инициативы, которые были бы направлены на экономический рост и сокращение дефицита бюджета. Если Италия выйдет на уровень осуществления эффективных реформ, то у нее будут неплохие шансы добиться успеха в переговорах с Европейской Комиссией. Таким образом, представляется возможным отвоевать послабления в контроле Брюсселя за бюджетом Италии в обмен на реформы *15.

Аналитики полагают, что Италия для восстановления доверия Брюсселя может использовать три основных аргумента. Первым является последовательное исполнение солидарной роли Италии как европейского государства. Они считают малопродуктивным для Италии «стучать кулаком по столу». Это может привести, в конечном счете, к маргинализации или даже к изоляции Рима.

Второй аргумент связан с исполнением активной роли в европейской дипломатической игре, установлении новых связей и союзов. Франко-германская ось переживает не лучшие времена, но трудно представить себе, кто ей сможет создать альтернативу. Вместо того, чтобы искать себя в альтернативных блоках, Италия должна использовать в своих интересах «переменчивую геометрию политических конвергенций», которая характеризует расширяющийся Европейский Союз до 28 членов. К примеру, как это случилось в июне 2012 года, когда правительству М.Монти удалось поднять международный престиж страны, последовательно отстаивая программу прямых монетарных операций (Outright Monetary Transactions, OMT) *16.

Председательство Италии в Европейском Союзе должно быть использовано для привлечения национального общественного мнения к европейской повестке и продвижения национальных интересов на европейском уровне *17. На период полномочий Италии приходится смена практически всех должностей в ЕС, поскольку после майских выборов 2014 года реальные изменения начнутся только с сентября. Одна из важнейших задач Рима - гарантировать преемственность и обеспечить бесконфликтное функционирование институтов ЕС в связи с новыми реалиями. Кроме того, на этот период приходится завершение реформы экономического управления, включая банковский союз. С этим связана задача правительства Италии реформировать внутренний рынок с оглядкой на программу, предложенную Европейской Комиссией и Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнерством (Transatlantic Trade and Investment Partnership, Ttip) *18.

24-25 марта 2014 года в Риме состоялась встреча экспертов с целью выработки рекомендаций для предстоящего председательства Италии в ЕС *19. Было предложено добиваться более эффективного экономического управления в ЕС; продвигать новые меры по созданию рабочих мест; найти прагматичные ответы на украинский кризис и на его последствия в рамках Политики добрососедства (European Neighbourhood Policy); определить будущее Общей политики обороны и безопасности) (Common Security and Defence Policy, CSDP); добиваться реформы иммиграционной политики ЕС; повысить эффективность и легитимность управления ЕС *20.

Аналитики рассчитывают, что председательство Италии может способствовать улучшению внутренней безопасности и развитию правового сотрудничества в свете предложений, выдвинутых Еврокомиссией в 2009 г. в Стокгольмской программе «За пространство свободы, безопасности и справедливости» *21.

План действий, предложенный Стокгольмской программой, предусматривает меры, которые будут приняты Европейской Комиссией в период с 2010 по 2014 годы в области свободы, безопасности и правосудия. Среди них меры в области свободы передвижения, судебного сотрудничества в случае возникновения внутриевропейских трансграничных споров, а также консульской защиты граждан ЕС, находящихся в третьих странах. Относительно иммиграции предполагается введение директивы об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран на сезонный период. Также предполагается автоматизировать систему пересечения границ шенгенской зоны. Что касается рассмотрения вопросов о предоставлении убежища на территории ЕС, то Стокгольмская программа предусматривает введение унифицированной системы рассмотрения заявлений. Кроме того, запланировано введение ряда положений, касающихся судебного сотрудничества по гражданским делам, свободного передвижения лиц в пределах ЕС, к которым относится взаимное признание документов гражданского состояния (браки, разводы и т.п.) *22.

Датой завершения работы над Стокгольмской программой обозначен конец 2014 года. Италия имеет возможность сыграть ведущую роль во внесении поправок, делающих иммиграционные законы более эффективными.

В этот период Рим может проявить себя в областях реформирования экономического управления в ЕС, в переговорах с Великобританией о «перезагрузке» ее отношений с ЕС после парламентских выборов 2015 года. Тем самым сыграть положительную роль в восстановлении равновесия институциональной системы ЕС.

Итальянские аналитики большое внимание уделяют перспективам внешней политике в связи с «украинским кризисом». Некоторые из них обращают внимание, что формулировка в документе «Европейская стратегия в области безопасности» от 2003 года безнадежно устарела. Документ начинается словами: «Европа никогда еще не была столь процветающей, безопасной и свободной» *23. В Италии полагают, что дальнейшее развитие украинского кризиса не только подвергает опасности систему европейской безопасности, но даже выходит за ее пределы, оказывая дестабилизирующее влияние на основы мировой системы безопасности, сложившейся после окончания «холодной войны». Это касается режима контроля над вооружениями, диалога с Москвой по линии Совета НАТО-Россия, роли ОБСЕ в области безопасности и прав человека, совместного преодоления кризисов на континенте *24.

В этой ситуации Рим не может отходить от согласованной евросоюзовской линии поведения в отношении России. Вместе с тем, аналитикам представляется ошибочной линия поведения в отношении Москвы, основанная только на устрашении и сдерживании попыток внешней экспансии. Необходимо учитывать, что значительная часть российского истеблишмента жизненно заинтересована в сохранении экономического сотрудничества с Западом. Отсутствие весомых союзников чревато риском растущей международной изоляции. В долгосрочном плане может привести к структурной слабости государства, к утрате контроля над приграничными территориями. В связи с этим необходимо все время держать открытой дверь к возобновлению экономического и политико-стратегического сотрудничества. Стратегия в отношении России должна включать поиск взаимовыгодных соглашений в отношении приграничных территорий. В связи с этим должно последовать переосмысление политики Восточного партнерства, сотрудничества со странами Восточной Европы и Кавказа *25.

На первом плане итальянской внешней политики остается вопрос о разделении трансатлантической солидарности и бремени в рамках НАТО и ЕС. Итальянские двусторонние инициативы в отношении стран Восточной Европы и России должны осуществляться в европейском и трансатлантическом контексте. В противном случае они не только будут неэффективными, но и могут привести к изолированию от союзников и партнеров *26.

Это не исключает выстраивания особых интересов Италии в отношении Западных Балкан, Южного и Восточного Средиземноморья, активной работы в рамках Транс-Атлантического торгового и инвестиционного партнерства (Ttip), европейско-африканского сотрудничества в области безопасности и развития, Европейско-азиатского партнерства (ASEM) *27. Особенно проявляются итальянские внешнеполитические интересы в Средиземноморье. Однако сегодня отсутствуют объективные предпосылки для новых инициатив, считают аналитики.

Последствия «Арабской весны» или «Арабского пробуждения» стали одним из приоритетных объектов «переосмысления» итальянским экспертным сообществом политики ЕС в Южном Средиземноморье. Более-менее согласованный вывод экспертов можно свести к оценке Барселонского процесса *28 и других последующих проектов ЕС, например, Союз для Средиземноморья *29, Европейская политика добрососедства *30, «Партнерство для демократии и общего процветания в Южном Средиземноморье» *31, как не достигших намеченных целей *32.

Североафриканские партнеры зачастую понимают средиземноморский диалог в рамках исторического долга богатых государств на оказание прямой помощи для преодоления бедности и поддержки самых нищих слоев населения. Они продолжают жаловаться на неравные условия конкуренции и нерешенные вопросы доступа продукции бедных стран на емкий рынок благополучного Евросоюза. Реформы в странах Магриба оказались непоследовательными и не привели к запланированной стабильности. Социальная и политическая стабильность не достигнуты, о чем свидетельствуют политические кризисы, охватившие значительную часть арабских государств в 2011 году. Зоны свободной торговли фактически не созданы. Сохраняется значительный дефицит доверия между ЕС и отдельными странами Южного Средиземноморья, особенно после интервенции в Ливии *33.

На протяжении последних десяти лет через финансовый инструмент ЕС для потребностей Средиземноморского региона было израсходовано значительно больше средств, чем на всю восточную политику ЕС. В утвержденном бюджете ЕС для сотрудничества в бассейне Средиземноморья на период с 2007-го по 2013 год выделено 16 млрд. евро, что превышает сумму, предназначенную всем восточным соседям (включая Украину) вместе взятым в рамках «Инструмента европейского соседства и партнерства» (ENPI). Еще больше тратят США на помощь государствам Средиземноморского региона *34. Представители ЕС, в свою очередь, подчеркивают неэффективность управления в странах-реципиентах, небрежное использование, а то и хищение международной помощи, непреодолимую коррупцию, необходимость борьбы с нелегальной миграцией.

Озабоченность в Италии вызывает уклонение лидеров ряда североафриканских стран от согласования политики в отношении нелегальной иммиграции, прежде всего, это касается Ливии, Туниса и Марокко.

Итальянское руководство разработало дорогостоящую программу «Маре Нострум» (Mare Nostrum), которая предусматривает военно-полицейские меры по предотвращению нелегальной иммиграции посредством усиления контроля за североафриканскими морскими водами. Расходы могут составить до 12 миллионов евро в месяц *35. Кроме финансовой части проблема иммиграции имеет гуманитарную и международно-правовую составляющие. Как отмечает в газете «Соле - 24 оре» Карима Муаль, «названная военной и гуманитарной операция в реальности является немного гуманитарной и чрезмерно военной» *36.

Многие в регионе воспринимают предложенный Европой союз как навязывание искусственной идентичности, не связанной ни с цивилизационными, ни с геополитическими, ни с социокультурными факторами. Европейская политика «хорошего управления» (good governance ), насаждения демократических институтов рассматривается как враждебная историческим традициям арабских стран. В странах Магриба отрицается общность средиземноморской культуры и подчеркивается, что они относятся к арабскому миру. Развитию средиземноморского диалога препятствует нерешенный палестино-израильский конфликт, который время от времени блокирует европейско-средиземноморские мероприятия *37.

Итальянские эксперты считают, что «продвижение демократии должно оставаться стратегической задачей внешней политики западных держав, однако оно не должно занимать в этой политике центральное место, как это было до 2011 года». «Вместо этого должен преобладать более прагматичный подход, основанный на политике, которая предлагает большие возможности арабам, особенно путем более интенсивных культурных обменов и большей открытости в теме миграции» *38. Среди наиболее привилегированных и ответственных отношений выделена политика Италии в отношении Ливии. Аналитики прогнозируют более активную итальянскую внешнюю политику, как в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС *39, так и двустороннюю, в направлении Сирии, Турции, Ирана, Кипра.

Что касается совершенствования правовой системы, то прогнозируется дальнейшая работа над приведением итальянского права к международным нормам, к примеру, в части деятельности Европейского суда по правам человека *40. До сих пор миграционная политика занимала второстепенное место в деятельности правительства, которое через Брюссель будет обязано более настойчиво лоббировать собственные интересы относительно патрулирования морских границ. Правительство должно добиваться на уровне ЕС «ренационализации» европейской политики в области миграции и мобильности *41.

Аналитики выражают озабоченность сохраняющимся торговым дисбалансом в отношениях с Китаем. Новым объектом озабоченности Рима становится усиление китайского влияния в Центральной и Восточной Европе, которое затрагивает непосредственные итальянские интересы.

Что касается роли Италии в глобальном управлении, то аналитики отмечают устойчивое стремление ее руководства находиться в «головной группе». Фундаментальным для страны является последовательность ее поведения и соблюдение взятых на себя многочисленных обязательств в рамках глобальных инициатив.

Эксперты полагают, что новые международные вызовы и угрозы, изменения в военно-теоретической и в военно-технических областях делают необходимым внесение изменений в концепцию обороны и безопасности. Основы итальянской политики в области безопасности и обороны были изложены в «Белой книге», которая не обновлялась с 2002 года *42. В связи с этим предлагаемые изменения должны затронуть «национальную модель интервенций», в т.ч. вписанную в международное право, которая до сих пор прикрывается неубедительными концепциями «миротворческих операций», «ползучих операций» (mission creeping), «принуждение к миру» (peace enforcing) *43.

В декабре 2012 года в библиотеке Сената была представлена коллективная монография под названием «Использование силы и легитимная оборона в современном международном праве» под редакцией известных специалистов в области международного права А.Ланчотти и А.Танци *44. Исследование имеет важный практический интерес для совершенствования международно-правовых вопросов в связи с современными военными вызовами.

Основные направления военно-технического развития итальянских вооруженных сил обоснованы в документе «Новая стратегическая концепция» Генерального штаба обороны, принятом в 2005 году *45. В ее основу положено достижение технологического превосходства над условным противником, прежде всего, в области «сетевых войн» и внедрения операционных систем ведения войны (NCW/NEC) *46.

В 2010 году министерство обороны подписало контракт с компанией SELEX Sistemi Integrati, входящей в концерн Finmeccanica, о поставках итальянским вооруженным силам цифровых систем в рамках проекта Forza NEC (Network Enabled Capability) *47. Программа рассчитана на 25 лет и ее общая стоимость составляет 22 миллиарда евро *48. Амбициозная военная программа бросает вызов национальной промышленности, без технологического переоснащения которой и инновационных логистических решений, план невыполним *49.

Критически оценивают аналитики место Италии на международных рынках инвестиций, указывая на недостаточную политическую поддержку «интернационализации» итальянского бизнеса и инвестиций государством. Ситуация начала меняться к лучшему в 2013 году. Основным промоутером «интернационализации» стало министерство иностранных дел. По поручению главы правительства оно разработало в конце 2013 года совместно с министерством экономики проект закона «Предназначение Италии» (Destinazione Italia), который 21 февраля 2014 года был подписан президентом республики Дж. Наполитано *50. Лейтмотив документа – «Италия может получить большие преимущества от глобализации», «Открыться глобализации не означает только продвигать Италию в мир, экспортируя наши товары и инвестируя в новые рынки, но означает также продвигать мир в Италию». На правительственном портале открыт специальный сайт, цель которого - пропаганда и продвижение основных положений закона, установлена «прямая линия» *51.

Основные направления Закона можно обобщить следующим образом: государственная поддержка предприятий, находящихся в стадии пуска или уже работающих в инновационных областях; выделение фондов для внедрения цифровых технологий на малых и средних предприятиях и переподготовки персонала; выделение специальных фондов, кредитов или предоставление налоговых льгот тем предприятиям, которые инвестируют в инновации; создание условий для стимулирования развития возобновляемой энергетики; предоставление фондов для выкупа самими работниками кризисных предприятий и создание ими кооперативов. И даже такие своеобразные пункты, как запрет повышать акцизы на пиво и предоставление студентам 19% скидки на приобретение книг *52.

Естественно, итальянские аналитики поднимают вопрос относительно энергетической зависимости Италии от поставок газа из России. Украинские события усилили дискуссии о поиске альтернативных источников. Определенные надежды на ослабление этой зависимости они возлагают на Транс-Адриатический газопровод (Tap), по которому газ из Азербайджана будет поступать в Пулью, одну из слаборазвитых итальянских областей.

Институт международных отношений (IAI) провел в течение двух лет с десяток конференций и выпустил примерно столько же аналитических материалов, обращенных непосредственно к энергетической и политической ситуации в Азербайджане и его связям с ЕС. Реализация проекта Транс-Адриатического газопровода рассматривается как «важнейший успех внешней политики» Италии. Аналитики отмечают, что установление нового энергетического коридора является не конечным пунктом прибытия, но основой сотрудничества, которое распространяется за пределы Каспийского моря и Турции, на Северную Африку и Восточное Средиземноморье, где существуют новые энергетические возможности, включая Кипр, Израиль, Ливан. В целях обеспечения энергетической безопасности Италия должна расширять сотрудничество с Ираном. В рамках ЕС итальянское правительство должно активно улучшать европейское управление энергетикой, развитие механизмов солидарной политики ЕС в случае возникновения осложнений с поставщиками энергоресурсов *53.

29 апреля 2014 года ИМО (IAI) опубликовал аналитический доклад под названием «Южный газовый коридор: Линия жизни для Европы?» *54. По заказу ИМО доклад подготовил директор американского Евразийского центра Д.Коранаи *55. Его основной тезис сводится к тому, что украинский кризис должен подвигнуть ЕС к ускоренной разработке альтернативных каналов доступа к энергоресурсам, включая регион Каспия и Центральной Азии. По мнению Д. Коронаи, главным вызовом проекту Южного газового коридора может стать высокий потенциал конфликтности в Центральной Азии и на Кавказе, вызванный нерешенностью нагорно-карабахской проблемы, конкуренцией с Китаем и большими возможностями у России при желании дезорганизовать регионы по украинскому образцу *56.

В конце марта 2014 года европейские лидеры обсудили вопрос о сокращении энергозависимости от России и поручили Европейской Комиссии разработать до конца июня 2014 года конкретный план мероприятий.

Приглашение американского эксперта ничуть не умаляет высокий уровень кавказских и турецких исследований, осуществляемых итальянскими специалистами. В этом я убедился, участвуя в декабре 2013 года в конференции в Университете Триеста (Гориция) совместно с Ф. Л. Грасси из Римского университета «Ла Сапиенца» и М. Ди Лиддио, представлявшего Центр международных исследований (Ce.S.I). Оценивая последствия охлаждения отношений между Россией и ЕС, М. Ди Лиддио обращает внимание на «главные риски, связанные с возможностью прерывания поставок газа в Европу». Он призывает использовать имеющиеся дипломатические инструменты для нормализации обстановки в связи с украинским кризисом *57. Выступая 17 апреля 2014 года по Radio Citta ", М. Ди Лиддио обратил внимание на естественное происхождение пророссийских движений в Восточной Украине, отметив, что федерализация Украины находится в русле намерений Москвы сдержать вступление западного соседа в европейские структуры. Присоединение Крыма он увязал с усилением военно-геополитической роли России в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Подведем итоги. Никто из аналитиков не ставит под сомнение базовую внешнеполитическую константу, а именно «участие в Атлантическом союзе и взятые на себя обязательства Сообщества» (Дж. Наполитано).

Вместе с тем, как отмечается в одном из аналитических докладов, Римом «традиционно индивидуализируются три различные модели реализации итальянской внешней политики: а. Ассиметричный союз; б. Двусторонняя автономия; в. Активная многосторонность». Авторы доклада считают прагматичным использование во внешней политике т.н. центростремительного «левантийского подхода». «В действительности, представляется, что итальянская внешняя политика движется по определенному кругу между тремя точками, удаляясь от той или другой, она меняет свои характеристики» *58.

Внешнеполитическая программа, увязанная с экономическими, миграционными, военными вопросами была сформирована до прихода М. Ренци к власти. Италия открыто артикулирует и отстаивает свои внешнеполитические интересы в Средиземноморье и на Балканах. Обеспечение энергетической, миграционной и международной безопасности определяют ее восточный вектор политики, от Ближнего Востока до Центральной Азии.

Исходя из этого, эксперты формулируют две основные внешнеполитические задачи для Италии. Первая: последовательно реализуя внутренние реформы, восстановить международное доверие к Италии. Вторая сводится к обновлению общей внешнеполитической стратегии, учитывающей новые европейские и международные вызовы. Прежде всего, речь идет о существенном пересмотре миграционной и оборонительной политики. В обмен на реализацию конкретных реформ Италия рассчитывает на налоговые послабления со стороны Брюсселя.

Можно прогнозировать, что период предстоящего председательства Италии в ЕС будет использован дипломатией Рима для достижения обозначенных целей. Одну из них подчеркнула министр иностранных дел Ф. Могерини 8 мая 2014 года. «В предстоящие недели председательства Италии в июле я совершу поездку во все столицы Западных Балкан, чтобы подать конкретный сигнал наших обязательств, которые будут не только итальянскими, но и всего ЕС» *59. В первые майские дни глава МИД выразила свою позицию по ситуации в Ливии, Египте, Украине, на Ближнем Востоке.

Италия была и остается важным актором современной мировой политики, активно участвующим в коллективном обеспечении международной безопасности и использующим международную конъюнктуру для обеспечения собственных интересов.

Валерий МИХАЙЛЕНКО,
Уральский федеральный университет

*4 Napolitano G. L" Italia e la politica internazionale// Affari Esteri. Autunno 2013, N 172, p. 465. Речь Президента Республики Джорджо Наполитано в Милане 16 февраля 2013 года в Институте исследований мировой политики (ISPI).

*5 Istituto Affari Internazionali (IAI) – основан в 1965 году по инициативе А. Спинелли, политика, одного из теоретиков европейского единства.

*6 Istituto di Studi Politici Internazionali (ISPI) – основан в 1933 г. в Милане, один из старейших в Италии центров изучения мировой политики.

*7 Centro Alti Studi per la Difesa (CASD) – структура при Генеральном штабе обороны Италии.

*8 Centro Studi di Politica Internazionale (CESPI) – основан в 1985 г. как независимый центр, занимающийся вопросами внешней политики и международных отношений. Ориентирован на сотрудничество с МИД Италии.

*9 Centro Studi Internazionali (Ce.S.I.) – основан в 2004 году Андреа Марджеллетти, который является советником министра обороны Италии и одним из ведущих экспертов в области анализа международной политики.

*10 Scegliere per contare. Sintesi e raccomandazioni del Rapporto sulla politica estera italiana edizione 2014/ a cura dell"Istituto Affari Internazionali (IAI). Documenti IAI 14 | 06 - Aprile 2014.

*11 Roberto Aliboni, Giovanni Andornino, Lorenzo Bini Smaghi, Gianni Bonvicini, Vincenzo Camporini, Silvia Colombo, Federica Di Camillo, Ettore Greco, Alessandro Marrone, Ferdinando Nelli Feroci, Ferruccio Pastore, Nicoletta Pirozzi, Andrea Renda, Natalino Ronzitti, Nicolo Sartori, Stefano Silvestri, Nathalie Tocci.

*12 До 2009 года назывался «Италия и международная политика» (L " Italia e la politica internazionale).

Впервые был предоставлен статус страны-гостя. По этому случаю в Санкт-Петербург приехала представительная делегация итальянских предпринимателей во главе с премьер-министром М.Ренци. Как вы оцениваете результаты форума, и как они повлияют на отношения между нашими странами? Что вы в целом можете сказать о нынешнем состоянии отношений между Россией и Италией?

Ответ : Результаты ПМЭФ я оцениваю исключительно положительно. На этот раз Италия имела статус главного гостя ПМЭФ. За всю двадцатилетнюю историю форума впервые был организован национальный павильон - итальянский, который знакомил с экономическими достижениями страны. С премьер-министром М.Ренци в Санкт-Петербург приехала весьма представительная делегация итальянского бизнеса, может быть, самая представительная из всех сопровождавших М.Ренци в зарубежных поездках. По итогам состоявшихся встреч и переговоров был подписан, в том числе в присутствии высших руководителей двух стран, ряд крупных коммерческих и инвестиционных соглашений и контрактов на общую сумму 1,3 миллиарда евро.

Возвращаясь к вашему вопросу об оценке нынешнего состояния между Россией и Италии, скажу, что, несмотря на общее ухудшение климата в отношениях между Россией и и действующий санкционный режим, наше взаимодействие с Италией развивается в целом на стабильной и устойчивой основе. Определяющим здесь является учет национальных интересов, которые, я уверен, и в России, и в Италии совпадают, созвучны или параллельны. Добавьте к этому глубокие исторические корни российско-итальянского взаимодействия, культурную общность, взаимные межчеловеческие симпатии. В целом, мы исходим из того, что в Италии существует консенсус основных политических сил, независимо от партийной принадлежности, относительно важности сохранения традиционно высокого уровня взаимодействия с Россией.

Вопрос : Многие политические силы в Италии считают антироссийские санкции бессмысленными и контрпродуктивными. Правда, говорить об этом предпочитает оппозиция. Только что группа депутатов от оппозиционного «Движения 5 звезд» призвала премьера М.Ренци сдержать слово, данное в Санкт-Петербурге, где он заявил, что Италия будет настаивать, чтобы санкции не продлевались автоматически. Оппозиционеры требуют обсудить вопрос о санкциях против России в парламенте Италии. Могут ли, на ваш взгляд, такого рода инициативы повлиять на позицию официального Рима и всего Евросоюза?

Ответ : Такого рода инициативы, безусловно, являются отражением, определенным срезом общественных настроений. Любое ответственное правительство не может с этим не считаться. В вашем вопросе вы отметили «Движение 5 звезд». Но по существу такой же позиции придерживаются и другие авторитетные итальянские партии, такие как «Вперед, Италия», «Лига Севера», «Братья Италии - Национальный альянс», а также бывшие председатели совета министров Италии С.Берлускони и Р.Проди. Отмечу и принятые в последнее время резолюции в пользу преодоления санкций ЕС против России на местах, в некоторых областных законодательных собраниях Италии. Однозначна в этом смысле позиция бизнес-сообщества Италии, ведь экономический ущерб от санкций для него особенно очевиден и чувствителен. Италия находится на втором месте в ЕС после по объему потерь от ограничений сотрудничества с Россией.

Что касается позиций итальянского правительства и его премьера, то, как и было заявлено в Санкт-Петербурге, Италия в рамках Евросоюза настаивает, чтобы санкции в отношении России не продлевались автоматически. В то же время надо исходить из реальности: Италия является членом Евросоюза и , на нее распространяются требования блоковой дисциплины и евроатлантической солидарности. Однако понятно, что руководство Италии стремится пройти нынешний сложный этап в отношениях между Россией и Евросоюзом с наименьшими для себя потерями, не утратив многого из того, что было достигнуто за долгие годы продуктивного двустороннего сотрудничества. Поездка премьер-министра Ренци в Санкт-Петербург, проведенные там переговоры с президентом России Владимиром Путиным - несомненно, проявление такого стремления.

Вопрос : Несмотря на взаимные санкции, сотрудничество между Россией и Западом по целому ряду международных проблем продолжается, прежде всего, это касается и урегулирования . Какова в этом отношении позиция Италии? И отличается ли она от позиций ее союзников?

Ответ : В Риме, как и мы, выступают за бескомпромиссный подход к искоренению терроризма, против деления террористов на «плохих» и «не очень». У итальянских коллег нет сомнений, что международный терроризм - общая угроза и эффективно противодействовать ей можно только сообща.

Именно на основе этой обоюдной убежденности наши страны договорились о создании нового двустороннего механизма сотрудничества - российско-итальянской рабочей группы по новым вызовам и угрозам. Ведем дело к тому, чтобы созвать первое заседание группы до конца текущего года. С обеих сторон в нее войдут не только высокопоставленные дипломаты, но и представители компетентных ведомств, непосредственно выполняющих антитеррористические задачи.

Согласитесь, готовность работать в рамках такой группы выгодно отличает позицию Италии от некоторых других наших западных партнеров, пока не расположенных к подлинному сотрудничеству на базе российского предложения о создании широкого международного антитеррористического фронта.

Что касается ряда других ключевых международных проблем, то итальянская сторона последовательно и на всех уровнях проводит линию на поддержание диалога с Россией, в том числе по проблематике , и во многих других кризисных очагах. Мы, разумеется, ценим и поддерживаем такую линию итальянских партнеров.

14 июля 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась дискуссия с участием экспертов Валдайского клуба и европейского аналитического центра «Европейская сеть лидеров» (Лондон), посвященная перспективам сотрудничества России и ЕС.

Иран выходит из-под санкций: перспективы нефтяного рынка

В ходе приуроченного к отмене санкций визита президента Ирана в Европу складывалось впечатление, что европейцы и персы наконец нашли друг друга. В общем-то этому роману мало что может помешать, так что теперь наши компании столкнутся на иранском рынке с конкуренцией куда более острой, чем прежде.

Маркедонов: Нормализации отношений ЕС с Россией в 2016 году не будет

Минувший год запомнился продолжением и расширением кризиса в международных отношениях и новыми вызовами для безопасности в Европе. К уже существующим очагам напряжённости в Сирии и на Украине добавилась проблема беженцев в Европе, резкое усиление террористической угрозы и российско-турецкий конфликт. О вызовах международной безопасности на Украине, Южном Кавказе и Ближнем Востоке и возможностях их преодоления в 2016 году рассказал Сергей Маркедонов.

Рейтинг главных событий внешней политики России в декабре 2015 года

Окончание года для российской дипломатии было непростым. В декабре в полной мере проявилась тенденция общего роста напряженности и готовность России жестко реагировать на растущие вызовы международной политики. Вместе с тем не осталось проблем, по которым заведомо отсутствуют шансы достичь согласия. Москва шлет сигналы партнерам о готовности к переговорному процессу по всему спектру международных проблем.

Антироссийские санкции ЕС и позиция Италии как важнейший прецедент

С каждым месяцем все больше европейцев осознают ненормальность этой ситуации, понимают, что конфликт с Россией пора заканчивать из-за его бессмысленности и бесперспективности. Многие из них боялись высказывать эту позицию открыто, опасаясь обвинений в подрыве европейской солидарности, и с этой точки зрения поведение Италии создает важнейший прецедент.

Дайджест внешней политики России за неделю (7-14 декабря)

На прошлой неделе российский министр иностранных дел России Сергей Лавров совершил визит в Италию. Накануне визита стало известно, что Рим затормозит решение о продлении санкций ЕС против России. Между тем, вопрос об отказе Украины от погашения долга России получил продолжение и стало ясно, что компромисс в этом году практически недостижим. И, конечно же, важным событием стало изменение российского законодательства, которое теперь предписывает приоритет национального права над международным.

Миграционный кризис в повестке дня Евросоюза

Страны ЕС, не попавшие под прямой удар миграционного кризиса, не видят смысла в унификации миграционной политики, которая подразумевает передачу значительных полномочий Брюсселю. Пока еврозону лихорадит от финансовых проблем Греции, расходы на обеспечение внешней политики и ее последствий для них - непозволительная роскошь. Реагирование в режиме ad hoc дает больше пространства для маневра.

Ближневосточное досье: Алжир и Ливия в мае 2015

Главным пунктом повестки дня для Алжира и Ливии остаются проблемы безопасности, связанные с ливийским кризисом и деятельностью ИГИЛ и Аль-Каиды. Алжир настойчиво позиционирует себя как государство, способное самостоятельно справляться с вызовами, угрожающими стране. Между тем, в ливийском кризисе наметилась новая тенденция: на фоне нерегулируемого потока беженцев из Ливии в страны южной Европы, Италия выразила готовность сотрудничать с «нелегитимным» правительством Триполи в сфере безопасности.



gastroguru © 2017