Каким должен быть режим дня для ребенка. Правильный режим дня школьника, его обоснование и неукоснительное соблюдение Плюсы соблюдения распорядка

Организм восьмилетнего ребенка еще достаточно хрупок. В этом возрасте он выдерживает большие нагрузки в школе. Поэтому быстро утомляется. Если правильно организовать его день, то малыш меньше будет болеть, лучше учиться и развиваться. Кроме того, именно в этот период активно формируется сила воли человека. А режим дня помогает ее выработать.

Как составить ребенку режим дня

При составлении режима дня необходимо учесть такие важные моменты, как возраст ребенка, который соответствует первому-второму классу младшей школы; отдаленность местонахождения школы от дома; занятость школьника в кружках; индивидуальные особенности здоровья; время года. Немаловажно правильно распределить отдых и активность таким образом, чтобы не переутомить отпрыска.
Важно знать, что сразу после уроков малышу необходимо отдохнуть прежде, чем он приступит к выполнению домашних заданий. Отдых может быть в виде посещения кружков, секций по интересам или прогулки на свежем воздухе. В любом случае к урокам надо приступать не ранее, чем 3-4 часа после школы. Иногда ребенок в младших классах еще нуждается в дневном сне после обеда в течение 1-2 часов. Особенно это касается болезненных детей.

Питание

Младшему школьнику полезно питаться в определенное время не менее 5 раз в день. Это завтрак, обед, полдник, ужин и легкий перекус за час до сна. Польза режима приема пищи состоит в том, что у человека образуется желудочный сок в одни и те же часы. От этого улучшаются аппетит и переваривание желудком пищи. В целом это благоприятно сказывается на самочувствии и здоровье органов пищеварения малыша.

Сон

Специалистами установлено, что ребенок 8-9 лет должен спать не менее 11 часов. Оттого важно уделить внимание тому, чтобы он вовремя ложился спать. При этом лучше, если за 2 часа до сна он побудет на улице или поиграет в спокойные игры. Ежевечерние гигиенические процедуры — чистка зубов, теплый душ настраивают на спокойный сон. После здорового ночного отдыха и вставать утром ребенку будет легко.

Физкультура

Утром необходимо приучить школьника делать зарядку. Идеально, если это будут составленные для него упражнения на все мышцы тела. Зарядка улучшает кровообращение организма, помогает маленькому человеку ощущать себя здоровым, бодрым и жизнерадостным. Ребенку 8-9 лет для правильного роста и развития необходимо много двигаться. Поэтому ему рекомендуется посещать спортивную секцию или регулярно играть в подвижные игры со сверстниками, кататься на коньках, велосипеде, скейте и т.д.

Труд

Педагогами давно доказано, что труд дисциплинирует человека, развивает его силу воли. Вследствие этого желательно, чтобы у каждого школьника были свои небольшие домашние обязанности, не говоря уже о развитых навыках самообслуживания: заправка постели; уборка игрушек, рабочего пространства на столе, мытье посуды за собой.

Домашние задания

Домашние задания школьник первых классов должен выполнять не более 1-1,5 часа. Надо приучить малыша сразу выкладывать на стол учебники и тетради на следующий день. И приступать к урокам, начиная с трудных предметов, а заканчивая легкими и интересными предметами. При этом по мере выполнения уроков надо сразу убирать учебники в портфель.

Свободное время ребенка

В свободное время ребенок может быть занят в кружках по интересам, полезными делами, спортом, играми, творчеством, чтением. Но надо оставлять и совершенно свободное от всего время на размышления и «ничегонеделанье», когда малыш желает просто побыть наедине с собой. Психологами доказано, что для его правильного развития это необходимо. За компьютером или просмотром телевизора ребенку можно проводить не более 40-60 мин, чтобы не портилось зрение и осанка.

Ещё больше полезных советов на нашем
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Post Views: 206

Режим дня школьника

AD EXEMPLUM

по образцу

Что необходимо знать?

  1. Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток .
  2. Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.
  3. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма .

Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов .

Второй подъём в 16 - 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Основные элементы режима дня школьника

  1. Учебные занятия в школе и дома
  2. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
  3. Регулярное и достаточное питание
  4. Физиологически полноценный сон
  5. Свободная деятельность по индивидуальному выбору.

! При организации режима следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении.

В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.

Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.

В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Утренняя зарядка

Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.

Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно воздействуют на нервную систему.

! Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания , затем упражнения для рук и плечевого пояса , затем туловища и ног . Заканчивают зарядку прыжками и бегом , после чего делают успокаивающее дыхание . Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут . Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе . Лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки, повышается эмоциональный тонус.

Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от ваших склонностей.

Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах.

Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа.

! Ч ем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице .

Водные процедуры

После утренней зарядкивас ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ .

Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой.

Наиболее слабой водной процедурой являются обтирания, поэтому с них и нужно начинать проведение водных процедур.

Завтрак

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка.

Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не нужно во время еды читать книги и разговаривать.

Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30.

Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

После школы, отдых

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть . Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.

Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность.

Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим .

Наилучшим активным отдыхомявляется подвижная деятельность, особенно на воздухе. Свежий, чистый воздух укрепляет организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.

Лучшими видами подвижной деятельности являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе , включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов, для старших - не менее 2-2,5 часов .

В режиме дня следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1-1,5 часа, а старшим - 1,5-2,5 часа .

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Домашнее задание

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа .

При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными.

! Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается. Тотчас же после школы домашнее задание готовить нельзя! В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается.

! Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

! Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше,чем с 16-17 часов. При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо бы сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио.

Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.

В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться.

Занятия по интересам

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).

! Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю . Л учшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам.

! Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

Примерная схема режима дня школьников первой смены (начало занятий в 8 ч 30 мин)

Вид занятий и отдыха

Возраст школьников

7-9 лет

10 лет

11-13 лет

14-17 лет

Подъём

7.00

7.00

7.00

7.00

Утренняя зарядка

Водные процедуры

Уборка постели, туалет

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

Утренний завтрак

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

Дорога в школу

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

Занятия в школе

8.30–12.30

8.30–13.30

8.30–14.00

8.30–14.30

Горячий завтрак в школе

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

Обед

13.00-13.30

14.00-14.30

14.30-15.00

15.00-15.30

Послеобеденный

сон или отдых

13.30-14.30

Прогулка

Игры и спортивные

занятия на воздухе

14.30-16.00

14.30-17.00

15.00-17.00

15.30-17.00

Полдник

16.00-16.15

17.00-17.15

17.00-17.15

17.00-17.15

Приготовление

домашних заданий

16.15-17.30

17.15-19.30

17.15-19.30

17.15-20.00

Прогулка

на свежем воздухе

17.30-19.00

Ужин и свободные

занятия (чтение,

музыкальные занятия,

ручной труд, помощь

семье, занятия

иностранным языком и пр.)

19.00-20.00

19.30-20.30

19.30-21.00

Для 14-15 лет:

20.00-21.30

Для 16-17 лет:

20.00-22.00

Приготовление ко сну

(чистка одежды, обуви,

гигиенические

процедуры)

20.00-20.30

20.30-21.00

21.00-21.30

22.00-22.30

Сон

20.30-7.00

21.00-7.00

21.30-7.00

Для 14-15 лет:

22.00-7.00

Для 16-17 лет:

22.30-7.00

! В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.

! Отдых должен быть активным - поход в лес, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, сбор материала для коллекций, разнообразные подвижные игры, купание. Полезен также посильный физический труд на воздухе, в саду, огороде.

! Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.

Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)

Возраст,

лет

Учебные

занятия

дома

Спорт

Игры

Прогулки

Чтение

Занятия

в кружках

Помощь

семье

Приём

пищи

Туалет

Зарядка

Ночной

сон

7

1

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

8

1 -1,5

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

9

1,5 - 2

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

10

2 – 2,5

3,5

2,5

2,5

10,5 -10

11

2 – 2,5

3

2,5

2,5

10 – 9,5

12

2,5 - 3

3

2,5

2,5

9,5 - 9

13

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

14

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

15

3 - 4

2,5

2

2

9 -8,5

16

3 - 4

2,5

2

2

8 - 8,5

Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.

Заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом растущего организма.

Родители обязаны организовать для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость.

Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т.д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.

Составляя школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь - Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.

Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста - учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).

Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 - 8.30 утра. После их выполнения - прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.

Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.

Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) - от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.

Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.

Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.

Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего - в 22.00 - 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.

Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 30 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. - завтрак;
с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. - школьные занятия;
с 12. 30 мин. до 13 ч. - время на дорогу из школы;
с 13 ч. до 13. 30 мин. - обед;
с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. - сон или отдых;
с 14. 30 мин. до 16 ч. - игры на воздухе или прогулка;
с 16 ч. до 16. 15 мин. - полдник;
с 16. 15 мин. до 18 ч.- работа над домашними заданиями;
с 18 ч. до 19 ч. - на воздухе;
с 19 ч. до 19. 30 мин. - ужин;
с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. - занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);
с 20. 30 мин. до 21 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 21 ч. - сон.

Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 15 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. - завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. - работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. - деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. - второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. - прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. - обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. - школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. - прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. - ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. - занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. - сон.

Во время школьных каникул и родительских отпусков дети отвыкают от привычного распорядка дня. Какой режим отдыха оптимален для ребенка летом, как сделать так, чтобы каникулы действительно пошли на пользу и до какой степени можно позволить ребенку расслабиться, разбираем в этом материале.

Распорядок дня

Каникулы и масса свободного времени вовсе не означают, что ребенок должен быть предоставлен себе самому и может делать все, что придет в голову. Четкий режим необходим ребенку всегда, пусть даже на время каникул он будет более щадящим. Время отхода ко сыну можно сдвинуть на час-полтора в зависимости от возраста (но крайне желательно, чтобы ребёнок ложился не позднее одиннадцати вечера). От ранних утренних подъемов по будильнику ребенка тоже желательно избавить, хотя, конечно, многие детки сами по себе жаворонки и рано встают даже на каникулах, чтобы побольше успеть. Норма сна для дошкольников и школьников - 9-10 часов, если спать дольше, появятся вялость, разбитость, да и времени на игры и прочие радости останется меньше, так что не бойтесь будить ребенка после 9 утра.

Летний режим также обязательно включает все привычные гигиенические процедуры, утреннюю зарядку (перед школой или садиком на нее часто не остается времени), две прогулки - до обеда и вечером, и обеденный сон или отдых (в зависимости от возраста).

Питание

Да, летом почти все дети едят мало, и все, что вам остается - смириться с этим и скорректировать меню. Минимум жареного, мясного и горячих супов, максимум ягод, овощей, фруктов, компотов и молочных продуктов. Не паникуйте, если ребенок ничего не ест, не заставляйте его насильно и не соблазняйте его фастфудом, ведерком мороженого и другими обычно запретными, но зато сытными по вашему мнению продуктами - ничего, кроме вреда со всех сторон, это не принесет.

Летний досуг

Поездка с родителями на море, лагерь или бабушка в деревне? Конечно, все эти варианты для ребенка более предпочтительны, чем лето в четырех стенах квартиры. Учтите, однако, что отпуск за пределами привычной широты (за границей или на отечественном юге) нельзя назвать в полном смысле отдыхом для ребенка - дорога и смена климата может стать для его организма стрессом, сводящим на нет весь оздоровительный эффект морского воздуха. Если есть возможность, отправляйтесь за пределы родного города минимум на месяц - тогда организм успеет привыкнуть к новым условиям и отдых действительно пойдет ребенку на пользу.

Дача, деревня, турбаза за Волгой - оптимальные для ребенка варианты летнего досуга. Много свежего воздуха, привычные или более натуральные продукты, новые друзья, подвижные игры - никакое море в Турции с аниматорами ребенку этого не заменят.

Что же касается лагерей, ситуация здесь двоякая. Обычные и знакомые нам с детства загородные лагеря со сменами, кострами и вожатыми - вариант неплохой, если ваш ребенок морально готов расстаться с вами и видеться только в «родительские дни». Согласитесь, для шестилетнего малыша (а именно с этого возраста многие лагеря готовы брать детей) разлука с родителями может стать немалым стрессом, а лет с 10-11 дети только рады будут такой самостоятельности. А вот так называемые «лагеря дневного пребывания» в черте города - по сути, просто шанс пристроить ребенка хоть куда-нибудь. Программы в них могут быть насыщенными и интересными, но основной задачи - пребывание на свежем воздухе и отдых - они не решают.

Полезные занятия

Кроме бесконечных игр и беготни, в летний режим дня ребенка должны обязательно входить творческие занятия - рисование, лепка и т.п. Если ребенок отказывается сидеть на одном месте, предложите ему выйти с альбомом на пленэр в ближайший парк, раскрасить собранные на прогулке камушки, собрать гербарий или вместе создать летний фотоальбом. Не стоит забывать и про учебные занятия - чтению, письму, математике и прочим полезным дисциплинам ребенок, начиная с 5 лет, должен уделять хотя бы полчаса даже на каникулах.

Детям 7-8 лет и старше на летних каникулах можно делегировать часть домашних дел. Это дисциплинирует и, как правило, делает ребенка более взрослым в его собственных глазах. Начать можно с ухода за домашними питомцами или помощи бабушке на грядках. Не забывайте благодарить юного помощника и отмечать, как хорошо у него получается то или иное дело.

Возвращаемся к привычному

Самый большой минус лета - то, что оно обязательно заканчивается. Чтобы возвращение к будням не стало для ребенка слишком большим стрессом, потихоньку возвращать его к обычному режиму нужно уже с середины августа. Каждый день сдвигайте время отхода ко сну и пробуждения на 10 минут, плавно увеличивайте время, уделяемое творчеству и учебным занятиям. Если ребенок еще слишком мал и бунтует против «закручивания гаек», обязательно проговаривайте и объясняйте происходящее. Хорошим решением могут быть активные параллельные приготовления к школе или переходу в новую группу в детском саду - вы можете вместе спланировать покупку новой одежды или игрушки для сада, выбрать новые школьные принадлежности, сделать в комнате небольшую перестановку. В этом случае ребенок проще смирится с окончанием каникул и изменением летнего режима и будет с нетерпением ждать сентября.

Татьяна Выводнова

Питание младших школьников определяет их предрасположенность к заболеваниям и в целом успешность на много лет вперед. Этот фактор медики обозначают как решающий при формировании детского организма.

В целом в 8 лет мальчики и девочки уже питаются не какими-то особенными блюдами, а теми, что родители готовят на всю семью. Пищеварительная система к этому возрасту считается уже сформированной, плюс – наличие зубов. Это позволяет есть взрослую пищу.

Правильный распорядок закладывает у школьника 8 лет дисциплину относительно регулярности питания. Именно в этом возрасте формируются важные навыки на всю жизнь. В случае успеха и диету в будущем соблюдать не придется, и вес всегда будет в норме.

Ваше чадо должно усвоить для себя основные правила:

  • наедаться на ночь – жить в будущем на диете;
  • крекеры, сухарики и чипсы нельзя считать полноценной едой, это плохие, вредные продукты;
  • приемы пищи должны быть регулярными.

Дисциплина в еде способствует эффективному усваиванию питательных веществ из разнообразных продуктов. Важно запустить рефлекторный алгоритм активности детской пищеварительной системы по часам.

Родителям стоит усвоить базовые закономерности относительно здорового питания своих детей.

Суточное меню школьника младших классов должно быть разбито хотя бы на 4 приема пищи. Между каждым из них нельзя допускать слишком больших промежутков, в противном случае возрастает риск резкого ухудшения здоровья. Особенно это касается восьмилеток, ведущих активный образ жизни, и тех, кто посещает много внеклассных занятий.

Например, еды юному хоккеисту, затрачивающему много сил на тренировках, требуется больше, чем девочке, занимающейся рисованием. Для маленьких спортсменов существуют особые диеты, которых рекомендуется придерживаться.

Составляем меню

Детский рацион должен быть продуманным. Жиры обязательны – в виде сметаны, масла, мяса. Отдельно нужно сказать о рыбе, ведь она богата незаменимыми жирными кислотами, которые отлично влияют на мозговую деятельность.

Количество поступающего в организм с пищей белка для детей указанного возраста должно составлять около 60 % от общего объема пищи в сутки, но не более того. Белок содержится в молочных продуктах, яйцах, сыре, твороге, говядине и других продуктах животного происхождения. В 8-летнем возрасте молочные зубы у ребенка меняются на коренные, поэтому ему не составляет особого труда пережевывание кусочков мяса.

Объем употребления углеводов в сутки для школьника составляет не менее 300-400 г.

Когда ребенок в школе усваивает новый материал, а это происходит постоянно, на его глаза повышается нагрузка. Поэтому в меню необходимо вводить морковь, томаты, киви, абрикосы, цитрусовые и рыбий жир. Можно побаловать и .

Соленые, копченые и консервированные продукты следует строго дозировать, то же самое касается и сладостей. Вместо батончиков и печенья лучше положить ребенку в школу на перекус фрукты. Несмотря на всю очевидность данного совета, многие родители позволяют своему чаду гастрономические вольности, не задумываясь о последствиях.

Режим по часам

Если ваш сын или дочь занимается внешкольными занятиями, например ходит в спортивную секцию или в музыкальный кружок, необходимо предусматривать для него перекус – это может быть пакет сока и фрукты.

Суточная энергетическая ценность для восьмилетнего школьника должна составлять порядка 2350 ккал.

Режим питания детей 8 лет на будний день выглядит следующим образом (время примерное):

  • домашний завтрак – 7.30;
  • школьный завтрак –10.00;
  • горячий обед – 12.30;
  • полдник – 15.30;
  • ужин – 18.00;
  • легкий перекус – 20.00.

Питание в школе

Поскольку много времени ученики проводят на занятиях, в столовой школы должны подавать разнообразное и полноценное меню, которое меняется каждую неделю. На завтраках часто можно встретить манники, каши – то, что необходимо для активной умственной деятельности.

На обед, как правило, дают супы и салаты, а на второе – блюда из картофеля, рыбу, макароны, мясо, птицу и др. Рыба является важным продуктом в рационе любого школьника.

Высокую оценку детских диетологов заслужила , ведь она богата всеми полезными веществами, в которых нуждаются школьники. Морепродукты хорошо сказываются на умственном развитии детей самого разного возраста (не только 8-леток) и, главное, поддерживают стабильное состояние коры головного мозга, поэтому в рационе без них не обойтись. Главное – при приготовлении соблюдать правила гигиены и подвергать продукты тщательной тепловой обработке.

Современным родителям следует контролировать не только домашнее питание ребенка, но и школьное меню, поскольку в школе ваше чадо питается 5-6 дней в неделю. Но если по медицинским причинам ребенку прописана диета, общепит вам не подойдет.

На вечер

В промежутках между обедом и ужином ребенку разрешаются: творожок, йогурт, немного фруктов или сдобная булочка. Родителям важно ужинать вместе с ребенком, при этом меню может быть общим для всей семьи.

Вечером к столу подайте главное блюдо, а также компот или чай. Для детей употребление мясных продуктов на ужин крайне нежелательно. Лучше всего приготовить сырники из творога, потушить овощи и т. д.

Перед сном можно предложить йогурт, стаканчик молока или кефира. И не забывайте о твердых овощах и фруктах – они полезны для зубов и при этом не перегружают желудок.

В сбалансированном питании школьников младших классов ключевую позицию занимает животный белок, который можно получить из мяса крупного рогатого скота или птицы, а также рыбы. Для правильного и полноценного развития 8-летнего ребенка эти продукты просто необходимы. Но предпочтение следует отдавать постным сортам мяса и нежирной рыбе.

Оптимальные варианты термической обработки детских блюд – приготовление на пару, тушение и запекание в духовке. В этом плане ничего не изменилось со времен введения первого прикорма.

Если нарушать правила, предписанные педиатрами, можно спровоцировать у ребенка нарушение обмена веществ и, как следствие, – заболевания желудка и кишечника, проблемы с учебой, повышенную нервозность и избыточный вес.

Важным моментом в правильном детском питании является получение удовольствия от приема пищи. Нельзя заставлять, ребенок должен сам хотеть кушать.

Лучшим режимом питания считается тот, при котором пища поступает в желудок через определенные временные промежутки. Между приемами пищи должны быть интервалы: не менее 3 часов, и не более 5. В организме здорового школьника спустя 4 часа после очередной трапезы заканчивается переваривание ранее съеденной пищи и желудок пустеет.

Если ребенок питается правильно, то его вес в 8 лет должен составлять примерно 29 кг. Это относится и к мальчикам, и к девочкам. Понятно, что нельзя этот показатель применять ко всем без исключения, потому что соотношение роста и веса определяет еще и наследственность.

В наше время нередко можно столкнуться с проблемой лишнего веса у подрастающего поколения. При необходимости врач порекомендует специальную детскую диету, учитывающую физиологические особенности вашего ребенка, а также историю его болезней.



gastroguru © 2017