Елена Блаватская: «русская ведьма», которая обманула весь мир. Блаватская елена петровна, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Сергей / 8.09.2018 Блаватская Е.П. в комментариях не нуждается. Большое спасибо за книги

Заира / 1.07.2018 Она не раскрыла своих учителей и я не расскрою.Но она прошла всех курс обучения у Вознесенных.Она была и в инном измерении и училась там один день,но по нашему один год.Уникальная женщина.Была мила,и жемткая.но справедливая.Не терпела лжи в любом проявлении.Будь вечна Е.П.Блаватсая.Мира тебе ставшая Богинией!

Гость / 17.01.2018 Все гениальное в простом!!!Всем поклонникам Блаватской желаю истинного прозрения,духовного благополучия!Не забирайте головы ерундой!!!Есть много людей,который принесли настоящую пользу для нас,их жизнь стала подвигом,читайте их,интересуетесь живым,а не бредом!

Октопус / 25.10.2017 Люблю Блаватскую, никто даже близко не смог приблизиться к глубине ее мысли. Даниил Андреев упоминает, что Блаватская была титаном, также как и Лермонтов. Вот почему она так монументально отличается от большинства оккультистов. Это совершенной иной уровень. Титаны очень редко воплощаются в телах людей, так как давно уже прошли свой путь эволюции. Смешно читать критику Блаватской от невежд.

Владимир / 4.10.2017 Учиться отдавать главная задача человека и эта тонкая духовная мысль протекает во всех произведениях Блаватской Е П

azira / 28.07.2017 Почитайте " Две жизни" Антаровой можно встретить там Блаватскую, только имена другие.

Бугимен / 20.03.2017 Тетку подняли и ее же опустили... Новая религия не проконала... Рекомендую всем у кого много времени и длинная жизнь.

Айзере / 12.10.2016 Благодарю авторов этого сайта за возможность познакомиться с произведениями этой незаурядной женщины. ОГРОМНОЕ спасибо.

путник / 7.12.2015 Книги Е.П.Блаватской феномен для расширения сознания, труд плодами которого пользуются и долго будут еще для якобы своих собственных разработок, но лишь бы на пользу.

Элимир / 6.12.2015 Практика нужна, а так читать о том что, я чмо, мне не приятно... Спасибо за книги и низкий поклон Е. П. Блаватской.

ольга / 18.10.2015 лучше начинать с "Разоблаченной Изиды" далее "Ключ к Теософии" далее "Тайная Доктрина" говорю сразу тайная доктрина требует тишины и сосредоточения и не уставшей головы, если в метро или в дороге можно почитать "Письма из пещер и дебрей Индостана" и "Таинственные племена на голубых горах" из Рерихов обязательно Агни Йогу но ее все таки лучше начинать после Изиды. статьи Н.К.Рериха воспринимаются легко их хорошо читать когда мало времени или уставшая голова например в зале ожидания или в поезде или в шумном месте. так и материал усваивается и время используется

Гость / 11.08.2015 Великие книги! Благодарю авторов этого сайта за возможность познакомиться с произведениями этой незаурядной женщины.Отклики,подобные " Мара" выМАРАет время...

Андрей / 29.03.2015 Эти материалы могут быть несвоевременны для многих людей. Поверьте, это очень практичная информация. Но для возможности ею пользоваться нужно пройти подготовку. В Европе нет открытых школ для этого. Не читайте, если не идет. Пустое дело. Как описание работы сложных приборов для тех, кто ими не пользуется. Придет время для этой информации.

Денис Зверев / 8.03.2015 Бредятина!
Патологическая психопродукция - все опусы Блаватской!

Роза Осинцева / 7.03.2015 Снйчас очень много книг о духовных знаниях и нелегко разобраться, что тебе нужно, т.к. нет не все свободного времени.Но читатю и всегда буду читать Библию и книги Блаватской,т.к. именно они написаны не от человеческого ума, а от Духа, а значит истинны.

Писательница Елена Блаватская родилась 31 июля 1831 года в городе Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). У нее была знатная родословная. Ее предки были дипломатами и известными чиновниками. Двоюродный брат Елены - Сергей Юльевич Витте - занимал должность министра финансов Российской империи с 1892 по 1903 год.

Семья и детство

При рождении Елена Блаватская имела немецкую фамилию Ган, которая ей досталась от отца. Из-за того что он был военным, семье приходилось постоянно перемещаться по всей стране (Санкт-Петербург, Саратов, Одесса и т. д.). В 1848 году девушка была помолвлена с Никифором Блаватским - губернатором Эриванской губернии. Однако брак продлился недолго. Спустя несколько месяцев после свадьбы Елена Блаватская сбежала от мужа, после чего отправилась странствовать по всему миру. Первым пунктом ее путешествия стал Константинополь (Стамбул).

Елена Блаватская о России и своих детских годах на родине вспоминала с теплом. Семья обеспечивала ее всем необходимым, предоставив качественное образование.

Путешествия в юности

В турецкой столице девушка занималась тем, что выступала в цирке наездницей. Когда в результате несчастного случая она Елена решила перебраться в Лондон. Деньги у неё были: она и сама зарабатывала, и получала переводы, посылаемые ей отцом Петром Алексеевичем Ганом.

Поскольку Елена Блаватская не вела дневников, то ее судьба во время странствий отслеживается довольно нечетко. Многие ее биографы расходятся во мнении, где она успела побывать, а какие маршруты остались только в слухах.

Чаще всего исследователи упоминают, что в конце 40-х годов писательница отправилась в Египет. Причиной тому стали увлечения алхимией и масонством. Многие члены лож имели в своих библиотеках книги, обязательные для прочтения, среди которых были тома египетской «Книги мертвых», «Кодекса Назареев», «Мудрости Соломона» и т. д. Для масонов существовало два главных духовных центра - Египет и Индия. Именно с этими странами связаны многочисленные изыскания Блаватской, в том числе и «Разоблаченная Изида». Однако книги она напишет уже в преклонном возрасте. В молодости же девушка набиралась опыта и практических знаний, живя непосредственно в среде разных мировых культур.

Прибыв в Каир, Елена отправилась в пустыню Сахару, чтобы изучать Древнеегипетскую цивилизацию. Этот народ не имел ничего общего с арабами, которые уже несколько столетий властвовали на берегах Нила. Знания древних египтян распространялись на самые различные дисциплины - от математики до медицины. Именно они стали предметом скрупулезного изучения Елена Блаватской.

После Египта была Европа. Здесь она предалась искусству. В частности, девушка брала уроки игры на пианино у знаменитого богемского виртуоза Игнаца Мошелеса. Набравшись опыта, она даже давала публичные концерты в европейских столицах.

В 1851 году Елена Блаватская побыла в Лондоне. Там ей удалось впервые встретиться с настоящим индусом. Им был Махатма Мория. Правда, до сегодняшнего дня не найдено никаких доказательств существования этого человека. Возможно, он был иллюзией Блаватской, практиковавшей различные эзотерические и теософские обряды.

Так или иначе, Махатма Мория стал источником вдохновения для Елены. В 50-е годы она оказалась в Тибете, где изучала местный оккультизм. По разным оценкам исследователей, Елена Петровна Блаватская пробыла там около семи лет, периодически отправляясь в путешествия по другим частям света, в том числе и США.

Формирование теософского учения

Именно в эти годы сформировалось учение, которое исповедовала и пропагандировала в своих работах Елена Петровна Блаватская. Это была своеобразная форма теософии. Согласно ей, человеческая душа едина с божеством. Это означает, что в мире есть некие знания за пределами науки, которые доступны только избранным и просветленным. Это была форма религиозного синкретизма - помеси множества культур и мифов разных народов в одном учении. Это неудивительно, ведь Блаватская впитала в себя знания о многих странах, где она успела побывать в молодости.

Самое большое влияние на Елену оказала которая развивалась изолированно на протяжении многих тысячелетий. Также теософия Блаватской включала в себя буддизм и брахманизм, популярные среди В своем учении Елена использовала термины "карма" и "реинкарнация". Учение теософии повлияло на таких знаменитых людей, как Махатма Ганди, Николай Рерих и Василий Кандинский.

Тибет

В 50-е годы Россию периодически (так сказать, наездами) посещала Елена Блаватская. Биография женщины удивляла местную публику. Она проводила многолюдные ставшие популярными в Санкт-Петербурге. В начале 60-х женщина побывала на Кавказе, Ближнем Востоке и в Греции. Тогда же она попыталась впервые организовать общество последователей и единомышленников. В Каире она принялась за дело. Так появилось «Спиритическое общество». Однако оно просуществовало недолго, зато стало еще одним полезным опытом.

Далее последовало очередное длительное путешествие на Тибет - тогда Блаватская посетила Лаос и Каракорумские горы. Ей удалось побывать в закрытых монастырях, куда не ступала нога ни одного европейца. Зато таким гостем стала Елена Блаватская.

Книги женщины содержали много отсылок к культуре Тибета и жизни в буддистских храмах. Именно там были получены ценные материалы, вошедшие в издание «Голос безмолвия».

Знакомство с Генри Олкоттом

В 70-е годы Елена Блаватская, философия которой стала популярной, начала деятельность проповедника и духовного учителя. Тогда же она перебралась в США, где получила гражданство и прошла процедуру натурализации. Тогда же ее основным соратником становится Генри Стил Олкотт.

Это был юрист, получивший звание полковника во время Гражданской войны в США. Был назначен на должность специального уполномоченного военного министерства для расследования коррупции в компаниях, поставляющих боеприпасы. После войны стал успешным адвокатом и членом нью-йоркской коллегии, пользующейся авторитетом. Его специализация включала в себя налоги, пошлины и страхование имущества.

Знакомство Олкотта со спиритизмом произошло еще в 1844 году. Гораздо позже он познакомился с Еленой Блаватской, с которой отправился путешествовать по миру и преподавать. Также он помог ей начать писательскую карьеру, когда женщина принялась за рукописи «Разоблаченной Изиды».

Теософское общество

17 ноября 1875 года Елена Блаватская и Генри Олкотт основали Теософское общество. Его главной целью было желание объединить единомышленников по всему миру, вне зависимости от расы, пола, касты и веры. Для этого была организована деятельность по изучению и сравнению различных наук, религий и философских школ. Все это делалось для того, чтобы познать неизвестные человечеству законы природы и мироздания. Все эти цели были закреплены в уставе Теософского общества.

Помимо основателей, в него вступило множество известных лиц. Например, это был Томас Эдисон - предприниматель и изобретатель, Уильям Крукс (президент Лондонского Королевского общества, химик), французский астроном Камиль Фламмарион, астролог и оккультист Макс Гендель и т. д. Теософское общество стало площадкой для духовных споров и диспутов.

Начало писательской деятельности

Чтобы распространить учение своей организации, Блаватская и Олькотт в 1879 году отправились в Индию. В это время писательская деятельность Елены переживает расцвет. Во-первых, женщина регулярно издает новые книги. Во-вторых, она зарекомендовала себя как глубокий и интересный публицист. Ее талант был оценен и в России, где Блаватская печаталась в «Московских ведомостях» и «Русском вестнике». Тогда же она являлась редактором собственного журнала «Теософ». В нем, например, впервые появился перевод на английский язык главы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Это была притча о Великом инквизиторе - центральный эпизод последней книги великого русского писателя.

Путешествия Блаватской легли в основу ее мемуаров и путевых записок, изданных в различных книгах. В качестве примера можно привести произведения «Загадочные племена на голубых горах» и «Из пещер и дебрей Индостана». В 1880 году буддизм становится новым объектом исследований, которые проводила Елена Блаватская. Отзывы на ее труды печатались в самых разных газетах и сборниках. Для того чтобы узнать о буддизме как можно больше, Блаватская и Олькотт отправились на Цейлон.

«Разоблаченная Изида»

«Разоблаченная Изида» была первой крупной книгой, изданной Еленой Блаватской. Она вышла в двух томах в 1877 году и содержала огромный пласт знаний и рассуждений об эзотерической философии.

Помимо этого, «Изида» рассматривала религиозные учения: индуизм, буддизм, христианство, зороастризм. Сначала книга задумывалась как обзор восточных школ философии. Работа началась накануне основания Теософского общества. Организация этой структуры задержала выпуск произведения. Только после того, как в Нью-Йорке было объявлено об учреждении движения, началась интенсивная работа по написанию книги. Блаватской активно помогал Генри Олкотт, который именно в то время стал ее главным соратником и сподвижником.

Как вспоминал сам бывший юрист, никогда еще Блаватская не работала с таким усердием и выносливостью. По сути, она обобщила в своем труде весь многогранный опыт, полученный за долгие годы путешествий по разным уголкам мира.

Поначалу книга должна была получить название «Ключ к таинственным вратам», о чем автор сообщила в письме к Александру Аксакову. Позже было решено озаглавить первый том как «Покрывало Изиды». Однако британский издатель, работавший над первым тиражом, узнал, что книга с таким наименованием уже вышла (это был распространенный теософский термин). Поэтому был принят окончательный вариант «Разоблаченная Изида». В нем нашел свое отражение юношеский интерес Блаватской к культуре Древнего Египта.

У книги было множество идей и целей. За долгие годы исследователи творчества Блаватской по-разному формулировали их. Например, первая публикация в Великобритании содержала предисловие от издателя. В нем он сообщал читателю, что книга содержит в себе самое большое количество источников по теософии и оккультизму, какое только существовало в литературе прежде. А это означало, что читатель мог максимально приблизиться к ответу на вопрос о существовании тайного знания, которое служило истоком всех религий и культов народов мира.

Александр Сенкевич (один из самых авторитетных исследователей библиографии Блаватской) по-своему формулировал основной посыл «Разоблаченной Изиды». В своей работе, посвященной биографии писательницы, он объяснял, что эта книга является образцом критики церковной организации, собранием теорий о психических феноменах и секретов природы. «Изида» анализирует тайны каббалистического учения, эзотерические идеи буддистов, а также их отражение в христианстве и других мировых религиях. Также Сенкевич отмечал, что Блаватской удалось доказать существование субстанций нематериального характера.

Особое внимание уделяется тайным сообществам. Это масоны и иезуиты. Их знания стали плодородной почвой, которой пользовалась Елена Блаватская. Цитаты из «Изиды» позже стали массово появляться в оккультных и теософских трудах ее последователей.

Если первый том издания был сфокусирован на изучении науки, то второй, наоборот, рассматривал теологические вопросы. В предисловии автор объяснила, что конфликт этих двух школ является ключевым в познании мироустройства.

Блаватская критиковала тезис научного знания о том, что в человеке отсутствует духовное начало. Писательница пыталась найти его с помощью разных религиозных и духовных учений. Некоторые исследователи творчества Блаватской отмечают, что в своей книге она предлагает читателю бесспорные доказательства существования магии.

Второй теологический том анализирует различные (например, христианскую Церковь) и критикует их за лицемерное отношение к собственному учению. Иначе говоря, Блаватская заявляла, что адепты предавали свои истоки (Библию, Коран и т. д.).

Автор рассмотрела учения известных мистиков, которые противоречили мировым религиям. Исследуя эти философские школы, она пыталась найти общий корень. Многие ее тезисы были и антинаучны, и антирелигиозны. За это «Изида» была раскритикована самыми разными читателями. Но это не помешало ей приобрести культовую популярность у другой части аудитории. Именно успех «Разоблаченной Изиды» позволил Блаватской расширить ее Теософское общество, которое обзавелось членами во всех уголках мира, от Америки до Индии.

«Голос Безмолвия»

В 1889 году была издана книга «Голос Безмолвия», автором которой выступила все та же Елена Блаватская. Биография этой женщины гласит, что это была удачная попытка объединить под одной обложкой многочисленные теософские изыскания. Главным для «Голоса Безмолвия» стало пребывание писательницы на Тибете, где она познакомилась с учением буддистов и изолированной жизнью местных монастырей.

На этот раз Блаватская не стала сравнивать или оценивать несколько философских школ. Она принялась за фактурное описание буддистского учения. В нем присутствует подробный разбор таких терминов, как «Кришна», или «Высшее Я». Большая часть книги была выдержана в буддистском стиле. При этом она не являлась ортодоксальным изложением этой религии. В ней присутствовала привычная для Блаватской мистическая составляющая.

Этот труд стал особенно популярным у буддистов. Он выдержал много переизданий в Индии и на Тибете, где для многих исследователей стал настольной книгой. Ее высоко оценивали Далай-ламы. Последний из них (кстати, ныне живущий) сам написал предисловие для «Голоса Безмолвия» в сотую годовщину первого издания. Это отличный фундамент для тех, кто хочет познать и понять буддизм, в том числе и школу дзен.

Книга была подарена писательницей Льву Толстому, который в свои последние годы усиленно изучал самые разные религии. Дарственный экземпляр и сейчас хранится в Ясной Поляне. Автор подписала обложку, назвав Толстого «одним из немногих, кто может постичь и понять то, что там написано».

Сам граф тепло отзывался о подарке в своих публикациях, где он компилировал мудрые выдержки из повлиявших на него книг («На каждый день», «Мысли мудрых людей», «Круг чтения»). Также писатель в одном из своих личных писем сообщил, что «Голос Безмолвия» содержит много светлого, но также затрагивает вопросы, которые человек познать вообще не в состоянии. Также известно, что Толстой читал журнал «Теософ» Блаватской, который очень ценил, о чем говорил в своем дневнике.

«Тайная доктрина»

«Тайная доктрина» считается последним произведением Блаватской, в котором она подытожила все свои знания и умозаключения. При жизни писательницы были изданы первые два тома. Третья книга увидела свет уже после ее смерти в 1897 году.

Первый том анализировал и сопоставлял различные взгляды на Второй рассматривал человеческую эволюцию. В нем затронуты расовые вопросы, а также исследован путь развития людей как биологического вида.

Последний том был сборником биографий и учений некоторых оккультистов. Большое влияние на «Тайную доктрину» оказали стансы - стихи из Книги Дзиан, которые часто цитировались на страницах произведения. Другим источником фактуры стала предыдущая книга «Ключ к теософии».

Новая публикация отличалась особенным языком. Писательница использовала огромное количество символов и образов, порожденных самыми разными религиями и философскими школами.

«Тайная доктрина» стала продолжением «Разоблаченной Изиды». По сути, это был более глубокий взгляд на вопросы, обрисованные в первой книге писательницы. А в работе над новым изданием Блаватской помогало её Теософское общество.

Работа над написанием этого монументально труда стала самым тяжелым испытанием, которое пережила Елена Блаватская. Книги, изданные ранее, не отбирали так много сил, как эта. Многочисленные свидетели позже в своих мемуарах отмечали, что автор доводила себя до полного исступления, когда одна страница могла переписываться до двадцати раз.

Огромная помощь в деле издания этого труда была оказана Арчибальдом Кейтли. Он являлся членом Теософского общества с 1884 года, а на момент написания книги был генеральным секретарем его отделения в Великобритании. Именно этот человек собственноручно отредактировал кипу листов высотой в метр. В основном коррективы затронули пунктуацию и некоторые моменты, важные для будущего издания. Его финальный вариант был представлен писательнице в 1890 году.

Известно, что «Тайную доктрину» увлеченно перечитывал великий русский композитор Александр Скрябин. Одно время ему были близки теософские идеи Блаватской. Мужчина постоянно держал книгу на своем рабочем столе и публично восхищался знаниями писательницы.

Последние годы

Деятельность Блаватской в Индии увенчалась успехом. Там были открыты отделения Теософского общества, которое пользовалось популярностью среди местного населения. В последние свои годы Елена жила в Европе и перестала путешествовать из-за ухудшения здоровья. Вместо этого она принялась активно писать. Именно тогда выходит большая часть ее книг. Блаватская умерла 8 мая 1891 года в Лондоне, после того как переболела тяжелой формой гриппа.

Блаватская Елена Петровна – знаменитая путешественница, философ, поклонница оккультных наук, одиозная, неординарная личность. Пожалуй, на карте нет такой страны, где не побывала бы эта женщина.

Современники называли ее магистром или шарлатанкой, а книги, написанные Еленой Петровной, вызывали неоднозначную реакцию публики. Стремление Блаватской к познанию вселенской истины, объединению людей ради мира, всепрощению было похвальным, а знакомство с самыми таинственными наставниками храмов Тибета и Индии восхищало любого.

Биография

Елена Блаватская была представительницей древнего рода Ган. Среди ее предков были дворяне, князья, занимавшие важные государственные посты. Родилась Елена 12 августа 1831 г. в семье офицера и известной романистки в городе Екатеринославе.

Семейство Ган было вынуждено часто переезжать, но это нисколько не смущало маленькую Леночку, а наоборот, пробудило в ней тягу к путешествиям. Мать Елены Блаватской умерла рано, немного не дожив до 28 лет, а маленькую девочку передали на воспитание дедушке с бабушкой.

Елена Блаватская получила великолепное домашнее образование, а библиотека, где было собрано множество редких и уникальных книг, стала ее любимым местом. Друзья, знавшие Елену Блаватскую довольно близко, говорили о независимом характере девушки, ее тяге к самостоятельности, независимости. Особую роль в судьбе будущего эзотерика сыграла встреча с масоном, магом Голицыным, представителем древнего русского рода. Именно он открыл для Блаватской таинственное учение древнеиндийских мудрецов – махатмов.

1844 год примечателен для Блаватской путешествием в Париж, где Елена Петровна стала учиться музыке, но вскоре бросила это занятие, окончательно увлекшись оккультными науками и философскими трактатами Востока.

Родственникам не очень нравилось экстравагантное увлечение девушки, поэтому через пять лет они организуют без ее согласия помолвку с Блаватским, имевшим весьма солидное состояние, а также занимавшим хорошую должность. Биография Блаватской делится на два периода: до замужества и после. Престарелый супруг не вдохновлял молодую красавицу. Выдержав с трудом несколько месяцев супружеской жизни, Елена Петровна возвращается к семье.

Домашние не оценили тягу девушки к свободе, истолковав превратно ее уход от Блаватского. С этого момента начинается новая жизнь Елены, полная приключений, опасностей, таинственных открытий. Сначала Блаватская отправляется в Константинополь, где какое-то время выступает как цирковая наездница, но, упав, ломает руку. Затем она отправляется в Лондон и там играет разнообразные роли в спектаклях на эзотерические темы, среди них была и постановка «Изиды».

Соприкосновение с египетской мистикой вдохновляет ее на путешествие в Каир, где Елена Петровна долгое время изучает клинопись, а позднее пишет книгу «Разоблачение Изиды». Из Египта Блаватская отправляется в длительное путешествие по Греции, Индии, Азии и, изучая культуру и верования древних народов, ищет для себя истину.

Несколько раз она посещает Тибет, в общей сложности проводит там семь лет, монахи разрешают ей посетить святая святых закрытого монастыря, затерянного высоко в горах. Умирает Блаватская в Лондоне после продолжительной болезни, немного не дожив до 60 лет.

Творчество и проповедническая деятельность

Блаватская была талантливым и незлобивым человеком, схватывала все на лету и обладала проницательностью. Современники отмечали ее дар пророчества, многие предсказания сбывались самым непостижимым образом. Живя в Париже, Блаватская познакомилась со спиритистами, среди которых был полковник Олкотт, ее будущий соратник по Теософскому обществу. Целей создания общества было несколько:

  • Организовать сообщество людей без деления по положению в обществе или религиозному принципу и объединить их ради общей цели постижения истины.
  • Пропагандировать изучение древних восточных манускриптов, писаний и прочих источников, содержащих сведения о духовных практиках.
  • Исследовать скрытые возможности человеческого организма и использовать полученные знания на благо человечества.

В 1888 году Блаватская издает труд всей своей жизни под названием «Тайная доктрина», в котором пытается объединить все религии, их символы, науку, философию и оккультизм. Хорошая литературная подготовка позволила Блаватской довольно доходчиво изложить свою теорию, однако рецензии современников были весьма нелестными.

Позднее Блаватская основывает журнал, в котором пытается возражать своим оппонентам, особенно представителям церкви. Чуть было не разгоревшийся скандал удалось чудом замять, разместив на страницах журнала письмо с разъяснениями.

Однако идеи Блаватской о равенстве, всепрощении и гуманизме нашли своих сторонников, ее лучшие книги были переведены на несколько языков и до сих пор с успехом продаются во многих странах. Примечательно, что на русский язык «Тайную доктрину» Блаватской перевела Елена Рерих, страстно увлеченная учением махатм. Рерих настолько полно разделяла взгляды Блаватской, что активно распространяла ее идеи и даже написала книгу о просветлении и тайном видении.

Нельзя оставить без внимания особый дар Елены Блаватской – тягу к оккультизму и способность предвидеть. Юношеские жуткие видения будущих концлагерей, описанные в мемуарах Блаватской, были предвестием страшной войны, однако тогда она еще не понимала этого. Ее предсказания о России были неоднозначными: страну ждали войны, революции, экономические потрясения, а потом она должна была стать духовным центром мира, его совестью и сердцем.

После возвращения в Россию она поселилась в домике своей родственницы, и та в воспоминаниях отмечает, что все комнаты сразу наполнились необычными звуками, шорохом, шепотом, а вещи странным образом пропадали и находились.

Затем Блаватская некоторое время проводит в поместье своего мужа, но размеренная будничная жизнь ей быстро надоедает. Она решает стать тайным агентом, защищающим интересы Российского государства в Индии и Египте, где влияние давних врагов, англичан, было невероятно сильно. Письмо с соответствующим предложением она отправляет в тайную жандармерию, однако ее даже не удостаивают отказом. Автор: Наталья Яковлева


Имя: Елена Блаватская (Helen Blavatskaya)

Возраст: 59 лет

Место рождения: Екатеринослав, Российская империя

Место смерти: Лондон, Англия

Деятельность: писательница и путешественница, основательница Теософского общества

Семейное положение: была замужем

Елена Блаватская - биография

Блаватская прожила удивительную жизнь, полную приключений, загадок и тайн. Одни называли ее пророком и медиумом, другие -аферисткой и мошенницей. Споры не утихают до сих пор.

Когда Елене было 11 лет, ее мать тяжело заболела. На смертном одре женщина прошептала: «Хорошо, что я умираю... Лену ждет непростая судьба, видеть ее страдания я не хочу». Эти слова оказались пророческими в биографии Блаватской.

Елена Блаватская - необычный ребенок

Елена Петровна Ган появилась на свет в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) жарким летом 1831 года. Родители будущей властительницы умов имели аристократические корни; отец происходил из немцев, а в жилах матери текла французская и русская кровь. С детства Лена много читала, часами просиживая в дедушкиной библиотеке. Особенно ее интересовали работы по магии, мистике и оккультизму -до 15 лет она прочла их около сотни.

Блаватская была девочкой со странной биографией. Окружающим говорила лишь правду, вводила в гипнотический транс голубей и жаловалась, что видит призраков. Несколько раз падала с лошади и высоких шкафов, но, к изумлению и радости взрослых, оставалась невредимой. Словно кто-то незримый хранил ее для чего-то важного, великого. ..

В 1848 году 17-летняя Елена ошарашила близких известием, что собирается под венец. Ее избранником стал госчиновник Никифор Блаватский, годившийся ей в отцы. Супруги поселились в Тифлисе, но уже через три месяца Елена сбежала от мужа и отправилась путешествовать. Верхом на лошади добралась до Одессы, а оттуда отбыла в Константинополь на английском корабле.

Понимая, что судно на границе будут проверять, беглянка решила очаровать капитана. Влюбленный морской волк переодел девушку юнгой и спрятал в трюме. Там ее и нашли таможенники - в гамаке под тремя одеялами. «Парень болен», - поспешил объяснить капитан. Таким нелегальным способом Блаватская покинула Россию.

Долгие восемь лет она ничего не сообщала о себе родным. Однако по другим сведениям, единственным человеком, знавшим о местонахождении Елены, был ее отец, высылавший дочери деньги. Гонимая жаждой духовного просветления, беглянка исколесила весь мир: побывала в Египте, Греции, Индии, Китае, Японии, на Цейлоне и во многих других странах, какое-то время жила в Лондоне. По утверждению из биографии самой Блаватской, на берегах Темзы она встретилась со своим духовным наставником - (Учителем) Мория, который являлся ей еще в детских снах. Хотя некоторые историки считают, что он был плодом фантазии Елены, увлекавшейся оккультизмом.

В 1868 году в возрасте 37 лет Блаватская добралась до Тибета. Там под руководством духовных учителей она несколько лет занималась мистическими практиками. А в 1873 году по их указанию отправилась за океан - в США.

Нью-Йорк подарил Елене судьбоносную встречу с Генри Олкоттом. Отставной военный, газетный и журнальный обозреватель, знаток американских законов и очень эрудированный человек, он стал для нее опорой до конца ее дней. Именно с ним в 1875 году Блаватская открыла в США Теософское общество. Члены организации поставили перед собой серьезную задачу - синтезировать философию, религию и науку, а также изучить скрытые сверхспособности человека. Тогда же Блаватская начала писать книги и статьи.

В 1884 году завершилось последнее путешествие Блаватской - на Восток и в Индию, где находилась штаб-квартира Теософского общества. В Европу она вернулась с подорванным здоровьем. Последние годы Елена Петровна жила в столице Туманного Альбиона, там она написала и главный труд своей жизни - трактат «Тайная доктрина». Работа увидела свет в 1888 году и сразу вызвала интерес мировой общественности.

Однако насладиться славой Блаватская не успела -8 мая 1891 года скончалась, заболев гриппом. Тело было кремировано, а прах разделен на три части. Одна нашла покой в Лондоне, вторая - в Мадрасе, а третья - в Нью-Йорке.

Елена Блаватская - циркачка, солдат, пианистка

Трудовая биография Блаватской столь же насыщенна, как и ее скитания по миру. В Константинополе будущий философ и медиум в течение года зарабатывала на жизнь, выступая в роли наездницы в цирке, пока не сломала руку. В Лондоне успешно выступала на театральных подмостках. Владея игрой на фортепиано, давала частные уроки, общественные концерты и даже стала капельмейстером оркестра сербского короля Милана. Блаватская умела делать прекрасные искусственные цветы, а чуть позже изобрела копеечный метод добывания чернил и выгодно продала налаженное дело.

Оказавшись в Италии, Елена приняла участие в одной из битв на стороне Гарибальди. Бой кончился для нее плачевно: два перелома левой руки, две раны мушкетными пулями и удар кинжалом в миллиметре от сердца. Выжила чудом. А может, благодаря своим сверхспособностям?

Утомленная скитаниями, Елена решила вернуться на родину и предложила себя российскому правительству в качестве международного шпиона. Тайная канцелярия ее прошение отклонила. Уж очень странным человеком была Блаватская: то ли выдумщица, то ли аферистка, то ли блаженная...

Елена Блаватская - провидица или мистификатор?

Сверхвозможности Блаватской ставятся под сомнение и поныне. Во-первых, ее книга «Тайная доктрина» содержит множество цитат из различных работ по мистике и эзотерике. Таковых исследователи насчитали более двухсот, из-за чего назвали рукопись Блаватской «хламом для помойки». По этой причине газета «Нью-Йорк тайме» в свое время отказалась рецензировать работу медиума. Впрочем, Елена Петровна и не претендовала на авторство, утверждая, что она лишь записывала то, что ей диктовали Махатмы (Учителя).

Во-вторых, Блаватская как-то обмолвилась, что разгадала «примитивную сущность людей» и может вертеть ими, как пожелает. «Человеческая глупость доставляет мне громадное удовольствие, - заявила она писателю Всеволоду Соловьеву. - Чем глупее и проще мой трюк, тем больше шансов, что люди в него искренне поверят!»

И все же было в ее действиях что-то необъяснимое. По свидетельствам очевидцев, она часто и точно предсказывала окружающим будущее, читала запечатанные письма, передвигала предметы, не прикасаясь к ним, писала четырьмя разными почерками. Наконец, была человеком мира - свободно говорила и писала на французском, английском, итальянском, немецком и венгерском языках.

Предсказания Елены Блаватской

Блаватская сделала почти невозможное: ей одной из первых удалось максимально синтезировать религию и науку, историю и метафизику. Она предсказала, что наступят времена, когда русские люди увлекутся буддизмом, йогой, вегетарианством, проблемами кармы и реинкарнации. Также предрекала начало мировой войны и появление оружия, способного мгновенно уничтожать миллионы людей.

В «Тайной доктрине» Блаватская предвосхитила не одно открытие в космической физике XX века. Например, что Солнце, сгорая, пульсирует, подобно человеческому сердцу, только с интервалом в 11 лет. Позже эту гипотезу доказал Александр Чижевский.

«Тайную доктрину», вопреки лавине критики и издевок, с интересом штудировали Томас Эдисон и , а Махатма Ганди однажды признался, что был бы счастлив просто коснуться одежд Блаватской.

В начале 1920-х годов «Тайная доктрина» попала в руки . Именно у Блаватской он прочел, что немцы являются законными потомками ариев - древнего народа, имеющего право установить новый мировой порядок. Предполагала ли Елена Петровна, к чему приведут ее утверждения относительно немцев?..

Кем бы ни была эта удивительная женщина, ее труды вряд ли покроются пылью забвения. Даже ЮНЕСКО объявил 1991 год Всемирным годом Елены Блаватской, тем самым признав ее заслуги перед человечеством.

Мадам Блаватская не нуждается в представлении для всех, кто интересуется эзотерикой. Эта загадочная женщина навсегда вписала свое имя в историю мистики. Блаватская – основательница теософского общества, втор таких нашумевших и монументальных трудов как «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», которые еще при ее жизни стали считать классикой, активная пропагандистская оккультизма и так далее и тому подобное. Но кто же она была на самом деле, ведь некоторые считают, что она была не той, за кого себя выдавала.

Детство и юность Блаватской

Елена Петровна Блаватская (в девичестве Ган) родилась 31 июля (12 августа) 1831 в Екатеринославле, который в последствие будет переименован в Днепропетровск.

Как и многие одаренные мистики, Блаватская с юных лет очень выделялась на фоне своих сверстников тем, что обладала экстраординарными психическими способностями, которыми поражала не только своих сверстников, но и родственников. А наряду с этим, Блаватская поражала всех и своими интеллектуальными способностями, в частности она легко осваивал иностранные языки, превосходно играла на фортепиано и рисовала и так далее.

Также юную Елену Блаватскую отличал и чрезмерно свободолюбивый нрав – она не признавала никаких авторитетов и была крайне своевольна. Плюс ко всему Блаватская была еще дерзкой и решительной особой, поэтому не раз отваживалась гарцевать на полуобъезженых лошадях и славилась как превосходная наездница.


Замужество Блаватской

Елена Блаватская вышла замуж в восемнадцать лет за уже не молодого вице-губернатором Еревана Никифора Васильевича Блаватского. Судя по всему, этот быстрый и ранний брак был продиктован желанием поскорее освободиться от родительской опеки и начать вести взрослую и независимую жизнь. Именно поэтому Блаватская и сама серьезно не воспринимала свое замужество, так что, скорее всего, этот брак был фиктивным.

Судьбоносная встреча Блаватской и Учителя

Практически сразу после свадьбы, Елена Блаватская отправляется путешествовать в Турцию, Египет, Грецию и так далее. А через два года такой кочующей жизни она оказывается в Лондоне, где и встречается с загадочной личностью, видения о котором ее посещали еще в детстве. Это был посвященный, учитель Морью, который впоследствии стал известен среди теософов, как просто «М». Он становиться наставником Блаватской в ее духовных и оккультных исканиях.

Новые путешествия Блаватской

После судьбоносной встречи с учителем, Блаватская вновь отправляется в путешествия. На этот раз ее путь лежит в Канаду, потому по города Америки, Мексике, и еще дальше - острова Вест-Индия, Индия, Цейлон и Ява.

После этого она возвращается на короткое время в Англию для короткой передышки, а на следующий год вновь возобновляет свои путешествия. Теперь она посещает Японию, а там, через Кашмир и Ладакх в Тибет – в страну ее мечты. Считается, что именно там она проходила свое таинственное оккультное обучение и была посвящена во множество удивительных эзотерических тайн.


Возвращение Блаватской на родину и новые путешествия

В 1858 году Блаватской возвращается из Тибета в Европу, где посещает Францию и Германию, а оттуда прямиком домой в Псков к своей сестре. Но и там она задерживается не на долго, и снова отправляется в трехлетнее странствие по Кавказу. А после него ее путь лежит еще дальше - Балканы, Египту, Сирии и Италии. Некоторые исследователи говорят, что тогда она еще раз попадает в Тибет, но так ли это или нет, никто не знает, потому что большая часть ее путешествий покрыта вуалью тайн и загадочности.


Финал путешествий Блаватской

Практически непрерывная череда путешествий Блаватской, как и целая часть ее жизни заканчивается в 1870 году, когда корабль, на котором она плыла из Греции в Египет, потерпел кораблекрушение, а Блаватская чудом спаслась от неминуемой гибели. Это становится поворотным моментом ее жизни. В результате она основывает общество «Societe Spirite», которое, правда, не смогло долго просуществовать.

Начало нового «Начала» Блаватской

Елена Блаватская после своих странствий на некоторое время возвращается погостить у своих родных в Одессе, а потом весной 1873 года вновь едет в Париж и оттуда уже в Нью-Йорк. На тот период Блаватской исполнилось 42 года и как утверждают современники она уже обладала полностью развитыми оккультными и психическими способностями. Одним словом, она была полностью готова выполнить возложенную на нее миссию, как писала сама Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов».

Помощник Елены Блаватской

В Нью-Йорке Елена Блаватская знакомиться с полковником Генри Стила Олькоттом, который станет ее надежным помощником. А также с ирландцем Уилльям Куон Джаджом, которому тоже предстоит сыграть важную роль в теософическом движении.


Блаватская и создание Теософского общества

И, наконец. После долгих странствий, обучения, размышлений и организаторских действий, 7-го сентября 1875 года «троица» в лице Блаватской, Олькотта и Джаджа, создают Теософское Общество. Хотя официальной датой основания считается 17 ноября 1875 года, когда Олькотт известил общественность о появлении Теософского Общества.

Целью и задачами Теософского Общества является распространению древних оккультных учений и Мудрости.

«Разоблаченная Изида» - первый «классический» литературный труд Блаватской

Спустя два года после основания Теософского общества, а именно в сентябре 1877 в нью-йоркском издательстве «J.W. Bouton"a» выходит в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской под названием «Разоблаченная Изида», сыскавший впоследствии всемирную славу и имевший просто фантастический успех. Даже первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней!

И дело не только в популярности книги, как таковой. Сколько в том. какой переворот в умах многих людей она совершила, заставила по новому взглянуть на мир. Жизнь, эзотерические традиции и так далее. «Разоблаченная Изида» стала тем камнем, который вызвал не просто «круги на воде». А поднял цунами невероятных размеров и силы. Началась волна увлечения теософией.

Сама же по себе книга, в принципе, несла всего лишь одно послание, которое заключалось в раскрытии природы и происхождение магии, оккультизма и эзотерики из одного источника. Иными словами, Блаватская говорила о том, что все разнообразие мистики и религии – это «ручьи», вытекающие из одного родника.


Важное событие в жизни Блаватской

Через год, после выхода книги «Разоблаченная Изида» судьба сделала Елене Блаватской «подарок» - 8 июля 1878 года она стала первой русской женщиной, получившей американское гражданство.

Штаб-квартира Теософского общества

Спустя три года после официального основания Теософского общества, Елена Блаватская и полковник Олкотт отправились в Индию в город Бомбей, где создали штаб-квартиру своей организации. Там же они знакомятся с еще одной выдающейся личностью в мире эзотерики - Алфредом Перси Синнеттом, редактором газеты «The Pioneer». Впоследствии, непосредственно при его участии, Теософское Общество в мае 1882 года переезжает в поместье в Адьяре, близ Мадраса, которое специально было куплено для штаб-квартиры Теософского Общества.

Переписка Блаватской с махатмами

Знакомство с Синнетом действительно было важной вехой в жизни Елены Блаватской, так как именно через него она установила переписку с «тайными» адептами - Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми. Эта переписка велась с 1880 по 1884 год. Впоследствии некоторая часть этих писем была приведена в книге Синнета «Письма Махатм к А. П. Синнетту». Оригиналы этих писем хранятся в Британском музее как большая ценность.

Журнал Блаватской «Теософист»

В октябре 1879 году Блаватская вместе со своими соратниками приступает к изданию первого теософского журнала «The Theosophist», который выходит и по сей день. В журнале печатаются статьи на различные теософские темы. Также, как и книги Блаватской, журнал становится очень популярным.


«Тайная Доктрина» Блаватской

В 1884 году здоровье Елены Блаватской резко ухудшилось, и она переезжает в Европу, в город Эльберфельд, где приступает к работе над еще одним своим фундаментальным и выдающимся трудом – «Тайной Доктриной», которому также суждено было снискать мировую славу и признание.

Труд в двух огромных томах был закончен через 4 года.


Блаватская и журнал «Люцифер»

К сожалению, пока Елена Блаватская плотно работала над «Тайной Доктриной», вокруг ее и Теософского общества, а также журнала «Теософист» разрастались различные склоки, в результате она полностью потеряла контроль над журналом. Но это хоть и расстроило Блаватскую, но не стало причиной для поражения. Поэтому она основывает в Лондоне новый эзотерический журнал – «Люцифер», о котором Блаватская писала, что он задуман «осветить предметы, сокрытые во мраке». В свет вышло двадцать номеров «Люцифера», а потом на его смену пришел журнал «The Theosophical Review».



gastroguru © 2017