Как понимать то, что вы читаете. Как научиться быстро читать и запоминать прочитанное

Когда смотришь в текст много часов, а чуть позже в голове не остается ничего или какие-то обрывки знаний, то это демотивирует. После неудачного опыта немало людей решает, что учеба - это просто не для них, и в следующий раз не имеет смысла напрягаться. Но если природа обделила отличной памятью, то можно и нужно научиться запоминать.

Как лучше запоминать прочитанное

Память, почти как и мышцы, нуждается в тренировке и развитии. Весь процесс можно разделить на пять этапов.

Понимание прочитанного

Чтобы запомнить какой-то текст или тему, сначала необходимо понять смысл прочитанного. Если вы не понимаете тему, которую учите, даже десятки часов рассматривания длинных рядов букв или цифр ничего не исправят. В лучшем случае можно что-то выучить наизусть, как стихотворение, но потом все очень быстро вылетит из головы. Хорошо помогает повторно выслушать объяснение материала от третьего лица. Желательно, чтобы основные термины были подкреплены изображениями, графиками или схемами.

Чтение вслух

Когда вам уже ясно, о чем идет речь в принципе, приступайте к чтению вслух. Прочитайте все несколько раз медленно и с выражением. Более интересные или ключевые отрезки читайте с другой интонацией или силой. Благодаря этому вы сохраните в памяти часть знаний не только в письменном, но и в звуковом виде.
Не стоит пытаться запомнить все сразу, заучивайте смысловыми отрезками.

Конспектируйте ключевые отрывки

Перепишите материалы целиком, либо законспектируйте ключевые отрывки. Лучше всего записывать, а не печатать на компьютере. Дело в том, что написанное от руки запоминается лучше. Важно также не писать слитный блок текста, а стараться сделать все визуально привлекательным. Чередуйте размеры букв, в ключевых отрывках используйте цвета и подчеркивания. При этом можно использовать различные иллюстрации или схемы.

Постарайтесь воспроизвести в памяти все новые знания

Новые знания нужно как минимум несколько раз воспроизводить в памяти, чтобы они закрепились окончательно. Когда вы все прочитали, переписали и сократили, после небольшой паузы попытайтесь все систематически вспомнить. То есть продекламируйте все от начала до конца. Если вы где-то застрянете, постарайтесь вспомнить звуковой или визуальный образ, который создали при повторении. Если вспомнить не удается, сделайте паузу на минуту-две. Выпейте кофе или чай, пройдитесь по комнате, переключитесь на что-то другое не надолго.

Вспомните звуковой или визуальный образ

Затем постарайтесь воспроизвести в памяти все, что сопровождало вас во время учебы, то есть звуки, образы и т. д. Как это ни парадоксально, помогают даже отвлекающие моменты во время заучивания - телефонный звонок, шум на улице. Если и это не помогло, попробуйте вспомнить хотя бы сокращенное содержание. Затем сделайте паузу на 15-30 минут, после которой снова прочитайте переписанный текст или хотя бы ту часть, на которой вы застряли. Через полчаса снова проверьте, помните ли все без ошибок и промежутков. В зависимости от того, сколько у вас осталось времени, на следующий день или через пару часов повторите процесс.

Хитрости, которые помогут запомнить материал

Это помогает, если никак не дается иностранный язык или формулы.
Запишите на листочках слова, фразы и развесьте по всей квартире. Постоянно наталкиваясь на них, вы запомните их поневоле.

2. Используйте гаджеты

Повторяя вслух материал, который нужно запомнить, включите микрофон. Затем вы сможете включить запись и послушать в транспорте, на пробежке или во время приготовления ужина.

3. Движение помогает запомнить

Психиатры утверждают, что двигательная деятельность активизирует работу мозга. Не зря многие ученые и писатели диктовали свои бессмертные произведения, наматывая круги по комнате. Попробуйте слушая текст, ходить по комнате.

4. Учись во сне

Среди студентов существует поверье, что если положить на ночь книгу под подушку, то материал запомнится сам собой. В этом есть доля истины, правда перед тем, как положить под подушку учебник, его нужно прочитать. Прочитанное непосредственно перед сном и сразу после пробуждения, запоминается лучше.

5. Не читайте во время еды

Никогда не читайте то, что вам нужно запомнить во время еды. Дайте мозгу отдохнуть и насладитесь едой. Пауза поможет лучше сконцентрироваться после еды на учебе.

6 Все индивидуально

Каждый человек индивидуальность. Процессы запоминания у каждого происходят по разному. Попробуйте разные способы и обязательно найдете свой безотказный метод!

Бытует мнение - если зеваешь, когда произносишь молитву - это нечистая сила не даёт повторять священное славословие. Так ли это, или имеет место простая усталость?

В статье:

Почему зеваешь, когда читаешь молитву

Людям свойственно придавать происходящему слишком большое значение, поэтому многие вещи они пытаются объяснить с помощью примет и колдовства. Поэтому так распространено суеверие, что зевота во время славословий - дурной знак, в индивидууме сидит бес и противится повторению священного текста.

Но так ли это? Обратите внимание, в какое время суток вы молитесь. Если это ранее утро и вы только проснулись либо поздний вечер и уже пора отходить ко сну, зевание - нормальный процесс, который указывает на желание спать.

Многое зависит от помещения . Вполне возможно, что его редко или плохо проветривают. Зевание может также сигнализировать о нарушении баланса углекислого газа и кислорода. Когда в человеческой крови содержится много углекислого газа, организм старается насытиться кислородом, вызывая зевоту.

Если это регулярное явление, возможно, есть повод обратиться к врачу. Слишком частое зевание может говорить о появлении заболеваний.

Зевота может действовать как успокоительное, когда человек очень нервничает. Это позволяет взбодриться, привести организм в тонус. Возможно, вы взволнованы в данный момент, думаете о проблемах, а не концентрируетесь на молитве.

Еще одна причина явления - скука. Есть мнение, что когда человек находится в пассивном состоянии, у него замедляется дыхание, а нервные клетки работают хуже. При зевке недостаток кислорода восполнится, а кровообращение улучшится.

Мнение, что сам процесс дает возможность уменьшить психическую нагрузку, весьма распространено. Именно из-за этого человек зевает, если смотрит скучный фильм, слушает неинтересную лекцию, занимается делом, которое ему не по нраву.

Зевота при сглазе

Можно долго рассуждать о том, существует порча и сглаз или нет, но всё же многие люди верят, что регулярная зевота при молитве указывает на наличие отрицательного колдовского воздействия. Действительно, это так.

Давайте вспомним и последствия для жертвы. Человек впадает в депрессию, у него нет сил, ничего не хочется делать, одно желание - спать. Поэтому он может регулярно зевать.

Повторять ее можно неограниченное количество раз до тех пор, пока не станет легче. После подавления зевоты как можно быстрее проведите качественный обряд очищения, чтобы избавиться от возможного негатива.

Желание зевнуть может провоцировать порча, сглаз, приворот, процесс снятия отрицательной магической программы, наличие злых духов рядом и множество других «немагических» факторов. Поэтому прежде чем приступить к устранению проблемы определитесь с ее причиной.

С вами когда-нибудь такое случалось, что вы дочитываете страницу до конца и понимаете, что ваши мысли далеко-далеко? Со всеми это рано или поздно случается: у вас слишком мало времени или интереса, чтобы провести еще минуту с Гомером или Шекспиром. К счастью, если вы научитесь вдумчиво читать и делать правильные заметки, весь процесс чтения станет намного легче, быстрее и увлекательнее. Следуйте нашим советам, чтобы этого добиться.

Шаги

Читайте вдумчиво

    Устраните все, что вас отвлекает. Выключите компьютер, телевизор и музыку. Трудно читать, особенно сложный текст, когда внимание постоянно отвлекается. Для внимательного чтения вам нужно приятное и комфортное место без отвлекающих элементов.

    • Превратите чтение в приятный процесс, подготовьте напиток и закуски и уютно устройтесь. Зажгите свечу с приятным ароматом или даже читайте в ванне. Сделайте чтение максимально приятным, особенно если вы читаете что-то не очень интересное.
  1. Бегло просмотрите текст, а затем прочитайте его внимательно. Если вы читаете сложный текст, не переживайте, что в этом случае будете знать, чем все закончится. Если вы прочитали абзац и вынуждены начать его заново, попробуйте быстро просмотреть всю историю или пролистайте всю книгу, чтобы получить общее представление о сюжете, главных героях и тоне повествования, так, вы будете знать, на чем сосредоточиться, когда будете читать более внимательно.

    • Вы можете сначала ознакомиться с кратким изложением книги, чтобы получить общее представление, вам тогда легче будет ее читать. Только не забудьте после этого прочитать внимательно саму книгу.
  2. Представляйте себе то, о чем вы читаете. Притворитесь, что вы кинорежиссер, и представляйте себе действие по ходу чтения. Подберите актеров, если это вам поможет, и попробуйте представить себе события как можно реалистичнее. Это может быть очень увлекательно, и так вы намного лучше запомните и поймете то, что вы читаете.

    Читайте вслух. Некоторым людям так гораздо легче поддерживать концентрацию внимания и интерес к тому, что они читают. Закройтесь в своей комнате или спрячьтесь от посторонних глаз в подвале и декламируйте как можно драматичнее. Это может помочь вам сбавить скорость, если у вас есть тенденция слишком быстро проглядывать текст, и это может помочь сделать чтение более драматичным, если произведение кажется вам несколько скучным.

    • Всегда старайтесь читать поэзию вслух. Чтение «Одиссеи» становится потрясающим опытом, когда вы призываете музу вслух.
  3. Проверяйте в словаре или энциклопедии незнакомые слова, географические названия или идеи. Вы можете догадаться о значении некоторых слов по контексту, но в любом случае полезно потратить минуту, чтобы прояснить детали, которые не были понятны с первого раза. Чтение от этого пойдет гораздо легче.

    • Заведите себе хорошую привычку проверять незнакомое слово или понятие в словаре или энциклопедии, в школе это всегда даст вам преимущество.
  4. Делайте перерывы. Выделите достаточно времени на чтение, чтобы закончить его без спешки и с частыми паузами. На каждые 45 минут чтения устраивайте перерыв на 15 минут. Поиграйте в видеоигру, сделайте домашнюю работу, займитесь домашними делами. Дайте передышку мозгу и ненадолго переключите внимание на другие вещи. Когда вы готовы, вернитесь к чтению со свежей головой и полными нетерпения узнать продолжение истории.

    Делайте заметки

    1. Делайте пометки в тексте. Записывайте вопросы на полях, подчеркивайте то, что находите интересным, выделяйте маркером важные понятия или идеи. Не бойтесь делать в тексте множество пометок. Некоторые читатели чувствуют, что карандаш или маркер в руке заставляют их быть более активными, дают им возможность «делать» что-то во время чтения. Посмотрите, подходит ли это вам.

      • Не переборщите с подчеркиваниями или выделениями; ни в коем случае не выделяйте отрывки наобум только потому, что вы полагаете, что этого от вас ожидают. От того, что вы будете перечитывать наугад выделенные отрывки, пользы не будет, и перечитывать такой текст будет намного сложнее.
    2. В конце каждой страницы пишите краткое содержание на несколько предложений. Если вы читаете трудный текст, и вам постоянно хочется вернуться, чтобы понять то, что вы не ухватили, начните читать по странице за раз. В конце каждой страницы или даже абзаца пишите краткое изложение того, о чем вы прочитали. Это разобьет текст на части и позволит вам прочитать его более внимательно.

      Запишите вопросы по прочитанному материалу. Обязательно запишите то, что вас привело в замешательство или вызвало трудности. Это может стать или хорошим вопросом, который вы зададите позже в классе, или пищей для дальнейших размышлений.

      Запишите свою реакцию. Закончив читать, немедленно запишите свою реакцию на рассказ, книгу или главу из книги. Запишите все, что кажется важным, какова, на ваш взгляд, цель автора, какие чувства у вас вызвало это произведение. Краткое изложение прочитанного может быть полезно, если это поможет вам лучше удержать в памяти, что вы прочитали.

      • Не пишите, понравилась ли вам история или вы нашли ее «скучной». Вместо этого сосредоточьтесь на том, какие чувства она у вас вызвала. Ваш первый ответ может быть: «Мне не понравилась эта история, потому что в конце Джульетта умирает». Теперь подумайте, почему вы это чувствуете. Почему было бы лучше, если бы она продолжала жить? И было бы это лучше? Что пытался сказать Шекспир? Почему он выбрал такой конец? Такая реакция гораздо интереснее и ценнее.

    Обсудите прочитанное

    1. Соберитесь вместе с друзьями или одноклассниками и обсудите прочитанное. Ничего нет предосудительного в том, чтобы обсудить прочитанное до или после урока. На самом деле большинство учителей были бы от этого в восторге. Узнайте мнения и реакцию одноклассников и сравните ее с вашей. Опять же, попробуйте не говорить о том, была ли книга «скучной», а вместо этого выясните, есть ли у кого-нибудь хорошее объяснение того, что было для вас трудным или непонятным. Также предложите помощь вашим друзьям.

Почему засыпаешь во время чтения книг. Сразу хочу отмести варианты когда читаешь откровенно скучные книги или читаешь просто для того чтобы скоротать время. Здесь всё понятно. Это просто сонное, неактивное состояние человека, которое и без приведёт нас ко сну.

Мне интересны другие случаи, когда наоборот, активный настрой, хочется узнать что-то новое, ты садишься или ложишься с книгой или ноутбуком для того чтобы послушать лекцию. Начинаешь внимать и через некоторое время понимаешь, что веки тяжелеют и так приятно склонить голову и … просыпаешься уже после того как лекция закончена. Долгое время я думал, что только у меня такая проблема, да и проблемой это не считал, но на днях читал свое 11 летней дочери вслух книгу, о которой на страницах своего блога. Книга называется и заметил, что она также подвержена такому же воздействию. Причём происходит это не всегда. Началось это с главы «Мечты – сотворение будущего» одна из сильнейших по информативности глав первой книги.

Ранее, мы с ней читали и большие по объёму главы, и я не замечал, что они хоть как-то влияли на её состояние бодрствования. Но вчера она заснула буквально через пару минут чтения. Сегодня, я пришёл с работы пораньше и спросил –"Ну что, читать будем?" и получив утвердительный ответ мы удобно уселись на диване. Я стал читать, она села рядом. Сегодня она продержалась ненадолго больше. Уже минут через пять она поменяла положение тела на горизонтальное и я читая наблюдал как постепенно она погружается в сон. Невероятно! Снова на той же главе и снова такая же реакция!

Почему засыпаешь во время чтения

Что это? почему происходит процесс засыпания при чтении книг? Причём не всех книг, а только какого-то конкретного материала!
Порывшись в любимом яндексе, я удивился еще больше, ответа я не нашёл! Ради такого случая решил попробовать буржуйский поисковик. Гугл выдал мне видео в котором он объяснял почему некоторые люди засыпают во время или после молитвы. Мысль мне показалась интересной. говорит, что во время молитвы человек погружается в состояние счастья, в состояние благости и психика человека не выдерживает с непривычки такой нагрузки и человек начинает отключаться – засыпать.

Сразу же вспомнились мои первые опыты медитации. Действительно, первые недели две, может быть, месяц я зверски зевал и засыпал во время утренней медитации. Позже, сонное состояние прекратилось и я в вполне спокойно могу сейчас находится в медитации и час и два, не чувствуя при этом позывов ко сну.

Но это состояние, по моим ощущениям, ни как не коррелирует с тем состоянием, которое испытываешь во время чтения интересной книги или слушания важной лекции.

Мне кажется, что в такие моменты, когда ты познаёшь что-то важное и нужное для тебя, какую-то истину, то включается какой-то внутренний механизм, который, как — бы защищает систему от перегрева. Который говорит, что, мол, не надо всё сразу, давай мы будем усваивать это постепенно, потихонечку привыкать к новой информации, к новой действительности.

Ведь окружающий мир мы видим не столько нашими глазами, сколько знанием, которое излучается из этих глаз . Эту мысль легко понять, если привести простой пример. Допустим, находятся в одной комнате мужчина и собака. Что заметит в первую очередь мужчина – какие-то предметы, связанные с его производственной и семейной деятельностью, с развлечениями и далее по нисходящей. В это же время собака, сидящая на полу рядом с ним, увидит свою миску, а если в этой миске будет лежать свежая кость, то собаку и вовсе не будет интересовать больше ни чего. А если в эту же комнату зайдёт женщина, то она в первую очередь обратит внимание на то, что пол давно не пылесосили и на шкафах уже собралась пыль, а одежда опять висит не ровно и т.д. То есть все мы, находясь в одном и том же месте, видим совершенно разные вещи в свете того знания и тех моделей поведения, которыми обладаем.

Но вернёмся к теме, почему всё-таки мы засыпаем во время чтения книг и слушания лекций . Если моё предположение верно, то получается, что какой-то защитный механизм внутри нас, предохранитель отключает наше сознание во избежание перегрева.

Тогда возникает другой вопрос:

Cтоит ли бороться со сном во время лекций и чтения книг

Может быть, не стоит насиловать свой организм, ведь ни один атлет не начинает тягать сразу стокилограммовые штанги. А психика наша — структура более тонкая, чем наши мышцы и относиться к ней надо тоже с вниманием и уважением. Поэтому, если уж происходит с вами такое, засыпаете вы во время лекций и чтения, то просто начинайте на следующий день снова и снова слушать и читать то, что вы запланировали сделать. Таким образом, нужное вам знание, рано или поздно войдёт в ваше сознание.

Студентам, конечно сложнее, им не дают времени на раскачку. Но им я могу посоветовать лишь один метод, которому 99% из них, к сожалению, не последует. Это . Если ложиться спать не позднее 22.00 и вставать не позже 6 утра, то утренние лекции, даже если они вам триста лет не нужны, будут восприниматься намного бодрее, и сон не будет одолевать вас так настойчиво.

На этом я прощаюсь и А если у кого-то есть иное мнение по-поводу затронутой здесь темы, то я с интересом ознакомлюсь с ним.
Да, совсем забыл, ниже я предлагаю вашему вниманию отрывок из лекции Торсунова, о котором я упомянул в своём тексте.

Еще один ответ на вопрос почему засыпаешь во время чтения я нашёл в книге Светланы Пеуновой «Азбука счастья». В ней я наткнулся на такие её слова — предостережение «моя книга несёт большой заряд энергии и информации. А ваша энергоемкость ограничена. Поэтому для лучшего усвоения материала читайте не более одной главы в день» . То есть автор явно тоже в курсе проблем связанных со чтением и связывает их со значимостью, количеством и качеством предоставляемого читателю материала. Это еще раз подтверждает моё предположение о том, что чем более энергоёмкий материал мы получаем из книги, тем сложнее нам его перерабатывать и тем быстрее у нас включается «защитный механизм».


    Дмитрий от 7 июля 2014 06:54 от 7 июля 2014 07:22 Дмитрий от 7 июля 2014 07:58 Дмитрий от 7 июля 2014 08:19 от 7 июля 2014 21:16 Оля от 21 июля 2014 04:28 Дмитрий от 21 июля 2014 05:34 от 21 июля 2014 08:25 Оля от 21 июля 2014 23:50 Маргарита от 7 августа 2014 13:12 от 8 августа 2014 08:02 Надежда Давыдова от 10 августа 2014 12:59 Дмитрий от 10 августа 2014 17:05 Надежда Давыдова от 10 августа 2014 18:24 Дмитрий от 10 августа 2014 19:06 от 10 августа 2014 19:43 Дмитрий от 10 августа 2014 19:46 от 10 августа 2014 21:39 Дмитрий от 24 августа 2014 15:58 от 24 августа 2014 21:33 григорий от 22 апреля 2015 06:12 от 22 апреля 2015 07:37 бек от 4 июня 2015 09:41 от 4 июня 2015 10:53 Пустой от 8 сентября 2015 16:54 Ирина от 15 сентября 2015 19:13 от 15 сентября 2015 19:30 Наталья от 22 января 2016 16:21 от 22 января 2016 19:12 Александр от 24 июня 2016 17:44 Юрий от 3 августа 2016 14:10 от 3 августа 2016 20:05 Юлия от 4 августа 2016 08:03 от 4 августа 2016 08:36 Юлия от 4 августа 2016 13:06 от 4 августа 2016 16:21 Юлия от 5 августа 2016 07:18 от 5 августа 2016 07:43 Татьяна от 17 августа 2016 07:44 Денис от 23 декабря 2016 11:23 от 24 декабря 2016 06:28 Alex Sandra от 5 января 2017 16:24

Большую часть своих знаний наш современник получает из учебников, книг, журналов и других полиграфических изданий и, естественно, его волнует вопрос: как лучше запоминать прочитанное.

Ниже в рамках данной статьи мы постараемся объяснить это разными и понятными способами. Итак, приступим.

Принципы работы мозга при запоминании

Давайте разберемся с основными принципами деятельности мозга при процессе фиксирования информации, чтобы определиться, как научиться запоминать прочитанное.

Память – это информация о прошлом опыте, закрепление которого происходит в три этапа - запоминание, сохранение и воспроизведение. Последний шаг – воспроизведение, как раз и является функциональной характеристикой продуктивной памяти. При помощи специальных методик можно в несколько раз расширить ее возможности.

Как научиться быстро запоминать прочитанное

Умные нейроны следят, чтобы мозг не переутомлялся, и при процессе запоминания отсекают часть информации. Поэтому уже через сутки в памяти остается только 20% прочитанного вами текста.

Но как лучше запоминать прочитанное и обойти бдительных нейроновых стражей?

Самое главное, для того, чтобы запомнить текст, нужна мотивация. Убедите свой мозг и себя, что это не только интересная информация, но и важная.

Во время чтения не возвращайтесь постоянно к непонятным для вас фрагментам, это отвлекает. Лучше перечитать их после всего содержания, а может случиться, что в этом и не будет необходимости – вы уже освоили основной смысл прочитанного.

С утра до обеда – самое продуктивное время для работы мозга, в том числе и для запоминания. Если нужно запомнить важный текст, прочтите его вечером, тем самым вы создадите «матрицу» в своем мозгу для данной информации, а повторение в утренние часы надежно ее закрепит.

Методика как научиться быстро запоминать большой текстовой материал проста – записывайте тезисы, факты, цифры. Кто-то лучше запоминает, если прочитанное переведет в графическую форму. Это позволит мозгу систематизировать информацию и облегчит ее задачу по запоминанию.

Обсуждайте и пересказывайте прочитанное с друзьями, родными. Тем самым вы акцентируете свое внимание на главных моментах того, что прочитали. Ассоциации помогут вам образно представить читаемый текст и дадут дополнительный стимул для фиксирования информации в блоках памяти.

Это, кстати, один из самых действенных методов быстрого и на довольно длительное время запоминания.

Запоминаем с первого раза

Чтобы запомнить с первого раз то, что вы прочитали, нужно применить сразу несколько мнемонических принципов. Читая текст, мысленно выделяйте ключевые слова, основные моменты, связывая их с определенными уже известными вам фактами и образами. При возможности фиксируйте их на бумаге.

После прочтения, постарайтесь еще раз вспомнить выделенные вами смысловые фразы и слова и связать их со всем содержанием текста. Бывают и такие ситуации, когда необходимо периодически фиксировать в памяти большой объем в короткие сроки.

Видео - Как лучше запоминать прочитанное:

Как научиться запоминать прочитанное с первого раза, например, содержание методического пособия?

  • Прочитайте оглавление,
  • Познакомьтесь с выводами по каждой главе или параграфу,
  • Больше всего внимания уделите заключению,
  • После этого, если позволяет время, можно бегло ознакомиться с основным текстом.


gastroguru © 2017