Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего. Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего Смотреть что такое "Герман, архиепископ Казанский" в других словарях

Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского (+ 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве - как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515).

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырского долгу, попытался вразумить царя своими увещаниями. - "Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу", - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать Москве под надзором. Около двух лет святитель пробыл в опале и 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

Герман, архиепископ Казанский

Этот деятель Русской православной церкви, славный своим благочестием и силой духа, родился около 1505 года в городе Старица, что близ Твери, в семье боярина Феодора Садырева-Полева и наречен был Григорием. С юных лет он возлюбил молитву и чтение святых книг. Достигнув двадцати пяти лет, Григорий пришел в Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, игуменом которого был Гурий (будущий архиепископ Казанский), который постриг Григория в монахи и нарек его при этом Германом, и осуществлял духовное руководство над ним.

В Волоколамской обители Герман усердно трудился над переписыванием священных книг (в описи монастыря под 1545 годом упоминаются Евангелие и Богородичник, под 1573 – еще и Псалтирь, исполненные его рукой); был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В свободное от исполнения послушаний и писания книг время Герман усердно читал, пользуясь богатой монастырской библиотекой, ревностно исполнял послушания и вел строгую подвижническую жизнь.

В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, прослышав о его благочестии, пожелала видеть его своим игуменом. В том же году епископ Тверской Ананий рукоположил его во иеромонаха, затем возвел в сан архимандрита и поставил настоятелем этой обители. Вступив в управление монастырем, Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве – как внешнем, так и внутреннем. Для братии он являл собой образец смирения и кротости. Он требовал ото всех строгого соблюдения иноческих обязанностей, и привнес в Старицкую обитель устав преподобного Иосифа Волоцкого, основателя Волоколамского монастыря. Но через два с половиной года архимандрит Герман покинул Старицкий монастырь, доведенный им до состояния полного благополучия, передав начальство в нем Иову, своему постриженнику, впоследствии первому патриарху Московскому. Любовь к уединенным подвигам вернула его в Волоколамский монастырь, где Герман спасался как простой инок. Когда же в 1553 году в Москве появился новый еретик Матфей Башкин (не признававший Святых Тайн и отрицавший веру в Святую Троицу), Герман вместе со своим отцом (который принял постриг в той же Волоколамской обители) был призван на церковный собор в Москву. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель под надзор Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

После покорения Казани архиепископом Казанским в 1555 году был назначен бывший игумен Волоколамского монастыря Гурий. Ему было поручено первым делом устроить обитель в Свияжске, чтобы она была рассадником веры и благочестия в этом крае, до сих пор мусульманском. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске по указанию Гурия был назначен Герман. Получив от Ивана Грозного богатое вспомоществование, Герман ревностно занялся сооружением каменных церкви Николая Чудотворца (1556) и Успенского собора (1558) и келий для иноков. Основанное в Казани подворье Свияжской обители со временем разрослось в самостоятельный Иоанно-Предтеченский монастырь. Благоустраивая обитель, сам он жил очень скромно, поселившись в малой келье под колокольней, когда храм был достроен. Вскоре Свияжская обитель сделалась средоточием христианской проповеди для язычников, населявших правый берег Волги. Основой просвещения являлись прежде всего книги. И настоятель Герман знал это очень хорошо – более 150 книг пополнили библиотеку монастыря за восемь лет, которые он был в нем настоятелем. Опыт в этом деле он приобрел еще в Волоколамской обители. Архиепископ Гурий оказал своему усердному помощнику особенное доверие – поручил суду его все сельские церковные причты Свияжского уезда, а Успенский монастырь освободил от своего суда. По смерти Гурия собором русских епископов Герман был признан достойным занять архиерейскую кафедру. И 12 марта 1564 года Герман стал архиепископом Казанским и Свияжским. Герман успешно управлял епархией, продолжая дело своего предшественника и учителя. При нем усилилась миссионерская деятельность, воздвигались новые храмы, при монастырях открывались школы – православие утверждалось в этом прежде языческом крае.

В 1566 году Иван Грозный вызвал Германа в Москву и повелел избрать его митрополитом Московским. Герман сначала попытался отказаться, понимая, что может принести ему эта кафедра в такие времена. Но царь не потерпел возражений и приказал Герману поселиться в положенных митрополиту покоях еще до возведения в сан. Видя многие несправедливости со стороны царского окружения, Герман попытался вразумить царя, заговорил с ним о его грехах, о Страшном суде Божием, на котором все подданные и цари должны будут дать отчет перед Господом, перед которым страшно будет презревшим закон Божий, кем бы они ни были. Царь вышел от Германа в ярости. Он рассчитывал увидеть в нем своего покорного слугу, однако услышал, как тот обличает бесчинства его опричников. Германа с бесчестьем вышвырнули из митрополичьих палат, но не отпустили в Казань, как он и прежде просился, а содержали в Москве, в заключении. Поэтому избрание в митрополиты Филиппа прошло без его участия, хотя как архиепископ Казанский он должен был присутствовать. Многие тогда были уверены, что он уже умерщвлен. Однако на посвящении Филиппа в митрополиты он присутствовал. Слушая речь Филиппа, обращенную к Ивану Грозному, Герман увидел, как царь был разгневан словами митрополита и потребовал осудить его. Он не с чужих слов знал, какие гонения и страдания ожидают Филиппа. И он один заступился за него, когда прочие подчинились требованию царя. «Хотя бы и вся братия наша, – говорил Герман, – еще тьмами словес обносила перед тобою сего блаженного – ни один из них не сказал тебе правды. Сей человек от юности своей никогда не произносил неправды и не знал никакого лицемерия!» Царь безмолвствовал, не найдясь, что ответить на столь дерзновенные речи. Но слова Германа не спасли Филиппа от заточения и смерти.

Это был последний подвиг святого Германа. Он преставился 6 ноября 1567 года в Москве, во время морового поветрия, и был «погребен по чину святительскому», в церкви святителя Николая «Мокрого». В последний путь его проводили архимандриты Иродион (настоятель Свияжского Успенского монастыря) и Иеремия (настоятель Казанского Спасского монастыря).

В 1595 году (по другим источникам, в 1592 году) жители Свияжска добились от царя Феодора Иоанновича и патриарха Иова разрешения перенести тело святого Германа в свой город. Гроб с мощами святителя встречал митрополит Казанский Гермоген, впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Мощи были поставлены в алтаре Успенского храма Свияжской обители. Тогда же совершилось несколько чудесных исцелений, в том числе прозрели два слепца.

При митрополите Лаврентии, управлявшем Казанской епархией с 1657 по 1672 год, была составлена служба святителю Герману и написано его житие. Автором жития был инок Свияжского монастыря Иоанн. Всероссийское прославление святителя Германа началось после освидетельствования его святых мощей митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. 6 октября 1695 года Маркелл (митрополит Казанский в 1690–1699 годах) переложил мощи в новую гробницу. В следующем году часть их была передана в город Симбирск по просьбе жителей города (также в 1849 году частица мощей святого Германа была передана в Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь). В тот же год состоялась и канонизация святого Германа в лике святителя. При преемнике Маркелла Тихоне (митрополит Казанский в 1699–1724 годах) была составлена особая служба, употреблявшаяся за богослужением в Свияжской обители до середины XIX века. В 1857 году архиепископ Евлампий, бывший Тобольский, живший в Свияжском монастыре на покое, составил акафист святителю Герману, а в 1860 году – новую службу.

В 1923 году в рамках советской антирелигиозной кампании рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли. В 2000 году была обретена частица мощей святителя Германа, которая в ковчежце была сокрыта под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев, куда она была перенесена в 1929 году из упраздненного Иоанно-Предтеченского монастыря. Эту частицу разделили на две части для Свияжского и Иоанно-Предтеченского монастырей.

Примерно так история святителя Германа Казанского изложена в его житии. Разве что добавлена совсем небольшая часть, посвященная событиям, имевшим место после его написания, и уточнены некоторые детали, о которых автор жития не мог знать.

Но действительно ли все было именно так?

В отличие от святых более раннего периода, биографы святого Германа могли опираться не только на его житие. Помимо житий святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского (написанных митрополитом Казанским Ермогеном, впоследствии патриархом Московским и всея Руси), жития митрополита Филиппа (Колычева), к таким источникам могут быть отнесены «летописцы» волоколамский (Игнатия Зайцева) и казанский (Иосифа Крылова), другие летописи, различные акты и даже книга князя Андрея Курбского «История о великом князе Московском». Князя, который был приближенным Ивана Грозного, а потом вынужден был бежать, спасаясь от царского гнева.

Итак, год рождения святого Германа не является результатом чьих-то расчетов. День и месяц назвать невозможно, но по сравнению с большинством других святых и это – немалый прогресс. Известно и его мирское имя, которое он носил до пострига. Урожденный Григорий Федорович Садырев-Полев. Князь Курбский в своей «Истории…» говорил о княжеском происхождении Германа, относя его к роду Полевых, происходивших от смоленских князей. Будто бы прапрадед Германа, Федор Полев, был последним, кто мог претендовать на княжеский титул, но потерял его, поступив на службу к Борису – волоцкому (волоколамскому) князю. Полевы имели вотчины в Волоцком уезде и даже были связаны с Иосифо-Волоцким Успенским монастырем (имея в нем родовую усыпальницу) – тем самым, где Григорий принял постриг. Правда, есть одна странность – в родословных книгах рода Полевых не упомянуты ни сам святитель Герман, ни его отец. Возможно, это следствие судьбы святого Германа – и записи были уничтожены. Но не будем гадать.

Во всяком случае отец Григория – Садырь Полев (в крещении Феодор, в иночестве Филофей) действительно имел вотчины в Волоцком уезде. Есть грамота 1527 года, где он фигурирует как свидетель продажи Иосифо-Волоцкому монастырю деревни, а в 1531 году сам пожертвовал обители принадлежавшую ему деревню и принял постриг. В монастыре в разное время был келарем, казначеем, одним из соборных старцев (участвуя при этом в совершении земельных сделок). Похоже, и отец и сын принадлежали к так называемым иосифлянам – то есть тем, кто не считал зазорным для монастырей иметь крупные земельные владения. Непонятно только, как Герман при таких взглядах (его действия в дальнейшем наводят на мысль, что он был единомышленником отца в вопросах монастырской собственности) мог действительно сойтись с Максимом Греком – который оказался в ссылке в той же обители как раз за критику подобных взглядов. Кроме того, на то, чтобы подружиться с Максимом, у него было совсем немного времени, учитывая занятость молодого инока в послушаниях и переписывании книг. Если отталкиваться от рождения Григория-Германа около 1505 года и его пострига в 25-летнем возрасте, то выходит, что в обители он оказался примерно в 1530 году (вряд ли намного раньше). А в 1531 году Максим Грек был осужден за свои взгляды повторно и переведен в другой монастырь. Так что даже если Герман был знаком с Максимом, вряд ли они могли беседовать часто и подолгу.

В 1551–1553 годах Герман являлся архимандритом Старицкого монастыря, который при нем достиг процветания и благополучия – лишнее свидетельство того, что если Герман и симпатизировал Максиму Греку, то взглядов его не разделял безоговорочно, полагая проповедуемое Максимом нестяжательство чрезмерным. До этого Герман являлся игуменом Отмицкого (Вотмицкого) Покровского монастыря в устье реки Тьмы близ Твери (но, видимо, недолго – большинство биографов Германа, как и краткие версии его жития, об этом эпизоде обычно не вспоминают). Оставив Старицкий монастырь под присмотром Иова, будущего патриарха, Герман отбыл в Москву. Достоверно неизвестно, по какой причине он туда поехал, однако в Москве он принял участие в соборе, судившем еретика Матфея Башкина. Выражаясь современным языком, отец Германа, старец Филофей «вел судебный процесс». Житие утверждает, что Герман сначала вернулся в Иосифо-Волоцкий монастырь, где снова стал простым иноком, и уже оттуда – через какое-то время – вместе с отцом отбыл на собор. Но, скорее всего, Герман был вызван в Москву из Старицы и ехал туда либо напрямую, либо через Волоколамск (но в этом случае был там лишь проездом, чтобы ехать дальше вместе с отцом). Впрочем, это всего лишь мое предположение (вполне логичное, по-моему), которому нет никаких документальных подтверждений. Но вот уже после собора, приговорившего еретика к ссылке в Иосифо-Волоцкий монастырь, Герман, сопровождавший Башкина к месту заточения, остался в Волоколамске монастырским казначеем и не раз участвовал в делах по покупке или продаже земли.

Впрочем, на этот раз Герман задержался в Волоколамске ненадолго. После завоевания Казани бывший настоятель Иосифо-Волоцкой обители Гурий стал первым архиепископом Казанским. Естественно, что в помощь себе Гурий привлек тех, на кого мог положиться. В феврале 1555 года Герман стал архимандритом новоучрежденного Успенского монастыря в Свияжске. Вместе с Варсонофием, архимандритом еще одного нового монастыря – Казанского Спасо-Преображенского (в 1567–1570 годах епископом Тверским, впоследствии также канонизированным вместе с Гурием и Германом в 1595 году), возглавил миссионерскую деятельность по христианскому просвещению жителей бывшего Казанского ханства – Варсонофий отвечал за саму Казань и левобережье Волги, Герман – за правобережье («нагорную область»), причем действовал активнее и куда успешнее Варсонофия – в Свияжском монастыре приняли православие тысячи чувашей и татар. Однако не забывал Герман и о «благе обители» – в 1557 году, когда Казанская война завершилась окончательной победой войск Ивана Грозного и началась раздача брошенных прежними жителями земель, свияжский архимандрит добился выделения своему монастырю в собственность огромных земельных массивов в Казанском и Свияжском уездах, причем уже при Германе эти земли активно осваивались. Благодаря своему первому настоятелю Свияжский монастырь стал крупнейшим в крае землевладельцем (когда Екатерина II запустила в 1764 году секуляризацию церковных владений, на землях, которые монастырь успел получить при Германе, находилось около 60 сел и деревень, в которых только ревизских душ насчитывалось более 8 тысяч; разговор о том, зачем императрица пошла на это и как влияли на экономическую жизнь России подобные землевладения – к слову, необлагаемые никакими налогами – стоит как минимум отдельной книги).

В Свияжске Герман получил горькую весть – в 1561 году его отец, остававшийся в Иосифо-Волоцком монастыре, был зарезан при, как теперь принято говорить, «невыясненных обстоятельствах».

После смерти архиепископа Гурия Герман в марте 1564 года был избран архиепископом Казанским. Согласно житию Варсонофия Тверского, Герман «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». Впрочем, в Казани он провел не более двух лет. В конце весны 1566 года он выехал в Москву для участия в земском и церковном соборах. В Казань, как известно, Герман уже не вернулся.

Трудно сказать, когда именно Иван Грозный выбрал Германа для избрания в митрополиты. Вполне возможно, что Герман действительно выехал в Москву, уже зная об этом. Однако не менее возможно, что он узнал об этом уже в Москве. Так или иначе, но церковному собору предстояло избрать нового митрополита Московского – 19 мая митрополит Афанасий (избранный всего-то в феврале 1564 года) оставил кафедру. Официально – «по состоянию здоровья», но, скорее всего, из-за конфликта с опричниками.

Архивные документы говорят, что 9 июня 1566 года, в воскресенье, архиепископ Казанский Герман, архиепископ Новгородский Пимен и епископ Ростовский Никандр служили литургию в московском Успенском соборе.

Учитывая расстояние от Казани до Москвы и состояние дорог, а также время, требуемое на сборы в дорогу и на последующее размещение в Москве, все же, думаю, можно предположить, что Герман начал собираться в дорогу еще до изгнания Афанасия.

Подпись Германа стоит на приговорной грамоте Земского собора о продолжении войны с Литвой (впрочем, графологи обращают внимание на то, что подпись Германа по почерку очень схожа с подписью Пимена), датированной 2 июля того же года. В Никоновской летописи под 25 июля имя Германа названо среди участников освященного собора, который избрал митрополитом Филиппа (хотя подписи Германа и суздальского епископа Елевферия на «приговоре» об избрании митрополита отсутствуют). По всей видимости, имевший столь печальные последствия разговор «почти митрополита» с царем состоялся в конце июня – начале июля, раз уж собор избирал не Германа, к кандидатуре которого царь склонялся изначально. Все же в писцовой книге Казани – в записи, сделанной в начале 1567 года – при описании архиерейского дома Герман упоминается все еще как архиепископ.

Обстоятельства же кончины Германа покрыты мраком. Князь Андрей Курбский в своей «Истории о великом князе Московском» описывал это следующим образом (в переложении на современный русский язык):

«…Еще до возведения на митрополию Филиппа великий князь умолил занять митрополичий престол казанского епископа Германа. Герман возражал, но принужден был стать митрополитом решением Освященного собора. И говорят, что уже в первые два дня пребывания на митрополичьем дворе он тяготился своим великим саном, так как не хотел нести свою службу под таким лютым и безрассудным царем. Он начал с ним беседу, напоминая тихими и кроткими словами о Страшном суде Божьем и нелицеприятном наказании каждого человека за дела его, будь он царем или простым человеком.

Они испугались, что царь послушает совета епископа и тогда всех их прогонит от лица своего и им придется отправиться в свои пропасти и норы. Как только они услышали от царя эти речи, то единым словом отвечали ему: «Боже сохрани тебя от такого совета. Разве хочешь, о царь, быть у того епископа в неволе еще горшей, нежели пребывал у Алексея и Сильвестра перед этим несколько лет?» И молили его коленопреклоненно со слезами, особенно же один из них – Алексей Басманов с сыном своим. Он послушал их и приказал епископа из церковных палат изгнать, говоря: «Еще и на митрополию не возведен, а уже меня обязуешь неволей». И дня через два был найден мертвым в своем дворе епископ Казанский. Говорят, удушен был тайно, по цареву повелению, или ядом смертоносным уморен…»

Курбский излагал дело таким образом, что Герман был убит (удушен или отравлен) до поставления Филиппа в митрополиты, то есть не позднее 25 июля 1566 года. Однако помимо жития, относящего кончину архиепископа Казанского на ноябрь 1567 года, существуют и другие документы, подтверждающие, что тот был жив и не лишен сана в первой половине того же года. Напомню еще, что Курбский писал об этом, находясь за пределами Московской державы и опираясь лишь на слухи, доходившие до него из Москвы.

Житие святителя Филиппа, соглашаясь с книгой Курбского в том, что смерть Германа была насильственной, предлагает другую версию его гибели – будто бы архиепископ Казанский после бесчестного изгнания из митрополичьих палат был схвачен и заперт в келье, где и был впоследствии (спустя год с лишним) убит – неизвестный опричник отрубил ему голову двумя ударами топора. Эта версия довольно неожиданно подтвердилась в 1888 году, когда проводилось переоблачение мощей святого Германа. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин исправил службу Герману и написал акафист, в котором святитель прославлялся как страстотерпец (то есть мученик, но погибший не за веру, а в силу злобы и ненависти, корыстолюбия и коварства близких людей и даже единоверцев). Однако Святейший Синод своим определением, вынесенным годом позже, не разрешил публикацию этих текстов. Все же Вениамин в итоге добился своего – увиденное им отразилось в новонаписанном житии святого Германа, написанном П.В. Знаменским и изданном в Казани в 1894 году. Вскрытие мощей большевиками в начале 1920-х годов лишний раз подтвердило достоверность жития Филиппа в отношении смерти Германа.

Неизвестно, насколько реальна дата смерти Германа – 7 ноября 1567 года, – приводимая в его житии, учитывая многие свидетельства того, что умер он не от болезни, однако надо думать, что она может быть довольно точной, поскольку 2 февраля 1568 года архиепископом Казанским был избран Лаврентий (о котором известно только, что до этого с 1564 года являлся настоятелем уже упоминавшегося Иосифо-Волоцкого монастыря, куда он и возвратился, оставив архиерейскую кафедру в конце 1573 года, и где скончался через несколько месяцев).

Но эти сведения по большей части – достижения ученых-историков. А что же, собственно, житие святого Германа?

Увы, В.О.Ключевский в уже не раз здесь цитированной книге «Древнерусские жития святых как исторический источник» написал о житии Германа следующее:

«По поручению казанского митрополита Лаврентия (1657–1673) монах свияжского Успенского монастыря Иоанн написал житие основателя этого монастыря, казанского архиепископа Германа с чудесами и надгробным словом; последнее, как видно, было даже произнесено автором публично в Казани. Житие и слово изложены очень витиевато, «широкими словесами», по выражению автора, но скудны известиями».

«Поздний биограф откровенно признается, что многого не знает о Германе и не нашел никого из его современников; не раз он просит читателя не требовать от него подробностей, ибо темное облако забвения покрывает память святого, благодаря отсутствию старых записок о нем».

В общем, мы в очередной раз имеем дело с талантливым литературным произведением, основанным больше на житийной традиции, чем на реальных исторических деталях, к тому же весьма немногочисленных и не слишком жестко скоррелированных между собой. Да еще и без ошибок не обошлось. В примечании к вышеприведенному фрагменту Ключевский дал следующие пояснения и добавления:

«Список XVIII века… Нач[инается словами] «Уме промыслительный мой! К тебе убо в настоящее сие время беседую». После прибавлены к труду Иоанна новые чудеса 1675–1679 годов с любопытной заметкой о раскольниках в Казанском крае. Есть в житии и неточности: так, причиной низвержения митрополита Филиппа выставлен отказ его благословить царя на разгром Новгорода, что было уже после низвержения; точно так же Герман не мог защищать Филиппа в 1568 году по этому поводу, о чем много говорит житие. Архиепископ Филарет [в своем «Обзоре русской духовной литературы, том I, 351] по ошибке называет автором жития митрополита Лаврентия…»

К вышесказанному можно добавить, что авторы недавнего фильма «Царь», который многие воспринимают как исторически достоверный, умудрились исказить события куда больше, чем Иоанн – в нем войска Стефана Батория вышибают русский гарнизон из Полоцка при жизни Германа, хотя в реальности к этому моменту казанский архиепископ уже лет двенадцать как умер (Полоцк был взят московским войском в 1563 году и снова занят Баторием в 1579 году).

Разумеется, «темное облако забвения покрывает память» не только об одном Германе Казанском, но еще и о многих-многих других преподобных и блаженных, святителях и благоверных, поминаемых православным церковным календарем. Но составители многих прочих житий не были так самокритичны, как свияжский инок Иоанн, который – немыслимое дело – извинялся перед читателем за недостаток сведений. Эти прочие агиографы не признавались в том, что заполняли зияющие пустоты в образах святых вместо отсутствующих (и порой вполне восполнимых) сведений старым, спертым воздухом церковного красноречия и общих мест, как впоследствии стали набивать уже ватой мощи этих же угодников Божьих, сдавшиеся в борьбе с неумолимым временем, чтобы получить «подобие нетленных тел», покоящихся в раках. Или и вовсе заключать их в ковчеги, как и хранить «под спудом» (а нередко и делать вид, что они там есть).

Итак, житие святого Германа, второго архиепископа Казанского и несостоявшегося митрополита Московского, дает нам немного – в плане описания реальных событий его жизни, к тому же отягощает свой рассказ явными ошибками и искажениями. Хотя даже без упоминания истинных причин его кончины, это мог быть весьма интересный исторический документ, а не только произведение духовной литературы, написанное по определенному шаблону.

А что же сам Герман? Насколько он был достоин почитания и причисления к лику святых? Что ж, история не сохранила никаких намеков на какие-то несусветные грехи, которые могли бы за ним водиться. И при столь афишируемой заботе о благе братии сам он при этом жил вроде как весьма скромно. Тем не менее любопытно, что при всей своей праведности он весьма прагматично и хозяйственно подходил к вопросам обеспечения этого самого блага – будучи казначеем Иосифо-Волоцкого монастыря, прирастил его владения, участвуя в земельных сделках обители. А перебравшись в Свияжск, не только строил храмы и просвещал язычников, но и сумел прибрать весьма изрядный кус далеко не худших «ничейных» земель – настолько изрядный, что следующие двести лет монастырю не было нужды прикупать еще деревеньки (о размерах этих владений говорилось выше). Любопытно, что деятелей подобного рода весьма приветствовали «заклятые друзья» как православных, так и католиков – европейские протестанты, одним из девизов которых было утверждение «богатеть – дело богоугодное». Во всяком случае, его вполне можно отнести к числу тех, кто иллюстрирует собой неразборчивость канонизирующих – ведь если канонизировать всех, кто жил более-менее порядочно, если уж не праведно, и все равно стал жертвой суровых – вне зависимости от столетия – российских реалий, то под этой обложкой не вместится даже сотая часть только перечня имен, без каких-либо подробностей…

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

КАЗАНСКИЙ Петр Иванович (1840–1913), рус. правосл. церк. писатель. Род. во Владимирской губ., в семье священника. В 1864 окончил МДА. После получения степени магистра К. был направлен в Ярославскую ДС, где преподавал евр. язык. В 1866 он вернулся в Сергиев Посад, в Вифанскую ДС, а с 1867

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Гурий, Архиепископ Казанский и Варсонофий, Епископ Тверской Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по повелению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Герман, святитель, Архиепископ Казанский Святитель Герман, архиепископ Казанский (в миру Григорий), родился около 1505 года в городе Старицы Тверской области в семье боярина Феодора Афанасьевича Садырева–Полева. С юных лет Григорий возлюбил молитву и чтение святых книг.

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Гурия, первый Архиепископ Казанский, святитель Святитель Гурий, в крещении Григорий, родился в Радонежском городке, где жил некогда преподобный Сергий в родной семье своей до удаления в пустыню. Родители Григория были дворяне Руготины, бедные и малоизвестные. В доме

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Иоанн, мученик Казанский Святой мученик Иоанн Казанский был родом из Нижнего Новгорода. Он жил в начале XVI века, когда Московское государство подвергалось частым набегам казанских татар. В один из таких набегов в царствование великого князя Василия IV Иоанновича (1505–1533)

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мученик Иоанн Казанский (+ 1529) Память его празднуется 24 янв.В 1529 г. во время набега на Кострому татары увели в плен юношу Иоанна. В плену они тщетно старались совратить его в ислам - Иоанн все ночи проводил в молитве и был непоколебим. Тогда они отвели его на кладбище и там

Из книги Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга автора (Никитин) Архимандрит Августин

Святитель Гурий, Архиепископ Казанский (+ 156з), и святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1575), просветители Казани Память их празднуется 4 окт. в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после 4 окт. вместе с Собором Казанских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Святитель Герман, архиепископ Казанский (+ 1567) Память его празднуется 6 нояб. в день преставления, 23 июня в день второго перенесения мощей внутри Успенского собора в Свияжске, 25 сент. в день первого перенесения мощей из Москвы в Свияжск и 4 окт. вместе с Собором Казанских

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними «В качестве полкового священника сибирской армии, - описывает П. Туруханский, - мне пришлось довольно долгое время странствовать по городам и весям

Из книги автора

Казанский девичий монастырь Россия, г. Калуга, ул. Дарвина, д. 13/33.Монастырь возник вскоре после Смутного времени в начале царствования Михаила Федоровича не ранее 1625 года. Перестраивался в 1685 и 1726 годах. При игуменье Мариамне Пальчиковой (1673–1680) обнесен каменной оградой. В

Из книги автора

Свято-Казанский женский монастырь Россия, Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново.В начале XVI века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери «Казанская». О храме нет никаких упоминаний.

Из книги автора

Казанский собор Эпоха Анны Иоанновны (1730–1740 гг.) Из содержания архивных документов следует, что уже вскоре после основания Санкт-Петербурга на Петербургской стороне стояла небольшая часовня с иконой Божией Матери Казанской, привезенной в 1710 г. по приказанию Петра I из

Из книги автора

Гурий Казанский, святитель (+1563) Архиепископ Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; ок.1500, Радонеж - 5 декабря 1563, Казань) - епископ Русской Церкви, первый архиепископ Казанский и Свияжский.Почитается в лике святителя.Святитель Гурий носил до пострижения имя Григорий

Из книги автора

Герман Казанский, святитель (+1567) Архиепископ Герман (в миру Григорий Фёдорович Садырев-Полев; 1505, Старица – 6 ноября 1567, Москва) – епископ Русской церкви, архиепископ Казанский и Свияжский.Святой Русской Церкви, почитается в лике святителя.Герман родился в Старице и

Из книги автора

ГЕРМАН, архиепископ Казанский родом из города Старицы; при крещении назван Григорием; происходил от дворянской фамилии Садыревых-Полевых, ведущей свое начало от князей Смоленских; пострижен в Иосифо-Волоколамском монастыре и назван Германом. Слава о житии Германа скоро

Из книги автора

ИОАНН, мученик Казанский пострадал, как сказано в четьи-минеи М. Макария, за Христа в Казани 24 января 1529 г. - Во время княжения в.к. Василия Иоанновича, при опустошении Нижнего Новгорода Татарами, мноиге Русские взяты были в плен и уведены в Казань; в том числе был и

19 ноября Церковью отмечается день памяти святителя Германа, Казанского архиепископа . Среди всех боярских родов в Московском государстве в XV и ХVI веках благочестивой жизнью и ревностью по службе отличался род Полевых, которые были потомками Смоленских князей. Несколько лиц из этого знатного рода приняли иночество и отличались своей благочестивой жизнью и христианскими добродетелями.

В начале ХVII века в городе Старице у боярина Феодора Афанасьевича Полева родился сын, которого нарекли во святом крещении Григорием, в честь преподобного Григория Декаполита (христианского подвижника, аскета и апологета иконопочитания VIII-IX веков, чудотворца. Родом был из города Иринополь).

Благочестие родителей Григория Полева, их строгая жизнь по заповедям Божиим очень сильно влияли на сына. Еще с младых ногтей он привык соблюдать строго пост, подолгу молиться. Родители же будущего архиепископа старались воспитывать его в страхе Божием.

Среди своих сверстников Григорий отличался кротостью, скромностью и даровитостью. Он не увлекался детскими играми, бесполезными занятиями, но предпочитал «услаждать свою душу полезными размышлениями и беседами». Отрок с великой ревностью стал заниматься чтением богодухновенных книг. Особенно часто он любил читать псалмы Давыдовы, которые укрепляли и воодушевляли его. С юных лет он неуклонно посещал Богослужения. Предпочитал уединение, и здесь среди тишины горячо молился Богу и размышлял о назначении человека и о промысле Божием.

Видя такое воздержание своего сына, родители просили его, опасаясь за его здоровье, умерить свои подвиги. Но он еще более и более усугублял свои труды. Он уже давно стремился к уединенно. Григорий решил всецело посвятить себя служению Богу и принять иноческий постриг. Испросив благословения у своих родителей, он вступил в Волоколамский монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким и славившийся строгостью своей жизни.

В той же обители уже были пострижены в иноки двоюродные братья отца Григория. Волоколамский, по-другому Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, в XVI веке стал центром иосифлян, играл видную роль в политической и церковной жизни и был оплотом борьбы с нестяжателями и еретиками.

Начало подвижнической жизни Германа

В то же время в Волоколамской обители подвизались будущий первосвятитель Казанский Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, ок. 1500-1563 гг.) и преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис, 1470-1556 гг.), который отличался своим просвещением и был невинно заточен, по проискам врагов, в Волоколамский монастырь. Около двадцати пяти лет от роду Григорий вступил в эту обитель, куда потом пришел и его отец под именем Филофей.

Вскоре Григорий был пострижен в иноки, с именем Герман. «Восприняв иночество, он стал с еще большей ревностью подвизаться в делах благочестия. Особенно трудился он над изучением Священного Писания, часто беседовал с просвещенным Максимом Греком и извлекал пользу из сих бесед. Подавая всем пример своей подвижнической жизнью, он отличался необыкновенным смирением и охотно служил братии монастыря, исполняя все послушания, которые возлагались на него.

Особенно он любил заниматься переписыванием богослужебных книг. Рукой святителя Германа, последнего в иноках, как он сам называл себя, были переписаны Евангелие, Богородичники, которые сохранились и до наших дней.

Подвижническая жизнь Германа принесла ему уважение среди иноков Волоколамской обители. Они дивились трудам подвижника, учились его смирению и благодарили Господа. Вскоре молва о благочестивой жизни инока Германа достигла и его родины — города Старицы. Иноки Старицкого Успенского монастыря прослышали о подвигах Германа и стали настоятельно просить его принять начальство в их обители.

Смиренный Герман долго отказывался, но, наконец, уступил просьбам братии Старицкого Свято-Успенского монастыря и отправился к Тверскому архиепископу Акакию (14 марта 1482-14 января 1567 гг.), который с любовью принял святого, возвел его в сан архимандрита и благословил на новое служение. Братия Старицкого монастыря с любовью встретила своего нового настоятеля, которого уже давно хотела видеть в своей обители.

Монастырь был основан в первой половине XVI века, при князе Андрее Ивановиче Старицком, хотя местное предание говорит, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII-XIII веках. С 1559 года монастырем правил архимандрит Иов, уроженец Старицы, будущий первый патриарх Московский и всея Руси.

«Вступив в управление монастырем, святитель Герман с пастырской ревностью стал заботиться о его благоустройстве: он воздвигал постройки, благолепно украшал храмы. Но еще более заботился он о благолепии внутреннем: он всем подавал пример благочестивой жизни, служил для иноков образцом смирения и кротости, всех назидал, увещевал строго соблюдать иноческие обязанности, ввёл в своей обители устав Волоколамского монастыря — словом, был истинным пастырем, добрым отцом и примером, достойным подражания». Иноки старались следовать примеру архимандрита Германа и преуспевали в подвигах под руководством столь опытного в духовной жизни пастыря.

Проповедник слова Божия

Но вскоре Герману пришлось покинуть обитель, он стремился постоянно к уединению, и через два года оставил Старицкий Свято-Успенский монастырь, чтобы снова в уединенной келье Волоколамского монастыря подвизаться в молитве и посте. Он передал начальство в Старицком монастыре, постриженному им, будущему патриарху Московскому и вся Руси Иову.

Прибыв в Волоколамский монастырь, архиепископ Герман стал там жить, как простой инок. Но недолго ему было суждено проводить жизнь в уединении и тишине. В Москве тогда появился новый еретик Матвей Семёнович Башкин, который был представитель реформационного движения, происходил из боярского рода. Башкин отрицал веру в святую Троицу, не признавал Святых Таинств. В 1553 г. на него был созван собор в Москве.

На соборные заседания был вызван и архиепископ Герман. Собор осудил ересь Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамский монастырь к святителю Герману. «Так была известна всем подвижническая и святая жизнь сего ревнителя Христовой веры». Но подвижника ожидало другое, более трудное поприще. В 1552 году царем и великим князем Иоанном Васильевичем Грозным была покорена Казань, главный оплот и твердыня татарского Казанского царства.

Царь Московский позаботился о том, как бы распространить свет истинной веры Христовой в покоренной стране между магометанами и язычниками — инославными. В Казани была учреждена архиепископская кафедра, на которую впервые был возведен Гурий, который был прежде игуменом в Волоколамском монастыре. Ему было поручено устроить обитель в городе Свияжске, городе-крепости, форпосте Московского царства. Настоятелем для обители, по рекомендации Гурия, был назначен Герман, прибывший вместе с Гурием в 1555 г. в город Свияжск (ныне остров — село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу).

Получив богатое пособие от царя и святителей, Герман ревностно начал строить обитель. Много трудов и усилий пришлось ему положить при построении обители. Недостаток необходимых материалов, дороговизна работы, враждебное отношение иноверцев — все это значительно затрудняло и замедляло постройку монастыря. Но при помощи Божией через полтора года работы были закончены. Игумен Герман построил Никольскую церковь, существующую доныне, и при ней высокую колокольню, затем воздвиг великолепный, сохранившийся до сего дня, храм в честь честного и славного Успения Божией Матери.

Особенно ревностно заботился Герман о распространении истинной веры Христовой между иноверцами. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря привлекала к нему многих. Одни приходили за советом, другие за благословением. Святитель всех принимал с любовью, не делая различия между православными и неверующими, всем равно помогал, ко всем относился с любовью. Такое обхождение святого мужа так сильно действовало на язычников, что те стали принимать истинную веру Христову. Настоятель обители щедро помогал всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Но щедрый и милостивый к другим, он был строг и требователен к себе.

Интересно, что управляя немалыми средствами, Герман был крайне скромен в личном плане, и даже сам чинил свою старенькую иноческую одежду. Заботясь о спасении своей души, он не менее заботился и об иноках Свияжской обители. Из них святитель Герман избирал достойных проповедовать слово Божие среди неверующих. Также он собрал большое количество рукописных книг, богослужебных и других, необходимых для великого дела проповеди.

Свияжский Богородице-Успенский монастырь был средоточием Христовой веры в том крае. Благодаря трудам святителя, Свияжская обитель исполнила свое высокое назначение и долго еще оставалась просветительским центром на северо-востоке России. Святитель Гурий ценил заслуги и труды такого ревностного сподвижника, каким был Герман. Они часто переписывались о различных предметах, касающихся церковного просвещения и даже более того. Казанский архиепископ поручил суду и управлению самого Германа не только Свияжский монастырь, но и все церкви Свияжской области. Все его труды были известны и царю. Так более восьми лет подвизался святой Герман.

Архиепископ Казанский и Свияжский

5 декабря 1563 года после многих трудов и подвигов предал Господу свою душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву Германа, желая возвести его на архипастырский престол в Казани. «Они уже прежде слышали много о ревности сего святого мужа и видели в нем единственного достойного преемника святителю Гурию».

Архиепископ Герман, вызванный соборной грамотой в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и Освященного Собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. «Правя своей паствою, он неуклонно шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия». Особенно ревностно он заботился о распространении Христовой веры. Для этого он ввел общежитие в Зилантовском монастыре (Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в городе Казань на Зилантовой горе), чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей инородцев.

Интересно, что отзыв о Германе оставил один из его современников, знаменитый в русской истории князь Курбский Андрей Михайлович (1528-1583 гг.), впоследствии иммигрировавший на Запад: «Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим».

Опальный пастырь

При содействии святителя в Казани был построен тогда Иоанно-Предтеченский монастырь, существующий и в наши дни. Строительство этого монастыря — видимой знак ревностного старания святителя о благолепии храмов Божиих. В таких трудах святитель управлял Казанской паствою около двух лет.

В 1566 г. митрополит Московский Афанасий из-за ухудшающегося здоровья отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь архиепископа Германа хорошо была известна царю Ивану Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. По распоряжению царя святитель Казанский был вызван в Москву. Однако в то время Иван IV окружил себя недостойными опричниками, которые злоупотребляли доверием царя и чинили несправедливости и притеснения.

Вызванный по воле царя в Москву Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Но царь не терпел возражений, и Герман должен был поселиться в митрополичьих покоях еще до посвящения в сан митрополита. И тут проявилась его подлинная архипастырская воля, которую так трудно встретить в современных «князьях церкви». Видя, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, он стал со скорбью замечать, как сильно изменился характер царя. Верный своему пастырскому долгу, он стал вразумлять государя царя, просить остановить злодеяния и призывал к покаянию.

Святитель заступался за митрополита Филиппа (Колычева), который тоже ревностно обличал царя и опричников. Опричники, узнав об этом, стали говорить царю, что обличения Германа бессмысленны и не стоит великому правителю внимать им. Более всех против святителя выступал царский любимец Алексей Басманов со своим сыном. Все опричники просили царя, чтобы он не возводил Германа на митрополичью кафедру. Иван Грозный послушался своих любимцев. Он повелел передать Герману: «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу».

Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хоть он и считался архиепископом Казанским. В это время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерный обличитель неправды и в неволе был опасен для коварных опричников. Святитель Герман умер в Москве 6 ноября 1567 года во время моровой язвы, но существует мнение, что он каким-то образом убит по царскому приказу.

Согласно житию святителя Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсёк топором ему голову. Вскрытие мощей святителя в 1922 году частично подтвердило эту версию. В описании мощей указывается: «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее». Погребен святитель Герман был при церкви святителя Николы Свияжского монастыря.

Прославление архиепископа Германа

Но Господу было угодно прославить Своего угодника чудесами и различными знамениями. При перестройке Никольской церкви были обретены мощи святителя.

В 1592 году жители Свияжска, услышав о чудесах от мощей святителя Германа, обратились к царю Феодору Иоанновичу и к всероссийскому патриарху Иову с просьбой о том, чтобы им было позволено перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Просьба эта была исполнена: 25 сентября 1592 года мощи святителя были торжественно встречены жителями Свияжска. Много чудесных исцелений и знамений произошло при этом событии.

Лишь только мощи святителя Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. В этот момент прозрели два слепца и совершилось много других чудес. Спустя более ста лет, в 1696 году, мощи святого были вновь свидетельствованы, и с того времени началось всеобщее празднование памяти святителя по всей России.

23 июля 1704 года мощи святителя были перенесены из алтаря Успенского храма в самую церковь. В 1842 году для мощей святителя Германа была изготовлена новая сребро-позлащенная рака, а в 1888 году на главу святителя возложили новую митру, при этом в протоколе была отмечена нетленность мощей и разрез на шее, давший возможность говорить о мученической кончине святителя Германа. В советский период рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли.

В 2000 году была обретена частица мощей святителя Германа, которая в ковчежце была сокрыта под престолом храма Ярославских Чудотворцев, куда она, видимо, была перенесена в 1929 году из Иоанно-Предтеченского монастыря.

В миру Григорий Федорович Садырев-Полев, был сыном Садыря (в крещении Федора) Полева, который имел вотчины в Волочком уезде.

Семья Германа Казанского

Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля — потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед Германа, поступивший на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу. Полевы, помимо того что имели вотчины в Волоцком уезде, были также тесно связаны с : многие из представителей рода принимали там постриг, здесь же находилась и их родовая усыпальница. При этом, как ни странно, ни отец Германа, ни он сам не отмечены ни в одной из известных родословных Полевых.

Федор Полев, отец Святителя Германа , упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифо-Волоцкому монастырю в 1526/27 году. В 1530/31 году он пожертвовал в обитель деревню Редькино и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в монастыре должности келаря, казначея, в 1553/54—1554/55 годах был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 году старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным. В 1561 году при невыясненных обстоятельствах он был зарезан.

Путь инока

Будущий принял постриг также в Иосифовом монастыре, где занимался перепиской книг под руководством святителя Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 годов известны три созданные им рукописи: Евангелие, Богородичник и Псалтирь. В обители хранилась также принадлежавшая Герману печатная Псалтирь.

В начале 1551 года он был назначен архимандритом , а чуть ранее — настоятельствовал в Отмицком (Вотмицком) Покровском монастыре, что в устье реки Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкой обители 1607 года перечисляет многочисленные вклады Германа в обитель.

Вероятно, во время процесса над Матвеем Башкиным Герман находился в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифо-Волоцкую обитель. Около этого же времени, предположительно в 1553—1554 годах, святитель являлся настоятелем Возмицкой обители.

3 февраля 1555 года Герман стал архимандритом новоучрежденного Свияжского монастыря под Казанью. В Казань он прибыл вместе с архиепископом Казанским святителем Гурием и архимандритом Варсонофием. Герман активно занимался миссионерской деятельностью, которая охватывала нагорную сторону Казанского края на правобережье Волги, в то время как Варсонофию было поручено христианское просвещение левобережной стороны с Казанью.

В 1557 году, когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны 1552—1557 годов, Герман добился выделения монастырю больших земельных массивов в Свияжском и Казанском уездах, эти земли стали стремительно осваиваться. Свияжский монастырь стал крупнейшим в крае. Ко времени екатерининской секуляризации церковных имуществ на землях, полученных обителью при Германе, находилось около 60 сел и деревень, жило более 8 тысяч крестьян.

В эпоху настоятельства Германа в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 января 1556 года) и собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен 12 сентября 1558 года), вскоре расписанный фресками. Согласно писцовой книге 1568 года, библиотека Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из которых восемь являлись пергаменными.

При Германе в Казани было основано подворье Свияжского монастыря, превратившееся к концу XVI века в самостоятельный . Святитель Гурий Казанский поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные принты Свияжского уезда, а сам монастырь освободил от своего суда.

Архиерей

После смерти святителя Гурия в 1564 году Герман был избран архиепископом Казанским. Согласно Житию святителей Гурия и Варсонофия, Герман «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». При этом непосредственно в Казани святитель провел не более двух лет. В это время он ввел общежитие в , что дало возможность увеличить число ее братии.

Последние упоминания святителя в документах относятся к весне-лету 1566 и началу 1567 года. Так, 12 апреля 1566 года он поручился за князя М. И. Воротынского. В воскресенье, 9 июня того же года, архиепископы Пимен Новгородский и Герман Казанский вместе с Ростовским епископом Никандром служили соборно литургию в московском Успенском соборе. 2 июля 1566 года Герман подписал приговорную грамоту Земского собора о продолжении войны с Литвой. Под 25 июля он упоминается в одной из летописей среди участников освященного Собора, избравшего митрополитом бывшего настоятеля Соловецкого монастыря . При этом на самом приговоре об избрании митрополита подпись Германа отсутствует. В следующем году он упоминается как епархиальный архиерей в писцовой книге Казани при описании владений архиерейского дома.

Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно свидетельству Андрея Курбского, после оставления кафедры митрополитом Афанасием 19 мая 1566 года и до возведения на нее Филиппа (Колычева) 25 июля того же года Герман «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него, яко и соборне, принужден к сему» .

Около двух дней Герман провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем, во время которой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через два дня Герман был найден «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его, овы же ядом смертоносным умеренна» .

В соответствии с рассказом Курбского, Герман был убит между 19 мая и 25 июля 1566 года, чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив еще в начале 1567 года.

В то же время информация Курбского о том, что смерть Германа была насильственной, подтверждается Житием священномученика Филиппа (Колычева), согласно которому Герман был единственным из архиереев, кто выступил в поддержку митрополита против введения опричнины, убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника. Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову.

Переоблачение мощей святителя в 1888 году, когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие праведных останков, имевшее место летом 1922 года, отчасти подтвердили достоверность этих сведений: в описании мощей Германа отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» .

Однако рассказ Жития святителя также создает хронологические сложности, так как, по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митрополитом Филиппом начался в марте 1568 года, то есть после кончины Германа. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Германом опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия Казанских, Герман скончался 6 ноября 1567 года от морового поветрия.

После смерти

Святитель Герман Казанский был похоронен архимандритом Свияжского монастыря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского монастыря Иеремией, согласно его завещанию, в московской церкви Николы Мокрого на Китай-городе в Зарядье.

В 1591 году в результате перестройки храма были обретены мощи, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Ермогена царь Феодор Иоаннович и разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский монастырь. Торжественная встреча святыни в монастыре Казанским митрополитом, братией обители и горожанами состоялась 25 сентября 1592 года. В тот же день митрополит Ермоген совершил отпевание Германа архиерейским чином. Мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны.

Житие и служба святителю Герману с чудесами и надгробным словом написаны монахом Иоанном между 1657 и 1672 годами. В службе содержатся свидетельства митрополита Лаврентия Казанского об исцелении его по молитвам к Герману. В 1696 году Казанский митрополит Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Германа, которые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства от них отделена была частица для Симбирска. 23 июня 1714 года мощи святителя были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до закрытия Свияжской обители в 1918 году.

Летом 1922 года состоялось вскрытие мощей Германа. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в которой сохранялась до 1929 года.

Впоследствии святыня была утрачена. Сохранялась лишь частица мощей, перенесенная еще в 1849 году в казанский Иоанно-Предтеченский монастырь. По-видимому, с 30-х годов XX века эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев. Она была обретена в 2000 году. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском монастыре, другая — в Успенском соборе Свияжской обители.

Герман (Садырев-Полевой) (+ 1567), архиепископ Казанский и Свияжский, святитель. Память 23 июня (6 июля), 25 сентября (8 октября), 6 ноября (19 ноября), в Соборах Казанских и Тверских святых.

В миру Григорий Садырев-Полевой. Родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Садыревых-Полевых, ведущего свое начало от князей Смоленских. В молодые годы Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия. В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком.

В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. По их просьбе Герман принял от Тверского епископа, Акакия, рукоположение в священство и был возведён в сан архимандрита.

Вступив в управление монастырём, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве — как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого.

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединённым подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матвей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 года. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края.

В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на Московскую митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

В сие время, беседуя с Иоанном Грозным наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно первосвятителю, о грехах и христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою. Упомянул о смерти, о страшном суде, о вечной муке злым. Иоанн задумался, вышел от него с лицем мрачным, пересказал любимцам своим речи архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: «Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильверстом: ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря». — «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», — передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Митрополитом же Московским был избран свт. Филипп (Колычев).

Около двух лет святитель пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 ноября 1567 года скончался, полагают, что опричники были его убийцами. Его похоронили в церкви святителя Николая Гостунского.

Князь Курбский в сказаниях своих говорит о кончине святителя Германа так: «овии глаголют удушенного тайно за повелением его (царским), овии же ядом смертоносным уморенна». О свойствах же святителя изъясняет:

…и бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног… человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело.
По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.



gastroguru © 2017