Новгородский самый известный храм создан как он. Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице

Достопримечательности под стать городу: кремль красно-кирпичный башенный, стены с бойницами вдвое старше Московского Кремля. Музей Витославлицы под открытым небом, где собраны деревянные избы и дома из прошлых столетий, Ярославово дворище на другом берегу реки Волхва, Церковь Спасо-Преображения с бессмертными фресками иконописца Феофана Грека - в этих достопримечательностях сосредоточено искусство Великого Новгорода.

Главная достопримечательность - это в Новгороде, белокаменный шедевр церковного зодчества. Стоит храм в середине Новгородского Кремля с 1050 года, без малого тысячу лет, с тех пор, как построен был мастерами киевскими по приказу Новгородского князя Владимира, сына История создания Софийского собора связана со сгоревшим в огне деревянным храмом о 13 куполах, выстроенным из дуба в 989 году. Позвал Владимир отца и княгиню Ирину сразу после пожара, дождался их приезда и с родительского благословения заложил будущий храм, Софийский собор в Великом Новгороде.

Строили собор пять долгих лет и освятили храм сразу, не откладывая, хоть и не было внутреннего убранства - ни икон, ни иконостаса. Росписи были сделаны в 1109 году, а иконы собирались в разное время. В основном это были иконы XIV-XVI веков. В настоящее время в Софийском соборе три полноценных иконостаса, главная икона - «Знамение Божьей Матери». Затем три иконы праздничного ряда: Великий Антоний, Освященный Савва и Великий Евфимий. Особое место занимают София - Божья Премудрость, датируемая XV веком, и Ти

хвинская XVI века.

Софийский собор в Новгороде - пятикупольный с одной башней лестничной, которая также несет купол. Центральный купол золоченный, остальные свинцованные. Их форма традиционна для русских церквей: она точно повторяет контур богатырского шлема. Собор окружают галереи со всех сторон, кроме восточной, алтарной стороны. На восточной стороне расположены три апсиды: пятигранная по центру и две боковые полукруглые. Галереи несут в себе приделы: южный - Рождества Богородицы, северный - Иоанна Богослова. В западном крыле северной галереи находится еще один придел - Усекновения головы Иоанна Предтечи.

Верняя часть собора комбинированная, кровля делится на полукруглые навершия - закомары и двускатные, так называемые «щипцы». Что касается церковного интерьера, то из-за массивных столбов внутри довольно тесно, хотя теснота в храме - понятие относительное. Собор производит впечатление монолитного сооружения, и это вполне понятно, поскольку все стены Софии имеют толщину 1,3 метра, чего не встретишь ни в одном русском храме. Софийский собор в Новгороде уникален по многим показателям, но главное - он самый древний из сохранившихся церквей, построенных славянами.

На самой высокой точке храма находится голубь, отлитый из свинца. Он «сидит» на верхушке центрального креста, на высоте 38 метров, и символизирует собой хранителя Софийского собора. По преданию, голубь не должен покидать креста, ибо тогда закончится благополучие города. Софийский собор в Новгороде является самым высоким из всех подобных храмов.

В соборе нет звонницы. Все колокола расположены в колокольне, которая стоит чуть поодаль. Главный колокол весит двести пудов, а набатный - вдвое меньше, сто пудов. Кроме больших колоколов, в звоннице находятся несколько малых колоколов, задача которых - звонить по праздникам.

История Софийского собора

Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца киевского князя Ярослава Мудрого. На строительство храма ушло пять лет: работы велись с 1045 по 1050 год. Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.

Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии», представляющего значительный историко-культурный интерес.

На протяжении столетий Софийский собор был духовным центром Новгородской республики – русского средневекового государства, существовавшего с 1136 по 1478 гг.

В 1478 году Новгородская республика вошла в состав Московского государства. При правящем в то время Московском князе Иване III Софийский собор утвердился как один из главных храмов объединенной державы. С тех пор все русские цари считали своим долгом поклониться святыням храма, оставить здесь память о себе и своих деяниях.

Сохранившиеся иконы, драгоценная утварь, шитые покровы, плащаницы, рукописные и старопечатные книги доносят до наших дней имена знаменитых жертвователей – царей и бояр, священнослужителей и светских меценатов. Пожертвованиями и вкладами в Софийский собор сопровождались и все великие баталии русского воинства. Но драгоценные реликвии на протяжении веков нередко и уничтожались. Ущерб аутентичности храма был нанесен в период петровских времен, когда древнее художественное наследие энергично вытеснялось светской культурой, и в XIX веке во время синодальных обновлений.

Более всего Софийский собор пострадал в ХХ столетии. В 1922 году, во время проводимой советской властью кампании по изъятию культовых ценностей, церковное имущество по большей части было реквизировано, а в 1929 г. власти и вовсе закрыли храм для богослужений. В его помещении разместился антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, которые таила ризница собора – это должно было обличать церковь, демонстрируя ее «неправедные» богатства.

Следует сказать, что Софийский собор был не только культовым сооружением. В его огромных подземельях хранилась городская казна и многочисленные сокровища не только религиозного происхождения. Собственно, решение создать музей, принятое благодаря усилиям Общества любителей древности, члены которого входили в состав комиссии по изъятию ценностей, позволило сохранить и оставить в соборе исторические реликвии.

В годы Великой Отечественной войны храм разграбили оккупанты, сооружение было повреждено обстрелами и бомбежками. После войны здание было восстановлено и включено в состав Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Российской православной церкви. Патриарх Всея Руси Алексий II освятил храм 16 августа того же года. Сегодня он имеет статус кафедрального собора Новгородской митрополии.

Архитектура

Первый камень в фундамент новгородского Софийского собора был заложен 21 мая (3 июня) 1045 года, в День Святых равноапостольных Константина и Елены. Согласно преданиям, в этот день сгорела («вознеслась») деревянная «о тринадцати главах» церковь Софии – первый храм Премудрости Божией на славянских землях. Другие источники утверждают, что церковь сгорела в год завершения постройки нового храма, но точных подтверждений обеим версиям нет.

К этому времени в Киеве уже возвышался Софийский собор, возведенный в византийском стиле. Может показаться, что храм в Новгороде во многом повторяет киевский образец. Это отчасти верно: ведь в первой половине XI века традиции возведения сооружений из камня еще не сложились. Вероятно, князь Владимир Ярославич пригласил мастеров-каменотесов из Киева или даже из самого Константинополя.

Строительные материалы и техника смешанной кладки из камня и плинфы практически аналогичны киевским сооружениям. Кладка скреплена цемянкой – розовым известковым раствором, замешанном с толченым кирпичом.

Оба храма пятинефные, с галереями и лестничными башнями, обширными хорами. Однако традиционная крестово-купольная система в новгородском Софийском соборе была дополнена приделами, основой которых послужили три уже существовавшие небольшие часовни. Зодчие объединили их в единый храмовый комплекс, связав дополнительными галереями.

Эти архитектурные объемы стали отличительной чертой облика Софии Новгородской. Они определили высоту сводов храмового ядра, способ перекрытия кровли. Необходимость увязки уровней всех построек, объединяемых в одно здание, обусловила надстройку стен, возведение опорных арок (акбутанов). Вынужденное увеличение высоты хоров, подкупольных пространств и других объемов собора были неканоничными для византийской и киевской церковной архитектуры. Эти вытянутые в высоту пропорции в дальнейшем стали отличительной чертой собственно новгородского храмового зодчества.

Внутренние стены Софийского собора заполнены голосниками – специально изготовленными сосудами из керамики. Их расположение тщательно продумано. Отверстия большинства голосников направлены во внешнее пространство, но некоторые сосуды обращены горловинами вовнутрь. Благодаря такому чередованию в большом объеме храма обеспечена прекрасная акустика, при этом исключается эхо. Голосники имеют еще одно предназначение: сферическая форма придает сосудам особую прочность, а поскольку они пустотелые, вес купола значительно уменьшается. Соответственно, снижается нагрузка массивной конструкции на опорный барабан, несущие арки и кирпичные своды.

Храм имеет пять куполов, шестой венчает лестничную башню, которая находится в западной галерее к югу от входа. Они выполнены в форме, напоминающей древнерусские шлемы. С креста среднего купола, впервые позолоченного еще в XV в., вот уже почти тысячелетие на город взирает свинцовый голубь. По преданию, присев отдохнуть на возвышающийся крест, птица увидела мучения новгородцев, на которые их обрек Иван Грозный, прислав сюда своих опричников. Голубь окаменел от ужаса. Согласно легенде, Новгород будет существовать до тех пор, пока его крылатый символ не улетит.

Звонница Софийского собора была возведена в XVII веке. На нее можно подняться и обозреть с высоты живописные окрестности. Здесь периодически проходят выставки колоколов.

Росписи Софийского собора

Вероятно, Софийский собор в Новгороде начали расписывать сразу после завершения строительства. Но от оригинальной росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола, где изображены фигуры пророков и архангелов. Образ Христа Пантократора, который располагался в центре росписи, был уничтожен в результате прямого попадания в храм снаряда во время Великой Отечественной войны.

Помимо этого, в Мартирьевской паперти под более поздними росписями реставраторам удалось обнаружить древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Существует мнение, что эта фреска должна была стать основой для мозаики, так как выполнена начерно изрядно разбавленными красками.

Представленная ныне роспись Софийского собора в основном относится к концу XIX века.

Реликвии

Храм знаменит своими иконостасами. Главный из них украшают иконы XV-XVI веков, среди них – София, Премудрость Божия (XV в.). Она выделяется мистическим символизмом: на изображении преобладают алые тона – Премудрость в новгородском исполнении имеет красный цвет, означая жертву Христа.

На Рождественском иконостасе находится Тихвинская икона Богородицы (XVI в.). Она освящала заключение Столбовского мира, положившего конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. Она оправлена в ризу, изготовленную по заказу царевны Софьи. На этом же иконостасе – образ «Спас на престоле» XIV в., а также образы XVI-XIX веков.

Первостепенная святыня Софийского собора – икона Божией Матери «Знамение», особо почитаемая в православном мире. Богоматерь изображена на ней с раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте, обозначающем заступническую молитву. Этот иконописный тип изображения Божьей Матери называется Оранта. Согласно легенде, икона спасла жителей Новгорода от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 г.

Западный фасад Софийского собора украшают Магдебургские врата, которые также именуют Корсунскими, Плоцкими, Сигтунскими. Они выполнены из бронзы, в романском стиле и покрыты многочисленными горельефами и скульптурами, изображающими евангельские сцены. Врата на протяжении многих столетий служили парадным входом в храм. Сегодня они открыты лишь по праздникам, в часы службы, которую проводит архиепископ Новгородский и Старорусский.

Согласно одной из версий, которая наиболее пришлась по душе жителям Новгорода, ворота были изготовлены в 1153 году в Магдебурге, и являют собой трофей новгородцев, ходивших в военный поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 г. О красоте ворот, искусно созданных западноевропейскими мастерами, слагали легенды. По одному из преданий, в XVII веке, когда Новгород оккупировали войска шведского короля, монарх велел доставить на родину утраченную пять столетий назад реликвию. К счастью, шведам не удалось снять массивные врата с главного новгородского храма.

Главный крест Софийского собора также стал легендой. 5 июля 1942 года советские войска обстреляли немецкую комендатуру, располагавшуюся на территории Новгородского кремля. Пять из 80 выпущенных снарядов нанесли храму значительный ущерб. От взрывов значительно пострадал купол. Его золотую обшивку немцы пустили на сувениры, которые в виде тарелок, табакерок и прочих солдатских поделок отправляли на родину. Повисший же на цепях крест вместе с голубем-хранителям достался союзникам немцев – испанцам: в городе базировался персонал инженерного корпуса их «Голубой дивизии». Храмовая реликвия была вывезена в Испанию в качестве трофея, и до начала нынешнего столетия находилась в Мадриде. Ее временным приютом стала часовня музея Военно-инженерной академии.

С начала 2000-х годов между Россией и Испанией шли переговоры по поводу возвращения креста на родину. По итогам беседы российского президента с королем Испании испанцы согласились вернуть реликвию. В Мадриде осталась ее точная копия.

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.


Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.


В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.


Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.


Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.


Новгородский Софийский собор - один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 - 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола - свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х - XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора. О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи - Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела. «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.


Фотография 1900 года. Автор: AeJse Trasarebre

Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками.

Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.


Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года.

Посвящение собора Софии - это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее - к храму премудрости, построенному Соломоном.

В результате исследований под руководством Григория Штендера было установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата.

Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена », очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев - Микулы и Радко.


Софийский собор ночью. 2003 год.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг - Остромирово Евангелие . Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Главная православная святыня Софийского собора - икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) - одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).


Софийский Собор. Осень 2016 года.

Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии - Магдебургские врата , которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.


Софийский Собор. 2008 год.

Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

Великий Новгород не случайно называют городом-музеем Древней Руси. Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. В конце XV века в Новгороде и его пригородах было 82 приходских храма и 24 монастыря. Советская власть старалась оставить каждому городу не более одного действующего храма. В Новгороде таким храмом был до 1941 года Михаило-Архангельский собор на Прусской ул., с 1941 по 1962 год - Никольский собор, с 1962 года - церковь Филиппа Апостола. До наших дней дошли около 50 храмов; из них действующих - 7. Все они прекрасны, за всеми - интересная история, насчитывающая множество прекрасных и трагических страниц.

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде - самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11.

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице находится в историческом центре Великого Новгорода на территории Неревского конца на Стратилатовской улице. Имеет большое научное значение благодаря разновремённым архитектурным наслоениям XII-XVIII веков. Особенно ценны формы XIII века, в которых нет ни одного архитектурного новшества, появившегося в более поздних новгородских памятниках. Адрес: Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 9.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово - каменная церковь, бывший собор упразднённого в 1764 году Колмовского монастыря. Расположена на левом берегу реки Волхов. Адрес: Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 18, корп. 3.

Церковь блгв. Александра Невского

Церковь св. блгв. кн. Александра Невского является частью построек, принадлежавших в начале XX века 1-й учительской семинарии. Построена в 1913-1915 годах. Адрес: Великий Новгород, пр. Александра Корсунова, д. 56.

Церковь прав. Лазаря Четверодневного

Церковь прав. Лазаря Четверодневного

Церковь прав. Лазаря Четверодневного построена в 2001-2002 годах по инициативе и при активном участии мэра Великого Новгорода Александра Корсунова, трагически ушедшего из жизни за месяц до освящения церкви. Адрес: Великий Новгород, пос. Новая Мельница.

Церковь свт. Никиты Новгородского

Церковь свт. Никиты Новгородского построена в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Адрес: Великий Новгород, поселок Волховский, ул. Лесная, д. 23.

Церковь ап. Филиппа и свт. Николая Чудотворца

Церкви апостола Филиппа и святителя Николая Чудотворца построены в 1527-1528 годах на Нутной улице новгородскими и московскими купцами. Это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1608 году два прихода сливаются в один. Адрес: Великий Новгород, Знаменская ул., д. 34.

Церковь блгвв. мчч. и страстт. Бориса и Глеба

Церковь мучеников Бориса и Глеба расположена в северо-западном углу Плотницкого конца Торговой стороны (на правом берегу Волхова). Построена в 1536 году на месте более древней постройки, которую перед тем разобрали. Адрес: Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 31.

Церковь Воскресения Христова на Красном поле

Церковь Воскресения Христова на Красном поле была построена при Воскресенском монастыре, который позднее упразднили. В первый раз о церкви Воскресенской и Воскресенском монастыре на Красном поле упоминается в 1415 году. Адрес: Великий Новгород, ул. Связи. Тихвинское кладбище.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Собор Покрова Пресвятой Богородицы сооружён на рубеже ХIХ-ХХ веков, вплотную пристроен к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название. Относился к Зверин-Покровскому монастырю. Адрес: Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 18.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Первое упоминание о церкви, называвшейся первоначально Покровской, в летописи относится уже к 1148 году, в то время она была деревянной. К каменный храм был заложен Архиепископом Новгородским Василием в 1335 году, а в 1399 он был построен и освящён Архиепископом Новгородским Иоанном в день празднования Покрова Божией Матери. Адрес: Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 18.

Церковь Сретения Господня при НовГУ

В 1528 году, в Антониевом монастыре к юго-западу от Рождественского собора началось строительство церкви Сретения с трапезной палатой. Храм был освящен в 1537 году. Адрес: Великий Новгород, район Антоново, д. 3/2.

Церковь вмч. Димитрия Солунского

Церковь вмч. Димитрия Солунского была заложена в 1381 году на Славкове улице. Внешний вид церкви примечателен своим богатым кирпичным орнаментом, который в виде бегунца и поребрика покрывает верхнюю часть среднего членения южного и восточного фасадов. Адрес: Великий Новгород, Большая Московская ул., д. 42.

Церковь Феодора Стратилата «на ручью»

Церковь Феодора Стратилата «на ручью» - построена во второй половине XIV века, один из выдающихся памятников новгородского зодчества, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства храмов. Адрес: Великий Новгород, Федоровский Ручей (пр. Гагарина), д. 19-А.

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице»

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2.

Церковь Входа Господня во Иерусалим

Церковь Входа Господня во Иерусалим находится на территории Новгородского Детинца с юго-восточной стороны от Софийского собора. Построена в 1759 году. Являлась придельным храмом Софийского собора, выполняла также функции зимнего храма Святой Софии. Сейчас используется как Лекторий Новгородского музея. Адрес: Великий Новгород, Кремль, д. 7.

Церковь мч. Андрея Стратилата

Церковь мч. Андрея Стратилата

Церковь мч. Андрея Стратилата - небольшая церковь XV-XVII веков, расположенная в юго-восточной части новгородского Детинца. Построена на развалинах древней Борисоглебской церкви. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь прп. Сергия Радонежского

Церковь преподобного Сергия Радонежского построена в 1463 году. Надвратный храм Владычного двора, примыкает к Часозвоне. В храме сохранились фрески XV века. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Благовещения пресвятой Богородицы

Церковь Благовещения пресвятой Богородицы над Исповедницкими воротами построена в конце XVIII века. Примыкает к юго-западному углу Софийского собора в Кремле, расположена над Исповедницкими воротами Владычного двора. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Власия на Волосовой улице

Церковь Власия на Волосовой улице

Церковь Власия на Волосовой улице построена в 1407 году на месте деревянной церкви. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. Адрес: Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 2.

Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице

Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице построена в 1365 году на деньги югорцев - объединения новгородских купцов торговавших пушниной с Югрой (Приуральем). Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Троицкая, д. 9.

Церковь Уверения Фомы на Мячине

Церковь Уверения Фомы на Мячине входила в состав Воскресенского женского монастыря на Людином конце Новгорода. Первое здание было заложено в 1195 году и построено за год, в 1386 году горело, но было восстановлено, а к середине XV века рухнуло от ветхости. На его основании в 1463 году был возведен новый храм, сохранившийся до наших дней. Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Обороны, д. 15.

Церковь Иоанна Милостивого на Мячине

Церковь Иоанна Милостивого на Мячине возведена на месте деревянной церкви, построенной в 1193 году. В 1421-1422 годах ее сменяет каменная церковь. Входила в состав Воскресенского женского монастыря. В 1763 году обращена в приходскую. Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Обороны, д. 13.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Деревяницком монастыре

Церковь Успения с трапезной Деревяницкого монастыря построена в 1725 году. Колокольня сооружена между 1730-1735 годах. Позднее монастырь был упразднен, в настоящее время храм не является действующим. Адрес: Великий Новгород, пос. Деревяницы, ул. Восточная, д. 3.

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящена в 2012 году. Находится в здании «Новгородского областного клинического онкологического диспансера». Адрес: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27.



gastroguru © 2017