Апостол Андрей Первозванный. Святой апостол, покровитель Отечества

Апостол Андрей Первозванный имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была насыщенна духовными подвигами и путешествиями. Читайте молитву и житие апостола

Икона святого апостола Андрея Первозванного и помощь от его честных мощей

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и святой апостол Андрей Первозванный имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями.


Святой апостол Андрей назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.


Как узнать икону апостола Андрея Первозванного по особенностям?

В церковных книгах - «писаниях мужей апостольских», то есть записях непосредственных учеников апостолов, осталось описание внешности апостола Андрея Первозванного: рассказывается, что он был высокого роста и несколько сутулым, имел нос орлиной формы, неширокие брови, густые волосы и бороду, глаза его были добрыми, взгляд - благочестивым.


Образ святого апостола Андрея - это изображение пожилого человека с густой седой бородой, завивающейся и сужающейся книзу. Церковные историки утверждают, что он родился в 6 году после Рождества Христова, то есть был младше Господа Иисуса всего на 6 лет. Известно, что он принял мученическую смерть в 65 лет, поэтому и изображается в этом возрасте на иконе.


Иногда на образе показана смерть апостола Андрея или орудие его казни: крест, на котором он был, как и Христос, распят, имеющий необычную для тех времен форму: это две скошенные доски равной длины. По указанию Петра I он стал основой знамени Российского флота - Андреевского флага. Он также иногда изображается на иконе - это белое полотнище, перечеркнутое двумя скошенными голубыми линиями.


Иногда апостол Андрей изображен на иконе во всех рост, стоящим возле своего креста. Тогда в одной руке он будет держать свиток, а другой благословлять молящихся перед иконой. Есть и оплечные изображения апостола, тогда голова его будет склонена как бы в знак смирения перед Господом, а руки не видны. Кроме того, руки святого бывают крест-накрест сложены на груди, глаза при этом подняты вверх - это молитвенные жесты. Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он покаялся в своем предательстве Господа. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг - а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких - оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти - апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.


В VIII-IX веках византийский инок Епифаний систематизировал все сведения об апостоле Андрее. Им упомянут также изображаемый на иконах апостола Андрея железный жезл с изображением Креста Господня. В своих долгих странствиях святой всегда опирался на него.


Чтимые иконы Первозванного апостола находятся в следующих храмах России и СНГ:


  • Андреевская церковь на Ваганьковском кладбище столицы России.

  • Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Ордынке - здесь в икону вмонтирован маленький мощевик.

  • Успенская церковь «Сиони» в Грузии, где образ святого апостола Андрея источает миро - благоуханную чудесную жидкость из эфирных масел неизвестных растений.

  • Свято-Троицкий патриарший кафедральный собор Тбилиси - здесь находится необычный деревянный резной образ апостола.

  • Храм святителя Николая в Пыжах.

  • Церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

  • Зосимо-Савватиевская церковь в Гольяново.

  • Андреевская церковь в Дивеевском женском монастыре, основанном преподобным Серафимом Саровским.

  • Андреевский собор Петербурга - здесь был певчим муж Ксении Блаженной.


Житие апостола Андрея Первозванного

Будущий святой родился в селении Вифсаида, неподалеку от Иерусалима. Он был старшим братом будущего первоверховного апостола Петра, названного при рождении Симоном. Еще юношей он всей душой любил Бога и хотел посвятить свою жизнь Ему. Он много молился, не вступал в брак и трудился на лодках своего отца Ионы, вместе с братом Симоном добывая рыбу на продажу и пропитание. Узнав, что в Израиле явился новый пророк, проповедующий и крестящий на берегах Иордана, Андрей не медля присоединился к ученикам Предтечи Господня Иоанна, став его близким соратником. Евангелисты Матфей и Иоанн рассказывают, но с небольшими отличиями, не противоречащими друг другу, о встрече Андрея с Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна читаем, что сам Иоанн Предтеча указал на идущего Иисуса Христа, сказав, что идет Агнец (жертвенный ягненок) Божий, Который берет на себя грехи всего человечества. Тогда-то рядом с ним и находился будущий апостол Андрей, тогда он и увидел Господа Иисуса впервые. Но апостол Матфей пишет, что Сам Христос позвал Андрея следовать за собой: увидев его с братьями, причаливающего после трудного рабочего дня в лодке к берегу, Господь обратился к ним, позвав следовать за Собой и обещав сделать ловцами людей, а не рыбы, проповедуя Жизнь вечную.


Возможно, апостол Андрей, стоя рядом Иоанном Крестителем не решился уйти от своего учителя и друга, но затем Иоанн Предтеча благословил его быть учеником Иисуса Христа. Итак, апостол Андрей верит Христу, берет на себя миссию проповеди людям и решительно оставляет дом, семью и имущество, следуя за Господом в первые странствия, которыми будет наполнена вся его жизнь. Он стал первым апостолом, первым спутником Господа Иисуса.


Вскоре Андрей возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого - Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа - по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад.
Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.


По слову Евангелия, Андрей Первозванный непосредственно участвовал в нескольких известных эпизодах земной жизни Христа: он привел ко Господу мальчика, имеющего с собой пять хлебов и пару рыбок, которые Христос, благословив, чудесным образом умножил и накормил толпу людей, которые были голодны после целого дня проповеди. В другой раз с апостолом Филиппом они подвели ко Господу греков - эллинов, которые хотели отойти от язычества и принять учение Христа. Андрей Первозванный был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества.


Апостол Андрей сопровождал Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Андрей с другими получил от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца - Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа, и Святого Духа - невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостола Андрея, вместе с Богоматерью и другими апостолами пребывавшего в Сионской горнице - месте Тайной Вечери - в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.



Проповедь Андрея Первозванного в России и славянских странах

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их. По книге Деяний апостолов, святому Андрею Первозванному досталось побережье Черного моря и Причерноморье.


Путешествия, а тем более странствия, в которые пускались апостолы, в ту эпоху были делом непростым и опасным для жизни вследствие соответствующего транспорта. Много приходилось ходить пешком, долго и страшно было плавать на кораблях, а обращать в новую веру людей, для которых кровавые жертвы, убийство за называние местных богов бесами было нормальным. Подумать только, если даже сегодняшние атеисты доходят до оскорблений, что было в древние века. В Римской империи даже существовал закон, по которому казнили за богохульство, за проповедь иной религии - ведь даже император считался здесь непогрешимым и всесильным богом в сонме других божеств. Ко времени заката Римской империи в первые века христианства многие понимали, что боги римского пантеона или не существуют, или представляют собой злых, завистливых, порочных существ. Апостолы отправлялись в опасный путь.


После Пятидесятницы Андрей Первозванный сначала обошел с проповедью Евангелия ряд восточных стран. Он шел по Малой Азии, Фракии и Македонии: города Неокесарию, Самосаты, страну Аланы, а также обошел земли племен баски и зиги. Эти язычники настолько воспротивились Слову Божию, что среди них нашлись люди, желавшие убить апостола как хулителя их богов. Но смирение, спокойствие, доброта и подвижническая жизнь его вдохновили многих из них, и апостол был спасен. Он прошел царство Боспора на Черноморском побережье и на отплыл на корабле в город Фракийской страны Византий - будущий центр Византийской империи и оплот Православия. Именно Андрей Первозванный первым проповедовал здесь слово Божие, основал Церковь и рукоположил в сан епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, которых еще при жизни Он Сам отправил проповедовать Евангелие. Стахия и рукоположенных в сан священников византийцев он обучил совершению Таинств и духовной помощи людям.


Это важное для Православия события было глубоко изучено историками и богословами Византийской империи. С помощью осмысления и изучения проповеди апостола Андрея Восточная христианская Церковь утверждалась как Церковь самостоятельная и равнозначная Римской. Позже, после отделения Католической Церкви в ходе Великой схизмы XI века, именно она стала единственной Православной Церковью. Византия подчеркивала, что апостол Андрей - старший брат апостола Петра, и способствовала почитанию апостола Андрея в тех странах, где он проповедовал Христа и где позднее византийские священники как опытные пастыри крестили и просвещали людей: это Армения, Грузия, Моравия и Россия. Византийский император Михаил Дука призывал русских князей к тесному союзу и братской любви великих православных государств, объединенных не только верой, но и одним ее источником: оба будущих царства просветил Евангельским светом «один самовидец Таинства и вестник его» апостол Андрей. Свою независимость от Римско-католической церкви на основании проповеди апостола Андрея со временем стала утверждать и Русская Православная Церковь.


Действительно, Андрей Первозванный дошел до Дуная, а пройдя Крымский полуостров и побережье Черного моря двинулся дальше и поднялся по Днепру до будущего Киева. По преданию, здесь, у подножия гор, он ночевал со своими спутниками и учениками, которым пророчески сказал, обратив их внимание на горы, что здесь просияет Божия благодать, раскинется великий город со множеством Божиих церквей. На Киевских горах Первозванный апостол поставил крест и благословил их благодатью Божией.


Но, по мнению летописцев, он не остановился здесь, а достиг в своих странствиях истоков Волхова. У нынешнего села Грузино на реке Волхов он погрузил (откуда и название) в воду реки крест - возможно, это был тот самый жезл с крестом, на который опирался апостол.


Еще одним местом, освященным проповедью апостола Андрея и просиявшим затем Божией благодатью, стал остров Валаам в Ладожском озере. Сейчас здесь - Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, духовная жемчужина Северо-Западного региона. По преданию, раньше здесь было языческое капище, которое разрушил Андрей Первозванный и водрузил на его месте крест. На Валааме по сей день неподалеку от Воскресенского скита, где престол главного скитского храма освящен в честь апостола Андрея, стоит каменный крест на месте апостольского.


К сожалению, точные данные о том, как далеко прошел по будущей Русской земле Первозванный апостол, у историков нет. Церковное предание зачастую пополняло и Евангельское слово, и исторические документы своими сведениями. Однако ряд ученых предполагает, что святой апостол прошел не только Крым, освятив существующий уже тогда город Херсонес (там, вероятно, находился в ссылке известный римский поэт Овидий), но побывал и на Кавказе, и на Кубани. В одном уверены все православные русские люди: именно Первозванный апостол является и первым миссионером в славянских землях. Его имя связывает Константинопольскую Церковь-Мать с Русской Церковью-Дочерью, которая была крещена от византийского духовенства. Он оберегает Россию в течение ряда эпох.



Страдания и смерть апостола Андрея Первозванного

В странствиях апостол терпел не только лишения, но даже истязания. В некоторых городах его изгоняли, побивали камнями. Так, в городе Синопе его подвергли пыткам и избиениям, но по Божьему промыслу он остался жив и невредим, продолжив свой путь. Его молитвами Бог творил чудеса, а его трудами появлялись и росли Церкви под руководством мудрых священников.


По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. В городе Патры, по возвращении из своих долгих странствий, он принял мученическую кончину.


В этом месте он также проповедовал Христа, исцелял и воскрешал людей. Почти все население города обратилось в христианство. Увы, глава города - Эгеат остался язычником. Его сердце было ожесточенным. После длительного диспута с апостолом он в гневе приказал казнить его той же крестной смертью, что и проповедуемого им Христа.


Проповедь апостола не была тщетной. Народ встал на его защиту и хотел даже убить Энеата. Но сам апостол из темницы остановил бунтующих, просив не превращать в мятеж, угодный лишь дьяволу, город и мир - ведь и Сам Господь, ведомый на казнь, не кричал и не противился злу. Он призвал их пребывать в спокойствии и молчании.


На крест святого апостола не прибили, а привязали, чтобы продлить его мучения. По свидетельству Священного предания, на площади два дня находились 20 тысяч человек, возмущавшихся несправедливостью казни праведника. Апостол же и в страданиях проповедовал с креста, призывая все трудности земной жизни, даже страшную смерть терпеть с покорностью воле Божией и ожиданием награды в Царствии Небесном.


Через день люди все же пошли к правителю и требовали освободить святого - так, что правитель испугался и сам со слугами пошел отвязать апостола. Но Андрей Первозванный стал молиться, чтобы не быть снятым со креста и принять мученический венец. Даже руки пытавшихся его отвязать воинов и горожан деревенели. Распятый апостол прославил Бога и просил Его принять душу - при кончине апостола с Неба около получаса действительно сиял яркий свет. Сам Господь спустился за душой своего первого ученика, искупившего кровью и засвидетельствовавшего муками свою верность Христу.



Чудеса апостола Андрея

Как и Господь Иисус Христос, чтобы помочь людям, страдающим от своих грехов, и убедить их в силе Слова Божиего, апостол Андрей помогал людям, исцеляя их и помогая разрешению их жизненных трудностей, даже воскрешая умерших. Так, больных он исцелял возложением рук, парализованных и больных кропил святой водой, прикосновением пальцев возвращал людям зрение. По словам писаний учеников апостола, люди удивлялись не только чудесам, но святости и кротости самого Андрея Первозванного.


Апостол Андрей прославился тем, что воскресил многих людей именем Божиим. Церковно-исторические источники приводят следующие сведения о его прижизненных чудесах, сохраняющие даже имена воскрешенных и отражающие отношение жителей разных городов к христианству:


    В городе Синопе - откуда язычники изгнали его, подвергнув мукам - апостол по просьбе новой христианки воскресил ее убитого мужа. Он не держал зла на горожан.


    В Ацкури на территории современной Грузии апостол воскресил приготовленного к погребению человека, и благодаря этому чуду все жители города крестились - в отличие от синопцев.


    В Амасееве Первозванный апостол воскресил скончавшегося в лихорадке мальчика Египтия по молитве его отца.


    Во время похоронной процессии по улицам Никомидии апостол подошел ко гробу ребенка и воскресил мальчика, погибшего от звериных зубов.


    При проповеди на городских улицах в Солуни (Фессалониках) апостол воскресил ребенка, внезапно скончавшегося из-за остановке дыхания, и малыша, погибшего от змеиного укуса.


    В одном из городов римский проконсул с помощью солдат схватил апостола. Один из солдат, обнаживший меч на святого, упал мертвым, но тут же по молитве апостола воскрес. Это не убедило жестокого правителя по имени Вирин в силе Божией, и он бросил апостола в амфитеатр к хищным зверям. По преданию, ни дикие бык и кабан, ни леопард не тронули святого Андрея, но пятнистый хищник внезапно бросился на сына самого Вирина. Задушенного леопардом мальчика также воскресил сам добрый апостол, готовый помочь горю даже собственных мучителей.


    Множество чудес совершил апостол Андрей в последнем городе своего земного странствия - Патрах. Не зря все жители города обратились в христианство. Так, апостол воскресил утопленника, выброшенного море на берег во время проповеди. Воскресший поведал, что его зовут Филопатр и он плыл из Македонии ради знакомства с апостолом и принятия нового учения Христа. Его вера была вознаграждена: по молитве апостола море выбросило 40 человек, плывших на корабле с Филопатром. Все они были воскрешены Андреем Первозванным. Именно это чудо дало начало почитания апостола Андрея как покровители и спасителя всех моряков и рыбаков.


Сохранились свидетельства и иных патрских чудес: исцеление тяжело больного вельможи Сосия, исцеление самой жены правителя Энеата Максимиллы и его брата Стратоклия. Вот почему, когда этот жестокосердный человек отправил на казнь помощника и учителя его близких и подчиненных, люди взбунтовались.


Сама Максимилла, жена правителя, и предала погребению честные мощи святого. На месте мученической кончины апостола Андрея в Патрах теперь стоит огромный собор в его честь - самый большой храм в Греции, хранящий мощи праведника и его крест.



Мощи Андрея Первозванного и его почитание в России

Спустя несколько веков, при торжестве христианства в Византийской империи, в 357 году император Константин Великий повелел перенести мощи первого просветителя Византийских земель апостола Андрея в Константинополь - бывшее селение Византия, где проповедовал святой. Здесь их торжественно положили для поклонения в храме Собора Апостолов вместе с мощами апостола и евангелиста Луки и апостола Тимофея, сподвижника апостола Павла.


Здесь они почивали до 1208 года, когда город захватили крестоносцы и кардинал Петр Капуанский перенес часть мощей в итальянский город Амальфи. С 1458 года глава святого апостола пребывает вместе с мощами его брата, первоверховного апостола Петра, в Риме. А десница - то есть правая рука, которой воздается особая честь, - была перенесена в Россию.


Русская Православная Церковь, почитая себя преемницей апостольского служения Андрея Первозванного, с начала обращения в христианство Руси считает его своим покровителем и помощником.


Первая церковь в его честь, вокруг которой сразу возник первый женский монастырь на Руси, была создана уже в 1086 г. в Киеве великим князем Всеволодом Ярославичем. Он был крещен с именем Андрей.


В те же годы и в Новгороде был основан Андреевский храм.


Петр I Великий в XVII веке учредил главный, высший орден Российской Империи, названный Андреевским в честь Первозванного апостола. Он давался в награду только высшим лицам государства и оберегал цариц. В современной России он был возрожден в 1998 году


Также со время императора Петра Первого Российский флот имеет своим стягом Андреевский флаг. По сей день боевой флот выходит в море под Андреевским флагом. Многие моряки и мужчины России носят славное имя Первозванного апостола.


27 мая 1703 года, создавая Северную столицу Империи - Петербург, Петр Великий положил в основание Петропавловской крепости, названной также в честь святых апостолов, частицу мощей апостола Андрея в ковчеге, вручая его заступничеству новый город.


В России почитаемые частицы мощей находятся в некоторых храмах.


В главном храме страны - храме Христа Спасителя города Москвы пребывает ковчег с мощами.


А величайшая святыня - десница, рука до локтя апостола, пребывает в Богоявленском Елоховском соборе. Она была передана Патриархом Константинопольским Парфением еще в 1644 году в дар царю Михаилу Феодоровичу Романову как благодарность за помощь: царь выкупил у турецкого султана православный монастырь в греческих Фессалониках, предназначенный к разорению. Рука апостола пребывала в Московском Кремле, в соборе Успения Богородицы, а после превращения его в музей при советской власти, в честь тысячелетия Крещения Руси, передана Церкви и оставлена в Елоховском соборе.


Десница находится в серебряном ковчеге, которым сам по себе ценность - ему более двухсот лет. Ее редко, но перевозят для поклонения в православные храмы России. Интересно, что ранее святыню возили только священники, прижимая к груди ковчег. С 2000-х годов мощевик для сохранности помещают в дополнительный тяжелый ковчег.



О чем молятся Андрею Первозванному?

Помните, что молиться перед иконой святого Андрея, как и любому святому, можно обо всем. Обращайтесь к иконе не как к оберегу, а как к окну в Небесный мир.


Святой Андрей Первозванный почитает как покровитель людей всех специальностей, связанных с морем, ведь до апостольства он был простым рыбаком, да и став учеником Христа часто добывал себе и другим рыбу для пропитания. Кроме того, перед выходом в море военнослужащих флота и их родные зачастую собираются на молебен святому апостолу Андрею и святителю Николаю Чудотворцу о помощи в походе - эта традиция строго соблюдалась Российской Империи, специально для таких молебнов был отстроен Никольский Морской собор в Кронштадте, базе Балтийского флота.


Апостол Андрей также покровительствует девушкам и женщинам, ищущим счастливого замужества; родители молятся святому о целомудрии дочери и правильном выборе ею жениха.


Еще помогает икона апостола Андрея Первозванного по молитве к святому:


  • О понимании Православной веры и обращении ваши близких к Церкви;

  • Об охране на воде, в круизе, морском путешествии;

  • О защите страны и города от нападений врагов;

  • О помощи в переводческой деятельности и преподавании языков - ведь апостол по благодати Святого Духа говорил на всех языках мира.


Праздник Андрея Первозванного

Дни памяти апостола Андрея Первозванного - 13 декабря, 13 июля в день Собора всех двенадцати апостолов и 20 июня - в день обретения мощей. В эти дни за Литургией читаются особые молитвы апостолу, совершаются молебны.



Первозванный апостол Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкви последователь, прославляемый всеми Андрей! Прославляем и возвеличиваем апостольские труды твои, радостно вспоминаем благословенное твое путешествие к нам, в Россию, славим честные страдания твои, которые ты вытерпел ради Христа, целуем твои святые мощи, почитаем память твою святую, верим, что Господь жив, жива с Ним и душа твоя, ведь ты с ним во все века находился и будешь с ним на Небесах, где любишь ты нас всех той же любовью, когда по благодати Духа Святого ты услышишь наше обращение к тебе и ко Господу, и не только любишь ты всех людей, но и молишься за нас к Богу, видя в свете Его благодати все наши нужды.
Веруем твоей помощи, и веру нашу исповедуем и в храме, и перед иконой твоей святой, и перед почивающими в России святыми мощами; веря, молимся и просим Господа Бога Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы по твоим молитвам, которые всегда Он слушает и которые исполняет, подал нам все нужное для спасения нас, грешных. Пусть также, как и ты сразу по зову Господа оставил сети свои и пошел за ним, не уходя с Его пути, так и каждый из нас не заботится о своем, но думает о помощи ближнему своему и о жизни в Царствии Небесном.
Имея же тебя как ходатая и молитвенника о нас, верим, что твоя молитва много может помочь нам перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, Который да прославляется и чествуется всегда во Святой Троице с Отцом и Духом Святым вечно. Аминь.


Величание - то есть прославление апостола в благодарность за помощь:


Возвеличиваем тебя, апостол Христов Андрей, и почитаем болезни и труды твоя, которыми ты трудился ради несения благой вести учения Христова людям.


Да хранит вас Господь молитвами святого апостола Андрея!


Апостол Андрей родился в живописном городке Вифсаида, на берегу Генисаретского озера. Он был рыбаком и братом апостола Петра. Семья была небогатой, но благочестивой и дружной. Когда разнесся слух, что на Иордане появился пророк, который учит о скором наступлении Судных времен, Андрея от всей семьи делегируют пойти и посмотреть, что там происходит. Андрей на какое-то время становится учеником Иоанна Крестителя и здесь же знакомится со Христом.

Этот рассказ объясняет нам, почему Андрей получил имя Первозванный; он был первым, кто стал учеником Иисуса. Затем Иисус до времени отсылает Андрея домой, и тот возвращается к своим обычным обязанностям. Слухи на Востоке распространяются быстро… То тут, то там говорят, что в Галилее появился удивительный пророк, который даже больше Иоанна Крестителя. Можно представить, как тревожно сжималось сердце Андрея от этих известий. Почему же Иисус не зовет его? Передумал? Забыл? Несомненно, что этот вопрос Андрей много раз обсуждал с братом, который получил от Иисуса странное имя: Камень.

Но вот: Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф 4 :18-19).

Евангелия мало сообщают нам о том, какое место занимал Андрей среди других учеников. О Петре, который был старшим из Двенадцати и стал первоверховным апостолом, говорится больше, да еще о самом младшем из них, о юном Иоанне. Все апостолы были друг другу братьями, и все были равны. Все одинаково делили кров и пищу с Иисусом, все слушали Его притчи, были свидетелями Его чудес. Вспомним лишь об одном из них, очень выразительном чуде насыщения огромного количества людей пятью хлебами и двумя рыбками. За Иисусом следуют люди. Уже вечер, все голодны… Иисус приказывает людям возлечь, а потом, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. Происходит чудо. Хлеба и рыбы всем хватило, все насытились… Чудо это имеет много граней смысла, но скажем об одном, лежащем на поверхности: там где Христос, нет места нужде и страданию. Он для того и пришел, чтобы спасти людей от бед, тем более каждый, кто пойдет за Ним, может быть уверен, что не останется без Божьей заботы и защиты.

Заканчивается эта история весьма символично: И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов… Двенадцать коробов символизируют здесь Двенадцать апостолов. Апостолы - вот те, кто отправится в мир, чтобы приобщить людей ко Христу, чтобы вернуть заблудившееся человечество к Богу.

Апостол Андрей вместе с другими учениками присутствовал на Тайной Вечери, а потом вместе со всеми пережил потрясение и ужас, когда Иисуса схватили и приговорили к смерти. Мучительная пятница, суббота… Казалось, все их надежды рухнули. Но в воскресную ночь происходит нечто неожиданное. Женщины, ходившие ко Гробу, рассказывают, что Гроб пуст, Христа там нет. А потом начинаются встречи с Воскресшим. И как заря постепенно прогоняет тьму, так из сердец апостолов прогнаны тьма, сомнения и страхи. Христос жив! Он победил смерть. А значит, всё, что Он говорил, - правда.

Мы помним древнехристианское предание, согласно которому апостолы бросили жребий и в соответствии с этим жребием отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Андрею выпал жребий проповедовать во Фракии и Скифии. Если это так, а сомневаться в свидетельстве, дошедшем из III века, нет оснований, значит, апостол Андрей проповедовал на берегах Черного моря. В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях поэта Овидия (43 г. до Р. Х. - 18 г. по Р. Х.), почти современника Андрея Первозванного, можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Черного моря, простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами. По мнению ряда исследователей, словом «скифы» позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Северном Причерноморье, то есть на бывших скифских землях.

Древнерусские предания («Повесть временных лет» - начало XII века) говорят о посещении апостолом Андреем земель, на которых впоследствии возник Киев, и даже прослеживают путь апостола до Новгорода и до северных русских земель. Ни доказать, ни опровергнуть эти легенды невозможно.

Около 70 года апостол Андрей был предан мучительной смерти. Это произошло в городе Патры. Андрея распяли на Х-образном кресте, который с тех пор зовется Андреевским крестом.

«Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».
Митрополит Макарий (Булгаков), историк церкви.

Большинство русских летописей дают целостную и неусеченную панораму событий мировой истории и ее неотъемлемой части – истории Руси и России. Данное утверждение относится и к «Повести временных лет» летописца Нестора, в которой, в частности, говорится об апостоле Андрее Первозванном, который посетил территорию современной России в 1 веке н.э., благословил Русскую землю и предрек ей великое будущее.

Нестор повествует: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра и направился в устье Днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев. И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород и отправился далее в страну Варягов…»

Эта легенда, которую вслед за Нестором, приводят и другие русские летописи, считается соответствующей реальным событиям и фактам только в рамках истории церкви. Что касается светских историков, то еще совсем недавно они в один голос признавали ее недостоверной, выдуманной и искусственно вставленной из конъюнктурных соображений. Такая точка зрения доминировала и являлась недискуссионной на протяжении всего времени, когда новозаветные легенды (как, впрочем, и ветхозаветные) считались мифологией чистой воды. Однако, все апостолы – такие же исторические личности, как и их Учитель. А потому и путешествие Андрея Первозванного по территории южной и северной Руси – вплоть до острова Валаам, древнего русского святилища, - в высшей степени вероятны.


В начале ХIХ века удалось реконструировать древние предания, согласно которым апостол Андрей Первозванный «прошед Голяд, Косог, Роден, Скиф и Словен и, Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные…». Ныне близ Никоновой бухты, где некогда апостол Андрей причалил к острову, построен Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о пребывании здесь две тысячи лет тому назад первого ученика Иисуса.

Апостол Андрей – вообще личность очень загадочная. С одной стороны, он – любимый ученик Христа, ярый приверженец нового учения, первым откликнувшийся на призыв Учителя следовать за ним и первым объявивший его Мессией, почему и получил прозвище Первозванного. С другой стороны, о нем мало что известно. Евангелия немногословны в отношении апостола номер один. Он – родной брат Петра, о котором Евангелия, последующие книги Нового Завета и церковная история сообщают куда больше. Андрей был рыбаком, вместе с братом ловил рыбу на Галилейском озере, затем ушел к Иоанну Крестителю и некоторое время был его учеником, пока не был призван на Иордан Иисусом. Дальше, после смерти и воскресения Христа, он появляется уже путешествующим и проповедующим на Руси, по возвращении откуда в греческом городе Патры был распят на косом кресте по приказу римского проконсула. Две всегда симпатизировавшие друг другу страны считают Андрея Первозванного своим небесным покровителем – Россия и Шотландия. В память о мученической смерти апостола здесь особо почитается косой Андреевский крест.

ЛЕТОПИСНЫЕ НЛО

Русские летописи лишь добавили загадок к биографии апостола Андрея – и не только подробным рассказом о его путешествии по Приднестровью, Новгородчине и Приладожью. Радзивиловская летопись (ХV век) подкрепляет это сообщение любопытнейшей иллюстрацией, где изображено водружение креста на берегу Днепра. Но что особенно интересно – в правом верхнем углу миниатюры нарисован «летательный аппарат», похожий на современный космический корабль (такими были первые автоматические спутники, а впоследствии – и спускаемые аппараты). Что же это такое на самом деле? На комету или звезду совсем не похоже, к тому же существовали незыблемые каноны их изображения. Сходные изображения «летательных аппаратов», то есть практически той же конфигурации да еще с человекоподобными существами внутри, изображены на фресках Дечанского православного монастыря (ХIV век) в Косово, что в Югославии. Что это за традиция? Откуда черпали идентичные образы художники разных времен и стран? Что послужило для них моделью? Современные историки и искусствоведы бессильны ответить на поставленные вопросы.


Небесные объекты, напоминающие искусственные спутники, на древнерусских миниатюрах встречаются, как правило, когда речь идет о чудесных явлениях и знамениях. Например, точно такой же «спутник» изображен в иллюстрированной древнерусской рукописной книге «Слово похвальное на зачатие святого Иоанна Предчети», где рассказывается о спустившемся с небес ангеле и возвещении им чуда: неплодная жена священнослужителя Захарии Елисавета по благословению Господа должна зачать и родить будущего пророка – Иоанна Крестителя. Естественно, перед глазами древнерусских художников были какие-то образы и шаблоны, но о том, что именно они изображали в глубокой древности, теперь можно только догадываться.

Еще более поразительный «неопознанный летающий объект» представлен на одной из икон ХVI-го века на тему Апокалипсиса из собрания Государственной Третьяковской галереи: здесь изображена типичная двухступенчатая ракета с отделяемым модулем и тремя соплами, из которых вырываются языки пламени.

Апостола Андрея Первозванного считают первым проповедником Христовой веры наших земель, поэтому перед его иконой молятся о защите Отечества.
Святой Андрей много трудов положил для распространения веры Христовой, он — очень сильный помощник в деле ее укрепления, а также в защите от козней и нападок злых сил.
Апостол может помочь в исцелении от недугов — «Всюду Именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя… » (слова из )

До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.

Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного , чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой.

Еще апостол Андрей Первозванный , по народным преданиям, помогает девицам в поисках хорошего жениха, а родители молятся ему о том, чтобы их дочь вела целомудренный образ жизни.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Андрей Заведеев, будущий апостол Андрей Первозванный, был обычным рыбаком. Андрея очень интересовали ответы на многие духовные вопросы, поэтому он стал учеником Иоанна Крестителя. Тогда многие стали считать Предтечу Самим Мессией, который был предсказан в Библии, но он утверждал, что он тот, кто готовит Ему путь. Вместе со своим братом Иоанном, Андрей следовал за пророком и однажды, во время крещения людей в Иордане, он, наконец, увидел, как их учитель указал на Человека и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира ».
Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» писал:
«Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. Тогда Петр тоже присоединился к ученикам Христовым. Но все же они еще не были полностью посвящены служению Господу, а продолжали жить с семьями и ловить для пропитания рыбу.

Через несколько месяцев Господь проходил, как написано в Евангелие, мимо Галилейского озера, увидел братьев и сказал им: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним ».
Апостола Андрея назвали Первозванным — он первым последовал за Христом. В Писании мало сведений об Андрее, в основном мы знаем о его деятельности из Жития и Деяний.
В Евангелие сказано, что именно апостол Андрей показал на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые потом Иисус Христос умножил и ими были накормлены несколько тысяч человек.
Святой апостол Андрей был со Спасителем в течение всей Его земной жизни, на Тайной вечере, при встречах с Господом после Его , видел и на него тоже сошел Святой Дух на .

После Пятидесятницы апостолы по жребию определили страны, в которых они должны были проповедовать христианскую веру. Апостолу Андрею досталось нести Евангелие народам на побережье Черного моря и далее, на север, к скифам.
Нет точных данных, насколько далеко географически продвинулся апостол Андрей в своем служении. Историки считают, что он побывал на территории Крыма, части Украины, на Кубани и Кавказе, но точных подтверждений этому нет.
Одно, несомненно: апостол Андрей Первозванный – первый проповедник благой вести в «наших краях» и возможно, поэтому он незримо присутствует в истории России в течение многих веков.

Отовсюду апостол Андрей, также как и все остальные апостолы, получал сопротивление от язычников, его деятельность сопровождали страдания. Об этом так написал апостол Павел: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем » (2 Кор. 4: 8–10).

Много чудес, исцелений и даже воскрешений из мертвых совершилось по молитвам Андрея Первозванного в разных краях и городах. Большое количество людей перешло в христианскую веру после этих чудес и проповедей апостола Андрея.
Через некоторое время, как раз во времена начала гонений на христиан, Андрей возвратился в Рим, а затем оказался на греческом полуострове Пелопоннес, где стал защищать, рискую жизнью, Христову веру перед римским наместником Эгеатом. Он считал, что совсем неправильно поклоняться тому, кто умер позорной смертью на кресте. Не понимал, почему он сам «мертв» и зачем ему необходимо было спасаться и обретать свою душу. В конце концов, споря, Эгеат пригрозил Андрею крестной смертью, такой же, какою принял ее Иисус Христос.

Как и Учитель, апостол Андрей не испугался угроз, его посадили в темницу, где он стал ожидать казнь. Народ понимал, что он невиновен и никаких проступков не совершал, люди даже готовы были поднять бунт, а Андрей объяснял им, что эти страдания во славу Христа приведут его к вечной славе.

Два дня висел в мучениях апостол Андрей на косом кресте в форме буквы Х (такой крест получил название Андреевский), продолжая проповеди людям и призывая их к вере и смирению. Приняв мученическую смерть, примерно в 70-х годах первого века, Андрей первозванный отошел ко Господу.

Уже в самом начале обращения к христианству, в XI веке, на Руси глубоко почитали Андрея Первозванного.
В 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский монастырь, первый женский монастырь Руси. Примерно в те же годы в Новгороде был основан первый храм во имя святого Андрея Первозванного.

В день основания Санкт-Петербурга, Петр Первый заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея — заступника этого города.

Орден Андрея Первозванного является высшим орденом государства. Это был самый известный русский орден, который стал высшей наградой Российской империи до 1917 года, а с 1998 года – и Российской Федераци, а знамя с Андреевским крестом и сейчас считается флагом военного флота России.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя,
имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм об апостоле Андрее

Святой апостол Андрей Первозванный - это первый из двенадцати проповедников, которых избрал Господь, дабы они несли в народ евангельские наставления. О славном житие, иконах, храмах, возведенных в его честь, а также о том, как чтят память праведника, читайте далее в этой статье.

Житие

Будущий святой апостол Андрей Первозванный появился на свет в Галилее, в городе Вифсаиде. Со временем переехал в Капернаум, где жил там с родным братом Симоном. Их дом находился вблизи Геннисаретского озера. Зарабатывал юноша на жизнь тем, что ловил рыбу.

Еще с детства апостол Андрей тянулся к Богу. Он решил, что никогда не женится, и пошел в ученики к Будучи на Иордане, пророк указал ему и на человека, которого назвал Агнцем Божиим. Это был Иисус Христос, за которым Андрей последовал незамедлительно, как за своим Господом.

В Евангелии говорится, что святой первым отозвался на призыв божий, за что и получил имя Первозванного. Кроме того, он привел к Христу брата Симона, который вскоре стал Именно он указал Иисусу на мальчика с двумя рыбами и пятью хлебами, которые вскоре удивительным образом умножились, накормив большое количество народа.

Посещение Руси

Андрей Первозванный был свидетелем многих чудес, которые творил Христос. Святой апостол побывал на киевских горах, где водрузил крест, сказав, что здесь воссияет Божия благодать и на этом месте будет стоять великий город с множеством прекрасных церквей. Приезжал он и в Новгородскую землю, о чем рассказано в некоторых старинных рукописях.

В 1030 году один из сыновей князя Ярослава Мудрого при крещении получил имя Андрей. Через 56 лет он решил основать в Князь назвал его Андреевским. В 1089 году был освящен новый храм Переяславским митрополитом Ефремом. Это была церковь святого апостола Андрея Первозванного. Ближе к концу XI века в честь него был воздвигнут еще один храм, теперь уже в Новгороде. С тех пор прошло много времени, но добрые деяния Андрея Первозванного все так же чтит и помнит множество людей по всему миру.

Казнь

Несколько последних лет своей жизни святой апостол Андрей Первозванный прожил в Патрах. Здесь, впрочем, как и везде, где он побывал, святой проповедовал веру Христову. Он сумел создать весьма внушительную христианскую общину. В городе он совершал разные чудеса, включая исцеление наложением рук, а также воскрешал умерших.

Примерно в 67 году правитель Эгеат, который все еще поклонялся языческим богам, приказал казнить апостола путем распятия его на кресте. Андрей Первозванный считал, что он недостоин умереть так же, как и Иисус Христос. Поэтому крест для его распятия имел достаточно необычный вид, потому что был скошенным. Сейчас он считается одним из самых почитаемых символов в христианском мире. Крест же в честь казненного апостола стал называться «Андреевским».

Правитель Эгеат, главенствовавший в то время в Патрах, дал распоряжение не прибивать святого к кресту, а только привязать, дабы продлить его страдания. Однако апостол проповедовал и оттуда еще в течение двух дней. Люди, которые пришли его послушать, начали требовать прекращения казни. Опасаясь народного гнева, Эгеат приказал снять святого с креста. Но Андрей Первозванный решил здесь принять свою смерть ради Христа.

Как воины, а затем и простые люди, не старались, но они так и не смогли развязать его путы. По словам очевидцев, когда проповедник умирал, он озарился ярким светом.

Теперь 30 ноября (13 декабря) празднуется как день святого апостола Андрея Первозванного. Согласно преданиям, вскоре на месте его казни забил животворящий источник.

Православная святыня - Андреевский крест

В старинных письменных источниках и, в частности, в тексте Ипполита Римского, датированного II веком, прямо говорится, что апостол был распят в городе Патры. После кончины святого крест, на котором он умер, поместили в величественный ковчег, повторяющий такую же Х-образную конфигурацию. До сих пор фрагменты этой святыни хранятся в специальном киоте при самом большом православном греческом соборе в Патрах.

По церковной традиции, Андреевский крест был сделан из оливкового дерева, некогда произраставшего в Ахаии. После того, как его обнаружили в Массалии, ученые провели целый ряд научных исследований. Они выяснили, что крест действительно относится к тому временному отрезку, когда был казнен апостол Андрей.

Православный храм в Греции

В честь святого апостола Андрея Первозванного в 1974 году в Патрах наконец-то завершилось возведение величественного собора. Из истории храма известно, что конкурс по разработке этого архитектурного проекта был объявлен еще в далеком 1901 году. Спустя 7 лет, по приказу короля Георга I заложили фундамент.

Изначально строительством руководил Анастасиос Метаксас - известнейший греческий архитектор, а после его кончины храм святого апостола Андрея Первозванного продолжил возводить Георгиос Номикос.

Начиная с 1910 года и в последующие 20 лет никакие работы не проводились по причине нестабильности грунта. В 1934-м возвели купол, а уже в 1938-м строительство опять заморозили сначала из-за войны, а потом из-за тяжелейшего экономического положения, сложившегося в Греции. В 1955 году возведение храма продолжили, введя специальный налог для горожан.

Сейчас сооружение является самой большой православной церковью в Греции. Рядом с ней стоит другой храм, посвященный этому апостолу, строительство которого было завершено еще в 1843 году. Неподалеку от него находится источник. Предположительно на этом месте и был некогда распят Андрей Первозванный.

Возвращение святыни в Патры

В 1980 году священник Панагиотис Симигиатос посетил место, где долгое время пребывала часть Креста апостола Андрея. Он решил вернуть его в город Патры, откуда святыня была когда-то вывезена. Местный митрополит Никодим, объединив свои усилия с Римско-Католической Церковью, добился возвращения святыни на историческую родину.

В середине января 1980 года в Патрах ее встречали с большими почестями тысячи людей во главе с клиром и представителями городских властей.

Высшая награда

Орден святого апостола Андрея Первозванного учредил своим указом Петр I в 1698 году. Скорее всего, царя вдохновили рассказы о проповеднике, который некогда проводил миссионерскую деятельность на Руси и погиб от рук язычников, распявших его на кресте.

Первая награда досталась графу Федору Головину, который получил ее в 1699 году. За следующие 100 лет этого ордена удостоилось более 200 человек, а за 2 столетия их уже было около тысячи. При императоре Павле I им начали награждать лиц, имеющих духовные звания, а с 1855 года - военных за ратные подвиги.

Орден Андрея Первозванного отменили в 1917-м. Возвратили его только в 1998 году специальным указом президента РФ Бориса Ельцина. Он является которую вручают как своим гражданам, так и главам правительств других государств за заслуги перед Россией.

Значение иконы

Лик Андрея Первозванного можно найти практически в любом православном храме. На иконах его обычно изображают возле Креста. Чаще всего одной рукой он благословляет всех верующих людей, а в другой держит свиток. Иногда он может быть изображен и по-другому. На некоторых иконах у святого апостола руки сложны на груди, что говорит о его смирении. Когда умирал Иисус, апостол находился рядом и видел все его мучения, но, несмотря на это, решился повторить подвиг своего наставника, который заключался в передаче людям благой вести.

Ежедневно большое количество верующих преклоняются перед святынями. Они молятся апостолу, прося у него здоровья своим родным и близким, а также о содействии в решении возникших проблем.

Андрей Первозванный - заступник моряков, рыбаков и представителей остальных морских профессий. Большинство из них молятся ему перед выходом в плавание. Кроме того, святой является покровителем учителей иностранных языков и переводчиков, а родители незамужних девушек просят его о счастливом браке для своих дочерей. следует так:

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша.

Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

Акафист святому апостолу Андрею Первозванному можно услышать в православных храмах по всему миру. Он является покровителем Украины, Беларуси, России, Румынии, Сицилии, Шотландии и Греции.



gastroguru © 2017