Психофизиологические основы безопасности труда. Психофизиологические основы безопасности Качество человека которые влияют на его безопасность

Контроль исходного уровня знаний;

Роль человеческого фактора в безопасности деятельности очень велика, особенно важны психофизиологические особенности виновников и жертв несчастных случаев.

В связи с этим психофизиологические аспекты безопасной деятельности составляют разделы психологии и физиологии, где изучаются закономерности происхождения и функционирования психического отражения человеком объективной реальности в процессе безопасной трудовой деятельности.

Необходимо отметить, что естественная система защиты человека не всегда может обеспечить требуемую безопасность в условиях техносферы. Необходимы искусственные средства защиты. Чтобы разрабатывать искусственные системы безопасности, средства коллективной и индивидуальной защиты, необходимо знать характеристики человека и его роль в системах безопасности.

В системе безопасности человек выполняет три роли:

1. является объектом защиты;

2. выступать средством обеспечения безопасности;

3. сам может быть источником опасности.

  1. Психофизиологические основы безопасности.

Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяются несколько направлений, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.

Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учётом психических свойств человека.

Психология безопасности изучает психологические (зависящие от человека) причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.

Вопрос о влиянии психофизиологических качеств человека на происхождение несчастных случаев является очень сложным. К психофизиологическим факторам, влияющим на травматизм, можно отнести аномалию анализаторов – это слуховой, зрительный, психологический факторы.

Слуховой фактор – глухота (неправильное определение источника шума, неправильное распознаванию звукового сигнала, отсутствие восприятия звукового раздражителя).

Зрительный фактор – цветовая слепота и дальтонизм, куриная слепота, световая адаптация, зрительная иллюзия, стробоскопический эффект.

К психологическим травматогенным факторам можно отнести расстройство мышления, памяти, восприятия, внимания и эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время в структуре психики, связанной с сознанием и поведением, выделяют три компонента: психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память); свойства (темперамент, характер); состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние, лекарственная, наркотическая или алкогольная астения).


  1. Психические процессы, влияющие на безопасность.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущение, восприятие и память).

Память – это свойство запоминания, сохранение и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Запоминание тесно связано с забыванием (за первые 9 часов информация уменьшается до 35%, поэтому необходимо проводить обучение, проводить инструктажи, учебные тренировки и т.д.).

Внимание – это направленность сознания на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.

Для привлечения внимания к опасностям используют различные средства – звуковые, зрительные.

Восприятие (перцепция) – это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

На основе перцепции осуществляется выбор решения, непосредственно связанный с мышлением.

Мышление – это процесс познавательной активности.

Чувства – это оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений, т.е. потребность субъекта, к значимым для него объектам. Чувства выполняют сигнальную и регулятивную функцию во взаимоотношениях субъекта с окружающей средой. Основными чувствами, которые способствуют травматизации являются чувство утраты реальности (аустичность), ложный страх (фобии) и др. Формой протекания чувств являются чувственный фон, эмоции, аффекты и настроения.

Чувственный тон – это своеобразная эмоциональная окраска протекания физического процесса. Травматогенным фактором чувственного тона считается идиосинкразии, т.е. болезненное отвращение к определённым раздражителям, приводящее к аллергиям. Напротив, положительный чувственный тон (привлекательные звуки, приятный запах, цвет снижает степень риска и уменьшает утомляемость человека.

Эмоции – это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными видами эмоций являются стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции (решимость, радость, воодушевление, азарт) побуждают к активным действиям.

Астенические эмоции (боязнь, страх, опасение, испуг, ужас) характеризуется уходом от борьбы, замыканием в себе, излишними переживаниями.

Проявление эмоций связано с темпераментом и характером человека.

С эмоциями тесно связаны аффекты , т.е. эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительным изменением сознания, нарушением контроля за действиями (утратой самообладания).

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека.

Воля – это форма психической активности человека, которая предполагает регулирование человеком своего поведения, торможения ряда других стремлений и побуждений; предусматривает организацию различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Основным элементом волевой деятельности служит волевой акт. Антиподом волевых качеств – внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность – являются источниками травматогенных ситуаций. Наиболее опасным считается групповое внушение.

  1. Психические свойства, влияющие на безопасность.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека,

считаются характер и темперамент.

Характер – это совокупность индивидуально психологических свойств, проявляющихся в типичной для данной личности способах действия при определённых обстоятельствах, а также своеобразным отношением личности к этим обстоятельствам. Характер учитывается при профориентации и профотборе.

Темперамент – под этим термином понимают сочетание таких характеристик человека, как интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека – силы, подвижности и возбудимости. По темпераменту выделяются холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники.

Сангвиник – это человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, глубоко переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он быстрее устаёт. Темперамент обусловлен генетически, а характер зависит от самого человека и возраста.

На безопасность влияют психологические свойства, объединяемые понятием фобия (страх, боязнь).

Агорафобия – боязнь открытого пространства и скопления людей.

Акрофобия – страх высоты.

Клаустрофобия – боязнь закрытых, тесных пространств.

Пантофобия – боязнь всего вокруг, всего, что может произойти.

Псевдофобия – боязнь, вызванная когда-то пережитыми событиями; страх перед машинами после пережитой автокатастрофы, аварии; остающийся страх после несчастных случаев.

  1. Психические состояния и безопасность человека.

Психическое состояние человека – это относительно устойчива

структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Реакция организма на внешние раздражители не остаётся постоянной.

Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности, в результате чего, может возникнуть состояние психической напряжённости, которое называется стрессом.

Однако надо отметить то, что стресс оказывает не только положительное влияние

на результат труда, но и при превышении критического уровня развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение процессов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до его срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом.

В современных механизированных и автоматизированных предприятиях рабочему

приходится сталкиваться с так называемыми стрессорами .

Выделяют 6 групп производственных стрессоров:

12. интенсивность работы;

13. давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа);

14. изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими;

15. однообразная монотонная работа;

16. недостаточная двигательная активность

17. различные внешние воздействия.

Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам

психического состояния, которые называют дистрессом или запредельными формами.

Можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений, снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, проявляется рассеянность и другие отрицательные признаки.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса, обнаруживается у них вспыльчивость, раздражительность, резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения лежат в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке.

К психическим состояниям человека относят, главным образом, утомление, психическую напряжённость, стресс, дистресс и особые состояния.

Утомление – это временное состояние органов или целого организма, характеризующееся снижением работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление. Крайней формой утомления служит тяжёлое утомление , граничащее с патологическими формами реакций на стимулы.

Развитие утомления связано с изменением работоспособности и в течении рабочего времени проходит три этапа: 1 - врабатывание, ΙΙ – устойчивой работоспособности, ΙΙΙ – наступление утомления.

К наиболее распространённым психическим состояниям человека, приводящим к несчастным случаям, относят психическую напряжённость и её длительное воздействие приводит к стрессам.

Рассмотрим психические состояния по уровню напряжения, т.к. именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, т.е. вызывают напряжение. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, относятся:

1. физиологический дискомфорт;

2. биологический страх;

3. дефицит времени на обслуживание

4. повышенная трудность задачи;

5. повышенная значимость ошибочных действий;

6. наличие релевантных помех;

7. неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8. дефицит информации для принятия решения;

9. недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10. перегрузка информацией;

11. конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими

функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение – напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания и обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение – напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и устойчивости внимания.

Политония – напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

К психическим состояниям относится мотивация , которая взаимосвязана с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определённую структуру в виде иерархии мотивов. Одним из важных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском, который обозначает либо действие, сопряжённое с опасностью, либо действие в условиях неопределённости.

  1. Особые психические состояния.

Наряду с утомлением и стрессом выделяют особые психические состояния, включая пароксизмальные расстройства сознания, изменение настроения; состояния связанные с приёмом психотропных веществ (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков и т.д.).

Пароксизмальные состояния характеризуются утратой сознания от нескольких секунд до нескольких минут, например абсанс. Причинами таких состояний служат заболевания, монотонный труд, работа в ночное время.

Психогенные изменения настроения возникают под влиянием стрессовых состояний и трагических событий (ухудшение настроения, вялость, безразличие, скованность, заторможенность, затруднение переключение внимания, замедление темпа мышления). Приём транквилизаторов, спиртных напитков влияют на психическую активность. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье).

Не менее опасны аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объёма сознания. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны допускаться к ответственным работам.

Конфликт – реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно.

Поведение срыва – при повторяющихся неудачах или в чрезвычайной ситуации человек может отказаться от своих целей.

Тревога (тревожное ожидание) – эмоциональная реакция на опасность.

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Испуг – безусловно-рефлекторный «внезапный страх».

Боязнь, напротив, всегда связана с сознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается.

Ужас – наиболее сильная степень аффекта страха и подавление страхом рассудка.

Паника – одна из форм страха. Биологическим механизмом её является активно-оборонительный вид рефлекса (оцепенел от страха, остолбенел от ужаса).

Массовая паника – один из видов поведения толпы.

Большую опасность для человека оказывает постоянный приём алкоголя в конечном итоге приводящий к алкоголизму. Пьянство и алкоголизм являются главными причинами производственного травматизма.

  1. Психологические методы повышения безопасности.

В действиях человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечёт за собой нарушение действия в целом.

Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам: 1) по незнанию этих требований; 2) по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности; 3) в связи с неумением выполнить требования; 4) в связи с невозможностью выполнить требования.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определённые действия.

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части действий проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм), вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Одно из основных звеньев в профилактике производственного травматизма – обучение и закрепление навыков и умений.

Формирование навыка происходит в 4 этапа: 1) ознакомительный, 2) подготовительный (аналитический), 3) стандартизирующий (синтетический),4) варьирующий (ситуативный).

На ознакомительном этапе происходит осмысление действий; на подготовительном – сознательное, но неумелое их выполнение; на синтетическом – автоматизация действий и на ситуативном – пластичное приспособление к изменяющимся условиям.

Наибольшее число несчастных случаев отмечается на подготовительном этапе. На синтетическом этапе происходит вторичный скачок числа несчастных случаев из-за излишней адаптации. На ситуативном этапе для психологии безопасности труда представляет интерес интерференция навыков, т.е. отрицательный их перенос (при замене пульта управления машиной, изменение правил дорожного движения).

Сейчас взамен 4 этапов обучения выделяют три следующих этапа: 1) первоначальное овладение действиями, 2) уточнение и объединение действий, 3) закрепление действий вплоть до автоматизма.

Заключение: таким образом,рассмотрев факторы влияющие на безопасность жизнедеятельности человека можно сделать вывод, что психофизиологические аспекты безопасной деятельности зависят от множества психофизиологических процессов самого организма, так и внешнего воздействия окружающей среды на человека и знание этих аспектов поможет успешно решать вопросы по предупреждению травматизма.

безопасность газоопасный труд помощь

Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология - это наука, занимающаяся изучением психического отражения действительности в сознании человека. Она включает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безопасности, инженерная психология и эргономика. Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудовой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Для профилактики утомления, снижения риска производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при организации производства, применении сложных технических и технологических систем наибольший интерес представляет психология безопасности, предметом которой являются психические процессы, свойства и состояния. Она изучает психологические, т.е. зависящие от человека (человеческого фактора) причины несчастных случаев и аварий и разрабатывает методы и средства, снижающие или исключающие риск травмирования и заболеваемости. Причины, связанные с человеческим фактором негативно влияют на поведение работника, что и создаёт аварийные ситуации.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как восприятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельности.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от различных анализаторов - зрительного, слухового, тактильного и др. Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональность воздействия.

Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. Запоминание тесно связано с забыванием. Установлено, что в среднем за первые девять часов полученная информация уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п.

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вредностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.

Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является следствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетентности, а также ошибочного осмысления полученной информации. При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение.

Чувства - это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности.

Чувственный тон - это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и интерьера производственного помещения.

Эмоции - это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа - стенические и астенические. Стенические эмоции - решимость, радость, воодушевление, азарт - побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции - боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами и т.п.).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта - эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуации действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной несчастного случая, аварии и т.п.

Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной возникновения опасных ситуаций - привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля - это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация , которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию.

Мотивация связана с другим понятием безопасности труда - риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п.

Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.)

Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются характер и темперамент.

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологических свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитываться при профессиональном отборе.

Темперамент - это характеристика динамических психологических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).

Психологические состояния . В психологии безопасности труда важное значение имеют психические состояния, запредельные и особые психические состояния. Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) времени и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на течение всех психических процессов, а значит и на безопасность, производительность и качество труда.

В процессе трудовой деятельности психические состояния человека могут быть:

Длительными, которые определяют отношение человека к выполняемой им работе и его общее психологическое настроение. Это прежде всего, удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологический климат в трудовом коллективе и т.п.;

Временными, возникающими из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;

Периодическими, связанными с настроением на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения

Эффективность деятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения (стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятельности, что снижает уровень психической работоспособности.

Возможны два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

К особым психическим состояниям, имеющим значение для психической надежности персонала, или человеческого звена в сложных технических и технологических системах, относятся пароксизмальные расстройства сознания, т.е. психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния это группа расстройств, вызванных заболеваниями головного мозга и другими причинами (эпилепсия, обмороки).

Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психических возбуждений, при этом проявляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, замедление мышления.

Аффективные состояния (взрыв эмоций) могут развиваться под влиянием обиды, оскорбления, производственных и других неудач. В таком состоянии у человека развивается снижение объема сознания. При этом возможны резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травмирования. Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния возникают в результате употребления различных психофармакологических средств. Прием легких стимуляторов (чай, кофе) способствует повышению работоспособности, а прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) может вызвать отрицательный эффект ухудшение самочувствия, снижение скорости реакции и др.

Употребление транквилизаторов типа седуксен или элениум оказывает выраженное успокоение и предупреждение неврозов, одновременно снижая психическую активность, замедляет реакцию, а также вызывает апатию и сонливость. Пьянство и алкоголизм также оказывают отрицательное влияние на работоспособность, а посталкогольная астения (похмелье), кроме того, ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Таким образом, контроль психического состояния персонала ответственных работ и принятие административных мер может положительно влиять на сокращение травматизма и повышение надежности работ сложных систем.

Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека. Практика свидетельствует, что 60-90% аварийности и травматизма зависит нс от инженерно-конструкторские ошибок, а от организационно-психологических факторов.

СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Они обеспечивают формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы - ощущения, восприятия, память и др. Психические состояния человека выполняют функцию активного взаимодействия человека с внешней средой в конкретной ситуации. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером и могут оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность и безопасность производственного процесса.

Психические свойства - это качества личности: характер, темперамент. Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65%. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются звуковые, зрительные и световые средства. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различной окраски опасных объектов и др.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов паи явлений при их воздействии на органы чувств.

Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов - зрительного, слухового, тактильного. Качественное восприятие информационных средств зависит от актуальности и новизны информации, эмоциональности воздействия, краткости сообщений и т.д.

Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением.

В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер отражает совокупность индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. Темперамент - это характеристика динамических психолог ических особенностей - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. При неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление.

В процессе деятельности организм постоянно стремится приспособиться к изменяющимся условиям. При этом возникает состояние психической напряженности т.с. стресс.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение внешней нагрузки. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы и результативностью трудовой деятельности нет пропорциональной зависимости . По мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максимума, а затем начинают падать.

Базируются на физиологии и психологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и другое. Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека. Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60-90% случаев) в зависимости от вида трудовой деятельности. Часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека.

Авторы первых работ по психологии труда разделяли идеи Анри Сен-Симон в том, что на смену «руководству людьми» придет «управление вещами» и были убежденны, что любой конфликт можно разрешить путем рациональной организации труда и высоких заработков. Такой подход прослеживается в работах американского ученого Ф.Тейлора, которого считаю основателем школы «научной организации труда». Ф.Тейлор провел ряд исследований организации труда и видел свою задачу в том, чтобы применить к изучению организации производства методы естественных наук. Его основополагающими принципами были экономия усилий (исключение из них движений) и специализация функций. Последователи Тейлора и его ученики Ф.Б.Джилберт и М.Л.Кук перенесли его методы в сферу администрирования.

Психические процессы.

Структура психической деятельности человека.

1 Психические процессы 2 Психические свойства 3 Психические состояния

1. Психические процессы составляют основы психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Они обеспечивают формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Психические процессы, определяющие безопасность человека: память (свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации; запоминание тесно связанно с запоминаниями. Психологами установлено, что в среднем за первые девять часов информация, которую помнит человек уменьшается на 65%, следовательно для того, чтобы восполнить утраченную информацию необходимо проходить инструктажи, обучение и другое), внимание (направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности. Безопасностью труда для привлечения внимания человека к опасностям используют различные средства: звуковые, зрительные, световые. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и другое.), восприятие (отражение в сознании человека предметов или явлений, при их воздействие на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам: в частности должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений и другое), мышление (процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан с следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаем).

Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.



gastroguru © 2017