Когда крещение руси. Как происходило крещение руси

Существует легенда, будто крещение Руси началось в Херсонесе (в те времена – Корсунь). Недавно я побывал в этом месте, где несколько лет назад был восстановлен во всей красе Владимирский собор.

С князем Владимиром связывают одно из важнейших событий древнерусской истории – крещение Руси.
Незадолго до крещения, Владимир устроил в Киеве большое капище из шести главных идолов славянского пантеона. Но племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.

Возможно, еврейские корни князя Владимира и то, что его мать была дочерью раввина, подтолкнули его к мысли дать своему народу новую религию, и он для народа стал бы «новым Моисеем». Параллелей можно увидеть множество.

Владимир понимал, что одной лишь силой удержать власть нельзя, нужна духовная опора. И эту опору он нашёл в христианстве. Ибо христианство утверждало, что вся власть установлена Богом, проповедовала терпение, смирение, всепрощение. Единобожие способствовало укреплению единоличной власти князя.

До 988 года, официального года крещения Руси, страна не была полностью языческой. В то время во многих крупных городах уже стояли христианские храмы. Крещение приняли многие бояре, купцы, дружинники.
Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Нательные кресты сопровождали погребения воинов ещё в IX веке. Если понимать «крещение Руси» буквально, то оно произошло веком раньше – в 867 году.

Православие исповедовала ещё бабушка Владимира – княгиня Ольга. Владимир лишь завершил утверждение христианства на Руси.
Князь Владимир крестился сам и крестил своих детей. Но дружина его оставалась языческой и поклонялась Одину. Борьба с языческими культами продолжалась на Руси вплоть до XX века.

Прежде чем крестить Русь, состоялся так называемый «выбор веры». Согласно «Повести временных лет», в 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина. Но "было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса". Ещё более Владимира отвратила от магометанства угроза введения «сухого закона». Владимир ответил знаменитой фразой: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть"…»
От постоянного пития, лицо князя Владимира было всегда красным, за что в народе его прозвали «красно солнышко».

После булгар пришли иностранцы, посланные Римским Папой. Они заявляли, что "если кто пьёт или ест, то всё во славу божию". Однако Владимир отослал их, сказав им: "Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Владимир не хотел признавать верховенства власти Римского Папы.

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм.
"Что у вас за закон?" – спросил их Владимир. Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Владимир отверг их потому, что у евреев не оказалось своей родины. "Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"

До принятия окончательного решения Владимир посоветовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть - на небе или на земле».

В 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н.э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. Это был политический выбор.
По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина. Уже неоднократно женатый Владимир готовился вступить в брак с византийской принцессой Анной в политических целях.

Существует легенда, будто крещение Руси началось в Херсонесе (в те времена – Корсунь). Недавно я побывал в этом месте, где несколько лет назад был восстановлен во всей красе Владимирский собор.

Историк Владимир Соловьёв так описывает крещение Владимиром Руси.
«Многие с радостию крестились; но больше оставалось таких, которые не соглашались на это… Видя это, князь … послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещёные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю. … Некоторые шли к реке по принуждению, некоторые же ожесточённые приверженцы старой веры, слыша строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса».

Митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и с (попом) Анастасом ходили на север и крестили народ. Согласно Иоакимовой летописи: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идёт крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришёл, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием. …
Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступил Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить домы христиан. …
Многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины ниже. Тогда язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что крещены; для этого Иоаким велел всем крещёным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещён, и крестить. … Окончив это дело, Путята пошёл в Киев. Вот почему есть браня для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнём».

Я не оспариваю культурного значения крещения Руси, которое позволило приобщиться к европейской цивилизации и выйти на более высокий уровень развития. Хотя вражды не стало меньше, люди не стали лучше. Князь Владимир Святой сумел повоевать со всеми соседними государствами. При Владимире не только расширились территории государства, но повысилась культура, пришла кириллическая письменность. Хотя до введения кириллицы была своя азбука – «глаголица».

Чужая вера в народе не прижилась сразу. До насильственного крещения наши люди поклонялись языческим богам природы, жили в гармонии с ней. Все праздники проходили на природе. И то, что сейчас мы, наряду с христианскими праздниками, празднуем языческие, говорит о неискоренимости язычества в нашем менталитете.
Языческая (что значит – народная) культура не исчезла, и существует ныне в народных обрядах, праздниках, традициях (масленица, калядки, гадания, ряженые и пр.)

Нет, нельзя так выбирать религию, как это было на Руси. Вера должна быть частью самосознания народа, его истории, традиций и верований. Нельзя заставить верить, невозможно научить вере. Вера – это Откровение, это дар Божий!

Принудительное крещение противоречит самой идее крещения – как добровольного, осознанного принятия. Некоторые считают, что крещение должно происходить в зрелом возрасте, когда человек осознаёт всю значимость этого ритуала, добровольно принимает на себя ответственность за все дела и меняется духовно.

Крещение не обязательно купание или омовение. Внешние ритуалы могут не дать эффекта, если не происходит преображения души.
Смысл обряда крещения – это «духовное рождение». В результате человек должен переродиться душой, перестать грешить и стать верующим.

Многие люди не хотят преображаться душой; им достаточно верить и соблюдать ритуалы. Но все ритуальные действия ничего не значат, если при этом ничего не происходит в душе. Как сказала одна из паломниц: «если не будет на то воли божьей, сколько к иконе не прикладывайся, не поможет».

Смысл крещения не в приобщении к таинству двухтысячелетней истории, в постижении таинства преображения души. Погружение в воду или обливание было почти у всех народов древности. Символический смысл омовения, выражаясь современным языком, это кодировка! Ты программируешь себя на начало новой – духовной! – жизни, в которой приоритет будет всегда отдаваться духовным ценностям, а не материальным.

Полагают, что с принятием христианства жизнь князя Владимира изменилась. Он принял новую веру со всей искренностью, в корне пересмотрев жизненные ценности.
Однако, уже будучи давно христианином, Владимир фактически направил своего сына Бориса против другого своего сына Ярослава (оказавшегося впоследствии Мудрым), благословив войну брата против брата. Ярослав же в итоге убил братьев своих Бориса, Глеба, Святополка и Святослава, и сам стал князем киевским.

Является ли собирание земель в одно централизованное государство, бесспорным благом? Даже если эта цель требует таких средств как убийство брата?

За всё время крещения Руси, по приблизительным оценкам, было вырезано до трети населения страны. Сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль.

Властители хотят иметь духовный авторитет, но при этом дела их свидетельствуют об обратном. Многие христианские правители отличались страшной греховностью. Принимавшие христианство правители, часто продолжали преследовать теперь уже не христиан, а их противников. Князья беспощадно убивали тех, кто отказывался признать христианство, а значит и власть князя. Император Константин, который в 332 году принял христианство, вмешивался в дела церкви, для укрепления личной власти используя её могущество.

Сегодня Москва и Киев «делят» право называть себя последователями Владимира Святого.

Спорят: Владимир – украинский москаль или русский хохол?

Журнал ДИЛЕТАНТ посвятил целый номер ответу на вопрос, князь Владимир: святой или грешник?

Я бы сказал, что князь Владимир – святой грешник!

Правителя априори нельзя называть святым. Сама суть власти не позволяет этого. Князь Владимир был братоубийцей, многоженцем, распутником, лицемером и коварным правителем.
Княжение в Киеве Владимир начал с разрушения христианских церквей, на их место наставил Перунов. Но когда князь решил крестить Русь, Перунов снесли. «Из ниспровергнутых идолов одних рассекли на части, других сожгли, а главного, Перуна, привязали к лошади к хвосту и потащили с горы, причём двенадцать человек били истукана палками... Когда волокли идола в Днепр, то народ плакал».

Мне скажут: «Русские люди должны гордиться своей историей. А Вы …»

Однажды по телеканалу «Культура» показали фильм Владимира Хотиненко «Наследники». Большая часть действия происходит в студии ток-шоу, где политолог, историк и патриот во главе с ведущим обсуждают вопросы русской истории.
– Наша задача – научить людей гордиться своей историей, – говорит политолог.
– Быть русским – это значит встать перед непобедимым врагом и выстоять! – утверждает патриот.
– Да не было в 14 веке никакого русского народа, – утверждает историк. – Нацию русскую раньше 16 века искать бессмысленно.
– Кому полезна эта ваша истина?! – возмутился патриот. – Много найдётся желающих покопаться в нашем грязном белье. Но самим-то зачем ворошить? Народ должен гордиться своим прошлым!
– Гордиться придуманным прошлым или настоящим? – недоумевает историк. – Я всегда считал, что для наших патриотов-государственников народ это ребёнок, причём ребёнок умственно неполноценный.
– Всякая власть хочет, чтобы её облизывали, – говорит ведущий. – И чем она самоуправней, чем она беззаконней, тем больше нуждается в подтверждении, что всякая власть от Бога. И церковь уже тысячу лет как откликается на этот запрос.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, выбирать веру и крестить насильно противоречит самой сути веры. Вера – это дар Божий, таинство, дело сугубо личное, духовно интимное.
Вера обретается не благодаря воле монарха, а благодаря воле Господа.
Погружение в воду не является крещением, если не сопровождается духовным изменением. Нужно переродиться, стать другим человеком, для которого духовное становится важнее, чем материальное.

Сознание людей мифологично, они не могут жить без сказок и мифов. Люди хотят верить в «доброго царя батюшку», верить в святых, им поклоняться. Но не надо обманывать людей, под видом «мифа» впихивая им неправду.

Однажды видел у храма большую очередь за «святой водой». К розливу подошёл охранявший порядок милиционер и попросил служителя налить ему «святой водички» для себя и друзей вне очереди.

Нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за своё поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, - это и есть земное воздаяние за любовь.

Но даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счёту, у нас нет ничего, кроме веры. Всё зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви.

Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймёшь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что всё взаимосвязано и случайностей не существует. Вера освещает жизнь радостью, тогда как безверие хуже слепоты».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

P.S. Один депутат готовит к внесению в Госдуму законопроект о защите национальной гордости России, которым предложит установить ответственность за публичные оскорбления явлений, к которым в стране относятся с особым почтением.

Вы можете посадить меня в тюрьму, вы можете даже отсечь мне голову, но я утверждал и буду утверждать, что крещение нельзя проводить насильственно, даже ради объединения Руси!

А по Вашему мнению, В ЧЁМ ПРАВДА КРЕЩЕНИЯ И ДОМЫСЛЫ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

Кем был на самом деле великий князь Владимир? Его мать была еврейка Малка, дочь раввина, который также носил имя Малк. Родилась она в русском городе Любич, который на то время находился в вассальной зависимости от хазарского каганата. Женщина работала ключицей у русского князя Святослава Игоревича, и в один из дней еврейка напоила государя и забеременела от него. Её сын, Владимир, не мог быть наследником княжеского трона, так как у Святослава был старший сын Ярополк от законной жены. Но Владимир убил Ярополка и узурпировал власть на Киевской Руси. Так и пришло княжество Владимира, а в последствии и крещение Киевской Руси.

Уничтожение населения Руси

Если читать крещение Руси кратко, то вы никогда не узнаете о том, что при крещении Киевской Руси Владимир, дабы искоренить язычество из государства, уничтожил одну треть населения. Крещение привело русский народ в извечное рабство, которое продолжается до сих пор. Даже воздвижение церквей и монастырей для молодых русичей было решено для того, чтобы язычество всячески изгонялось и не плодилось, а те, кто отказывался принять новую веру, понесли тяжкую кару.

Что принес Владимир на Русь

Княжество Владимира окрашено в темно-алый цвет, ведь все годы его правления залиты кровью русского народа. Мало того, что он искоренял язычество путем уничтожения последних его носителей, но и сжигал множество письменных источников праславянской культуры. Владимир восходил своими корнями к роду Иафета, от которого, по легенде, и пошли все русские. Между прочим, в истории замалчивается ещё один факт: пьянство на Киевскую Русь принесли именно православные священники, которые причащали людей вином, и всеми силами боролись с медом и пивом, которые никак не влияли на генетику и не могли привить пьянства. Такими были последствия крещения Руси.

Русь до появления христианства

До появления князя Владимира в стране, Киевская Русь процветала. Соседские народы часто захаживали к русскому князю в гости, чтобы уговорить его принять именно их веру. Послы были от всех уголков: немецкие католики, евреи, греки, камские болгары и другие. Каждый нахваливал именно свою веру, но не каждая пришлась Владимиру по душе. У болгар русский князь увидел бедные храмы и унылые молитвы, у немецкой религии было слишком много обрядов, и те без какого либо величия или хотя бы красоты. Ну а после послы Руси приехали в Царьград, и их поразило внешнее величие, богатство и роскошь. Боярская комиссия немедля поспешила обратно в Киев, и прямо так и молвили: «После сладкого горького не хочется, поэтому и мы после того, как познали греяческую веру, никакой иной не примем». Князь послушал бояр. Пожал плечами да и согласился. Так было принято решение покрестить Русь. После этого князь Владимир вместо пропагандистской компании решил уничтожить исконно русскую религию и силой внедрить христианство в душу русского народа.

Неофициальная версия крещения Киевской Руси

Официальная версия, на самом деле, даже звучит не очень правдоподобно. В каком году было крещение Руси? По официальной версии в 988 году, но начиналась внедряться христианская вера на Русь ещё за много лет до этого события. Для начала стоит вспомнить, что отец Владимира, великий князь Святослав, всем сердцем презирал христианство, так как отлично понимал её сущность. Так же однозначно звучат его же слова: «Христианства вера – есть уродство». Если рассуждать логически, то не мог родной сын Святослава вот так просто взять и привить всему русскому народу христианскую веру. Такого на Руси ещё никогда не бывало. Как происходило крещение Руси на самом деле? Ведь не могут же стать основаниями для искоренения многотысячной религии те примитивные версии, которые описаны в официальной версии. И сам народ не потерпел бы такого надругательства над своей верой, и мог бы просто взбунтоваться и повесить князя Владимира. Чтобы понять истинную суть крещения Руси, следует начать с самого происхождения Владимира и евреев на Руси вообще.

Откуда появились первые евреи в Киевской Руси

Появление первых евреев на Руси относят к очень далекой эпохе, когда ещё не было князя Владимира. Пришли они к нам из Хазарского царства. В 730 году евреи заполнили все Хазарское царство, а в караимских племенах власть захватил еврейский царь, или же как его ещё называли «каган». Каган был первым, кто принял иудаистскую веру после чего та стала господствующей в стране. Так и возникло данное еврейское царство, которое было очень сильным, ведь даже Киев какое-то время выплачивал ему дань, хоть и недолго.

В 965 году киевский князь Святослав захватил хазарскую крепость Саркел, что на Азовском море, а через четыре года пала и сама столица царства – Итиль. После завоевания хазарского царства князь присоединил её земли к Руси, после чего евреи воспользовались шансом и за пару лет полностью наводнили Киевскую Русь. Любители наживы, их манила к себе торговая мощь Киева, а также проложенный водный путь от греков до Варяжского моря.

Благодаря одному из любимых еврейских методов – внедрение в высшие чины власти через совращение властителей еврейскими женщинами – позволило евреям повлиять на ход русской истории. Например, ничего не подозревавшая княгиня Ольга, жена Святослава, приняла к себе на работу ключницу Малушу (ласкательное от имени Малка), после чего еврейская девица воспользовалась моментом, подпоила князя и соблазнила. Узнав, что Малка беременна от Святослава, княгиня Ольга в порыве гнева прогнала женщину в село Будутино, которые вблизи Пскова, где и родился будущий князь Владимир.

Будущий князь Владимир и его путь к власти

К своему плоду мимолетной страсти не очень приятно относился и сам князь Святослав Игоревич, ведь он любил княгиню Ольгу, и родился Владимир лишь по его пьяни и неосторожности. Когда Святослав уезжал из Руси в Болгарию, то в Киеве оставил княжить своего старшего сына Ярополка, Олегу же поручил землю Древлянскую, а вот Владимиру не дал никакого поручения. Новгородцы давно стремились стать самостоятельными и отделиться от Киева, и по доброму совету Добрыни (брата Малки – матери Владимира), просили дать им в князя Владимира. Святослав не любил полукровку, и поэтому ссылая младшего сына в Новгород сказал: «Берите его. По вас и князь». Вместе с Добрыней (подлинное имя Дабран, а Добрыня – это по-русски), Владимир правил Новгородом, пока не возмужал.

Во время пребывания в Новгороде, иудеи обучали своего князя, как именно ему нужно отомстить своим ненавистным родственникам по линии отца. Ему вбивали в голову, что после получения княжеского престола в Киеве, он должен уничтожить арийскую веру изнутри, насильно привив рабскую христианскую религию.

Собрав дружину, Владимир отправился в Киев и безжалостно убивает своего брата Ярополка, который просто для него гой (скот по-иудейски). Узурпировав власть на Руси, Владимир насилует беременную вдову своего брата, и берет в жены другую, Рогнеду. Посев окончательно на трон, он целенаправленно почитает арийских Богов, призывает поставить новых, раннее неизвестных русскому народу идолов, приносит им в жертвы молодых невинных мальчиков и так продолжалось на протяжении десяти лет. Именно эти действия и «взорвали» арийскую веру изнутри, напрочь искоренив из людей все старые ценности своих добрых Богов.

Только после того, как народу самому стало противно поклоняться таким богам, Владимир стал внедрять христианство на Русь. Особо мощного сопротивления у людей это не вызвало, но без жертв все-таки не обошлось. Приняв чужую веру, которая проповедовала нищенство и внутреннее рабство, даже отказавшись от собственного календаря народ Киевской Руси вступил на стезю вечного рабства, которое продолжается и сей день. Дата крещения Руси – 988 год, это также дата, когда русские сами того не понимая, согласились на кандалы, которые ковались для них на протяжении сотни лет.

При переходе Руси от общинного к феодальному строю, возникла настоятельная необходимость смены религии. В девятом веке, когда возникло новое государство , объединившее в себя множество до того времени разрозненных славянских племен, необходимо было упразднение различий в их верованиях, так как разность эта являлась постоянным источником междоусобиц, что существенно затрудняло и становление государственности, и экономическое развитие молодой державы. В 980 году князь Киевский Владимир Святославович провел первую религиозную реформу в своем государстве. Но она не имела никакого успеха. Князь Владимир предпринял попытку унифицировать различные религиозные верования своих подданных, предложив им молиться общим богам, которых на уровне государства признавал истинными. На одном из киевских холмов были установлены статуи : кумир Перуна, кумир Даждьбога, кумир женского божества Мокоши, кумир Волоса и др. Основным божеством был признан Перун-громовник, который, как известно, являлся покровителем княжеской дружины. Но эта попытка объединить верой представителей разных славянских племен в единый народ, была с треском провалена.

В итоге князь в качестве общей для всей Киевской Руси веры избрал православие, восточную традицию христианства, отринув другие монотеистические религии, такие как: иудаизм, ислам и западное христианство - католицизм. Давние торговые отношения, династические и культурные связи с Византийской Империей, ближайшей соседкой Киевской Руси – все это, вне всякого сомнения, повлияло на выбор князя Владимира. Ведь Византия была центром и родиной православия. Об этом выборе Князя Владимира Святославовича очень подробно рассказано в «Повести временных лет», но, все-таки доверять ему всецело не стоит, так как Нестор Летописец, описал известное легендарное событие Крещения Руси лишь сто лет спустя и не являлся очевидцем этих грандиозных исторических метаморфоз. Вне всякого сомнения, решение принять христианство, не было всецело лишь духовным выбором князя Владимира, но политическим, в первую очередь. Он собирался заключить династический брак с сестрой Императоров Византии: Константина и Василия. Те пообещали Владимиру руку своей сестры в обмен на помощь русского князя в подавлении мятежа некоего Варда Фоки. А заключение этого брака было невозможным без принятия христианства. К тому же, для Руси это открывало широчайшие возможности развития в области культуры, торговли и науки.

Но, судя по всему, Владимир все-таки проникся духом всепрощения, так свойственного христианству. Имея многочисленный гарем, он написал всем своим женам письма, в которых говорил, что отныне они свободны и имеют право выйти замуж за любого славного дружинника, что в те времена являлось истинным актом милосердия. Ведь неугодных и надоевших жен было принято убивать, а не отпускать на свободу. Самая старшая жена Владимира, Рогнеда, написала князю смиренное письмо, в котором сообщала, что приняла христианство и теперь просит разрешения удалиться в женский монастырь. И это право ей было милостиво даровано. Интересно то, что еще до того, как Владимир крестил Русь официально, на ней уже существовали православные монастыри и строились христианские храмы. Просто христиан было немного. Но даже в окружении князя они имелись. Например, его бабушка, княгиня Ольга, названная Равноапостольной, приняла крещение от греческих священников задолго до Владимира. В 988 году, практически не встретив сопротивления, Владимир приказал киевлянам креститься. Люди, восемь лет назад пережившие одну религиозную реформу, к новой отнеслись философски. Креститься, значит, креститься. Русь приняла христианскую веру, но все еще нашему народу свойственно двоеверие. Мы соблюдаем христианские и языческие праздники с одинаковым почтением, трансформируем их согласно своей ментальности. Славяне до сих пор верят в домовых и знают, как правильно следует ставить веник в квартире, дабы не разгневать доброго домашнего духа, и в то же самое время, радостно отмечают Рождество Христово, украшая ель, подобно Майскому дереву, как это делали наши предки первого мая, в день свадьбы языческих богов.

В отечественной истории есть несколько событий, которые впоследствии предопределили дальнейшую судьбу страны. К их числу относится произошедшее в конце Х века крещение Руси, причины и последствия которого во многом определили характер российской цивилизации.

Причины крещения Руси

Русь – это государство, возникшее из конгломерата славянских, балтийских, тюркских, финских и иных племен. От раннего периода оно унаследовало комплекс языческих верований, сущность которых не вполне соответствовала потребностям формирующейся монархии. Если в стране один правитель, то его полномочия должны быть освящены властью единого Бога.

Таким образом, причины крещения Руси проистекали, прежде всего, из внутренних потребностей развития государства:

  • необходимости укрепления власти единого монарха – Великого Киевского князя;
  • потребности обеспечения единой идеологической основы, которая бы способствовала консолидации разных этносов, вошедших в состав Руси как на добровольной, так и на принудительной основе.

Очевидно, что для этого подходила только монотеистическая религия. К концу I тысячелетия н.э. уже существовало несколько крупных мировых вероисповеданий такого плана. Но почему русский выбор был сделан в пользу восточного христианства, за которым в XI веке утвердилось наименование православия? Причин несколько:

  • Данная ветвь христианства была достаточно хорошо известна на Руси: этих воззрений придерживалась часть дружинников и купцов, т.е. тех, кто, как бы мы сейчас сказали, был ориентирован на международную деятельность, и для них в Киеве был поставлен храм Святого Илии. Не менее важно, что эта поликонфессиональная ситуация не порождала религиозных конфликтов между язычниками и христианами.
  • В отличие от католической ветви христианства, православию присуще представление о симфонии или гармоническом единстве властей – светской и духовной, а значит, нет почвы для возможного конфликта между ними, потенциально способного разбалансировать внутреннюю ситуацию в стране.
  • С точки зрения княжеской власти важным моментом было то, что центром восточного христианства являлась Византия – мощная империя, с которой Русь соседствовала, временами воевала и постоянно торговала.
  • Принятие христианства выводило Русь из изоляции и делало ее родственной другим европейским народам.

При каком князе произошло крещение Руси?

Вопрос о том, при каком князе произошло крещение Руси, имеет однозначный ответ: при Владимире Святославовиче. Однако он оказался лишь в конце той цепочки решений, которые принимали его предшественники.

Смотрите видео: Крещение Руси правда и вымысел

Благодаря древним источникам известно, что первыми крещение приняли еще варяжские князья Аскольд и Дир, правившие в Киеве, тогда центре земли полян. Их участь оказалась незавидной. Они были убиты Олегом – основателем Древнерусского государства. Но начало было положено.

Первой правительницей, официально принявшей христианство, стала княгиня Ольга, которая управляла Русью в малолетство своего сына князя Святослава. В 957 году она нанесла официальный визит в Царьград – столицу Византии и прошла там обряд крещения. Ее крестным отцом стал император Константин Багрянородный, что символизировало заключение важного династического и государственного союза. Согласно летописям, Ольга отличалась большой стойкостью и последовательностью в вере и была нацелена на крещение Киевской Руси. По ее мысли, это должен был сделать правящий князь Святослав.

Однако сын не желал слушаться мать в этом вопросе, аргументируя свой отказ тем, что он не может пойти наперекор своей языческой дружине. После его убийства печенегами в 972 году следующий князь Ярополк оказался более расположенным к новой вере. Летописи пишут, что он проявлял симпатии к христианству. Но начавшаяся усобица между ним и его братом Владимиром за киевский престол не дала возможности Ярополку решить эту проблему. И только пришедший к власти князь Владимир взял курс на религиозную реформу.

В каком году было крещение Руси?

Владимир стал великим Киевским князем в 980 году, а день крещения Руси приходится на 988 год. Чем объясняется этот 8-летний перерыв между намерением и действием? Тем, что Владимир первоначально рассчитывал не принимать новую, а реформировать традиционное язычество, превратив его в своего рода местный монотеизм.

Для этого был выстроен новый культ во главе с богом Перуном – покровителем князей и воинов и поставлены новые святилища – капища в Киеве и Новгороде. Однако планируемого результата добиться не удалось, идеологического переворота не произошло.

Это и подтолкнуло князя к решению о необходимости принятия новой авторитетной веры, заимствованной извне. В каком году было крещение Руси, и хронология этих событий описаны в Повести временных лет. Последовательность событий была следующей:

  1. Владимир рассылает послов в разные страны с тем, чтобы они увидели достоинства и недостатки разных религий: иудаизма, который исповедовали хазары, ислама, распространенного на Ближнем Востоке и христианства.
  2. Советуется «с болярами и старцами градскими», т.е. пытается подкрепить свой выбор демократическим волеизъявлением.
  3. И, наконец, в 987 году вступает в военный союз с византийским императором для совместного подавления мятежа полководца Варды Фоки.

Владимир – известный поклонник женской красоты, потребовал в качестве компенсации руку царской сестры принцессы Анны. Его не смущал тот факт, что он уже был женат. Однако император, получивший военную помощь в подавлении мятежа, не был расположен к выполнению своих компенсационных обязательств. Но стоящий в Корсуни и тем самым создававший военную угрозу Константинополю, Владимир не намеревался уступать. Тогда император потребовал, чтобы князь и его дружина крестились в православие. Это произошло в 988 году и положило начало процессу, называемому крещением древней Руси.

Последствия крещения Руси

Прибыв с молодой женой на Русь, Владимир крестил киевлян, а его дядя Добрыня новгородцев. Особого сопротивления это не вызывало, все прошло достаточно спокойно. Язычество было объявлено вне закона и за его исповедование можно было серьезно поплатиться. Но, несмотря на все запреты, преследования и наказания, из духовной жизни народа язычество не исчезло.

Последствия крещения Руси проявили себя в экономической, государственной и культурной сферах:

  • Появились первые монастыри: Киево-Печерский в тогдашней столице и Юрьев монастырь в Новгороде. Они были крупными хозяйственными субъектами.
  • На население была возложена церковная десятина, которая стала одной из экономических основ их хозяйства.
  • Монастыри не только производили, но торговали и занимались ростовщичеством. По своей силе они зачастую не уступали князьям.
  • С государственной точки зрения власть получила серьезную опору в лице мощной православной церкви и союза с Византией. Русская православная церковь вошла в Константинопольскую патриархию на правах митрополии. Первыми предстоятелями в ней были греки, назначаемые из Константинополя. Однако уже в XI веке появился первый русский митрополит – Святитель Илларион Киевский , уже тогда провозгласивший курс на отделение русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако этот процесс оказался небыстрым. Митрополия стала Московской патриархией только в 1589 году.
  • Русь через православие восприняла более высокую греческую культуру, имевшую корни в античном наследии, что сразу же отразилось в русском зодчестве, письменности, книжности, иконописи.

Значение крещения Руси

Крещение Руси и его историческое значение неотделимо от его последствий:

  • Развитие торговых отношений с Византией давало толчок к более интенсивному развитию собственного хозяйства.
  • Постепенная консолидация многонационального общества на основе единой религии.
  • Принятие христианства на Руси подтолкнуло к усилению позиций светской власти, поскольку союз с такой мощной организацией,как православная церковь, делал положение монархии более стабильным.
  • Внешнеполитическое: Русь признавалась христианским государством, что предопределило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами.

Вскоре Византия начала слабеть и в 1453 году окончательно исчезла с карты мира. Россия же, избавившаяся от ордынского ига, начала подниматься из руин раздробленности и национального унижения. Крещение Руси и его значение состоит еще и в том, что оно дало возможность провозгласить теорию «Москва – третий Рим», которая стала идеологическим основанием для претензии нашей страны на вхождение в клуб самых влиятельных мировых держав.

Как Вы думаете, на что повлияло крещение Киевской Руси? Поделитесь своим мнением в

Первые упоминания о Киевской Руси как государственном образовании относятся к 30 годам IX века. К этому времени славянские племена жили в северо-западных районах современной Украины. Эти места издревле носят название Волынь. Они также обустроились в бассейне Припяти, по берегам Днепра, Оки и притокам этих рек. Жили славянские племена и в болотистых землях Южной Белоруссии. Это племя дреговичи. Название его произошло от древнеславянского слова «дрягва» - болото. А в северных областях Белоруссии неплохо устроились венеды.

Главными врагами славян являлись русы. У историков нет единого мнения об их происхождении. Кто-то считает их выходцами из Скандинавии, кто-то славянским племенем. Бытует также убеждение, что русы вели кочевой образ жизни в степных районах Западного Казахстана и Южного Урала. Со временем они переселились в Европу и стали досаждать славян вооружёнными набегами.

Борьба длилась долго и закончилась полным поражением славян. Начало этому было положено при одном из вождей русов Рюрике . Когда родился Рюрик - неизвестно. Умер ориентировочно в 879-882 году. Более вероятно в 879 году, согласно древней летописи под названием «Повесть временных лет», написанной иноком Нестором в Киево-Печёрской лавре в начале XII века.

Варяги или наёмники

Считался Рюрик варягом (наёмный воин) и вроде как имел тесные связи с франкским королём Карлом Лысым (823-877). В 862 году он появился в Новгороде. Пользуясь поддержкой некоторых старейшин, сумел захватить власть в городе. Правил самозванец недолго - чуть больше года. Новгородцы подняли восстание против пришлого руса. Народное движение возглавил Вадим Храбрый. Но свободолюбивым славянам трудно было тягаться с профессиональными наёмниками. Вадим Храбрый был убит в 864 году, а власть опять оказалась в руках Рюрика.

Честолюбивый рус создал государство, в которое вошёл Новгород, а также прилегающие к нему области. Это Белоозеро, Изборск и Ладога. В Изборск Рюрик направил сильную дружину из ближайших соратников. Белоозеро поручил охранять ближайшим родственникам. Сам сел княжить в Новгороде. Главной опорой ему здесь служил варяжский посёлок на Ладоге.

Таким образом, русы получили реальную власть над славянами. Рюрик, его соратники и родственники положили начало многочисленным княжеским династиям. Их потомки правили русскими землями более тысячи лет.

После своей смерти Рюрик отставил сына. Звали того Игорем. Мальчик был совсем маленьким, поэтому наставником при нём стал воевода по имени Олег. Судя по летописям, тот являлся ближайшим родственником Рюрика.

Обосновавшимся в Новгороде захватчикам северных земель оказалось мало. Они начали поход на юг по великому пути «из варяг в греки». Начинался он на речке Ловать, где ладьи по суше перетаскивали к Днепру. Двигаясь к Киеву, русы, возглавляемые Олегом и малолетним Игорем, захватили Смоленск. После этого захватчики двинулись к Киеву. В городе жили славяне, и стояла дружина русов, возглавляемая Аскольдом. Последний представлял собой тип волевого и бесстрашного вождя. В 860 году он совершил набег на земли Византии. Это было первое нашествие русов на земли великой империи.

Киевская Русь в X веке

Но по прошествию 20 лет военное счастье изменило Аскольду. Олег выманил его и Дира (вождь славян) из Киева якобы для переговоров. На берегу Днепра их коварно убили. После этого жители города сдались без всякого сопротивления. Произошло это историческое событие в 882 году.

В следующем году Олег занял Псков. В этом городе малолетнему Игорю нашли невесту. Звали её Ольга. Детей обручили, и они стали во главе сильной державы, раскинувшейся от земель Новгорода до южных степей. Получила эта держава название Киевская Русь.

При определении возраста Ольги возникают некоторые нестыковки. Княгиня ездила в Византию в 946 году. Она произвела такое впечатление на императора, что он даже изъявил желание жениться на ней. Если княгиню обручили в 883 году, то перед глазами басилевса должна была предстать старая женщина, которой уже было за 60. Скорее всего, Ольга родилась ориентировочно в 893 или 903 году. Обручение с Игорем, таким образом, состоялось не в 883 году, а на 10, а может и на 20 лет позже.

Наравне с Киевской Русью росла сила и мощь Хазарского каганата . Хазары - это племена Кавказа, жившие на территории современного Дагестана. Они объединились с тюрками и евреями и создали государство между Азовским и Каспийским морями. Располагалось оно севернее Грузинского царства.

Сила хазар крепла день ото дня, и они стали угрожать Киевской Руси. С ними воевал наставник Игоря воевода Олег. История его знает под именем Вещий Олег. Он умер в 912 году. После этого вся власть оказалась в руках Игоря. Тот совершил поход против Хазарского каганата и попытался захватить их город Самкерц на берегу Азовского моря. Этот поход окончился полным разгромом дружин Киевской Руси.

В ответ на это хазарский полководец Песах осуществил поход на Киев. В результате русичи были разбиты и оказались в положении данников у Хазарского каганата. Князь Игорь вынужден был каждый год собирать дань со своих земель, чтобы отдать её хазарам. Закончилось это для киевского князя плачевно. В 944 году он был убит древлянами, так как те отказались выплачивать деньги и отдавать продукты неизвестно кому. Здесь опять нестыковка дат, так как возраст Игоря к этому времени был уже глубоко старческим. Можно допустить, что люди в X веке жили очень долго.

Принятие православия княгиней Ольгой в Константинополе

Княжеский престол переходил по праву к сыну Игоря Святославу. Тот был ещё ребёнком, поэтому вся власть сосредоточилась в руках его матери княгини Ольги. Для борьбы с хазарами ей нужен был сильный союзник. Таковым могла стать только Византия. В 946 году, по другим данным в 955 году, Ольга посетила Константинополь. Чтобы заручиться поддержкой басилевса, она крестилась и приняла православие. Таким образом, было положено начало крещению Руси. Сама же Ольга стала первой святой русской православной церкви.

Князь Святослав

Возмужав и взяв власть в свои руки в 960 году, князь Святослав организует поход против хазар. Состоялся он летом 964 года. Войско русичей дошло до города Итиля - столицы Хазарского каганата. Союзниками киевского князя выступили гузы и печенеги. Итиль располагался в устье Волги на большом острове. Его жители вышли сражаться с союзными войсками в чистое поле, и были разбиты наголову.

После этого Святослав двинул дружины к Тереку. Там находился второй по значимости хазарский город Семендер. Город был хорошо укреплён, но не смог противостоять русичам. Он пал, а победители разрушили крепостные стены. Князь повелел называть покорённый город Белой Вежей, а свои войска повернул домой. Дружины дошли до Дона и осенью 965 года оказались в родных землях.

Поход 964-965 годов очень высоко поднял авторитет Киевской Руси в глазах византийцев. К Святославу басилевс направил послов. Ловкие дипломаты во главе с Калокиром заключили выгодный договор. Умело играя на честолюбии молодого князя, они уговорили его выступить против Болгарского царства и принудить его к покорности.

Святослав собрал дружину, высадился в устье Дуная и встретился с войском болгарского царя Петра. В бою русичи одержали полную победу. Пётр бежал и вскоре умер. Его детей отправили в Византию, где заточили в темницу. Болгарское царство перестало представлять собой политическую силу.

Византийский император или басилевс

Всё складывалось очень удачно для Святослава. На свою беду он сблизился с византийским послом Калокиром. Тот лелеял мечту занять императорский трон в Византии. От устья Дуная до Константинополя было совсем недалеко. Святослав вступил в сговор с честолюбивым послом, но данный факт дошёл до престарелого Никифора II Фоки - басилевса Византийской империи.

Упреждая заговорщиков, в устье Дуная двинулось сильное войско. Одновременно Фока договорился с печенегами, что они нападут на Киев. Святослав оказался между двух огней. Родные земли, мать и дети оказались дороже. Святослав оставил Калокира и ушёл с дружиной защищать Киев от печенегов.

Но, оказавшись у городских стен, он узнал, что нашествие печенегов окончилось, ещё не начавшись. Город спас воевода Претича. Он подошёл с севера с сильным войском и преградил дорогу кочевникам. Печенеги, увидев силу и мощь русичей, решили не связываться с ними. Их хан в знак дружбы обменялся с Претичей оружием, заключил мир и приказал повернуть коней в приднепровские степи.

Святослав встретился с матерью, пожил в городе и увидел, что жизнь в столице сильно изменилась. Ольга, приняв христианство, организовала в Киеве многочисленную общину. Тех, кто исповедовал веру в единого бога, становилось всё больше и больше. Число желающих креститься росло. Этому в немалой степени способствовал авторитет княгини Ольги. Сам же Святослав являлся язычником и христиан не жаловал.

Мать просила сына не покидать Киев. Но тот чувствовал, что становится чужим в родном городе. Основная причина заключалась в религиозных взглядах. Точку в этом вопросе поставила смерть Ольги в конце 969 года. Оборвалась последняя ниточка, связывавшая Святослава с Киевом. Князь собрал дружину и поспешил обратно в Болгарию. Там его ждало покорённое царство и борьба за византийский престол.

Тем временем в Византии произошёл политический переворот. Фока был стар и некрасив, а его жена Феофано молода и прекрасна. Это был её второй муж. Первым являлся император Роман Молодой. Когда он умер в 963 году, ходили упорные слухи, что Феофано отравила его. В 969 году наступила очередь престарелого второго мужа.

Коварная императрица вступила в любовную связь с Иоанном Цимисхия, родственником Фоки. В результате возник заговор. Феофано пропустила злоумышленников во дворец, и те убили старого императора. Басилевсом стал Цимисхия.

В отличии от Романа Молодого и Фоки у него хватило ума отдалить Феофано от себя. Взяв власть в свои руки, новый император тут же приказал арестовать вдову и всех тех, кто участвовал в убийстве. Но он проявил по истине царское великодушие, не казнив политических преступников, к числу которых принадлежал и сам. Заговорщики были сосланы на маленький остров в Эгейском море. Вернулась Феофано в императорский дворец лишь в 976 году после смерти басилевса. Но это уже была сломленная судьбой женщина.

Тем временем Святослав вернулся в Болгарию. Но и в этих землях ситуация кардинально изменилась. Войска Цимисхия вторглись в земли Болгарского царства и захватили город Преславу. Население страны тут же в массовом порядке стало переходить на сторону победителей. Несостоявшийся басилевс Калокир бежал в город Переяславец. Дальнейшая его судьба ни в одной летописи не упоминается.

Святослав с небольшой дружиной оказался между двух огней. С одной стороны его теснили войска византийцев, с другой докучали восставшие болгары. Князь укрылся в Переяславце, но город вскоре осадили кадровые войска великой империи. В Дунай вошла греческая эскадра, насчитывающая 300 кораблей.

Святослав дал бой византийцам. Сопротивление его войск было столь мужественным и упорным, что ромеи вынуждены были пойти на переговоры. С флотом приплыл сам император Цимисхия. Встречу киевскому князю он назначил посреди Дуная.

Встреча князя Святослава с императором Цимисхия

К роскошной ладье басилевса подплыл невзрачный челнок. Одним из гребцов на нём был сам князь Святослав. Вождь русичей сидел в длинной белой рубахе и по внешнему виду ничем не отличался от рядовых воинов. У князя была бритая голова, длинный чуб, усы и серьга в ухе. Он не был похож на христианина, а выглядел как настоящий язычник, кем и являлся не только внешне, но и внутренне.

Ромеям не нужна была жизнь Святослава и его воинов. Византийцы великодушно согласились дать русичам уйти. За это киевский князь пообещал отступиться от Болгарского царства и больше никогда не появляться в этих землях. Княжеская дружина погрузилась в ладьи, спустилась по реке в Чёрное море и поплыла на северо-восток. Побеждённые воины добрались до острова Буяна, что в Днестровском лимане, и ушли на остров Березань. Произошло это в конце лета 971 года.

То, что случилось дальше на острове, не укладывается ни в какие рамки. Всё дело в том, что княжеская дружина состояла из язычников и христиан. В боях они сражались бок о бок. Но теперь, когда поход бесславно закончился, дружинники стали искать виновных в своём поражении. Вскоре язычники пришли к мнению, что причиной разгрома были христиане. Они навлекли на войско гнев языческих богов Перуна и Волоса. Те отвернулись от княжеской дружины, лишили её защиты, поэтому византийцы и победили.

Результатом этого стало массовое истребление христиан. Их мучили и зверски убивали. Часть христиан во главе с воеводой Свенельдой отбились от потерявших человеческий облик язычников. Эти дружинники покинули остров Буян и, поднявшись по Южному Бугу, оказались в Киеве. Естественно все жители города тут же узнали о зверствах творимых Святославом и его подручными.

Результатом этого стало то, что Святослав не пошёл в Киев, то есть не вернулся в свой родной город. Он предпочёл пересидеть суровую зиму 971-972 года на острове Буяне. Его оставшееся воинство голодало, мёрзло, но не покидало князя. Все они понимали, что понесут суровую ответственность за убийства невиновных христиан.

В Киеве во главе христианской общины после смерти матери встал сын Святослава Ярополк. Он не мог простить отцу гибель его братьев по вере. Ярополк связался с печенежским ханом Курей и раскрыл ему место нахождение своего отца. Печенеги дождались весны, и когда Ярослав со своими воинами язычниками оставил остров, напали на него. В этой битве все русичи были уничтожены. Погиб и Святослав. Хан Куря приказал сделать из черепа киевского князя чашу. Из неё он пил вино всю оставшуюся жизнь, а после смерти чаша досталась его наследникам.

С гибелью Святослава приверженцы язычества на Руси значительно ослабли. Христианская община стала набирать всё больший вес. Но её влияние распространялось лишь на Киев и на ближайшие к нему земли. Основная же масса жителей Киевской Руси продолжала верить языческим богам. Продолжаться такое долго не могло.

Крещение русской земли

После смерти Святослава власть в Киеве перешла к Ярополку. Тот был христианином и перенял всё лучшее от своей бабки, княгини Ольги. Казалось бы на него и должна была лечь почётная миссия крещения Руси. Но человек предполагает, а бог располагает. В Новгороде безраздельно властвовали сторонники языческого бога Перуна. В этом городе князем сидел Владимир - средний сын Святослава. Ярополку он приходился сводным братом, так как был рождён наложницей Святослава Малушей. При нём неотлучно находился его дядя Добрыня.

В Овруче, исконном городе древлян, княжил младший брат Олег. Он не признал власть Ярополка и объявил свои земли независимыми. Тут надо сразу пояснить, что на момент смерти Святослава его сыновьям было по 15-17 лет. То есть они были совсем молодыми людьми и, естественно, не могли принимать самостоятельных политических решений. За ними стояли опытные мужи, связанные родственными и финансовыми интересами.

Шло время, и юноши взрослели. В 977 году Ярополк совершил набег на Овруч. В результате Олег был убит, а древляне признали власть киевского князя. Владимир, страшась участи Олега, бежал из Новгорода в Швецию. На Руси на короткое время установились покой и тишина. Все города безоговорочно признавали власть Киева. Можно было начинать крещение Руси, но этому помешал князь Владимир.

Он вернулся в Новгород и объявил себя ярым приверженцем языческих богов. Незначительная кучка христиан, обосновавшихся в северной столице, была убита. Под знамя князя-язычника встали варяги и новгородцы.

Это войско двинулось на Полоцк и захватило город. Его жители даже не сразу поняли, что стали данниками Новгорода. Сидевший на княжении в Полоцке христианин Рогволода был убит. Были также убиты все его сыновья. А дочь князя Рогнеду Владимир зверски изнасиловал и умертвил. Язычники безжалостно расправились с приверженцами православной веры и двинулись дальше на юг. Они захватили Смоленск и в 980 году подошли к Киеву.

Ярополк попытался оказать Владимиру достойное сопротивление, но в окружении киевского князя нашлись предатели. Одним из них являлся воевода Блуд. Он уговорил Ярополка встретиться со своим братом на нейтральной территории для переговоров. Киевский князь вышел из ворот города и направился к большому шатру, который захватчики разбили недалеко от городских стен.

Но, войдя внутрь, Ярополк не увидел брата. На князя набросились затаившиеся в шатре варяги и зарубили его мечами. После этого Владимира признали киевским князем, а соответственно и владыкой всей Руси.

Настал черёд расплачиваться с варягами. Но новый киевский князь отличался не только патологической жестокостью, но и неимоверной жадностью. Добившись всего, чего хотел, он решил не давать денег наёмникам.

Варягов собрали на берегу Днепра якобы для расчёта. Но вместо гонцов с мешками денег перед наёмниками появились закованные в латы киевские дружинники. Они посадили жаждавших вознаграждения воинов в лодки без вёсел и пустили плыть вниз по широкой реке. На прощание посоветовали им добраться до Царьграда и поступить на службу к византийскому императору. Варяги так и сделали. Но ромеи распределили наёмников по разным гарнизонам. Те оказались в незначительном числе среди солдат-христиан. Дальнейшая судьба варягов неизвестна.

Владимир, несмотря на мерзкие черты характера, был человеком далеко неглупым. Очень скоро он убедился, что христиане занимают очень сильные позиции не только в Киеве, но и в других городах Руси. Не считаться с этими людьми он не мог. Тем более после того, как отправил варягов к грекам и навсегда лишился их поддержки, благодаря своей жадности.

Новоиспечённый киевский князь не питал никаких тёплых чувств к православию, видимо олицетворяя его в первую очередь с Ярополком. В то же время он понимал, что язычество доживает свои последние дни. В мире безоговорочно устанавливались три религии. Это ислам, католичество и православие. Нужно было делать выбор, чтобы вписаться в новую международную политическую систему.

В своей «Повести временных лет» Нестор нам вещает, что Владимир стоял на распутье. Желая разобраться в тонкостях каждой религии, князь отправил в разные страны посланцев, а затем принял у себя представителей различных вероучений. После этого Владимир категорически отмёл ислам, посчитав, что данная религия неприемлема для Киевской Руси.

Коран написан на арабском, а кто из русичей знал этот язык. Ислам запрещал пить вино и есть свинину. Князь понимал, что с такой верой он долго у власти не продержится. Пиры после удачного похода или охоты были обязательным атрибутом у славян и русов. При этом всегда жарили вепрей, а чучела их голов со страшными клыками украшали хоромы практически всех вельмож. Поэтому мусульмане были отправлены с миром домой, и князь обратил свой светлый взор на католиков.

Глядя на почтенных немецких священников, Владимир сказал лишь одну фразу: «Идите туда, откуда пришли. Ибо и отцы наши не приняли этого». В данном случае князь имел в виду визит в середине X века католического епископа Адальберта. Тот прибыл к княгине Ольге ещё до её поездки в Константинополь. Его миссия заключалась в крещении киевлян. Святому отцу было категорически отказано.

К этому времени Ольга уже сделала выбор в пользу Византии, видя в ней сильного союзника. К тому же немалую роль сыграло и то, что в те далёкие времена папский трон очень часто занимали, скажем так, неправильные папы. Ватиканский двор они превращали в вертеп разврата и порока. Эти служители господа сожительствовали со своими дочерьми, пьянствовали, пользовались услугами продажных женщин. Доходило даже до того, что они давали пиры в честь Сатаны. У православных греков подобные вещи были просто немыслимы.

Это и послужило причиной того, что Владимир отказал благочестивым католика. Но не приняв латинскую веру, князь не оставил себе выбора, так как из трёх ведущих систем мировоззрения наступила очередь православия.

Киевский князь, в конце концов, сделал правильный выбор. Он принял именно православную веру. Немалую роль в этом сыграл авторитет его бабки. Ольга и умерев, пользовалась огромным авторитетом у киевских христиан. Память о княгине хранили очень трепетно и бережно. Правильно действовали и святые отцы греческой церкви. Они не навязывали свою веру, тем самым подчёркивая свободу выбора. Константинопольский патриарх всегда отличался непосредственностью и искренностью, а очарование греческой литургии не шло ни в какое сравнение со службой в католическом храме.

Очень важным в выборе веры было то, что православие никогда не проповедовало идею предопределения. Поэтому ответственность за грехи, сотворённые по собственной воле, тяжким грузом ложилась на самого грешника. Для язычников это было вполне приемлемо и понятно. Нормы христианской морали не довлели на психику новообращённых, так как были абсолютно простыми и ясными.

Крещение Руси произошло в 988 году . Вначале крестили всех киевлян, а затем наступила очередь жителей других городов. В то же время к людям не применялось насилие. С языческой верой они расставались абсолютно добровольно, благодаря грамотной разъяснительной работе служителей православной церкви. Обязывали креститься лишь князей и воевод. Те должны были личным примером увлекать людей за собой. Таким образом, русичи навсегда расстались с Перуном и уверовали в Христа.

Лишь в некоторых городах сохранились отдельные языческие общины. Но они мирно уживались с христианскими. В одном конце города стоял православный храм, в другом располагалось капище языческого бога. По прошествию десятилетий капища исчезли. Оставшиеся язычники также приняли православие, поняв его несомненное преимущество. Крещение Руси дало высшую свободу русичам. Заключалась она в добровольном выборе между Добром и Злом. А полная победа православия даровала русской земле великую тысячелетнюю историю.

Cтатью написал ridar-shakin



gastroguru © 2017