Бехтерева умные живут долго читать. Умные живут дольше, или как настроить свой мозг на успех

Об этом «АиФ» спросил у Святослава Медведева, директора Института мозга человека, члена-корреспондента РАН .

Дыра в голове... освежает

«AиФ»: - Святослав Всеволодович, в вашем институте проводили операции, во время которой в голове наркомана делали «дыру» и удаляли память о том, каким «вкусным» был героин. А можно ли подобным образом настроить мозг на успех? Все участки обиды, агрессии, смущения заморозить, а самоуверенности - увеличить?

Святослав Медведев: - Наркоманам мы практически перестали делать операции - научная проблема решена, и мы можем передать метод в руки медиков. Если упростить, то суть операции сводилась к следующему. У каждого из нас есть набор стандартов: вы автоматически утром чистите зубы, на интервью надеваете юбку, а не купальник и т. д. А тому, кто попробовал наркотик, кажется, что в наборе стандартов теперь всегда должен быть героин. Так вот, воздействуя на мозг, мы объясняли организму, что последнее в списке лишнее, что надо вернуться в состояние до первого приёма героина.

Надо ли вмешиваться в мозг для улучшения качества жизни? Когда у человека серьёзные поломки в голове - тяжёлая болезнь, такие операции узаконены почти во всех странах. А в остальных случаях лучше обращаться не к хирургам. Без серьёзных медицинских показаний подобное вмешательство аморально. Хотя, например, доказательства того, что трепанация черепа способствует насыщению мозга кислородом, что улучшает его работу, действительно есть.

Берегите «паровоз»

«AиФ»: - Но есть же какая-то стимуляция извилин? Поэты Серебряного века, говорят, для вдохновения нередко употребляли абсент - напиток, который может вызвать даже галлюцинации...

С. М.: - Любая стимуляция - наркотики, алкоголь, специальные препараты - укорачивает жизнь. Что будет, если к паровозу, рассчитанному на 50 вагонов, прицепить 100? Он потянет их раз, второй, но на металлолом пойдёт намного раньше срока.

«AиФ»: - Дети учатся ходить, говорить, понимать и перенимать мимику окружающих одновременно. Многие же взрослые боятся учиться чему-то новому. Неужели с годами мозги «усыхают»?

С. М.: - Учиться нескольким вещам сразу дети могут благодаря нейронам мозга. Мы изучаем нейроны, ищем ответ на вопрос: каким образом в мозгу «пакуется» такой огромный объём информации? Ещё вопрос: как при мизерных частотах (сотня герц) и небольших скоростях (скорость общения нейронов между собой равна даже не скорости света, как у компьютера, а всего лишь скорости звука в воде - 1400 м/с) мозг умудряется организовать взаимодействие 10 млрд нейронов? Мозг мощнее любого суперкомпьютера. Почему? Пока непонятно. Зато мы выяснили, что нейроны работают, как команда корабля: один управляет судном, другой хорошо стреляет, третий готовит пищу. Такую способность они сохраняют у тех, кто постоянно тренирует мозг умственной, творческой деятельностью. Посмотрите, академики, многим из которых под 80, - в здравом уме и твёрдой памяти. Академик Н. Бехтерева пришла к выводу, что если вы поддерживаете мозг в тонусе, то в ответ мозг в тонусе поддерживает весь организм. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые нервные клетки. Творчество омолаживает - умные живут дольше.

Чтение против отупления

«AиФ»: - А что делать остальным, чтобы не отупеть? Может, время от времени пребывать в какой-нибудь неестественной позе? Йоги говорят, что в такие моменты мозг задумывается: а что это делают с моим телом - и начинает лучше соображать.

С. М.: - Если продолжить аналогию с командой корабля, то отвечу так: и стрелка можно научить готовить борщ, а кока - наводить орудие. Существуют нервные клетки, которые от рождения готовы к своей работе, но есть и другие, которые «воспитываются» в процессе развития человека. Научившись выполнять одни задачи, они забывают другие. Но не навсегда. Поэтому можно попытаться заставить их «сесть за парту» ещё раз. Для этого существуют разного рода тренировки. Чтобы подольше оставаться молодым, надо даже в пожилом возрасте ставить перед собой сверхзадачи: освоить компьютер, выучить новый язык, написать мемуары. Самое доступное упражнение для мозгов - больше читать хорошую литературу. Кстати, у человека есть защитная функция от перегрузок - он забывает лишнее. А по истечении какого-то времени вообще помнит только хорошее. Хотя при желании с помощью ассоциативного ряда из памяти можно достать почти всё. Мозг, хорошо устроенный, важнее, чем мозг, хорошо наполненный.

«AиФ»: - Похоже, наше правительство всё свободное от заседаний время занимается тренировкой мозгов - вон какой огромный объём информации в голове держит...

С. М.: - Вы слишком хорошо думаете о нашем правительстве. Вряд ли дело в объёмах - скорее в умении пользоваться этой информацией, например, обращать внимание на важное и игнорировать лишнее. Вспоминается пример экс-президента США Р. Рейгана. Он мог уснуть на каком-нибудь заседании, потому что считал, что там не было полезных сообщений. У нас в прессе над ним посмеивались. А сейчас считают, что он один из великих президентов. Если помнить всё и обращать внимание на всё, то можно сойти с ума.

«AиФ»: - А как вынуть из головы гениальные решения? Финансовые стратеги уверяют: чтобы добиться успеха, разбогатеть, надо принимать нестандартные решения.

С. М.: - В мозге есть детектор ошибок. Именно он следит за тем, чтобы «матрица стандартов», о которой я говорил выше, работала исправно. Но он же препятствует развитию нестандартных идей. Их рождает только «поломанный» мозг. Благодаря этому дефекту придумывают то, «чего быть не может, потому что не может быть никогда». Например, А. Эйнштейн придумал (!), что пространство не плоское, а криволинейное. И оказался прав.

«AиФ»: - Слышала, что обеспечением работы мозга занимаются более 80% генов человека, а на все остальные органы эволюция потратила в разы меньше усилий. Может, поэтому мы и не в состоянии использовать больше, чем 10% возможностей нашего мозга?

С. М.: - Это миф. У здоровых людей мозг загружен практически полностью. Но у каждого разный режим работы: у одного вялый, у другого интенсивный. А у кого-то, как у В. Высоцкого, на пределе возможностей. О таких говорят, что они быстро сгорают.

«AиФ»: - Говорят, что в одном номере «АиФ» столько информации, сколько человек, живший несколько веков назад, мог переварить за всю жизнь. Значит, мозг человека стал вместительнее?

С. М.: - Нет, льстить себе, что мы умнее предков, не стоит. В прошлые века пастух, конечно, не знал, что такое «инфляция» и вряд ли понял бы суть валютных войн. Зато, бросив взгляд на стадо овец, он мог сходу сказать - сколько в нём голов. Его мозг содержал не меньший объём информации, чем наш. Просто информация с тех пор резко изменилась.

15 лечебных цитат Натальи Бехтеревой

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг — это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека — человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки , разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость - важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы . Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» - и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант - идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим - в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он — отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга — сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария… Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место — например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему… Или вещие сны — это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека — человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает — «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой — ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.

10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав — перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой — она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений — 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5—7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % — но не разом, а как огоньки елочной гирлянды — по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но — не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача — доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы — мы не умираем, пока у нас есть цель — дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты — кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».

До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека влияют в основном наследственность, экология и образ жизни. Теперь к ним прибавился еще один фактор - уровень интеллекта и степень интеллектуальной нагрузки. Связь между IQ и старением выявили специалисты из Британского совета по медицинским исследованиям. Они проследили за состоянием здоровья более 1000 человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям, и на днях обнародовали свои выводы. Смертность людей, которые на протяжении всей жизни должны были постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. Исследователи подчеркивают, что здесь играет роль именно постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий IQ.

Британские ученые пока лишь представили статистические факты и не объяснили, почему так происходит. С этим вопросом "МН" обратились к научному руководителю Института мозга человека РАН академику Наталье БЕХТЕРЕВОЙ .

Наталья Петровна, вы давно говорите о том, что поддержание интеллектуальной формы, как и формы физической, требует постоянных усилий. Теперь появились подтверждения тому, что между этими "формами" есть связь. На чем она, по-вашему, строится?

Я могу только делать предположения, хотя они основаны на наших сегодняшних знаниях о работе человеческого мозга. Известный ученый-физиолог Евгений Николаевич Соколов когда-то доказывал, что мозг живых существ функционирует по "меченым линиям". Он исследовал низших животных и обнаружил, что работа их мозга запрограммирована. Нейронная сеть у них формируется таким образом, что нервные импульсы в мозге распространяются, как поезда по рельсам, с остановками в нужных местах. У человека мозг устроен гораздо сложнее, но и у нас есть такие "меченые линии". Именно по ним "проходят" привычные действия, доведенные до автоматизма: когда вы, входя в комнату, протягиваете руку к выключателю, садитесь за стол, берете привычные предметы.

Во время исследований мы наблюдаем, что происходит в мозге при самых разных действиях - простых и сложных. Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Чем она проще, тем меньше областей остаются "включенными". Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере.

- Для чего "большего"?

Сложной мыслительной работы, решения нестандартных задач, творчества. Последние исследования с применением современной техники - позитронно-эмиссионного (ПЭТ) и магнитно-резонансного (МРТ) томографов - показали, что в этих случаях во многих зонах мозга (практически в каждой!) задействуются какие-то участки. У нас в Институте мозга человека РАН мы последние пять лет изучаем мозговую организацию творчества. Испытуемым-добровольцам задаются специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и из не связанных по смыслу слов), и с помощью ЭЭГ и ПЭТ наблюдаем, что происходит в этот момент в мозге. Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, - здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.

- Но как все это может быть связано с физической формой человека, продолжительностью жизни?

- Когда происходит подобная "нестереотипная деятельность", мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Мозгу ведь, как и всем другим органам, нужно работать - даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в "стереотипной ситуации" - подметал улицы, стоял за конвейером, - словом, "ходил" по "меченым линям" и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя память может и не быть такой острой, как в 20 - 30 лет.

Но главное другое. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и, по-видимому, образуются новые нейроны - нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта.

Сверхзадачи мозгу человека полезны, даже жизненно необходимы. Сравните город, в котором живут люди, действует инфраструктура, горят огни, и - заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью, - это и есть заброшенная деревня. Он не живет, он существует.

- А тело?

Мозг имеет отношение ко всему происходящему в организме. Например, в процессе творчества активируются участки, важные для эмоциональной деятельности, - в том числе, в структурах гипоталамуса, влияющих на эндокринную систему, которая напрямую связана с процессами старения. Это лишь одна линия, но я считаю, что активный мозг и в пожилом возрасте продолжает регулировать почти все происходящее в организме.

Я долго размышляла о возможности центральной регуляции процесса старения - он ведь состоит из нескольких фаз, и, возможно, мозг способен продлевать какую-то фазу.

- А прежде, много веков назад интеллектуально загруженных людей в популяции было меньше?

Теоретически - да. Сегодня гораздо большее число людей может оказаться в информационном поле и что еще более важно - в поле срочного принятия решений. Как было на самом деле, трудно сказать. Когда я читаю романы XII - XIII веков, то вижу, что жизнь тогда была очень непростая, хотя многое определялось ритуалами, стереотипами. С этой точки зрения меня очень интересуют монахи в монастырях: повседневная стереотипная деятельность на фоне ограничения движений. За счет чего там сохраняются интеллект и здоровье? Выгодный для организма духовный настрой?

Почему уровень интеллектуальной нагрузки не включали в число факторов, влияющих на продолжительность жизни?

Шли с периферии. А мозг действительно может очень многое, хотя далеко не все. Образ жизни "работников умственного труда" - часто ужасный, физическая активность низкая, режим питания неправильный, вредные привычки: Мозг пытается компенсировать это, но не всегда со всем справляется. Эти люди, хоть и живут дольше, но объективно нездоровы. Я ведь еще во многом сужу и по себе, и по тем, кого наблюдаю вокруг. Поэтому лучший вариант - это когда с детства и думаешь, и в теннис играешь. Если объединить физическую и умственную нагрузки, можно довольно долго хорошо жить. Тем, кто работает головой, лет в 40 надо крепко об этом задуматься.

- А тем, чей образ жизни не располагает к умственным нагрузкам, в 40 лет можно что-то изменить?

Когда-то я работала с пациентами, испытывавшими затруднения с памятью, и спрашивала у них: "Вы много читаете?" - "Да, все газеты". Тогда газеты у нас были почти все одинаковые, и я отвечала: "Если не станете читать что-то другое, то я не завидую вашей старости". Нужно практиковать хотя бы разнообразное чтение.

Надо пробовать нетривиально решать свои проблемы. Вообще в жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставит его придумать нечто неординарное. Даже на бытовом уровне, в семье. К сожалению, такой подход очень трудно навязать человеку. Хотя, с другой стороны, организованная пропаганда может многое: ведь популярны же сегодня фитнес-клубы. Может, надо создавать и "мозговые клубы"...

- У вас есть личные правила "умственной гигиены"?

Одно из них я когда-то усвоила от своего начальника, директора Института экспериментальной медицины Дмитрия Андреевича Бирюкова, у которого день был четко поделен на две половины - первую он занимался наукой, а вторую - директорскими обязанностями. И во время работы в лаборатории никто и ничто (если только не пожар) не могли заставить его прерваться. Став директором, я поступала так же и смогла долго полноценно заниматься наукой. Сейчас больше половины времени работаю дома, и это требует довольно строгой дисциплины. Пока я не напишу "дневную норму страниц" или не прочту того, что нужно для текущей работы, - не занимаюсь так называемыми мелочами, которые могут съесть время и силы. А беллетристику читаю только в постели перед сном.


Досье МН


БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна - научный руководитель Института мозга человека РАН, руководитель научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания, академик РАН и РАМН, лауреат Государственной премии СССР.

Академик Н.П. Бехтерева заложила основы фундаментальных исследований в области физиологии здорового и больного мозга человека. Ею создан комплексный метод исследования принципов структурно-функциональной организации мозга человека, мозговых механизмов мышления, памяти, эмоций. Н.П. Бехтерева - автор более 360 научных работ (из которых более 140 опубликовано в международной периодике), в том числе 14 монографий (4 из которых переизданы за рубежом).

СПРАВКА

Мозг и компьютер

Мозг человека содержит 10 - 20 миллиардов нейронов - нервных клеток. Один нейрон может иметь связи примерно с 20 тысячами других своих собратьев. На передачу химических сигналов между нейронами уходят микросекунды, и при этом мозг выполняет многие задачи быстрее и лучше, чем самые мощные современные процессоры. Секрет в том, что мозг не исполняет закодированные инструкции, а активизирует связи (синапсы) между нейронами. Каждая активация эквивалентна выполнению цифровой команды. Можно оценить, сколько связей активизируется каждую секунду, и сравнить с количеством команд, выполняемых компьютером за то же время. Синаптическая активность мозга достигает 1016 связей нейронов в секунду. Чтобы добиться такой производительности, потребуется миллион компьютеров Intel Pentium, потребляющих в общей сложности сотни мегаватт!

- 4647

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.

10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает . Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария… Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему… Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.


10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».



gastroguru © 2017